учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6, 7
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикжапов А.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: Освоить основы топографической анатомии животных в видовом и возрастном аспектах,
теоретическое обоснование, технологии организации и проведение хирургических операций, правил
фиксации, фармакологического обездвиживания и обезболивания животных, проведения инъекций и
пункций, профилактики инфекции при хирургических манипуляциях, этиологии, патогенеза, клинической
картины, лечения и профилактики различных хирургических болезней животных.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
осуществлять поиск информации и решений на основе действий, эксперимента и опыта.
и использованием адекватных методов для их решения; демонстрированием оценочных суждений в решении проблемных профессиональных ситуаций
ОПК-1: Способен определять биологический статус и нормативные клинические показатели органов и систем организма животных;
исследования отдельных систем организма; методологию распознавания патологического процесса
форма текущего контроля успеваемости)
работ
ветеринарной хирургии. Учение о
хирургической операции
ветеринарной хирургии. Учение о
хирургической операции
Профилактика хирургической инфекции
Профилактика хирургической инфекции
обезболивание
обезболивание
кровотечение. Соединение тканей. Элементы
пластической операций. Инъекции. Вливание.
Кровопускание. Десмургия
кровотечение. Соединение тканей. Элементы
пластической операций. Инъекции. Вливание.
Кровопускание. Десмургия
области головы
области головы
области головы
области головы
органах брюшной полости
органах брюшной полости
непродуктивных животных
непродуктивных животных
послекастрационных осложнений.
послекастрационных осложнений.
видов грыж животных
видов грыж животных
грудной и брюшной стенках
на грудной конечности
на тазовой конечности. Понятие о
рациональных разрезах
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Оперативная хирургия с топографической анатомией
2) охватывает все разделы дисциплины
Что такое хирургическая операция, и каково ее содержание?
Как классифицируются хирургические операции, показания и противопоказания к ним?
В чем состоит техника безопасного обращения с животными при их фиксации?
Какие существуют целесообразные и надежные способы фиксации животных, в том числе птиц, в положении стоя и лежа?
Какие осложнения возможны при повале и фиксации животных в лежачем положении? Каковы меры их профилактики?
Что следует понимать под хирургической инфекцией?
Назовите источники и пути проникновения микрофлоры в операционную рану?
Каковы основные меры профилактики хирургической инфекции перед операцией и во время ее проведения?
В каких случаях применяют асептику или антисептику в профилактике хирургической инфекции?
В чем состоят организация, проведение хирургической операции в стационаре, а также в условиях животноводческого комплекса, фермы или крестьянского хозяйства?
Назовите виды парентерального введения медикаментозных средств в оперативной хирургии?
Определите наиболее часто используемые области тела животных, в том числе птиц, для инъекции, пункций и вливаний.
Каковы общие правила при выполнении инъекций, пункций и вливания?
Дайте определение «наркоз». Назовите обоснование к его классификации.
Назовите примеры потенцированного наркоза и нейролептанальгезии для животных разных видов.
Каковы показания к применению тот или иного наркоза у животных разных видов?
Назовите виды местного обезболивания, дайте их характеристику?
Каковы особенности инфильтрационной анестезии методом «тугого ползучего инфильтрата» по Вишневскому?
Каковы показания к применению того или иного вида местного обезболивания?
Как пролонгировать действие местноанестезирующих веществ при обезболивании?
Назовите обоснование к применению новокаиновых блокад
Какие новокаиновые блокады применяют для животных? Каковы показания к ним и техника их проведения?
Дайте характеристику различных видов кровотечения.
Назовите способы временной остановки кровотечения и показания к применению их. Каковы показания к применению способов окончательной остановки кровотечений?
В чем состоит оказание помощи при значительной потере крови животным (острое малокровие)?
На чем основано определение совместимости крови и как ее определяют?
Каковы способы переливания крови и объем переливаемой крови?
Каково теоретическое обоснование необходимости наложения хирургических швов?
Какие способы и правила разъединения тканей вы знаете?
Дайте определение понятия «рациональный оперативный доступ».
Назовите стандартные хирургические инструменты для разъединения и соединения тканей и правила их применения.
Дайте характеристику наиболее часто применяемого в хирургии шовного материала.
Каковы правила и техника наложения швов?
Назовите время и правила снятия хирургических швов?
Какие способы несвободной кожной пластики и показания к применению их вы знаете?
Какие способы и показания к кожной трансплантации существуют в хирургии?
Назовите примеры применения аллопластики в ветеринарной хирургии.
Каково значение обезболивания, подготовки дефекта и остановка кровотечения для положительного исхода пластической операции?
Каковы показания и техника применения различных видов прижигания?
Каковы особенности техники проведения операций при удалении различных новообразований?
Каковы показания и техника вскрытия абсцессов?
Что такое повязка и перевязка? Назовите виды перевязочного материала и его свойства.
Каковы показания, правила и техника наложения бинтовых повязок?
Каковы показания, общие правила и техника наложения иммобилизирующих повязок?
Какова специфика наложения иммобилизирующих повязок у мелких животных?
Назовите показания, структуру и технику наложения клеевых повязок.
Назовите виды и показания к применению каркасных повязок?
Вопросы к модулю №2
Назовите рациональные оперативные доступы к шейному, надлопаточному, спинному и лопатко-плечевому пространствам холки.
Расскажите об особенностях топографии грудной стенки?
Как провести плевроцентез?
Каково направление волокон мышц боковой брюшной стенки?
Назовите, в каком слое расположены нервные стволы и магистральные сосуды брюшной стенки.
Каково значение «слабых мест» брюшной стенки в хирургической практике?
Как выполнить прокол брюшной стенки, рубца, книжки, а также слепой кишки к лошади?
Назовите показания, вид обезболивания и технику руменотомии, абомазотомии, энтеротомии.
Назовите методы оперативных вмешательств при выпадении прямой кишки.
Назовите общие правила и технику кесарева сечения.
На чем основана классификация грыж?
Каковы особенности оперативного лечения пупочных грыж?
Опишите технику оперативного лечения грыж боковой брюшной стенки у животных.
Каковы показания и техника операции ущемленной грыжи?
Какова топография промежностной грыжи у собак?
Как лечат грыжи?
Перкутанная кастрация: показания, обоснование, техника.
Показания и техника закрытого способа кастрации.
Открытый способ кастрации. Возможные осложнения, их профилактика.
Особенности кастрации самок животных разных видов.
Каковы показания к операции цистотомии.
Способы ампутации полового члена у лошади и собак.
Техника операции при подготовке быков- и баранов-пробников.
Удаление новообразований препуция и полового члена.
Какова топография нервных стволов и магистральных сосудов головы лошади, крупного рогатого скота и собак?
Как определить анатомические и хирургические границы придаточных полостей носа у животных?
Каковы правила и техника вставления носовой серьги у быков?
Назовите рациональные оперативные доступы к придаточным полостям носа и технику их трепанации.
Каковы обезболивание и техника ампутации рога?
Каковы способы и техника профилактики декорнуации у телят?
Назовите технику обезболивания и технику ампутации ушных раковин у животных?
Каковы особенности топографии пищевода? Какова техника операций на нем?
Как выполняют обезболивание и какова техника вскрытия зоба у птиц?
Каковы структура и топография глубокого сосудисто-нервного пучка вентральной области шеи?
Особенности и топографии яремного желоба и их значение при пункции магистральных сосудов шеи.
Опишите технику операций при отеке слизистой оболочки носа или гортани, при параличе возвратных нервов у лошади, непроходимости верхних дыхательных путей, а также при новообразованиях в полости носа.
Вопросы к модулю №3
Как выполняется проводниковая анестезия нервов в области предплечья?
Какова техника проводниковой анестезии нервов в области пясти?
Обезболивание пальца.
Показания и техника неврэктомии локтевого и срединного нервов.
Топография подсухожильных бурс грудной конечности; техника пункции их.
Топография сухожильных влагалищ грудной конечности; техника пункции их.
Топография суставов грудной конечности; техника пункции их.
Оперативное лечение подкожных бурситов.
Каковы топография и рациональные оперативные доступы в соединительнотканные пространства в области крупа и бедра.
Каковы топография и обезболивание нервов в области голени?
Каковы топография и обезболивание нервов в области плюсны?
Неврэктомия большеберцового и глубокого малоберцового нервов.
Каковы топография и пункция суставов, сухожильных влагалищ и подсухожильных бурс тазовой конечности.
Показания и техника экзартикуляции второй, третьей фаланг пальцев и ампутации их у парнокопытных.
Особенности резекции сухожилия глубокого сгибателя пальца.
Показания к ампутации хвоста.
Что такое бурса?
Назовите основные виды бурс у продуктивных животных?
Анатомо-топографическая характеристика области грудной конечности лошади.
Область локтевого сустава, предплечья и запясного сустава.
Слои, кровоснабжение и иннервация.
Строение и пункция плечевого и локтевого суставов конечности.
Анатомо-топографическая характеристика области крупа и бедра.
Область колена, голени и заплюсны.
Слои, кровоснабжение и иннервация.
Строение и пункция коленного и скакательного суставов конечности.
Проводниковая анестезия на тазовой конечности.
Проводниковая анестезия на грудной конечности.
Ампутация пальца у свиней. Показание и техника выполнения.
Ампутация пальцев у собак. Показания и техника выполнения.
Ампутация конечности у мелких домашних животных.
Анатомо-топографическая характеристика области хвоста. Экзартикуляция и ампутация хвоста у животных. Показания и техника выполнения.
Лечение грыж боковой стенки живота.
Пункция сухожильных влагалищ конечностей.
Определение предмета, задачи и содержание ветеринарной хирургии
Краткий очерк истории развития ветеринарной хирургии.
Связь ветеринарной хирургии с другими дисциплинами.
Топографическая анатомия и её роль для хирургии.
Вклад Н.И. Пирогова в развитие хирургии и топографической анатомии.
Учение о хирургической операции: классификация операций, показания и противопоказания к операции, содержание хирургической операции: оперативный доступ, оперативный приём, заключительный этап операции.
Топографическая анатомия - морфологический фундамент хирургии.
Название хирургических операций.
Техника безопасности при выполнении хирургических операций и врачебных манипуляций.
Значение фиксации животных при проведении массовых хирургических операциях и обработках.
Обездвиживание животных применением фармакологических средств.
Профилактика хирургической инфекции: понятие об инфекции, возбудители инфекции, пути проникновения микробов в организм. Понятие о дремлющей инфекции.
Развитие учения об антисептике и асептике. Виды антисептики.
Значение открытий Луи Пастера для хирургии.
Значение асептики для практического ветеринарного врача.
Хирургический инструментарий: способы стерилизации, правила пользования и хранения.
Подготовка рук хирурга и операционного поля перед осуществлением оперативного вмешательства.
Хирургические перчатки: стерилизация, правила пользования и хранения.
Стерилизация шёлка.
Стерилизация кетгута.
Стерилизация синтетических нитей.
Стерилизация хлопчатобумажных и льняных нитей.
Швы и узлы, применяемые в хирургии. Сроки снятия кожных швов.
Подготовка животного к операции.
Операционная и работа в ней.
Организация хирургической работы вне операционной.
Обезболивание и его значение в хирургии.
История развития обезболивания.
Наркоз: определение, требования к наркотическим веществам, классификация и стадии наркоза. Противопоказания к наркозу.
Наркоз лошадей.
Наркоз крупного рогатого скота.
Наркоз овец и коз.
Наркоз свиней.
Наркоз собак и кошек.
Осложнения при наркозе, их предупреждение и устранение.
Местное обезболивание: определение, препараты для местного обезболивания.
Техника приготовления анестезиологических растворов.
Виды местного обезболивания: поверхностная анестезия, инфильтрационная анестезия, метод ползучего инфильтрата по Вишневскому, проводниковая анестезия, эпидуральная анестезия.
Применение новокаиновых блокад в клинической практике.
Применение нейролептиков и миорелаксантов в хирургии.
Лекарственные средства, применяемые в хирургии.
Разъединение тканей: длина, форма и направление разрезов.
Особенность вскрытия абсцессов.
Кровотечение и способы его остановки: временная остановка, окончательная остановка, самопроизвольная остановка. Профилактика кровотечения.
Применение кровезаменителей в практике хирурга.
Соединение тканей: материалы, инструменты. Правила соединения (сшивания) тканей.
Десмургия: перевязочный материал, формы перевязочного материала.
Бинтовые повязки, каркасные и шинные повязки, гипсовые и клеевые повязки. Снятие повязок (перевязка).
Элементы пластических операций. Трансплантация тканей и органов. Аллопластика.
Инъекции, инфузии и кровопускания.
Термокаутеризация: виды и применение.
Операции на голове. Обезболивание нервов головы.
Техника вставление носового кольца у быков-производителей. Ринопластика при разрывах носовой перегородки и носового зеркальца.
Предупреждение роста рогов у теля.
Декорнуация взрослого крупного рогатого скота.
Выравнивание и экстракция зубов у крупных и мелких животных.
Купирование ушной раковины у собак. Оперативное устранение неправильной постановки ушных раковин у собак.
Оперативное лечение ценуроза у овец.
Трепанация лобной пазухи у крупного рогатого скота.
Операции в вентральной области шеи. Интратрахеальная инъекция, трахеотомия. Введение лекарственных растворов в сонную артерию по способу Косых. Шейная вагосимпатическая блокада. Вскрытие зоба у птиц.
Операции в области груди. Обезболивание межрёберных нервов. Прокол плевры. Резекция ребра.
Перикардиотомия у крупного рогатого скота.
Надплевральная новокаиновая блокада по Мосину и Шакурову.
Введение лекарственных растворов в брюшную аорту по Воронину.
Операции в области живота. Паралюмбальная анестезия по Магда и Башкирову. Лапароцентез.
Лапаротомия: оперативные доступы в области живота.
Прокол слепой кишки у лошади.
Руменотомия.
Вскрытие сычуга у крупного и мелкого рогатого скота.
Вскрытие желудка у собак.
Операции на кишках: вскрытие кишки, ушивание ран кишки, резекция кишки и способы сшивание кишки.
Резекция прямой кишки. Создание искусственного заднепроходного отверстия.
Грыжесечение у крупных и мелких животных.
Кастрация животных.
Кастрация жеребцов.
Кастрация быков, баранов и козлов.
Кастрация хряков.
Кастрация кобелей и котов.
Кастрация верблюдов.
Кастрация яков.
Кастрация самок: свинок, коров и тёлок, собак и кошек.
Осложнения при кастрации самцов и самок.
Кесарево сечение у крупных и мелких животных.
Подшивание влагалища у коров.
Подсакральная новокаиновая блокада по Мирону.
Хирургическая подготовка самцов-пробников.
Операции на мочевом пузыре и уретре.
Операции на молочной железе. Обезболивание и новокаиновая блокада у коров по Башкирову и Магда. Оперативное лечение стриктуры соскового канала - тугодойности. Устранение облитерации кольцевидной связки сосков у коров. Лечение ран и папилломатоза молочной железы у коров.
Мастэктомия при опухолях у собак.
Операции на конечностях: обезболивание нервов грудной и тазовой конечностей у крупных животных. Пункция
Экзартикуляция третьей фаланги пальца у парнокопытных.
Межпальцевая анестезия у крупного рогатого скота по Шитову.
Ампутация пальца у парнокопытных.
Ампутация конечности у собак и кошек.
Удаление пятого пальца у собак.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п