учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
закономерностях приспособления рыб к обитанию в разных экологических условиях, о рациональном использовании и охране водных биологических ресурсов, включая среду их обитания.
Задачи: формирование знаний и умений по методам идентификации основных групп рыб;
оценивания физиологического состояния и биологических параметров рыб; полевых исследований рыб с использованием лабораторного и полевого оборудования, ведения документации о наблюдениях, получения ихтиологической информации и еѐ использования.
закономерностях приспособления рыб к обитанию в разных экологических условиях, о рациональном использовании и охране водных биологических ресурсов, включая среду их обитания.
Задачи: формирование знаний и умений по методам идентификации основных групп рыб;
оценивания физиологического состояния и биологических параметров рыб; полевых исследований рыб с использованием лабораторного и полевого оборудования, ведения документации о наблюдениях, получения ихтиологической информации и еѐ использования.
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-1
ИД-1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи.
ИД-2 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
ИД-3 Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ИД-4 Грамотно, логично, аргументировано формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.
ИД-5 Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи.
ОПК-1
ИД-1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры .
методику сбора и обработки ихтиологических материалов для оценки состояния, мониторинга водных биоресурсов и подготовки материалов о состоянии водных биоресурсов, представления о состоянии водных биоресурсов, основы ведения банка данных мониторинга водных биоресурсов
:
ИД-2 не знает системы поиска и критического анализа информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 не знает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 не знает пути формирования собственных суждений и оценки, отличие фактов от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников
деятельности
ИД-5 не знает последствия возможных решений задачи
ИД-2 знает частично системы поиска и критического анализа информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 знает частично возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 знает частично пути формирования собственных суждений и оценки, отличие фактов от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 знает частично последствия возможных решений задачи
ИД-2 знает в целом системы поиска и критического анализа информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 знает в целом возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 знает в целом пути формирования собственных суждений и оценки, отличие фактов от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 знает в целом последствия возможных решений задачи
ИД-2 знает в совершенстве системы поиска и критического анализа информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 знает в совершенстве возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 знает в совершенстве пути формирования собственных суждений и оценки, отличие фактов от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 знает в совершенстве последствия возможных решений задачи
группы рыб; проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов, определять биологические параметры популяций рыб; проводить мониторинг водных биологических ресурсов, вести банк данных мониторинга водных биоресурсов:
ИД-2 не умеет находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи
ИД-3 не умеет рассматривать возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 не умеет грамотно, логично, аргументировано формировать собственные суждения и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в
рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 не умеет определять и оценивать последствия возможных решений задачи
ИД-2 умеет частично находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи
ИД-3 умеет частично рассматривать возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 умеет частично и грамотно, логично, аргументировано формировать собственные суждения и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 умеет частично определять и оценивать последствия возможных решений задачи
ИД-2 умеет в целом находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи
ИД-3 умеет в целом рассматривать возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 умеет в целом грамотно, логично, аргументировано формировать собственные суждения и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 умеет в целом определять и оценивать последствия возможных решений задачи
ИД-2 умеет в совершенстве находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи
ИД-3 умеет в совершенстве рассматривать возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 умеет в совершенстве грамотно, логично, аргументировано формировать собственные суждения и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 умеет в совершенстве определять и оценивать последствия возможных решений задачи
идентификации промысловых рыб и оценки биологических параметров рыб, методикой подготовки материалов о состоянии водных биоресурсов, навыками ведения банка данных мониторинга водных биоресурсов:
ИД-2 не владеет поиском и критическим анализом информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 не владеет навыком подбора возможных вариантов решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 не владеет опытом грамотного, логичного, аргументированного формирования собственных суждений и оценки, отличия фактов от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 не владеет навыком определения и оценки последствий возможных решений задачи
ИД-2 владеет частично поиском и критическим анализом информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 владеет частично навыком подбора возможных вариантов решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 владеет частично опытом грамотного, логичного, аргументированного формирования собственных суждений и оценки, отличия фактов от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 владеет частично навыком определения и оценки последствий возможных решений задачи
ИД-2 владеет в целом поиском и критическим анализом информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 владеет в целом навыком подбора возможных вариантов решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 владеет в целом опытом грамотного, логичного, аргументированного формирования собственных суждений и оценки, отличия фактов от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 владеет в целом навыком определения и оценки последствий возможных решений задачи
ИД-2 поиском и критическим анализом информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 навыком подбора возможных вариантов решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 опытом грамотного, логичного, аргументированного формирования собственных суждений и оценки, отличия фактов от мнений, интерпретаций,
оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 навыком определения и оценки последствий возможных решений задачи
ИД-2 владеет в совершенстве поиском и критическим анализом информации, необходимой для решения поставленной задачи
ИД-3 владеет в совершенстве навыком подбора возможных вариантов решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ИД-4 владеет в совершенстве опытом грамотного, логичного, аргументированного формирования собственных суждений и оценки, отличия фактов от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
ИД-5 владеет в совершенстве навыком определения и оценки последствий возможных решений задачи
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;;
УК-1
ИД-1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи.
ИД-2 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
ИД-3 Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ИД-4 Грамотно, логично, аргументировано формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.
ИД-5 Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи.
ОПК-1
ИД-1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры .
методику сбора и обработки ихтиологических материалов для оценки состояния, мониторинга водных биоресурсов и подготовки материалов о состоянии водных биоресурсов, представления о состоянии водных биоресурсов, основы ведения банка данных мониторинга водных биоресурсов
:
группы рыб; проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов, определять биологические параметры популяций рыб; проводить мониторинг водных биологических ресурсов, вести банк данных мониторинга водных биоресурсов:
идентификации промысловых рыб и оценки биологических параметров рыб, методикой подготовки материалов о состоянии водных биоресурсов, навыками ведения банка данных мониторинга водных биоресурсов:
естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с использованием информационнокоммуникационных технологий
естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с использованием информационнокоммуникационных технологий
естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с использованием информационнокоммуникационных технологий
естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с использованием информационнокоммуникационных технологий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
животных
как водных животных
рыб
рыб как водных животных
рыб
Биотические взаимоотношения рыб
Биотические взаимоотношения рыб
видов рыб
угрозой исчезновения видов рыб
под угрозой исчезновения видов рыб
http://bgsha.ru/art.php?i=3723
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень заданий для контрольной работы
Перечень тем докладов
Перечень тем презентацией
Перечень тем рефератов
Перечень тем для конспектирования
Комплект тестовых заданий
Ситуационные задачи
Задания для работы в группах
Общая ихтиология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Краткая история развития ихтиологии ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
2. Основные направления современной ихтиологии, ее задачи в развитии рыбного хозяйства ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
3. Особенности строения рыбы как водного животного ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
4. Многообразие форм тела и типы движения рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
5. Парные плавники рыб: строение, функции, видоизменения ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
6. Непарные плавники рыб: строение, функции, видоизменения ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
7. Чешуя рыб: типы, строение, видоизменения, особенности роста ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
8. Гидростатические органы рыб. Регуляция газов у открыто- и закрытопузырных рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
9. Влияние температуры на рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
10. Водно-солевой обмен круглоротых и рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
11. Отношение рыб к растворенным в воде газам. Заморы и их причины ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
12. Влияние на рыб течений, приливов и отливов, вертикальной циркуляции воды ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
13. Роль грунта и взвешенных частиц в жизни рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
14. Роль света в жизни рыб. Деление рыб на группы по отношению к свету ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
15. Реакция рыб на электрический свет и ее использование в рыболовстве. ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
16. Роль звуковых полей в жизни рыб. Звуковая ориентация рыб. Имитация звуков для создания искусственных скоплений рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
17. Воздействие на рыб электрического поля. Использование реакции рыб на электрическое поле в рыбном хозяйстве ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
18. Классификация экологических групп рыб в зависимости от мест обитания ОПК-1; ПКС-1; ПКС- 2.
19. Структура вида и формы внутривидовых связей у рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
20. Понятие о морфо- экологических группах у рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
21. Стая как форма социальной структуры вида у рыб. Приспособительное значение стаи ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
23. Основные формы межвидовых отношений у рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
24. Влияние на рост рыб основных экологических факторов ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
25. Влияние абиотических и биотических факторов на миграции рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2,
26. Миграции рыб и их классификацияОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
27. Миграционные циклы рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
28. Причины миграций проходных рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
29. Сезонные миграции и их приспособительное значение. Практическое значение изучения миграций рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
30. Суточные миграции и их приспособительное значение. Практическое значение для рыболовства ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
31. Классификация стратегий размножения рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
32. Стратегия питания рыб. Классификация экологических групп рыб по характеру питания ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
33. Спектр питания. Избирательность питания рыб. Возрастная, сезонная, суточная, географическая изменчивость питания ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
34. Интенсивность питания рыб. Суточный и годовой рационы ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
35. Способы размножения рыб. Моно- и полицикличность у рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
36. Экологические группы рыб по времени нереста, их приспособительное значение ОПК-1; ПКС- 1; ПКС-2.
37. Влияние абиотических факторов на сроки и характер нереста ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
38. Единовременное и порционное икрометание у рыб ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
39. Половой диморфизм. Соотношения полов у рыб, забота о потомстве и их приспособительное значение ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
40. Особенности строения икры и яиц рыб. Зависимость плодовитости рыб от стратегии размножения. Инкубационный период ОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
41. Основные закономерности роста рыб как пойкилотермных животныхОПК-1; ПКС-1; ПКС-2
42. Возраст наступления половой зрелости, его зависимость от различных факторов ОПК-1; ПКС- 1; ПКС-2.
43. Продолжительность жизни и размеры рыб. Практическое значение изучения роста и возраста рыбОПК-1; ПКС-1; ПКС-2.
Перечень заданий для контрольной работы
1. Основные черты организации рыб как водных животных.
2. Обусловленность формы тела, соотношение его частей, условиями обитания, биологией. Основные типы движения рыб.
3. Скелет рыб.
4. Мышечная система.
5. Электрические органы рыб и их биологическое значение.
6. Строение и функции плавников. Плавниковая формула.
7. Сердечно-сосудистая система рыб.
8. Эндокринная система рыб.
9. Органы пищеварения.
10. Органы дыхания.
11. Выделительная система.
12. Водно-солевой обмен.
13. Половая система рыб.
14. Нервная система рыб.
15. Особенности строения кожи рыб, кожные железы и их функции.
16. Чешуя, ее функции. Типы чешуи. Рост чешуи. Определение возраста рыб по чешуе.
17. Окраска рыб. Ее биологическое значение. Хроматофоры.
18. Ядовитые железы. Ядовитые и ядоносные рыбы.
19. Органы свечения.
20. Органы чувств.
21. Плавательный пузырь. Гидродинамические особенности рыб.
22. Экологические группы рыб в зависимости от места обитания.
23. Влияние термического режима водоемов на биологические процессы у рыб, их распределение и поведение.
24. Роль солености воды в жизни рыб.
25. Значение биогенов, солей тяжелых металлов и радиоактивного загрязнения в жизни рыб.
26. Значение для рыб растворенных в воде газов.
27. Роль движения водных масс в жизни рыб.
28. Роль света, звуков и электрических полей в жизни рыб.
29. Внутривидовые взаимоотношения рыб: стая, скопление, стадо. Их биологические значения.
30. Межвидовые взаимоотношения у рыб.
31. Взаимоотношения рыб с беспозвоночными и позвоночными животными.
32. Продолжительность жизни и размеры рыб.
33. Особенности роста рыб: изменение в онтогенезе, по сезонам, популяционные и индивидуальные различия.
34. Влияние на рост рыб абиотических и биотических факторов. Приспособительное значение роста.
35. Экологические группы рыб по характеру питания. Спектр питания.
37. Возрастные, локальные, суточные изменения питания.
38. Интенсивность питания и ее динамика.
39. Способы размножения рыб.
40. Гермафродитизм.
41. Половой диморфизм.
42. Сроки размножения.
43. Процесс созревания половых продуктов, стадии зрелости, их продолжительность.
44. Экологические группы по нерестовому субстрату.
45. Форма, размер и строение икринок различных экологических групп рыб.
46. Плодовитость и воспроизводительная способность рыб.
47. Периоды жизненного цикла рыб. Этапность развития (теория В.В. Васнецова).
48. Критические периоды в жизни рыб. Циклические изменения, их связь с онтогенезом.
49. Классификация миграций рыб. Понятие о миграционных циклах. Причины миграции, миграционный импульс.
50. Влияние абиотических и биотических факторов на миграции. Суточные вертикальные миграции.
Тема Особенности строения круглоротых и рыб
1. Что изучает ихтиология? Каковы ее основные задачи и проблемы?
2. Каково значение Российской Академии наук в изучении ихтиофауны России?
3. Каковы заслуги в развитии ихтиологии И. Лепехина, П.С. Палласа, К.М. Бэра, Н.Л.
Данилевского, К.Ф. Кесслера, Н.М. Книповича, Л.С. Берга, В.К. Солдатова, Е.К. Суворова,
А.Н.Державина, И.Ф.Правдина, П.Г. Борисова, Г.В. Никольского, П.А. Дрягина?
4. Какие научно-исследовательские рыбохозяйственные институты в нашей стране Вам известны?
5. Каковы современные проблемы ихтиологии, основные направления и перспективы развития ихтиологии в стране?
6. Назовите редкие и исчезающие виды рыб нашего региона?
7. Как связана форма тела рыб с характером их движения и образом жизни?
8. Какие способы плавания выделены у рыб?
9. Какими приспособлениями к уменьшению сопротивления воды обладают рыбы?
10. Какова скорость движения рыб, у каких экологических групп она наибольшая?
11. Что такое боковая линий, каково ее строение, функция?
12. Какова функция парных плавников?
13. Какова роль непарных плавников при движении рыб в воде?
14. Какие типы окраски присущи рыбам?
15. Какие типы чешуи выделяют у рыб?
16. У каких рыб есть органы свечения (примеры), каково строение этих органов и значение в жизни рыб?
17. Какие рыбы имеют электрические органы. Каково их строение?
18. На какие отделы можно разделить скелет рыбы?
19. Чем отличается строение осевого скелета рыбообразных, пластиножаберных, цельноголовых, двоякодышащих, костистых?
20. Какие типы черепа у пластиножаберных, двоякодышащих, цельноголовых, лучеперых рыб?
21. Каково строение плавников рыб?
22. Какие особенности мускулатуры характерны для рыбообразных, хрящевых и костистых рыб?
23. Каковы особенности строения головного мозга круглоротых, хрящевых и костистых рыб?
24. Каковы особенности строения выделительной системы у рыбообразных, хрящевых и костистых рыб?
25. Каковы особенности строения половой системы у рыбообразных, хрящевых и костистых рыб?
Раздел 2. Рыбы и внешняя среда
1. Какие экологические группы выделяют у рыб по месту обитания?
2. Как влияют на рыб приливоотливные течения?
3. Какими приспособлениями обладают рыбы для закапывания я грунт? На быстром течении? Втолще воды?
4. Какое значение для рыб имеет грунт?
5. Какова роль света в жизни рыб?
6. На каком расстоянии видят рыбы в воде 7
7. Каково поле зрения рыб в воде по горизонтали и вертикали?
8. Каково монокулярное и бинокулярное поле зрения рыбы в воле?
9. Различают ли рыбы цвета?
10. Как реагируют на свет угорь, сазан, минога, сайра, тюлька?
11. Какими органами воспринимают рыбы звуки в воде?
12. Какое значение имеют звуки, издаваемые рыбами?
13. Как реагируют рыбы на звук? Как используется звук для промысла?
14. Каким образом реагируют рыбы на электроток?
15. Как используется электроток в рыбном хозяйстве?
16. Какова роль солености в жизни рыб?
17. Как влияет температура воды на жизненные процессы рыб?
18. Какие рыбы являются эври- и стенотермными? Эври- и стеногалинными?
19. На какие группы делятся рыбы по потреблению кислорода?
21. Что такое "замор"? Каковы причины зимних и летних заморов?
22. Как влияет на рыб содержание в воде углекислого газа и сероводорода?
23. Какими осморегуляторными приспособлениями обладают рыбы?
24. Назовите примеры симбиоза и комменсализма у рыб?
25. Что такое фаунистический комплекс рыб?
26. Каково защитное значение стаи?
27. В чем приспособительное значение внутривидового паразитизма и хищничества?
28. Каковы взаимоотношения рыб с простейшими?
29. Каковы взаимоотношения рыб с иглокожими?
30. Каковы взаимоотношения рыб с моллюсками?
31. Каковы взаимоотношения рыб с амфибиями и рептилиями?
32. Каковы взаимоотношения рыб с птицами и млекопитающими?
33. Каково практическое значение изучения биотических связей рыб?
34. Что такое рост? Каковы предельные размеры и возраст различных видов рыб?
35. Что понимается под периодичностью роста рыб?
36. На чем основана методика определения возраста и роста рыб?
37. Каковы причины закладки годовых колец у рыб в умеренных и тропических зонах?
38. Как влияет изменение температуры на темп роста рыб?
39. Как зависит темп роста от величины кормовой базы водоема?
40. Как изменяется темп роста молоди проходных рыб при переходе из реки в море?
41. На какие группы делятся рыбы по характеру питания?
42. Какие рыбы относятся к растительноядным и детритоядным?
43. Как связана форма рта рыб о особенностями питания?
44. Как связано количество жаберных тычинок с особенностями питания рыб?
45. Каковы особенности пищеварительного тракта растительноядных и хищных рыб?
46. Что такое кормовой коэффициент?
47. Как проявляются сезонная и суточная изменчивость питания у рыб?
48. Какие клетки называются половыми и в чем их отличие от клеток других органов рыбы?
49. Опишите развитие половых клеток
50. Как называются мужские и женские половые клетки и органы, в которых они развиваются?
51. Что такое гермафродитизм и какие рыбы известны, как типичные гермафродиты?
52. Как устроены у рыб половые органы; их эволюция у различных групп рыб и отношение к
выделительным органам (почкам)?
53. Что такое миграции рыб и какие миграции вам известны?
54. Какие миграции называются нерестовыми, катадромными и анадромными?
55. К каким миграциям относятся миграции речного угря и миграции лососей. Сравните их
между собой и укажите, почему мигрирует лосось в реке, а угорь в море?
56. Чем определяются пути миграций и почему, переходя из одной среды в другую, проходные рыбы не погибают?
57. Значение миграций для рыбного хозяйства.
Раздел 3.Охрана биоразнообразия ихтиофауны
1. Назовите редкие и исчезающие виды рыб нашего региона?
2. Какие категории редкости таксонов и популяций по степени угрозы их исчезновения
приняты в Красной книге Республики Бурятия?
3. Проблемы сохранения биоразнообразия, связанные с интродукцией и инвазиями видов
4. Сокращение биологического разнообразия. Основные факторы потерь биоразнообразия.
Комплект тестовых заданий
Тест 1
Блок 1
1. Какую форму тела имеет щука? А) веретеновидную
Б) лентовидную С) стреловидную Д) угревидную
2. Функция грудных плавников
А) движители малого хода при маневрировании Б) функция равновесия
С) функция стабилизаторов при работе хвостового плавника Д) нет правильного ответа
3. Назовите рыб с гетероцеркальным плавником А) акулы
Б) осетры С) белуги
Д) все ответы верны
4. Назовите рыб с конечным положением рта А) таймень, омуль, хариус
Б) осетр, чир, акула
С) верхогляд, чехонь, звездочет Д) омуль, окунь, осетр
5. С помощью каких органов у лососевых рыб преимущественно осуществляется ориентация при миграции в реку (т.н. домашний инстинкт)
А) осязания Б) обоняния
С) боковой линии Д) зрения
6. Формы внутривидовых связей у рыб А) конкуренция
Б) паразитизм С) каннибализм
7. Назовите полупроходные виды рыб А) семга, белуга, кета, русский осетр Б) вобла, сазан, лещ, судак
С) анчоусы, сардины, треска, навага Д) нет правильного ответа
8. Форма взаимоотношений, наблюдающаяся у рыб-«чистильщиков», которые избавляют рыб-«клиентов» от паразитов, грибковых заболеваний и бактериальных заболеваний
А) мутуализм Б) паразитизм
С) комменсализм
Д) нет правильного ответа
9. Короткоцикловые рыбы –это
А) рыбы с коротким периодом размножения
Б) рыбы, размножающиеся только раз в жизни
С) рыбы с очень короткой продолжительностью жизни Д) все ответы верны
10. Для определения возраста рыб используют А) чешую и жаберную крышку
Б) отолиты и позвонки С) лучи плавников
Д) все ответы верны
11. Назовите яйцеживородящих рыб А) белуга
Б) голубая акула С) угорь
Д) голомянки
12. Назовите полицикличные виды рыб А) речной угорь
Б) горбуша С) голомянки
Д) все ответы неверны
13. Из всех рыб самый высокий кормовой коэффициент имеют А) хищные рыбы
Б) растительноядные С) зоопланктофаги
Д) бентофаги-моллюскоеды
14. Какими органами чувств преимущественно пользуются планктофаги при поиске пищи А) органов зрения
Б) органов обоняния, боковой линии С) органов осязания
Д) органов вкуса
15. Факторы, влияющие на величину плодовитости рыб А) температура
Б) наличие корма
С) содержание кислорода Д) забота о потомстве
16. Причины анадромных миграций
А) в пресных водах кормовая база для высокочисленных популяций недостаточна Б) в пресных водах выживаемость икры и личинок более благоприятны, чем в море С) в морской воде условия нагула лучше
Д) все ответы верны
Блок 2
1. Своеобразный орган чувств у рыб, воспринимающий низкочастотные колебания среды (сейсмосенсорный орган) – это ..…. .….
2. Различают ли рыбы цвета – да/нет
3. Эти рыбы периодически обитают то в морской, то в пресной воде. Большинство из них нагуливаются в море, а на нерест заходят в реки – это (экологическая группа по местообитанию) …..
4. Межвидовые конкурентные пищевые отношения ослабляются за счет расхождения спектров питания, расхождения мест нагула, разных сроков выхода молоди из икры – да/нет
5. Способ размножения рыб, при котором популяция состоит только из самок, нерест происходит при участии самцов других видов, слияния ядер спермия и яйцеклетки не происходит и ядро яйцеклетки становится ядром зиготы, в итоге в потомстве появляются только самки – это …..
6. По типу развития эмбрионов рыбы, у которых в задних отделах яйцеводов («матке») образуется подобие плаценты и эмбрион получает питательные вещества с кровью матери – это….
7. Фоpма социальной стpуктуpы вида, которая хаpактеpизуетсягpупповымвыпол¬нением основных функций и высокой степенью согласованности действий особей - это ………..
8. Лососевые рыбы – это проходные/ полупроходные рыбы
Блок 3
Кейс - задания Кейс 1 подзадача 1
Эти рыбы нагуливаются в солоноватых предустьевых районах морей, а на нерест заходят в низовья рек. Назовите экологическую группу по местообитанию.
1. Проходные
2. Полупроходные
3. Морские
4. Пресноводные Кейс 1 подзадача 2
Эти рыбы нагуливаются в солоноватых предустьевых районах морей, а на нерест заходят в низовья рек. Назовите представителей этой экологической группы. Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. Судак
2. Щука
3. Вобла
4. Окунь
Кейс 1 подзадача 3
Эти рыбы нагуливаются в солоноватых предустьевыхрайонах морей, а на нерест заходят в низовья рек. Какие из этих рыб проявляют заботу о потомстве.
2. Чехонь
3. Азовская тарань Кейс 2 подзадача 1
Этот растворенный в воде газ имеет важное значение для рыб. Потpебность в нем меняется в зависимости от возpаста, сезона, температуры воды.
1. Углекислый газ
2. Сероводород
3. Кислород
4. Метан
Кейс 2 подзадача 2
Этот растворенный в воде газ имеет важное значение для рыб. Потpебность в нем меняется в зависимости от возpаста, сезона, температуры воды. Дефицит этого растворенного газа вызывает:
1. «Цветение» водоема
2. Заморы
3. Осадконакопление
4. Гомотермию Кейс 2 подзадача 3
Этот растворенный в воде газ имеет важное значение для рыб. Потpебность в нем меняется в зависимости от возpаста, сезона, температуры воды. Назовите рыб, которые:
1. Выносят дефицит этого газа в воде
2. Нуждаются в очень высоком его содержании
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания:
1. Ротан-головешка
2. Ленок
3. Карась
4. Арктический голец Кейс 3 подзадача 1
Этот орган состоит у рыб из скелетных элементов первых позвонков, полости лабиринта, слуховой капсулы и плавательного пузыря.
1. Веберов аппарат
2. Отолит
3. Висцеральный аппарат Кейс 3 подзадача 2
Этот орган состоит у рыб из скелетных элементов первых позвонков, полости лабиринта, слуховой капсулы и плавательного пузыря. Его функцией является:
1. передача изменения давления внешней среды во внутреннюю полость
2. издавание звуков
3. электрорецепция
4. магниторецепция
Кейс 3 подзадача 3
Этот орган состоит у рыб из скелетных элементов первых позвонков, полости лабиринта, слуховой капсулы и плавательного пузыря. Он является отличительной особенностью некоторых таксонов рыб. Назовите представителей рыб, имеющих этот орган. Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. Лососеобразные
2. Карпообразные
3. Сомообразные
4. Осетрообразные
1. Чешуя, ее функции. Типы чешуи. Рост чешуи. Определение возраста рыб по чешуе.
2. Окраска рыб. Ее биологическое значение. Хроматофоры.
3. Ядовитые железы. Ядовитые и ядоносные рыбы.
4. Органы свечения.
5. Органы чувств.
6. Плавательный пузырь. Гидродинамические особенности рыб.
7. Роль солености воды в жизни рыб.
8. Значение биогенов, солей тяжелых металлов и радиоактивного загрязнения в жизни рыб.
9. Значение для рыб растворенных в воде газов.
Перечень тем презентацией
1. Роль движения водных масс в жизни рыб.
2. Роль света, звуков и электрических полей в жизни рыб.
3. Положительные и отрицательные антропогенные воздействия на запасы рыб.
4. Экологические группы по нерестовому субстрату.
5. Форма, размер и строение икринок различных экологических групп рыб.
6. Плодовитость и воспроизводительная способность рыб.
7. Периоды жизненного цикла рыб.
8. Этапность развития (теория В.В. Васнецова).
Перечень тем рефератов
1. Плавательный пузырь. Гидродинамические особенности рыб.
2. Экологические группы рыб в зависимости от места обитания.
3. Влияние термического режима водоемов на биологические процессы у рыб, их
распределение и поведение.
4. Роль солености воды в жизни рыб.
5. Значение биогенов, солей тяжелых металлов и радиоактивного загрязнения в жизни рыб.
6. Значение для рыб растворенных в воде газов.
7. Роль движения водных масс в жизни рыб.
8. Роль света, звуков и электрических полей в жизни рыб.
9. Внутривидовые взаимоотношения рыб: стая, скопление, стадо. Их биологические значения.
Перечень тем для конспектирования
1. Межвидовые взаимоотношения у рыб.
2. Взаимоотношения рыб с беспозвоночными и позвоночными животными.
3. Продолжительность жизни и размеры рыб.
4. Особенности роста рыб: изменение в онтогенезе, по сезонам, популяционные и
индивидуальные различия.
5. Влияние на рост рыб абиотических и биотических факторов. Приспособительное значение
роста.
6. Экологические группы рыб по характеру питания. Спектр питания.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п