учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Информатика и информационные технологии в экономике
Направленность (профиль) Прикладная информатика в экономике АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Садуев Н.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Садуев Н.Б.
(представитель работодателя)
Подготовка специалистов, способных участвовать в организации ИТ-инфраструктуры и обеспечении информационной безопасности в экономической сфере;
Обеспечение соответствия требованиям ФГОС ВО и профессиональных стандартов.
Задачи: Изучение основ сетевых технологий, протоколов TCP/IP, IP-адресации, маршрутизации.
Освоение методов настройки и диагностики сетевых интерфейсов и служб.
Практическое овладение навыками работы с сетевыми сервисами (SSH, DNS, DHCP, Proxy, NTP и др.).;
Формирование умений администрирования систем идентификации и управления конфигурациями (FreeIPA, Ansible);
Развитие компетенций по обеспечению безопасности и управлению сетевой инфраструктурой.
Подготовка специалистов, способных участвовать в организации ИТ-инфраструктуры и обеспечении информационной безопасности в экономической сфере;
Обеспечение соответствия требованиям ФГОС ВО и профессиональных стандартов.
Задачи: Изучение основ сетевых технологий, протоколов TCP/IP, IP-адресации, маршрутизации.
Освоение методов настройки и диагностики сетевых интерфейсов и служб.
Практическое овладение навыками работы с сетевыми сервисами (SSH, DNS, DHCP, Proxy, NTP и др.).;
Формирование умений администрирования систем идентификации и управления конфигурациями (FreeIPA, Ansible);
Развитие компетенций по обеспечению безопасности и управлению сетевой инфраструктурой.
Подготовка специалистов, способных участвовать в организации ИТ-инфраструктуры и обеспечении информационной безопасности в экономической сфере;
Обеспечение соответствия требованиям ФГОС ВО и профессиональных стандартов.
Задачи: Изучение основ сетевых технологий, протоколов TCP/IP, IP-адресации, маршрутизации.
Освоение методов настройки и диагностики сетевых интерфейсов и служб.
Практическое овладение навыками работы с сетевыми сервисами (SSH, DNS, DHCP, Proxy, NTP и др.).;
Формирование умений администрирования систем идентификации и управления конфигурациями (FreeIPA, Ansible);
Развитие компетенций по обеспечению безопасности и управлению сетевой инфраструктурой.
ПКС-6: способность принимать участие в организации ИТ-инфраструктуры и управлении информационной безопасностью;
ИД ПКС-6 - способен проектировать фрагменты ИТ-инфраструктуры, разрабатывать и реализовывать мероприятия по обеспечению информационной безопасности, оформлять техническую документацию и проводить обучение коллег.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект лабораторных работ
3. Комплект заданий для самостоятельных работ
4. Комплект тестовых заданий
5. Кейс-задания
Сетевое администрирование
2) охватывает все разделы дисциплины
Блок 1. (Знать)
Базовые знания по сетевым технологиям и стандартам
Какой стандарт описывает технологию Fast Ethernet?
a) IEEE 802.3u
b) IEEE 802.11
c) IEEE 802.3z
d) IEEE 802.1QПравильно: a) IEEE 802.3u
Какая маска подсети чаще всего используется для класса C?
a) 255.255.255.0
b) 255.255.0.0
c) 255.0.0.0
d) 255.255.255.255Правильно: a) 255.255.255.0
Что такое MTU?
a) Размер максимального размера передаваемого кадра
b) Минимальный размер кадра
c) Макроконтроль передачи данных
d) Минимальное время удерживанияПравильно: a) Размер максимального размера передаваемого кадра
Какой протокол отвечает за разрешение IP-адресов в физические MAC-адреса?
b) ARP
c) DHCP
d) HTTPПравильно: b) ARP
Какой максимальный размер кадра Ethernet (без учёта преамбулы)?
a) 1518 байт
b) 1500 байт
c) 1400 байт
d) 1600 байтПравильно: a) 1518 байт
Какой уровень модели OSI занимается установлением сеансов связи?
a) Транспортный
b) Сеансовый
c) Сетевой
d) ПрикладнойПравильно: b) Сеансовый
Какой протокол осуществляет обратное преобразование IP-адресов в MAC-адреса?
a) RARP
b) ARP
c) DNS
d) DHCPПравильно: a) RARP
Какая минимальная длина поля данных Ethernet-кадра?
a) 46 байт
b) 64 байт
c) 1500 байт
d) 512 байтПравильно: a) 46 байт
Какой тип адреса используется для рассылки групповому списку получателей?
a) Broadcast
b) Multicast
c) Unicast
d) AnycastПравильно: b) Multicast
Какая команда Linux выводит текущие установленные маршруты?
a) ifconfig
b) route
c) ping
d) netstatПравильно: b) route
Блок 2. (Знать, Уметь)
Применение базовых знаний и выполнение простых задач
Что произойдет, если компьютер получит пакет с неправильной контрольной суммой?
a) Пакет будет отброшен
b) Пакет будет перезапрошен
c) Компьютер продолжит обработку пакета
d) Произойдет повторная передачаПравильно: a) Пакет будет отброшен
Какой минимальный набор оборудования нужен для организации простой сети Ethernet?
a) Кабель и компьютеры
b) Хаб и компьютеры
c) Коммутатор и компьютеры
d) Маршрутизатор и компьютерыПравильно: c) Коммутатор и компьютеры
Какая операция выполняется командой "ping" в системах Unix?
a) Проверка доступности узла
b) Просмотр таблицы маршрутизации
c) Изменение настроек сетевого интерфейса
d) Прослушивание сетевого трафикаПравильно: a) Проверка доступности узла
Какой режим работы коммутатора увеличивает задержку передачи данных?
a) Store-and-forward
b) Cut-through
c) Fragment-free
d) All three have the same delayПравильно: a) Store-and-forward
Что произойдёт, если маршрутизатор примет пакет с TTL равным нулю?
a) Маршрутизатор переадресует пакет следующему узлу
b) Маршрутизатор отклонит пакет и пошлет сообщение ICMP Time Exceeded
c) Маршрутизатор уменьшит TTL и снова отправит пакет
d) Ничего не изменитсяПравильно: b) Маршрутизатор отклонит пакет и пошлет сообщение ICMP Time Exceeded
Какая маска подсети подходит для деления сети класса B на максимальное количество подсетей?
a) 255.255.255.0
b) 255.255.0.0
c) 255.255.255.255
d) 255.255.255.128Правильно: d) 255.255.255.128
a) Виртуальная глобальная сеть
b) Виртуальная локальная сеть
c) Внутренняя локальная сеть
d) Внешняя локальная сетьПравильно: b) Виртуальная локальная сеть
Какой протокол обеспечивает безопасный обмен ключами для шифрования данных?
a) HTTPS
b) TLS
c) Kerberos
d) SSHПравильно: b) TLS
Какая команда позволяет просмотреть активную таблицу ARP в Windows?
a) ipconfig
b) arp -a
c) tracert
d) route printПравильно: b) arp -a
Какая техника позволяет разделить сетевой трафик между разными интерфейсами коммутатора?
a) Балансировка нагрузки (Load balancing)
b) Агрегирование каналов (Link aggregation)
c) Микротеги (Microtagging)
d) Q-in-QПравильно: b) Агрегирование каналов (Link aggregation)
Блок 3. (Знать, Уметь, Владеть)
Комплексное применение знаний и владение методами решения практических задач
Что такое “демилитаризованная зона” (DMZ) в сетевой инфраструктуре?
a) Участок сети, специально выделенный для открытого доступа извне
b) Область для хранения персональных данных сотрудников
c) Запретная зона для любых сетевых взаимодействий
d) Сервер для хранения архива документовПравильно: a) Участок сети, специально выделенный для открытого доступа извне
Какую задачу решает DHCP?
a) Обеспечение безопасности сетевого соединения
b) Предоставление уникальных IP-адресов устройствам
c) Трансляция голосового трафика
d) Хранение и обработка данныхПравильно: b) Предоставление уникальных IP-адресов устройствам
Какой тип атаки предотвращает включение функции BPDU guard на интерфейсах коммутатора?
a) MAC-флудинг
b) Spanning Tree Attack
c) DoS/DDoS
d) MiTM (Man in The Middle)Правильно: b) Spanning Tree Attack
Какая атака основана на посылке огромного количества поддельных запросов к серверу?
a) Man-In-The-Middle
b) Ping flood
c) Denial-of-service (DoS)
d) SQL injectionПравильно: c) Denial-of-service (DoS)
Что такое "VLAN trunking"?
a) Транслирование нескольких VLAN через единый канал
b) Процесс преобразования пакетов между различными сетями
c) Процедура уменьшения объёма трафика
d) Технология мониторинга сетевого трафикаПравильно: a) Транслирование нескольких VLAN через единый канал
Какой компонент используется для снижения влияния широковещательных штормов в сети?
a) ACL (Access Control List)
b) Route summarization
c) Loop prevention mechanisms
d) VLAN isolationПравильно: d) VLAN isolation
Какая команда позволяет посмотреть историю маршрутов между источником и целевым устройством?
a) ping
b) tracert/traceroute
c) whois
d) telnetПравильно: b) tracert/traceroute
Какой протокол используется для надежного установления защищенного канала между конечными пользователями?
a) FTP
b) SFTP
c) IMAP
d) SMTPПравильно: b) SFTP
Какая аббревиатура обозначает "Spanning Tree Protocol"?
a) STP
b) OSPF
d) BGPПравильно: a) STP
Что такое Next-Hop (следующий прыжок) в контексте маршрутизации?
a) Следующий узел, через который проходит пакет на пути к пункту назначения
b) Маршрутизатор, осуществляющий окончательную доставку пакета
c) Самый близкий к конечному получателю маршрутизатор
d) Первичный пункт отправления пакетаПравильно: a) Следующий узел, через который проходит пакет на пути к пункту назначения
Кейс-задание для блока 3 - «Проектирование сети предприятия»
Постановка задачи:
Среднее предприятие с 150 сотрудниками хочет расширить свою локальную сеть, увеличив количество рабочих станций и введя новое подразделение (IT-отдел). Сегодня сеть организована следующим образом:
o Существующие рабочие станции находятся в трёх подразделениях (финансовый отдел, маркетинг и продажи, производство), каждое насчитывает около 50 рабочих станций.
o Имеющиеся серверы расположены в серверной комнате, доступ к которым обеспечивается через внутренний портал и приложения.
o Сейчас активно используется сеть на основе технологии Fast Ethernet с традиционными свитчами и маршрутизаторами.
o В новом подразделении планируется разместить около 30 рабочих станций, а также важные системы управления и мониторинга.
Задача:Спроектировать расширение существующей сети, обеспечив:
1. Высокую производительность и малую задержку для передачи больших объемов данных (до 1 ГБ/с).
2. Надежность и отказоустойчивость (создание резервных путей передачи данных).
3. Безопасность (изоляция новых и старых сегментов сети друг от друга, предотвращение утечек данных).
4. Легкость масштабирования и простоту администрирования.
Возможные решения:
1. Топология сети:
o Рекомендуется использовать комбинацию звездообразной и древовидной топологий. Центром сети станет мощный магистральный коммутатор (core switch), который свяжет отдельные сегменты сети.
o Каждый отдел (включая новый IT-отдел) получит собственный коммутатор (access switch), соединяемый с core switch через каналы Gigabit Ethernet.
2. Маршрутизация и адресация:
o Следует разделить сеть на несколько VLAN (Virtual Local Area Networks), чтобы физически разделить департаменты и ограничить их взаимное влияние. Например:
o Finance_VLAN (финансы)
o Sales_Mktg_VLAN (продажи и маркетинг)
o Production_VLAN (производство)
o IT_Department_VLAN (ИТ-отдел)
o Администраторы смогут устанавливать индивидуальные политики безопасности для каждого VLAN.
3. Безопасность:
o Разделение сети на VLAN снижает риск взлома и несанкционированного доступа. Дополнительно можно реализовать:
o ACL (Access Control Lists) для ограниченного доступа между сегментами.
o Firewall rules для защиты от внешних угроз.
o Использование IEEE 802.1X для аутентификации пользователей и ограничения доступа.
4. Повышение производительности и отказоустойчивости:
o Для повышения производительности сети и создания резервных путей необходимо включить:
o Агрегацию каналов (Link Aggregation), объединив несколько физических портов в один логический канал с увеличенной пропускной способностью.
o Внедрить Redundant Power Supply Units (RPSUs) для бесперебойного питания сетевого оборудования.
o Используя протоколы Spanning Tree Protocol (STP)/Rapid Spanning Tree Protocol (RSTP), предотвратить петли и ускорить конвергенцию сети.
5. Масштабируемость и простота администрирования:
o Современный Core Switch с поддержкой функций VLAN, агрегирования каналов и встроенными возможностями управления облегчит дальнейший рост сети.
o Использование централизованных инструментов управления (например, NetFlow) упростит наблюдение за состоянием сети и выявление потенциальных проблем.
1. Основы TCP/IP сетей
1.1. Перечислите уровни стека протоколов TCP/IP и их назначение.
1.2. Какие существуют типы IP-адресов? Приведите примеры.
1.3. Объясните разницу между статической и динамической адресацией.
1.4. Что такое маска подсети? Как определить адрес сети и адрес хоста?
1.6. В чем суть бесклассовой адресации (CIDR)?
1.7. Опишите структуру и назначение протоколов ARP, ICMP, TCP, UDP.
1.8. Для чего используются метки безопасности в IP-датаграммах?
1.9. Как происходит именование сетевых интерфейсов в Linux?
1.10. Каковы основные команды для настройки сетевых интерфейсов в Astra Linux?
2. Настройка и диагностика сети
2.1. Как настроить сетевой интерфейс с помощью nmcli, nmtui и nm-connection-editor?
2.2. Как осуществляется настройка сетевых интерфейсов с помощью команд ifup/ifdown?
2.3. Что такое агрегирование (bonding) Ethernet-интерфейсов? Опишите его назначение и настройку.
2.4. Какие утилиты используются для диагностики сети? Опишите назначение ping, traceroute, netstat, ss, ncat, telnet, iftop, tcpdump, nmap.
2.5. Как диагностировать и устранять сетевые неполадки с помощью стандартных утилит?
3. Сетевые службы и сервисы
3.1. Как организовать удаленный доступ по SSH? Какие меры безопасности при этом необходимо соблюдать?
3.2. Опишите принцип работы и настройку службы DNS.
3.3. Для чего используется служба DHCP? Каковы основные параметры её настройки?
3.4. Как настроить прокси-сервер Squid? Для чего он применяется?
3.5. Как осуществляется синхронизация времени по сети с помощью NTP?
3.6. Каковы основные возможности Ansible? Приведите пример автоматизации сетевой настройки.
3.7. Какие задачи решает система управления идентичностью FreeIPA?
3.8. Каковы основные этапы установки и настройки веб-сервера Apache?
3.9. Какие основные компоненты электронной почты на базе Exim и Dovecot?
3.10. Какие меры по обеспечению безопасности необходимо реализовать при настройке сетевых сервисов?
4. Практические задания (по выбору преподавателя)
4.1. Настройте статический IP-адрес на сетевом интерфейсе Astra Linux.
4.2. Выполните диагностику сетевого соединения с помощью ping, traceroute, tcpdump.
4.3. Настройте агрегирование Ethernet-интерфейсов (bonding) и проверьте его работоспособность.
4.4. Организуйте подключение клиента к серверу по SSH с использованием ключей.
4.5. Настройте и проверьте работу DHCP или DNS сервера.
4.6. Используйте Ansible для автоматизации настройки сетевого сервиса.
4.7. Создайте пользователя и группу в FreeIPA, настройте права доступа.
5. Вопросы по дополнительным и интеграционным темам
5.1. Каковы особенности установки ОС Astra Linux по сети?
5.2. В чем преимущества и сложности перехода на IPv6?
5.3. Какова роль сетевого администратора в обеспечении информационной безопасности организации?
2. Комплект лабораторных работ по дисциплине
1. Основы TCP/IP сетей. Настройка и диагностика сети
Цель: Освоить базовые принципы IP-адресации, настройку сетевых интерфейсов и диагностику сетей.
Задания:
Определить адрес сети и хоста по заданному IP и маске.
Настроить статический IP-адрес на интерфейсе с помощью nmcli, nmtui и/или ifup/ifdown.
Настроить агрегирование Ethernet-интерфейсов (bonding).
Использовать утилиты диагностики: ping, traceroute, netstat, ss, tcpdump, nmap для анализа состояния сети.
Решить типовую сетевую проблему (например, отсутствие связи с внешним ресурсом).
Ожидаемые результаты:
Студент умеет настраивать сетевые интерфейсы, определять параметры сети, использовать базовые средства диагностики.
2. Настройка удаленного доступа по SSH
Цель: Научиться организовывать защищённый удалённый доступ к серверу.
Задания:
Установить и настроить SSH-сервер.
Создать пару ключей, настроить аутентификацию по ключу.
Ограничить доступ по IP/пользователям.
Проверить работу SSH с разных клиентов.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет настраивать SSH, использовать ключевую аутентификацию, обеспечивать базовую безопасность.
3. Служба доменных имен (DNS)
Цель: Освоить настройку и тестирование DNS-сервера.
Задания:
Установить и настроить DNS-сервер (например, BIND).
Добавить зону и записи (A, CNAME, MX).
Проверить разрешение имён с клиентских машин.
Провести диагностику с помощью dig, nslookup.
Студент умеет настраивать DNS-зоны, анализировать работу DNS.
4. Служба DHCP
Цель: Освоить автоматическую выдачу IP-адресов клиентам сети.
Задания:
Установить и настроить DHCP-сервер.
Настроить диапазон выдачи адресов, резервирование по MAC.
Проверить получение адреса на клиенте.
Проанализировать логи DHCP.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет развернуть и проверить работу DHCP-сервера.
5. Прокси-сервер Squid
Цель: Научиться устанавливать и настраивать прокси-сервер.
Задания:
Установить Squid, настроить базовые параметры.
Ограничить доступ по IP/по расписанию.
Включить ведение логов.
Проверить работу прокси с клиентской машины.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет настраивать и тестировать прокси-сервер.
6. Синхронизация времени по сети (NTP)
Цель: Настроить сервер и клиенты NTP.
Задания:
Установить и настроить NTP-сервер.
Настроить синхронизацию времени на клиентах.
Проверить корректность синхронизации.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет обеспечивать синхронизацию времени в сети.
7. Управление конфигурациями с помощью Ansible
Цель: Освоить основы автоматизации настройки серверов.
Задания:
Установить Ansible.
Написать playbook для автоматической настройки сетевого сервиса (например, SSH или NTP).
Запустить playbook на тестовых хостах.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет использовать Ansible для автоматизации типовых задач.
8. Система управления идентичностью FreeIPA (IdM)
Цель: Научиться работать с системой централизованного управления пользователями.
Задания:
Установить FreeIPA-сервер.
Создать пользователей, группы, назначить права.
Настроить клиент на подключение к FreeIPA.
Проверить аутентификацию и авторизацию.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет администрировать FreeIPA, подключать клиентов.
9. Веб-сервер Apache
Цель: Освоить базовую настройку веб-сервера.
Задания:
Установить Apache.
Настроить виртуальный хост.
Ограничить доступ к сайту по IP/паролю.
Проверить доступность сайта из браузера.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет развернуть и настроить веб-сервер.
10. Почтовый сервер на базе Exim и Dovecot
Цель: Ознакомиться с принципами организации почтового сервиса.
Задания:
Установить Exim и Dovecot.
Настроить отправку и получение почты внутри локальной сети.
Проверить работу с почтовым клиентом.
Ожидаемые результаты:
11. Установка ОС Astra Linux по сети
Цель: Освоить сетевую установку ОС.
Задания:
Подготовить сервер для сетевой загрузки (PXE).
Настроить установку Astra Linux на клиентскую машину по сети.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет выполнять сетевую установку ОС.
12. Основы IPv6 (опционально)
Цель: Познакомиться с базовой настройкой IPv6.
Задания:
Назначить IPv6-адреса интерфейсам.
Проверить работу ping6, traceroute6.
Настроить маршрутизацию IPv6.
Ожидаемые результаты:
Студент умеет выполнять базовые операции с IPv6.
Критерии оценки лабораторных работ
Корректность выполнения всех этапов задания.
Умение объяснить свои действия и логику настройки.
Оформление отчета (описание задачи, скриншоты/выводы команд, анализ ошибок).
Самостоятельность выполнения.
3. Комплект заданий для самостоятельных работ
1. Основы TCP/IP сетей. Настройка и диагностика сети
1.1. Изучить структуру стека TCP/IP, кратко описать каждый уровень и привести примеры протоколов.
1.2. Определить классы и типы IP-адресов, привести примеры частных и публичных адресов.
1.3. Решить задачи по определению адреса сети и хоста по заданному IP и маске.
1.4. Выполнить настройку статического IP-адреса на виртуальной машине (или ПК) с помощью nmcli и ifup/ifdown; оформить пошаговый отчёт с командами и результатами.
1.5. Настроить агрегирование Ethernet-интерфейсов (bonding) и описать, в каких случаях это целесообразно.
1.6. Использовать утилиты ping, traceroute, netstat, ss, tcpdump, nmap для диагностики сети; привести примеры вывода и интерпретировать результаты.
2. Настройка удалённого доступа по SSH
2.1. Изучить назначение и принципы работы SSH.
2.2. Настроить SSH-сервер, создать пару ключей, настроить аутентификацию по ключу, ограничить доступ по пользователям; оформить инструкцию и скриншоты/выводы команд.
2.3. Описать основные меры безопасности при работе с SSH.
3. Служба доменных имен DNS
3.1. Описать архитектуру DNS и основные типы записей (A, CNAME, MX, NS).
3.2. Настроить простейший DNS-сервер (например, BIND): создать зону, добавить записи, проверить разрешение имён с помощью dig/nslookup.
3.3. Привести примеры диагностики проблем с DNS.
4. Служба DHCP
4.1. Описать принцип работы DHCP и его роль в корпоративной сети.
4.2. Настроить DHCP-сервер, определить диапазон выдачи адресов, проверить получение адреса на клиенте.
4.3. Проанализировать логи DHCP, выявить возможные ошибки.
5. Прокси-сервер Squid
5.1. Изучить назначение и возможности прокси-сервера.
5.2. Установить и настроить Squid, ограничить доступ по IP, включить ведение логов.
5.3. Описать сценарии использования прокси в организации.
6. Синхронизация времени по сети (NTP)
6.1. Описать принцип работы NTP и его значение для инфраструктуры.
6.2. Настроить NTP-сервер и клиента, проверить синхронизацию времени.
6.3. Проанализировать возможные проблемы при синхронизации.
7. Управление конфигурациями с помощью Ansible
7.1. Изучить архитектуру и возможности Ansible.
7.2. Написать playbook для автоматической настройки сетевого сервиса (например, SSH или NTP), выполнить его на тестовой машине.
7.3. Описать преимущества автоматизации в администрировании.
8. Система управления идентичностью FreeIPA
8.1. Описать назначение и архитектуру FreeIPA.
8.2. Установить FreeIPA, создать пользователя и группу, подключить клиента, проверить аутентификацию.
8.3. Описать сценарии применения FreeIPA в организации.
9. Веб-сервер Apache
9.1. Описать архитектуру и основные возможности Apache.
9.2. Настроить виртуальный хост, ограничить доступ по IP/паролю, проверить доступность сайта.
10. Почтовый сервер на базе Exim и Dovecot
10.1. Описать архитектуру почтовой системы, назначение Exim и Dovecot.
10.2. Настроить отправку и получение почты в локальной сети, проверить работу с почтовым клиентом.
10.3. Описать основные проблемы и способы их решения.
12. Установка ОС Astra Linux по сети
12.1. Описать принцип работы PXE и сетевой установки ОС.
12.2. Подготовить сервер для сетевой загрузки, выполнить установку Astra Linux на клиент по сети, оформить инструкцию.
13. Основы IPv6
13.1. Описать отличия IPv6 от IPv4, привести примеры адресов.
13.2. Настроить IPv6-адресацию на интерфейсах, проверить работу ping6/traceroute6.
13.3. Описать преимущества и сложности внедрения IPv6.
Общие требования к самостоятельным работам
Структура отчёта: цель, краткая теория, пошаговое выполнение, анализ ошибок, выводы.
Оформление: команды, скриншоты, примеры конфигураций, пояснения.
Самостоятельный анализ: студент должен не только выполнить задание, но и объяснить, почему выбран тот или иной способ, какие альтернативы существуют, какие проблемы могут возникнуть.
Использование учебника: опираться на соответствующие главы учебника Astra Linux SE 1.7 и официальную документацию.
Пример оформления самостоятельной работы:
Тема: Настройка статического IP-адреса и диагностика сети
Цель: Научиться настраивать сетевой интерфейс и использовать базовые утилиты диагностики
Теория: Кратко описать IP-адресацию, команды nmcli/ifup
Практика:
Пошагово описать настройку
Привести используемые команды
Вставить скриншоты/выводы
Анализ ошибок: Какие проблемы возникли, как были решены
Выводы: Что получилось, что осталось непонятным
Список использованных источников
5. Кейс-задания
Кейс-задание 1
Производственный цех компании оснащен современными станками с ЧПУ, промышленными роботами и системами автоматизации производства. Все производственные процессы завязаны на центральную базу данных ERP-системы, которая расположена в головном офисе. Однако недавно начались жалобы от производственного персонала на замедленную реакцию оборудования, частые задержки и потерю данных при передаче между устройствами цеха и базой данных головного офиса.
При обследовании ситуации выяснилось следующее:
o Производственное помещение занимает большую территорию (˜5000 кв.м.) и расположено отдельно от административного здания, соединяется с ним подземным кабель-каналом длиной ˜1 км.
o Используется проводная сеть Gigabit Ethernet, которая была установлена несколько лет назад и постепенно расширялась по мере модернизации оборудования.
o Большая часть промышленного оборудования связана через Wi-Fi, так как постоянные перемещения требуют мобильности.
o В некоторых местах наблюдаются нестабильные сигналы Wi-Fi и периодические отключения отдельных участков сети.
o База данных ERP-системы размещена на единственном сервере, находящемся в административном корпусе.
Вам поставлена задача разобраться в причинах низкой производительности сети и предложить решения для устранения существующих недостатков.
________________________________________
Задача:
Создать план действий по улучшению производительности и надежности сети производственного комплекса. Включите в ваш план:
1. Диагностика существующей сети:
o Какие мероприятия и тесты необходимо провести для выяснения текущих проблем?
o Используйте инструмент анализа трафика, проверки скорости канала, диагностики качества сигнала Wi-Fi.
2. План улучшения сети:
o Что конкретно необходимо сделать для ускорения обмена данными между цехом и административным зданием?
o Нужна ли модернизация существующего сетевого оборудования или замена части кабельной инфраструктуры?
o Есть ли смысл перейти на оптику вместо витой пары в длинном канале между корпусами?
3. Оптимизация Wi-Fi покрытия:
o Какой должна быть новая схема размещения точек доступа Wi-Fi?
o Нужно ли менять существующие роутеры на более мощные модели или достаточно простого
o Как избежать перегрузки отдельных участков сети и снизить потери пакетов?
4. Повышение надежности и отказоустойчивости:
o Должна ли база данных ERP-системы находиться в единственном месте или целесообразно организовать кластер серверов с горячим резервированием?
o Можно ли организовать канал резервной связи для случая выхода из строя основной линии связи?
5. Контроль исполнения и тестирование результатов:
o После внедрения изменений как убедиться, что производительность улучшилась?
o Какие метрики и показатели необходимо отслеживать, чтобы подтвердить успешность выполненных работ?
________________________________________
Результат выполнения задания:
Документ, включающий в себя:
o Результаты проведенной диагностики сети и причины найденных проблем.
o Детальный план мероприятий по улучшению производительности сети с расчетом стоимости необходимых работ и оборудования.
o Схему размещения оборудования и новую топологию сети.
o Советы руководству по дальнейшему контролю и мониторинге сети.
Кейс-задание 2
Крупная торговая компания «Ритейл-Групп» испытывает серьезные трудности с сетью своего центрального склада. Этот склад обслуживает филиалы розничной торговли по всей стране, ежедневно обрабатывая тысячи заказов и перемещая десятки тонн товаров. Информационная система склада представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных подсистем: от автоматизированных конвейеров и погрузчиков до баз данных учета товара и логистических сервисов.
Однако в последнее время появились жалобы на низкую скорость загрузки данных, частую потерю пакетов, периодические сбои в работе автоматизированных систем и регулярные ошибки инвентаризации.
Вот некоторые факты о текущей ситуации:
o Склад оборудован современной системой автоматизации с большим количеством датчиков, терминалов сбора данных и контроллеров оборудования.
o Основная сеть построена на проводных линиях Gigabit Ethernet, дополненная несколькими Wi-Fi-точками доступа для мобильных устройств операторов.
o Доступ к центральной базе данных (MS SQL Server) организован через LAN, иногда возникают длительные задержки при обработке транзакций.
o Система видеонаблюдения покрывает весь склад и требует устойчивых потоков видеоданных высокого разрешения.
o Интернет-каналы используются для коммуникации филиалов, обновления данных и приема онлайн-заказов.
Руководство компании ставит перед вами задачу диагностировать текущие проблемы и разработать четкий план действий по увеличению производительности сети и снижению потерь данных.
________________________________________
Задача:
Разработать пошаговую стратегию по улучшению работы сети склада и устранить выявленные недостатки.
1. Диагностируйте существующее положение дел:
o Проведите аудит сетевой инфраструктуры, определите узкие места и слабые звенья.
o Соберите необходимую информацию: проверьте качество сигнала Wi-Fi, нагрузку на центральный сервер базы данных, доступность оборудования и быстродействие интернет-канала.
2. Проанализируйте ситуацию и найдите причины возникновения проблем:
o Возможно, существуют участки сети с недостаточной скоростью или высокой нагрузкой.
o Может потребоваться обновление устаревшего оборудования или изменение архитектуры сети.
o Оцените целесообразность перехода на гигабитные Wi-Fi-решения и установку дополнительного оборудования для равномерного покрытия.
3. Разработайте план мероприятий по исправлению ситуации:
o Представьте детализированный план улучшений, включающий замену или модернизацию оборудования, внедрение резервных каналов связи и дополнительное усиление сигналов Wi-Fi.
o Учтите будущие потребности в увеличении объемов данных и числе одновременно работающих устройств.
4. Опишите меры по обеспечению информационной безопасности:
o Насколько защищены внутренние ресурсы сети от внешнего вмешательства?
o Необходимы ли изменения в политике паролей, установка антивирусных программ или дополнительных фаерволов?
5. Приведите расчеты затрат на реализацию предложений:
o Сколько потребуется денежных средств на покупку оборудования, оплату услуг подрядчика и прочие расходы?
o Сделайте предварительную оценку сроков окупаемости инвестиций.
6. Сделайте выводы и предоставьте рекомендации руководству:
o Покажите ожидаемую выгоду от предлагаемых решений.
o Убедитесь, что ваша стратегия соответствует потребностям компании и способна гарантировать надежную и быструю работу сети склада.
________________________________________
Результат выполнения задания:
Отчёт, включающий в себя:
o Результаты проведенного аудита и диагностику выявленных проблем.
o Подробный план модернизации сети склада с указанием списка рекомендуемого оборудования и
o Расчеты капитальных вложений и сроки окупаемости предлагаемых изменений.
o Пошаговый алгоритм тестирования и проверки правильности работы модернизированной сети.
Кейс-задание 3
В университете возникли серьёзные проблемы с работой внутривузовской сети, особенно на факультете информационных технологий, где постоянно проводятся занятия с применением больших объёмов данных и требовательных образовательных платформ. За последний месяц учащались случаи перебоев связи, значительного падения скорости передачи данных и даже полного отсутствия доступа к университетским ресурсам. Преподаватели жалуются на невозможность проводить дистанционные занятия, студенты испытывают неудобства при выполнении тестов и курсовиков.
Технические специалисты университета выявили следующие моменты:
o Центральная магистраль сети изначально была рассчитана на меньшее количество пользователей и меньшие объёмы передаваемых данных.
o Существует проблема перегруженности наиболее нагруженных участков сети.
o Некоторые узлы сети являются устаревшими и не поддерживают современные стандарты связи.
o Система мониторинга сети неэффективна и не позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы.
Перед вами ставится задача выявить коренные причины возникающих трудностей и предложить конструктивные решения по модернизации сети вуза таким образом, чтобы удовлетворить растущие потребности преподавателей и студентов.
________________________________________
Задача:
Спроектировать и обосновать техническое решение по модернизации внутривузовской сети университета, исходя из поставленных целей:
1. Диагностика и выявление слабых мест сети:
o Проанализируйте текущую топологию сети, используемые сетевые протоколы и активное оборудование.
o Проведите нагрузочное тестирование сети, выявите загруженность каналов и частоту появления задержек.
o Найдите и зафиксируйте слабые звенья сети, такие как старые маршрутизаторы, недостаточно мощные коммутаторы или плохо настроенные сетевые сервисы.
2. Создание технического задания на модернизацию сети:
o Определите цели модернизации: увеличение пропускной способности, уменьшение задержек, обеспечение надёжности сети.
o Разработайте новые технические спецификации, ориентируясь на современное оборудование и подходящие сетевые стандарты.
o Выберите подходящее сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы, точки доступа и другое), рассчитанное на интенсивную эксплуатацию и высокие нагрузки.
3. Проектирование новой топологии сети:
o Нарисуйте схему будущей сети, покажите размещение оборудования, способ прокладки кабельных линий и границы сетей.
o Учтите возможность дальнейшего масштабирования сети, предусмотрев избыточность и гибкую архитектуру.
4. Реализация мер по повышению отказоустойчивости и безопасности сети:
o Создайте план резервирования важнейших компонентов сети.
o Оцените потребность в средствах сетевой безопасности (firewall, VPN, IDS/IPS и др.).
o Подготовьте политику парольной защиты и ограничения доступа.
5. Расчет бюджета на модернизацию сети:
o Посчитайте ориентировочные затраты на закупку оборудования, монтаж и обслуживание сети.
o Назначьте приоритеты по этапам модернизации, выбрав оптимальный график замены старого оборудования новым.
6. Подготовка инструкций по эксплуатации и рекомендациям пользователям:
o Составьте документацию для сотрудников технической службы университета по правильному использованию новой сети.
o Подготовьте памятку для преподавателей и студентов по поведению в условиях возможных сбоев и проведению профилактических мероприятий.
________________________________________
Результат выполнения задания:
Отчёт, включающий в себя:
o Анализ существующей сети и выявленные слабые места.
o Предлагаемую техническую концепцию модернизации сети.
o Схемы и чертежи новой сети с указанием всех используемых компонентов.
o Ориентировочные финансовые вложения и сроки реализации проекта.
o Рекомендации по дальнейшей эксплуатации и развитию сети.
Стек протоколов TCP/IP: структура, уровни, основные протоколы
IP-адресация: типы, классы, подсети, бесклассовая адресация (CIDR)
Диагностика сетей: назначение и применение утилит (ping, traceroute, tcpdump, nmap и др.)
Агрегирование Ethernet-интерфейсов (bonding) в Linux: принципы и практика
Настройка сетевых интерфейсов в Astra Linux: инструменты и методы
Организация удаленного доступа с помощью SSH: принципы, настройка, безопасность
Служба доменных имен DNS: архитектура, настройка, обеспечение отказоустойчивости
DHCP-сервер: роль в корпоративной сети, настройка и администрирование
Прокси-сервер Squid: возможности, настройка, сценарии использования
Синхронизация времени по сети: протокол NTP, настройка и значение для инфраструктуры
Автоматизация управления конфигурациями с помощью Ansible: преимущества и примеры
Система управления идентичностью FreeIPA (IdM): назначение, архитектура, внедрение
Веб-сервер Apache: основные возможности, настройка и обеспечение безопасности
Организация почтовых сервисов на базе Exim и Dovecot
Особенности установки и настройки ОС Astra Linux по сети
Переход на IPv6: преимущества, проблемы внедрения, базовые настройки
Роль и задачи сетевого администратора в современной организации
Сравнительный анализ систем управления идентичностью: FreeIPA, Active Directory, OpenLDAP
Тенденции развития сетевых технологий и перспективы профессии сетевого администратора
Рекомендации по выполнению письменных работ
В работе должны быть отражены теоретические основы выбранной темы и практические аспекты (примеры настройки, сценарии использования, анализ типовых ошибок и их устранение).
Для эссе - акцент на личное мнение, анализ актуальных проблем, перспектив, этических аспектов.
Для реферата - анализ литературы, нормативных документов, обзор современных решений и технологий.
Обязательно использование примеров из практики администрирования ОС Astra Linux и других систем, если это уместно.
Приветствуется иллюстрация материала схемами, таблицами, скриншотами настроек.
Пример оформления задания
Тема: Диагностика сетей в Astra Linux: инструменты и практические приемы
Структура:
Введение
Обзор утилит диагностики (ping, traceroute, tcpdump, nmap и др.)
Практические примеры использования
Типовые ошибки и методы их устранения
Заключение
Список литературы и источников
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п