учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование информационной базы на лесную продукцию, оценка состояния и динамики лесных ресурсов, разносторонняя оценка лесных и лесопарковых ландшафтов.
ОПК-2: Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Таксационные измерения. Ошибки измерений. Приборы и инструменты
стереометрические способы таксации
лесоматериалов.
деревьев. Объемные таблицы
структуры
Основные документы лесоустройства
лесосек.
оценка лесосек
систем (ГИС) при инвентаризации
лесного
фонда
лесоматериалов
лущенных и других видов лесоматериалов. Таксация дров
таблицы
высота, средний возраст
лесоматериалов.
деревьев. Объемные таблицы
Основные документы лесоустройства
лесосек.
оценка лесосек
систем (ГИС) при инвентаризации
лесного
фонда
Основные документы лесоустройства
систем (ГИС) при инвентаризации лесного фонда
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов, темы для презентаций
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Задачи и объекты лесой таксации. (ОПК-2)
2. Методы лесной таксации. (ОПК-2)
3. Ошибки измерений. (ОПК-2)
4. Таксационные измерения (символика таксационных показателей, единицы и точность измерений). (ОПК-2)
5. Основные части и таксационные показатели отдельного дерева. (ОПК-2)
6. Диаметр ствола дерева и его определение. (ОПК-2)
7. Определение высоты растущих (по тригонометрическому принципу) и длины срубленных деревьев. (ОПК-2)
8. Определение высоты растущих (по оптическому принципу) и длины срубленных деревьев.
9. (ОПК-2)
10. Площадь поперечного сечения ствола, формулы для ее определения (ОПК-2)
11. Возраст дерева и его определение (ОПК-2)
12. Сбег ствола, числа сбега. (ОПК-2)
13. Коэффициенты и классы формы, определение степени сбега по этим показателям (ОПК-2)
14. Полнодревесность ствола, видовые числа и их определение (ОПК-2)
15. Методика полевых измерений модельных деревьев (ОПК-2)
16. Физические методы определения объема ствола (ОПК-2)
17. Таксация объема ствола по сложным формулам (ОПК-2)
18. Таксация объема ствола по простым формулам. (ОПК-2)
19. Приближенные способы определения объема ствола растущего дерева (ОПК-2)
20. Понятие о приросте дерева. Классификация и соотношение приростов (ОПК-2)
21. Методы определения прироста ствола по объему (при определении объема по простой и сложной формулам Губера). (ОПК-2)
22. Товарная структура ствола (ОПК-2)
23. Понятие о насаждении и элементе леса (ОПК-2)
24. Происхождение элемента леса и его определение при таксации насаждения (ОПК-2)
25. Применение полнотомера Биттерлиха (ОПК-2)
26. Средняя высота древостоя и ее определение (способы определения). (ОПК-2)
27. Средний возраст древостоя и его определение. (ОПК-2)
28. Запас древостоя (определение запаса и выхода сортиментов по учетным деревьев). (ОПК-2)
29. Запас древостоя (определение запаса по кривой объемов). (ОПК-2)
30. Запас древостоя (определение запаса по средним модельным деревьям древостоя). (ОПК-2)
32. Запас древостоя (определение запаса по прямой объемов). (ОПК-2,)
33. Запас древостоя (определение запаса по таблицам объемов). (ОПК-2)
34. Класс товарности древостоев. (ОПК-2)
35. Ярус. Основания для выделения ярусов в насаждении (ОПК-2)
36. Таксационные показатели яруса (определение состава, средней высоты). (ОПК-2)
37. Таксационные показатели насаждения (тип леса, класс бонитета, класс возраста, преобладающая порода) (ОПК-2)
38. Таблицы объема стволов. Баварские таблицы объема, их конструкция и применение (ОПК-2)
39. Таблицы объема стволов. Таблицы объема по коэффициентам формы (Шиффеля), их конструкция и применение (ОПК-2)
40. Таблицы объема стволов. Русские временные таблицы объема и Удельные таблицы объема А.Крюденера, их конструкция и применение (ОПК-2)
41. Таблицы объема стволов. Талицы объема Союзлеспрома, их конструкция и применение (ОПК-2)
42. Сортиментные, товарные таблицы и таблицы сбега, их конструкция и применение (ОПК-2)
43. Понятие совокупности отдельных деревьев (ОПК-2)
44. Определение запаса и товарной структуры совокупности отдельных деревьев. (ОПК-2)
45. Классификация и назначение лесоматериалов (ОПК-2)
46. Таксация круглых лесоматериалов в плотной мере. (ОПК-2)
47. Таксация круглых лесоматериалов в складочной мере (ОПК-2)
48. Виды пиленной продукции (ОПК-2)
49. Определение объема пиленых лесоматериалов (пластин, четвертин, брусьев, брусков, шпал, горбыля). (ОПК-2)
50. Определение объема обрезных и необрезных досок. Учет досок пакетным способом и способом выборок. (ОПК-2)
51. Таксация дров (ОПК-2)
52. Таксация колотых, строганных, тесанных и лущенных лесоматериалов. (ОПК-2)
Перечень экзаменационных вопросов
1. Задачи и объекты лесой таксации. (ОПК-2)
2. Методы лесной таксации. (ОПК-2)
3. Ошибки измерений. (ОПК-2)
4. Таксационные измерения (символика таксационных показателей, единицы и точность измерений). (ОПК-2)
5. Основные части и таксационные показатели отдельного дерева. (ОПК-2)
6. Диаметр ствола дерева и его определение. (ОПК-2)
7. Определение высоты растущих (по тригонометрическому принципу) и длины срубленных деревьев. (ОПК-2)
8. Определение высоты растущих (по оптическому принципу) и длины срубленных деревьев.
9. (ОПК-2)
10. Площадь поперечного сечения ствола, формулы для ее определения (ОПК-2)
11. Возраст дерева и его определение (ОПК-2)
12. Сбег ствола, числа сбега. (ОПК-2)
13. Коэффициенты и классы формы, определение степени сбега по этим показателям (ОПК-2)
14. Полнодревесность ствола, видовые числа и их определение (ОПК-2)
15. Методика полевых измерений модельных деревьев (ОПК-2)
16. Физические методы определения объема ствола (ОПК-2)
17. Таксация объема ствола по сложным формулам (ОПК-2)
18. Таксация объема ствола по простым формулам. (ОПК-2)
19. Приближенные способы определения объема ствола растущего дерева (ОПК-2)
20. Понятие о приросте дерева. Классификация и соотношение приростов (ОПК-2)
21. Методы определения прироста ствола по объему (при определении объема по простой и сложной формулам Губера). (ОПК-2)
22. Товарная структура ствола (ОПК-2)
23. Понятие о насаждении и элементе леса (ОПК-2)
24. Происхождение элемента леса и его определение при таксации насаждения (ОПК-2)
25. Применение полнотомера Биттерлиха (ОПК-2)
26. Средняя высота древостоя и ее определение (способы определения). (ОПК-2)
27. Средний возраст древостоя и его определение. (ОПК-2)
28. Запас древостоя (определение запаса и выхода сортиментов по учетным деревьев). (ОПК-2)
29. Запас древостоя (определение запаса по кривой объемов). (ОПК-2)
30. Запас древостоя (определение запаса по средним модельным деревьям древостоя). (ОПК-2)
31. Запас древостоя (определение запаса по средним модельным деревьям ступеней толщины). (ОПК-2)
32. Запас древостоя (определение запаса по прямой объемов). (ОПК-2)
33. Запас древостоя (определение запаса по таблицам объемов). (ОПК-2)
34. Класс товарности древостоев. (ОПК-2)
35. Ярус. Основания для выделения ярусов в насаждении (ОПК-2)
36. Таксационные показатели яруса (определение состава, средней высоты). (ОПК-2)
37. Таксационные показатели насаждения (тип леса, класс бонитета, класс возраста, преобладающая порода) (ОПК-2)
39. Таблицы объема стволов. Таблицы объема по коэффициентам формы (Шиффеля), их конструкция и применение (ОПК-2)
40. Таблицы объема стволов. Русские временные таблицы объема и Удельные таблицы объема А.Крюденера, их конструкция и применение (ОПК-2)
41. Таблицы объема стволов. Талицы объема Союзлеспрома, их конструкция и применение (ОПК-2)
42. Сортиментные, товарные таблицы и таблицы сбега, их конструкция и применение (ОПК-2)
43. Понятие совокупности отдельных деревьев (ОПК-2)
44. Определение запаса и товарной структуры совокупности отдельных деревьев. (ОПК-2)
45. Классификация и назначение лесоматериалов (ОПК-2)
46. Таксация круглых лесоматериалов в плотной мере. (ОПК-2)
47. Таксация круглых лесоматериалов в складочной мере (ОПК-2)
48. Виды пиленной продукции (ОПК-2)
49. Определение объема пиленых лесоматериалов (пластин, четвертин, брусьев, брусков, шпал, горбыля). (ОПК-2)
50. Определение объема обрезных и необрезных досок. Учет досок пакетным способом и способом выборок. (ОПК-2)
51. Таксация дров (ОПК-2)
52. Таксация колотых, строганных, тесанных и лущенных лесоматериалов. (ОПК-2)
53. Понятие о лесном фонде (ОПК-2)
54. Разделение лесного фонда на кварталы (ОПК-2)
55. Составление абриса квартала при таксации лесного фонда (ОПК-2)
56. Измерительно-перечислительный и дешифровочный методы таксации лесного фонда (ОПК-2)
57. Глазомерный метод таксации лесного фонда (ОПК-2)
58. Глазомерно-измерительный метод таксации лесного фонда (ОПК-2)
59. Основные документы инвентаризации лесного фонда и их составление (ОПК-2)
60. Общее понятие о таксации лесосечного фонда (ОПК-2)
61. Виды учета древесины, отпускаемой на корню (ОПК-2)
62. Отвод лесосек (ОПК-2)
63. Назначение деревьев в рубку и их перечет (ОПК-2)
64. Категории технической годности деревьев (ОПК-2)
65. Основания для выбора метода таксации лесосек при сплошнолесосечном способе рубок (ОПК-2)
66. Сплошной перечет как метод таксации лесосек (ОПК-2)
67. Ленточный перечет как метод таксации лесосек (ОПК-2)
68. Круговые реласкопические площадки как метод таксации лесосек (ОПК-2)
69. Круговые площадки постоянного радиуса как метод таксации лесосек (ОПК-2)
70. Таксация лесосек с использованием материалов лесоустройства (ОПК-2)
71. Классические методы изучения строения древостоев (исследования Вейзе, и Шиффеля). Ранги и редукционные числа. (ОПК-2)
72. Классические методы изучения строения древостоев (исследования А.Тюрина, закон единства в строении насаждений, соотношение рангов и редукционных чисел). (ОПК-2)
73. Современные представления о строении древостоев. Функции для описания рядов распределения деревьев по диаметру. (ОПК-2)
74. Влияние таксационных показателей на статистические параметры рядов распределения деревьев по диаметру, высоте, площади сечения и объему (ОПК-2)
75. Определение базиса при помощи дальномера. (ОПК-2)
76. .Разряд высот древостоев (ОПК-2)
77. Таблицы хода роста древостоев. Виды Таблиц хода роста (ОПК-2)
78. Общие понятия по составлению таблиц хода роста древостоев (естественные ряды, этапы, источники информации). (ОПК-2)
79. Метод стационарных наблюдений при составлении таблиц хода роста древостоев (ОПК-2)
80. Типологический метод и метод ЦНИИЛХа при составлении таблиц хода роста древостоев. (ОПК-2)
81. Применение таблиц хода роста древостоев (ОПК-2)
2. Ксилометры и их применение при физическом методе определения объема древесины.
3. Виды лесоматериалов и их хозяйственное применение.
4. Происхождение древостоев.
5.Объемные таблицы и их применение в лесном хозяйстве.
6. Таксация насаждений в условиях Байкальского горного лесного района.
7. Лущенные лесоматериалы и их потребление в народном хозяйстве.
8. Пиленные лесоматериалы и их применение в Республике Бурятия.
9. Таксационная характеристика насаждений Байкальского горного лесного района.
10. Таксационная характеристика насаждений Восточно - Сибирского таежного мерзлотного района.
11. Приборы и инструменты для определения таксационных показателей Байкальского горного лесного района.
12. Ошибки измерений при определении таксационных показателей.
13. Классические методы изучения строения древостоев.
15. Коэффициенты и классы, формы и их применение.
16. Видовые числа и их определение.
17. Методика полевых измерений модельных деревьев.
18.Колотые лесоматериалы и их применение.
19. Тесанные лесоматериалы и их применение.
20. Значение сбега ствола при таксации лесных насаждений.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п