учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
- формирование мировоззрения у обучающихся для эффективного решения задач по охране лесов от пожаров, сохранению биоразнообразия и поддержанию устойчивого развития лесного хозяйства.
Задачи: – изучить виды прогнозирования возникновения лесных пожаров;
- изучить эффективные мероприятия по профилактике, обнаружению и тушению пожара;
- изучить методику оценки ущерба после пожара;
- ознакомиться с мероприятиями по ликвидации последствий пожаров и использованию положительного воздействия огня на лесные биогеоценозы;
- сформировать систему знаний и навыков в области лесной пирологии, при защите растущего леса и заготовленной древесины;
– сформировать эстетическое представления о природоохранной и социальной роли леса;
– подготовка к будущей профессиональной деятельности и решению морально-эстетических проблем в сфере лесных отношений;
– изучить историческую связь развития Руси (территории, культуры, национального характера) с лесом;
– сформировать у обучающихся уважительное, бережное, эстетическое отношение к лесам;
- воспитать чувства гордости и ответственности к профессии специалиста лесного хозяйства;
- формирование мировоззрения у обучающихся для эффективного решения задач по охране лесов от пожаров, сохранению биоразнообразия и поддержанию устойчивого развития лесного хозяйства.
Задачи: – изучить виды прогнозирования возникновения лесных пожаров;
- изучить эффективные мероприятия по профилактике, обнаружению и тушению пожара;
- изучить методику оценки ущерба после пожара;
- ознакомиться с мероприятиями по ликвидации последствий пожаров и использованию положительного воздействия огня на лесные биогеоценозы;
- сформировать систему знаний и навыков в области лесной пирологии, при защите растущего леса и заготовленной древесины;
– сформировать эстетическое представления о природоохранной и социальной роли леса;
– подготовка к будущей профессиональной деятельности и решению морально-эстетических проблем в сфере лесных отношений;
– изучить историческую связь развития Руси (территории, культуры, национального характера) с лесом;
– сформировать у обучающихся уважительное, бережное, эстетическое отношение к лесам;
- воспитать чувства гордости и ответственности к профессии специалиста лесного хозяйства;
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
- меры противопожарной профилактики в лесу;
- методы обнаружения, локализации и тушения лесных пожаров;
- структуру и деятельность лесопожарной службы;
- использование в лесохозяйственной практике управляемого огня;:
Не знает, как вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
Плохо знает, как вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
Хорошо знает, как вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
Отлично знает, как вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
- осуществлять действия по созданию и поддержанию безопасных условий жизнедеятельности, том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оказывать первую помощь пострадавшему;
- использовать лесохозяйственные мероприятия по непрерывному и неистощительному использованию; использовать современные методы при проведении научных исследований в области лесного дела;:
Не умеет вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
Плохо умеет вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
Хорошо умеет вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
Отлично умеет вырабатывать стратегию решения поставленной задачи
- владеть навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- владеть приемами оказания первой помощи; навыками проведения лесохозяйственных мероприятий по рациональному использованию лесов;
- владеть современными методами при проведении научных исследований в области лесного дела;:
Не владеет навыками выработки стратегии решения поставленной задачи
Плохо владеет навыками выработки стратегии решения поставленной задачи
Хорошо владеет навыками выработки стратегии решения поставленной задачи
Отлично владеет навыками выработки стратегии решения поставленной задачи
ПКС-2: способностью понимать современные проблемы научно-технического развития лесного и лесопаркового хозяйства;
- меры противопожарной профилактики в лесу;
- методы обнаружения, локализации и тушения лесных пожаров;
- структуру и деятельность лесопожарной службы;
- использование в лесохозяйственной практике управляемого огня;:
- осуществлять действия по созданию и поддержанию безопасных условий жизнедеятельности, том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оказывать первую помощь пострадавшему;
- использовать лесохозяйственные мероприятия по непрерывному и неистощительному использованию; использовать современные методы при проведении научных исследований в области лесного дела;:
- владеть навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- владеть приемами оказания первой помощи; навыками проведения лесохозяйственных мероприятий по рациональному использованию лесов;
- владеть современными методами при проведении научных исследований в области лесного дела;:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
на землях лесного фонда.
лесорастительных условиях
насаждений в зависимости от лесоводственных показателей
лесных пожаров
Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Текущий контроль проводится в виде:
- тематического контроля: по итогам изучения отдельных тем дисциплины (устный опрос с элементами дискуссии на лекциях и практических занятиях);
- рубежного контроля: по итогам изучения раздела или нескольких разделов дисциплины;
- рефераты;
- собеседование;
Лесная пирология на биогеоценотической основе
2) охватывает все разделы дисциплины
1 Что такое лес? Какие леса произрастают в России.
2 Что такое лесное хозяйство.
3 Что такое лесные ресурсы.
4 Что такое огонь?
5 В чем проявляются экологические функции леса.
6 Что понимается под лесным фондом РФ.
7 Что такое участок леса.
8 Что понимается под мониторингом лесов.
9 Какие различают земли лесного фонда.
10 Какие леса наиболее уязвимые действию огня.
11 Что понимают под устойчивостью леса.
12 Какие возрастные группы древостоев наиболее уязвимы к воздействию огня.
13 Какие лесные насаждения наиболее воздействию огня.
14 Какие компоненты леса наиболее сильно страдают от огня.
15 Какие типы лесорастительных условий наиболее воздействию огня.
16 Какие типы леса наиболее сильно страдают от огня.
17 Какие главные причины смены древесных пород.
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля освоения дисциплины (модуля)
1. Основные нормативно-правовые акты по предупреждению лесных пожаров.
2. Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах РФ.
3. Мероприятия по охране лесов от пожаров в местах массового отдыха.
4. Массовая разъяснительная работа, направленная на предупреждение лесных пожаров.
5. Мероприятия по ограничению распространения пожаров и по своевременному обнаружению пожаров.
6. Затраты на тушение лесных пожаров.
7. Техника безопасности при тушении лесных пожаров.
8. Предупредительные противопожарные мероприятия.
9. Правила пожарной безопасности в лесах России и ответственность за их нарушение.
10. Обнаружение лесных пожаров.
11. Силы и средства пожаротушения.
12. Организация тушения лесных пожаров.
13. Способы тушения лесных пожаров.
14. Тактика тушения лесных пожаров.
15. Технические средства пожаротушения.
16. Техника безопасности при борьбе с лесными пожарами, производственная документация по тушению лесных
17. Учет и статистика лесных пожаров.
18. Последствия лесных пожаров.
19. Использование положительной роли огня в лесном хозяйстве
20. География лесных пожаров и их периодичность.
21. Разделение лесных пожаров.
22. Влияние пожаров на лес.
23. Классификация гарей по И.С. Мелехову.
24. Отрицательные и положительные последствия огневого воздействия на окружающую среду и на компоненты лесных биогеоценозов: деревья, подрост и подлесок, кустарники и травы, почва, животный мир.
25. Оценка ущерба и ответственность за нарушения Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
26. Мероприятия по снижению послепожарного ущерба.
27. Экономически целесообразные способы разработки горельников и улучшение их санитарного состояния.
28. Использование недревесных растительных ресурсов, борьба с эрозионным и и другими почворазрушающими процессами после пожаров в горных лесах и в условиях многолетней мерзлоты.
29. Облесение гарей.
30. Горельники в защитных лесных насаждениях.
31. Использование управляемого огня в лесном хозяйстве.
32. Применение огня для борьбы с пожарами, проведение профилактических палов для снижения запасов ЛГМ в лесу.
33. Выжигание ЛГМ на лесосеках и гарях.
34. Создание защитных противопожарных полос выжиганием.
35. Отжиг против кромки пожара.
36. Огневая очистка лесосек.
37. Удаление нежелательных деревьев в молодняках путем обжигания коры.
Тестовые задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины (модуля)
1 Часть кромки лесного пожара, на которой он распространяется с минимальной скоростью называется...
1 Пята
2 Фланг
3 Фронт
4 Тыл
2 По мнению академика И.С. Мелехова «триада загорания леса» - это....
1 лесной горючий материал; рельеф; погода;
2 горючий материал; условия, которые способствуют загоранию и распространению огня; источник огня;
3 легковоспламеняющиеся материалы; источник огня; рельеф местности;
3 Лесные пожары принято разделять на три основные вида:
1 низовые беглые, верховые устойчивые, верховые беглые
2 верховые, низовые беглые, низовые устойчивые
3 низовые, верховые, подземные
4 Остановка распространения огня называется ....
1 Ликвидация
2 Окарауливание
3 Локализация
4 Первая атака
5 Как называется полоса поверхности земли определённой ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы?
1 Рубежная полоса
2 Минерализованная полоса
3 Огродительная полоса
4 Полезащитная полоса
6 Каким цветом обозначается на карте I класс пожарной опасности по лесорастительным условиям?
1 Красным
2 Зеленым
3 Желтым
4 Оранжевым
7 Что означает введение особого противопожарного режима?
1 Запрещено посещение лесов
2 Запрещено разведение костров
3 Запрещена охота
4 Запрещено оставлять костер без присмотра
8 Как называется платформа для дистанционного монторинга пожарной обстановки Рослесхоза?
1 ИСДМ
2 ЕГАИС
3 ФГИС ЛК
9 К факторам, повышающим пожарную опасность лесов относятся:
1 изрезанный рельеф;
2 выровненный рельеф;
3 высокая транспортная доступность лесов;
4 низкая транспортная доступность лесов;
10 К факторам, повышающим пожарную опасность лесов относятся:
1 значительное захламление лесов на площади;
2 отсутствие захламленности лесов на площади;
3 наличие значительной доли хвойных молодняков;
4 наличие значительной доли лиственных пород;
11 Правила поведения в лесу для населения в пожароопасный сезон устанавливаются в нормативном документе:
1 Лесной Кодекс РФ
2 Правила пожарной безопасности в лесах
3 Рекомендации по противопожарной профилактике
Контрольные вопросы (продолжите ответ / дайте полный ответ):
1. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то прежде всего необходимо ___
2. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо _________
3. Высшая теплотворная способность представляет собой количество ______
4. Низшая теплотворная способность представляет собой количество _______
5. Минимальная температура, при которой скорость выделения энергии в результате реакции окисления превосходит скорость ее рассеивания и начинается горение, называется ________
6. География лесных пожаров – это ________
7. При низовом пожаре выделяется довольно ________
8. Над пожаром образуются восходящие потоки нагретого воздуха и продуктов сгорания, это ________
9. Энергия, выделяющаяся при горении, распространяется в окружающую среду с нагретым воздухом и продуктами горения, частично поднимающимися вверх, называется ________
10. Энергия, выделяющаяся при горении, распространяется в окружающую среду с нагретым воздухом и продуктами горения, перемещающимися в горизонтальном направлении, называется ________
11. Энергия, выделяющаяся при горении, распространяется в окружающую среду с нагретым воздухом и продуктами горения, в виде лучистой энергии, называется ________
12. Энергия, выделяющаяся при горении, распространяется в окружающую среду с нагретым воздухом и продуктами горения, а также в виде тепла, распространяющегося по горючему материалу благодаря его теплопроводности, называется ________
13. Последствия низовых пожаров ________
14. На развитие верховых пожаров большое влияние оказывает ________
15. Последствия верховых пожаров – это ________
16. На развитие и распространение пожаров в горных лесах оказывает влияние ________
17. Наклон земной поверхности, по которой поднимается кромка пожара ________
18. В горных районах, какие стороны склона менее пожароопасны ________
19. Случаи распространения пожаров в горах ________
20. Наиболее важным показателем интенсивности горения при пожаре является 21. Последствия лесных пожаров ________
22. При низких зимних температурах скорость низового пожара ________
23. При низких летних температурах скорость низового пожара ________
24. При лесных пожарах горят ________
25. Кромка беглого низового пожара слабой и средней силы легко может быть потушена ________
26. Грунт может быть использован для засыпки кромки ________
27. Большая надежность тушения вдоль кромки ________
28. Изоляция – это ________
29. Полосы и канавы – это ________
30. Канавы применяют при тушении ________
31. Время суток наиболее успешное для тушения лесных пожаров ________
32. Дожди и высокая влажность способствуют для распространения ________
33. Влияние Сильных ветров на лесные пожары ________
34. Тихая погода и понижение температуры воздуха, особенно в ночное время. Влияние. ________
35. Сухая жаркая погода создает ________
36. В практике работ основными учитываемыми погодными факторами, влияющими на распространение пожара, являются ________
37. В горных условиях направление и скорость распространения пожара зависят от ________
38. Мероприятия по обнаружению лесных пожаров проводят по следующим направлениям: ________
39. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев лесные пожары возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ, государственные органы управления лесным хозяйством обязаны, обеспечить: ________
40. Ограничение распространения пожаров в лесах достигается проведением мероприятий по повышению
41. Для определения интенсивности низовых пожаров при авиапатрулировании служат следующие признаки ________
42. Основные нормативные акты по предупреждению лесных пожаров предусмотренные законодательством РФ ________
43. Вода при тушении лесных пожаров используется прежде всего как средство ________
44. Взрывчатые материалы применяют для прокладки ________
45. Прокладка заградительных полос бульдозером производится двумя способами ________
46. Работы по прокладке взрывчатых полос производят ________
47. Последствия торфяных пожаров ________
48. Классификация лесных пожаров по площади, охваченной огнем более 10001 м________
49. Основные наиболее распространенные способы тушения лесных пожаров________
50. Преимущество отжига перед заградительными полосами состоит в том, что ________
51. В горах фронт пожара чаще продвигается вверх по склону. Поэтому встречный низовой огонь необходимо направлять ________
52. Опорные полосы легче создавать на гребнях гор, где ________
53. Вода как средство тушения пожаров мало используется в горных условиях ________
54. Организации и граждане, ведущие работы в лесу, обязаны: ________
55. Тушение подземных пожаров в зависимости от заглубления горения в торфяном слое почвы, может быть обеспечено: ________
56. Ручные пожарные инструменты и подручные средства пожаротушения________
57. Начавшийся, не набравший силы лесной пожар (высота пламени до 0,5 м), который распространяется по покрову сухой травянистой растительности. В момент прибытия на пожар нет ручных средств тушения. Какими подручными средствами можно воспользоваться? ________
58. Каким образом будете применять подручный материал ________
59. Результаты использования подручного материала при тушении пожара
60. Начавшийся лесной пожар малой и средней интенсивности (высота пламени от 0,5 до 1 м) распространяется по площади, где имеется крупный горючий материал. Какие подручные средства необходимо иметь? ________
61. Какие действия необходимо предпринять для тушения лесного пожара ________
62. Какие результаты дает использование подручного материала при тушении пожара? ________
63. На каких почвах лучше достигается применение подручного способа тушения? ________
64. Начавшийся любой силы пожар (высота пламени до 1,5 м) распространяется по легкому горючему материалу. Какие средства тушения необходимо иметь? ________
65. Какие действия необходимо предпринять для тушения лесного пожара? ________
66. Какие действия необходимо провести в дальнейшем для предотвращения распространения пожара? ________
67. Какие результаты дает использование подручных материалов при тушении пожара? ________
68. Пожар возник (от молнии) в средней и верхней части сухостойного дерева, вокруг имеется сплошной покров из горючих материалов. Какие действия предпримите для тушения пожара? ¬________
69. При тушении лесного пожара, какие действия по технике безопасности необходимо предпринять прежде всего? ________
70. Начавшийся пожар сильной интенсивности в хвойном молодняке или на участке с наличием густого подроста. Пламя от пожара может доходить до низкорасположенных ветвей основного насаждения. Почвенные условия позволяют использовать большое количество грунта или имеется возможность использовать воду. Какие действия предпримите для тушения пожара? ________
71. Какие результаты дает использование данного способа: (сбивания пламя грунтом и водой)? ________
72. При тушении пожара сильной интенсивности, какие действия по технике безопасности необходимо предпринять прежде всего? ________
73. Начавшийся пожар сильной интенсивности (высота пламени более 1,5-2 м) распространяется быстро и создает угрозу перехода в верховой в молодняках и на участках с подростом. К пожару прибыла пожарная техника. Какие действия предпримите для тушения пожара? ________
74. Какие результаты дает этот способ тушения: (в направлении фронта производится тушение водой или распыленной струей увлажняют горючий материал, одновременно с помощью почвообрабатывающих механизмов прокладывают заградительную полосу перед фронтом с последующим окружением пожара тушения)? ________
75. Кромка действующего пожара расположена по горизонтали склона, фронт продвигается вверх по склону. Имеется значительное количество материала, который горит и легко скатывается вниз (например, сосновые шишки). Какие действия предпримите для тушения пожара? ________
76. Какие результаты дает этот способ тушения: (по горизонтали ниже кромки пожара создают заградительную минерализованную полосу для задержки скатывающихся горящих частей и предотвращения возникновения новых очагов пожара)? ________
77. Пожар охватил небольшой участок кустарника или самосева (высота пламени более 1,5 м). Тушить кромку невозможно. Какие действия предпримите для тушения пожара? ________
78. Какие результаты дает этот способ тушения: (отойти от участка на некоторое расстояние, как правило, на более открытое место, создать опорную замкнутую минерализованную полосу. Опорную полосу прокладывают там, где это можно сделать быстрее и легче. От замкнутой опорной полосы проводится контролируемое выжигание в сторону пожара)? ________
79. Участок, где возник пожар, имеет однородный покров и горючие материалы. Какие действия предпримите для тушения пожара? ________
80. Какие результаты дает этот способ тушения: (Тушение начинается с кромки, удаляющейся от преграды (дороги, ручья и т.д.) с применением обычных приемов создания минерализованной полосы. Когда пожар окажется окруженным
Вопросы к собеседованию по темам, выносимым на самостоятельное изучение:
А. Природа лесных пожаров.
1. Что такое лесной пожар?
2. Расскажите о причинах возникновения лесных пожаров.
3. Каковы условия возникновения и распространения лесных пожаров.
4. Как измеряется пожарная опасность в лесу?
5. Назовите виды лесных пожаров.
Б. Организация охраны лесов от пожаров.
1. Расскажите о задачах Государственной лесной охраны.
2. Расскажите о подготовительных работах к пожароопасному сезону.
3. В чем заключается взаимодействие авиационной и наземной службы охраны лесов?
4. Что представляют из себя оперативные планы по борьбе с лесными пожарами?
В. Предупредительные противопожарные мероприятия.
1. Расскажите о мероприятиях по предупреждению возникновения пожаров. 2. Расскажите о мероприятиях по предупреждению распространения лесных пожаров
3. Что такое противопожарный разрыв?
4. Расскажите о мероприятиях по предупреждению распространения пожаров.
Г. Правила пожарной безопасности в лесах России и ответственность за их нарушение
1. Расскажите о содержании Правил пожарной безопасности.
2. Расскажите о порядке составлении протокола о нарушении Правил пожарной безопасности.
3. Расскажите о контроле за выполнением Правил пожарной безопасности.
4. Расскажите о наложении штрафов за нарушения Правил пожарной безопасности.
Д. Обнаружение лесных пожаров.
1. Расскажите о методах обнаружения лесных пожаров.
2. Сколько лесной площади приходится на одну вышку?
3. В чем заключается работа лесной охраны по обнаружению пожаров?
Е. Силы и средства пожаротушения.
1. Что такое пожарно-химическая станция?
2. Как осуществляется доставка людей и грузов к лесным пожарам?
3. Кто входит в резервные команды?
4. Кто входит в добровольные пожарные отряды?
Ж. Организация тушения лесных пожаров.
1. Кто осуществляет руководство по тушению пожаров?
2. Как производится разведка пожара?
3. Кто составляет план тушения пожара?
Вопросы для обсуждений:
1. Каковы основные причины лесных пожаров, их соотношение?
2. Как протекает процесс горения древесины?
3. В чем заключается основное различие в характере горения напочвенного покрова и лесной подстилки?
4. Дайте определение беглого и устойчивого низового пожара. В чем заключаются их наиболее существенные особенности?
5. Расскажите, каким образом происходит процесс горения.
6. Каковы причины распространения пожара?
7. Что из себя представляют горючие материалы?
8. Сельскохозяйственные палы или в чем опасность травяных пожаров?
9. Влияние погодных условий на распространение пожаров
10. Дайте определение беглого и устойчивого низового пожара. В чем заключаются их наиболее существенные особенности?
11. Как происходит распространение горения при беглом верховом пожаре?
12. Основные особенности пожаров в горных лесах.
13. Назовите наиболее пожароопасные типы хвойных лесов.
14. Что такое пожарный максимум?
15. В какой период года он обычно наблюдается в лишайииково-мшистых и в травяных типах леса?
16. Что такое пожарная зрелость лесных участков?
17. Какие метеорологические элементы надо знать для определения класса пожарной опасности погоды?
18. Назовите величину показателя горимости по классам шкалы Нестерова.
19. Какие мероприятия должны осуществлять органы государственной власти по предотвращению возникновения лесных пожаров?
20. Основные задачи обеспечения охраны лесов от пожаров.
21. Организация и проведение массово-разъяснительной работы.
22. Проведение мероприятий по охране лесов от пожаров в местах массового отдыха населения.
24. Проведение мероприятий по своевременному обнаружению возникающих лесных пожаров.
25. Назовите причины возникновения лесных пожаров и торфяников.
26. Как осуществляется прогнозирование лесных пожаров и торфяников?
27. Каковы особенности горения торфяников?
28. Какое воздействие оказывают лесные пожары на природу, животных и людей?
29. В чем заключается организация тушения лесных пожаров?
30. Какие рекомендации даются населению при лесных пожарах?
31. Технология и особенности тушения кромки лесного пожара грунтом.
32. Технология и особенности тушения лесного пожара водой.
33. Использование химических средств при тушении лесных пожаров.
34. Применение взрывчатых веществ при тушении лесных пожаров.
35. Особенности тушения лесных пожаров при помощи отжига.
36. Что понимается под пожарной тактикой? Какие мероприятия осуществляются и кем при тактике тушения лесных пожаров?
37. Что представляет собой окарауливание и в чем заключается данное мероприятие?
38. Какие способы тушения лесных пожаров пользуются наибольшей известностью и применяются на практике?
39. Основной тактический прием при тушении верховых пожаров.
40. Особенности тушения крупных пожаров.
41. Пожары в горных лесах и особенности их тушения.
42. Перечислите основные способы тушения лесных пожаров.
43. Как организуется тушение пожара при помощи водяных насосов?
44. Назовите порядок выбора и подготовки опорной полосы для отжига.
45. Каковы основные тактические приемы тушения лесных пожаров и в каких условиях они применяются?
46. Правила поведения при нахождении вблизи пожара.
47. Основные правила по технике безопасности, соблюдение которых необходимо при борьбе с лесными пожарами.
48. Основные мероприятия по технике безопасности до начала пожароопасного сезона.
Задания для проведения промежуточной аттестации (зачет с оценкой) по итогам освоения дисциплины (модуля)
1. Определение лесной пирологии как науки
2. Лесные пожары, их значение
3. Охрана лесов от пожаров
4. Нормативная документация по охране лесов от пожаров
5. Виды лесных горючих материалов
6. Виды лесных пожаров
7. Причины и условия возникновения пожаров
8. Показатели, характеризующие лесной пожар.
9. Система охраны лесов от пожаров
10. Полномочия федеральных органов госвласти в области охраны лесов от пожаров.
11. Полномочия органов госвласти регионального уровня в области охраны лесов от пожаров.
12. Полномочия органов госвласти муниципального уровня в области охраны лесов от пожаров.
13. Предупредительные противопожарные мероприятия.
14. История лесопожарного дела в РФ.
15. История лесопожарного дела в основных лесных странах мира.
16. Горимость лесов в основных лесных странах мира.
17.Условия перехода низовых пожаров в верховые.
18. Пятнистые лесные пожары.
19. Скачкообразные лесные пожары.
20. Крупные лесные пожары.
21. Катастрофические лесные пожары.
22. Пожароопасные сезоны в лесах.
23. Пожарный максимум в лесах.
24. Пожарный пик в лесах.
25. Факторы развития пожарной опасности.
26. Шкалы пожарной опасности.
27. Определение пожарной опасности по условиям погоды.
28. Ветер как фактор развития лесных пожаров.
29. Влияние рельефа на развитие лесных пожаров.
30. Пожарная опасность по природным условиям.
31. Захламленность лесов как фактор пожарной опасности.
32. Значение подроста и подлеска как фактора пожарной опасности.
33. Ветер как фактор, определяющий протекание пожароопасного сезона.
34. Рельеф как фактор, определяющий протекание пожароопасного сезона.
35. Температура, солнечная радиация как фактор, определяющий протекание пожароопасного сезона.
36. Относительная влажность воздуха как фактор, определяющий протекание пожароопасного сезона.
37. Пожарная опасность на не покрытых лесом землях лесного фонда.
38. Искусственные противопожарные барьеры.
40. Лесная инфраструктура.
41. Регулировка древостоев.
42. Экономическое обоснование противопожарного обустройства.
43. Экологическое обоснование противопожарного обустройства.
44. Лесопожарная пропаганда.
45. Адресная противопожарная пропаганда.
46. Виды противопожарной пропаганды.
47. методы и средства противопожарной пропаганды.
48. Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности
49. Пожарные повреждения в древостое.
50. Нарушения в экосистемах, вызываемые лесными пожарами.
51. Учет лесных пожаров.
52. Определение ущерба от лесных пожаров.
53. Послепожарная реабилитация лесов.
54. Мероприятия по снижению послепожарного ущерба.
55. Использование управляемого огня в лесном хозяйстве.
56. Естественные противопожарные барьеры.
57. Малые архитектурные формы, используемые для обустройства лесов.
58. Лесные дороги.
59. Особенности противопожарного обустройства особо охраняемых природных территорий.
60. Особенности противопожарного обустройства водоохранных лесов.
61. Особенности противопожарного обустройства лесного фонда, располагающегося в непосредственной близости от населенных пунктов.
62. Особенности противопожарного обустройства лесного фонда, располагающегося в непосредственной близости от промышленных предприятий.
63. Организация и проведение массово-разъяснительной работы.
64. Проведение мероприятий по охране лесов от пожаров в местах массового отдыха населения.
65. Проведение мероприятий по ограничению распространения пожаров в лесу.
66. Проведение мероприятий по своевременному обнаружению возникающих лесных пожаров.
67. Назовите причины возникновения лесных пожаров и торфяников.
68. Как осуществляется прогнозирование лесных пожаров и торфяников?
69. Каковы особенности горения торфяников?
70. Какое воздействие оказывают лесные пожары на природу, животных и людей?
71. В чем заключается организация тушения лесных пожаров?
72. Какие рекомендации даются населению при лесных пожарах?
73. Технология и особенности тушения кромки лесного пожара грунтом.
74. Технология и особенности тушения лесного пожара водой.
75. Использование химических средств при тушении лесных пожаров.
Влияние пожара на формирование подроста и древостоя в хвойных насаждениях
Влияние пожара на формирование подроста и древостоя в лиственных насаждения
Влияние лесных пожаров на свойства почв и изменение травяно-кустарничкового яруса в лесных насаждениях
Влияние огневого воздействия на успешность естественного возобновления в хвойных насаждениях
Использование огня при лесовосстановлении на гарях
Влияние низовых пожаров на сосновые древостои
После пожарный отпад и возобновление леса
Влияние пожара на лес
Влияние природных и экономических условий на горимость лесов и охрану от пожара
Влияние предприятий … района на горимость лесов … лесничества.
Рекреационное воздействие на леса … лесничества
Темы рефератов:
1.Прогнозирование пожарной опасности
2.Профилактика лесных пожаров: мероприятия по предупреждению развития лесных пожаров. Противопожарное устройство территории
3.Обнаружение и разведка лесных пожаров.
4.Способы тушения лесных пожаров
5.Технические средства пожаротушения
6.Организация охраны лесов от пожаров
8.Правила пожарной безопасности (ППБ) в лесах России
9.Силы и средства пожаротушения
10.Последствия лесных пожаров
11.Определение ущерба от пожаров. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесу.
12.Использование положительной роли огня в лесном хозяйстве
13.Проблемы и перспективы лесной пирологии
14. Использование в лесохозяйственной практике управляемого огня
15. Ранцевые огнетушители в лесохозяйственной практике тушения пожаров
16. Виды тушащих веществ.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п