учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;
- воспитание нравственности, морали, толерантности, гражданственности и патриотизма;
- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, умения логически мыслить, вести научные дискуссии.
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально - историческом, этическом и философском контекстах;
ИД-1УК-5 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
ИД-2УК-5 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения.
ИД-3 УК-5 Умеет недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.
- место истории России в мировом историческом процессе;
- основные закономерности исторического развития;
- основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории;
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
:
ИД-2 не знает и не понимает место истории России в мировом историческом процессе; основные закономерности исторического развития; основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
ИД-3 не знает и не понимает методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
ИД-2 знает частично место истории России в мировом историческом процессе; основные закономерности исторического развития; основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
ИД-3 знает частично методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
ИД-2 знает в целом место истории России в мировом историческом процессе; основные закономерности исторического развития; основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
ИД-3 знает в целом методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
ИД-2 знает в совершенстве место истории России в мировом историческом процессе; основные закономерности исторического развития; основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
ИД-3 знает в совершенстве методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
- демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп;
- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
- находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
- толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
:
ИД-2 не умеет демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории; находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
ИД-3 не умеет толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
ИД-2 умеет не в полной мере демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории; находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
ИД-3 умеет не в полной мере толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
ИД-2 умеет в целом демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории; находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
ИД-3 умеет в целом толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
ИД-2 умеет в совершенстве демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории; находить взаимосвязи между событиями всеобщей истории и истории России;
ИД-3 умеет в совершенстве толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
- навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп;
- навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
- навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
:
ИД-2 не владеет навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
ИД-3 не владеет навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
ИД-2 владеет частично навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
ИД-3 владеет частично навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
ИД-2 владеет в целом навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
ИД-3 владеет в целом навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
ИД-2 владеет в совершенстве навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории;
ИД-3 владеет в совершенстве навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
ресурс]:Методические рекомендации для обучающихся по направлениям подготовки высшего образования. - Улан
-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 58 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00373
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола» (дискуссии),
Вопросы модулей,
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся: темы рефератов, темы эссе, перечень тем презентаций, перечень вопросов для самостоятельного изучения, темы групповых творческих проектов
Комплект тестовых заданий
История (история России, всеобщая история)
2) охватывает все разделы дисциплины
1. История как наука. Предмет, объект, функции исторической науки. (УК- 5)
2. Отечественная историография. Понятие «исторический источник», виды исторических источников. (УК- 5)
3. Восточные славяне в древности (VI – VIII вв.): расселение, хозяйство, религия. (УК- 5)
4. Падение Римской империи. (УК- 5)
6. Киевская Русь в IХ – Х II вв. (УК- 5)
7. Феодальная раздробленность на Руси. (УК- 5)
8. Борьба Руси за независимость в ХIII веке. (УК- 5)
9. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды (УК- 5)
10. Объединение русских земель вокруг Москвы в единое государство (ХIV–ХV вв.). (УК- 5)
11. Великие географические открытия середины ХV – ХVII вв. (УК- 5)
12. Английская буржуазная революция: причины, основные этапы, итоги. (УК- 5)
13. Война за независимость в США. (УК- 5)
14. Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя и внешняя политика. (УК- 5)
15. Смутное время Московского государства. (1598-1613 гг.) (УК- 5)
16. Первые Романовы: внутренняя и внешняя политика России в ХVII в. (УК- 5)
17. Внутренняя и внешняя политика Петра I. (УК- 5)
18. Дворцовые перевороты ХVIII в. (УК- 5)
19. Великая Французская революция: причины, основные этапы, ее историческое значение (1789 – 1794гг.). (УК- 5)
20. Идеология «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Внутренняя и внешняя политика России II пол. XVIII в. (УК- 5)
21. Внутренняя политика России в I-ой половине ХIХ в. (УК- 5)
22. Отечественная война 1812г. Внешняя политика России в I-ой половине ХIХ в. (УК- 5)
23. Общественное движение в России в I четверти ХIХ в. Декабристы. (УК- 5)
24. Народничество: идейные течения и политическая практика. (УК- 5)
25. Александр II. Отмена крепостного права в России. (УК- 5)
26. Буржуазные реформы 60 – 70 –х годов ХIХ в. (УК- 5)
27. Объединение Германии. Объединение Италии. (УК- 5)
28. Промышленный переворот в странах Западной Европы.
29. Гражданская война в США (1861-1865 гг.). (УК- 5)
30. Развитие капитализма в России в конце ХIХ – нач. ХХ в. (УК- 5)
31. Рабочее движение и развитие марксизма в России на рубеже XIX – XX вв. (УК- 5)
32. Контрреформы Александра III. (УК- 5)
33. Первая революция в России (1905 – 1907 гг.) (УК- 5)
34. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина. (УК- 5)
35. Первая мировая война 1914 – 1918гг. Участие и выход России из войны. (УК- 5)
36. Февральская революция 1917 г. в России. Двоевластие. (УК- 5)
37. Октябрьская революция 1917г. в Петрограде. II - Всероссийский съезд Советов. Первые социально – экономические мероприятия Советской власти. (УК- 5)
38. Брестский мир. Интервенция и гражданская война в России, результаты и последствия. (УК- 5)
39. Политика "военного коммунизма": сущность, итоги, последствия. (УК- 5)
40. НЭП: сущность, опыт, уроки, историческое значение. (УК- 5)
41. Образование СССР. Национально - государственное строительство в 20-30-е годы ХХ в. (УК- 5)
42. Коллективизация: результаты и последствия. (УК- 5)
43. Мировой экономический кризис 1929г. и «великая депрессия». (УК- 5)
44. Особенности международных отношений в межвоенный период (20-30-е годы ХХ века). Лига Наций. (УК- 5)
45. Вторая мировая война (1939-1945гг.) (УК- 5)
46. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): причины, основные этапы, итоги. (УК- 5)
47. Переход СССР к мирному строительству. Преодоление трудностей восстановительного периода (1945-1955 гг.) (УК- 5)
48. Осложнение международной обстановки в послевоенный период. «Холодная война». (УК- 5)
49. Экономические реформы второй половины 1960-х г. в СССР. Их незавершенность. (УК- 5)
50. Советское государство и общество в «Хрущевское десятилетие» (1953-1964гг.) (УК- 5)
51. Проблемы развития советского общества в 70 – 80-е годы ХХ века (УК- 5)
52. Перестройка: замыслы и итоги (1985-1991гг.) (УК- 5)
53. Международное положение и внешняя политика СССР в 70-е - 80-е гг. (УК- 5)
54. Внутренняя и внешняя политика РФ на современном этапе. (УК- 5)
55. Европейская интеграция. Маастрихский договор. (УК- 5)
56. Распад СССР 1991г. Новая политическая система в России. Конституция РФ 1993г. (УК- 5)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Вводное занятие. История в системе социально-гуманитарных наук
1. Предмет, объект, функции исторической науки
2. Методология истории. Методы исторической науки
3. Отечественная историография в прошлом и настоящем
Тема 2. Древнейшие мировые цивилизации
1. Возникновение первых государственных образований на территории Месопотамии и Египта.
2. Характерные черты древнегреческого полиса. Афины. Спарта.
3. Древнейшие государства Китая и Индии.
4. Древний Рим.
Тема 3. Истоки российской цивилизации и судьбы древнерусского государства в IX-XII вв.
2. Предпосылки возникновения древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства.
3. Социально - экономический и политический строй Киевской Руси.
Тема 4. Европа в эпоху классического средневековья
1. Характерные черты западноевропейского феодализма
2. Крестовые походы
3. Средневековый западноевропейский город
Тема 5. Образование Русского централизованного государства
1. Борьба с иноземными захватчиками в ХIII веке.
2. Причины возвышения Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы.
3. Образование русского централизованного государства
Тема 6. Российское государство в XVI-XVII вв.
1. Иван Грозный – внутренняя и внешняя политика.
2. «Смутное время»: причины, основные, этапы.
3. Российское государство при первых Романовых
Тема 7 Европа и Америка в условиях становления буржуазных отношений
1. Великие географические открытия. Формирование колониальных владений
2. Английская буржуазная революция (1640-1689 гг.): причины, основные этапы, итоги.
3. Война за независимость США(1775-1783 гг.): причины, основные этапы, итоги.
4. Французская буржуазная революция, ее историческое значение.
Тема 8. Российское государство в XVIII в.
1. Внутренняя и внешняя политика Пера Великого
2. Россия в эпоху «дворцовых переворотов»
3. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Внутренняя и внешняя политика России в во второй половине XVIII в.
Тема 9. Буржуазные реформы Александра II
1. Причины буржуазных реформ
2. Отмена крепостного права
3. Буржуазные реформы
4. Значение реформ Александра II
Тема 10. Общественно – политическое движение в России в XIX веке
1. Начало революционного движения. Восстание декабристов
2. Развитие общественной мысли в 30 - 50-е гг. ХIХ в.
3. Формирование консервативного, либерального и революционного лагерей
4. Народничество: идеология и политическая практика
Тема 11. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса
1. Первая мировая война: причины, участники, основные этапы.
2. Победа Февральской революции. Двоевластие.
3. Обострение общенационального кризиса в стране. Победа Октябрьской революции. II съезд Советов и его решения.
Тема 12. Советское общество и мир в 20-30-е годы XX века
1. Переход к НЭПу как попытка выхода из кризиса
2. Достижения и просчеты форсированной индустриализации
3. Массовая коллективизация и раскулачивание
4. Мировой экономический кризис 1929 г.
Тема 13. Вторая мировая война (1939-1945 гг.)
1. Международная обстановка накануне Второй мировой войны. Начальный период войны (1939-1940 гг.)
2. Основные этапы и события Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
3. Победа над Германией. Разгром милитаристской Японии
4. Итоги, значение второй мировой войны
Тема 14. СССР и мир в послевоенный период (1945-1960-е гг.)
1. «Холодная война»: причины, основные этапы, итоги.
2. Послевоенное восстановление СССР
3. «Хрущевская оттепель»: сущность, итоги.
Тема 15. СССР и мир в 1960-е – 1991 гг.
1. Незавершенность реформ 60-х годов
2. Перестройка: причины, этапы, итоги
3. Внешняя политика и международные отношения в 1970-80гг.
Тема 16. Россия на пути радикальных реформ (1991-1999 гг.).
1. Внутренняя политика России в 1991-1999 гг.
2. Многополярная система мира в XXI веке.
3. Роль РФ в современном мировом сообществе.
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола» (дискуссии)
Тема 1. Российское государство в XVIII в.
1. Исторические особенности и отличия модернизации России от модернизации других стран
2. Сущность имперской модернизации России при Петре I. Причины реформ.
3. Создание регулярной армии. Северная война, Персидский поход. Образование империи.
5. В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными
6. Россия в середине – конце XVIII века. Эпоха женщин - императриц.
7. В чем заключалась продворянская политика Анны Ивановны и Елизаветы Петровны
8. Почему стало возможным вступление на российский престол Софии Федерики Аугусты Анхальт-Цербтской
9. В чем сущность просвещенного абсолютизма. Можно ли считать его пропагандистской акцией или эта политика имела более серьезное значение
10. В чем заключается трагедия императора Павла I
Тема 2. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса
1. Первая мировая война: история, политика, дипломатия, идеология.
2. Экономика военного времени. Тыл – фронту.
3. Отдельные периоды, эпизоды, военные операции и сражения Первой мировой войны. Военное искусство, состав армий, техника и вооружение в истории Первой мировой войны.
4. Первая мировая война: медицина и благотворительность.
5. Проблема беженцев, эмигрантов и военнопленных.
6. Первая мировая в литературе, журналистике, фольклоре, мемуарах, дневниках, письмах.
7. Историография Первой мировой войны.
8. Увековечение памяти погибших в Первой мировой войне.
9. Влияние Первой мировой войны на революционные события 1917 г.
10. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
Тема 3. Вторая мировая война (1939-1945 гг.)
1.Политическая карта мира накануне Второй мировой войны.
2.СССР в преддверии войны, смена приоритетов во внешней политике.
3.Кто развязал II мировую войну
4.Влияние репрессий конца 30-х гг. на боеспособность РККА.
5. Трагическое начало войны: мифы и реальность.
6. Подготовка СССР упреждающего удара: содержание и границы дискуссии.
7. Советское военно-стратегическое планирование накануне войны.
8. Сталина 5 мая 1941 г. и вопросы пропаганды в будущей войне.
9. Антигитлеровская коалиция: конфликт коалиционных и национальных интересов.
10.Проблемы взаимоотношений с союзниками, роль ленд-лиза. Чей вклад в победу над Германией значительнее
11.Американская помощь по ленд-лизу в годы второй мировой войны: причины и результаты.
12.Боевое сотрудничество вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции на советско-германском фронте.
13.Вопрос об открытии второго фронта на переговорах союзников в 1941 44 гг. и его решение.
14.Партизанское движение: истоки, организация и достигнутые результаты.
15.Массовый героизм советских людей на фронте и в тылу.
16.Попытки пересмотреть итоги II мировой войны
17.Цена Победы
18.Победители и побеждённые
19.Память поколений.
20.Человек на войне (фронт, тыл, оккупация, плен).
Вопросы модулей
Модуль I
1. Объект и предмет исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания.
2. Историография как научная дисциплина. Виды и формы исторических источников.
3. Цивилизации Древнего Востока и античности.
4. Падение Римской империи.
5. Восточные славяне в древности VI – VIII вв.
6. Древнерусское государство - Киевская Русь (IX-XIIвв.)
7. Феодализм Западной Европы и Древней Руси: сходства и различия.
8. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель.
9. Русские земли периода политической раздробленности.
10. Образование монгольской империи
11. Ордынское нашествие. Монгольское иго и его влияние на развитие Русского государства.
12. Экспансия Запада в XIII веке на Русь. Александр Невский.
13. Объединение северо-восточных земель вокруг Москвы.
14. Централизованное русское государство. Иван III. Судебник 1497 года.
15. Крестовые походы
Модуль II.
1. Иван IV: от реформ к опричнине. Внешняя политика России во II пол.XVIв.
2. Великие географические открытия
3. «Смутное время»: Россия на рубеже XVI – XVII вв.
4. Английская буржуазная революция: причины, основные этапы, итоги.
5. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций.
7. Дворцовые перевороты в России во II четверти XVIII в.
8. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны (1741-1761гг.). Семилетняя война в Европе.
9. «Просвещенный абсолютизм Екатерины II».
10. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
11. Великая французская революция. Ее историческое значение (1789-1794гг.)
12. Война за независимость североамериканских колоний
13. Гражданская война в США
14. Формирование мировых колониальных систем
15. Внешняя политика России в первой половине XIXв. Значение победы над Наполеоном.
16. Общественное движение в России в XIXв.
17. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIXв. в России
18. Объединение германских земель. Объединение Италии.
Модуль III.
1. Развитие капитализма в России в конце ХIХ – нач. ХХ вв.
2. Первая мировая война (1914-1918гг.): предпосылки, ход, итоги.
3. Революции в России (1905-1907гг, февральская, октябрьская 1917г.): причины, характер, основные события, итоги.
4. Интервенция и гражданская война в России.
5. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929г. и «великая депрессия».
6. НЭП: сущность, опыт, уроки, историческое значение.
7. Индустриализация и коллективизация: история и результаты.
8. Вторая мировая война (1939-1945 гг.): основные этапы, итоги и уроки.
9. Великая Отечественная война (1941-1945гг.): причины, основные этапы, итоги.
10. Переход СССР к мирному строительству. Преодоление трудностей восстановительного периода (1945-1955гг.)
11. Осложнение международной обстановки в послевоенный период. Начало «Холодной войны».
12. Экономические реформы 60-х гг. в СССР. Их незавершенность.
13. Проблемы развития советского общества в 70-80-е годы ХХ века.
14. Формирование новой политической системы в России. Становление многопартийности. Конституция РФ (1993г.)
15. СССР в 80-90-е гг. События августа 1991г. Распад СССР (декабрь 1991г.)
16. Россия в современном мире.
Темы рефератов
1. Отечественная историография в прошлом и настоящем (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Костомаров, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков).
2. Цивилизационный подход в исторической науке.
3. Формационный подход в исторической науке.
4. Исторические портреты (Князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый, А.Невский, Чингисхан, Иван Калита, Иван III, Д.Донской, И.Грозный и др.).
5. Князь Владимир и крещение Руси.
6. Образование Монгольского государства.
7. Новгородская боярская республика
8. Куликовская битва и ее историческое значение
9. Ливонский орден, борьба Руси с западной агрессией
10. Казанский и Астраханский походы Ивана Грозного
11. Борис Годунов: личность, политик, государь.
12. Социальная структура российского общества в XVII в
13. Установление крепостного права на Руси
14. Литва как второй центр объединения русских земель.
15. Церковный раскол
16. Государство и церковь XV - XVI вв.
17. Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.
18. Присоединение Сибири.
19. Присоединение Украины к Российскому государству
20. Крестьянская война под предводительством С. Разина
21. «Великое посольство» и его роль в формировании идеологии реформ Петра.
22. Александр Меншиков: государственный деятель, военачальник, семьянин.
23. Эволюция социальной структуры общества. Дворцовые перевороты.
24. Укрепление России на побережье Балтийского моря (Северная война).
25. Кризис феодально-крепостнической системы.
26. Восстание декабристов
27. Отмена крепостного права 1861 г.
28. Контрреформы Александра III.
29. Борьба с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г.
31. Русско-японская война. Первая мировая война.
32. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина.
33. Политические портреты: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, П.Н. Милюков и др.
34. Позиции и тактика политических сил в период двоевластия
35. Красный и белый террор.
36. Аграрные программы белых правительств.
37. Причины первоначальных успехов и окончательного поражения Белого движения в ходе гражданской войны в России, 1917-1920 гг.
38. Политические портреты: В.И. Ленин, Г.Е. Львов, А.И. Гучков, А.Ф. Керенский Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин, С.М. Киров, Л.П. Берия и др.
39. Первые декреты Советской Власти
40. Индустриализация и коллективизация в Бурятии
41. Голод 1932 - 1933 гг.: причины и последствия.
42. А. Стаханов и стахановское движение.
43. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия
44. СССР и западные союзники в годы Великой Отечественной войны
45. СССР на международных конференциях периода второй мировой войны.
46. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом.
47. Выдающие полководцы Великой Отечественной войны
48. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны
49. Политические портреты государственных деятелей: Г.М. Маленков, Л.П. Н.С. Хрущев, В.М. Молотов и др.
50. Значение ХХ съезда КПСС
51. Освоение целины: достижения и проблемы.
52. Ю.А. Гагарин - первый космонавт
53. Карибский кризис
54. Война в Афганистане
55. Л. И. Брежнев: человек и политик.
56. Ю. В. Андропов: политический портрет.
57. Становление многопартийности в СССР
58. События августа 1991 и распад СССР
59. Исторические портреты политических лидеров России: Г.А. Зюганова, В.В. Жириновского, Г.А. Явлинского, В.В. Путина и др.
Темы эссе
1. «Нет нужды доказывать ошибочность тезиса об одиночестве Петра… В действительности у Петра было множество помощников, подвизавшихся на военном, дипломатическом, административном и культурном поприщах… Следует помнить о двух обстоятельствах: об исключительном даре Петра угадывать таланты и умело их использовать и о привлечении им помощников из самой разнородной национальной и социальной среды» (Н.И. Павленко).
2. «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем» (А.С. Пушкин).
3. «Монархи и монархини, сидевшие на троне от Екатерины I до Петра III, использовали его прежде всего для удовлетворения личных надобностей, для того, чтобы получать удовольствия, жить в праздности, не обременяя себя никакими заботами, избегая малейшего напряжения неразвитого интеллекта» (Н.И. Павленко).
4. Роль «бироновщины», на наш взгляд, состояла не в пресловутом «засилье иноземцев», а в том, что правление Анны «закрыло» возможность наметившейся было эволюции петровской системы и тем самым окончательно перевело практику политической борьбы в русло переворота» (И.В. Курукин).
5. «Под ее (Елизаветы) скипетром выросло поколение новых людей, уже не битых петровской дубиною…Идеи Просвещения, не ограниченные никакими препятствиями, стали быстро проникать в Россию. Это сказывалось на сознании дворянства, на общем распространении начал гуманизма и терпимости. Елизаветинское царствование подготовило новую, екатерининскую эпоху» (Е.В. Анисимов).
6. «Легко убедиться, что некоторые из начинаний Петра III имели прогрессивный характер…Однако этот прогрессивный характер перечеркивается методами, которыми он пытался их проводить, указывающими на полное отсутствие у него такого важного качества, как политический реализм» (А.Б. Каменский).
7. «Екатерину можно назвать виновницей крепостного права не в том смысле, что она создала его, а в том, что это право при ней из колеблющегося факта, оправдываемого временными нуждами государства, превратилось в признанное законом право, ничем не оправдываемое» (В.О. Ключевский).
8. «Любые конкретные мероприятия Павла I не объяснят причины его гибели… При Павле не было никакого особенного ущемления общедворянских интересов, не было и политического конфликта между господствующим классом и императором… В заговоре против него принципиальная сторона совершенно отсутствовала. В заговорщиках говорил исключительно корыстный интерес… Сказались, должно быть, и традиции эпохи дворцовых переворотов (1725 - 1762 гг.), хотя по своей сути да и технике заговор 1801 г. отличается от переворотов XVIII века» (Ю.А. Сорокин).
Перечень тем для подготовки презентаций
1. Отечественная историография в прошлом и настоящем (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Костомаров, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков).
2. Цивилизационный подход в исторической науке.
4. Исторические портреты (Князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, Ярослав Мудрый, А.Невский, Чингисхан, Иван Калита, Иван III, Д.Донской, И.Грозный и др.).
5. Князь Владимир и крещение Руси.
6. Образование Монгольского государства.
7. Новгородская боярская республика
8. Куликовская битва и ее историческое значение
9. Ливонский орден, борьба Руси с западной агрессией
10. Казанский и Астраханский походы Ивана Грозного
11. Борис Годунов: личность, политик, государь.
12. Социальная структура российского общества в XVII в
13. Установление крепостного права на Руси
14. Литва как второй центр объединения русских земель.
15. Церковный раскол
16. Государство и церковь XV - XVI вв.
17. Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.
18. Присоединение Сибири.
19. Присоединение Украины к Российскому государству
20. Крестьянская война под предводительством С. Разина
21. «Великое посольство» и его роль в формировании идеологии реформ Петра.
22. Александр Меншиков: государственный деятель, военачальник, семьянин.
23. Эволюция социальной структуры общества. Дворцовые перевороты.
24. Укрепление России на побережье Балтийского моря (Северная война).
25. Кризис феодально-крепостнической системы.
26. Восстание декабристов
27. Отмена крепостного права 1861 г.
28. Контрреформы Александра III.
29. Борьба с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г.
30. Роль ополчения в освобождении Москвы. К.Минин и Д. Пожарский.
31. Русско-японская война. Первая мировая война.
32. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина.
33. Политические портреты: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, П.Н. Милюков и др.
34. Позиции и тактика политических сил в период двоевластия
35. Красный и белый террор.
36. Аграрные программы белых правительств.
37. Причины первоначальных успехов и окончательного поражения Белого движения в ходе гражданской войны в России, 1917-1920 гг.
38. Политические портреты: В.И. Ленин, Г.Е. Львов, А.И. Гучков, А.Ф. Керенский Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин, С.М. Киров, Л.П. Берия и др.
39. Первые декреты Советской Власти
40. Индустриализация и коллективизация в Бурятии
41. Голод 1932 - 1933 гг.: причины и последствия.
42. А. Стаханов и стахановское движение.
43. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия
44. СССР и западные союзники в годы Великой Отечественной войны
45. СССР на международных конференциях периода второй мировой войны.
46. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом.
47. Выдающие полководцы Великой Отечественной войны
48. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны
49. Политические портреты государственных деятелей: Г.М. Маленков, Л.П. Н.С. Хрущев, В.М. Молотов и др.
50. Значение ХХ съезда КПСС
51. Освоение целины: достижения и проблемы.
52. Ю.А. Гагарин - первый космонавт
53. Карибский кризис
54. Война в Афганистане
55. Л. И. Брежнев: человек и политик.
56. Ю. В. Андропов: политический портрет.
57. Становление многопартийности в СССР
58. События августа 1991 и распад СССР
59. Исторические портреты политических лидеров России: Г.А. Зюганова, В.В. Жириновского, Г.А. Явлинского, В.В. Путина и др.
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
1. История как наука (основные этапы развития исторической науки, методы исторической науки – проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительный, метод периодизации и др., основные этапы развития отечественной историографии (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.Ф. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский), исторические источники и их виды)
2. Древнейшие мировые цивилизации (особенности становления и развития западного и восточного типа
3. Причины возникновения государства у восточных славян, правление князя Олега, Игоря, княгини Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава мудрого и др. Повесть временных лет, «Русская правда». Любечский съезд. Причины феодальной раздробленности. Взаимоотношения Киевского государства с соседями. Развитие ремесла и торговли.
4. Европа в эпоху классического средневековья (особенности западно-европейского феодализма, теории возникновения средневекового города, генезис средневекового города, социальная структура средневекового общества, особенности становления и развития национальных государств в эпоху классического средневековья). Реформация и контрреформация.
5. Причины объединения русских земель вокруг Москвы. Борьба Москвы с Тверью. Взаимоотношения Руси и Золотой орды. Куликовская битва. Иван Калита, Семеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, Василий I, Василий II, Иван III. Междоусобная война Московской Руси. Теория Москва третий Рим.
6. Российское государство в XVI-XVII вв. (реформы Ивана Грозного, опричнина, Ливонская война, присоединение Сибири, причины «смутного времени», Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, правление семибоярщины, деятельность народных ополчений, социально-экономическое развитие Российского государства в XIX в., крестьянские выступления XVII в., соборное уложение 1649 г., присоединение Украины, Никоновская церковная реформа, вечный мир с Польшей)
7. Европа и Америка в условиях становления буржуазных отношений (особенности становления буржуазных отношений в странах Европы, влияние английской буржуазной революции на развитие буржуазных отношений, французская буржуазная революция, становление и развитие колониальных владений)
8. Российское государство в XVIII в. Российская империя после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII в. Расширение прав и привилегий дворянства и укрепление сословного строя. Усиление крепостничества и социальные конфликты во второй половине XVII–XVIII в. Крепостнические войны под руководством С. Разина и Е. Пугачева. Внешняя политика России XVIII в. Северная война. Основание Петербурга. Битва под Полтавой. Победа Российского флота. Утверждение России на Балтике. Каспийский поход Петра I. Борьба России за выход к Черному морю. Азовские походы, русско-турецкие войны XVIII в. Вхождение Крыма в состав России. Россия и Речь Посполитая в конце XVIII в. Участие России в Семилетней войне. Борьба России с французской экспансией в Европе. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Россия и походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Вхождение казаков в состав России. Российские владения на Тихом океане.
9. Крестьянские реформы, реформы в области образования и печати. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, П.Д. Киселев.
10. Первые декабристские организации. «Русская правда» П. Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева. Северное и Южное общества декабристов. Ссылка декабристов в Сибирь. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Народничество, его основные направления. П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский М. А. Бакунин П. Н. Ткачёв В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. Группа «Освобождение труда». «Южно-российский рабочий союз» и «Северный союз русских рабочих».
11. Причины и предпосылки Первой мировой войны. Экономика Российской империи в условиях Первой мировой войны. Продовольственный кризис. Свержение самодержавия. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. «Апрельские тезисы» В.И. Ленина. Второй всероссийский съезд Советов. Причины Гражданской войны. Причины победы большевиков.
12. СССР в 1920-30 гг. Новая экономическая политика, кризисы НЭПа, образование СССР, индустриализация – первые пятилетние планы, коллективизация, внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.
13. Причины Второй мировой войны. Начало военных действий. «Странная война». Нападение Германии на СССР. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Формирование антигитлеровской коалиции. Военные операции советских войск. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Ленд-лиз. Сельское хозяйство в годы войны. Всенародная помощь фронту. Война против милитаристской Японии. Итоги Великой отечественной и Второй мировой войны.
14. Изменения в мире после Второй мировой войны. «Холодная война». НАТО, ОВД, АНЗЮС, план Маршала, СЭВ. Карибский кризис. Восстановление промышленности и сельского хозяйства в послевоенный период. Альтернативы постсталинского развития СССР (март 1953-июль 1957 гг.) ХХ съезд партии. Н.С. Хрущев. Социальные реформы Н.С. Хрущева. Противоречивость экономического развития СССР. Основные противоречия политического развития СССР. Конституция 1977 г.
15. Этапы перестройки. Политика ускорения. Гласность. «Парад суверенитетов». Демонтаж союзной государственности. Радикальные экономические реформы. Формирование новой российской государственности. СНГ. Внешняя политика Российской Федерации.
Темы групповых творческих проектов
1. Движение декабристов
2. Русский утопический социализм
3. Западники и славянофилы
4. Революционные кружки и группы
5. Движение народников
6. Рабочее движение
7. Первые марксистские кружки и группы
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п