учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение состава, свойства и оценка мяса как исходного сырья для переработки; правила сдачи-приемки скота и птицы и расчета за него по качеству мяса, живой массе и упитанности; транспортировка скота и птицы; технология убоя скота и птицы; технология и определение качества продуктов убоя; технология колбас, сырокопченых изделий и их пищевая ценность; методы оценки качества яиц, меда, рыб и кожевенно-мехового сырья; технология полуфабрикатов и консервов
ПКС-5: Способен осуществлять контроль производства и сертификацию продукции животного и растительного происхождения.;
ИД 1 ПКС-5.1 Знает современные знания об основах биотехнологических производств.
ИД 2 ПКС-5.2 Умеет принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 ПКС-5.3 Владеет методами контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 1 ПКС-6.1 Планирует ветеринарно-санитарные требования к состоянию животноводческих объектов и предприятий по заготовке, переработке и хранению сырья и продуктов животного происхождения, транспортировке подконтрольных грузов.
ИД 2 ПКС-6.2 Осуществляет экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 ПКС-6.3 Анализирует методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
:
ИД 2 не знает, как принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 не знает, как использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 плохо знает, как принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 плохо знает, как использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 знает, как принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 знает, как использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 в полной мере знает, как принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 в полной мере знает, как использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
задач.
:
ИД 2 не умеет принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 не умеет использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 плохо умеет принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 плохо умеет использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 умеет принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 умеет использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 в полной мере умеет принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 в полной мере умеет использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 не владеет навыками принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 не владеет навыками использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 плохо владеет навыками принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 плохо владеет навыками использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 владеет навыками принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 владеет навыками использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 2 в полной мере владеет навыками принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 в полной мере владеет навыками использовать методы контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ПКС-6: Способен осуществлять планирование и анализ работы ветеринарных и производственных подразделений.;
ИД 1 ПКС-5.1 Знает современные знания об основах биотехнологических производств.
ИД 2 ПКС-5.2 Умеет принимать участие в реализации и управлении биотехнологическими процессами.
ИД 3 ПКС-5.3 Владеет методами контроля качества на всех этапах технологического процесса.
ИД 1 ПКС-6.1 Планирует ветеринарно-санитарные требования к состоянию животноводческих объектов и предприятий по заготовке, переработке и хранению сырья и продуктов животного происхождения, транспортировке подконтрольных грузов.
ИД 2 ПКС-6.2 Осуществляет экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 ПКС-6.3 Анализирует методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
:
ИД 2 не знает, как осуществлять экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 не знает, как анализировать методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
ИД 2 плохо знает, как осуществлять экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 плохо знает, как анализировать методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
ИД 2 знает, как осуществлять экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 знает, как анализировать методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
ИД 2 в полной мере знает, как осуществлять экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 в полной мере знает, как анализировать методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
задач.
:
ИД 2 не умеет осуществлять экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 не умеет анализировать методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
ИД 2 плохо умеет осуществлять экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 плохо умеет анализировать методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
ИД 2 умеет осуществлять экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 умеет анализировать методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
ИД 2 в полной мере умеет осуществлять экономический анализ и прогноз в своей деятельности.
ИД 3 в полной мере умеет анализировать методы, статистические данные и планирование в своей профессиональной деятельности.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
убойных животных
Тестирование
Тестирование
сырокопченых изделий
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level ,
"БГСХА им. В.Р. Филиппова" ; сост. Т. В. Полозова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. - 137 с.
Технология мяса и мясных продуктов / Д. Ц. Гармаев ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Оренбургский государственный аграрный ун-т, Приморская ГСХА, Российская МСХА им. К. А. Тимирязева, Башкирский государственный аграрный ун-т. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020.
- 189 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Технология переработки продукции животноводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Современное состояние мясной промышленности страны. Пути улучшения мясных ресурсов и развития сырьевой базы мясной промышленности (ПКС-1) .
2. Основные источники животного сырья. Характеристика мясных качеств наиболее распространенных видов животных (ПКС-1).
3. Основные положения о закупках убойных животных (ПКС-1).
4. Виды транспортировки животных и задачи зооинженера в их рганизации, подготовке животных в хозяйстве к транспортировке, в оформлении транспортной документации (ПКС-1).
5. Перегон животных. Формирование гуртов (ПКС-1).
6. Перевозка животных по железной дороге (ПКС-1).
7. Перевозка скота автомобильным транспортом (ПКС-1).
8. Перевозка скота водным транспортом (ПКС-1).
9. Ветеринарно-санитарная обработка транспортных средств (ПКС-1).
10. Порядок приема и сдачи скота убойных животных и птицы по живой массе и упитанности, методы определения упитанности животных и птицы, нормы скидок при сдаче-приемке скота (ПКС-1).
11. Требования ГОСТ Крупный рогатый скот для убоя (ПКС-1).
12. Требования ГОСТ Овцы и козы для убоя (ПКС-1).
13. Требования ГОСТ Свиньи для убоя (ПКС-1).
14. Требования ГОСТ Лошади для убоя (ПКС-1).
15. Требования Кролики для убоя (ПКС-1).
16. Требования ГОСТ Птица сельскохозяйственная для убоя (ПКС-1).
17. Требования ГОСТ Мясо-говядина и телятина (ПКС-1).
18. Требования ГОСТ Мясо. Свинина в тушах и полутушах (ПКС-1).
19. Требования ГОСТ Мясо-баранина и козлятина - в тушах (ПКС-1).
20. Требования ГОСТ Мясо птицы (тушки кур, уток, гусей, индеек, цесарок) (ПКС-1).
21. Требования ГОСТ Мясо цыплят-бройлеров (ПКС-1).
22. Типы предприятий по переработке животных и птицы (мясокомбинаты, птицекомбинаты, хладобойни, убойные пункты, мясоперерабатывающие заводы) (ПКС-1).
23. Организация приема, сортировки и размещения скота на скотосырьевой базе мясокомбината. Предубойное содержание животных и птицы, его влияние на качество мяса. Болезни, при которых животные не допускаются к убою (ПКС-1)..
24. Технология убоя и первичная переработка животных. Способы убоя животных и их сравнительная оценка. Значение степени обескровливания туш (ПКС-1)..
25. Технология убоя и первичной переработки птицы, кроликов. Оценка тушек птицы и кроликов (ПКС-1)..
26. Оценка туш крупного рогатого скота по категориям упитанности. Клеймение и охлаждение туш (ПКС-1)..
27. Оценка туш свиней по категориям. Клеймение и охлаждение туш (ПКС-1)..
28. Оценка туш овец и коз по категориям упитанности. Клеймение и охлаждение туш (ПКС-1)..
29. Оценка туш лошадей по категориям упитанности. Клеймение и охлаждение туш (ПКС-1)..
30. Оценка тушек кроликов по категориям упитанности. Клеймение и охлаждение тушек (ПКС-1)..
31. Оценка тушек сельскохозяйственной птицы по категориям упитанности. Клеймение и охлаждение тушек (ПКС-1)..
33. Субпродукты. Классификация, пищевая ценность, обработка и хранение (ПКС-1)..
34. Пищевые жиры, кишечное сырье, кровь. Сбор, обработка, пищевая ценность, консервирование, хранение и использование (ПКС-1)..
35. Кожевенно-меховое сырье: хозяйственное значение, методы съемки шкур, способы консервирования (ПКС-1)..
36. Требования ГОСТ на кожевенно-меховое сырье. Правила сдачи-приемки шкур (ПКС-1)..
37. Пороки шкур, причины их возникновения и меры по предупреждению. Зооветеринарные мероприятия по обезвреживанию шкур при заболевании животных (ПКС-1).
38. Яйцо, пищевая ценность, изменения при хранении, требования ГОСТ и товарная оценка (ПКС-1)..
39. Понятие о мясе. Морфологический состав мяса различных видов животных и птицы. Содержание отдельных тканей и их влияние на пищевое достоинство мяса. Факторы, влияющие на морфологический состав мяса (пол, возраст, порода, упитанность и др.) (ПКС-1).
40. Химический состав мяса. Зависимость химического состава мяса от вида, породы, пола, возраста, упитанности и др (ПКС-1).
41. Химический состав и пищевая ценность мяса домашней птицы и кроликов (ПКС-1).
42. Отличительные признаки говядины, свинины, баранины. Классификация мяса по виду, полу, возрасту, упитанности (ПКС-1).
43. Обоснование и схема сортовой разрубки говяжьих полутуш. ГОСТ Мясо. Разделка говядины для розничной торговли (ПКС-1).
44. Обоснование и схема сортовой разрубки свиных полутуш. ГОСТ Мясо. Свинина. Разделка для розничной торговли (ПКС-1).
45. Обоснование и схема сортовой разрубки туш мелкого рогатого скота. ГОСТ Мясо. Разделка баранины и козлятины для розничной торговли (ПКС-1).
46. Созревание мяса. Значение, сущность и факторы, влияющие на созревание мяса. Признаки созревания мяса (ПКС-1).
47. Изменения в мясе при хранении. Гниение мяса. Сущность, микробиологические и биохимические изменения в процессе гниения. Факторы, способствующие процессу гниения мяса. Способы определения свежести мяса и его ветеринарно-санитарная оценка (ПКС-1).
48. Изменения в мясе при хранении: загар, ослизнение, свечение, плесневение. Причины и сущность изменений, способы обнаружения и ветеринарно-санитарная оценка. Меры по предупреждению этих процессов (ПКС-1).
49. Методы консервирования мяса. Современные прогрессивные способы консервирования мяса (ПКС-1).
50. Классификация, химический состав и пищевая ценность рыбы (ПКС-1).
51. Требования ГОСТ 814-96 "Рыба охлажденная", ГОСТ 1168-86 "Мороженая рыба", ГОСТ 1368-91 "Рыба всех видов обработки" (ПКС-1).
52. Раз¬делка рыбы. Основы технологии рыбных продуктов, полуфабрикатов и рыбных консервов (ПКС-1).
53. Мед. Его физические, физико-химические, биологические и биолого-химические свойства, пищевая ценность. ГОСТ Мед натуральный. Технические условия (ПКС-1).
Перечень контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Какова классификация тканей, входящих в состав мяса, по промышленному назначению?
2. Дайте краткую характеристику мышечной ткани.
3. Какие вещества входят в состав мышечной ткани?
4. Охарактеризуйте жировую ткань.
5. Дайте краткую характеристику соединительной, костной, хрящевой ткани.
6. Какие видовые особенности имеет говядина, свинина, баранина?
7. Какое влияние на свойства мяса оказывает пол и возраст животных?
8. Что такое созревание мяса, какие изменения в структуре происходят в этот период?
9. Каковы сроки созревания мяса для различных видов его переработки?
10. Дайте краткую характеристику субпродуктам.
11. Расскажите о химическом составе субпродуктов.
1. Какие процессы включает холодильная обработка мяса?
2. Какое мясо называют парным?
3. Каковы основные температурные характеристики остывшего, подмороженного, замороженного мяса?
4. Дайте характеристику одно- и двустадийному методам охлаждения
5. Охарактеризуйте однофазный и двуфазный методы охлаждения.
6. Какими способами осуществляют размораживание мяса?
7. Какие операции включает процесс сублимационной сушки?
8. Каким образом осуществляется шприцевание?
9. Как осуществляется сухой посол мяса?
10. Дайте характеристику мокрому и смешанному посолу.
11. Каковы особенности горячего и холодного копчения?
12. Какое сырье используется в производстве колбасных изделий?
13. Какие операции включает подготовка сырья к производству колбас и колбасных изделий?
14. От чего зависит время выдержки посоленого мяса?
15. Какие операции включает производство вареных колбас?
16. Как осуществляется термическая обработка колбасных изделий?
17. Дайте краткую характеристику технологии производства копченых колбас.
18. Дайте краткую характеристику технологии производства ливерных колбас.
20. Какие порционные и мелкокусковые полуфабрикаты изготавливают из говядины?
21. Расскажите о классификации баночных консервов по составу сырья, режиму тепловой обработки, назначению.
22. Охарактеризуйте сырье, используемое в производстве баночных консервов?
23. Какие операции включает производство баночных мясных консервов?
24. Под воздействием, каких факторов возможен бомбаж консервных банок?
25. На какие основные группы подразделяются субпродукты?
26. Каким образом производят обработку мясокостных продуктов?
27. Как осуществляется обработка мякотных субпродуктов?
28. Каковы особенности обработки слизистых субпродуктов?
29. Как осуществляется обработка шерстных субпродуктов?
30. На какие группы подразделяется жиро-сырец по анатомическому происхождению?
31. Каковы признаки доброкачественного жира-сырца?
32. Каким образом консервируют жир-сырец?
33. Какие операции включает пищевых жиров, дайте краткую характеристику каждой из них.
34. Какими способами осуществляют вытопку жира?
35. Какие продукты являются сырьем для производства кормовой муки и технических жиров?
36. Какие продукты вырабатывают из крови?
37. Как осуществляют стабилизацию и дефибринирование крови?
38. Какими способами консервируют кровь?
39. Дайте характеристику комплектам кишок крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота.
40. Какие операции включает технологический процесс обработки кишок?
41. Какими способами осуществляют консервирование кишок?
42. Какие органы относятся к эндокринному сырью?
43. Какие части органов служат сырьем для производства ферментов?
44. Какие органы и ткани относятся к специальному сырью?
45. В чем отличие обработки эндокринно-ферментного сырья от обработки других продуктов убоя?
46. Каким образом осуществляется консервирование эндокринно-ферментного сырья?
47. Дайте характеристику мелкому кожевенному сырью.
48. Какие группы сырья относятся к крупному кожевенному сырью?
49. Дайте характеристику свиному кожевенному сырью.
50. Какие технологические операции включает процесс обработки кожевенного сырья?
51. Назовите способы консервирования шкур.
52. Дайте краткую характеристику тузлукованию шкур.
53. Как осуществляется консервирование врасстил?
54. Как осуществляют обработку волоса?
55. Каким образом обрабатывают щетину?
Перечень тестовых заданий
Задание 1 ( – выберите один вариант ответа).
Сколько незаменимых аминокислот содержит полноценный белок?
Варианты ответов:
• 1) 5
• 2) 8
• 3) 12
• 4) 20
Задание 2 ( – выберите один вариант ответа).
Укажите, что не указывают на ветеринарном клейме.
Варианты ответов:
1. наименование страны;
2. номер предприятия;
3. вид мяса;
4. слово «ветосмотр».
Задание 3 ( – выберите один вариант ответа).
На свинину IV категории (промпереработка) ставят клеймо …
Варианты ответов:
1. треугольной формы;
2. овальной формы;
3. квадратной формы;
4. круглой формы;
Задание 4 ( – выберите один вариант ответа).
Срок хранения замороженной говядины в полутушах и четвертинах при температуре (– 200С) составляет …месяцев.
Варианты ответов:
1. 8;
2. 12;
3. 14;
4. 18.
На каждой туше, полутуше, четвертине должно быть клеймо, удостоверяющее доброкачественность и упитанность мяса по категориям. Какого цвета краску используют для клеймения мяса козлятины?
Варианты ответов:
1. красного;
2. фиолетового;
3. черного;
4. синего.
Задание 6 ( – выберите один вариант ответа).
Сроки хранения субпродуктов, используемых для производства полуфабрикатов, при температуре не выше (-120С) составляют не более … месяцев.
Варианты ответов:
1. 3;
2. 6;
3. 9;
4. не подлежат хранению.
Задание 7 ( – выберите один вариант ответа).
Выберите правильный промежуток времени между моментом извлечения крови и началом ее свертывания для КРС, (в минутах).
Варианты ответов:
1. 2,5;
2. 3,5-5;
3. 6,5-10;
4. 15.
Задание 8 ( – выберите один вариант ответа).
Толщина подкожно-жировой ткани тазобедренной части свиных полуфабрикатов должна быть не более …мм.
Варианты ответов:
1. 5;
2. 10;
3. 15;
4. 20;
Задание 9 ( – выберите один вариант ответа).
Меланж – это ….
Варианты ответов:
1. яйца куриные пищевые цельные;
2. высушенные куриные яйца (без скорлупы);
3. однородная смесь белка и желтка в замороженном виде;
4. смесь воды и яиц (без скорлупы) и соли.
Задание 10 ( – выберите один вариант ответа).
Соотношение (в %) меланжа, воды и соли в льезоне составляет: ….
Варианты ответов:
1. 20:10:1;
2. 30:10:1;
3. 40:10:1;
4. 50:10:1.
Задание 11 ( – выберите один вариант ответа).
Высокомолекулярная жирная кислота, которая не синтезируется в организме человека.
Варианты ответов:
1. олеиновая;
2. пальмитиновая;
3. линолевая;
4. стеариновая.
Задание 12 ( – выберите один вариант ответа).
При какой температуре воды (0С) размораживают замороженный меланж, расфасованный в банки
Варианты ответов:
1. 25;
2. 35;
3. 45;
4. 60.
Задание 13 ( – выберите один вариант ответа).
На каждой туше, полутуше, четвертине должно быть клеймо, удостоверяющее доброкачественность и упитанность мяса по категориям. Какого цвета краску используют клеймения мяса говядины, направляемой для реализации, хранения и отгрузки?
1. красного;
2. фиолетового;
3. черного;
4. синего.
Задание 14 ( – выберите один вариант ответа).
1. наименование страны;
2. номер предприятия;
3. вес туши;
4. слово «ветосмотр».
Задание 15 ( – выберите один вариант ответа).
Дополнительно к клеймам справа от них ставят штампы букв высотой 20 мм. Какая буква ставится на говядине от молодых животных?
Варианты ответов:
1. ПП;
2. П;
3. Б;
4. М.
Задание 16 ( – выберите один вариант ответа).
Сроки хранения замороженной баранины в тушах при температуре (– 200С) составляют …месяцев.
Варианты ответов:
1. 1;
2. 11;
3. 22;
4. 44.
Задание 17 ( – выберите один вариант ответа).
Каким количеством α – аминокислот, характеризуются белки мяса?
Варианты ответов:
1. 5;
2. 10;
3. 15;
4. 20.
Задание 18 ( – выберите один вариант ответа).
Какой из перечисленных субпродуктов относится к I категории?
Варианты ответов:
1. головы;
2. легкие;
3. печень;
4. селезенка.
Задание 19 ( – выберите один вариант ответа).
Какой из перечисленных субпродуктов относится к II категории?
Варианты ответов:
1. вымя;
2. мясная обрезь;
3. головы;
4. мясокостные хвосты.
Задание 20 ( – выберите один вариант ответа).
Каково содержание белка (в %) в говяжьей печени?
Варианты ответов:
1. 2,2;
2. 6,8;
3. 9,5;
4. 17,9.
Задание 21 ( – выберите один вариант ответа).
Каково содержание липидов (в %) в говяжьем языке?
Варианты ответов:
1. 2,2;
2. 6,8;
3. 9,5;
4. 12,1.
Задание 22 ( – выберите один вариант ответа).
Какова масса в граммах яиц диетических I категории?
Варианты ответов:
1. 22;
2. 33;
3. 55;
4. 77.
Задание 23 ( – выберите один вариант ответа).
В зависимости от содержания какой ткани мясо свинины делят на сорта?
Варианты ответов:
1. соединительной;
2. мышечной;
3. жировой;
Задание 24 ( – выберите один вариант ответа).
Какое количество жировой ткани содержит мясо свинины (в %), соответствующее первому сорту?
Варианты ответов:
1. 0;
2. 10;
3. 30-50;
4. более 50.
Задание 25 ( – выберите один вариант ответа).
Льезон – это …
Варианты ответов:
1. яично-водно-солевая смесь;
2. смесь меланжа и крахмала;
3. яичная смесь с мукой;
4. содовый раствор.
Задание 26 ( – выберите один вариант ответа).
Высокомолекулярная жирная кислота, которая не синтезируется в организме человека.
Варианты ответов:
1. олеиновая;
2. пальмитиновая;
3. линоленовая;
4. стеариновая.
Задание 27 ( – выберите один вариант ответа).
Какая из перечисленных аминокислот является предшественником мясного вкуса.
Варианты ответов:
1. лизин;
2. глутаминовая;
3. валин;
4. аспаргиновая.
Задание 28 ( – выберите один вариант ответа).
Свиную вырезку вырабатывают из …
Варианты ответов:
1. пояснично-подвздошной мышцы;
2. длиннейшей мышцы;
3. повздошно-реберной мышцы;
4. трехглавой мышцы.
Задание 29 ( – выберите один вариант ответа).
В качестве сырья для производства говядины по – домашнему используют …
Варианты ответов:
1. мякоть передней голяшки и части предплечья;
2. длиннейшую мышцы спины и пясницы;
3. наружный кусок тазобедренного отруба;
4. мякоть с шейной части туши.
Задание 30 ( – выберите один вариант ответа).
Какова максимальная масса фасованных субпродуктов в граммах, выпускаемых в упакованном виде?
Варианты ответов:
1. 500;
2. 1000;
3. 1500;
4. 2000.
Задание 31 ( – выберите один вариант ответа).
На сколько отрубов производят разделку говядины при производстве фасованного мяса?
Варианты ответов:
1. 3;
2. 6;
3. 7;
4. 11.
Задание 32 ( – выберите один вариант ответа).
Какую схему разделки используют для производства фасованного мяса
Варианты ответов:
1. для торговой сети
2. комбинированную
3. избирательную
4. нет правильного ответа
Задание 33 ( – выберите один вариант ответа).
Сколько составляет минимальная масса порции крупнокусковых полуфабрикатов (в граммах)
Варианты ответов:
50;
350;
500.
Задание 34 ( – выберите один вариант ответа).
Сколько суток хранят замороженные крупнокусковые полуфабрикаты при температуре (- 100С)?
Варианты ответов:
1. 5;
2. 30;
3. 70;
4. 90.
Задание 35 ( – выберите один вариант ответа).
Укажите полуфабрикат не относящийся к порционным?
Варианты ответов:
1. азу;
2. бифштекс;
3. лангет;
4. антрекот.
Задание 36 ( – выберите один вариант ответа).
Процесс отделения мышечной, соединительной и жировой тканей от костей называется Варианты ответов:
1. разделкой;
2. обвалкой;
3. жиловкой;
4. сортировкой.
Задание 37 ( – выберите один вариант ответа).
В зависимости от содержания какой ткани, в процессе жиловки мясо говядины делят на сорта?
Варианты ответов:
1. соединительной;
2. мышечной;
3. жировой;
4. костной.
Задание 38 ( – выберите один вариант ответа).
Какое количество жировой ткани содержит мясо свинины (в %), соответствующее высшему сорту?
Варианты ответов:
1. 0;
2. 10;
3. 30-50;
4. более 50.
Задание 39 ( – выберите один вариант ответа).
Дефростация мяса – это …
Варианты ответов:
1. размораживание;
2. разделение жилованного мяса на тонкие пласты;
3. измельчение на волчке;
4. замораживание при отрицательных температурах.
Задание 40 ( – выберите один вариант ответа).
Укажите изделие, не относящееся к ассортименту рубленых полуфабрикатов
Варианты ответов:
1. котлеты;
2. бифштексы;
3. шницели;
4. эскалоп.
Задание 41 ( – выберите один вариант ответа).
Какой рубленый полуфабрикат выпускают только в замороженном виде
Варианты ответов:
1. котлеты;
2. ромштексы;
3. биточки;
4. хинкали.
Задание 42 ( – выберите один вариант ответа).
Для какого полуфабриката характерна цилиндрообразная форма изделия?
Варианты ответов:
1. бифштекс;
2. биточки;
3. люля;
4. котлеты.
Задание 43 ( – выберите один вариант ответа).
Укажите изделие не относящееся к ассортименту полуфабрикатов в тесте.
Варианты ответов:
2. хинкали;
3. палочки мясные;
4. люля-кебаб.
Задание 44 ( – выберите один вариант ответа).
К бескостному п/ф из свинины относится …
Варианты ответов:
1. вырезка Экстра;
2. корейка;
3. шейка Домашняя;
4. грудинка.
Задание 45 ( – выберите один вариант ответа).
Укажите отруб не соответствующий схеме разделки бараньих туш при производстве фасованного мяса.
Варианты ответов:
1. плечелопаточная часть;
2. окорок;
3. зарез;
4. задняя голяшка.
Задание 46 ( – выберите один вариант ответа).
Укажите полуфабрикат не относящийся к порционным?
Варианты ответов:
1. шашлык;
2. бифштекс;
3. лангет;
4. антрекот.
Задание 47 ( – выберите один вариант ответа).
В качестве сырья для производства грудинки используется …
Варианты ответов:
1. грудореберная часть, без ребер, межсосковой части, грудных хрящей, с оставлением межреберного мяса;
2. шейная часть туши с оставлением шейных позвонков;
3. мякоть передней и задней рулек, с удалением грубых сухожилий;
4. мякоть лопаточного и тазобедренного отрубов.
Задание 48 ( – выберите один вариант ответа).
Какой рубленый полуфабрикат выпускают только в замороженном виде?
Варианты ответов:
1. котлеты;
2. ромштексы;
3. биточки;
4. кнели.
Задание 49 ( – выберите один вариант ответа).
Для какого полуфабриката характерна плоская прямоугольная форма изделия?
Варианты ответов:
1. голубцы;
2. биточки;
3. тефтели;
4. котлеты.
Задание 50 ( – выберите один вариант ответа).
Укажите изделие не относящееся к ассортименту полуфабрикатов в тесте.
Варианты ответов:
1. манты;
2. хинкали;
3. палочки мясные;
4. купаты.
Задание 51 ( – выберите один вариант ответа).
Суповой набор из говядины – это …
Варианты ответов:
1. куски мяса массой 100-200 г
2. мясокостные кусочки массой 100-200 г
3. кусок мяса овально-продолговатой формы толщиной 8-10 мм
4. брусочки мяса длиной 25-50 мм, массой 5-20 г
Задание 52 ( – выберите один вариант ответа).
Какой порционный полуфабрикат изготавливают из свиной корейки
Варианты ответов:
1. суповой набор
2. столовый набор
3. шницель натуральный
4. гуляш
Задача 1. Определите категорию упитанности мяса, его термическое состояние и возрастную категорию на основании данных : Туши поросят-молочников массой 6 кг, шкура слегка розовая, остистые отростки спинных позвонков и ребра не выступают. Температура мяса составляет +4°С
Задача 2. Определите категорию упитанности мяса, его термическое состояние и возрастную категорию на основании данных: Туши свиней массой 80-90 кг в шкуре, толщина шпика - 27-29 мм. Мышечная и жировая ткань спинной и тазобедренной части хорошо развиты, поверхность без кровоподтеков и травматических повреждений. Температура мяса составляет +1°С.
Задача 3. Определите категорию упитанности мяса, его термическое состояние и возрастную категорию на основании данных: Полутуши говядины от животных в возрасте 4 лет. Бедра имеют впадины, мышцы развиты удовлетворительно. Седалищные бугры, маклоки выступают, есть подкожный жир в виде небольших участков в области седалищных бугров, поясницы. Температура мяса составляет +4°С.
Задача 4. Сформулируйте заключение о степени свежести говядины охлажденной, если при анализе были получены следующие результаты: поверхность туши потемневшая, мышцы на разрезе слегка липкие, мясо имеет запах, свойственный данному виду мяса, бульон слегка мутноватый, сухожилия сероватого цвета, жир матового оттенка, слегка мажется.
Задача 5. Оценка качества телятины охлажденной I категории показала следующие результаты: имеется корочка подсыхания, мышцы слегка влажные, консистенция упругая, запах, свойственный данному виду мяса, жир без запаха осаливания, белый, сухожилия упругие, бульон ароматный, слегка мутноватый; в поле зрения мазка-отпечатка обнаружено 25 кокков и палочек. Сделайте заключение о степени свежести мяса.
Задача 6. Определите подгруппу, наименование и качество следующих натуральных полуфабрикатов:
Мясо, нарезанное брусочками длиной 3-4 см, массой от 5 до 7 г из внутренних кусков тазобедренной части, обрезков вырезки. Масса порции равна 250 г, ткань упругая, без сухожилий, поверхность незаветренная, цвет и запах, характерные для доброкачественного мяса.
Задача 7. На складе имеется партия колбасы, для оценки качества партии (420 кг) колбасы вареной «Докторская экстра» высшего сорта в полиамидной оболочке была отобрана общая проба. Результаты анализа показали следующее: батоны прямые длиной 40 см, на 2 батонах - бульонно-жировые отеки размером 3 см. Фарш равномерно перемешан, без пустот, розового цвета. Содержание влаги составило 74,8%, соли - 2%, крахмала - 2%. Отберите пробы для анализа. Сделайте заключение о качестве и возможности реализации данной партии колбасы. Укажите сроки ее годности.
Задача 8. При оценке качества партии консервов «Говядина тушеная» в количестве 30 ящиков в металлических банках массой по 325 г было установлено следующее: запах и вкус свойственные, с пряностями, мясо порезано кусочками, сочное, при извлечении кусочки не распадаются. Содержание жира и мяса составляет 57%, жира - 17%, соли - 2,5%. Четыре банки имеют вздутие с одной стороны, не исчезающее при надавливании.
Укажите, как называется дефект, имеющий место в 4 банках. Проведите отбор проб для оценки качества, определите качество партии консервов и примите решение об их реализации. Укажите условия хранения, срок годности данного вида консервов.
Задача 9.Рассчитать, сколько будет весить мясная туша бычка до 2-х лет и выход жира-сырца, если известно, что его живая масса 320 кг, а норма выхода мясной туши, составляет 48,2% к живой массе животного, а норма выхода жира-сырца составляет 1,4% от массы мяса на костях.
Задача 10. Рассчитать массу мяса (говядина) загруженного в морозильную камеру и усушку. Известно, что масса мяса, выгруженного из камеры составила 982 кг (говядина парная 2 категории). Норма усушки при замораживании парного мяса установлена 1,85%.
Задача 11. Животные доставлены на мясоперерабатывающее предприятие с расстояния 110 км, приняты в течение двух часов. При этом 5% молодняка крупного рогатого скота средней упитанности доставлены с навалом.
Задача 12. Животные доставлены на мясоперерабатывающее предприятие с расстояния 45 км, приняты в течение трёх часов. При этом 5% взрослого крупного рогатого скота средней упитанности во второй половине стельности.
Задача 13. Произведите расчет средней пробы молока для полного его анализа, если оно находилось в трех емкостях: в танке охладителя —145 кг. во фляге —38 кг, в ведре—7 кг
Задача 14. Определите сорт молока согласно ГОСТ 13264-38 «Молоко коровье. Требования при закупках».
Задача15. Произвести пересчет 1640 кг. молока в литры, если плотность молока 1,027 г/см. Произвести пересчет 2370 л. молока в кг., если плотность молока 1,030 г/см.
Задача16. Произвести 300 кг. Нормализованного молока с жирностью 2,5%, если исходное сырье имеет молоко цельное 3,6 % жира, обрат-0,05%.
Задача 17. Определите характер и степень фальсификации молок, если в исследуемой пробе содержится жира 3,3%, плотность 1,029 г\см., СОМО-8,3%, сухих веществ-12,3%.
Задача 18. Просепарировано-170 кг, молока с жирностью-3,6%.В сливках содержится 32 % жира, а в обезжиренном молоке-0,05%.Определите количество полученных сливок.
Задача 19. Определите количество поступившего на переработку (кг), за пять дней.
Исходные данные:
1)476 кг, 3,4% жира; 4) 620 кг. 3,7% жира;
2)570 кг, 3,8% жира; 5) 640 кг. 3.5% жира;
3)493 кг, 3,6% жира; 6) 321 кг. 3,0% жира
Задача 20. На складе имеется партия куриных яиц в количестве 4 контейнеров. В лаборатории для проведения оценки качества были отобраны пробы, и по результатам исследований получены сле-дующие данные: масса 10 яиц составляет 580 г, высота воздушной камеры - 5 мм, желток слегка перемещается, белок плотный, прозрачный. Произведите отбор проб. Определите вид яиц и категорию. Укажите, какая маркировка должна быть нанесена на яйца.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п