учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: анализ материалов почвенного, агрохимического и экологического состояния агроландшафтов; составление почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм; формирование навыков работы с топографической картой и материалами дистанционного зондирования земли; проведение полевого почвенного картирования в различных масштабах (крупномасштабное, детальное); создание почвенных карт в среде ГИС.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;;
:
:
разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
разных масштабов. Знакомство с
топографическими знаками.
разных масштабов. Знакомство с
топографическими знаками.
расчлененности. Знакомство с контурными
планами внутрихозяйственного
землеустройства. Картографические основы,
используемые при картировании почв.
расчлененности. Знакомство с контурными
планами внутрихозяйственного
землеустройства. Картографические основы,
используемые при картировании почв.
расчлененности. Знакомство с контурными
планами внутрихозяйственного
землеустройства. Картографические основы,
используемые при картировании почв.
знакомство с аэроматериалами
знакомство с аэроматериалами
знакомство с аэроматериалами
фотоматериалов. Прямое дешифрирование и
почвенное дешифрирование по косвенным
признакам
фотоматериалов. Прямое дешифрирование и
почвенное дешифрирование по косвенным
признакам
фотоматериалов. Прямое дешифрирование и
почвенное дешифрирование по косвенным
признакам
тундровой, таежной, лесостепной, степной,
полупустынной и пустынной зон
тундровой, таежной, лесостепной, степной,
полупустынной и пустынной зон
тундровой, таежной, лесостепной, степной,
полупустынной и пустынной зон
почвенной карты: подготовительный, полевой,
камеральный
почвенной карты: подготовительный, полевой,
камеральный
почвенной карты: подготовительный, полевой,
камеральный
основы, изучение систематического списка
почв, комплектование снаряжения, общее
маршрутное знакомство с территорией,
планирование рабочих маршрутов, типы
почвенных разрезов и полуям, категории
сложности обследования
основы, изучение систематического списка
почв, комплектование снаряжения, общее
маршрутное знакомство с территорией,
планирование рабочих маршрутов, типы
почвенных разрезов и полуям, категории
сложности обследования
основы, изучение систематического списка
почв, комплектование снаряжения, общее
маршрутное знакомство с территорией,
планирование рабочих маршрутов, типы
почвенных разрезов и полуям, категории
сложности обследования
гранулометрического состава, структурных
агрегатов. Картирование почвенного покрова.
Лабораторные анализы
гранулометрического состава, структурных
агрегатов. Картирование почвенного покрова.
Лабораторные анализы
гранулометрического состава, структурных
агрегатов. Картирование почвенного покрова.
Лабораторные анализы
почвенных карт: типов, подтипов,
почвообразующих пород,
гранулометрического состава
почвенных карт: типов, подтипов,
почвообразующих пород,
гранулометрического состава
почвенных карт: типов, подтипов,
почвообразующих пород,
гранулометрического состава
признаков почв: эродированности,
дефлированности,оглеенности, каменистости
признаков почв: эродированности,
дефлированности,оглеенности, каменистости
изображения. Создание слоя. Формирование
базы данных. Освоение способов создания
объектов. Освоение способов изменения
объектов
изображения. Создание слоя. Формирование
базы данных. Освоение способов создания
объектов. Освоение способов изменения
объектов
изображения. Создание слоя. Формирование
базы данных. Освоение способов создания
объектов. Освоение способов изменения
объектов
элементов мезорельефа. Создание
электронной карты размещения точек закладки разрезов
элементов мезорельефа. Создание
электронной карты размещения точек закладки разрезов
1. Картография почв : учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся очного и заочного отделения по направлению подготовки 35.03.03 "Агрохимия и почвоведение" / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, 2023. - 119 с.
2. Картография почв [Электронный ресурс]: Учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» / Сост. Намсараева М.М., Хубракова Б. Ц. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. – 186 с.
3. Мамонтов, В.Г. Методы почвенных исследований учебник / В.Г. Мамонтов. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 260 с.
Дополнительная литература
1. Картография и ГИС : учеб. пособие / В.П. Раклов. — 3-е изд., стереотип. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 215 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1022695
2. Кирюшин, В.И. Классификация почв и агроэкологическая типология земель : учебное пособие / В.И. Кирюшин. – 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2016. — 288 с.
3. Картография почв [Электронный ресурс]: Методические рекомендации для проведения практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» // Сост. Намсараева М.М., Хубракова Б. Ц. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. – 108 с.
4. Берлянт, А. М. Картография: Учебник для вузов / А. М. Берлянт. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 336 с.
5. Составление почвенных карт и их использование в агрономии : учебно-методическое пособие / З. Б. Дамбаева, Ц. Ц. Цыбикдоржиев ; ФГОУ ВПО Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, Ин-т доп. проф. образ. и инноваций. - Улан-Удэ : Изд-во ФГОУ ВПО БГСХА, 2010. - 71 с. (30 экз.)
6. Картографические знаки и способы картографического изображения : Методическое пособие для сам.работы студентов по спец.:310900-землеустройство,311000-зем.кадастр,311100-гор.кадастр / В. Л. Убугунов. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2005. - 54 с. (35 экз.)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для практических работ
Комплект тестовых заданий
Кейс-задачи
Картография почв
2) охватывает все разделы дисциплины
2. История изучения почвенной картографии(ОПК -4)
3. Основные положения почвенной картографии (ОПК -4)
4. Понятие о картах(ОПК -4)
5. Классификация карт(ОПК -4)
6. Масштабы карт(ОПК -4)
7. Номенклатура карт(ОПК -4)
8. Картографические основы для составления почвенных карт(ОПК -4)
9. Топографические карты(ОПК -4)
10. Условные знаки земельных угодий(ОПК -4)
11. Условные внемасштабные знаки(ОПК -4)
12. Контурные условные знаки(ОПК -4)
13. Пояснительные записки к топографическим картам(ОПК -4)
14. Положительные формы рельефа(ОПК -4)
15. Отрицательные формы рельефа(ОПК -4)
16. Формы склонов(ОПК -4)
17. Классификация склонов по крутизне поверхности(ОПК -4)
18. Характерные линии рельефа(ОПК -4)
19. Горизонтальное расчленение рельефа(ОПК -4)
20. Вертикальное расчленение рельефа(ОПК -4)
21. Чтение топографических карт(ОПК -4)
23. Условные обозначения лесов, кустарников(ОПК -4)
24. Условные обозначения степной растительности(ОПК -4)
25. Аэрокосмические снимки(ОПК -4)
26. Топографическое дешифрирование аэроматериалов(ОПК -4)
27. Дешифровочные признаки(ОПК -4)
28. Форма изображения объектов на аэрофотоснимках(ОПК -4)
29. Тон изображения аэрофотоснимков(ОПК -4)
30. Структура изображения поверхностей (ОПК -4)
31. Почвенное дешифрирование(ОПК -4)
32. Дешифрирование почв таежной зоны(ОПК -4)
33. Дешифрирование пойменных почв(ОПК -4)
34. Дешифрирование почв лесостепи(ОПК -4)
35. Дешифрирование почв степной зоны(ОПК -4)
36. Дешифрирование почв пустынь(ОПК -4)
37. Дешифрирование засоленных почв(ОПК -4)
38. Дешифрирование горных почв(ОПК -4)
39. Подготовительный период исследования почв при проведении почвенных картографических работ(ОПК -4)
40. Организация почвенных исследований (ОПК -4)
41. Изучение и подготовка картографической основы (ОПК -4)
42. Составление систематического списка почв(ОПК -4)
43. Рекогносцировочные исследования(ОПК -4)
44. Планирование рабочих маршрутов(ОПК -4)
45. Типы почвенных разрезов, правила их закладки и привязки(ОПК -4)
46. Морфологическое описание почв(ОПК -4)
47. Индексы основных горизонтов(ОПК -4)
48. Индексы почв(ОПК -4)
49. Полевое определение гранулометрического состава(ОПК -4)
50. Отбор почвенных образцов(ОПК -4)
51. Методика составления полевой почвенной карты по топографической основе(ОПК -4)
52. Методика составления почвенной карты с использованием материалов аэрофотосъемки(ОПК -4)
53. Предварительная обработка полевых материалов(ОПК -4)
54. Камеральный анализ. Составление и оформление оригинала почвенной карты(ОПК -4)
55. Агропроизводственная группировка почв(ОПК -4)
56. Картограммы, дополняющие почвенную карту: обеспеченность подвижными соединениями фосфора, калия, легкогидролизуемого азота, кислотности почв и др. (ОПК -4)
57. Картограммы, детализирующие почвенную карту: картограммы эрозии, солонцеватости, засоленности, гумусированности, каменистости, переувлажненности(ОПК -4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
по темам «Топографические и почвенные карты» и «Аэрокосмические материалы. Дешифрирование»
1. Предмет и задачи картографии почв.
2. История изучения почвенной картографии
3.Основные положения почвенной картографии
4. Понятие о картах
5. Классификация карт
6. Масштабы карт
7. Номенклатура карт
8. Картографические основы для составления почвенных карт
9. Топографические карты
10. Условные знаки земельных угодий.Условные внемасштабные знаки
12. Контурные условные знаки
13. Пояснительные записки к топографическим картам
14. Положительные формы рельефа
15. Отрицательные формы рельефа
16. Формы склонов.Классификация склонов по крутизне поверхности. Характерные линии рельефа
17. Горизонтальное и вертикальное расчленение рельефа
18.Чтение топографических карт
19.Условные обозначения пашни, залежей, сенокосов и пастбищ
20. Условные обозначения лесов, кустарников, степной растительности
21. Аэрокосмические снимки
22. Топографическое дешифрирование аэроматериалов
23. Дешифровочные признаки
24. Почвенное дешифрирование почвенного покрова
25. Дешифрирование почв таежной зоны
2 модуль по темам «Методика крупномасштабного картографирования», «Методика детального почвенного картографирования» и «Методика создания почвенных карт в среде ГИС»
1. Подготовительный период исследования почв при проведении почвенных картографических работ
3. Изучение и подготовка картографической основы
4. Составление систематического списка почв
5. Рекогносцировочные исследования
6. Планирование рабочих маршрутов
7. Типы почвенных разрезов, правила их закладки и привязки
8. Морфологическое описание почв
9. Индексы основных горизонтов
10. Индексы почв
11. Полевое определение гранулометрического состава
12. Отбор почвенных образцов
13. Методика составления полевой почвенной карты по топографической основе
14. Методика составления почвенной карты с использованием материалов аэрофотосъемки
15. Предварительная обработка полевых материалов
16. Камеральный анализ
17. Составление и оформление оригинала почвенной карты
18. Система условных обозначений
23. Индексы почв природно-климатических зон
27. Агропроизводственная группировка почв
28. Картограммы, дополняющие почвенную карту: обеспеченность подвижными соединениями фосфора, калия, легкогидролизуемого азота, кислотности почв и др.
29. Картограммы, детализирующие почвенную карту: картограммы эрозии, солонцеватости, засоленности, гумусированности, каменистости, переувлажненности.
1. Картография почв в России
2. Мировые почвенные карты
3. Обзорные почвенные карты
4. Мелкомасштабные почвенные карты
5. Среднемасштабные почвенные карты
6. Крупномасштабные почвенные карты
6. Детальные почвенные карты
7. Почвенная съемка
8. Этапы составления почвенных карт
9. Информационные источники картографического материала
Комплект тестовые заданий
Тест 1. Картография почв изучает:
А. Строение почв
В Почвенные карты
С Состав почв
D Агрономическую оценку
Тест 2. Почвенная карта – это изображение:
А. Речной сети
В Земной поверхности
С Почвенного покрова
D Овражно-балочной сети
Тест 3. Почвенная карта отражает:
А. Физические свойства
В Пространственное расположение почв
С Морфологические признаки
D Генетическую характеристику
Тест 4. Обзорные почвенные карты отражают почвы::
А. Областей
В Республик
С Хозяйств
D Материков, государств
Тест 5. К первой категории земель по пригодности в сельском хозяйстве относят:
А. Нарушенные земли
В Пригодные после мелиорации
С Пригодные под пашню
D Пастбищные
Тест 6. При использовании материалов почвенного исследования в землеустройстве в большей степени учитывается:
А. Питательный режим
В Степень кислотности
С Однородность почвенного покрова
D Солевой режим
А. Областей
В Опытных полей
С Государств
D Регионов
Тест 8. При использовании материалов почвенных исследований в целях осушения учитывают:
А. Глубину залегания грунтовых вод
В Питательный режим
С Степень эродированности
D Мощность гумусового горизонта
Тест 9. Основатель картографии почв в России:
А. И.П.Герасимов
В В.А.Ковда
С Л.И.Прасолов
D В.В.Докучаев
Тест 10. Научной основой картографии почв является:
А. Минералогия
В Петрография
С Классификация и география почв
D Физика почв
Тест 11. Подготовительный период обследования почв включает подготовку:
А. Картографической основы
В Закладку разрезов
С Проведение маршрутных исследований
D Лабораторные анализы
Тест 12. При использовании почвенных карт и картограмм в целях рационального применения удобрений учитывают:
А. Питательный режим
В Физические свойства
С Однородность почвенного покрова
D Гранулометрический состав
Тест 13. При известковании почв используют картограммы:
А. Степени эродированности
В Физико-химических свойств и кислотности
С Мощности гумусового горизонта
D Обеспеченности элементами питания
Тест 14. Какой индекс характеризует черноземы обыкновенные среднемощные:
А. Пд2
В Пг1
С Ксн
D Чоб2
Тест 15. Каким индексом на почвенной карте отражены каштановые солончаковые почвы:
А. Пд2
В Пг1
С Ксн
D Чоб2
Тест 16. . Каким индексом на почвенной карте отражены тундровые почвы:
А. Лссм
В Пг1
С Тгмм
D Чт
Тест 17. Каким индексом на почвенной карте отражены почвы лесостепной зоны:
А. Сн
В Лссм
С Пд
D Бт
Тест 18. Каким индексом на почвенной карте отражены интразональные почвы:
А. Пд
В Ак
С Тг
D Чоп
Тест 19. Положительные формы рельефа:
А. Горный хребет
В Овраг
С Ущелье
D Долина
Тест 20. Отрицательные формы рельефа:
В Промоина
С Холм
D Конус выноса
Тест 21. Картография почв изучает:
А. Химию почв
В Эрозионные процессы
С Закономерности пространственного распределения почв
D Агрономическую оценку
Тест 22. Почвенная карта – это изображение:
А. Геоморфологического строения
В Свойств почв
С Гидрологического строения
D Почвенного покрова
Тест 23. Почвенная карта отражает:
А. Химические свойства
В Гранулометрический состав
С Морфологические признаки
D Пространственное расположение почв
Тест 24. Крупномасштабные почвенные карты характеризуют почвы:
А. Сортоиспытательных участков
В Совхозов, фермерских хозяйств
С Материков
D Регионов
Тест 25. Какая категория земель не используется в сельском хозяйстве:
А. Нарушенные земли
В Пригодные после мелиорации
С Пригодные под пашню
D Пастбищные
Тест 26. При использовании материалов почвенного исследования в землеустройстве в большей степени учитывается:
А. Степень кислотности
В Неоднородность почвенного покрова
С Содержание гумуса
D Содержание влаги
Тест 27. Крупномасштабные почвенные исследования (1:25000) характеризуют почвенный покров:
А. Краев, областей
В Опытных полей
С Совхозов
D Регионов
Тест 28. При использовании материалов почвенных исследований в целях орошения учитывают:
А. Глубину залегания грунтовых вод и ее минерализацию; состав солей
В Питательный режим
С Степень дефлированности
D Мощность пахотного горизонта
Тест 29. Основатель картографии почв в России::
А. И.В.Тюрин
В В.Р.Вильямс
С П. А. Костычев
D В.В.Докучаев
Тест 30. Научной основой картографии почв является:
А. Микроморфология
В Классификация и география
С Физика почв
D Химия почв
Тест 31. Камеральный период почвенного обследования включает:
А. Составление почвенной карты
В Лабораторные анализы
С Обсуждение маршрутов
D Описание разрезов
Тест 32. При использовании почвенных карт и картограмм в целях рационального применения удобрений учитывают:
А. Питательный режим
В Физические свойства
С Однородность почвенного покрова
D Гранулометрический состав
Тест 33. В одну агропроизводственную группу могут быть включены почвы:
А. Разные по мощности гумусового горизонта
В Близкие по генезису, но очень разные по агрономическим свойствам
D Близкие по генезису и агрономическим свойствам
Тест 34. Каким индексом обозначаются аллювиальные почвы:
А. Пд2
В Пг1
С А
D Лсмм
Тест 35. Каким индексом на почвенной карте отражены засоленные почвы:
А. Сн
В Пг1
С Кмм
D Чоб2
Тест 36. Каким индексом на почвенной карте отражены серые лесные почвы:
А. Лссм
В Пг1
С Тгмм
D Чт
Тест 37. Положительные формы рельефа:
А. Холм
В Котловина
С Уступ
D Овраг
Тест 38. Отрицательные формы рельефа:
А. Дюны
В Промоина
С Холм
Тест 39. Картография почв изучает:
А. Микроморфологию почв
В Гранулометрический состав
С Строение почвенного покрова
D Мелиоративные свойства
Тест 40. Почвенная карта – это изображение:
А. Почвенного покрова
В Факторов почвообразования
С Основных почвообразующих процессов
D Физико-химических свойств почв
Тест 41. Почвенная карта отражает:
А. Эволюцию почв
В Экологические свойства почв
С Пространственное расположение почв
D Генетическую характеристику
Тест 42. Мелкомасштабные почвенные карты характеризуют почвы:
А. Областей
В Фермерских хозяйств
С Сортоиспытательных участков
D Mатериков
Тест 43. Черноземные почвы рекомендуется использовать:
А. Под строительство
В Пахотные угодья
С Сенокосно-пастбищные угодья
D В качестве пашен после проведения осушительных мероприятий
Тест 44. При использовании материалов почвенного исследования в землеустройстве в большей степени учитывается:
А. Однородность почвенного покрова
В Солевой режим
С Агрохимические картограммы
D Карбонатность почв
Тест 45. Обзорные почвенные исследования (1:3 000 000) характеризуют почвенный покров:
А. Краев, областей
В Опытных полей
С Материков
D Регионов
Тест 46. При использовании материалов почвенных исследований при выполнении мелиоративных работ учитывают:
А. Глубину залегания грунтовых вод
В Комплекс физико-химических и агрохимических свойств
С Степень оглеения
D Окарбоначенность профиля
Тест 47. Основатель картографии почв в России:
А. В.В.Докучаев
С В.Р.Вильямс
D П. А. Костычев
Тест 48. Научной основой картографии почв является:
А. Классификация и география почв
В Физика почв
С Агрохимия почв
D Микробиология
Тест 49. Полевой период обследования почв включает:
А. Подготовку картографической основы
В Закладку и описание почвенных разрезов
С Проведение лабораторных анализов
D Знакомство с отчетными материалами
Тест 50. В одну агропроизводственную группу могут быть включены почвы:
А. Разные по мощности гумусового горизонта
В Близкие по генезису, но очень разные по агрономическим свойствам
С С различной реакцией среды
D Близкие по генезису и агрономическим свойствам
Тест 51. Каким индексом на почвенной карте обозначаются черноземы:
А. Ксн
В Чоб
С А
D Лсмм
Тест 52. Каким индексом в легенде к почвенной карте отражены дерново-подзолистые почвы:
А. Сн
В Пд
С Кмм
D Чоб2
Тест 53. Каким индексом на почвенной карте отражены почвы тундровой зоны:
А. Лссм
В Пг1
С Тгмм
D Чт
Тест 54. Каким индексом на почвенной карте отражены солончаки:
А. Лссм
В Сн
С Кмм
D Чт
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п