учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: Естественнонаучный
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
- ;
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
Директор колледжа Очирова В.Н.
Задачи: • личностных:
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать и достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и социальной практике
• метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности, применения основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающего естественного мира;
- овладение основными интеллектуальными операциями: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- формирование умений генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- формирование умений определять цели и задачи деятельности, а также выбирать средства реализации этих целей и применять на практике; формирование умений использовать различные источники для получения естественно-научной информации и понимания зависимости от содержания и формы представленной информации и целей адресата.
• предметных:
сформировать знания о месте и роли химии в системе естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира, в познании законов природы и решении жизненно важных социально-этических, экономических, экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования; в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных ученых - химиков в развитие химии; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем,
- уметь владеть системой химических знаний, которая включает:
Основные понятия химии (атом, молекула, атомная масса, молекулярная масса, молярная (мольная) масса, мольный объем, простые и сложные вещества, валентность); основные законы химии (основные газовые законы (закон Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Авогадро, объединенный закон газового состояния, Менделеева-Клапейрона), закон эквивалентов). Классы неорганических соединений. Знания построения электронной оболочки атомов; понимание основных закономерностей протекания химических процессов;
- сформировать умения излагать фактический материал на основе общих теоретических представлений курса химии; писать химические формулы и уравнения химических реакций; осмысленно пользоваться периодической системой Д.И. Менделеева;
- сформировать умения раскрывать основополагающие химические законы и закономерности (Атомные модели. Атомная орбиталь. Квантовые числа. Принципы и правила распределения электронов в многоэлектронных атомах. Периодичность изменения свойств элементов: энергия ионизации, атомный радиус, сродство к электрону, электроотрицательность, степень окисления. Химическая связь. Типы химической связи. Метод валентных связей. Ковалентная связь и ее характеристики: длина связи, энергия, кратность, полярность, насыщаемость. Другие типы связи: ионная, водородная, металлическая. Скорость и равновесие химических процессов. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа. Понятие катализа. Закон действующих масс. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье, Растворы. Вода. Особенности строения воды. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Свойства растворов неэлектролитов. Осмос. Осмотическое давление. Давление пара растворов. Температуры кипения и замерзания. Законы Рауля. Отклонение растворов электролитов от законов Вант – Гоффа и Рауля. Изотонический коэффициент. Ионные реакции обмена. Водородный показатель, рН раствора) границы их применимости к живым системам;
- уметь выделять существенные признаки: Классы неорганических соединений. Строение вещества. Периодичность изменения свойств элементов. Химическая связь. Кинетика и равновесие химических процессов. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Свойства растворов неэлектролитов и электролитов. Ионные реакции обмена. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимия. Классы органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеводороды (предельные и непредельные), производные углеводородов.
- приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в химии: химия элементов; водородсодержащие органические соединения как основания компонента живого организма; роль воды как средообразующего вещества клетки; металлы и неметаллы; физические и химические свойства; способы получения и применение в сельском хозяйстве;
- сформировать умения выделять основные химические законы и их использование в ветеринарии, организации и проведения химического эксперимента, методы наблюдения и эксперимента, методы химического анализа кормов и рационов.
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.;
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.;
работ
Письменное тестирование.
Представление реферата
Представление реферата
Химическое равновесие
Представление реферата
Представление реферата
Представление реферата
уравнениям
сельского хозяйства / Сост.: Т.Ц. Жамсуева, Ц.-Д.Д. Батомункуева, Л.П. Ильина – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. – 107 с.
Аналитическая химия [Электронный ресурс]: учебный практикум для обучающихся по специальности 35.02.05 Агрономия / Сост.: Т.Ц. Жамсуева, Ц.-
Д.Д. Батомункуева, Л.П. Ильина – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. – 59 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Неорганическая химия
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Атомная и молекулярная масса.
2. Химический элемент, химический символ.
3. Простые и сложные вещества.
4. Моль. Мольный объем газа.
5. Закон Авогадро. Число Авогадро.
6. Основные газовые законы.
7. Закон Бойля – Мариотта.
8. Закон Гей-Люссака.
9. Объединенный газовый закон.
10. Уравнение Менделеева – Клапейрона.
11. Нормальные условия.
12. Закон эквивалентов.
13. Эквиваленты простых и сложных веществ.
14. Оксиды, их классификация, свойства и получения.
15. Основания, их классификация, свойства и получения.
16. Кислоты, их классификация, свойства и получения.
17. Соли средние, кислые, основные, их получение и свойства.
18. Представление о строении атома. История вопроса.
19. Модели атома Томсона, Резерфорда. Теория Бора.
20. Строение электронной оболочки атома. Квантовые числа.
21. Электронные и электронно-графические формулы атомов элементов.
22. Порядок заполнения электронами уровней и подуровней атомов.
23. Принцип наименьшей энергии.
24. Принцип Паули.
25. Правило Гунда.
26. Правила Клечковского.
27. Открытие периодического закона и создание периодической системы Д.И. Менделеева. Формулировка периодического закона.
28. Структура периодической системы.
29. Изменение свойств элементов в группах и периодах (радиус атомов, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность).
30. Ковалентная связь, определение, природа.
31. Свойства связи: длина, энергия, кратность, полярность, поляризуемость, насыщаемость.
32. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный.
33. Гибридизация химической связи. Типы гибридизации. Геометрия молекул.
34. Ионная связь и ее свойства.
35. Водородная связь, условия ее образования.
36. Металлическая связь. Общая характеристика металлов на основе представлений об их внутренней структуре.
37. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакции. Математическое выражение закона действующих масс.
38. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
39. Растворы. Физическая и химическая теория растворов.
40. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.
41. Концентрация растворов. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, мольная доля, молярная, нормальная, моляльная концентрации, титр.
43. Свойства растворов неэлектролитов. Законы Рауля.
44. Свойства растворов электролитов. Отклонения от законов Вант-Гоффа и Рауля.
45. Сильные и слабые электролиты.
46. Степень и константа диссоциации.
47. Изотонический коэффициент. Кажущаяся степень диссоциации.
48. Кислоты, соли, основания с точки зрения электролитической диссоциации.
49. Реакции ионного обмена в растворах электролитов. Ионные уравнения.
50. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды.
51. Концентрация водородных ионов.
52. Изменение индикаторов в нейтральной, кислой и основной среде. Водородный показатель – рН.
53. Гидролиз солей. Случаи гидролиза.
54. Степень и константа гидролиза.
55. Окислительно-восстановительные реакции.
56. Важнейшие окислители и восстановители.
57. Метод электронного баланса.
58. Типы окислительно-восстановительных реакций.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Тема 1.2 «Классы неорганических соединений»
1. На какие два типа делятся все оксиды?
2. Что такое несолеобразующие оксиды? Приведите примеры.
3. Что такое солеобразующие оксиды? Приведите примеры.
4. Что такое гидраты оксидов (гидроксиды)? Приведите примеры.
5. На какие типы делятся солеобразующие оксиды?
6. Что такое основные оксиды? Приведите примеры.
7. Что такое кислотные оксиды? Приведите примеры.
8. Что такое амфотерные оксиды? Приведите примеры.
9. Какие оксиды образуют неметаллы?
10. Какие элементы — металлы или неметаллы — образуют основные и амфотерные оксиды?
11. Классифицируйте следующие солеобразующие оксиды: SO2; К2О; N2O5 ; А12О3; FeO; BaO; МпО2; Мп2О7 ; Р 2О5 ; Ag2О.
12. Назовите следующие оксиды: a) N2О3 ; б) ZnO; в) СиО; г) РЬО2; д) Mn2 03 ; е) MgO; ж) Р2О5; з) С12О7; и) SiО2; к) SО3; л) К2О; м) Fe2О3.
13. Напишите молекулярные и графические формулы следующих оксидов: а) оксид ртути (И); б) оксид хлора (V); в) оксид марган- ца (VI); г) оксид серы (IV); д) оксид калия; е) оксид железа (II); ж) оксид серебра (I); з) оксид свинца (IV); и) оксид олова (II); к) оксид никеля (II); л) оксид йода (VII).
14. Напишите формулы оксидов, которым соответствуют следующие основания: Mg(OH)2; LiOH; Fe(OH)3; Bi(OH)3; Cu(OH)2.
15. Напишите формулы оснований, которые соответствуют следую- щим оксидам: NiO; К2О; Со2О3; CuO; Cs2О.
Раздел 3. Тема 3.1 «Кинетика и равновесие химических процессов»
1. Чем измеряется скорость химических реакций? От каких факторов она зависит?
2. В чем сущность закона действия масс? Каково его математичес¬кое выражение?
3. Как формулируется и математически записывается правило Вант-Гоффа?
4. Какие изменения происходят в частицах (атомах, молекулах) при возбуждении? Что такое энергия активации и от каких факторов она зависит?
5. Какие реакции называются обратимыми?
6. Что такое химическое равновесие, чем оно характеризуется?
7. Каково математическое выражение константы химического рав¬новесия?
8. Что такое смещение (сдвиг) химического равновесия? Как влияет изменение давления, температуры, концентрации на смещение химического равновесия?
Раздел 4. Тема 4.2. «Свойства растворов неэлектролитов»
1. Какие вещества относятся к неэлектролитам? Что такое – раствор неэлектролита?
2. Физико-химическая теория Аррениуса.
3. Что такое диффузия растворов?
4. Что такое осмос, осмотическое давление?
5. Закон Вант-Гоффа и его математическое выражение.
6. В чем сущность законов Рауля?
7. Как изменяются температура замерзания и кипения растворов, а также величина давления насыщенного пара над раствором от количества растворенного вещества?
8. Почему давление насыщенного пара раствора ниже, чем давление насыщенного пара чистого растворителя? Какая формула количественно отражает это?
Раздел 4. Тема. 4.3 «Теория электролитической диссоциации»
1. В чем причина «неподчинения» свойств растворов электролитов законам Вант-Гоффа и Рауля?
2. Какие факторы обуславливают процесс электролитической диссоциации? Основные положения теории электрической диссоциации.
3. В чем физический смысл изотонического коэффициента и какова его связь со степенью электролитической диссоциации?
4. Как прилагается закон действующих масс к растворам электро¬литов? Константа электролитической диссоциации.
5. Чем обусловлена сравнительная сила, кислот, оснований?
6. Какие электролиты и почему называются:
а) сильными;
б) слабыми.
7. Закон разведения Освальда его математическое выражение.
8. Какие реакции являются реакциями ионного обмена?
Раздел 5. Тема 5.1 «Окислительно-восстановительные реакции»
1. Какие процессы называются окислительно-восстановительными?
2. Что такое окисление и восстановление?
3. Как изменяется степень, окисления' в процессе окисления, в процессе восстановления?
4. Какие вещества называются окислителями и восстановителями?
5. В каких группах (подгруппах) периодической системы элементов Д.И.Менделеева расположены элементы с ярко выраженными восстановительными свойствами?
6. В каких группах (подгруппах) периодической системы элементов Д. И. Менделеева расположены элементы с ярко выраженными окислительными свойствами?
7. Перечислить основные типы реакций окисления-восстановления.
8. Как определяют эквиваленты окислителя, восстановителя?
9. Расставить коэффициенты и определить, какая из приведенных ниже реакций является окислительно-восстановительной:
1) FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 + NaCl;
2) Fe(OH)3 = Fe2О3 + H2О;
3) Fе2O3+H2 = Fe+H2O.
10. Дать понятие об окислительно-восстановительных потенциалах. Как, используя их величины, можно определить направление окислительно-восстановительные процессов?
11. Где находят применение окислительно-восстановительные процессы?
12. Привести примеры соединений азота, хлора, марганца, которые могут проявлять только окислительные свойства.
13. Привести примеры соединений серы, железа, йода, которые могут проявлять только восстановительные свойства.
14. Привести примеры соединений серы, азота, марганца, которые могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
15. Какой элемент периодической системы Д. И. Менделеева является самым сильным восстановителем?
В задачах 16-30 указать, какое вещество является окислителем и какоe восстановителем. Вычислить значение эквивалента окислителя и восстановителя.
16. H2AsO4+H2S → As2S3 +H20+SO2
17. SO2+I2+H2O → H2SO4+HI
18. HNО2+HI → NO+I2+H2О
19. Zn+HNO3 → Zn(NO3)2+NH4NO3+H2O
20. NaCrO2+Cl2+NaOH → Na2CrO4+NaCl+H2O
21. NH3+O2 → NO+H2O
22. МnO2 + КОН → К2МnО4+Н2О
23. HIO3+H2S → S+NI+H2O
24. FeSO4+NaCIO+NaOH+H2O → Fe(OH)3+Na2SO4+NaCl
25. KMnO4+K2SO3+H2О → K2SO4+MnO2+KOH
26. CrCl3+NaClO+NaOH → Na2CrO4+NaCl+H2O
27. K2MnO4+KNO2+H2SO4 → MnSO4+KNO3+H2O+K2SO4
28. P+H2O → H3PO4 + PH3
29. (NH4)2Cr2O7 → N2+Cr2О3+H2O
30. Br2+HClО + H2О → HBrО3 + HCl
В задачах 31-45 указать тип окислительно- восстановительной реакции и на основе электронного баланса подобрать коэффициенты:
31. H2SО3 → K2SO4 + K2S
32. NO2+H2О → HNО2 + HNО3
33. NH4NO3 → N2O+H2O
34. HI+С12+Н2О → HIО3 + НС1
35. C + HNO3 → CO2 + NO2 + H2O
37. СlO2+Ва(ОН)2 → Ва(ClO2)2 + Ва(СlO3)2 + Н2О
38. Р+Н2О → Н3Р03+РН3
39. I2+H2O2 → HIO3+H2O
40. KMnO4+H3PO3+H2SO4 → H3PO4+MnSO4+H2O+K2SO4
41. KMnO4 → K2MnO4+MnO2+O2
42. H2SO3+HClO3 → H2SO4+HCl
43. Zn+H2SO4 → SO2+ZnSO4+H2O
44. KClO3 → KClO4+KCl
45. Cr2(SO4)3+KMnO4+H2O → K2Cr2O7+H2MnO3+H2SO4
Закончить уравнение реакций. На основе электронного баланса расставить коэффициенты:
46. FeSO4 + O2 + H2O →
47. Р + KMnO4 + H2O → KН2РО4 + K2НРО4+
48. Mn(NO2) + NaBiO3 + HNO3 → HMnO4+
49. NO2 + KMnO4 + H2O → KNO3+
50. (NH4)2 Cr2O7 → N2+
51. BiС13 + SnС12 + KOH → Bi+
52. NaClO3+ H2S → H2SO4+
53. KCrO2 + Br2+KOH →
54. Te + KOH → K2TeO3+
55. Cu2S + HNO3(конц) → H2SO4+
56. FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 → Fe2(SO4)3+
57. K2S + KMnO4 + H2O → S+
58. KI + K2Cr2O7 + H2SO4 → I2+
59. Ni(OH) 2+ NaClO + H2O → Ni(OH)3+
60. Zn + H3AsO3 + H2SO4 → AsH3+
Комплект заданий для контрольной работы
Раздел 1 Тема 1.1 «Основные понятия и законы химии»
Вариант 1
1. Одинаково ли число молекул, содержащихся в 1,0 г водорода и в 1,0 г кислорода? Если разное, то во сколько раз?
2. Сколько моль количества вещества составляют 1,505 * 1023 молекул?
3. Чему равен эквивалент соли КН2РО4 ?
4. При давлении 98,7 кПа и температуре 91оC некоторое количество газа занимает объем 680 мл. Найти объем газа при нормальных условиях.
5. Вычислить мольную массу ацетона, если масса 500 мл его паров при 87оС и давлении 96 кПа равна 0,93 г.
6. Вещество содержит 31,7 % калия, 42,3 % хрома и 26,0 % кислорода. Вывести простейшую формулу этого вещества.
В а р и а н т 2
1. Сколько молекул содержат 60 г углерода?
2. Сколько молекул содержат 5 моль вещества?
3. Чему равна эквивалентная масса хлора в его оксиде С12Оз ?
4. Какой объем займет 1 кг воздуха при 17°С и давлении 101,33 кПа ?
5. Плотность газа по воздуху равна 1,517. Чему равна мольная масса газа?
6. При взаимодействии цинка с соляной кислотой выделилось 672 мл водорода (н.у.). Вычислить массу прореагировавшего цинка.
Вариант 3
1. Какое значение имеет число Авогадро? Сколько молекул Н2О содержат
9,0 г воды?
2. Сколько моль вещества содержится в 4,5 г воды?
3. Чему равна эквивалентная масса соли Ca(NO3)2 ?
4. При 19°С и давлении 98,3 кПа масса 1 л газа равна 1,81 г. Чему равна мольная масса этого газа?
5. В каком объеме содержится 1 кг воздуха (Мм = 29 г/моль) при н.у.
6. В составе вещества 32,4 % натрия, 22,5 % серы и 45,1 % кислорода. Выведите формулу этого вещества. Как оно называется?
Вариант 4
1. Чему равна масса (г) 2 * I О3 молекул диоксида серы?
2. Сколько моль составляют 200 г гидроксида натрия?
3. Одинаков ли эквивалент хрома в соединениях СгС12 и Cr2(SO4)3 ?
а) да; б) нет.
4. При нормальных условиях (н.у.) 1 г воздуха занимает объем 773 мл. Какой объем займет та же масса воздуха при 0°С и давлении 93,3 кПа?
6. В составе вещества 2,04 % водорода 32,65 % серы и 65,31 % кислорода. Какова простейшая формула вещества?
Вариант 5
1. Какой вес имеют 20 * 103 молекул NaOH ?
2. Укажите приблизительное число моль сахарозы С12Н22О11, содержащихся в 1 кг сахара.
3. Чему равен эквивалент серной кислоты H2SO4, если при взаимодействии с КОН образовалась соль KHSO4 ?
4. Газ занимает объем 680 мл при t - 91°С и Р - 98,7 кПа. Найти объем газа при нормальных условиях.
5. Плотность этилена по кислороду равна 0,875. Определить молекулярную массу этилена.
6. В составе вещества 17,18 % калия, 0,88 % водорода, 53,74 % сурьмы и 28,2 % кислорода. Вывести простейшую формулу этого вещества.
Раздел 2. Тема 2.1 и 2.2 «Строение атома. Химическая связь»
Вариант 1
1. Какие валентности может проявлять Se, какие О. Почему?
2. Написать электронную формулу и дать графическое изображение элемента с порядковым номером 77.
3. Каково пространственное расположение и тип гибридизации в H2S?
4. Как изменяется характер связи в HCI, HBr, HJ. Какая из этих кислот самая сильная?
5. Металлическая связь. Почему металлы пластичны, ковки?
Вариант 2
1. Написать значения всех квантовых чисел для электронов атома Na.
2. Написать электронную формулу элемента с порядковым номером 52 и показать распределение графически.
3. Донорно-акцепторный механизм образования [SiF6]2-.
4. Что такое энергия ионизации и как она изменяется в 1 группе главной подгруппе.
5. Указать тип гибридизации в молекуле SiH4.
Вариант 3
1. Сколько электронов может располагаться на подуровне s, p, d, f ? Ответить, исходя из квантовых чисел.
2. Написать электронную формулу и дать графическое изображение элемента с порядковым номером 51.
3. Установить пространственную структуру молекулы NF3 и тип гибридизации.
4. Какая связь более полярна N – H, P – H, As – H.
5. Почему металлы проводят ток, тепло?
Вариант 4
1. Написать значения квантовых чисел для всех электронов элемента с порядковым номером 13.
2. Написать электронную формулу элемента с порядковым номером 76.
3. Определить тип гибридизации орбиталей атома углерода в молекуле СО2, если μмолекулы = 0.
4. Какой тип связи в молекуле KBr, показать с помощью схемы образование связи.
5. Указать, почему вода с молекулярной массой 18 является жидкостью, а H2Se c M = 81 – газ.
Вариант 5
1. Корпускулярно-волновая двойственность электрона.
2. Написать электронную формулу и дать электронно-графическое распределение электронов элемента с порядковым номером 41.
3. Описать электронное строение иона BF4-.
4. Указать тип гибридизации АО кремния в молекуле SiF4.
5. На каком основании Cr и S расположены в одной группе периодической системы, но в разных подгруппах.
Раздел 4. Тема 4.1 «Способы выражения концентрации растворов»
Вариант 1
1. Сколько воды необходимо прибавить к 100 мл 20 % раствора (плотность = 1,10 г/мл), чтобы получить 5 % раствор.
2. В каком объеме 0,1 м раствора содержится 7,1 г Na2SO4.
3. Вычислить молярность и нормальность 56 % раствора Н3РО4, плотность которого 1,35 г/мл.
4. Для нейтрализации 20 мл 0,1 н раствора кислоты потребовалось 8 мл раствора щелочи NaOH. Сколько граммов NaOH содержится в 1 л раствора.
5. К 950 мл воды прибавили 50 мл 48 % - ного раствора H2SO4 плотностью 1.38 г/мл. Вычислить массовую долю полученного раствора.
6. В 800 мл воды растворили 5,3 г Na2CO3. Какова молярная концентрация эквивалента Na2CO3 в этом растворе.
Вариант 2
1. Сколько грамм BaCI2 * 2 H2O потребуется для приготовления 80 г раствора с массовой долей BaCI2 равной 15 %.
2. Вычислить молярность раствора, если в 500 мл содержится 7,4 г гидроксида кальция.
3. Вычислить массовую долю растворенного вещества в 10 н растворе H2SO4 плотностью 1,29 г/мл.
5. Сколько воды нужно прилить к 1 л 38 % соляной кислоты (плотность = 1,189 г/мл), чтобы приготовить 18 % раствор (плотность = 1,089 г/мл).
6. Вычислить молярность 18 % раствора HCI (плотность = 1,09 г/мл)
Вариант 3
1. Сколько грамм сульфата аммония содержится в 250 мл 0,02 н раствора.
2. Чему равна массовая доля растворенного вещества в растворе, полученном растворением 90 г вещества в 180 г воды.
3. Определить молярность 5 % раствора азотной кислоты, плотностью 1,10 г/мл.
4. До какого объема нужно разбавить 50 мл 38 % раствора серной кислоты (плотность = 1,29 г/мл), чтобы приготовить 0,5 н раствор.
5. Сколько мл 0,5 н раствора кислоты потребуется для нейтрализации 10 мл 0,1 н раствора щелочи.
6. Вычислить молярную и нормальную концентрацию эквивалента раствора гидроксида натрия, содержащего в 250 мл 20 г NaOH.
Вариант 4
1. Какова молярность раствора, если в 600 мл содержится 11,76 г ортофосфорной кислоты.
2. Сколько граммов CuSO4 * 5H2O нужно для приготовления 2 л 4 м раствора CuSO4.
3. Вычислить массовую долю гидроксида аммония в 15 н растворе плотностью 0,898 г/мл.
4. Сколько воды нужно прилить к 1 л 38 % соляной кислоты (плотность = 1,189 г/мл), чтобы приготовить 18 % раствор (плотность = 1,089 г/мл)
5. Для нейтрализации 20 мл 0,1 н раствора потребовалось 8 мл раствора гидроксида натрия. Сколько граммов NaOH содержит 1 л этого раствора.
6. Чему равна молярная концентрация эквивалента 18 % раствора HCI (плотность = 1,09 г/мл).
Вариант 5
1. Сколько грамм HCI содержится в 250 мл 7,15 % раствора HCI (плотность = 1,035 г/мл).
2. Сколько мл 8 н NaOH можно приготовить из 1 л 42 %-ного раствора NaOH (плотность = 1,45 г/мл).
3. Какое количество карбоната калия нужно для приготовления 200 0,3 м раствора.
4. Сколько грамм растворенного вещества содержится в 500 мл 0,2 н раствора MgO4.
5. Сколько мл воды нужно прилить к 100 мл 24 % раствора (плотность = 0,91 г/мл) гидроксида аммония, чтобы приготовить 5 % раствор (плотность = 0,97 г/мл).
6. Какова молярная концентрация раствора, если в 5 мл содержится 0,02 г CuSO4.
Раздел 4. Тема 4.4 «Ионные реакции»
Раздел 4. Тема 4.5 «Гидролиз солей»
Раздел 5. Тема 5.1 «Окислительно-восстановительные реакции»
Вариант 1
1. Вычислить рН растворов, в котором концентрация ионов Н+ равна 3*10-14 моль/л.
2. Написать уравнения реакции гидролиза в молекулярной и ионной формах, указать реакцию среды в растворах следующих солей: NH4NO3; Mg(CH3COO)2; SnCI2.
3. Определить константу гидролиза и рН в 0,01 М растворе NH4NO3.
4. Написать ионные уравнения реакций между: а) CuSO4 + Pb(NO3)2; б) Na2S + H2SO4.
5. Раствор содержащий 67 г BaCI2 в 300 г воды кипит при 100,47оС. Вычислить кажущуюся степень диссоциации.
6. Вычислить степень диссоциации HF в 0,03 М растворе.
Кдисс. = 7,4 * 10-4.
Вариант 2
1. Вычислить рН раствора, в котором концентрация ионов ОН- - ионов равна 6,2 * 10-5 моль/л.
2. Написать уравнения реакции гидролиза в молекулярной и ионных формах, указать реакцию среды следующих солей: K3PO4; NH4NO3; Na2SO4.
3. Определить константу гидролиза, степень гидролиза, рН среды в
0,01 М растворе нитрита натрия NaNO2.
4. Написать ионные уравнения реакции между FeCI3 и AgNO3.
5. Кажущаяся степень диссоциации соли в 3,72 % растворе KCI составляет 0,68. (ρ = 1 г/мл). Вычислить осмотическое давление этого раствора при 27оС.
6. Определить [H+] в 0,01 М растворе HCN (Кдисс. = 6,2 * 10-10).
Вариант 3
1. Вычислить рН раствора, в котором концентрация ОН- - ионов равна
8,3 * 10-6 моль/л.
2. Растворимость СаСО3 при 35оС равна 6,9 * 10-5 моль/л. Вычислить произведение растворимости этой соли.
3. Написать уравнения реакции гидролиза в молекулярной и ионных формах, указать реакцию среды следующих солей: K2SO3; FeCI2; NH4CI.
4. Написать ионные уравнения реакции между NiCI2 и H2S.
6. Определить константу гидролиза, степень гидролиза и рН в 0,2 М растворе Na2CO3 по первой ступени (Кдисс. Н2СО3 = 4,7 * 10-11).
Тестовые задания
Вариант 1
1. Относительная атомная масса натрия.
а) 23; б) 11; в) 9; г) 5.
2. Укажите формулу вещества, относительная молекулярная масса которого равна 16.
а) H2S; б) Н2О; в) С2Н6; г) СН4.
3. Сколько молей азота содержится в объеме 4,48 л (н.у.).
а) 0,1 моль; б) 0,2 моль; в) 0,3 моль; г) 0,4 моль.
4. Реакция 2Н2 + О2 = 2Н2О относится к реакциям.
а) замещения; б) обмена;
в) соединения; г) разложения.
5. К амфотерным оксидам относят.
а) SO3; б) ВаО; в) Р2О5; г) AI2O3.
6. К солям не относится вещество, формула которого.
а) CuSO4; б) Н3РО4; в) К2НРО4; г) CuOHCI.
7. Силикаты – это соли.
а) угольной кислоты; б) кремниевой кислоты;
в) соляной кислоты; г) серной кислоты.
8. Укажите формулу, соответствующую гидроксиду железа (Ш).
а) Fe2O3; б) Fe(OH)2; в) Fe(OH)3; г) FeO.
9. Химическому элементу соответствует летучее водородное соединение состава RH3. Электронная конфигурация внешнего уровня этого элемента.
а) ns2np1; б) ns2np3; в) ns2np5; г) ns1np2.
10. 16 электронов содержит частица.
а) CI-; б) S2-; в) О; г) S.
11.Укажите соединение, в котором ковалентные связи неполярные.
а) SiH4; б) Fe2O3; в) J2; г) NH3.
12. Валентные электроны атома бериллия в молекуле гидрида бериллия (BeH2) имеют.
а) sp – гибридизацию; б) sp2 – гибридизацию;
в) sp3 – гибридизацию; г) d2sp3 – гибридизацию.
13. Как можно определить число электронных уровней в атоме любого химического элемента.
а) по номеру группы; б) по номеру периода;
в) по номеру ряда; г) по порядковому номеру.
14. У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства.
а) кремний; б) алюминий; в) натрий; г) магний.
15. Вещества, которые повышают скорость химической реакции, оставаясь к концу ее неизменными называются.
а) активаторами; б) катализаторами;
в) ингибиторами; г) ферментами.
16. Что нужно изменить, чтобы сместить равновесие реакции вправо:
N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q.
а) повысить концентрацию NH3; б) понизить давление;
в) повысить температуру; г) понизить температуру.
17. Химические реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях, называются.
а) гомогенными; б) гетерогенными; в) обратимыми; г) необратимыми.
18. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры от 40 до 80оС, если температурный коэффициент скорости равен 2?
а) в 4 раза; б) в 8 раз; в) в 16 раз; г) в 2,5 раза.
19. В 760 г воды растворили 40 г фосфорной кислоты. Массовая доля кислоты в растворе равна:
а) 2 %; б) 5 %; в) 8 %; г) 10 %.
20. При растворении CaCI2 * 6H2O массой 219 г в 1000 г воды образуется раствор с массовой долей CaCI2.
а) 9,1 %; б) 11,1 %; в) 17,9 %; г) 21,9 %.
21. 1 мл 25 % раствора содержит 0,458 г растворенного вещества. Какова плотность этого раствора?
а) 1,25; б) 0,458; в) 1,83; г) 1.
22. Чему равна молярная концентрация раствора, полученного разбавлением 250 мл 3 М раствора до 1 л.
а) 7,5 моль/л; б) 0,75 моль/л; в) 12 моль/л; г) 1 моль/л.
23. Гидроксид – анионы образуются при диссоциации:
а) соляной кислоты; б) гидроксида натрия;
в) гидрокарбоната натрия; г) хлорида натрия.
24. Какое вещество является слабым электролитом в растворе:
а) H2SO4; б) H2S; в) КОН; г) K2S.
25. Сокращенное ионное уравнение: AI3+ + 3OH- → AI(OH)3↓ соответствует взаимодействию:
а) хлорида алюминия с водой; б) алюминия с водой;
26. При сливании растворов гидроксида калия и сульфата меди (П) реагируют ионы:
а) ОН- и К+; б) ОН- и Cu2+; в) SO42- и К+; г) SO42- и Cu2+.
27. Щелочной раствор получают при растворении в воде:
а) Na2SO4; б) Na2SO3; в) ZnSO4; г) BaSO4.
28. Гидролиз солей относится к типу реакций:
а) замещения; б) соединения; в) разложения; г) обмена.
29. Как изменится степень окисления азота в результате данной реакции?
8HNO3 + 3Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O.
а) с 0 до +5; б) с +5 до +2; в) с +2 до 0; г) не изменится.
30. В реакции C + HNO3 → CO2 + NO + H2O коэффициент перед формулой восстановителя равен:
а) 1; б) 3; в) 2; г) 5.
Вариант 2
1. Молярный объем – это:
а) объем одной молекулы;
б) отношение молярной массы вещества к его плотности;
в) объем одной структурной единицы вещества;
г) объем одного моля любого газа при нормальных условиях.
2. Сколько молей составляют 28 г оксида кальция:
а) 1 моль; б) 0,1 моль; в) 0,5 моль; г) 2 моль.
3. Массовая доля фосфора в фосфорной кислоте равна:
а) 0,65; б) 0,16; в) 0,03; г) 0,32.
4. Масса натрия, вступившего в химическую реакцию с водой, при которой выделилось 280 мл (н.у.) водорода, равна:
а) 2,3 г; б) 1,15 г; в) 0,575 г; г) 0,46 г.
5. Только основные оксиды находятся в ряду:
а) CuO; ZnO; MgO; Cr2O3; б) CaO; Na2O; AI2O3; MgO;
в) CrO; Cr2O3; CrO2; CrO3; г) Li2O; Na2O; CaO; MgO.
6. Нитраты – это соли:
а) азотной кислоты; б) азотистой кислоты;
в) сернистой кислоты; г) сероводородной кислоты.
7. Среди формул веществ солью является:
а) К2СО3; б) КОН; в) Н2СО3; г) С2Н6.
8. Растворы щелочей образуются при взаимодействии с водой оксидов:
а) Ва; б) Zn; в) Fe; г) Cu.
9. Максимальное число электронов на первом энергетическом уровне атома:
а) один; б) два; в) четыре; г) восемь.
10. Атом элемента имеет электронную конфигурацию внешнего уровня 3s23p5. Для него свойственно:
а) проявлять восстановительные свойства;
б) проявлять окислительные и восстановительные свойства;
в) проявлять окислительные свойства;
г) химическая инертность.
11. Вид химической связи в аммиаке NH3:
а) ионная; б) металлическая; в) ковалентная; г) водородная.
12. Ионная химическая связь образуется между элементами в паре:
а) кислород и фтор; б) фосфор и водород;
в) натрий и кислород; г) сера и кислород.
13. Как изменяются свойства элементов в главных подгруппах Периодической системы с увеличением заряда ядра:
а) металлические свойства ослабевают;
б) металлические свойства не изменяются;
в) неметаллические свойства ослабевают;
г) неметаллические свойства не изменяются.
14. В периоде с увеличением порядкового номера элемента происходит:
а) увеличение атомного радиуса;
б) усиление металлических свойств;
в) усиление неметаллических свойств;
г) уменьшение неметаллических свойств.
15. При понижении температуры на 10оС скорость реакции:
а) увеличится в 2 – 4 раза; б) увеличится в 3 – 6 раз;
в) уменьшится в 2 – 4 раза; г) не изменится.
16. Скорость реакции mA + nB = pC + qD определяют по формуле:
а) υ = K * CAm CBn; б) υ = K * CAn CBm;
в) υ = K / CAm * CBn; г) υ = K * CAm / CBn.
17. Для смещения химического равновесия реакции N2 + O2 ↔ 2No + Q
влево необходимо:
а) уменьшить концентрацию азота; б) повысить температуру;
в) повысить давление; г) понизить давление.
18. Химическое равновесие не изменится, если:
в) изменить давление; г) изменить концентрации.
19. Массовая доля соли в растворе приготовленном из 25 г соли и 175 г воды равна:
а) 20 %; б) 12,5 %; в) 25 %; г) 33 %.
20. После упаривания 500 мл 10 % раствора КОН плотностью 1,1 г/мл масса раствора уменьшилась на 300 г. Массовая доля КОН после упаривания:
а) 6,5; б) 18,3; в) 29,5; г) 22.
21. При растворении в 36 г воды медного купороса CuSO4 * 5H2O массой 5 г получается раствор с массовой долей CuSO4 (в %):
а) 8,7 %; б) 9,8 %; в) 7,8 %; г) 6,8 %.
22. В 250 мл 0,2 М раствора содержится молей КОН:
а) 50 моль; б) 5 моль; в) 0,5 моль; г) 0,05 моль.
23. Сульфат алюминия образует при диссоциации:
а) H+ и SO42-; б) AI3+ и SO42-; в) NH4+ и SO32-; г) AI3+ и SO32-.
24. Все общие свойства оснований обусловлены наличием:
а) катионов водорода; б) катионов металлов;
в) анионов кислотного остатка; г) гидроксид – ионов.
25. Реакция нейтрализации относится:
а) к реакциям отщепления; б) к реакциям присоединения;
в) к реакциям обмена; г) к реакциям замещения.
26. Сокращенное ионное уравнение: 2Н+ + СО32- = Н2О + СО2↑ соответствует реакции между:
а) карбонатом кальция и соляной кислотой;
б) карбонатом натрия и гидроксидом кальция;
в) соляной кислотой и карбонатом кальция;
г) карбонатом натрия и серной кислотой.
27. Лакмус окрасится в синий цвет в растворе соли:
а) KNO3; б) CaSO4; в) Na2SO3; г) AICI3.
28. Укажите вещество, которое подвергается гидролизу:
а) Na2SO4; б) NaNO3; в) NaCI; г) Na2CO3.
29. В химической реакции: Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2↑ окислителем является:
а) Са2+; б) О-2; в) Са0; г) Н+.
30. Уравнению реакции 2KJ + CI2 = 2KCI + J2 соответствует схема превращений:
а) J-1 → J+5; б) J-1 → J0; в) J0 → J+7; г) J0 → J-1.
Вариант 3
1. Масса 0,2 моля гидроксида кальция равна:
а) 14,8 г; б) 11,4 г; в) 28 г; г) 7,4 г.
2. В 1,5 моль сернистого газа содержится молекул:
а) 12 * 1023 молекул; б) 9 * 1023 молекул;
в) 6 * 1023 молекул; г) 3 * 1023 молекул.
3. В 112 г оксида кальция содержится кальция в г:
а) 40 г; б) 100 г; в) 80 г; г) 60 г.
4. При разложении воды 3,6 г образуется кислород (в моль):
а) 0,25 моль; б) 1 моль; в) 0,5 моль; г) 0,1 моль.
5. К амфотерным оксидам относят:
а) SO3; б) ВаО; в) ZnO; г) СО2.
6. Гидроксид натрия не взаимодействует с:
а) хлороводородом; б) хлоридом меди (П);
в) оксидом S (IV); г) оксидом кальция.
7. С соляной кислотой взаимодействует каждое из группы веществ:
а) Cu; SO2; KOH; б) Zn; CuO; Ca(OH)2;
в) S; SO2; AgNO3; г) AgNO3; Ca; SO3.
8. Силикаты – это соли:
а) угольной кислоты; б) кремниевой кислоты;
в) соляной кислоты; г) серной кислоты.
9. Химическому элементу соответствует летучее водородное соединение состава RH2. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня атома этого вещества:
а) ns2np1; б) ns2np2; в) ns2np3; г) ns2np4.
10. Максимальное количество электронов на втором энергетическом уровне в атоме:
а) один; б) два; в) шесть; г) восемь.
11. Формула вещества с ионной связью:
а) LiCI; б) CCI4; в) CI2; г) СН4.
12. Какую связь образуют между собой атомы в образце калия:
а) ковалентную; б) водородную;
в) металлическую; г) ионную.
13. У какого элемента наиболее ярко выражены неметаллические свойства:
а) сера; б) кислород; в) селен; г) теллур.
14. Номер группы в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева соответствует:
1. Скорость химических реакций.
2. Сущность закона действия масс. Правило Вант-Гоффа.
3. Энергия активации. Механизмы реакций.
4. Реакции обратимые и необратимые в биологических процессах.
5. Характеристики химического равновесия.
6. Химическое равновесие. Роль катализаторов в химических процессах.
7. Воздействие давления, температуры, концентрации растворов на биохимические процессы.
8. Основания, свойства оснований.
9. Оксиды, свойства оксидов.
10. Кислоты, свойства кислот.
11. Соли, свойства солей.
12. Химические элементы – происхождение названий
13. История открытия элементов
14. Аллотропные модификации углерода
15. Оксид водорода – строение, свойства и особенности его многочисленных форм
16. Водородная энергетика
17. Свойства некоторых веществ в свете ТЭД.
18. Свойства и структура воды.
б) значению высшей валентности;
в) числу электронных слоев;
г) числу недостающих электронов до завершения электронного слоя.
15. Скорость реакции А + В = С при увеличении концентрации А в 2 раза и уменьшении концентрации В в 2 раза:
а) уменьшится в 2 раза; б) увеличится в 4 раза;
в) не изменится; г) увеличится в 2 раза.
16. При увеличении температуры на 30о скорость химической реакции с температурным коэффициентом равным 2:
а) увеличилась в 4 раза; б) увеличилась в 6 раз;
в) увеличилась в 8 раз; г) не изменилась.
17. Равновесие в системе N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q сместится вправо (в сторону образования аммиака) при:
а) понижении давления; б) повышении температуры;
в) понижении концентрации азота; г) понижении концентрации аммиака.
18. В реакции СО2 + С ↔ 2СО – Q на равновесие не влияет:
а) концентрация СО2; б) концентрация СО;
в) температура; г) масса С.
19. Масса воды и гидроксида натрия, которые нужно взять, чтобы приготовить 180 г 15 %-ного раствора, соответственно равны:
а) 153 и 27; б) 140 и 40; в) 160 и 20; г) 126 и 54.
20 Сколько граммов HCI содержится в 250 мл 7 %-ного раствора HCI
(ρ = 1,035 г/мл):
а) 2,9 г; б) 18,1 г; в) 2,7; г) 7 г.
21. Масса Cu(NO3)2 * 3H2O, требуемая для приготовления 470 г 20 %-ного раствора нитрата меди (П), равна:
а) 73 г; б) 121 г; в) 182,5 г; г) 605 г.
22. Масса NaOH, содержащегося в 500 мл 0,6 М раствора, равна:
а) 300 г; б) 120 г; в) 12 г; г) 0,3 г.
23. Анион HS- образуется при диссоциации:
а) FeS; б) K2S; в) H2S; г) H2SO3.
24. На каждую не распавшуюся молекулу НХ приходится три иона Н+ и три иона Х-. Степень диссоциации НХ будет равна:
а) 100 %; б) 75 %; в) 33 %; г) 25 %.
25. При взаимодействии кислоты с основанием образуются:
а) соль и вода; б) соль и водород;
в) соль и углекислый газ; г) новая кислота и новая соль.
26. Сокращенное ионное уравнение Zn2+ + S2- = ZnS↓ соответствует реакции между:
а) карбонатом цинка и серной кислотой;
б) хлоридом цинка и раствором сульфида натрия;
в) гидроксидом цинка и сероводородной кислотой;
г) хлоридом цинка и сероводородной кислотой.
27. Гидролиз по аниону характеризует соли, образованные:
а) сильной кислотой и сильным основанием;
б) сильной кислотой и слабым основанием;
в) слабой кислотой и сильным основанием;
г) слабой кислотой и слабым основанием.
28. Реакцию среды характеризует:
а) константа диссоциации; б) водородный показатель;
в) молярная концентрация; г) степень диссоциации.
29. Какая схема соответствует процессу окисления:
а) S0 → S-2; б) S+6 → S0; в) S-2 → S+6; г) S+4 → S0.
30. Сумма коэффициентов в окислительно-восстановительной реакции:
K2Cr2O7 + H2S + H2O → KOH + Cr(OH)3 + S равна:
а) 6; б) 8; в) 10; г) 12.
20. Удивительные свойства воды.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п