учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
Направленность (профиль) Общее земледелие
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучение основных понятий и терминов, применяемые в области агрономии;
-сформировать системный и интегральный подход к решению экологических проблем с проводимой политикой в области агрономии.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ИД-1 УК-1. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними.
ИД-1ПКС-6 Определяет потребность в земельных, материально-технических, финансовых и трудовых ресурсах для запланированных объёмах производства растениеводческой продукции, руководит деятельностью по обеспечению высококачественными семенами, удобрениями, ядохимикатами и рациональному их использованию.
ПКС-6: Способен определять потребности в земельных, финансовых и трудовых ресурсах, обеспечить производство семенами, агрохимикатами и их рациональное использование;
ИД-1 УК-1. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними.
ИД-1ПКС-6 Определяет потребность в земельных, материально-технических, финансовых и трудовых ресурсах для запланированных объёмах производства растениеводческой продукции, руководит деятельностью по обеспечению высококачественными семенами, удобрениями, ядохимикатами и рациональному их использованию.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Система земледелия Бурятии
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Система земледелия как отрасль сельскохозяйственного производств (УК-1, ПКС-6)
2. Факторы, обуславливающие необходимость чередования культур (УК-1, ПКС-6).
3. Структура и схема современной системы земледелия (УК-1, ПКС-6) .
4. Система севооборотов в земледельческих зонах Республики Бурятия (УК-1, ПКС-6)
5. Сорные растения и их современная классификация (УК-1, ПКС-6)
6. Факторы жизни растений и законы земледелия (УК-1, ПКС-6)
7. Система обработки занятых и чистых паров в РБ (УК-1, ПКС-6).
8. Особенности системы орошаемого земледелия (УК-1, ПКС-6) .
9. Водный режим почвы. Категории, формы и виды почвенной влаги (УК-1, ПКС-6)
10. Особенности и отличия системы обработки на орошаемых и богарных землях (УК-1, ПКС-6)
11. Новые сельскохозяйственные машины и орудия, в том числе, разработанные в БГСХА им. В.Р.Филиппова (УК-1, ПКС-6). Причины чередования сельскохозяйственных культур и пара (УК-1, ПКС-6) .
12. Полосное размещение сельскохозяйственных культур почвозащитные севообороты (УК-1, ПКС-6).
13. Сидеральные пары, значение и место в севообороте (УК-1, ПКС-6)
14. Донниковые пары в биологизации земледелия (УК-1, ПКС-6)
15. Эрозия почвы, причины их возникновения и развития (УК-1, ПКС-6)
16. Особенности системы земледелия на склоновых землях (УК-1, ПКС-6)
17. Комплексные меры борьбы с сорной растительностью (УК-1, ПКС-6)
18. Современное состояние почвенного покрова Бурятии (УК-1, ПКС-6).
19. Особенности применения минеральных удобрений на богарных и орошаемых землях (УК-1, ПКС-6)
20. Обработка почвы в районах проявления ветровой эрозии. Роль стерни комковатости почвы в предотвращении ветровой эрозии (УК-1, ПКС-6)
21. Плодородие почвы и способы его воспроизводства (УК-1, ПКС-6)
22. Значение чистого пара в.условиях Бурятии (УК-1, ПКС-6)
23. Учет засоренности посевов. Составление карты засоренности (УК-1, ПКС-6)
24. Отличие зональных систем земледелия от ландшафтно-адаптивных систем (УК-1, ПКС-6)
25. Система удобрения в севооборотах. Расчеты доз при различных способах внесения (УК-1, ПКС-6)
26. Почвозащитные севообороты, принципы их построения (УК-1, ПКС-6)
27. Пути регулирования водного режима почвы в земледелии (УК-1, ПКС-6)
28. Земледельческие зоны Республики Бурятия и их характеристика (УК-1, ПКС-6)
29. Система зяблевой обработки почвы. Сроки проведения. Требования к качеству проведения (УК-1, ПКС-6)
30. Введение и освоение севооборотов (УК-1, ПКС-6)
31. Экологические аспекты применения удобрений (УК-1, ПКС-6) .
32. Обработка почвы под вторую культуру (овес) после пара (УК-1, ПКС-6)
33. Оценка продуктивности севооборотов (УК-1, ПКС-6)
34. Система семеноводства в Республике Бурятия (УК-1, ПКС-6)
35. Промежуточные культуры и их роль в интенсификации земледелия (УК-1, ПКС-6)
36. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи (УК-1, ПКС-6)
37. Система машин как составная часть системы земледелия (УК-1, ПКС-6)
38. Подготовка семян зерновых культур к посеву (УК-1, ПКС-6)
39. Ресурсосберегающая технология при возделывании зерновых культур в Республике Бурятия (УК-1, ПКС-6)
40. Методология проектирования систем земледелия (УК-1, ПКС-6)
41. Система организации землепользования и севооборотов (УК-1, ПКС-6) .
42. Адаптивно-ландшафтная система земледелия (УК-1, ПКС-6) .
43. Минимализация обработки почвы и условия эффективного ее применения (УК-1, ПКС-6)
44. Система защиты растений, экономический порог вредоносности (УК-1, ПКС-6)
45. Пары, их классификация и роль (УК-1, ПКС-6)
46. Приемы основной и поверхностной обработки почвы (УК-1, ПКС-6).
47. Система обработки почвы в кулисных парах (УК-1, ПКС-6).
48. Возникновение и совершенствование систем земледелия (УК-1, ПКС-6) .
49. Агрономическая документация и ведение (УК-1, ПКС-6)
50. Система весенней предпосевной обработки почвы под силосные культуры в земледельческих зонах Республики Бурятии (УК-1, ПКС-6)
51. Органические удобрения в полевых севооборотах (УК-1, ПКС-6)
52. Сортосмена и сортообновление сельскохозяйственных культур (УК-1, ПКС-6)
53. Севообороты лесостепной зоны (УК-1, ПКС-6)
54. Современные системы обработки почвы в чистых парах Бурятии (УК-1, ПКС-6)
55. Прикатывание почвы, его значение и особенности (УК-1, ПКС-6)
56. Паровая почвозащитная обработка почвы. Сущность комбинированной
системы обработки чистого пара (УК-1, ПКС-6)
57. Воспроизводство органического вещества почвы в земледелии (УК-1, ПКС-6)
58. Сельскохозяйственные машины и орудия нового поколения (УК-1, ПКС-6)
59. Расчет комплектации машин и орудий при возделывании сельскохозяйственных культур (УК-1, ПКС-6).
61. Анализ природно-климатических условий хозяйства и организация территории. (УК-1, ПКС-6)
62. Основные методологические принципы построения системы земледелия (УК-1, ПКС-6)
63. Районированные сорта зерновых культур в Республике Бурятия (УК-1, ПКС-6).
64. Классификация севооборотов по их хозяйственному назначению (УК-1, ПКС-6)
65. Обустройство природных кормовых угодий (УК-1, ПКС-6) .
66. Применение удобрений на запрограммированную урожайность. (УК-1, ПКС-6)
67. Расчет потребности сельскохозяйственной техники в хозяйстве. (УК-1, ПКС-6)
68. Система семеноводства в РБ (УК-1, ПКС-6).
69. Классификация севооборотов по их хозяйственному назначению (УК-1, ПКС-6)
70. Привести и обосновать схемы полевых, кормовых севооборотов в сухостепной зоне Бурятии (УК-1, ПКС-6)
71. Система обработки занятых паров в Республике Бурятия (УК-1, ПКС-6)
72. Оценка полевых культур с точки зрения противоэрозионного эффекта (УК-1, ПКС-6) .
73. Технологические свойства почвы и технологические процессы при обработке почв (УК-1, ПКС-6).
1. Факторы жизни растений, законы земледелия.
2. Понятие о плодородии почвы, основные его показатели, воспроизводство и модель плодородия почвы.
3. Сорные растения и их классификация. Агротехнические меры борьбы с овсюгом в условиях Бурятии.
4. Способы борьбы с сорняками, классификация способов борьбы.
5. Вред сорняков в современном земледелии, сущность понятия «порог вредоносности», их разновидности.
6. Севооборот, повторные, бессменные посевы и монокультура, Какие севообороты получили наибольшее развитие в Бурятии и почему?
7. Классификация севооборотов, особенности севооборотов для крестьянских (фермерских) хозяйств.
8. Причины чередования культур в севообороте по Д.Н.Прянишникову, классификация паров, какие пары получили распространение в Забайкалье и почему?
9. Промежуточные культуры и их классификация. Возможности их применения в Бурятии.
10. Агроэкономическое обоснование структуры посевных площадей.
11. Научные основы обработки почвы, система обработки чистого пара в сухостепной зоне Забайкалья.
12. Приемы основной, мелкой и поверхностной обработки почвы.
13. Предпосевная и послепосевная обработка почвы, их задачи, особенно¬сти в условиях Бурятии.
14. Системы обработки почвы в севооборотах, принципы их построения.
15. Зяблевая обработка почвы под яровые культуры после различных предшественников в разных зонах страны.
16. Минимальная обработка почвы и условия его эффективного использования.
17. Особенности обработки почвы и борьба с сорной растительностью при орошении.
18. Водная эрозия почвы, меры борьбы, эрозионные процессы в Бурятии.
19. Ветровая эрозия почвы, способы зашиты почв от дефляции, развитие ветровой эрозии в Бурятии.
20. Рекультивация земель.
21. Охрана окружающей среды на мелиорируемых землях Бурятии.
22. Методы исследований в агрономии, полевой и производственный опыты.
23. Типы и виды систем земледелия, их отличительные признаки, причины смены одной системы другой.
24. Сущность и составные части современных систем земледелия.
25. Сущность и значение травопольной системы земледелия.
26. Пропашная система земледелия, сущность и районы распространения.
27. Зернопаровая система земледелия и ее вклад в развитие земледелия.
28. Основоположники учения о системах земледелия в России.
29. Современные системы земледелия в таежно-лесной зоне России.
30. Системы земледелия в Центрально-Черноземной зоне России.
31. Особенности современных систем земледелия Нечерноземной зоны.
32. Сущность современных систем земледелия степных и лесостепных районов Сибири.
33. Современные системы земледелия в Восточной Сибири.
34. Особенности современных систем земледелия в сухостепной зоне Бурятии.
35. Особенности систем земледелия в степной зоне Бурятии.
36. Особенности систем земледелия в лесостепной зоне Бурятии.
37. Особенности систем земледелия и построения севооборотов на оро¬шаемых землях.
38. Контурно-мелиоративное земледелие и борьба с водной эрозией гидротехническими мероприятиями.
39. Особенности систем земледелия на осушенных торфяниках Бурятии.
40. Агроландшафты и определение различных категорий по мезорельефу и элементарным почвенным разностям и микроклимату.
41. Структура и содержание адаптивно-ландшафтных систем земледелия.
42. Адаптация систем земледелия к различным категориям агроландшафтов.
43. Эколого-экономическое обоснование адаптивно-ландшафтной системы земледелия.
44. Агроэкологическая оценка структуры почвенного покрова.
45. Выделение категории земель для отдельных структур агроландшафтов.
46. Дифференцированное размещение культур в севообороте в зависимости от категории земель.
1.Роль и значение системы земледелия в сельском хозяйстве
1.1. Развитие системы земледелия в Бурятии
1.2. Составные части системы земледелия
1.3. Земледельческие зоны и системы земледелия
2.Методология разработки системы земледелия
2.1. Система организации землепользования в системе земледелия
2.2. Ландшафтно-адаптивная система земледелия
2.3. Система защиты растений
3. Систкмы земледелия в земледельческих зоных
3.1. Сухая степь и система земледелия
3.2. Система земледелия в степной зоне Бурятии
3.3. Лесостепная зона и система земледелия
Комплект тестовых заданий
?Мероприятия не относятся к истребительным:
-химические
-специальные
-комплексные
+организационные
?По темпам проявления и степени разрушительности эрозию почв разделяют:
+нормальная и ускоренная
-типичная и геологическая
-нормальная и медленная
-сильная и слабая
?Изменение взаимного расположения почвенных отдельностей с образованием более мелких пор называется:
+уплотнение
-крошение
-рыхление
-выравнивание
?Основную часть питательных веществ растения усваивают из:
-атмосферного воздуха
+почвенного раствора
-минеральных удобрений
-органических удобрений
?Гранулометрический состав почвы:
-группировка частиц почвы по размеру
-содержание в почве частиц одинакового размера
+относительное содержание в почве частиц разного размера
-валовое содержание в почве частиц разного размера
?Растения, относящиеся к культурным видам, но не возделываемые на данном поле:
-сорняки
+засорители
-непаразиты
-паразиты
?С/х культура или пар, занимавшее данное поле в предыдущем году:
-продолжатель
+предшественник
-приемник
-преемник
?К составным звеньям системы земледелия не относятся:
-организация территории землепользования
-технология возделывания с/х культур
-формы организации труда и хозяйствования
+выращивание с/х животных
?К приемам послепосевной обработки почвы не относится:
-окучивание
-прикатывание
-культивация
+дискование
?Взаимные отношения культурных и сорных растений регулируемые биохимическим взаимодействием называется:
-конкурентные взаимоотношения
+аллелопатия
-севооборот
-известкование
?Изменение взаимного расположения почвенных отдельностей с образованием более крупных пор называется:
-крошение
-уплотнение
+рыхление
-оборачивание
?Строение почвы это:
-совокупность агрегатов, находящихся в почвенном профиле
-мощность пахотного и других слоев почвы
-дифференциация профиля почвы по окраске и сложению
+совокупность генетических горизонтов, образующих почвенный профиль
?К воздушным свойствам почвы относят:
-воздухопроницаемость, атмосферный воздух
-диффузия, осмотическое давление
+воздухоемксоть, воздухопроницаемость
-аэрация, теплопроводность
?При составлении проекта организации территории хозяйства используют:
-экономический подход
+ландшафтный подход
-исторический подход
-этнографический подход
?Агрономически ценные агрегаты имеют размер:
+0,25-10,0 мм
-0,05-10,0 мм
-0,25-0,5 мм
-0,5-10,0 мм
?Устройство на пашне системы водоотводящих и водозадерживающих валов, канав и т.д.:
-агротехнические мероприятия
-организационные мероприятия
-фитомелиоративные мероприятия
+гидротехнические мероприятия
?Сорняк, имеющий биологическое и морфологическое сходство с засоряемой культурой называют:
-сопровождающий
-аналогичный
+специализированный
-сходный
?Виды плодородия почвы:
-активные, пассивные
+потенциальное, эффективное
-экономическое, социальное
-стабильное, подвижное
?Факторы жизни растений подразделяются на группы:
+космические и земные
-световые и тепловые
-земные и водные
-наземные и подземные
?К космическим факторам жизни растений относят:
-воздух и свет
-тепло и влажность воздуха
-свет и вода
+свет и тепло
?Разработанная одна ландшафтная система земледелия может существовать только на уровне:
-района
-региона
+хозяйства
?Растения с очень коротким периодом вегетации, способные давать за сезон несколько поколений:
+эфемеры
-яровые ранние
-яровые поздние
-зимующие
?Период наибольшей потребности в воде:
-максимальным
+критическим
-наибольшим
-предельным
?Площадь, занимаемая одним растением и обеспечивающая наилучшие условия его роста и развития называют:
-площадь подкормки
+площадь питания
-площадь растения
-площадь посева
?Способность почвы пропускать через себя воздух:
-воздухоемкость
+воздухопроницаемость
-диффузия
-аэрация
?Система земледелия, основанная на главным образом на использование природных почвенно-климатических факторов:
-интенсивная
-примитивная
-природная
+экстенсивная
?Основной источник тепла в почве:
+лучистая энергия солнца
-тепло от разложения органических остатков
-тепло от радиоактивных процессов
-внутреннее тепло земного шара
?Группы причин, вызывающие необходимость чередования культур:
-экономические, социальные, антропогенные, космические
+химические, физические, биологические, экономические
-физические, экономические, социальные, антропогенные
-химические, экологические, физические, биологические
?Севообороты делятся на типы:
-кормовой, полевой прифермский;
+полевой, кормовой, специальный;
-зернопаровой, специальный, прифермский;
-прифермский, специальный, полевой.
?В основу классификации севооборотов положены:
-один признак
+два признака
-три признака
-четыре признака
?Структура посевных площадей:
+соотношение площадей под отдельными с/х культурами и чистым паром, выраженное в процентах к общей площади пашни
-соотношение площадей под группами с/х культур и чистым паром, выраженное в гектарах
-соотношений площадей под различными с/х культурами и парами, выраженное в гектарах от общей площади пашни
-соотношение площадей между посевами и чистыми парами
?Впервые сформулировал закон минимума:
-Тимирязев
+Либих
-Прянишников
?Однократное воздействие на почву рабочими органами машин и орудий для выполнения технологических операций:
-метод обработки
+прием обработки
-способ обработки
-вид обработки
?Процесс разрушения почвы под действием ветра:
+дефляция
-буря
-эрозия
-сель
?Выделяются следующие типы паров:
-ранний, черный
+чистый, занятый
-сидеральный, кулисный
-черный, чистый
?Какой из законов земледелия определен К.А. Тимирязевым и Д.Н. Прянишниковым как один из величайших приобретений науки?
-закон равнозначимости и незаменимости факторов жизни растений
-закон минимума
-закон совокупного действия факторов жизни растений
+закон возврата
?Выделяют следующие факторы плодородия почвы:
-биологические, агрохимические, механические
-агрохимические, агрофизические, экономические
+биологические, агрофизические, агрохимические
-экономические, биологические, механические
?Безотвальная обработка плоскорежущими орудиями с сохранением стерни на поверхности поля:
-чизелевание
-плоскодонная обработка
-фрезерование
+плоскорезная обработка
?Способы воспроизводства плодородия почвы:
+простой, расширенный
-антропогенный, расширенный
-прямой, сложный
-биологический, агрохимический
?Распространение семян и плодов сорных растений при помощи воды:
-автобарохорно
-водохорно
+гидрохорно
-аквахорно
?Покой семян, который вызывается при отсутствии благоприятных внешних факторов:
-естественный
-физиологический
-глубокий
+вынужденный
?Обработка почвы специальными плугами на глубину более 40 см:
-плужная вспашка
+плантажная вспашка
-периодическая вспашка
-специальная вспашка
?Порог вредоносности, при котором сорняки не причиняют вреда посевам:
-критический
-экономический
+фитоценотический
?Паразитные сорняки включают следующие биологические группы:
+корневые и стеблевые
-клубневые и корневые
-клубневые и стеблевые
-клубневые и луковичные
?К приемам поверхностной и мелкой обработок почвы относятся:
+лущение, боронование, культивация
-прикатывание, боронование, вспашка
-шлейфование, щелевание, кротование
-боронование, культивация, кротование
?Биологическая группа относится к многолетним сорнякам:
-озимые
-двулетники
+клубневые
-зимующие
?Измельчение корневищ с последующей глубокой заделкой в почву:
-механическое уничтожение
-физическое уничтожение
+удушение
-истощение
?К мерам борьбы с сорняками относится:
+норма высева
-сорт
-глубина высева
-срок высева
?Химические вещества, применяемые против сорных растений:
-кислоты
+гербициды
-пестициды
-протравители
?Размещением семян с междурядьями более 25 см:
-узкорядный посев
+широкорядный посев
-ленточный посев
-перекрестный посев
?К мерам борьбы с эрозией не относится:
-полосное размещение культур
-контурная обработка почвы
-плоскорезная обработка почвы
+отвальная обработка почвы
?К чистым парам относятся:
-сидеральный, черный, ранний
+черный, ранний, кулисный
-кулисный, занятый, черный
-ранний, кулисный, сидеральный
?Лучшим предшественником для яровой пшеницы в условиях сухой степи Бурятии является:
-однолетние травы
-многолетние травы
+чистый пар
-кулисный пар
?Наибольшее распространение в Бурятии получили севообороты:
-пропашные
-плодосменные
+зернопаровые
-травопольные
+система обработки почвы
-схема обработки почвы
-модель обработки почвы
-структура обработки почвы
?Основой севооборота служит:
-бизнес-план хозяйства
+рациональная научно обоснованная структура посевных площадей
-площадь пахотных угодий хозяйства
-материалы почвенного обследования хозяйства
?При введение севооборотов нарезку полей в натуре проводят:
-механизаторы
-бригадиры
-агроном
+землеустроители
?Обработка почвы в летне-осенний период под посев яровых культур следующего года:
+зяблевая
-осенняя
-послеуборочная
-полупаровая
?Разница в площади полей одного севооборота не должна превышать:
-2-4 %
+5-15 %
-10-20 %
-20-30 %
?Обработка почвы, обеспечивающая уменьшение энергетических, трудовых или иных затрат путем уменьшения числа, глубины и площади обработки, совмещение операций:
-нулевая
-малозатратная
-берегающая
+минимальная
Тест 4
?Факторы жизни растений подразделяются на группы:
+космические и земные
-световые и тепловые
-земные и водные
-наземные и подземные
?К космическим факторам жизни растений относят:
-воздух и свет
-тепло и влажность воздуха
-свет и вода
+свет и тепло
?Впервые сформулировал закон минимума:
-Тимирязев
-Добенек
+Либих
-Прянишников
?Однократное воздействие на почву рабочими органами машин и орудий для выполнения технологических операций:
-метод обработки
+прием обработки
-способ обработки
-вид обработки
?Процесс разрушения почвы под действием ветра:
+дефляция
-буря
-эрозия
- сель
-ранний, черный
+чистый, занятый
-сидеральный, кулисный
-черный, чистый
?Покой семян, который вызывается при отсутствии благоприятных внешних факторов:
-естественный
-физиологический
-глубокий
+вынужденный
?Обработка почвы специальными плугами на глубину более 40 см:
-плужная вспашка
+плантажная вспашка
-периодическая вспашка
-специальная вспашка
?Порог вредоносности, при котором сорняки не причиняют вреда посевам:
-критический
-экономический
+фитоценотический
-социальный
?Паразитные сорняки включают следующие биологические группы:
+корневые и стеблевые
-клубневые и корневые
-клубневые и стеблевые
-клубневые и луковичные
?К приемам поверхностной и мелкой обработок почвы относятся:
+лущение, боронование, культивация
-прикатывание, боронование, вспашка
-шлейфование, щелевание, кротование
-боронование, культивация, кротование
?К мерам борьбы с сорняками относится:
+норма высева
-сорт
-глубина высева
-срок высева
?Химические вещества, применяемые против сорных растений:
-кислоты
+гербициды
-пестициды
-протравители
?К приемам послепосевной обработки почвы не относится:
-окучивание
-прикатывание
-культивация
+дискование
?Взаимные отношения культурных и сорных растений регулируемые биохимическим взаимодействием называется:
-конкурентные взаимоотношения
+аллелопатия
-севооборот
-известкование
?Изменение взаимного расположения почвенных отдельностей с образованием более крупных пор называется:
-крошение
-уплотнение
+рыхление
-оборачивание
?Строение почвы это:
-совокупность агрегатов, находящихся в почвенном профиле
-дифференциация профиля почвы по окраске и сложению
+совокупность генетических горизонтов, образующих почвенный профиль
?Мероприятия не относятся к истребительным:
-химические
-специальные
-комплексные
+организационные
?Растения, относящиеся к культурным видам, но не возделываемые на данном поле:
-сорняки
+засорители
-непаразиты
-паразиты
?С/х культура или пар, занимавшее данное поле в предыдущем году:
-продолжатель
+предшественник
-приемник
-преемник
?К составным звеньям системы земледелия не относятся:
-организация территории землепользования
-технология возделывания с/х культур
-формы организации труда и хозяйствования
+выращивание с/х животных
?К воздушным свойствам почвы относят:
-воздухопроницаемость, атмосферный воздух
-диффузия, осмотическое давление
+воздухоемксоть, воздухопроницаемость
-аэрация, теплопроводность
?Химическое выветривание горных пород происходит:
-с изменением химического состава минералов
-без изменения химического состава минералов
+с участием микроорганизмов
?На какие группы делятся сорные растения по способу питания:
+паразиты, полупаразиты и не паразиты
-многолетние и однолетние
-мочкокорневые, стержнекорневые и корневищные
?Биологическая группа относится к многолетним сорнякам:
-озимые
-двулетники
+клубневые
-зимующие
?Измельчение корневищ с последующей глубокой заделкой в почву:
-механическое уничтожение
-физическое уничтожение
+удушение
-истощение
?Какой из законов земледелия определен К.А. Тимирязевым и Д.Н. Прянишниковым как один из величайших приобретений науки?
-закон равнозначимости и незаменимости факторов жизни растений
-закон минимума
-закон совокупного действия факторов жизни растений
+закон возврата
?Выделяют следующие факторы плодородия почвы:
-биологические, агрохимические, механические
-агрохимические, агрофизические, экономические
+биологические, агрофизические, агрохимические
-экономические, биологические, механические
?Безотвальная обработка плоскорежущими орудиями с сохранением стерни на поверхности поля:
-плоскодонная обработка
-фрезерование
+плоскорезная обработка
?Способы воспроизводства плодородия почвы:
+простой, расширенный
-антропогенный, расширенный
-прямой, сложный
-биологический, агрохимический
?Распространение семян и плодов сорных растений при помощи воды:
-автобарохорно
-водохорно
+гидрохорно
-аквахорно
?Структура посевных площадей:
+соотношение площадей под отдельными с/х культурами и чистым паром, выраженное в процентах к общей площади пашни
-соотношение площадей под группами с/х культур и чистым паром, выраженное в гектарах
-соотношений площадей под различными с/х культурами и парами, выраженное в гектарах от общей площади пашни
-соотношение площадей между посевами и чистыми парами
?Совокупность научно обоснованных приемов обработки почвы в севообороте:
+система обработки почвы
-схема обработки почвы
-модель обработки почвы
-структура обработки почвы
?Основой севооборота служит:
-бизнес-план хозяйства
+рациональная научно обоснованная структура посевных площадей
-площадь пахотных угодий хозяйства
-материалы почвенного обследования хозяйства
?При введение севооборотов нарезку полей в натуре проводят:
-механизаторы
-бригадиры
-агроном
+землеустроители
?Обработка почвы в летне-осенний период под посев яровых культур следующего года:
+зяблевая
-осенняя
-послеуборочная
-полупаровая
?При составлении проекта организации территории хозяйства используют:
-экономический подход
+ландшафтный подход
-исторический подход
-этнографический подход
?Агрономически ценные агрегаты имеют размер:
+0,25-10,0 мм
-0,05-10,0 мм
-0,25-0,5 мм
-0,5-10,0 мм
?Устройство на пашне системы водоотводящих и водозадерживающих валов, канав и т.д.:
-агротехнические мероприятия
-организационные мероприятия
-фитомелиоративные мероприятия
+гидротехнические мероприятия
?Сорняк, имеющий биологическое и морфологическое сходство с засоряемой культурой называют:
-сопровождающий
+специализированный
-сходный
?По темпам проявления и степени разрушительности эрозию почв разделяют:
+нормальная и ускоренная
-типичная и геологическая
-нормальная и медленная
-сильная и слабая
?Изменение взаимного расположения почвенных отдельностей с образованием более мелких пор называется:
+уплотнение
-крошение
-рыхление
-выравнивание
?Основную часть питательных веществ растения усваивают из:
-атмосферного воздуха
+почвенного раствора
-минеральных удобрений
-органических удобрений
?Гранулометрический состав почвы:
-группировка частиц почвы по размеру
-содержание в почве частиц одинакового размера
+относительное содержание в почве частиц разного размера
-валовое содержание в почве частиц разного размера
?Виды плодородия почвы:
-активные, пассивные
+потенциальное, эффективное
-экономическое, социальное
-стабильное, подвижное
?Лучшим предшественником для яровой пшеницы в условиях сухой степи Бурятии является:
-однолетние травы
-многолетние травы
+чистый пар
-кулисный пар
?Наибольшее распространение в Бурятии получили севообороты:
-пропашные
-плодосменные
+зернопаровые
-травопольные
?Размещением семян с междурядьями более 25 см:
-узкорядный посев
+широкорядный посев
-ленточный посев
-перекрестный посев
?Разработанная одна ландшафтная система земледелия может существовать только на уровне:
-страны
-района
-региона
+хозяйства
?Растения с очень коротким периодом вегетации, способные давать за сезон несколько поколений:
+эфемеры
-яровые ранние
-яровые поздние
-зимующие
?Период наибольшей потребности в воде:
-максимальным
+критическим
-наибольшим
?Площадь, занимаемая одним растением и обеспечивающая наилучшие условия его роста и развития называют:
-площадь подкормки
+площадь питания
-площадь растения
-площадь посева
?Способность почвы пропускать через себя воздух:
-воздухоемкость
+воздухопроницаемость
-диффузия
-аэрация
?Система земледелия, основанная на главным образом на использование природных почвенно-климатических факторов:
-интенсивная
-примитивная
-природная
+экстенсивная
?Основной источник тепла в почве:
+лучистая энергия солнца
-тепло от разложения органических остатков
-тепло от радиоактивных процессов
-внутреннее тепло земного шара
?Группы причин, вызывающие необходимость чередования культур:
-экономические, социальные, антропогенные, космические
+химические, физические, биологические, экономические
-физические, экономические, социальные, антропогенные
-химические, экологические, физические, биологические
?Разница в площади полей одного севооборота не должна превышать:
-2-4 %
+5-15 %
-10-20 %
-20-30 %
?Обработка почвы, обеспечивающая уменьшение энергетических, трудовых или иных затрат путем уменьшения числа, глубины и площади обработки, совмещение операций:
-нулевая
-малозатратная
-берегающая
+минимальная
?К мерам борьбы с эрозией не относится:
-полосное размещение культур
-контурная обработка почвы
-плоскорезная обработка почвы
+отвальная обработка почвы
?К чистым парам относятся:
-сидеральный, черный, ранний
+черный, ранний, кулисный
-кулисный, занятый, черный
-ранний, кулисный, сидеральный
Темы рефератов
1. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства.
2. История развития земледелия России в XIX веке.
3. Развитие земледелия в советский период (1917-1991 гг.)
4. Выдающиеся представители научного земледелия России XIX века.
5. История развития систем земледелия в СССР.
6. Законы земледелия, их значение в современный период.
7. Проблемы плодородия почв и пути их решения.
8. Сорные растения Бурятии, особенности борьбы с ними.
9. Паровое поле севооборотов в регионах России.
11. Система обработки почвы в засушливых зонах.
12. Эрозия почвы, меры борьбы в различных зонах.
13. Ветровая эрозия в Бурятии.
14. Зональные системы земледелия, их вклад в развитие сельскохозяйственного производства России.
15. Зональная система земледелия Республики Бурятия.
16. Развитие исследований по агрономии в Бурятии.
17. Вклад Д.Н. Прянишникова в развитие отечественного земледелия.
18. Роль К.А. Тимирязева в становлении отечественной агрономии.
19. Современное состояние земледелия России.
20. Физико-механические свойства почвы.
21. Требования культурных растений к условиям жизни.
22. Улучшение агрономических свойств каштановых почв Забайкалья.
23. Законы земледелия и их использование.
24. Водный режим почвы и его регулирование.
25. Воздушный режим почвы и его регулирование.
26. Тепловой режим почвы и его регулирование.
27. Питательный режим почвы и его регулирование.
28. Показатели плодородия почвы.
29. Агрофизические показатели плодородия почвы и его воспроизводство.
30. Агрохимические показатели плодородия почвы и его воспроизводство.
31. Биологические показатели плодородия почвы и их воспроизводство.
32. Состав гумуса и его свойства.
33. Вред, наносимый сорными растениями.
34. Биологические особенности сорных растений.
35. Учет и картографирование сорняков.
36. Малолетние и многолетние сорные растения Забайкалья.
37. Биологические меры борьбы с сорняками. Достоинства и недостатки.
38. Химические меры борьбы с сорняками.
39. Современные гербициды в интенсивном земледелии.
40. Влияние различных доз, способов и сроков внесения гербицидов на сорные растения.
41. Борьба с сорняками в паровом поле.
42. Комплексная борьба с сорняками.
43. Организационные меры борьбы с сорняками.
44. Агротехнические меры борьбы с сорняками.
45. Система севооборотов в Забайкалье.
46. Пар и система обработки его в Забайкалье.
47. Занятые пары в земледелии.
48. Донниковые пары в биологизации земледелия.
49. Различные агротехнические приемы повышения плодородия почв.
50. Причины чередования сельскохозяйственных культур.
51. Размещение сельскохозяйственных культур и паров в севообороте.
52. Классификация севооборотов.
53. Проектирование, введение и освоение севооборотов.
54. Оценка севооборота.
55. Развития учения об обработке почвы.
56. Основы обработки почвы.
57. Приемы основной обработки почвы.
58. Роль плоскорезной обработки в защите почв от ветровой эрозии.
59. Минимализация обработки почвы.
60. Противоэрозионная обработка почвы.
61. Современные системы земледелия.
62. Роль предшественников.
63. Основные аспекты экологизации земледелия.
64. Рекультивация земель.
65. Восстановление земель для сельскохозяйственного использования.
Кейс-задачи
1. Система занятых и сидеральных паров
В системе земледелия важная роль отводится паровым полям, в числе которых занятые и сидеральные. Разработать систему занятых паров, где показать роль и значимость этого пара, сроки посева и уборки парозанимающих культур, какие культуры более пригодны для занятых паров, система подготовки почвы в занятых парах, на каких почвах они более эффективны. Сидеральные пары, покажите их роль и значимость, какие культуры и почему более пригодны для этих целей. Покажите сроки заделки надземной зеленой массы, приемы заделки, глубина запашки. В каких случаях хозяйства идут на создание занятых, а в каких сидеральных паров. Который из этих паров и, в каких случаях экономически выгодны, а в каких экологически.
2 . Оценка продуктивности севооборотов, решение задач
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п