учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: понимание обучающимися современного состояния геодезической науки и дистанционного зондирования и требующих решения проблем ее развития; решение стоящих перед геодезией и дистанционным зондированием научных и научно-практических задач с учетом возможностей современного приборостроения, спутниковых технологий, информационного и коммуникационного обеспечения; изучение основ, методов, алгоритмов математической обработки геодезических измерений разного вида и их интерпретации в совокупности с информацией, полученной методами дистанционного зондирования Земли, смежных наук о Земле, ее поверхности и физических полях; способность к выполнению полевых и камеральных геодезических работ по созданию, развитию и реконструкции опорных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей и сетей специального назначения.
ПКС-6: Готов использовать нормативно-техническую документацию по выполнению топографо-геодезических, аэрофотосъемочных работ и инженерно-геодезических изысканий, разрабатывать технически обоснованные норм выработки;
ИД-2 не знает и не понимает понимает информацию, предоставленную исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 не знает и не понимает результаты выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 знает и понимает понимает информацию, предоставленную исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 знает и понимает результаты выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 в целом знает и понимает понимает информацию, предоставленную исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 в целом знает и понимает результаты выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 в совершенстве знает и понимает понимает информацию, предоставленную исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 в совершенстве знает и понимает результаты выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 не умеет осуществлять контроль информации, предоставленной исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 не умеет учитывать, анализировать и систематизировать результаты выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 умеет осуществлять контроль информации, предоставленной исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 умеет учитывать, анализировать и систематизировать результаты выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 в целом умеет осуществлять контроль информации, предоставленной исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 в целом умеет учитывать, анализировать и систематизировать результаты выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 в совершенстве умеет осуществлять контроль информации, предоставленной исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 в совершенстве умеет учитывать, анализировать и систематизировать результаты выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 не владеет навыками организации и контроля информации, предоставленной исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 не владеет навыками учета, анализа и систематизации результатов выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 владеет навыками организации и контроля информации, предоставленной исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 владеет навыками учета, анализа и систематизации результатов выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 в целом владеет навыками организации и контроля информации, предоставленной исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 в целом владеет навыками учета, анализа и систематизации результатов выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ИД-2 в совершенстве владеет навыками организации и контроля информации, предоставленной исполнителями, на соответствие программе изысканий по параметрам точности, достоверности, полноты и сроков выполнения работ
ИД-3 в совершенстве владеет навыками учета, анализа и систематизации результатов выполненных исполнителями инженерно-геодезических работ
ПКС-7: Готов планировать, организовывать, проводить и совершенствовать средствами и методами полевые и камеральные топографо-геодезические и аэрофотосъемочные работы, подготавливать исходных данных для составления планов и сметной документации;
ИД-2 не знает и не понимает методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 не знает и не понимает нормативно-техническую документацию в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 знает и понимает методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 знает и понимает нормативно-техническую документацию в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 в целом знает и понимает методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 в целом знает и понимает нормативно-техническую документацию в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 в совершенстве знает и понимает методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 в совершенстве знает и понимает нормативно-техническую документацию в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 не умеет применять методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 не умеет использовать нормативно-техническую документацию в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 умеет применять методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 умеет использовать нормативно-техническую документацию в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 в целом умеет применять методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 в целом умеет использовать нормативно-техническую документацию в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 в совершенстве умеет применять методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 в совершенстве умеет использовать нормативно-техническую документацию в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 не владеет навыками осуществления геодезических работ при использовании методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 не владеет навыками применения нормативно-технической документации в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 владеет навыками осуществления геодезических работ при использовании методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 владеет навыками применения нормативно-технической документации в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 в целом владеет навыками осуществления геодезических работ при использовании методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 в целом владеет навыками применения нормативно-технической документации в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ИД-2 в совершенстве владеет навыками осуществления геодезических работ при использовании методики производства геодезических наблюдений и измерений, используемые при выполнении конкретного вида инженерно- геодезических работ
ИД-3 в совершенстве владеет навыками применения нормативно-технической документации в области градостроительной деятельности для планирования и выполнения инженерно-геодезических изысканий и готовит технический отчет по выполненным инженерно- геодезическим изысканиям
ПКС-9: Способен разрабатывать мероприятий и организации контроля по обеспечению правил техники безопасности при производстве топографо-геодезических и аэрофотосъемочных работ;
ИД-2 не знает и не понимает нормы выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 знает и понимает нормы выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 в целом знает и понимает нормы выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 в совершенстве знает и понимает нормы выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 не умеет применять нормы выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 умеет применять нормы выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 в целом умеет применять нормы выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 в совершенстве умеет применять нормы выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 не владеет навыками использования норм выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 владеет навыками использования норм выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 в целом владеет навыками использования норм выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
ИД-2 в совершенстве владеет навыками использования норм выработки на выполнение инженерно-геодезических работ
форма текущего контроля успеваемости)
работ
с использованием различных методов измерений
с использованием различных методов измерений
с использованием различных методов измерений
системы и технологии
системы и технологии
системы и технологии
и технологий геодезических измерений для определения
геометрических и физических параметров Земли и ее поверхности
и технологий геодезических измерений для определения
геометрических и физических параметров Земли и ее поверхности
и технологий геодезических измерений для определения
геометрических и физических параметров Земли и ее поверхности
работ
работ
работ
строительства и эксплуатации крупных инженерных комплексов
строительства и эксплуатации крупных инженерных комплексов
строительства и эксплуатации крупных инженерных комплексов
развития территорий на основе ГИС-технологий
развития территорий на основе ГИС-технологий
развития территорий на основе ГИС-технологий
данным
данным
данным
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Комплект вопросов для коллоквиумов
Комплект вопросов для дискуссии
Комплект вопросов для командной игры
Перечень тем для подготовки к проблемным лекциям
Современные проблемы геодезических наук
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Создание геодезической координатно-временной основы различного назначения с использованием геодезических, астрономических, гравиметрических и других (космических, наземных и подземных) методов измерений; оценка
их степени устойчивости и характера изменений, вопросы их проектирования
и оптимизации.
3. Геодезические системы координат.
4. Геодезические (глобальные) навигационные спутниковые системы и технологии.
5. Формирование активного координатно-временного пространства на основе
навигационной инфраструктуры ГЛОНАСС и др.
6. Геодезические системы наземного, морского и космического базирования
для определения местоположения и навигации подвижных объектов геопространства, в том числе транспорта, военной техники, людей и животных.
7. Разработка новых принципов, методов, технических средств и технологий
геодезических измерений для определения геометрических и физических параметров Земли, ее поверхности, объектов, явлений и процессов на ней, в том
числе для производства наземных топографических съемок
8. Методы, технические средства и технологии геодезического обеспечения
строительно-монтажных, кадастровых, землеустроительных, проектно-изыскательских, маркшейдерских, геолого-разведочных и лесоустроительных работ, освоения шельфа, монтажа, юстировки и эксплуатации технологического оборудования.
9. Геодезическое обеспечение изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации крупных инженерных комплексов, в том числе гидротехнических
сооружений, атомных и тепловых электростанций, промышленных предприятий, линейных сооружений.
10. Геодезический контроль ведения технического надзора при строительстве
и эксплуатации нефтегазодобывающих комплексов.
11. Геодезическое обеспечение геодинамического мониторинга состояния окружающей среды, в первую очередь, опасных процессов и явлений, способствующих возникновению кризисных ситуаций.
12. Геодезический мониторинг напряженно-деформированного состояния земной коры и ее поверхности, зданий и сооружений, вызванного природными и техногенными факторами, с целью контроля их устойчивости, снижения риска и последствий природных и техногенных катастроф, в том числе землетрясений.
13. Аэрофотосъемка (воздушное лазерное сканирование и цифровая аэрофотосъемка).
14. Навигационное обеспечение топографо-геодезических работ и опыт их практического использования
15. Беспилотные летательные аппараты и опыт их практического применения
16. Технологии наземного и мобильного лазерного сканирования
17. Современные технологии обработки геопространственных данных
18. Современные методы ДЗЗ и области его применения.
19. Геодезическое информационное обеспечение устойчивого развития территорий на основе ГИС-технологий.
20. Принципы формирования, состав и структура геоинформационного пространства, отображающего совокупность пространственных характеристик территорий.
21. Разработка принципов и технологий создания геоинформационных систем
различного назначения по геодезическим данным.
22. Теория и практика математической обработки результатов геодезических измерений и информационное обеспечение геодезических работ
23. Автоматизированные технологии создания цифровых трехмерных моделей
технологических объектов, процессов и явлений по геодезическим данным
24. Современные системы накопления, обработки, хранения, передачи и использования геодезической информации, в том числе форматы геоданных, инфраструктуры и территориальные банки геопространственных данных, электронные геопространства, базы геодезических знаний, геосервисы, геослужбы, геопорталы и др
1. Предмет и задачи дисциплины геодезия
2. Понятие геоинформационных систем
3. Основные нормативно-правовые акты в геодезии и дистанционном зондировании
4. Космическая геодезия
5. Дистанционное зондирование земли
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Тема. Изучение формы и размеров Земли, ее поля силы тяжести, меняющихся во времени.
Концепция игры.
Объект имитации. Процедура подготовки устного выступления (доклада, дискуссии) на заданную тему, само
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Задания. Подготовить доклады по результатам проведенных исследований: Определение параметров земного эллипсоида, геоида и гравитационного поля Земли, Создание геодезической координатно-временной основы с использованием различных методов измерений, Геодезические (глобальные) навигационные спутниковые системы и технологии, Разработка новых принципов, методов, технических средств и технологий геодезических измерений для определения геометрических и физических параметров Земли и ее поверхности.
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Комплект вопросов для коллоквиумов
Тема: Геодезическое обеспечение строительно-монтажных и изыскательских работ.
1. Геодезическое обеспечение строительно-монтажных работ
2. Геодезическое обеспечение кадастровых работ
3. Геодезическое обеспечение землеустроительных работ
4. Геодезическое обеспечение проектно-изыскательских работ
5. Геодезическое обеспечение маркшейдерских работ
6. Геодезическое обеспечение геологоразведочных работ
7. Геодезическое обеспечение лесоустроительных работ
8. Ведение кадастра
9. Геодезические работы в строительстве
10. Решение специальных задач прикладной геодезии
11. Геодезический контроль изготовления и установки элементов ускоритель
12. Метрологическое обеспечение мониторинга геометрических параметров но-накопительных комплексов
13. Геодезическое обеспечение строительства автомобильных дорог
14. Геодезическое обеспечение эксплуатации вантовых мостов
15. Совершенствование методики тригонометрического нивелирования короткими лучами
16. Геодезическое обеспечение строительства инженерных сооружений и их реконструкции в условиях горной местности
17. Обеспечение минимальности искажений при создании картографических материалов о местности
Комплект вопросов для дискуссии
Тема: Геодинамический мониторинг методами геодезии и дистанционного зондирования территорий
1. Геодезическое обеспечение геодинамического мониторинга состояния окружающей среды методами дистанционного зондирования
2. Мониторинг напряженно-деформированного состояния земной коры и ее поверхности, зданий и сооружений
Комплект вопросов для командной игры
Геодезическое информационное обеспечение устойчивого развития территорий
1. Геодезическое информационное обеспечение устойчивого развития территорий на основе ГИС-технологий Принципиальные подходы к разработке технологии определения метрических параметров территорий Российской Федерации
2. Геоинформационное пространство регионов
3. Проектирование инфраструктуры геопространственных данных объектов автомобильных и железных дорог
4. Принципы и технологии создания геоинформационных систем различного назначения
5. Геоинформационные системы для обеспечения исследования опасных региональных гидрометеорологических явлений
6. Развитие образовательных программ для геоинформационного обеспечения устойчивого развития территорий
Перечень тем для подготовки к проблемным лекциям
1. Тема лекции - Определение параметров земного эллипсоида, геоида и гравитационного поля Земли
Концепция лекции строится вокруг проблемы применение МСК для качественного обеспечения инженерной и любой другой деятельности на различных объектах, редуцирования результатов измерений в МСК, обоснования способов построения МСК и выбора проекции.
Основные вопросы:
1. Определение параметров земного эллипсоида, геоида и гравитационного поля Земли
2. Создание геодезической координатно-временной основы с использованием различных методов измерений
3. Геодезические (глобальные) навигационные спутниковые системы и технологии
4. Разработка новых принципов, методов, технических средств и технологий геодезических измерений для определения геометрических и физических параметров Земли и ее поверхности
2. Тема лекции - Методы, технические средства и технологии геодезического обеспечения строительно-монтажных и изыскательских работ
Концепция лекции заключается в обсуждении проблем геодезического обеспечения строительно-монтажных работ,
Основные вопросы:
1. Геодезическое обеспечение строительно-монтажных работ
2. Геодезическое обеспечение кадастровых работ
3. Геодезическое обеспечение землеустроительных работ
4. Геодезическое обеспечение проектно-изыскательских работ
5. Геодезическое обеспечение маркшейдерских работ
6. Геодезическое обеспечение геологоразведочных работ
7. Геодезическое обеспечение лесоустроительных работ
8. Ведение кадастра
Ожидаемые результаты – понимание обучающимися методики интерактивного проектирование геодезических построений, необходимости внедрения классификатора топографической информации
3. Тема лекции - Геодезическое обеспечение геодинамического мониторинга состояния окружающей среды методами дистанционного зондирования
Концепция лекции заключается в обсуждении проблемы роли ДЗЗ в обнаружении, классификации и анализе объектов земной поверхности, атмосферы и океана, а также в научных исследованиях и народном хозяйстве.
Основные вопросы:
1. Обобщенная схема ДЗЗ
2. Идеальная схема ДЗЗ
3. Сравнение ДЗЗ в оптическом и радарном диапазонах
4. Мониторинг состояния лесных земель
5. Алгоритм обработки комбинаций разновременных космических снимков для выявления изменения на лесных землях
6. Усовершенствованный алгоритм обнаружения и картографирования объектов природного и антропогенного характера
4. Тема лекции - Геодезическое информационное обеспечение устойчивого развития территорий на основе ГИС-технологий
Концепция лекции заключается в обсуждении потребности в совершенствовании условий устойчивого развития территорий различного масштаба и степени их федерального и регионального управления.
Ожидаемые результаты – формирование у обучающихся позиции о необходимости постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности, необходимости изучения современных программных продуктов и технические средств, стимулирование обучающихся к научной деятельности.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п