учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
(представитель работодателя)
Задачи: знакомство с историей предмета и классическими экспериментами; знакомство с классическими и современными методами генетики; знакомство с исходным материалом в лесной селекции; теоретическое изучение законов классической генетики, закономерностей и механизмов изменчивости; изучение законов классической генетики, закономерностей и механизмов изменчивости; получение современных представлений об организации наследственного материала на всех уровнях организации живого; получение представлений о формах и методах сохранения генофонда лесных древесных пород
ПКС-3: Умением применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем;
ИД-1ПКC-3 Выполняет оценку влияния хозяйственных мероприятий на лесные и урбо-экосистемы, на их продуктивность, устойчивость, биоразнообразие, на средообразующие, водоохранные, защитные, санитарногигиенические, оздоровительные и иные полезные функции лесов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
состояние
состояние
сохранение. Единый генетико-селекционный комплекс.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Кейс-задачи
Тестовое задание
Лесная генетика и селекция
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет и методы генетики растений. Ее задачи на современном этапе и практическое значение
2. Понятие о наследственности и изменчивости и взаимоотношение между ними
3. Понятие о генотипе и фенотипе и взаимодействие между ними
4. Морфология хромосомы. Типы хромосом. Понятие о кариотипе
5. Цитологические основы бесполого развития. Митоз: фазы, значение
6. Цитологические основы полового развития. Мейоз: фазы, значение
8. Понятие гомо-, гетерозиготности, аллельности генов
9. Микро-, мегаспорогенез и микро-, мегагаметогенз у растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений
10. Сущность I, II, III законов Г. Менделя при моно-, ди-, полигибридных скрещиваниях
11. Гибридологический анализ и его значение в генетике
12. Виды неаллельного взаимодействия генов. Примеры (
13. Понятие о половых хромосомах. Их значение. Типы хромосомного определения пола
14. Наследование признаков сцепленных с полом. Его сущность и примеры
15. Генетическая карта хромосом и принципы ее построения
16. Сцепленное наследование признаков. Понятие о группах сцепления
17. Основные положения хромосомной теории наследственности
18. Сущность и эволюционное значение кроссинговера
19. Цитологическое доказательство кроссинговера
20. Понятие о цитоплазматической наследственности и ее формы. Плазмогены
21. Пластидная наследственность. Ее сущность и примеры
22. Митохондриальная наследственность. Ее сущность и примеры
23. Понятие о цитоплазматической мужской стерильности. Особенности ее проявления у разных растений
24. Понятие о мужской стерильности. Ее виды и формы проявления
25. Практическое использование цитоплазматической мужской стерильности
26. Косвенные доказательства ведущей роли ДНК в передаче наследственной информации
27. Прямые доказательства ведущей роли ДНК в передаче наследственной информации
28. Строение и свойства ДНК. Модель строения ДНК
29. Строение и функции РНК
30. Генетический код и его свойства
31. Понятие о транскрипции и трансляции. Классическая формула передачи наследственной информации
32. Этапы синтеза белка в клетке
33. Современные представления о гене
34. Мозаичное строение генов
35. Современная биотехнология и ее основные направления
36. Биотехнологические методы размножения посадочного материала
37. Генная инженерия как наука. Пути получения трансгенных растений
38. Трансгенные организмы. Использование трансгенных культур в земледелии
39. Возможность «вертикального» и «горизонтального» переноса генов при использовании трансгенных растений
40. Сущность закона Н. В. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости
41. Понятие об изменчивости организмов и ее классификация
42. Понятие о модификациях. Их виды и особенности проявления. Норма реакции генотипа
43. Индуцированный мутагенез. Факторы мутагенеза.
44. Полиплоидия и ее распространение в природе. Полиплоидные ряды
45. Полиплоидия: ее распространение в природе и практическое использование
46. .Методы искусственного получения полиплоидов. Понятие об оптимальном уровне плоидности
47. Автополиплоиды: классификация и значение. Примеры
48. Аллополиплоиды: классификация и значение. Примеры
49. Гаплоиды. Методы их получения и значение. Гаплоидная селекция
50. Методы искусственного получения полиплоидов
51. Понятие об отдаленной гибридизации. Ее классификация и распространение в природе
52. Искусственная отдаленная гибридизация. Ее значение и примеры
53. Нескрещиваемость видов при отдаленной гибридизации. Причины, методы преодоления
54. Бесплодие отдаленных гибридов. Причины и способы преодоления
55. Понятие об аутбридинге и инбридинге. Инбредный минимум и инбредная депрессия
56. Гетерозис. Генетические теории гетерозиса
57. Гетерозис. Особенности его проявления и пути закрепления в F2 и последующих поколениях
58. Практическое использование гетерозиса и проблема его закрепления
59. Понятие о популяциях. Генетическая и фенотипическая структура популяции. Закон Харди – Вайнберга
60. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции и их генетическое объяснение
61. Синтез и ресинтез видов. Схема вероятного происхождения пшеницы мягкой, сливы домашней
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Генетика как наука, ее зарождение и основные методы исследований.
2. История развития генетики. Периоды развития, достижения науки в эти периоды.
3. Понятие о генотипе и фенотипе.
4. Значение генетики в современных условиях.
5. Понятие о прокариотах и эукариотах.
6. Строение ядра и его роль в наследственности.
7. Морфология хромосомы и ее типы. Гомологичность хромосом и ее значение.
8. Понятие о кариотипе.
9. Фазы и значение митоза.
10. Эндомитоз и его типы. Амитоз. Примеры
11. Фазы и значение мейоза.
13. Отличия мейоза от митоза.
14. Макроспорогенез и макрогаметогенез.
15. Понятие о женском гаметофите.
16. Микроспорогенез и микрогаметогенез.
17. Понятие о мужском гаметофите.
18. Способы размножения растений.
19. Г. Мендель как основоположник классической генетики. Всеобщее значение его законов.
20. Гибридологический (генетический) анализ и его сущность.
21. Явление доминирования и его виды.
22. Аллельность генов. Гомо- и гетерозиготность организмов и их значение.
23. Моногибридное скрещивание и законы Менделя.
24. Дигибридное скрещивание и законы Менделя.
25. Типы скрещиваний, применяемых в гибридологическом анализе.
26. Правило независимого комбинирования генов, его сущность и значение.
27. Статистическая оценка результатов расщепления и ее значение. Метод -квадрата.
28. Полигибридные скрещивания и законы Менделя.
29. Плейотропное действие генов, его виды и примеры.
30. Неаллельное взаимодействие генов и его виды.
31. Отличие аллельного и неаллельного взаимодействия генов.
32. Явление комплементарности и его примеры.
33. Возможное расщепление по фенотипу в F2 при комплементарном взаимодействии генов.
34. Явление эпистаза, его виды и примеры.
35. Возможное расщепление по фенотипу в F2 при эпистатическом взаимодействии генов.
36. Явление полимерии и его примеры.
37. Возможное расщепление по фенотипу в F2 при полимерии.
38. Модифицирующее действие генов и его примеры.
39. Типы генов-модификаторов.
40. Понятие о трансгрессиях, их виды и примеры.
41. Понятие о новообразованиях, их значение и примеры.
42. Основные предпосылки создания хромосомной теории наследственности.
43. Понятие о половых хромосомах и их значение. Аутосомы.
44. Виды определения пола у раздельнополых организмов.
45. Понятие о наследовании, сцепленном с полом. Гемизиготность организмов. Примеры.
46. Типы хромосомного определения пола. Примеры.
47. Понятие о наследовании при нерасхождении половых хромосом. Примеры по дрозофиле и человеку.
48. Понятие о сцепленном наследовании признаков. Группа сцепления генов. Примеры.
49. Понятие о кроссинговере, его типы и цитологическое доказательство. Частота перекреста хромосом.
50. Понятие о генетической карте хромосом, ее значение и принципы построения.
51. Основные положения хромосомной теории наследственности.
52. Понятие о цитоплазматической наследственности и ее основные формы.
53. Схема Дж. Джинкса по классификации генетического материала клетки. Плазмогены.
54. Понятие о пластидной наследственности. Примеры.
55. Понятие о митохондриальной наследственности. Примеры.
56. Понятие о мужской стерильности растений, ее типы и формы проявления.
57. ЦМС, особенности ее проявления у различных культур.
58. Практическое значение ЦМС.
59. Косвенные доказательства ведущей роли ДНК в передаче наследственной информации.
60. Прямые доказательства ведущей роли ДНК в передаче наследственной информации.
61. Виды нуклеиновых кислот в клетке и различия в их строении.
62. Строение и функции ДНК.
63. Правило Э. Чаргаффа и его объяснение. Комплементарность азотистых оснований.
64. Модель строения ДНК по Ф. Крику и Д. Уотсону и ее объяснение.
65. Виды РНК в клетке, их строение и функции.
66. Понятие о генетическом коде и его свойства.
67. Классическая формула передачи наследственной информации и ее объяснение.
68. Транскрипция и трансляция.
69. Этапы синтеза белка в клетке.
70. Современные представления о гене.
71. Современная биотехнология и ее основные направления. Примеры.
72. Культура клеток, способы и пути получения целых растений.
73. Области практического применения культуры клеток в садоводстве.
74. Понятие о генной инженерии и ее операции. Этапы генно-инженерных работ.
75. Понятие об изменчивости организмов и ее классификации.
76. Классификация внутривидовой изменчивости древесных растений.
77. Понятие о модификациях, их классификация и адаптивный характер. Примеры.
78. Формула модификационной изменчивости и ее объяснение.
79. Понятие о норме реакции генотипа, ее значение. Примеры.
81. Понятие о мутациях Основные положения мутационной теории Г. Де Фриза и ее основная ошибка.
82. Естественный мутагенез и его значение в эволюции. Природные мутагенные факторы.
83. Искусственный мутагенез и его значение. Классификация мутагенов. Понятие о критической дозе облучения.
84. Классификация мутаций на уровни и ее объяснение.
85. Основные принципы классификации мутаций.
86. Соматические и генеративные мутации.
87. Сущность закона Н. И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной и изменчивости.
88. Понятие о полиплоидии. Естественная полиплоидия и ее примеры.
89. Отличие полиплоидных растений от диплоидных. Их общие достоинства и недостатки.
90. Типы возникновения полиплоидии и классификация полиплоидоидов.
91. Методы получения полиплоидов. Принцип действия колхицина и особенности его применения.
92. Понятие об анеуплоидах, их классификация и значение.
93. Понятие о гаплоидах, методы их получения и их значение.
94. Понятие об отдаленной гибридизации, ее классификация. Примеры.
95. Естественная и искусственная отдаленная гибридизация, их значение.
96. Трудности при отдаленной гибридизации, их причины.
97. Нескрещиваемость видов, формы ее проявления и методы преодоления.
98. Синтез видов, его значение и примеры.
99. Ресинтез видов. Его значение. Схема вероятного происхождения мягкой пшеницы.
100. Бесплодие гибридов первого поколения, его причины и методы преодоления.
101. Понятие об аутбридинге и инбридинге. Инбредная депрессия и инбредный минимум.
102. Понятие о гетерозисе.
103. Особенности проявления гетерозиса у растений.
104. Значение гетерозиса в селекции.
105. Проблемы закрепления гетерозиса у разных растений и пути ее решения.
Кейс-задачи
Одной из форм СРС является решение задач по индивидуальным заданиям. Вариант задания формируется по комбинации цифр из номера зачетной книжки обучающегося. Используется сборник задач к самостоятельной работе, в котором представлено более 300 задач по основным разделам изучаемой дисциплины
Задача № 2. У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. При опылении черносемянного растения пыльцой белосемянного, получили половину растений с черными семенами и половину – с белыми. Определите генотип материнского растения.
Задача № 17. Альбинизм (отсутствие зеленой окраски) у растений определяется рецессивным геном а в гомозиготном состоянии и обладает летальным действием. Доминантный ген А обусловливает развитие зеленой окраски. 17. От скрещивания двух гетерозиготных растений ячменя было получено 75 зеленых растений. Определите: 1) сколько растений погибло; 2) сколько доминантных гомозигот будет среди зеленых растений?
Задача № 32. У львиного зева, космеи и ночной красавицы красная окраска цветков, а у земляники ягод R не полностью доминирует над белой r. Взаимодействие генов R и r дает розовую окраску цветков (ягод). От скрещивания красноцветковых растений ночной красавицы с белоцветковыми получили растения с розовыми цветками. Что можно ожидать в потомстве самоопыляющихся розовоцветковых растений?
Задача № 60. У пшеницы безостость A доминирует над остистостью a, красная окраска колоса B над белой b. Два растения пшеницы имеют один фенотип – безостый красный колос, но различные генотипы. Как определить различия в генотипе?
Задача № 70. У дрозофилы серая окраска тела и нормальные крылья, определяются доминантными генами B и V, а черная окраска тела и зачаточные крылья зависят от рецессивных генов b и v . При скрещивании двух мух с зачаточными крыльями, из которых одна была серой, а другая черной, в потомстве получены серые мухи с зачаточными крыльями. Определить генотип родителей.
Задача № 83 (а). У земляники красная окраска ягод R не полностью доминирует над белой r, а нормальная чашечка B над листовидной b. У дигетерозиготы RrBb – ягоды розовые с промежуточной чашечкой. Определить фенотипы потомства от следующих скрещиваний: RRBb × rrnn
Задача № 98 (б). У гороха желтая окраска семян А доминирует над зеленой а, гладкая форма B – над морщинистой b, а красная окраска цветков С – над белой с. Определите фенотип потомства каждого из следующих скрещиваний: aabbCC × AabbCc;
Задача № 102. Определите расщепление по фенотипу при самоопылении белоцветкового растения гороха, гетерозиготного по окраске и форме семян.
(комбинация 05, 55)
Задача № 6. У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. От скрещивания гетерозиготного черносемянного растения с белосемянным было поучено 76 семян. Определите: 1) генотипы и фенотипы полученного потомства; 2) сколько семян из 76 могут иметь белую окраску?
Задача № 21. У томатов нормальная высота растений А доминирует над карликовостью а. Красная окраска плодов R доминирует над желтой r. Какое потомство следует ожидать от самоопыления гибридов F1, полученных от скрещивания гомозиготных растений нормального роста с карликовыми?
Задача № 36. У львиного зева, космеи и ночной красавицы красная окраска цветков, а у земляники ягод R не полностью доминирует над белой r. Взаимодействие генов R и r дает розовую окраску цветков (ягод). При скрещивании двух растений ночной красавицы половина гибридов имела розовые цветы, а половина – белые. Определите генотип и фенотип родителей.
Задача № 73. У арбуза признаки окраски плода (Р - р) и его формы (С- с) наследуются независимо. Зеленая окраска плодов является доминантной по отношению к полосатой, а округлая форма плодов доминирует над овальной. Растения, с зелеными овальными плодами скрестили с растением, имеющим округлые полосатые плоды. ¼ гибридных растений имели зеленые округлые плоды; ¼ – зеленые овальные; ¼ – полосатые округлые и ¼ – полосатые овальные. Определите генотипы родительских растений.
Задача № 83 (е). У земляники красная окраска ягод R не полностью доминирует над белой r, а нормальная чашечка B над листовидной b. У дигетерозиготы RrBb – ягоды розовые с промежуточной чашечкой. Определить фенотипы потомства от следующих скрещиваний: RRbb × Rrbb
Задача № 99 (а). У гороха желтая окраска семян А доминирует над зеленой а, гладкая форма B – над морщинистой b, а красная окраска цветков С – над белой с. Гетерозигота AaBbCcDd скрещена с гомозиготным рецессивом. Определите: а) число классов в полученном потомстве по генотипу.
Задача № 107. Определите генотип материнской формы гороха, если при анализирующем скрещивании гибридов F1 полученное потомство имело белые цветки, но половина семян были желтые гладкие, а другая половина – зеленые морщинистые
(комбинация 10, 60)
Задача № 11. У овса устойчивость к головне R доминирует над восприимчивостью r. Определите характер расщепления гибридов второго поколения у овса при скрещивании двух растений, одно из которых гомозиготно по устойчивости к головне, а другое восприимчиво к этому заболеванию.
Задача № 26. У пшеницы карликовость доминирует над высокорослостью. В скрещиваниях получены расщепления по фенотипу 3 : 1 и 1 : 1. Определите генотипы и фенотипы родителей.
Задача № 41. У редиса форма корнеплода наследуется по типу неполного доминирования, и растения имеют три типа корнеплодов: длинный, овальный и круглый. Скрещивали растения с длинными и круглыми корнеплодами. В первом поколении было получено 72 растения с овальным корнеплодом, а во втором – 260 растений. Определить: 1) сколько разных фенотипов может быть у растений F2; 2) сколько растений F2 могут иметь овальную форму корнеплода; 3) сколько растений F2 будут иметь округлую форму корнеплода?
Задача № 63. У томатов красная окраска плодов R доминирует над желтой r, а высокорослость H над карликовостью h. Дигетерозиготное красноплодное высокорослое растение скрещено с желтоплодным карликовым растением. Определите генотип и фенотип гибридов первого поколения.
Задача № 75. У арбуза признаки окраски плода (Р - р) и его формы (С- с) наследуются независимо. Зеленая окраска плодов является доминантной по отношению к полосатой, а округлая форма плодов доминирует над овальной. Как определить различаются ли по генотипу растения, имеющие зеленые округлые плоды?
Задача № 83 (и). У земляники красная окраска ягод R не полностью доминирует над белой r, а нормальная чашечка B над листовидной b. У дигетерозиготы RrBb – ягоды розовые с промежуточной чашечкой. Определить фенотипы потомства от следующих скрещиваний: RR bb × RrBb
Задача № 100 (в). Определите число классов по генотипу и фенотипу в F2 в следующих скрещиваниях: тетрагибридное.
Задача № 104. У гороха желтая окраска семян А доминирует над зеленой а, гладкая форма B – над морщинистой b, а красная окраска цветков С – над белой с. Определите расщепление по фенотипу в потомстве белоцветкового растения гороха, гетерозиготного по окраске и форме семян, скрещенного с доминантной гомозиготой по указанным признакам.
Тестовое задание
1. Расщепление по генотипу в F2 при моногибридном скрещивании
а. 3:1
б. 1:2:1
в. 9:3:3:1
г. 1:2:1:2:4:2:2:1
Ответ: б
2. Первый закон Менделя
а. Чистоты гамет
б. Единообразие гибридов F1
в. Расщепление
г. Правило независимого комбинирования
Ответ: б
3. Число образующих гамет при тригибридном скрещивании
а. 8
б. 16
в. 4
г. 2
Ответ: а
4. Из какого поколения следует начинать отбор из гибридных популяций самоопылителей?
а. F1
б. F2
в. F3
г. F4
5. Алгебраическая формула, выражающая закон Харди-Вайнберга
а. p2 AA + 2pqAa + q2 aa =1
б. А+а = 1
в. p+ q= 1
г. pА+ qа= 1
Ответ: а
6. Формула комплементарного действия генов
а. А+В
б. А≥В
в. А≥в
г. А-В
Ответ: а
7. Расщепление по финотипу в F2 при моногибридном скрещивании
а. 3:1
б. 1:2:1
в. 9:3:3:1
г. 1:2:1:2:4:2:2:1
Ответ: а
8. Расщепление по финотипу в F2 при дигибридном скрещивании
а. 3:1
б. 1:2:1
в. 9:3:3:1
г. 1:2:1:2:4:2:2:1
Ответ: в
9. Формула доминантного эпистаза
а. А > В
б. А≥В
в. А+В
г. А=В
Ответ: а
10. Хромосомы по которым отличаются особи женского и мужского пола получили название
а. Простых хромосом
б. Стерильных хромосом
в. Фертильных хромосом
г. Половых хромосом
Ответ: г
11. Соотношением в потомстве признаков по фенотипу 3 : 1 иллюстрируется
а. правило доминирования
б. закон расщепления
в. сцепленное наследование признаков
г. множественное действие генов
Ответ: б
12. Сколько типов гамет образует генотип АаВвССDD?
а. 2
б. 4
в. 6
г. 8
Ответ: б
13. Дигибридное скрещивание растения желтого и гладкого гороха с морщинистым зеленым и определите возможные генотипы родителей.
а. АаВВ х ааВЬ
б. АаВЬ х ааВВ
в. ААВВ х aabb
г. Aabb х Aabb
Ответ: в
14. Система близкородственных скрещиваний называется
а. аутбридинг
б. гетерозис
в. экология
г. инбридинг
Ответ: г
15. Современные методики, заимствованные селекционерами из молекулярной биологии и генетики, называются
а. биотехнологии
в. экология
г. цитология
ответ: а
Знать, уметь
1. Альбинизм (отсутствие зеленой окраски) у растений определяется рецессивным геном а в гомозиготном состоянии и обладает летальным действием. Доминантный ген А обусловливает развитие зеленой окраски. От скрещивания двух зеленых растений кукурузы было получено 44 растения, из которых 11 были альбиносами и погибли. Определите, сколько растений были гетерозиготами и доминантными гомозиготами?
а. Гетерозиготных -11; доминантными гомозиготами – 22
б. Гетерозиготных -22; доминантными гомозиготами – 11
в. Гетерозиготных -33; доминантными гомозиготами – 11
г. Гетерозиготных -11; доминантными гомозиготами – 33
Ответ: б
2. Альбинизм (отсутствие зеленой окраски) у растений определяется рецессивным геном а в гомозиготном состоянии и обладает летальным действием. Доминантный ген А обусловливает развитие зеленой окраски. От скрещивания двух гетерозиготных растений ячменя было получено 75 зеленых растений. Определите сколько растений погибло?
а. 25
б. 50
в. 75
г. 100
Ответ: а
3. Альбинизм (отсутствие зеленой окраски) у растений определяется рецессивным геном а в гомозиготном состоянии и обладает летальным действием. Доминантный ген А обусловливает развитие зеленой окраски. От скрещивания двух гетерозиготных растений ячменя было получено 75 зеленых растений. Определите сколько доминантных гомозигот будет среди зеленых растений?
а. 13,5
б. 25
в. 50
г. 75
Ответ: б
4. У гороха две пары признаков: высокий рост – низкий рост (А - а) и красная окраска – белая окраска цветков (В - b) наследуются независимо. От опыления высокорослого растения гороха с красными цветками (ААВb) с низкорослым растением, имеющим белые цветки (ааbb), получили 100 растений F1 . Определите, сколько растений в полученном потомстве будут высокорослыми с белыми цветками?
а. 50 растений будут высокорослыми с белыми цветками
б. 75 растений будут высокорослыми с белыми цветками
в. 0 растений будут высокорослыми с белыми цветками
г. 25 растений будут высокорослыми с белыми цветками
Ответ: а
5. У пшеницы безостость A доминирует над остистостью a, красная окраска колоса B над белой b. Определите генотипы родителей и проанализируйте скрещивание, если в полученном потомстве 56, 25 % растений безостые красноколосые, по 18, 75 % остистых красноколосых и безостых белоколосых и 6, 25 % – остистые белоколосые. Определите генотипы родителей?
а. АА×АА
б. АА×аа
в. АА×Аа
г. Аа×Аа
Ответ: г
6. У душистого горошка пурпурная окраска цветков обусловлена взаимодействием двух комплементарных доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого их них красный пигмент не образуется и растение имеет белые цветки. При скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветками в F1 были получены растения с пурпурными цветками. Определить расщепление по фенотипу в F2 , полученном от самоопыления гибридов F1
а. Расщепление по фенотипу 3:1
б. Расщепление по фенотипу 1:2:1
в. Расщепление по фенотипу 9:7
г. Расщепление по фенотипу 9:1
Ответ: в
7. У кукурузы растения нормальной высоты имеют в своем генотипе два неаллельных доминантных гена В и С. Гомозиготность по рецессивным аллелям даже одного из этих генов приводит к возникновению карликовых форм. От скрещивания двух карликовых растений получили гибриды F1 нормальной высоты. Какое количество в процентном соотношении было получено гибридов с нормальной высотой?
а. 25%
б. 50%
в. 75%
г. 100%
Ответ: г
а. 24
б. 48
в. 192
г. 360
Ответ: а
9. У овса черная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен по отношению к гену В и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов проявляется белая окраска семян. В следующем скрещивании AaBB × AaBB. Сколько зерен будет иметь черную окраску зерна
а. 1 / 4
б. 2 / 4
в. 3 / 4
г. 4 / 4
Ответ: в
10. У овса черная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен по отношению к гену В и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов проявляется белая окраска семян. От скрещивания растений с генотипами Aabb и aaBb было получено 44 растения. Сколько разных генотипов было получено при таком скрещивании?
а. 6
б. 8
в. 3
г. 4
Ответ: г
11. У тыквы белая окраска плодов определяется доминантным геном W, а желтая – доминантным геном Y. Ген W эпистатичен по отношению к гену Y, и последний в его присутствии не проявляется. Рецессивные аллели этих генов в гомозиготном состоянии дают зеленую окраску плодов. Скрещивали растение с белыми плодами, имеющие генотип WWYY, с растением, имеющим зеленые плоды. Сколько растений в F1 с белыми плодами?
а. 100%
б. 75%
в. 50%
г. 25%
Ответ: а
12. У некоторых сортов пшеницы красная окраска зерна контролируется двумя парами полимерных доминантных генов. Два доминантных гена в гомозиготном состоянии (А1 А1 А2 А2 ) определяют темно-красную окраску зерна, один доминантный ген (А1 или А2 ) – бледно-красную, два – светло-красную, а три – красную окраску зерна. Сколько растений в следующем скрещивании А1 а1 а2 а2 × А1 а1 А2 А2 будут иметь красную окраску?
а. ¼
б. 3/4
в. 2/4
г. 4/4
Ответ: а
13. У дрозофилы гомогаметным полом является женский, а гетерогаметным – мужской. Гены, определяющие окраску глаз, локализованы в Х-хромосоме и наследуются сцеплено. Аллель дикой красной окраски обозначается W, а белой – w. Y-хромосома у нее генетически инертна. Гомозиготная красноглазая самка скрещена с белоглазым самцом. Р ♀ XWXW × XwY. Сколько самцов и самок имели красные глаза в первом поколении?
а. 25% самцов и 75% самок
б. 25% самок и 75% самцов
в. Только самки имели красный цвет глаз
г. Все самки и самцы имели красный цвет глаз
Ответ: г
14. У дрозофилы доминантный ген нормального размера тела S и рецессивный ген укороченного тела s локализованы в Х-хромосоме и наследуются сцеплено. Сколько будет получено самцов с укороченным телом при скрещивании мух, имеющих генотипы: ♀ ХS Хs × ♂ ХS Y
а. 25% самцов имели укороченное тело
б. Все самцы имели укороченное тело
в. Ни одного самца с укороченным телом
г. Половина самцов имели укороченное тело
Ответ: г
15. У дрозофилы доминантный ген нормального размера тела S и рецессивный ген укороченного тела s локализованы в Х-хромосоме и наследуются сцеплено. Сколько будет получено самок с укороченным телом при скрещивании мух, имеющих генотипы: ♀ ХS Хs × ♂ ХS Y
а. 25% самок имели укороченное тело
в. Ни одной самки с укороченным телом
г. 50% самок имели укороченное тело
Ответ: в
Знать, уметь, владеть
1. У овса ранняя спелость А доминирует над а - позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 растения раннего созревания. Определить число позднеспелых растений.
Ответ: 69134
2. У томатов красная окраска плодов R доминирует над желтой r, а высокорослость H над карликовостью h. Дигетерозиготное красноплодное высокорослое растение скрещено с желтоплодным карликовым растением. Какое расщепление по фенотипу?
Ответ: 1:1:1:1
3. У львиного зева красная окраска цветка R не полностью доминирует над белой r, Сочетание генов Rr дает розовую окраску цветков. Нормальная форма цветка N доминирует над пилорической n. Белоцветковые растения, гетерозиготные по форме цветка, опылены между собой. Есть ли вероятность получить от этого скрещивания растение с розовой окраской цветка?
Ответ: 0 (нуль, ноль)
4. У льна окраска венчика наследуется по типу комплементарного взаимодействия генов. Аллель A обусловливает окрашенный венчик, a – неокрашенный. При наличии доминантного гена А вторая пара аллелей определяет окраску венчика – голубую (B), – розовую (b). При скрещивании двух сортов льна с розовым (AAbb) и белым (aaBВ) венчиком были получены гибриды F1 , от самоопыления которых получили 48 растений. Сколько растений F2 имели голубую окраску венчика?
Ответ: 27 растений с голубым венчиком (27 голуб. : 3 роз. : 4 неокр.)
5. У дрозофилы гомогаметным полом является женский, а гетерогаметным – мужской. Гены, определяющие окраску глаз, локализованы в Х-хромосоме и наследуются сцеплено. Аллель дикой красной окраски обозначается W, а белой – w. Y-хромосома у нее генетически инертна. Гомозиготных красноглазых самок скрещивали с белоглазыми самцами. В F1 было получено 48 мух. От скрещивания гибридов F1 между собой было получено 96 мух F2 . Определите сколько самок были гомозиготными красноглазыми?
Ответ: 24
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п