учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Токарь В.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение общих закономерностей влияния лекарственных веществ на животных; изучение классификации веществ по фармакологическим группам на основе системного принципа; по каждой группе изучение общей характеристики, механизмов действия и фармакодинамики, показаний и противопоказаний к применению основных препаратов, возможные случаи отравления и меры первой помощи
ПКС-1: Способен применять на практике базовые знания теории и проводить исследования с использованием современных технологий при решении профессиональных задач;
недостаточно для решения практических (профессиональных) задач.
достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
и мотиваций в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
и мотиваций в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
недостаточно для решения практических (профессиональных) задач.
и мотиваций в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
и мотиваций в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
недостаточно для решения практических (профессиональных) задач.
достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
и мотиваций в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
ПКС-2: Готовность проведения лабораторных исследований продуктов для определения качества и пищевой безопасности.;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Автор, наименование, выходные данные
Доступ
Основная литература
Соколов В.Д. Фармакология : рек. УМО вузов РФ в качестве учебника для студ. высших с/х вузов по спец. 111201 - Ветеринария / ред. В. Д. Соколов. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2010. - 560 с. (10 экз.) Библиотека
Соколов В.Д. Фармакология : учебное пособие для вузов / ред. В. Д. Соколов. - 2-е изд.испр.и доп. - М. : Колос, 2000. - 576 с.(49 экз.) Библиотека
Рабинович М. И. Практикум по ветеринарной фармакологии и рецептуре : доп. МСХ РФ в качестве учебного пособия для вузов по спец. "Ветеринария" / М. И. Рабинович. - М. : Колос, 2009. - 276 с.(30 экз.) Библиотека
Ващекин Е. П. Ветеринарная рецептура : доп. МСХ РФ в качестве учебного пособия для студ. вузов по спец. 111201 "Ветеринария" / Е. П. Ващекин, К. С. Маловастый. - СПб. : Лань, 2010. - 240 с.(5 экз.) Библиотека
Цыремпилов П.Б. Практикум по ветеринарной фармакологии : учебное пособие / П. Б. Цыремпилов, С. А. Константинова ; М-во сел.хоз-ва РФ, ФГБОУ ВО "Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2017. - 150 с.(27 экз.) Библиотека
Жуленко В.Н. Фармакология : доп. МСХ РФ в качестве учебника для студ. вузов по спец. "Ветеринария" / В. Н. Жуленко, Г. И. Горшков. - М. :КолосС, 2008. - 512 с.(15 экз.) Библиотека
Субботин, В. М. Ветеринарная фармакология : Доп. МСХ РФ в кач-ве учебного пособия для вузов по спец. 310800 "Ветеринария" / В. М. Субботин, И. Д. Александров. - М. :КолосС, 2004.(10 экз.) Библиотека
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа,
сформированные на основании прямых договоров с правообладателями
(электронно-библиотечные системы - ЭБС)
Наименование
Доступ
Электронно-библиотечная система Издательства «Инфра-М»
https://znanium.com
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
https://e.lanbook.com
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
https://biblio-online.com
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):
https://www.garant.ru
https://www.garant.ru
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Автор, наименование, выходные данные
Доступ
Цыремпилов П.Б. Практикум по ветеринарной фармакологии : учебное пособие / П. Б. Цыремпилов, С. А. Константинова ; М-во сел.хоз-ва РФ, ФГБОУ ВО "Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2017. - 150 с.(27 экз.) Библиотека
Контрольные задания по ветеринарной фармакологии : учебное издание для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 36.05.01 Ветеринария, направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно- санитарная экспертиза / сост. П. Б. Цыремпилов. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 57 с. http://bgsha.ru/art.php?i=1923.
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине (модулю)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
элементов оценочных материалов по дисциплине
Группа оценочных средств
Оценочное средство или его элемент
Наименование
1. Средства для промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины
Перечень вопросов к зачету по дисциплине
Перечень экзаменационных вопросов.
Пример экзаменационного билета
2. Средства для индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов (ВАРО)
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся
заочной формы обучения
Критерии оценки индивидуальных результатов выполнения контрольной работы
3. Средства для текущего контроля
Вопросы для устного опроса.
Критерии оценки
Ситуационные задачи
Критерии оценки
Тесты по темам.
Критерии оценки
Фармакология
2) охватывает все разделы дисциплины
Вопросы для устного опроса:
1. Общие вопросы рецептуры.
2. Технология приготовления и выписывание лекарственных форм.
4. Наркозные, снотворные и противосудорожные препараты. Группа алкоголя.
5. Анальгетики. Нейролептические, транквилизирующие и седативные препараты.
6. Психостимуляторы, антидепрессанты и тонизирующие средства.
7. Холинергические вещества: холиномиметики, холиноблокаторы.
8. Адренергические вещества: адреномиметики, адреноблокаторы. Антигистаминные средства.
9. Вещества, действующие в области афферентных нервов: Местноанестезирующие средства.
10. Вяжущие, обволакивающие, мягчительные и адсорбирующие средства.
11. Вещества, действующие на сердечно- сосудистую систему и кровь.
12. Диуретические и маточные средства.
13. Вещества, влияющие на желудочно- кишечный тракт.
14. Вещества, влияющие на органы дыхания.
15. Витаминные, ферментные, гормональные препараты. Противовоспалительные средства.
16. Препараты минеральных веществ. Биологические стимуляторы. Иммуномодуляторы.
17. Кислоты, щелочи,
18. Фенолы и производные их. Альдегиды.
19. Окислители, препараты хлора, йода.
20. Препараты тяжелых металлов. Лекарственные краски. Детергенты.
21. Сульфаниламиды. Нитрофураны.
22. Антибиотики
23. Антибиотики
24. Противомикробные средства разных групп. Антипротозойные, антиэймериозные средства.
25. Антигельминтики: противотрематодозные, противонематодозные средства.
26. Антигельминтики, действующие против цестод, и на различные виды гельминтов.
27. Инсектоакарицидныеродентицидные средства
28. Общие вопросы рецептуры.
29. Технология приготовления и выписывание лекарственных форм.
30. Общая фармакология. Фармакокинетика. Фармакодинамика.
31. Наркозные, снотворные и противосудорожные препараты. Группа алкоголя.
32. Анальгетики. Нейролептические, транквилизирующие и седативные препараты.
33. Психостимуляторы, антидепрессанты и тонизирующие средства.
34. Холинергические вещества: холиномиметики, холиноблокаторы.
35. Адренергические вещества: адреномиметики, адреноблокаторы. Антигистаминные средства.
36. Вещества, действующие в области афферентных нервов: Местноанестезирующие средства.
37. Вяжущие, обволакивающие, мягчительные и адсорбирующие средства.
38. Вещества, действующие на сердечно- сосудистую систему и кровь.
39. Диуретические и маточные средства.
40. Вещества, влияющие на желудочно- кишечный тракт.
41. Вещества, влияющие на органы дыхания.
42. Витаминные, ферментные, гормональные препараты. Противовоспалительные средства.
43. Препараты минеральных веществ. Биологические стимуляторы. Иммуномодуляторы.
44. Кислоты, щелочи,
45. Фенолы и производные их. Альдегиды.
46. Окислители, препараты хлора, йода.
47. Препараты тяжелых металлов. Лекарственные краски. Детергенты.
48. Сульфаниламиды. Нитрофураны.
49. Антибиотики
50. Антибиотики
51. Противомикробные средства разных групп. Антипротозойные, антиэймериозные средства.
52. Антигельминтики: противотрематодозные, противонематодозные средства.
53. Антигельминтики, действующие против цестод, и на различные виды гельминтов.
54. Инсектоакарицидныеродентицидные средства.
Вопросы зачета с оценкой:
1. Общие вопросы рецептуры.
2. Технология приготовления и выписывание лекарственных форм.
3. Общая фармакология. Фармакокинетика. Фармакодинамика.
4. Наркозные, снотворные и противосудорожные препараты. Группа алкоголя.
5. Анальгетики. Нейролептические, транквилизирующие и седативные препараты.
6. Психостимуляторы, антидепрессанты и тонизирующие средства.
7. Холинергические вещества: холиномиметики, холиноблокаторы.
8. Адренергические вещества: адреномиметики, адреноблокаторы. Антигистаминные средства.
9. Вещества, действующие в области афферентных нервов: Местноанестезирующие средства.
10. Вяжущие, обволакивающие, мягчительные и адсорбирующие средства.
11. Вещества, действующие на сердечно- сосудистую систему и кровь.
12. Диуретические и маточные средства.
13. Вещества, влияющие на желудочно- кишечный тракт.
14. Вещества, влияющие на органы дыхания.
16. Препараты минеральных веществ. Биологические стимуляторы. Иммуномодуляторы.
17. Кислоты, щелочи,
18. Фенолы и производные их. Альдегиды.
19. Окислители, препараты хлора, йода.
20. Препараты тяжелых металлов. Лекарственные краски. Детергенты.
21. Сульфаниламиды. Нитрофураны.
22. Антибиотики
23. Антибиотики
24. Противомикробные средства разных групп. Антипротозойные, антиэймериозные средства.
25. Антигельминтики: противотрематодозные, противонематодозные средства.
26. Антигельминтики, действующие против цестод, и на различные виды гельминтов.
27. Инсектоакарицидныеродентицидные средства
28. Общие вопросы рецептуры.
29. Технология приготовления и выписывание лекарственных форм.
30. Общая фармакология. Фармакокинетика. Фармакодинамика.
31. Наркозные, снотворные и противосудорожные препараты. Группа алкоголя.
32. Анальгетики. Нейролептические, транквилизирующие и седативные препараты.
33. Психостимуляторы, антидепрессанты и тонизирующие средства.
34. Холинергические вещества: холиномиметики, холиноблокаторы.
35. Адренергические вещества: адреномиметики, адреноблокаторы. Антигистаминные средства.
36. Вещества, действующие в области афферентных нервов: Местноанестезирующие средства.
37. Вяжущие, обволакивающие, мягчительные и адсорбирующие средства.
38. Вещества, действующие на сердечно- сосудистую систему и кровь.
39. Диуретические и маточные средства.
40. Вещества, влияющие на желудочно- кишечный тракт.
41. Вещества, влияющие на органы дыхания.
42. Витаминные, ферментные, гормональные препараты. Противовоспалительные средства.
43. Препараты минеральных веществ. Биологические стимуляторы. Иммуномодуляторы.
44. Кислоты, щелочи,
45. Фенолы и производные их. Альдегиды.
46. Окислители, препараты хлора, йода.
47. Препараты тяжелых металлов. Лекарственные краски. Детергенты.
48. Сульфаниламиды. Нитрофураны.
49. Антибиотики
50. Антибиотики
51. Противомикробные средства разных групп. Антипротозойные, антиэймериозные средства.
52. Антигельминтики: противотрематодозные, противонематодозные средства.
53. Антигельминтики, действующие против цестод, и на различные виды гельминтов.
54. Инсектоакарицидные родентицидные средства.
1. По каждой группе препаратов рассказать общую характеристику, классификацию, механизмы действия и фармакодинамику, показания к применению.
1. Определение фармакологии, история, задачи; понятие о лекарстве, получение лекарственных веществ (ПКС-1, ПКС-2).
2. Фармакокинетика лекарственных веществ.(ПКС-1, ПКС-2)
3. Фармакодинамика лекарственных веществ. Условия, влияющие на активность фармакологических веществ.(ПКС-1, ПКС-2)
4. Виды действия лекарственных веществ. Доза, принципы дозирования, особенности действия фармакологических веществ в разных дозах.(ПКС-1, ПКС-2)
5. Особенности действия лекарственных веществ: при повторном их применении, нескольких одновременно применяемых, в зависимости от состояния организма животного, от внешних факторов.(ПКС-1, ПКС-2)
6. Средства для ингаляционного наркоза. (ПКС-1, ПКС-2)
7. Средства для неингаляционного наркоза.(ПКС-1, ПКС-2)
8. Снотворные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
9. Алкоголи.(ПКС-1, ПКС-2)
10. Анальгетики наркотические.(ПКС-1, ПКС-2)
11. Анальгетики ненаркотические.(ПКС-1, ПКС-2)
12. Нейролептики.(ПКС-1, ПКС-2)
13. Седативные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
14. Препараты группы кофеина.(ПКС-1, ПКС-2)
15. Препараты группы камфоры.(ПКС-1, ПКС-2)
16. Аналептики дыхательного центра.(ПКС-1, ПКС-2)
17. Растительные общетонизирующие средства.(ПКС-1, ПКС-2)
18. Холиномиметики.(ПКС-1, ПКС-2)
19. Холиноблокаторы.(ПКС-1, ПКС-2)
20. Адреномиметики.(ПКС-1, ПКС-2)
21. Адреноблокаторы.(ПКС-1, ПКС-2)
23. Местноанестезирующие вещества.(ПКС-1, ПКС-2)
24. Вяжущие вещества.(ПКС-1, ПКС-2)
25. Обволакивающие, мягчительные и адсорбирующие вещества.(ПКС-1)
26. Вещества, раздражающие окончания афферентных нервов.(ПКС-1), ПКС-2
27. Производные аммиака.(ПКС-1, ПКС-2)
28. Препараты, содержащие эфирные масла.(ПКС-1, ПКС-2)
29. Рвотные, отхаркивающие и руминаторные вещества.(ПКС-1, ПКС-2)
30. Сердечные гликозиды.(ПКС-1, ПКС-2)
31. Противоаритмические препараты.(ПКС-1, ПКС-2)
32. Спазмолитические средства.(ПКС-1, ПКС-2)
33. Вещества, влияющие на кроветворение.(ПКС-1, ПКС-2)
34. Вещества, задерживающие свертываемость крови.(ПКС-1, ПКС-2)
35. Вещества, ускоряющие свертываемость крови.(ПКС-1, ПКС-2)
36. Заменители крови.(ПКС-1, ПКС-2)
37. Диуретические вещества.(ПКС-1, ПКС-2)
38. Желчегонные вещества.(ПКС-1, ПКС-2)
39. Слабительные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
40. Маточные вещества.(ПКС-1, ПКС-2)
41. Витаминные препараты.(ПКС-1, ПКС-2)
42. Ферментные препараты.(ПКС-1, ПКС-2)
43. Гормональные препараты.(ПКС-1, ПКС-2)
44. Соли щелочных и щелочноземельных металлов.(ПКС-1, ПКС-2)
45. Препараты тяжелых металлов.(ПКС-1, ПКС-2)
46. Препараты фосфора, йода, селена, мышьяка.(ПКС-1, ПКС-2)
47. Корректоры продуктивности.(ПКС-1, ПКС-2)
48. Противовоспалительные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
49. Биологические стимуляторы.(ПКС-1, ПКС-2)
50. Противоаллергические средства.(ПКС-1, ПКС-2)
51. Кислоты и щелочи.(ПКС-1, ПКС-2)
52. Фенолы и их производные.(ПКС-1, ПКС-2)
53. Альдегиды.(ПКС-1, ПКС-2)
54. Препараты хлора.(ПКС-1, ПКС-2)
55. Окислители.(ПКС-1, ПКС-2)
56. Лекарственные краски с антисептическим действием.(ПКС-1, ПКС-2)
57. Сульфаниламиды.(ПКС-1, ПКС-2)
58. Нитрофураны.(ПКС-1, ПКС-2)
59. Производные оксихинолина, нитроксолина, фторхинолона.(ПКС-1, ПКС-2)
60. Пенициллины.(ПКС-1, ПКС-2)
61. Тетрациклины.(ПКС-1, ПКС-2)
62. Антибиотики гликозиды.(ПКС-1, ПКС-2)
63. Полиеновые антибиотики.(ПКС-1, ПКС-2)
64. Антипротозойные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
65. Антиэймериозные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
66. Противотрематодозные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
67. Противонематодозные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
68. Противоцестодозные средства.(ПКС-1, ПКС-2)
69. Антигельминтики широкого спектра действия.(ПКС-1)
70. Фосфорорганические соединения.(ПКС-1, ПКС-2).
2. Рассказать характеристику препарата.
1. Листья толокнянки.(ПКС-1, ПКС-2)
2. Натрия сульфат.(ПКС-1, ПКС-2)
3. Нитроглицерин.(ПКС-1, ПКС-2)
4. Хинидина сульфат.(ПКС-1, ПКС-2)
5. Сабур.(ПКС-1, ПКС-2)
6. Эргометрин малеат.(ПКС-1)
7. Ретинол.(ПКС-1, ПКС-2)
8. Цианокобаламин.(ПКС-1, ПКС-2)
9. Химотрипсин.(ПКС-1, ПКС-2)
10. Дигидроэрготамин.(ПКС-1, ПКС-2)
11. Адреналин гидрохлорид.(ПКС-1, ПКС-2)
12. Диплацин.(ПКС-1, ПКС-2)
13. Натрия хлорид.(ПКС-1, ПКС-2)
14. Калия и натрия йодид.(ПКС-1, ПКС-2)
15. Карбахолин.(ПКС-1, ПКС-2)
16. АСД.(ПКС-1, ПКС-2)
17.Корневище и корни валерианы.(ПКС-1, ПКС-2)
19. Аминазин.(ПКС-1, ПКС-2)
20. Бриллиантовый зеленый.(ПКС-1, ПКС-2)
21. Анальгин.(ПКС-1, ПКС-2)
22. Папаверин.(ПКС-1, ПКС-2)
23. Известь хлорная.(ПКС-1, ПКС-2)
24. Ромпун.(ПКС-1, ПКС-2)
25. Сульгин.(ПКС-1, ПКС-2)
26. Фурациллин. (ПКС-1, ПКС-2)
27. 5 – НОК.(ПКС-1, ПКС-2)
28. Натрия тиосульфат.(ПКС-1)
29. Севин. (ПКС-1, ПКС-2)
30. Гексахлорциклогексан.(ПКС-1, ПКС-2)
31. Эритромицин.(ПКС-1, ПКС-2)
32. Интерферон.(ПКС-1, ПКС-2)
33. Фуросемид.(ПКС-1, ПКС-2)
34. Гепарин.(ПКС-1, ПКС-2)
35. Зоокумарин.(ПКС-1, ПКС-2)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п