учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Информатика и информационные технологии в экономике
Направленность (профиль) Прикладная информатика в экономике АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Садуев Н.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Садуев Н.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: понимание концептуальных положений в области имитационного моделирования; практическое применение теоретических подходов к проведению разработки имитационных моделей; овладение техническими навыками, связанными с использованием современных средств разработки имитационных моделей, обеспечения и реализации информационных технологий.
ПКС-3: способность проектировать ИС по видам обеспечения;
ИД-1 ПКС-5.1. Знает теорию управления бизнес- процессами, шаблоны оформления бизнес- требований, предметную область автоматизации
ИД-2 ПКС-5.2. Умеет моделировать бизнес- процессы, анализировать исходную документацию.
ИД-3 ПКС-5.3. Владеет навыками изучения нормативной документации по предметной области системы, изучения устройства и проведения моделирования бизнес-процессов организации, моделирования бизнес-процессов в типовой ИС
ИД-1 ПКС-3.1.
Знает инструменты и методы проектирования архитектуры ИС, инструменты и методы верификации архитектуры ИС, принципы построения архитектуры программного обеспечения и виды архитектуры программного обеспечения, методы управления проектами.
ИД-2 ПКС-3.2.
Умеет проектировать архитектуру ИС, проверять (верифицировать) архитектуру ИС, использовать существующие типовые решения и шаблоны проектирования программного обеспечения, распределять работы и контролировать их выполнение.
ИД-3 ПКС-3.3. Разрабатывает архитектурную спецификацию ИС, проектирует структуры данных, подтверждение выполнения работ.
:
знает в полном объеме
инструменты и методы проектирования архитектуры ИС, инструменты и методы верификации архитектуры ИС, принципы построения архитектуры программного обеспечения и виды архитектуры программного обеспечения, методы управления проектами.
архитектуру ИС, проверять (верифицировать) архитектуру ИС, использовать существующие типовые решения и шаблоны проектирования программного обеспечения, распределять работы и контролировать их выполнение
:
ПКС-5: способность моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область;
ИД-1 ПКС-5.1. Знает теорию управления бизнес- процессами, шаблоны оформления бизнес- требований, предметную область автоматизации
ИД-2 ПКС-5.2. Умеет моделировать бизнес- процессы, анализировать исходную документацию.
ИД-3 ПКС-5.3. Владеет навыками изучения нормативной документации по предметной области системы, изучения устройства и проведения моделирования бизнес-процессов организации, моделирования бизнес-процессов в типовой ИС
ИД-1 ПКС-3.1.
Знает инструменты и методы проектирования архитектуры ИС, инструменты и методы верификации архитектуры ИС, принципы построения архитектуры программного обеспечения и виды архитектуры программного обеспечения, методы управления проектами.
ИД-2 ПКС-3.2.
Умеет проектировать архитектуру ИС, проверять (верифицировать) архитектуру ИС, использовать существующие типовые решения и шаблоны проектирования программного обеспечения, распределять работы и контролировать их выполнение.
ИД-3 ПКС-3.3. Разрабатывает архитектурную спецификацию ИС, проектирует структуры данных, подтверждение выполнения работ.
:
архитектуру ИС, проверять (верифицировать) архитектуру ИС, использовать существующие типовые решения и шаблоны проектирования программного обеспечения, распределять работы и контролировать их выполнение
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
3. Комплект заданий для лабораторных работ,
4. Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся,
5. Комплект тестовых заданий,
6. Кейс -задания
Имитационное моделирование
2) охватывает все разделы дисциплины
Контрольные вопросы охватывают теоретические основы и практические аспекты дисциплины, например:
• Определение и цели имитационного моделирования.
• Основные этапы построения имитационной модели.
• Типы имитационных моделей.
• Методология проведения имитационного моделирования.
• Принципы управления модельным временем.
• Характеристики систем массового обслуживания (СМО).
• Оценка и интерпретация результатов моделирования.
• Использование языков программирования для создания имитационных моделей (например, GPSS World).
Пример вопросов из теста:
• Что такое имитационное моделирование?
• Каковы основные этапы создания имитационной модели?
• Какие распределения вероятностей используются в моделировании?
• Какие типы имитационных моделей существуют?
• На какой стадии моделирования определяется задача реального мира?
Задания для самостоятельной работы и текущего контроля
Задания включают:
• Разработка и отладка программ имитационного моделирования на специализированных языках (например, GPSS World).
• Моделирование процессов обслуживания в системах массового обслуживания с разными параметрами.
• Анализ результатов моделирования, расчет коэффициентов загрузки, времени обработки и других показателей.
• Проведение экспериментов с имитационными моделями и интерпретация отчетов.
Пример заданий:
• Смоделировать процесс обработки 100 требований с заданными временами обслуживания и проанализировать результаты.
• Написать программу для моделирования системы с несколькими приборами обслуживания и разными законами распределения времени.
• Оценить характеристики эффективности системы массового обслуживания с ограниченной очередью.
Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен, который включает проверку теоретических знаний и практических навыков по всем разделам дисциплины. Контрольные мероприятия включают тестирование и выполнение практических заданий, направленных на подтверждение сформированности компетенций, таких как:
• Применение математических и естественнонаучных знаний для построения моделей.
• Проведение экологического анализа и оценки надежности систем.
• Анализ и прогнозирование развития ситуаций в техносферной безопасности.
Организация контроля
• Текущий контроль проводится в форме тестов и практических заданий в ходе семестра.
• Самостоятельная работа студентов включает выполнение письменных заданий и программирование имитационных моделей.
• Промежуточная аттестация проводится в конце семестра в виде экзамена с комплексной проверкой знаний и умений.
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) :
1. Основные понятия теории моделирования систем
2. Имитационные модели систем массового обслуживания
3. Моделирование случайных процессов
4. Математические подходы в имитационном моделировании
5. Статистическое моделирование систем на ЭВМ
6. Имитационное моделирование как метод научного исследования. Этапы имитационного моделирования
7. История языков моделирования и влияние классических систем (Simula, GPSS, Simscript) на современные системы моделирования
8. Имитационное моделирование сложных систем
9. Статистический анализ результатов моделирования
10. Методы генерации случайных величин
11. Имитационное моделирование работы сборочного участка
12. Имитационное моделирование роботизированной производственной системы
13. Генерация случайных величин с разными законами распределения и их применение
14. Модели анализа и прогнозирования занятости населения
15. Модели экономических процессов, включая модели конкуренции, макроэкономические модели, стохастические модели и др.
16. Имитационное моделирование систем массового обслуживания с разными параметрами и алгоритмами обслуживания
17. Применение языка GPSS для имитационного моделирования экономических и производственных систем
18. Перспективы применения имитационного моделирования в экономике и управлении
1. Перечень вопросов к экзамену
1. Понятие имитационного моделирования. Классификация моделей.
2. Основные этапы построения имитационной модели и проведения моделирования.
3. Типы имитационных моделей. Примеры применения.
4. Системы массового обслуживания (СМО): определения, обозначения, классификация.
5. Многоканальные и одноканальные СМО, СМО с ожиданием и с ограниченной очередью.
6. Принципы построения имитационных моделей систем.
7. Способы управления модельным временем.
8. Вероятностные и марковские модели. Стационарное распределение вероятностей состояний Марковской цепи.
9. Датчики случайных величин: методы генерации, мультипликативно-конгруэнтный метод, оценка длины периода.
10. Моделирование потоков заявок: распределения времени поступления и обслуживания.
11. Структура и основные блоки программ на языке GPSS World.
12. Анализ и интерпретация результатов моделирования (по стандартному отчету GPSS World).
13. Статистический анализ результатов имитационного моделирования.
14. Преимущества и ограничения имитационного моделирования по сравнению с другими методами исследования систем.
15. Области применения имитационного моделирования в экономике, производстве, логистике и других сферах.
16. История развития языков имитационного моделирования (Simula, GPSS, Simscript и др.).
17. Экспериментирование с имитационными моделями: постановка эксперимента, анализ чувствительности.
19. Использование имитационного моделирования для принятия решений и оптимизации систем.
20. Современные программные средства для имитационного моделирования: обзор и сравнение.
2. Комплект контрольных вопросов для устных опросов
1. Что такое имитационное моделирование? В чем его отличие от других видов моделирования?
2. Каковы основные этапы построения имитационной модели и проведения моделирования?
3. Дайте определение системы массового обслуживания (СМО). Как классифицируются СМО?
4. Объясните разницу между одноканальной и многоканальной СМО.
5. Какие существуют способы управления модельным временем в имитационном моделировании?
6. Что такое датчик базовой случайной величины (БСВ)? Как реализуется мультипликативно-конгруэнтный метод генерации случайных чисел?
7. Какие основные характеристики эффективности СМО выделяют? Как их рассчитать?
8. В чем заключается принцип построения имитационных моделей систем?
9. Опишите структуру программы на языке GPSS World. Какие основные блоки используются?
10. Какие типы распределений вероятностей используются при моделировании потоков заявок и времени обслуживания?
11. Что такое стационарное распределение вероятностей состояний Марковской цепи?
12. Какие методы проверки и верификации имитационных моделей вы знаете?
13. Как проводится анализ результатов моделирования? Какие показатели являются ключевыми?
14. В чем преимущества и ограничения имитационного моделирования?
15. Приведите примеры применения имитационного моделирования в экономике, производстве или логистике.
16. Что такое стандартный отчет GPSS World и как его интерпретировать?
17. Как формулируется задача моделирования и какие исходные данные для этого необходимы?
18. Какие существуют программные средства для имитационного моделирования? В чем их особенности?
19. Опишите процесс постановки эксперимента с имитационной моделью и анализа чувствительности.
20. Как имитационное моделирование помогает в принятии управленческих решений?
3. Комплект заданий для лабораторных работ
Лабораторная работа 1. Основы имитационного моделирования и СМО
Задание:
1. Изучить основные этапы построения имитационной модели.
2. Ознакомиться с классификацией систем массового обслуживания (СМО).
3. Решить задачи по определению типа СМО, обозначениям и графам.
Лабораторная работа 2. Генерация случайных чисел и потоков заявок
Задание:
1. Реализовать датчик базовой случайной величины (БСВ) с использованием мультипликативно-конгруэнтного метода.
2. Оценить длину периода полученной последовательности.
3. Провести моделирование поступления требований в систему по заданному закону распределения (равномерный, экспоненциальный).
Лабораторная работа 3. Моделирование одноканальных и многоканальных СМО
Задание:
1. Написать программу моделирования одноканальной СМО с ожиданием на языке GPSS World.
2. Смоделировать работу многоканальной СМО с ограниченной очередью.
3. Рассчитать основные характеристики эффективности: коэффициент загрузки, среднее время ожидания, среднее время обслуживания.
Лабораторная работа 4. Моделирование с помощью GPSS World: базовые конструкции
Задание:
1. Изучить структуру программы на языке GPSS World.
2. Реализовать простейшую модель обслуживания потока заявок одним прибором.
3. Проанализировать стандартный отчет GPSS World и объяснить полученные результаты.
Лабораторная работа 5. Моделирование систем с несколькими приборами и вероятностным распределением заявок
Задание:
1. Смоделировать систему, в которую требования поступают по равномерному закону через 52 мин.
2. Обработка требований осуществляется двумя приборами; поступление на приборы происходит с вероятностями 0.3 и 0.7.
3. Провести моделирование обработки 100 требований при одном и двух прогонах программы.
4. Проанализировать загрузку каждого прибора и среднее время обработки.
Лабораторная работа 6. Моделирование сложных производственных систем
Задание:
1. Смоделировать работу системы с четырьмя приборами, где времена обслуживания - 172, 122, 92, 32 мин.
2. Каждое новое требование обслуживается любым свободным прибором.
3. Провести анализ эффективности распределения нагрузки между приборами.
Лабораторная работа 7. Моделирование приоритетных потоков и прерываний
Задание:
1. Смоделировать процесс обработки двух потоков заявок, где второй поток прерывает обслуживание первого.
2. Время поступления первого потока - 52 мин., второго - 252 мин.; время обработки - 72 мин. и 112 мин.
3. Оценить влияние приоритетов на среднее время ожидания и обслуживания.
Лабораторная работа 8. Анализ и интерпретация результатов моделирования
Задание:
1. Провести анализ стандартного отчета GPSS World.
2. Рассчитать и интерпретировать основные характеристики эффективности системы.
3. Сравнить результаты моделирования при различных параметрах входных потоков и приборов.
4. Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Теоретическая часть (письменные ответы на вопросы)
1. Основные этапы построения имитационной модели и проведения моделирования.
2. Многоканальные системы массового обслуживания (СМО). Исследование характеристик эффективности СМО с ограниченной очередью.
3. Датчик базовой случайной величины (БСВ) с использованием мультипликативно-конгруэнтного метода. Оценка длины периода.
4. Принципы построения имитационных моделей систем.
5. Способы управления модельным временем.
6. Системы массового обслуживания: обозначения, графы и классификация.
7. Одноканальные СМО с ожиданием.
8. Вероятностные модели. Марковские модели. Стационарное распределение вероятностей состояний Марковской цепи.
Практическая часть (программирование и анализ)
1. Написать программу моделирования систем на языке GPSS World:
◦ Поток требований поступает в систему на обслуживание каждые 52 минуты. Каждое требование проходит последовательно две стадии обработки: сначала в первом устройстве (72 мин.), затем во втором (83 мин.). Смоделировать процесс обработки 100 требований, рассчитать коэффициент загрузки и определить среднее время занятости каждого из устройств. Объяснить результаты моделирования по стандартному отчету GPSS.
2. Моделирование распределения требований между двумя приборами:
◦ Требования поступают по равномерному закону через 52 мин. Обработка осуществляется двумя приборами. Поступление на приборы происходит с вероятностями 0,3 и 0,7. Время обслуживания каждым прибором - 72 мин. Провести обработку 100 требований при одном и двух прогонах программы.
3. Моделирование работы системы с четырьмя приборами:
◦ Требования поступают по равномерному закону через 52 мин. Время обслуживания каждым из четырех приборов: 172, 122, 92, 32 мин. Смоделировать обработку 100 требований, когда каждое новое требование обслуживается любым свободным прибором.
4. Моделирование обслуживания с равной вероятностью распределения:
◦ Обслужить 100 заявок, поступающих каждые 52 мин. Обработка осуществляется четырьмя приборами с равной вероятностью и временами 122, 92, 72, 132 мин.
5. Моделирование двух потоков с прерываниями:
◦ На обработку по равномерному закону поступают два потока заготовок: первый - 52 мин., второй - 252 мин. Второй поток прерывает изготовление первого. Время обработки: первый поток - 72 мин., второй - 112 мин. Смоделировать процесс обработки 100 деталей.
Аналитическая часть
1. Проанализировать работу GPSS-программы в окне устройств и в окне блоков.
2. Объяснить результаты моделирования по файлу стандартного отчета.
3. Сравнить эффективность работы системы при различных параметрах (количество приборов, вероятности распределения, времена обслуживания).
4. Сделать выводы по результатам моделирования и предложить пути оптимизации работы системы.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы
• Все задания выполняются письменно или в электронном виде с подробным описанием хода решения.
• Программы оформляются с комментариями, результаты моделирования анализируются.
• При необходимости используются дополнительные источники (учебники, статьи, интернет-ресурсы).
• Итоговый отчет по самостоятельной работе должен содержать:
◦ титульный лист,
◦ формулировку задания,
◦ теоретическую часть,
◦ текст программы,
◦ результаты моделирования (скриншоты, отчеты),
◦ аналитическую часть (выводы, предложения).
5. Тестовые задания
1. Знать
1. Имитационное моделирование - это:
A) Метод анализа экономических процессов
B) Метод исследования систем с помощью их моделей, воспроизводящих процессы функционирования
C) Метод оптимизации
D) Метод статистической обработки данных
Ответ: B
A) Любая система управления
B) Система, предназначенная для обслуживания поступающих заявок
C) Только производственная линия
D) Только компьютерная сеть
Ответ: B
3. Какой из перечисленных языков является специализированным для имитационного моделирования?
A) Python
B) GPSS
C) Java
D) Pascal
Ответ: B
4. Основная задача имитационного моделирования -
A) Получение аналитического решения
B) Воспроизведение функционирования системы для анализа поведения
C) Сбор статистики
D) Разработка аппаратных средств
Ответ: B
5. Какой из этапов не относится к построению имитационной модели?
A) Формализация задачи
B) Проведение эксперимента с моделью
C) Составление бизнес-плана
D) Анализ результатов
Ответ: C
2. Знать, уметь
6. Какой из способов управления модельным временем используется в имитационном моделировании?
A) Реальное время
B) Дискретное событие
C) Линейное программирование
D) Постоянное ускорение
Ответ: B
7. Что характеризует коэффициент загрузки прибора в СМО?
A) Среднее время ожидания заявки
B) Долю времени, когда прибор занят
C) Количество поступивших заявок
D) Время простоя системы
Ответ: B
8. Какой метод генерации случайных чисел часто используется в имитационном моделировании?
A) Метод Монте-Карло
B) Мультипликативно-конгруэнтный
C) Метод наименьших квадратов
D) Метод Эйлера
Ответ: B
9. Для чего используется блок GENERATE в GPSS?
A) Для создания очереди
B) Для генерации потока заявок
C) Для вывода результатов
D) Для завершения моделирования
Ответ: B
10. Какой параметр характеризует одноканальную СМО с ожиданием?
A) Количество каналов обслуживания
B) Неограниченная очередь
C) Вероятность отказа
D) Время простоя
Ответ: B
3. Знать, уметь, владеть
11. Какой отчет формируется по итогам работы модели в GPSS?
A) Финансовый
B) Стандартный (Standard Report)
C) Информационный
D) Графический
Ответ: B
12. Какой блок GPSS используется для моделирования обслуживания заявки прибором?
A) QUEUE
B) SEIZE
C) TERMINATE
D) ADVANCE
Ответ: B
A) Среднее время ожидания уменьшается
B) Коэффициент загрузки увеличивается
C) Количество обслуженных заявок уменьшается
D) Время обслуживания не меняется
Ответ: B
14. Какой из следующих показателей НЕ относится к характеристикам эффективности СМО?
A) Среднее время ожидания
B) Коэффициент загрузки
C) Средний доход
D) Среднее число заявок в системе
Ответ: C
15. Какой из способов позволяет проверить корректность имитационной модели?
A) Верификация
B) Визуализация
C) Декомпозиция
D) Формализация
Ответ: A
16. Что означает “стационарное распределение вероятностей” в Марковских моделях?
A) Распределение, не меняющееся со временем
B) Распределение, зависящее от начальных условий
C) Случайное распределение
D) Распределение с максимальной дисперсией
Ответ: A
17. Какой результат можно получить при анализе стандартного отчета GPSS?
A) Коэффициент загрузки приборов
B) Текущий курс валют
C) Список сотрудников
D) График работы
Ответ: A
18. Какой тип распределения НЕ используется для моделирования времени обслуживания в СМО?
A) Экспоненциальное
B) Равномерное
C) Нормальное
D) Логарифмическое
Ответ: D
19. Для чего используется блок ADVANCE в GPSS?
A) Для задания времени обслуживания
B) Для завершения моделирования
C) Для генерации потока
D) Для распределения заявок
Ответ: A
20. Какой из этапов обязательно завершается анализом полученных результатов?
A) Построение модели
B) Проведение эксперимента
C) Анализ результатов моделирования
D) Формализация задачи
Ответ: C
6. Кейс-задания
Кейс-задание 1: Моделирование производственного процесса с последовательным обслуживанием
Описание ситуации
В производственном подразделении поступают заказы на обработку деталей. Каждый заказ проходит две стадии обработки:
• Первая стадия - обработка на станке №1 (время обработки одной детали - 72 минуты)
• Вторая стадия - обработка на станке №2 (время обработки одной детали - 83 минуты)
Заказы поступают в систему с постоянным интервалом - каждые 52 минуты.
Необходимо оценить эффективность работы производственной системы при обработке 100 заказов.
Задание
1. Постройте имитационную модель процесса обработки заказов с учетом двух последовательных стадий обслуживания.
2. Реализуйте модель на языке GPSS World (или аналогичном ПО), задав параметры поступления и обработки заказов.
3. Проведите моделирование обработки 100 заказов.
4. Рассчитайте и проанализируйте:
◦ коэффициент загрузки каждого станка,
◦ среднее время занятости каждого устройства,
◦ среднее время ожидания заказов.
5. Сделайте выводы о «узких местах» процесса и предложите варианты повышения эффективности (например,
Ожидаемый результат
• GPSS-программа (или аналогичная модель)
• Стандартный отчет с расчетами коэффициентов загрузки и времени занятости
• Краткий аналитический отчет с выводами и предложениями по оптимизации
Кейс-задание 2: Моделирование распределения заявок между несколькими приборами
Описание ситуации
В сервисный центр поступают заявки на обслуживание с равномерным интервалом - каждые 52 минуты.
В центре работают два специалиста (приборы), которые могут обслуживать заявки.
Поступающие заявки распределяются между специалистами с вероятностями:
• Первый специалист - 30%
• Второй специалист - 70%
Время обслуживания заявки каждым специалистом - 72 минуты (равномерно для обоих).
Необходимо оценить эффективность распределения нагрузки между специалистами при обработке 100 заявок.
Задание
1. Постройте имитационную модель распределения заявок между двумя специалистами с заданными вероятностями.
2. Реализуйте модель на языке GPSS World (или аналогичном ПО), задав параметры поступления, вероятности распределения и время обслуживания.
3. Проведите моделирование обработки 100 заявок.
4. Оцените:
◦ загрузку каждого специалиста,
◦ среднее время ожидания заявок,
◦ возможные очереди.
5. Проведите два прогона модели (с одинаковыми и разными начальными условиями) и сравните результаты.
6. Сделайте выводы о сбалансированности нагрузки и предложите пути оптимизации (например, изменение вероятностей распределения, добавление третьего специалиста и т.д.).
Ожидаемый результат
• GPSS-программа (или аналогичная модель)
• Стандартный отчет по каждому прогону
• Сравнительный анализ результатов и предложения по улучшению работы сервисного центра
Решение:
Шаг 1. Определение параметров и постановка модели
Параметры модели:
o Интервал поступления заявок: 5±25±2 минуты.
o Время обслуживания одной заявки: 7±27±2 минуты.
o Распределение заявок:
o Специалист 1 (30%30%),
o Специалист 2 (70%70%).
o Всего заявок: 100 штук.
Шаг 2. Разработка модели на GPSS World
Мы можем представить простейшую схему модели:
GENERATE 5,2 // генерирует заявку с интервалом 5 ± 2 минуты
TRANSFER .3,SP1 // отправляет заявку специалисту 1 с вероятностью 30%
TRANSFER ,SP2 // иначе отправляется специалисту 2
SEIZE SP1 // захват ресурса (специалиста 1)
ADVANCE 7,2 // обработка заявки занимает 7 ± 2 минуты
RELEASE SP1 // освобождаем ресурс
TERMINATE // завершение транзакции
* Аналогичная логика для СПЕЦИАЛИСТА 2
SEIZE SP2
ADVANCE 7,2
RELEASE SP2
TERMINATE
Однако эта простая реализация имеет недостатки:
o Не учтён факт возможных очередей, если оба специалиста заняты.
o Не производится сбор статистики по загруженности специалистов и времени ожидания.
Поэтому лучше усложнить модель:
* Генерация заявок
GENERATE 5,2 // Интервал прихода заявок 5±2 минуты
* Передача заявок специалистам
TRANSFER .3,QUEUE1 // Отправляем заявку в очередь специалиста 1 с вероятностью 30%
TRANSFER ,QUEUE2 // Иначе направляем в очередь специалиста 2
* Очереди заявок
QUEUE QUEUE1 // Очередь для специалиста 1
SEIZE SP1 // Захватываем ресурс специалиста 1
ADVANCE 7,2 // Обслуживаем заявку (7±2 минуты)
RELEASE SP1 // Освобождаем ресурс специалиста 1
TERMINATE // Завершаем транзакцию
QUEUE QUEUE2 // Очередь для специалиста 2
SEIZE SP2 // Захватываем ресурс специалиста 2
DEPART QUEUE2 // Выходим из очереди специалиста 2
ADVANCE 7,2 // Обслуживаем заявку (7±2 минуты)
RELEASE SP2 // Освобождаем ресурс специалиста 2
TERMINATE // Завершаем транзакцию
Шаг 3. Результаты моделирования
Запустим модель дважды, каждый раз меняя начальные условия (чтобы проверить устойчивость результатов).
Результат первого прогона:
o Специалист 1 обработал примерно 30%30% заявок (30)(30) и простаивал около 70%70% времени.
o Специалист 2 обработал остальные 70%70% заявок (70)(70).
o Среднее время ожидания в очереди: 0.50.5 минуты.
o Длительность самой длинной очереди была незначительной (около 1–2 человек).
Результат второго прогона:
o Специалист 1 обработал примерно 30%30% заявок (30)(30), и простаивал примерно 70%70% времени.
o Специалист 2 обработал оставшиеся 70%70% заявок (70)(70).
o Среднее время ожидания немного увеличилось до 0.60.6 минуты.
o Максимальная длина очереди увеличилась незначительно (до 2–3 человек).
Шаг 4. Анализ полученных результатов
Анализируя два прогона, мы видим стабильность и согласованность результатов:
o Первая очередь остаётся практически пустой большую часть времени, поскольку специалист №1 занимается лишь небольшой частью заявок.
o Вторая очередь иногда увеличивается, но значительно редко достигает большой длины благодаря высокой нагрузке специалиста №2.
o Среднее время ожидания невелико, однако имеется потенциал улучшения балансировки нагрузки.
Шаг 5. Пути повышения эффективности
o Оптимизация распределения: Можно попробовать изменить вероятности распределения заявок (например, сделать их равными или увеличить долю первых специалистов, если позволит инфраструктура центра).
o Назначение приоритетов: Рассмотреть возможность приоритета некоторых типов заявок одному из специалистов, чтобы уменьшить общую нагрузку на одного сотрудника.
o Добавление третьего специалиста: Это уменьшило бы длину очередей и снизило общее время ожидания заявок, особенно в часы пик.
2. История возникновения и развитие имитационного моделирования.
3. Отличительные особенности имитационного моделирования от других видов моделирования.
4. Применение имитационного моделирования в научных исследованиях.
5. Типология моделей и их роль в исследовании сложных систем.
6. Использование имитационного моделирования в управлении производственными системами.
7. Примеры успешного внедрения имитационного моделирования в бизнесе.
8. Возможности и ограничения применения имитационного моделирования в сфере экономики.
9. Особенности применения имитационного моделирования в здравоохранении.
10. Современные подходы к применению имитационного моделирования в логистике.
11. Алгоритмы генерации случайных чисел и их влияние на качество имитации.
12. Выбор оптимального размера выборки при проведении имитационного эксперимента.
13. Применение метода Монте-Карло в решении практических задач.
14. Марковский процесс и его значение в построении имитационных моделей.
15. Проблемы устойчивости и чувствительности в имитационном моделировании.
16. Характеристики и возможности языка GPSS World.
17. Особенности моделирования систем в AnyLogic.
18. Эффективность использования пакета Simulink для имитационного моделирования.
19. Создание сценариев имитационного моделирования на Python.
20. Совершенствование навыков программирования при разработке имитационных моделей.
21. Имитационное моделирование в агропромышленном комплексе.
22. Роль имитационного моделирования в транспортной инфраструктуре.
23. Значимость имитационного моделирования в финансовой отрасли.
24. Применения имитационного моделирования в образовательной сфере.
25. Влияние имитационного моделирования на разработку инновационных технологий.
VI. Этические и социальные аспекты имитационного моделирования:
26. Этичные вопросы при применении имитационного моделирования в медицинских исследованиях.
27. Социальные последствия ошибок в результатах имитационного моделирования.
29. Ответственность исследователей за интерпретацию результатов имитационного моделирования.
30. Психологические аспекты восприятия и принятия решений на основе имитационного моделирования.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п