учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Землеустройство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение теоретических основ фотограмметрии и дистанционного зондирования и практическое применение данных дистанционного зондирования для создания планов и карт, используемых при землеустроительных и кадастровых работах, информационного обеспечения мониторинга земель.
ОПК-4: Способен проводить измерения и наблюдения ,обрабатывать и представлять полученные результаты с применением информационных технологий и прикладных аппаратно-программных средств;
ИД-2 не знает и не понимает понятие эксперимента, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 не знает и не понимает технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4не знает и не понимает понятия анализа полученных результатов измерений
ИД-2 знает и понимает понятие эксперимента, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 знает и понимает технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 знает и понимает понятия анализа полученных результатов измерений
ИД-2 в целом знает и понимает понятие эксперимента, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 в целом знает и понимает технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 в целом знает и понимает понятия анализа полученных результатов измерений
ИД-2 в совершенстве знает и понимает понятие эксперимента, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 в совершенствезнает и понимает технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 в совершенстве знает и понимает понятия анализа полученных результатов измерений
ИД-2 не умеет и не понимает как проводить эксперименты, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 не умеет и не понимает
ИД-4 не умеет и не понимает
ИД-2 умеет и понимает как проводить эксперименты, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 умеет и понимает как пользоваться техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 умеет и понимает и осуществляет анализ полученных результатов измерений
ИД-2 в целом умеет и понимает как проводить эксперименты, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 в целом умеет и понимает как пользоваться техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 в целом умеет и понимает и осуществляет анализ полученных результатов измерений
ИД-2 в совершенстве умеет и понимает как проводить эксперименты, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 в совершенстве умеет и понимает как пользоваться техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 в совершенстве умеет и понимает и осуществляет анализ полученных результатов измерений
ИД-2 не владеет навыками осуществления эксперимента, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 не владеет навыками техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 не владеет навыками проведения анализа полученных результатов измерений
ИД-2 владеет навыками осуществления эксперимента, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 владеет навыками техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 владеет навыками проведения анализа полученных результатов измерений
ИД-2 в целом владеет навыками осуществления эксперимента, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 в целом владеет навыками техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 в целом владеет навыками проведения анализа полученных результатов измерений
ИД-в совершенстве навыками осуществления эксперимента, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД-3 в совершенстве владеет навыками техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД-4 в совершенстве владеет навыками проведения анализа полученных результатов измерений
форма текущего контроля успеваемости)
работ
кие системы (стереоплоттеры)
Дистанционное зондирование и фотограмметрия : методические указания к выполнению лабораторных работ для обучающихся по направлению подготовки 21.03.03. «Геодезия и дистанционное зондирование», профиль «Геодезия» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Г. Ф. Кыркунова, А. В. Базаров, Р. С. Сычев. - Электрон. текстовые дан. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 74 с. - Систем. требования: PC не ниже класса Intel Celeron 2ГГц; 5Mb RAM; Adobe Acrobat Reader. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01105.
Фотограмметрия и дистанционное зондирование : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры, 21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: А. С. Семиусова, Г. Ф. Кыркунова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 134 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/0025
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
1. Предмет и задачи дисциплины фотограмметрия.(ОПК-4)
2. История развития фотограмметрии. .(ОПК-4)
3. Понятие дистанционного зондирования. .(ОПК-4)
4. Схема ДЗЗ,диапазоны электромагнитного излучения,взаимодействие с атмосферой. (.(ОПК-4; )
5. Классификация аэрокосмических систем. .(ОПК-4;
6. Аналоговое и цифровое изображение. .(ОПК-4)
7. Примеры передачи цифровой информации. .(ОПК-4;
8. Основные критерии информационных возможностей съемочных систем.Линейная разрешающая способность. .(ОПК-4)
10. Аэрофотосъёмка.Расчет плановой аэрофотосъемки. (.(ОПК-4)
11. Объектив и его характеристики.Фокусное расстояние.Масштаб снимка. .(ОПК-4)
12. Характеристики объектива.(дисторсия,разрешающая .(ОПК-4)
13. .Геометрические свойства радиолакационного снимка. .(ОПК-4
14. Трансформирование снимков.(ОПК-4; ) )
15. Компьютерное трансформирование снимков. .(ОПК-4)
16. Аэрофотоснимок - центральная проекция местности.(ОПК-4)
17. Прямая и обратная перспектива. .(ОПК-4)
18. Центральная и ортогональная проекции.(ОП)К-4)
19. Элементы центральной проекции. .(ОПК-4;
20. Перспектива прямой предметной плоскости. .(ОПК-4)
21. Теорема Шаля. Эпюры. .(ОПК-4)
22. Перспектива сетки квадратов. .(ОПК-4;
23. Системы координат, применяемые в фотограмметрии. .(ОПК-4)
24. Элементы внутреннего ориентирования снимка. .(ОПК-4)
25. Элементы внешнего ориентирования снимка. .(ОПК-4)
Перечень вопросов к экзамену
1. Методы дистанционного зондирования (ОПК4)
2. Этапы дистанционного зондирования и анализа данных (ОПК4)
3. Преимущества и недостатки данных дистанционного зондирования, области применения (ОПК4)
4. Характеристики электромагнитного излучения( ОПК4)
5. Взаимодействие излучения с атмосферой (ОПК4)
6. Взаимодействие излучения с поверхностью Земли(ОПК4)
7. Разрешающая способность систем дистанционного зондирования (ОПК4)
8. Общая классификация сенсоров и платформ (ОПК4)
9. Получение, передача и обработка данных дистанционного зондирования (ОПК4)
10. Радиометрическая и геометрическая коррекции (ОПК4)
11. Процедура дешифрирования, дешифровочные признаки (ОПК4)
12. Методы дешифрирования (ОПК4)
13. Автоматизированные методы дешифрирования (ОПК4)
14. Этапы обработки цифровых снимков (ОПК4)
15. Коррекция и восстановление снимков (ОПК4)
16. Классификация и анализ снимков (ОПК4)
17. Применения данных дистанционного зондирования при картографировании земельных ресурсов (ОПК4)
18. Применения данных дистанционного зондирования в сельском хозяйстве (ОПК4)
19. Применения данных дистанционного зондирования в региональном планировании (ОПК4)Назначение и классификация способов аналитической пространственной фототриангуляции. (ОПК-4;). Маршрутная и блочная пространственная фототриангуляции. (ОПК-4;).
20. Методы пространственной фототриангуляции. (ОПК-4;).
21. Назначение и классификация универсальных стереофотограмметрических приборов(ОПК-4;).
22. Аналоговые (ОПК-4;).
23. Аналитические универсальные приборы ((ОПК-4;).
24. Цифровые станции. (ОПК-4;).
25. Идея и сущность универсального метода построения модели. (ОПК-4;).
26. Цифровое изображение, основные понятия. (ОПК-4;).
27. Цифровые стереофотограмметрические системы (стереоплоттеры) (ОПК-4;).
28. Цифровые модели рельефа (ОПК-4;).
29. Цифровое ортотрансформирование снимков (ОПК-4;).
30. Стереотопографический метод создания(ОПК-4;).
31. Комбинированный метод создания карт(ОПК-4;).
Фотограмметрия и дистанционное зондирование
2) охватывает все разделы дисциплины
Перечень вопросов 5 семестр
1. Фотограмметрия как наука, основные понятия.
2. Основные направления современной фотограмметрии.
3. Исторические этапы зарождения развития фотограмметрии.
4. Современный этап развития фотограмметрии
5. Общие понятия аэрофотосъемки и дистанционного зондирования.
6. Основные функции и возможности ПО для представления и обработки еоутшакяшек изображений на примере Scanmagic.
7. Электромагнитное излучение- Основные диапазоны.
8. Основные виды и методы аэросъемок.
9. Основные виды и методы спутниковой съемки.
10. Объектив и его характеристики.
11. Устройство аэрофотоаппарата.
12. Основные разновидности современных аэрофотоаппаратов.
13. Основные типы приемников электромагнитного излучения.
14. Основные типы аэроносителей съемочной аппаратуры.
15. Основные типы космических носителей съемочной аппаратуры.
16. Дополнительное аэросъемочное оборудование.
17. Прямая и обратная перспектива.
18. Центральная и ортогональная проекции.
19. Элементы центральной проекции.
20. Перспектива точки и прямой предметной плоскости.
21. Перспектива отвесной линии.
22. Перспектива сетки квадратов.
23. Теорема Шаля. Эпюры разложения и сложения.
24. Системы координат в фотограмметрии.
25. Элементы внутреннего и внешнего ориентирования снимка.
26. Определение элементов матрицы преобразования координат.
27. Определение координат изображения и объекта на местности.
28. Фотопланы и фотосхемы.
29. Прямые и косвенные признаки дешифрирования снимков.
30. Основные разновидности фотограмметрических приборов
Перечень вопросов 6 семестр
1. Чем характерен современный этап развития фотограмметрии.
2. Основные направления современной фотограмметрии.
3. Основные методы фотограмметрических съемок.
4. Определение дистанционного зондирования.
5. Определение фотограмметрии.
7. Что представляет собой объектив.
8. От чего зависит масштаб снимка.
9. Какие значения относительного отверстия являются оптимальными для аэросъемки.
10. Разрешающая способность современных объективов
11. Перечислить оптические недостатки объективов.
12. Основные группы объективов
13. Перечислить основные узлы аэрофотоаппарата.
14. Классификация снимков по масштабу.
15. Каковы величины продольного и поперечного перекрытий.
16. Что представляет собой центр проекции.
17. С какой стороны от центра проекции располагается негативная плоскость, с какой позитивная.
18. Что называется проекцией.
19. Перечислить свойства центральной проекции.
20. Как определяется положение главной точки схода
21. Как определить положение точки надира
22. Как провести плоскость действительного горизонта.
23. Как определить положение точки схода прямой предметной плоскости.
24. Перечислить действия для построения проекции прямой предметной плоскости.
25. Что такое эпюры.
26. Перечислить действия для построения перспективы отвесной линии.
27. Перечислить координатные системы местности.
28. Перечислить координатные системы снимка.
29. Перечислить элементы внутреннего ориентирования снимка.
30. Перечислить элементы внешнего ориентирования снимка.
31. Какие смещения вызывает наклон снимка.
32. Какие смещения вызывает рельеф местности.
33. Перечислить физические факторы, искажающие координаты объектов на снимке.
34. Что такое трансформирование.
35. Чем отличаются фотопланы от фотосхем.
36. Чем характерен современный этап развития фотограмметрии.
37. Основные направления современной фотограмметрии.
38. Основные методы фототопограмметрических съемок.
39. Определение дистанционного зондирования.
40. Определение фотограмметрии.
41. Состав специального аэросъемочного оборудования.
42. Что представляет собой объектив.
43. От чего зависит масштаб снимка.
44. Какие значения относительного отверстия являются оптимальными для аэросъемки.
45. Разрешающая способность современных объективов
46. Перечислить оптические недостатки объективов.
47. Основные группы объективов
48. Перечислить основные узлы аэрофотоаппарата.
49. Классификация снимков по масштабу.
50. Каковы величины продольного и поперечного перекрытий.
Перечень вопросов 6 семестр
1. Как можно использовать данные мониторинга состояния лесной
2. растительности при управлении лесным фондом Российской Федерации?
3. Как данные по увлажненности территории можно применить для
4. планирования и прогнозирования ее развития?
5. Как можно применить данные об угрозе затопления на примере Республики
6. Бурятия?
7. Как используются разновременные данные по оценке состояния
8. территорий?
9. Какие комбинации каналов спутника Landsat чаще всего используются в
10. исследованиях?
11. Почему данные Landsat нашли такое широкое распространение?
12. Какой ресурс используется для получения спутниковых данных?
13. Какие положительные и отрицательные стороны он имеет?
14. Какие дефекты имеют некоторые снимки Landsat 7?
15. Какие каналы есть у спутника Landsat и как они используются?
16. Какая комбинация каналов использовалась вами в данном упражнении и почему?
17. Чем отличаются снимки 2014 и 2015 года?
18. Почему использование комбинации каналов «естественные цвета» не так эффективно?
19. Какие комбинации каналов лучшим образом подходят для выявления пожаров?
20. Для чего используется индекс гарей?
21. Для чего необходимо оцифровывать сгоревшие территории?
23. Для чего в этом задании используется инфракрасный канал?
24. Для чего используется инструмент «анимация»?
25. В какой период времени произошло значительное снижение занятых растительностью угодий и почему?
26. Почему использование веб-приложений делает работу эффективней?
27. Какие признаки можно отнести к прямым и косвенным при дешифрировании населенного пункта?
28. Для чего необходимы косвенные признаки?
29. Какие характеристики объектов, предусмотренные условными знаками, невозможно определить камеральным дешифрированием?
30. Как пространственное разрешение влияет на качество дешифрирования?
31. Какими преимуществами обладает программа SAS.Планета?
1. Фотопланы и фотосхемы,ортофотопланы.
2. Универсальные стереофотограмметрические приборы.
3. Наземная стереоскопическая съемка.
4. Фотограмметрическая обработка материалов дистанционного зондирования.
5. Виды фотограмметрической продукции и их характеристики.
6. Использование методов ДЗЗ в лесном хозяйстве.
7. Использование методов ДЗЗ для мониторинга чрезвычайных ситуаций
8. Использование методов ДЗЗ в землеустройстве и кадастре.
9. Дешифрирование снимков.Дешифровочные признаки,используемые при визуальном дешифрировании
10. Радиолакационные снимки Космические стереоскопические снимки и их применение.Использование космических снимков в исследовании Земли.
11. Общие вопросы технологии мониторинга земель дистанционными методами.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п