учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: – получение теоретических знаний о современных моделях Земли, системах координат на земной поверхности и небесной сфере; основ сферической тригонометрии и матричного анализа; астрономических основах счета времени и летоисчисления; теоретических основах движения полюсов Земли и методов расчета поправок географических координат; факторах, искажающих координаты светил и методах их учета.
– получение практических навыков определения географических координат на основе астрономических наблюдений и преобразования координатных систем; счета времени, летоисчисления и преобразования шкал времени; учета рефракции, аберрации, параллакса, прецессии и нутации.
ПКС-3: способен выполнять комплекс работ по дешифрированию видеоинформации, аэрокосмических и наземных снимков, по созданию и обновлению топографических карт фотограмметрическими методами, по обработке материалов дистанционного зондирования;
ИД-2 не знает и не понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не умеет пользоваться компьютерными технологиями планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 умеет пользоваться компьютерными технологиями планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом умеет пользоваться компьютерными технологиями планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве умеет пользоваться компьютерными технологиями планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не владеет навыками выполнения работ по планированию инженерно-геодезических изысканий с использованием компьютерные технологии
ИД-2 владеет навыками выполнения работ по планированию инженерно-геодезических изысканий с использованием компьютерные технологии
ИД-2 в целом владеет навыками выполнения работ по планированию инженерно-геодезических изысканий с использованием компьютерные технологии
ИД-2 в совершенстве владеет навыками выполнения работ по планированию инженерно-геодезических изысканий с использованием компьютерные технологии
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов и заданий к письменным опросам
Темы рефератов
Комплект вопросов для коллоквиумов
Перечень дискуссионных тем
Комплект заданий для командной игры
Астрономия
2) охватывает все разделы дисциплины
2. К какому разделу астрономии относится сферическая астрономия ?
3. Где необходимо знание сферической астрономии ?
4. Перечислить основные модели для описания Земли .
5. Каковы размеры Земли ?
6. Как угол, измеренный в часах преобразовать в градусы ?
7. Как угол, измеренный в градусах преобразовать в радианы ?
8. Где используются углы, выраженные в градусах? Часах? Радианах? Градах?
9. Каковы основные параметры эллипсоида вращения ?
10. Каковы основные параметры трехосных эллипсоидов ?
11. Каковы отклонения реальной земной поверхности от поверхности геоида ?
12. Перечислить основные координатные системы для определения положения на земной поверхности .
13. Чем отличается географическая широта от геодезической? Геоцентрической ?
14. Чем отличается географическая долгота от геодезической? Геоцентрической ?
15. Дайте определение небесной сферы .
16. Перечислить основные точки и круги на небесной сфере .
17. Как определить положение северного полюса мира на небе ?
18. В чем отличие северного полюса мира и точки севера ?
19. Через какие точки небесной сферы проходит небесный экватор? Небесный меридиан ?
20. Каков угол между экваториальной плоскостью и плоскостью эклиптики ?
21. Как меняется положение Солнца, планет и звезд на небе в течение суток? Года ?
22. Чем отличаются зодиакальные созвездия от других ?
23. В каком созвездии находится северный полюс мира? Южный полюс мира ?
24. В каких созвездиях находятся полюс эклиптики? Галактические полюса ?
25. В каких созвездиях находятся точки весеннего и осеннего равноденствия ?
26. Чем вызвано движение полюсов Земли ?
27. Когда была основана Международная Служба Широты и чем она занимается ?
28. Насколько отличаются мгновенные координаты точек на земной поверхности от средних за год? Столетие ?
29. Основные элементы горизонтальной системы координат .
30. Что общего и каковы различия первой и второй экваториальных систем координат ?
31. Основные элементы эклиптической системы координат .
32. Основные элементы галактической системы координат.
33. Какие инструменты используют для определения высоты и азимута светила ?
34. Какие инструменты используют для определения склонения и прямого восхождения светила ?
35. Дать определение сферического треугольника .
36. Чему равна сумма углов в сферическом треугольнике .
37. Если в сферическом треугольнике два угла прямых, то какие значения может принимать третий угол ?
38. Как связаны элементы взаимно полярных сферических треугольников ?
40. Формулы косинусов сторон и углов сферического треугольника .
41. Сформулируйте правило Непера .
42. Определение прямоугольного сферического треугольника .
43. Формулы прямоугольного сферического треугольника .
44. Определение параллактического сферического треугольника .
45. Формула Костинского для определения поправки широты .
46. Перечислить периодические процессы, лежащие в основе счета времени .
47. С каким явлением связано начало звездных суток ?
48. С каким явлением связано начало солнечных суток ?
49. Когда начало звездных и солнечных суток совпадает ?
50. Чем вызвана разность синодического и сидерического периодов обращения Луны ?
51. Насколько различается продолжительность звездного и солнечного года и чем вызвана это различие ?
52. В чем разница между истинным и солнечным временем ?
53. Когда среднее солнечное и истинное солнечное время совпадает ?
54. Чем отличается декретное время от поясного
55. Где проходит линия перемены дат ?
56. Какое время используют при проведении астрономических наблюдений ?
57. Почему различаются календарные системы различных народов ?
58. Перечислить основные лунные календари современного мира .
59. В чем состоит различие юлианского и григорианского календарей ?
60. Для чего используют систему счета времени Юлианские дни ?
61. Для чего нужно эфемеридное время ?
62. Что можно определить в моменты восхода и захода светил ?
63. Что можно определить в моменты кульминации светил ?
64. В чем заключается принцип определения прямых восхождений и склонений светил ?
65. Как влияет рефракция на координаты светил ?
66. Как влияет аберрация на координаты светил ?
67. Как влияет нутация на координаты светил ?
68. Как влияет прецессия на координаты светил ?
Тема 1. Системы координат на земной поверхности и небесной сфере
1. Перечислить основные координатные системы для определения положения на земной поверхности.
2. Чем отличаются географические широта и долгота от геодезических?
3. Перечислить основные точки и круги на небесной сфере.
4. Как определить положение полюса мира на небе?
5. Основные элементы горизонтальной системы координат.
6. Что общего и каковы различия первой и второй экваториальных систем координат?
7. Основные элементы эклиптической системы координат.
8. Основные элементы галактической системы координат.
9. Какие инструменты используют для определения высоты и азимута светила?
10. Какие инструменты используют для определения склонения и прямого восхождения светила?
Тема 2. Элементы сферической тригонометрии и преобразование координат
1. Определение сферического треугольника?
2. Чему равна сумма углов в сферическом треугольнике?
3. Если в сферическом треугольнике два угла прямых, то какие значения может принимать третий угол?
4. Соотношения между элементами взаимно полярных сферических треугольников.
5. Формулы синусов сферического треугольника.
6. Формулы косинусов сторон и углов сферического треугольника.
7. Правило Непера.
8. Определение прямоугольного сферического треугольника.
9. Формулы прямоугольного сферического треугольника.
10. Определение параллактического сферического треугольника.
Тема 3. Астрономические основы измерения времени
1. Перечислить периодические процессы, лежащие в основе счета времени.
2. С каким явлением связано начало звездных суток?
3. С каким явлением связано начало солнечных суток?
4. Когда начало звездных и солнечных суток совпадает?
5. Насколько различается продолжительность звездного и солнечного года и чем вызвана это различие?
6. В чем разница между истинным и солнечным временем?
7. Когда среднее солнечное и истинное солнечное время совпадает?
8. Чем отличается декретное время от поясного?
9. Где проходит линия перемены дат?
10. Какое время используют при проведении астрономических наблюдений?
Тема 4. Календарные системы мира
1. Какова продолжительность года? Лунного месяца?
3. Каковы преимущества и недостатки солнечных календарей?
4. Каковы преимущества и недостатки лунных календарей?
5. Каковы преимущества и недостатки солнечно-лунных календарей?
6. Перечислить основные лунные календари современного мира.
7. В чем состоит различие юлианского и григорианского календарей?
8. Каковы принципы григорианского календаря?
9. Для чего используют систему счета времени Юлианские дни?
10. Для чего нужно эфемеридное время?
Тема 5. Факторы, искажающие положения небесных светил
1. Перечислить факторы, искажающие видимое положение светил.
2. Перечислить факторы, искажающие системы координат.
3. Что такое рефракция?
4. Что такое аберрация?
5. Как скорректировать видимые координаты светила за счет суточного параллакса? Годичного параллакса?
6. Как влияют на координаты светил собственные движения звезд?
7. Что такое прецессия?
8. Что такое нутация?
9. Какова скорость изменения экваториальных координат из-за прецессии и нутации?
10. Какова схема редукции наблюдений?
Перечень вопросов и заданий к письменным опросам
Тема 1. Системы координат на земной поверхности и небесной сфере.
1. Формулы преобразования углов из одной системы мер в другую.
2. Расстояние между двумя объектами на сферической поверности.
3. Преобразовать угол, выраженный в градусах, минутах и секундах в часы, минуты и секунды / радианы / грады.
4. Преобразовать угол, выраженный в часах, минутах и секундах в градусы, минуты и секунды / радианы / грады.
5. Преобразовать угол, выраженный в радианах в часы, минуты и секунды/градусы, минуты, секунды/грады.
6. Определить дальность видимого горизонта с высоты h (человека / самого высокого здания / самой высокой горы / стандартной орбиты / международной космической станции МКС /и т.п.).
7. Определить дальность видимого горизонта с высоты h (человека / самой высокой горы / орбиты спутника и т.п.) на Луне / Марсе / и т.п..
8. Определить расстояние между двумя объектами на земной поверхности, если даны широта и долгота каждого из них.
9. Пункты А и В находятся на одном меридиане. Известно расстояние между ними и разность широт. Определить радиус Земли.
10. Планетоход перемещается из точки А в точку В за время t. Определить размеры планеты, если известны скорость аппарата и широты двух точек.
Тема 2. Элементы сферической тригонометрии и преобразование координат.
1. Основные типы сферических треугольников.
2. Основные формулы сферической тригонометрии.
3. Формулы преобразования координат на основе полярного треугольника.
4. Формулы преобразования координат в матричной форме.
5. Решить сферический треугольник, если даны две стороны и угол между ними.
6. Решить прямоугольный сферический треугольник, если даны гипотенуза и катет.
7. Вывести формулы для равнобедренного сферического треугольника.
8. Решить сферический треугольник, если даны три стороны.
9. Вывести формулу кратчайшего расстояния между светилами в экваториальной системе координат (α, δ), если одно из них находится на экваторе.
10. Вывести формулы преобразования горизонтальной системы координат во вторую экваториальную.
Тема 3. Астрономические основы измерения времени
1. Всемирное и местное солнечное время.
2. Местное и гринвичское звездное время.
3. Определение звездного времени в местную и гринвичскую полночь.
4. Связь солнечного и звездного времени.
5. Определить всемирное и местное среднее солнечное время в пункте А с известной долготой, если дано поясное время.
6. Дано гринвичское время. Определить местное, декретное и поясное время в городе Москва / Улан-Удэ/ и т.п.
7. Определить звездное время в пункте А с известной долготой в местную полночь на заданную дату.
8. Определить звездное время в пункте А с известной долготой, если на заданную дату известно гринвичское время.
9. Определить истинное солнечное время в заданную дату, если известно среднее солнечное время.
10. Определить ошибку григорианского календаря за 1 год, 100 лет, 2000 лет.
Темы рефератов
1. Истоки сферической астрономии.
3. Земля и планеты земной группы: сходство и различия.
4. Форма и размеры Земли: эволюция представлений.
5. Эксперименты и астрономические наблюдения для определения формы и размеров Земли.
6. Системы координат на земной поверхности.
7. Вековые и периодические движения полюсов Земли.
8. Международная служба широты: история создания и современность.
9. Чандлеровское движение (свободная нутация).
10. Гипотезы катастрофического сдвига полюсов Земли.
11. Суточное вращение небесной сферы.
12. Атлас звездного неба.
13. Азбука звездного неба: основные созвездия и ориентиры.
14. Планетарии России и мира.
15. Виртуальные планетарии.
16. Армиллярная сфера.
17. Определение координат светил на основе астрономических наблюдений.
18. Инструменты для определения координат светил.
19. Решение сферических треугольников.
20. Прямоугольные сферические треугольники: определение, формулы, решение задач.
21. Дифференциальные формулы сферической тригонометрии.
22. Астрономические ежегодники: краткий обзор содержания и области применения.
23. Астрономические основы систем летоисчисления.
24. Календари исчезнувших цивилизаций.
25. Лунные календари.
26. Современные календарные системы.
27. Календари будущего.
28. Рефракция и ее влияние на координаты светил.
29. Параллактические смещения светил.
30. Прецессия, нутация и аберрация.
Комплект вопросов для коллоквиумов
Тема 1. Системы координат на земной поверхности и небесной сфере.
1. Модели Земли: шар, эллипсоид вращения, трехосный эллипсоид, эллипсоид Красовского, геоид.
2. Современные модели Земли в виде совокупности точечных масс для численных расчетов движения ИСЗ.
3. Основные точки, линии и круги на земной поверхности.
4. Системы координат на поверхности Земли.
5. Движение полюсов Земли. Изменяемость широт и долгот.
6. Вековые и периодические изменения. Международная служба широты.
7. Определение небесной сферы. Основные точки, линии, круги.
8. Горизонтальная система координат. Астрономические инструменты с азимутальной установкой.
9. Экваториальные системы координат. Телескопы на параллактических установках.
10. Эклиптическая и галактическая системы координат.
Тема 2. Астрономические основы измерения времени и летоисчисления
1. Звездное время.
2. Истинное и среднее солнечное время.
3. Связь солнечного и звездного времени.
4. Поясное и декретное время. Летнее и зимнее время. Линия перемены дат.
5. Системы летоисчисления. Три основных типа календарей: лунные, лунно-солнечные и солнечные.
6. Юлианский и григорианский календари.
7. Юлианские дни.
8. Бесселев год. Неравномерность вращения Земли.
9. Физические основы для определения равномерного времени. Кварцевые часы. Атомное время.
10. Эфемеридное время.
Тема 3. Явления суточного вращения Земли.
1. Суточное вращение на разных широтах.
2. Основные типы явлений суточного вращения.
3. Верхняя и нижняя кульминации светил.
4. Прохождение через меридиан.
5. Прохождение через первый вертикал.
6. Элонгации околополярных звезд.
7. Восход и заход светил.
8. Восход и заход Солнца, Луны и планет с учетом рефракции и параллакса.
9. Принципы определения широты места наблюдения на основе явлений суточного вращения Земли.
10. Принципы определения прямых восхождений и склонений звезд на основе явлений суточного вращения Земли.
Перечень дискуссионных тем
Тема 1. Учет факторов искажающих положения небесных светил и смещающих систему небесных координат
Вопросы, рассматриваемые и раскрываемые в процессе дискуссии:
1. Что такое рефракция? Приближенная формула рефракции?
2. Какое влияние оказывает рефракции на зенитное расстояние, прямое восхождение и склонение светил?
3. Что такое cуточная аберрация?
4. Что такое годичная аберрация?
5. Какое влияние оказывает аберрации на координаты светил?
6. Что такое параллакс? Как определяется параллактическое смещение в произвольной системе координат?
7. Какое влияние оказывает суточный параллакс на координаты светил?
8. Какое влияние оказывает годичный параллакс на координаты светил?
9. Что такое собственные движения звезд?
10. Что такое прецессия и нутация?
11. Что такое средний и истинный полюсы мира?
12. Каковы последствия движения экватора и эклиптики?
13. Формулы Бесселя приведения на видимое место?
14. Схема редукции наблюденных координат?
Комплект заданий для командной игры
Обучающиеся делятся на команды и решают самостоятельно вопросы, выявляют проблемы, предлагают пути решений.
Тема 1. Явления суточного вращения
1. Дать характеристику суточного вращения для наблюдателя находящегося на экваторе, в средних широтах,северном полюсе.
2. Перечислить основные явления суточного вращения.
3. Как связаны широта места наблюдения и высота светила в момент кульминации?
4. Каково условие видимости небесных тел?
5. Каково условие незаходящих светил?
6. Что можно определить в моменты восхода и захода светил?
7. Что можно определить в моменты кульминации светил?
8. В чем заключается принцип определения прямых восхода?
9. Определение элонгации светил?
Каково условие прохождения светил через первый вертикал?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п