учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
Направленность (профиль) Общее земледелие
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: - ознакомление с научными основами склонового земледелия, новыми методиками исследований; - изучение адаптивно-ландшафтных систем земледелия с учетом склоновых земель, технологий возделывания сельскохозяйственных культур; - освоение навыков разработки адаптивно-ландшафтных систем земледелия с учетом рельефа и свойств агроландшафтов.
ПКС-5: Способен обосновать выбор системы земледелия, определить объемы производства продукции, обосновать специализацию по выращиванию продукции, оптимизировать структуру посевных площадей, планировать урожайность сельскохозяйственных культур;
ИД-1ПКС-5 Проводит обоснованный выбор вида системы земледелия для сельскохозяйственной организации с учетом природно-экономических условий ее деятельности, определяет объемы производства отдельных видов растениеводческой продукции исходя из потребностей рынка, обосновывает специализацию и виды выращиваемой продукции сельскохозяйственной организации, оптимизирует структуры посевных площадей с целью повышения эффективности использования земельных ресурсов, планирует урожайность сельскохозяйственных культур для ресурсного обеспечения производственного процесса.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Проверка конспекта
Проверка конспекта
Проверка конспекта
заданий
Проверка конспекта
заданий
заданий
Проверка конспекта
Модуль 2
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Научные основы склонового земледелия
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Раскройте понятия «аккумулятивный склон», «материковый склон», «подводный береговой склон», «склоновые процессы», «устойчивость склонов», «экспозиция склонов» (ПКС-5).
2. Изменение гидротермических условий в зависимости от экспозиции и расположении на склонах (ПКС-5).
3. Почвенный сток: факторы формирования и особенности развития процесса (ПКС-5).
4. Изменение потенциальной засоренности почвы в зависимости от элементов склона (ПКС-5).
5. Гидродинамические процессы на склоновых водостоках (ПКС-5).
6. Гидрохимические процессы на склоновых водостоках (ПКС-5).
7. Система севооборотов на склонах (ПКС-5).
8. Факторы, влияющие на возникновение эрозии на склонах (ПКС-5).
9. Последствия развития эрозионных процессов на склоновых землях (ПКС-5).
10. Основные методы борьбы с водной эрозией на склоновых землях (ПКС-5).
11. Основные технические средства для противоэрозионной обработки почв (ПКС-5).
12. Влияние обработки на агрофизические и гидрологические свойства почвы (ПКС-5).
13. Влияние интенсивности дождя на сток и смыв почвы (ПКС-5).
14. Влияние исходной влажности на сток и смыв почвы (ПКС-5).
15. Влияние способов обработки на сток и смыв почвы (ПКС-5).
16. Экономические нормативы почвозащитного земледелия (ПКС-5).
17. Организационно-экономические основы улучшения использования склоновых земель (ПКС-5).
18. Экологические основы улучшения использования склоновых земель (ПКС-5).
Перечень вопросов модуля 1
1. Как склоны различаются по крутизне?
2. Какие склоны бывают по форме?
3. Как склоны делятся по длине?
4. Назовите процессы, участвующие в формировании склонов?
5. Какие склоны выделяют среди первичных?
6. Как определяют возраст склонов?
7. Как следует определять систему севооборотов в конкретных условиях ландшафта?
8. Какие принципы предусматриваются при проектировании системы севооборотов?
9. Как организуются севообороты в пределах ландшафта?
10. Какие культуры исключают из севооборота в связи с увеличением крутизны склона?
11. Назовите обязательное условие организации территории на склоновых землях?
12. Какая форма полей оптимальна в условиях сложного рельефа и почему?
13. Как реализуется экономичность и соответствие севооборота отраслевым требованиям?
14. Что необходимо предусмотреть при составлении схем севооборотов для конкретных условий?
15. Какими принципами пользуются при построении схем севооборотов?
16. Расскажите о принципе экономической и биологической целесообразности при построении севооборотов?
17. Какие сроки использования многолетних трав в севообороте лучше и при каких условиях?
Перечень вопросов модуля 2
1. Дайте определение ветровой эрозии?
3. Дайте определение водной эрозии?
4. Как подразделяют водную эрозию по скорости развития?
5. Дайте определение капельной эрозии?
6. Расскажите о плоскостной (поверхностной) эрозии?
7. При каких условиях возникает линейная эрозия?
8. Назовите виды линейной эрозии?
9. Из каких составляющих состоит процесс водной эрозии?
10. Назовите один из характерных признаков начальной стадии водной эрозии?
11. Опишите процесс удара капель дождя о поверхность почвы.
12. Какие почвы по гранулометрическому составу преобладают в Республике Бурятия, которые находятся в сельскохозяйственном использовании?
13. Какие зоны на территории республики выделены по генеральной схеме противоэрозионных мероприятий?
14. В какой зоне почвы обладают более высоким потенциалом плодородия?
15. Сельскохозяйственные угодья каких районов Республики Бурятия наиболее вовлечены в эрозионные процессы?
16. Какие почвы предлагается выводить из оборота при разработке мероприятий по защите почв от эрозии?
17. Какой прием предполагается использовать на пашне, подверженной эрозии в сильной степени?
18. Назовите надежный и доступный метод борьбы с дефляцией?
19. Назовите удельный вес культур в севообороте с полосным размещением посевов?
20. Какое поле наиболее эрозионно-опасное в севообороте в Республике Бурятия?
21. Какие схемы севооборотов наиболее распространены в сухостепной зоне Бурятии?
22. Севообороты с какими культурами размещаются на склонах до 3˚?
23. Севообороты с какими культурами размещаются на склонах до 5˚?
24. Какие мероприятия необходимо выполнять при использовании эродированных пастбищ?
25. Как необходимо обрабатывать паровые поля на склонах?
26. Какие растения необходимо возделывать на бесполосных полях?
27. Как проводят обработку почвы под вторые и последующие культуры после пара на склонах?
28. Назовите составные части комплекса противоэрозионных мероприятий в Бурятии?
29. Расскажите о приовражных и прибалочных насаждениях?
30. Расскажите о противоэрозионных гидротехнических мероприятиях?
31. На какие группы условно делят приемы противоэрозионной обработки почв на склонах?
32. Расскажите об общих приемах противоэрозионной обработки почв на склонах?
33. Расскажите о специальных приемах противоэрозионной обработки почв на склонах?
34. Назовите агротехнические приемы в комплексе почвозащитных мероприятий?
35. Какую обработку почвы проводят при сложном рельефе?
36. Какие приемы создают противоэрозионный нанорельеф на крутых склонах?
37. Какой крутизны склоны обычно не используются для выращивания культур в севообороте?
38. Что такое террасирование склонов?
39. Как проводят снегозадержание снеготаяние на склонах?
40. Как регулируют снеготаяние на склонах?
Комплект тестов для самоконтроля знаний обучающихся
Раздел 1. Морфология склонов
1. К агрономическим приемом накопления влаги в почве относятся:
1. способы посева
2. снегозадержание
3. подбор сортов
4. внесение удобрений
2. По какому признаку производится агроэкологическая оценка и группировка земель:
1. Гранулометрический состав
2. Крутизна склона
3. Содержание гумуса +
4. Кислотность почвы
3. Размер агрономически ценных агрегатов в мм:
1. 0,01-0,1
2. 0,25-10,0 +
3. 10,0-20,0
4. 20,0-30,0
4. Структурное состояние почв считается плохим при содержании водопрочных агрегатов:
1. менее 20% +
2. менее30%
3. менее 40%
4. менее 50%
1. более 10 мм +
2. менее 10 мм
3. менее 5 мм
4. менее 0,25 мм
6. Агрегаты почвы размером менее 0,25 мм:
1. макроструктура
2. микроструктура +
3. мегаструктура
4. суперструктура
Раздел 2. Система севооборотов на склонах
7. Какую культуру не следует размещать на склонах крутизной более 50:
1. Клевер
2. Занятой пар
3. Чистый пар
4. Сидеральный пар
8. Какая плотность сложения суглинистой черноземной почвы считается оптимальной для зерновых культур:
1. 1,1 -1,2 г/см3
2. 1,2 – 1,3 г/см3
3. 1,3 -1,4 г/см3
4. 0,9 – 1,0 г/см3
9. Допустимая глыбистойкость (комки диаметром более 3 см) поверхностного слоя почвы для яровых зерновых культур:
1. 10 %
2. 15 %
3. 20 %
4. 25 %
10. Какая из культур обладает наибольшей почвозащитной способностью от водной эрозии:
1. Клевер
2. Люцерна
3. Смесь бобово – злаковых многолетних трав
4. Озимая рожь
11. Какую культуру размещают на буферных полосах на склоновых эрозионноопасных полях:
1. Ячмень
2. Озимая рожь
3. Смесь бобово – злаковых многолетних трав
4. Яровая пшеница
12. Лучшим предшественником озимых культур в зонах развития ветровой эрозии является:
1. чистый пар
2. сидеральный пар
3. кулисный пар
4. занятой пар
13. Какая группа культур оставляет наибольшее количество пожнивно – корневых остатков:
1. Сахарная свекла, картофель
2. Смесь бобово –злаковых многолетних трав
3. Яровые зерновые
4. Озимые зерновые
14. Что является экономической основой севооборота:
1. Правильная организация территории
2. Рациональная структура посевных площадей
3. Научно – обоснованное чередования культур
4. Включение промежуточных культур
15. Какая культура наиболее эффективна как сидеральная в условиях расчленненного рельефа:
1. Люпин
2. Донник
3. Рапс
4. Горох
16. Какая форма организации территории хозяйства целесообразна на равнинных землях:
1. прямоугольная
3. контурно – мелиоративная
4. контурно – полосная
Раздел 3. Обзор основных методов борьбы с эрозией на склонах
17. В каком состоянии почва больше подвергается ветровой эрозии:
1. в естественном состоянии
2. в структурном
3. в бесструктурном
4. во влажном
18. Какое из перечисленных мероприятий способствует защите почвы от эрозии:
1. интенсивный выпас скота
2. восстановление естественной растительности
3. регулярная распашка склонов
4. регулярный посев зерновых
19. Какое из перечисленных мероприятий способствует развитию эрозии почвы:
1. посев зерновых без предварительной вспашки
2. регулярная распашка склонов
3. посадка лесополос
4. террасирование склонов
20. Какое из перечисленных мероприятий применяется для борьбы с эрозией почв:
1. распашка склонов
2. осушение болот в долинах рек
3. химическая мелиорация
4. создание полезащитных полос
21. Защите почв от ветровой эрозии в степной зоне способствует:
1. высаживание кустарников и деревьев
2. внесение минеральных удобрений
3. распашка территории
4. создание карьеров
22. Защита почв от водной эрозии на склонах способствует:
1. вырубка лесов
2. террасирование склонов
3. продольная распашка склонов
4. создание карьеров на склонах
Раздел 4. Приемы обработки почв на склонах
23. При какой крутизне склона рекомендуется пашню залужить:
1. 1 -30
2. 3 -50
3. 5 -80
4. > 80
24. Лучший срок щелевания озимых культур, размещенных на полях с уклоном 3-50:
1. До посева
2. После посева
3. Осенью, при замерзании почвы
4. Весной, во время подкормки
25. Крутизна поля, при которой применяют ступенчатую вспашку:
1. 1-30
2. 3-50
3. 5-80
4. > 80
26. Крутизна поля, при которой применяют гребнистую вспашку
1. 1-30
2. 3-50
3. 5-80
4. > 80
27. Плоскорезная обработка почвы проводится с целью:
1. Оборачивание
3. Выравнивания
4. Уплотнения
28. На склоновых землях предпосевная культивация проводится:
1. Поперек склона
2. Вдоль склона
3. По диагонали склона
4. Направление не имеет значения
29. Направление, в котором не следует бороновать почвы зерновых культур, чтобы не повредить растения:
1. Вдоль рядков посева
2. По диагонали поля (под углом 450)
3. Поперек рядков посева
4. Направления обработки не имеет значения
30. Какой прием обработки обеспечивает выравнивание поверхности пашни:
1. вспашка
2. прикатывание
3. боронование
4. культивация
Комплект практических заданий
Практическое задание № 1 «Проектирование агротехнических приемов защиты от водной эрозии и дефляции почв»
Цель работы: Научиться правильно проектировать агротехнические мероприятия, направленные на регулирование стока, предотвращение смыва, эффективное использование удобрений и осадков и защита почв от дефляции.
Выполнение агротехнических противоэрозионных мероприятий не требует больших затрат, обеспечивает задержание осадков непосредственно на месте их выпадения и дает экономический эффект в год их применения.
Агротехнические мероприятия разрабатываются и для проектирования пахотных земель.
На ровных территориях (полях и рабочих участках) с крутизной до 1º и несмытыми почвами необходимости в проведении агротехнических противоэрозионных мероприятий и регулирование стока нет. Поэтому в данных условиях проектируется обычная зональная технология возделывания сельскохозяйственных культур.
На полях и рабочих участках с крутизной 1-2º несмытыми почвами для регулирования стока достаточно применять обычные агротехнические мероприятия: вспашку, посев, уходы за полевыми культурами, глубокую вспашку, снегозадержание, регулирование снеготаяния (с учетом рельефа) и другие почвозащитные мероприятия.
Рабочие участки и поля с крутизной 2-5º, имеющие слабосмытые почвы, требуют, чтобы обычные агроприемы были дополнены специальными агротехническими противоэрозионными мероприятиями. К ним относятся: на зяби – прерывистое бороздование с почвоуглублением, гребнистая вспашка, лункование, создание лиманов, кротование одновременно со вспашкой, прерывистое бороздование, глубокое рыхление, окучивание.
На слабосмытых почвах необходимо увеличить нормы внесения удобрений: органических на 20%, азотных на 25%, фосфорных и калийных на 15 и 12%.
Противоэрозионная обработка почвы на склонах крутизной более 5º со средне- и сильносмытыми почвами заключается в применении безотвальной обработки почвы с глубоким рыхлением. Кроме перечисленного выше комплекса мероприятий, на землях этой агротехнической группы полей и рабочих участков, необходимо значительное увеличение норм вносимых удобрений (при средней степени смытости: органических на 50%; азота на 65%; фосфора на 35%; калия на 30%; при сильной смытости: органических на 100%, азотных на 100%; фосфора и калия на 50% и применение полосного земледелия, где полосы многолетних трав чередуются с другими культурами сплошного сева). В этих условиях возможно применение валов-террас с широким основанием, водоотводящих валов, борозд и распылителей стока и др., которые разрабатываются в последующих заданиях.
При проектировании противоэрозионных агротехнических мероприятий вместе с крутизной и смытостью почв необходимо учитывать тип склона (простой, односкатный или сложный, многоскатный) и тип стока, вызывающего эрозию (талые или дождевые ливневые воды), так как от этих показателей часто зависит степень эффективности применяемых агроприемов.
Порядок выполнения. В тетради проводится группировка полей и рабочих участков с учетом крутизны, степени смытости почвы и типа склона по форме таблицы.
Для каждой агротехнической группы полей следует наметить необходимые мероприятия по регулированию стока с указанием марок машин и орудий, сроков проведения работ. Намеченные мероприятия описываются в тетради в следующей последовательности: вспашка, посев, уходы, удобрения. Специальные водоудерживающие мероприятия описываются совместно с выполнением основных технологических операций.
Таблица. Агротехнические группы полей и проектируемые противоэрозионные агроприемы
Часть I Часть II
Агротехническая группа полей Крутизна и
степень
смытости Тип склона Номера полей и рабочих участков Проектируемые мероприятия Марки машин и орудий Сроки проведения Технологические параметры
I 0-10
несмытые Простой
II (1)
II 1-20
несмытые Простой
Сложный
III 2-50
слабосмытые Простой
Сложный
IУ 50 средне- и сильносмытые Простой
Сложный
Материалы:
1. План землепользования хозяйства с горизонталями;
2. Характеристика земельного фонда хозяйства.
Практическое задание № 2 «Почвозащитная обработка почвы»
Цель занятия: Разработать почвозащитные технологии обработки почвы для различных земледельческих зон Республики Бурятия.
Задание № 1. Ознакомиться с характеристикой почвенно-климатических условий и агропроизводственных зон Республики Бурятия.
Задание № 2. Ознакомиться с агропочвенным районированием и оценкой почв Бурятии по плодородию и бонитету.
Порядок выполнения: Разработать почвозащитные технологии обработки почвы, с учетом почвенно-климатических условий, для различных агропроизводственных зон Республики Бурятия. Дать описание технологии и приемов основной, предпосевной и послепосевной обработок почвы, указать применяемые почвообрабатывающие орудия.
Практическое задание № 3 «Размещение в ландшафте сельхозугодий и защитных сооружений»
Цель занятия – получить практические навыки формирования оптимальных агроландшафтов.
Формирование начинается с выделения земель для создания функциональных компонентов агроландшафта.
Задание № 1. Выделяются истоки речек и ручьев (места выхода родников). Как правило, родники истекают в нижней части склона или по тальвегу балки. Выходы родников должны быть засажены древесно-кустарниковыми насаждениями.
Длина защитной зоны – 300 м, из них 250 м размещается выше выхода родника и 50 м – ниже. Ширина зоны по 50 м с каждой стороны стока. Посадки должны быть загущенными, препятствующими проникновению человека и домашних животных. На карте такие защитные зоны выделяют в масштабе с соблюдением указанных размеров.
Задание № 2. Ниже по течению рек и ручьев создаются водо- и берегозащитные зоны. На степных речках с малой скоростью течения это могут быть как древесные насаждения, так и луговые зоны. Ширина луговых зон по 50 м с каждой стороны.
На реках с быстрым течением, где имеется опасность размыва берегов в этой 50-метровой зоне должна быть берегозащитная посадка в верховьях (до 10 км от истока) – она имеет ширину 6–10 м и состоит из 4–6 рядов деревьев.
В средней части течения – ширина 12–14 м и 8–9 рядов деревьев.
Задание № 3. Выделяются земли вокруг оврагов для залесения.
Ширина бровки оврага для залесения 15–20 м. Число рядов 8–9.
Задание № 4. Далее выделяются деградированные земли (эродированные, оползневые, заболоченные и др.) для их консервации. Выделяются земли, требующие рекультивации (карьеры, отвалы и др.).
Задание № 5. Выделяются крутосклонные (более 8 ͦ) для формирования на них сенокосов или пастбищ.
Задание № 6. Намечаются санитарные зоны вокруг поселков, шириной 100–150 м, где не разрешается использование ядохимикатов.
Задание № 7. Намечаются защитные и рекреационные посадки вокруг населенных пунктов.
Норма – 15–20 % всей территории села или 12–15 м2 на одного человека.
Задание № 8. Организуются зоны отдыха. Для мелких населенных пунктов норма площади составляет 30–50 м2 на человека с общей площадью не менее 1 га.
Задание № 9. Выделяются микрозаповедники (ремизные участки).
В большинстве случаев их устраивают на землях, требующих консервации. Если таких земель недостаточно или они сосредоточены неравномерно, то дополнительно отводятся участки из расчета 1 га на 1000 га пашни.
Задание № 10. На остальной площади организуется сельскохозяйственные угодья.
Формирование ведется на примере равнинного степного и горного ландшафтов на учебных картах.
Практическое задание № 4 «Проектирование лугомелиоративных мероприятий»
Цель работы: научиться вводить в хозяйственный оборот малопродуктивные крутосклоны, берега и днища балок для повышения эффективности их использования.
Непригодные для обработки земли VI и VII категорий, используемые под сенокосы и пастбища, для повышения продуктивности и увеличения их противоэрозионной роли нуждаются в поверхностном или коренном улучшении. С целью рационального их использования при эксплуатации таких пастбищ выпас скота строго нормируется.
Поверхностное улучшение лугов и пастбищ заключается в создании условий для лучшего роста травянистой естественной растительности. Проводится оно путем дискования, ранневесеннего боронования, подсева многолетних трав, внесения удобрений и щелевания.
За счет поверхностного улучшения производительность выпасов повышается в 3-5 раз. Для повышения противоэрозионной роли на крутосклонных землях, отведенных под улучшение, можно использовать лесолуговое освоение эродированных склонов, которое заключается в двухрядной посадке кустарниковых кулис шириной 3-6 м с расстоянием между кулисами 50-60 м. Такое сочетание древесной травянистой растительности обеспечивает
Самым радикальным способом улучшения выпасов и сенокосов, повышающим продуктивность лугопастбищных угодий в 5-7 раз, является коренное улучшение. Оно осуществляется путем перепашки и последующего посева травосмесей. Сплошное коренное улучшение применяется на склонах с сильносмытыми почвами с крутизной до 9°.
При крутизне более 9° проводится чересполосное коренное улучшение, при котором освоение проводится в 2 приема с интервалом в 2-4 года полосами в направлении поперек склона шириной 6-10 м. Коренное улучшение лугопастбищных угодий также можно сочетать с посадкой кустарниковых кулис.
Порядок выполнения:
В тетради описать агротехнику лугомелиоративных мероприятий (подготовка почвы, посев, уходы) с указанием времени проведения, марок машин и орудий, норм высева и видового состава травосмесей. Отметить способ освоения.
Практическое задание № 5 «Размещение гидротехнических сооружений»
Цель работы: ознакомиться с различными видами гидротехнических сооружений, их назначением, параметрами, эффективностью.
В многоводные годы лесные насаждения не способны поглотить весь сток. В связи с этим применяют гидротехнические сооружения. Их создают: а) на водосборе, б) в вершинах оврагов, в) по дну оврагов. Такие сооружения выполняют задачи:
а) усиления водопоглощающей роли лесных полос:
б) создания лучших условий роста и развития насаждений;
в) отвода избыточного стока в безопасные места;
г) предотвращения эрозии по ложбинам;
д) оперативного закрепления растущих оврагов;
е) предупреждение вторичных эрозионных процессов на участках с засыпанными промоинами, используемых в последующем под лесные насаждения или залужение;
ж) выравнивание конфигурации полей.
Все гидротехнические сооружения можно объединить в 4 группы:
1. Водозадерживающие (валы-террасы, валы-канавы, террасы).
2. Водонаправляющие (распылители стока, водоотводящие валы).
3. Головные водосборные сооружения (быстротоки, ступенчатые перепады, консольные и шахтные водосборы).
4. Донные сооружения (плетневые и фашинные запруды, каменные наброски и др.).
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п