учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - осуществление высокоточных измерений в области геодезии и дистанционного зондирования; получение, обработка, синтез геодезической, аэрокосмической и др. информации для целей картографирования, научно-исследовательских и производственных работ;
- выполнение топографических съемок местности и создание оригиналов топографических планов и карт;
- формирование системы знаний и практических навыков по технологии производства геодезических работ;
- формирование знаний по построению геодезических сетей;
- развитие знаний, умений, навыков по методам решения геодезических задач.
ПКС-2: готов к выполнению специализированных инженерно-геодезических, аэрофотосъемочных и фотограмметрических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных объектов разного назначения, обеспечению кадастра территорий и землеустройства;
ИД-2 не знает и не понимает работу с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических
ИД-2 знает и понимает работу с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических
ИД-2 в целом знает и понимает работу с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических
ИД-2 в совершенстве знает и понимает работу с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических
ИД-2 не умеет применять методы работы с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических работ
ИД-2 умеет применять методы работы с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических работ
ИД-2 в целом умеет применять методы работы с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических работ
ИД-2 в совершенстве умеет применять методы работы с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических работ
ИД-2 не владеет навыками работы с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических работ
ИД-2 владеет навыками работы с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических работ
ИД-2 в целом владеет навыками работы с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических работ
ИД-2 в совершенстве владеет навыками работы с программным обеспечением и базами данных по учету, анализу и систематизации результатов инженерно-геодезических работ
ПКС-4: готов к сбору, разработке, систематизации и анализу материалов инженерных изысканий, проектной исполнительской геодезической документации;
ИД-2 не знает и не понимает методы анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 не знает и не понимает нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 знает и понимает методы анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 знает и понимает нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом знает и понимает методы анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 в целом знает и понимает нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве знает и понимает методы анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 в совершенстве знает и понимает нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не умеет методы анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 не умеет разрабатывать нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 умеет методы анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 умеет разрабатывать нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом умеет методы анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 в целом умеет разрабатывать нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве умеет методы анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 в совершенстве умеет разрабатывать нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не владеет навыками применения методов анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 не владеет навыками разрабатывания нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 владеет навыками применения методов анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 владеет навыками разрабатывания нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом владеет навыками применения методов анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 в целом владеет навыками разрабатывания нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве владеет навыками применения методов анализа технического задания и постановки исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
ИД-3 в совершенстве владеет навыками разрабатывания нормативно-техническую документацию на выполнение инженерно-геодезических изысканий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов к устным опросам
Темы докладовТемы докладов
Высшая геодезия
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Классификация плановых геодезических сетей.
3. Основные положения и схемы построения геодезических сетей России.
4. Типы центров геодезических пунктов.
5. Ориентирные пункты и их назначение. Центры ориентирных пунктов.
6. Внешнее оформление пунктов государственной геодезической сети.
7. Основные принципы высокоточных угловых измерений.
8. Влияние внешних условий на измерение углов и направлений.
9. Измерение горизонтальных направлений способом круговых приемов.
10. Наблюдение направлений на ориентирные пункты.
11. Способ измерения горизонтальных углов во всех комбинациях.
12. Таблицы перестановки лимба. Уравнивание измерений на станции.
13. Элементы приведения и способы их определения. Приведение направлений к центрам пунктов.
15. Оценка точности по внутренней сходимости и по невязкам треугольников.
16. Недостатки традиционных координатных определений.
17. Концепция перехода на автономные методы спутниковых координатных определений.
18. Геодезическое ядро концепции: ФАГС, ВГС, СГС-1.
19. Схема развития АГС при переходе на спутниковые методы.
20. Понятие о теории высот в гравитационном поле Земли.
21. Ортометрическая система высот.
22. Нормальная система высот.
23. Поправки за переход к нормальной системе высот.
24. Динамическая система высот.
25. Уровни морей и океанов. Исходный пункт системы «Балтийская - 77».
26. Государственные нивелирные сети, их классификация, принципы построения.
27. Нивелирные знаки: вековые, фундаментальные, грунтовые и стенные реперы.
28. Основные требования, предъявляемые к нивелирным сетям I класса.
29. Приборы, методика и организация работ.
30. Требования, предъявляемые к нивелирным сетям II класса.
31. Особенности нивелирования I и II классов в районах Севера и Северо-востока.
32. Связь линий I и II классов.
33. Особые случаи нивелирования I и II классов.
34. Нивелирование III класса, приборы, методика работ.
35. Нивелирование IV класса.
36. Источники ошибок высокоточного нивелирования и меры их ослабления.
37. Зенитные расстояния и источники ошибок при их измерении.
38. Основная формула тригонометрического нивелирования.
39. Вывод суммарного коэффициента за кривизну Земли и рефракцию.
40. Методика полевых работ и ожидаемая точность определения превышений.
41. Определение высоты теодолита и визирной цели над центром пункта.
42. Вычисление допустимых значений свободных членов условных уравнений.
43. Уравнивание сети коррелатным способом.
44. Уравнивание сети параметрическим способом.
45. Уравнивание линейно-угловой сети.
46. Задачи теоретической геодезии.
47. Уклонение отвесных линий и определение высот квазигеоида.
48. Астрономо-геометрическое нивелирование.
49. Фундаментальные геодезические постоянные и связь между ними.
50. Исходные геодезические данные.
51. Редуцирование измерений на поверхность референц-эллипсоида.
52. Изучение движений земной коры геодезическими методами.
53. Нормальная Земля и геодезическая референц-система.
54. Основные задачи высшей геодезии, связь с другими дисциплинами.
55. Геоид, квазигеоид, общий земной эллипсоид, референц-эллипсоид.
56. Поверхности относимости.
57. Астрономическая и геодезическая системы координат.
58. Аномалии высот. Уклонения отвесных линий.
59. Фундаментальные исходные геодезические даты.
60. Параметры земного эллипсоида и связь между ними.
61. Радиусы кривизны поверхности эллипсоида в данной точке.
62. Длины дуг меридианов и параллелей.
63. Взаимные нормальные сечения.
64. Геодезическая линия.
65. Методы решения малых сферических треугольников. Способ Лежандра.
66. Основные положения по выбору и применению плоских прямоугольных координат.
67. Основные уравнения проекции Гаусса.
68. Масштаб проекции и сближение меридианов на плоскости.
69. Перенос расстояний и направлений с поверхности эллипсоида на плоскость проекции.
– Вычисление длин дуг меридианов и параллелей
– Решение прямых геодезических задач на поверхности эллипсоида
– Решение обратных геодезических задач на поверхности эллипсоида
– Перевычисление пространственных координат в геодезические
- Вычисление плоских прямоугольных координат (Гаусса-Крюгера)
- Уравнивание нивелирных сетей способом полигонов и узлов
- Предварительное решение треугольников
- Уравнивание триангуляционных сетей (типовые фигуры)
- Уравнивание линейно-угловой сети
Расчетно-графическая работа (пример): Вычисление длин дуг меридианов и параллелей
Вычислить длины одноградусных дуг на различных широтах (B = 0°, 51°42', 90°).
Результаты вычисления поместить в таблице, согласно элементам формул в строках и в соответствующих широтам столбцам. Необходимые цифровые величины приводятся для эллипсоида ПЗ-90.11.
Рабочие формулы:
M = а•(1 – e2 ) / (1 - e2 • Sin2 B)3/2 ;
N = а / (1 - e2 • Sin2 B)1/2 ;
e2 = 2•α – α2 ;
M , N – радиусы кривизны главных нормальных сечений;
e2 – квадрат первого эксцентриситета эллипсоида вращения;
α – полярное сжатие эллипсоида вращения; (1/298.2564151)
а - большая полуось эллипсоида. (6378136.5)
Вычисление длин дуг одноградусных меридианов и параллелей (Sm; Sp)
Перечень вопросов к устным опросам
Тема. Геометрия земного эллипсоида
1. Представления о фигуре Земли
2. Геоид, эллипсоиды
3. Астрономическая система координат
4. Параметры земного эллипсоида и связь между ними.
5. Радиусы кривизны поверхности эллипсоида в данной точке.
6. Длины дуг меридианов и параллелей. Взаимные нормальные сечения.
7. Геодезическая линия.
Тема. Системы координат
1. Геодезическая система координат
2. Полярные и прямоугольные координаты
3. Методы решения малых сферических треугольников. Способ Лежандра.
4. Основные положения по выбору и применению плоских прямоугольных координат. Основные уравнения проекции Гаусса.
5. Масштаб проекции и сближение меридианов на плоскости.
6. Перенос расстояний и направлений с поверхности эллипсоида на плоскость проекции
Тема. Опорные геодезические сети
1. Понятие о Государственной геодезической сети
2. Принцип построения Государственной геодезической сети
3. Плановые геодезические сети. Методы их создания.
4. Геодезические сети, их назначение и способы построения.
5. Классификация плановых геодезических сетей.
6. Основные положения и схемы построения геодезических сетей России. Пункты Лапласа. Плотность геодезических сетей.
7. Предварительное знакомство с ОП-АГС-95.
8. Проектирование государственных геодезических сетей. Типовые схемы построения триангуляции.
9. Наружные геодезические знаки. Визирные цели, фонари и гелиотропы. Типы центров геодезических пунктов.
10. Ориентирные пункты и их назначение. Центры ориентирных пунктов.
11. Внешнее оформление пунктов государственной геодезической сети.
Тема. Системы высот
1. Высотные государственные геодезические сети.
2. Назначение и сущность нивелирных работ.
3. Абсолютные и относительные высоты точек, превышения
4. Виды нивелирования
5. Техническое нивелирование. Требования и особенности.
6. Понятие о теории высот в гравитационном поле Земли.
7. Ортометрическая система высот.
8. Нормальная система высот. Поправки за переход к нормальной системе высот. Динамическая система высот.
9. Уровни морей и океанов. Исходный пункт системы «Балтийская - 77».
10. Государственные нивелирные сети, их классификация, принципы построения. Нивелирные знаки: вековые, фундаментальные, грунтовые и стенные реперы
11. Основные требования, предъявляемые к нивелирным сетям I класса. Приборы, методика и организация работ.
12. Требования, предъявляемые к нивелирным сетям II класса. Особенности нивелирования I и II классов в районах Севера и Северо-востока. Связь линий I и II классов
13. Особые случаи нивелирования I и II классов.
14. Нивелирование III класса, приборы, методика работ.
15. Нивелирование IV класса.
16. Источники ошибок высокоточного нивелирования и меры их ослабления.
Тема. Математическая обработка результатов измерений
1. Необходимая точность вычисления поправок.
2. Оценка точности по внутренней сходимости и по невязкам треугольников.
3. Вычисление допустимых значений свободных членов условных уравнений.
Тема. Вопросы теоретической геодезии
1. Задачи теоретической геодезии.
2. Уклонение отвесных линий и определение высот квазигеоида.
3. Астрономо-геометрическое нивелирование.
4. Нормальная Земля и геодезическая референц-система.
5. Фундаментальные геодезические постоянные и связь между ними.
6. Исходные геодезические данные.
7. Системы высот и вычисление превышений в нормальной системе высот.
8. Редукционные задачи. Редуцирование измерений на поверхность референц-эллипсоида.
9. Координатно-временные системы координат.
10. Изучение движений земной коры геодезическими методами.
Перечень вопросов к устным опросам
Тема. Геометрия земного эллипсоида
1. Представления о фигуре Земли
2. Геоид, эллипсоиды
3. Астрономическая система координат
4. Параметры земного эллипсоида и связь между ними.
5. Радиусы кривизны поверхности эллипсоида в данной точке.
6. Длины дуг меридианов и параллелей. Взаимные нормальные сечения.
7. Геодезическая линия.
Тема. Системы координат
1. Геодезическая система координат
2. Полярные и прямоугольные координаты
3. Методы решения малых сферических треугольников. Способ Лежандра.
4. Основные положения по выбору и применению плоских прямоугольных координат. Основные уравнения проекции Гаусса.
5. Масштаб проекции и сближение меридианов на плоскости.
6. Перенос расстояний и направлений с поверхности эллипсоида на плоскость проекции
Тема. Опорные геодезические сети
1. Понятие о Государственной геодезической сети
2. Принцип построения Государственной геодезической сети
3. Плановые геодезические сети. Методы их создания.
4. Геодезические сети, их назначение и способы построения.
5. Классификация плановых геодезических сетей.
6. Основные положения и схемы построения геодезических сетей России. Пункты Лапласа. Плотность геодезических сетей.
7. Предварительное знакомство с ОП-АГС-95.
8. Проектирование государственных геодезических сетей. Типовые схемы построения триангуляции.
9. Наружные геодезические знаки. Визирные цели, фонари и гелиотропы. Типы центров геодезических пунктов.
10. Ориентирные пункты и их назначение. Центры ориентирных пунктов.
11. Внешнее оформление пунктов государственной геодезической сети.
Тема. Системы высот
1. Высотные государственные геодезические сети.
2. Назначение и сущность нивелирных работ.
3. Абсолютные и относительные высоты точек, превышения
4. Виды нивелирования
5. Техническое нивелирование. Требования и особенности.
6. Понятие о теории высот в гравитационном поле Земли.
7. Ортометрическая система высот.
8. Нормальная система высот. Поправки за переход к нормальной системе высот. Динамическая система высот.
9. Уровни морей и океанов. Исходный пункт системы «Балтийская - 77».
10. Государственные нивелирные сети, их классификация, принципы построения. Нивелирные знаки: вековые, фундаментальные, грунтовые и стенные реперы
11. Основные требования, предъявляемые к нивелирным сетям I класса. Приборы, методика и организация работ.
12. Требования, предъявляемые к нивелирным сетям II класса. Особенности нивелирования I и II классов в районах Севера и Северо-востока. Связь линий I и II классов
13. Особые случаи нивелирования I и II классов.
14. Нивелирование III класса, приборы, методика работ.
15. Нивелирование IV класса.
16. Источники ошибок высокоточного нивелирования и меры их ослабления.
Тема. Математическая обработка результатов измерений
1. Необходимая точность вычисления поправок.
2. Оценка точности по внутренней сходимости и по невязкам треугольников.
3. Вычисление допустимых значений свободных членов условных уравнений.
4. Триангуляционные сети сгущения 1-го и 2-го разрядов. Способы их построения.
Тема. Вопросы теоретической геодезии
2. Уклонение отвесных линий и определение высот квазигеоида.
3. Астрономо-геометрическое нивелирование.
4. Нормальная Земля и геодезическая референц-система.
5. Фундаментальные геодезические постоянные и связь между ними.
6. Исходные геодезические данные.
7. Системы высот и вычисление превышений в нормальной системе высот.
8. Редукционные задачи. Редуцирование измерений на поверхность референц-эллипсоида.
9. Координатно-временные системы координат.
10. Изучение движений земной коры геодезическими методами.
Темы докладов
1. Основные задачи высшей геодезии, связь с другими дисциплинами.
2. Понятие о фигуре Земли.
3. Астрономическая и геодезическая системы координат.
4. Фундаментальные исходные геодезические даты.
5. Геодезические сети, их назначение и способы построения.
6. Нормальная Земля и геодезическая референц-система.
7. Типовые схемы построения триангуляции.
8. Высокоточные измерения горизонтальных углов и направлений.
9. Элементы общей теории угловых измерений.
10. Фундаментальные геодезические постоянные и связь между ними.
11. Оценка точности по внутренней сходимости и по невязкам треугольников.
12. Геометрия земного эллипсоида.
13. Прямоугольные координаты Гаусса.
14. Изучение движений земной коры геодезическими методами.
15. Пространственные системы координат.
16. Системы высот и вычисление превышений в нормальной системе высот.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п