учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гармаева С.И.
(представитель работодателя)
Задачи: развить терминологическую грамотность обучающихся; научить их самостоятельному чтению и переводу текста медико-ветеринарного значения.
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном (ых) языке (ах) Российской Федерации и иностранном языке;
УК-4.2. Не знает и не понимает как определять коммуникативные и культурно приемлемые способы презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Не знает и не понимает как осуществлять деловую переписку, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Не знает и не понимает как демонстрировать умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. Частично знает и понимает как определять коммуникативные и культурно приемлемые способы презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Частично знает и понимает как осуществлять деловую переписку, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Частично знает и понимает как демонстрировать умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. Хорошо знает и понимает как определять коммуникативные и культурно приемлемые способы презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Хорошо знает и понимает как осуществлять деловую переписку, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Хорошо знает и понимает как демонстрировать умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. В полной мере знает и понимает как определять коммуникативные и культурно приемлемые способы презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. В полной мере знает и понимает как осуществлять деловую переписку, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. В полной мере знает и понимает как демонстрировать умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. Не умеет определять коммуникативные и культурно приемлемые способы презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Не умеет осуществлять деловую переписку, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Не умеет демонстрировать умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. Частично умеет определять коммуникативные и культурно приемлемые способы презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Частично умеет осуществлять деловую переписку, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Частично умеет демонстрировать умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. Хорошо умеет определять коммуникативные и культурно приемлемые способы презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Хорошо умеет осуществлять деловую переписку, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Хорошо умеет демонстрировать умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. В полной мере умеет определять коммуникативные и культурно приемлемые способы презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. В полной мере умеет осуществлять деловую переписку, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. В полной мере умеет демонстрировать умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. Не владеет навыками определения коммуникативных и культурно приемлемых способов презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Не владеет навыками осуществления деловой переписки, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Не владеет навыками демонстрации умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. Частично владеет навыками определения коммуникативных и культурно приемлемых способов презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Частично владеет навыками осуществления деловой переписки, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Частично владеет навыками демонстрации умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. Хорошо владеет навыками определения коммуникативных и культурно приемлемых способов презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. Хорошо владеет навыками осуществления деловой переписки, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. Хорошо владеет навыками демонстрации умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
УК-4.2. В полной мере владеет навыками определения коммуникативных и культурно приемлемых способов презентации устных и письменных высказываний на государственном и иностранном (-ых) языках.
УК-4.3. В полной мере владеет навыками осуществления деловой переписки, учитывая особенности стилистического оформления официальных и неофициальных писем, социокультурные различия на государственном и иностранном (ых) языках
УК-4.4. В полной мере владеет навыками демонстрации умения выполнения перевода и редактирования академических текстов по специальности с иностранного (ых) языка (-ов) на государственный язык
форма текущего контроля успеваемости)
работ
чтения: классификация звуков
чтения: классификация звуков
в латинских
словах: долгие
и краткие гласные.
в латинских
словах: долгие
и краткие гласные.
о
существительном, грамматические категории,
словарная форма существительных
о
существительном, грамматические категории,
словарная форма существительных
существительных.
Несогласованное определение.
существительных.
Несогласованное определение.
о
прилагательном.
о
прилагательном.
прилагательных
с существительными.
Прилагательные первой группы.
прилагательных
с существительными.
Прилагательные первой группы.
прилагательных
с существительными.
Прилагательные второй группы.
прилагательных
с существительными.
Прилагательные второй группы.
о глаголе.
Инфинитив. Словарная форма глагола
о глаголе.
Инфинитив. Словарная форма глагола
Повелительная форма.
Повелительная форма.
Терминология, номенклатурные
наименования. Номенклатура.
Терминология, номенклатурные
наименования. Номенклатура.
слова. Приставки
и суффиксы.
слова. Приставки
и суффиксы.
и
греческие терминоэлементы.
и
греческие терминоэлементы.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая
комплект заданий для самостоятельной работы,
комплект ситуационных задач для проведения устных опросов,
комплект заданий для проверки самостоятельной работы обучающихся,
комплект тестовых заданий,
комплект индивидуальных творческих заданий
Латинский язык с ветеринарной терминологией
2) охватывает все разделы дисциплины
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1. (Выберите один вариант ответа). Закончите предложение (УК4. ИД-1):
Латинский язык является ... .
а) разговорным языком;
б) семитским языком;
в) тюркским языком;
г) живым языком;
д) мертвым языком.
Правильный ответ: д
Задание 2. (Выберите один вариант ответа). Укажите основную сферу использования латинского языка в настоящее время (УК4. ИД-1):
а) язык межгосударственного общения;
б) разговорный язык;
в) источник образования международной общественно-политической
и научной терминологии;
д) язык научного общения
Правильный ответ: в
Задание 3. (Выберите один вариант ответа). Укажите, какими буквами в латинском языке может обозначаться звук [к] (УК4. ИД-1):
а) c, k;
б) k, q;
в) c, q;
г) c, k, q;
д) k.
Правильный ответ: г
Задание 4. (Выберите один вариант ответа). Дифтонг ое в медицинской произносительной практике читается (УК4, ИД-4):
а) [оэ];
б) [э];
в) [ѐ];
г) [аў];
д) [эў].
Правильный ответ: б
Задание 5. (Выберите один вариант ответа). Ударение в латинском языке никогда не ставится (УК4. ИД-1, ИД-4):
а) на первый слог;
б) на второй слог;
в) на третий слог;
г) на последний слог;
д) на предпоследний слог.
Правильный ответ: г
Задание 6. (Выберите один вариант ответа). В латинском языке слог является долгим (УК4. ИД-4):
а) если содержит дифтонг; если содержит долгий гласный по природе;
б) если содержит дифтонг; если гласный слога стоит перед двумя или более согласными или перед двойными согласными x, z (искл. сочетания согласных b, p, c, g, d, t c r, l); если содержит долгий гласный по природе;
в) если содержит долгий гласный по природе;
г) если содержит краткий гласный по природе, обозначенный на
письме надстрочным знаком; если содержит гласный перед гласным или h;
д) если содержит дифтонг; если гласный слога стоит перед двумя или
более согласными или перед двойными согласными x, z (искл. сочетания
согласных b, p, c, g, d, t c r, l).
Правильный ответ: б
Задание 7. (Выберите один вариант ответа). Укажите, сколько склонений существительных в латинском языке (УК4. ИД-1, ИД-4):
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5;
д) 6.
Правильный ответ: г
Задание 8. (Выберите один вариант ответа). Укажите, как определяется склонение латинских существительных (УК4, ИД-1):
а) по окончанию Nom. sing.;
б) по окончанию Gen. sing.;
в) по окончанию Nom. plur.;
) по окончанию Acc. sing.;
Правильный ответ: б
Задание 9. (Выберите один или несколько вариантов ответа). Укажите термины, относящиеся к названиям костей (УК4. ИД-4):
a) fibula, ae f
б) membrum, i n
г) radius, i m
д) arcus, us m
е) ulna, ae f
ж) tuber, ěris n
Правильный ответ: а, г, е
Задание 10. (Выберите один вариант ответа). В рецепте на латинском языке пишется (УК4. ИД-1):
a) ФИО больного и врача
б) все разделы рецепта
в) раздел, где указывается, как принимать лекарство, после слова Signa:…
г) раздел «Рецептурная пропись», после слова Recipe: ….
Правильный ответ: г
Задание 11. (Выберите один вариант ответа). Словарная форма латинских существительных состоит из 3 компонентов:
1) Слово в именительном падеже единственного числа
2) Окончание родительного падежа единственного числа
3) Обозначение рода буквами: m – masculīnum, f – feminīnum, n – neutrum (УК4. ИД-1):
а) Верно
б) Неверно
Правильный ответ: а
Задание 12. (Выберите один вариант ответа). Vesíca, vesícae f — пузырь
Существительное vesíca относится к 1 склонению. (УК4. ИД-1, ИД-4):
а) Верно
б) Неверно
Правильный ответ: а
Задание 13. (Выберите один вариант ответа). Pulmo, ōnis m — легкое.
Существительное pulmo относится ко 2 склонению (УК4. ИД-1):
а) Верно
б) Неверно
Правильный ответ: б
Задание 14. (Выберите один или несколько вариантов ответа). Какое существительное относится к третьему склонению: (УК4. ИД-1):
а) vacca, ae f
б) trochanter, eris m
в) tactus, us m
г) cartilago, inis f
д) tuberculum, i n
Правильный ответ: б, г
Задание 15. (Выберите один вариант ответа). Склонение существительных определяется по окончанию родительного падежа единственного числа (УК4. ИД-1):
а) Верно
б) Неверно
Правильный ответ: а
Задание 16. (Выберите один или несколько вариантов ответа). В каком варианте ответа указаны окончания прилагательных II группы? (УК4. ИД-1):
а) is, e
в) er, is, e
г) еr, a, um
д) um, i
Правильный ответ: а, в
Задание 17. (Выберите один вариант ответа). Основа существительного — есть неизменяемая часть слова, которая выражает его общее значение. Она определяется по форме винительного падежа единственного числа путем отбрасывания падежного окончания (УК-4 ИД-1, ИД-3, ИД-4):
а) Верно
б) Неверно
Правильный ответ: б
Задание 18. (Выберите один или несколько вариантов ответа). Какое прилагательное мужского рода? (УК-4. ИД-1):
а) sinus
б) dexter
в) temporalis
г) acre
д) medium
е) ossea
Правильный ответ: а, б, в
Задание 19. (Выберите один или несколько вариантов ответа). Какие прилагательные относятся к III склонению? (УК-4. ИД-2):
а) recens, ntis
б) sinister, tra, trum
в) saluber, bris, bre
г) par, paris
д) caninus, a, um
е) sacralis, e
ж) salicýlicus, a, um
Правильный ответ: а, в, г, е
Задание 20. (Выберите один вариант ответа). Грамматический род слова в словарной форме:
f - мужской род
n - средний род
m - женский род (УК-4. ИД-1):
а) Верно
б) Неверно
Правильный ответ: б
Задание 21. (Выберите один вариант ответа). Русский эквивалент глагола recipio, ere, 3 (УК-4 ИД-1):
а) обозначать
б) давать, выдавать
в) взять, брать
г) смешивать
Правильный ответ: в
Задание 22. (Выберите один вариант ответа). Есть 3 типа существительных третьего склонения: согласный, смешанный, гласный (УК-4. ИД-1):
а) Верно
б) Неверно
Правильный ответ: а
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 1. (Установите соответствие между элементами двух множеств). Установите соответствие между глаголом на латинском языке (1-4) и с его переводом на русский язык (a-d) (УК-4. ИД-2, ИД-3):
2. Misce б) Смешай
3. Repete в) Обозначь
4. Da г) Повтори
Правильный ответ: 1-в, 2-б, 3-г, 4-а
Задание 2. (Выберите один вариант ответа). Выберите правильный перевод предложения: Misce fiat emulsio. (УК-4. ИД-2, ИД-3):
а) Смешивайте, пока не образуются эмульсии.
б) Смешайте, образуется эмульсия.
в) Смешай, пусть образуются эмульсии.
г) Смешай, пусть образуется эмульсия.
д) Смешать, чтобы образовалась эмульсия.
Правильный ответ: б
Задание 3. (Введите ответ). Определите основу этого существительного (УК-4. ИД-4):
chiasma, ătis n перекрест
Правильный ответ: chiasmat
Задание 4. (Введите ответ). Определите основу этого прилагательного (УК-4. ИД-4):
dexter, trа, trum — правый
Правильный ответ: dextr
Задание 5. (Установите соответствие между элементами двух множеств). Соотнесите терминоэлементы (1-5) с анатомическими терминами (a-д) (УК-4. ИД-2, ИД-3, ИД-4):
1. rhino- а) dens
2. odonto- б) pectus
3. stetho- в) corpus
4. somato- г) nasus
5. glosso- д) lingua
Правильный ответ: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 - д
Задание 6. (Выберите один вариант ответа). Дополниге термин ..... logia, наука о крови. (УК-4. ИД-1, ИД-4):
а) Haemato-
б) Ophthalmo-
в) Urо-
г) Spondylo -
Правильный ответ: а
Задание 7. (Установите соответствие между элементами двух множеств). Установите соответствие между словами из первого столбца (1-6) и словами из второго столбца (a-e), чтобы сделать правильный перевод (УК-4 ИД-1, ИД-4):
1. cardialgia а) боль в области печени
2. glossodynia б) боль в области языка
3. nephralgia в) боль в почках
4. hepatalgia г) боль в области желудка
5. gastralgia д) боль в области грудной клетки
6. thoracodynia е) боль в области сердца
Правильный ответ: 1-е, 2-б, 3-в, 4-а, 5-г, 6-д
Задание 8. (Выберите один вариант ответа). Подберите недостающую часть термина ... scopia -инструментальный осмотр желудка (УК-4. ИД-2, ИД-4):
а) oesophag-
б) duodeno-
в) gastro-
г) colono-
Правильный ответ: в
Задание 9. (Выберите один вариант ответа). Определите правильно составленный термин мятная вода» (УК-4. ИД-3, ИД-4):
а) Menthae aquae
б) Mentha aqua
в) AquaMenthae
г) AquaеMentha
Правильный ответ: в
Задание 10. (Выберите один или несколько вариантов ответа). Согласуйте заключенное в скобки прилагательное с существительным в роде derma, atis, n (purus, a, um) (УК-4. ИД-3, ИД-4):
а) dermatis purus
б) derma purum
в) derma pura
г) dermat purus
д) purum dermatis
Правильный ответ: б
Задание 11. (Установите соответствие между элементами двух множеств). Соотнесите терминоэлементы (1-5) с их значением (a-д) (УК-4. ИД-3, ИД-4):
1. -graphia а) разрыв
2. -rhagia б) кровотечение
3. -rhaphia в) выделение секрета
4. -rhexis г) рентген
5. -rhoea д) наложение швов
Правильный ответ: 1-г, 2-б, 3-д, 4-а, 5-в
Задание 12. (Выберите один вариант ответа). Выберите правильный вариант ответа валидол в таблетках (УК-4. ИД-3, ИД-4):
a) Validol in tabulettis
б) Validolum in tabulettis
в) Validolum in tabulettas
Правильный ответ: б
Задание 13. (Установите соответствие между элементами двух множеств). Спряжение глагола vivĕre жить. Соотнесите спряжение глагола на русском языке (1-6) с его значением на латинском (a-t) (УК-4. ИД-3, ИД-4):
1. ты живешь а) vivitis
2. мы живем б) vivunt
3. вы живете в) vivo
4. я живу г) vivit
5. он, она, оно живет д) vivis
6. они живут е) vivimus
Правильный ответ: 1-д, 2-е, 3-а, 4-в, 5-г, 6-б
Задание 14. (Выберите один или несколько вариантов ответа). Согласуйте заключенное в скобки прилагательное с существительным в роде sanguis, inis, m (ruber, bra, brum) (УК-4. ИД-3, ИД-4):
а) sanguis ruber
б) sanguis rubra
в) sanguis ruberus
г) sanguis rubrum
д) sanguinis ruberis
е
Правильный ответ: а
Задание 15. (Выберите один или несколько вариантов ответа). Согласуйте заключенное в скобки прилагательное с существительным в роде homo, inis m (felix, icis) (УК-4. ИД-3, ИД-4):
а) homo felix
б) hominis felicis
в) homo felicis
д) felix homos
Правильный ответ: а
Задание 16. (Выберите один или несколько вариантов ответа). Согласуйте заключенное в скобки прилагательное с существительным в роде oss, ossis, n (nasalis, e) (УК-4. ИД-3, ИД-4):
а) os nasalis
б) os nasale
в) os nasala
г) ossis nasalis
д) nasale ossis
Правильный ответ: б
Задание 17. (Установите соответствие между элементами двух множеств). Определите, к какому склонению относятся существительные. Соотнесите существительные (1-7) с их типом склонения (a-д) (УК-4. ИД-3, ИД-4):
1. linimentum, i n; а) I
2. species, ei f б)II
3. muscŭlus, i m в)III
4. processus, us m г)IV
5. mixtura, ae д)V
6. cor, cordis n
7. pulvis, ĕris m
Правильный ответ: 1-б, 2-д, 3-б, 4-г, 5-а, 6-в, 7-в
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 1. (Кейс-стади). Рецептура - наука, изучающая правила выписывания и изготовления лекарств. Рецепт - это письменное предписание ветеринарного врача об изготовлении, отпуске и употреблении лекарства. Он состоит из следующих частей:
I. Inscriptio (надпись) - штамп лечебного учреждения с его адресом.
II Datum - дата выдачи рецепта.
III. Nomen aegroti (Имя больного) - данные о пациенте: вид животного, возраст, кличка, фамилия и инициалы владельца животного.
IV. Nomen medici - фамилия, инициалы врача или штамп awiss.
V. Praescriptio (Пропись) - обращение к фармацевту, перечень лекарственных веществ.
VI. Subscriptio (Подпись) - называется прописанная лекарственная форма, ее количество и способ выдачи.
VII. Signatura (Обозначение) - указывается на национальном языке способ применения лекарства.
VIII. Nomen medici - рецепт скрепляется личной подписью и печатью врача.
На латинском языке оформляются V и VI части рецепта. Остальные части пишутся на русском или соответствующем национальном языке.
Латинская часть рецепта (V) начинается с обращения к фармацевту с помощью условною сокращения Rp.: (Recipe!) - Возьми!
За обращением перечисляются названия лекарственных веществ (ингредиентов), входящих в состав изготовляемого лекарства с указанием их количества.
Название каждого ингредиента пишется с новой строки, с прописной буквы и в родительном падеже. Родительный падеж здесь обусловлен обозначением количества, которое является прямым дополнением (винительный падеж) к глаголу recipe.
С прописной буквы всегда пишутся в рецепте названия растений, животных, препаратов. Например:
Recipe: Pulveris foliurom Digitalis. 2,0 - возьми 2 грамма порошка листьев наперстянки;
Recipe: Olei jecoris Aselli 20,0 - возьми 20 граммов трескового рыбьего жира.
Количество проставляется справа в граммах, долях грамма, количество жидких веществ - в миллилитрах. Римскими цифрами обозначается количество жидкости, дозируемое каплями. Условные сокращения q. s. - quantum satis (сколько нужно) или ad. lib. - ad libitum (сколько угодно) употребляются в тех случаях, когда не требуется точного указания количества. Наречие ana (поровну), сокращенно āā указывает на то, что несколько рядом стоящих веществ берутся в одинаковой дозе, указанной у последнего из них.
Recipe: Magnesii sulfurici
Aquae destillalatae āā 80,0
В VI части рецепта указывается название изготовляемой лекарственной формы и способ ее приготовления. Если лекарственная форма исчисляема (болюсы, пилюли), то врач указывает ее количество со словом numero (числом), сокращенно N(№), n(no).
Наиболее употребителен в этой части глагол miscere в повелительной форме. Глагол fio, fieri (получаться, образоваться) часто с союзом fiat (чтобы) употребляется в сослагательном наклонении: fiat в единственном числе (пусть будет получен), fiant во множественном числе (пусть будут получены).
Глаголы dāre, signāre, repetere и др. могут употребляться в рецепте в форме страдательного залога сослагательного наклонения: detur - пусть будет выдан; dentur - пусть будут выданы; выдать! Signētur - обозначить! Misceatur - смешать! Repetātur - повторить! Латинская часть рецепта заканчивается условным сокращением S. (Signa) - обозначь.
Примеры:Misce. Da. Signa. Смешай. Выдай. Обозначь.
Detur. Signetur. Выдать. Обозначить.
Sterilisetur! Стерилизовать!
Misce, fiat unguentum. Смешай, пусть образуется мазь.
Дополнительные надписи на рецептах:
1. Cito! (быстро, срочно!) - врач указывает в верхней части рецептурного бланка в случае необходимости экстренного приготовления лекарства (или Citissime! - очень срочно! Statim! - немедленно!).
2. Если на обратной стороне рецептурного бланка есть продолжение, то врач пишет внизу справа Verte! - переверни! (сокращенно V.!).
3. Если выписанное количество лекарства необходимо повторить, то врач надписывает вверху рецептурного бланка Repete! - повтори! Repetātur! - повторить! Или Bis repetātur! – повторить дважды!
Задание 1.1. (Выберите один вариант ответа). Переведите рецепт:
Возьми: Настой листъев сенны 10,0-150 мл.
Выдай. Обозначь.
(УК-4. ИД-1, ИД-4):
а) Recipe: 1n.fusiloliiSennae 10,0- 150 ml .Da. Signa.
б) Recipe: :Infusum loliorum Sennae 10.0- 150 тl Da. Signa.
в) Recipe: :Infusi foliorum Sеппае 10,0-150тl Da. Signa.
Правильный ответ: в
Задание 1.2. (Выберите один вариант ответа). В рецепте на латинском языке пишется: (УК-4. ИД-1, ИД-4):
а) ФИО больного и врача
б) все разделы рецепта
в) раздел, где указывается, как принимать лекарство, после слова Signa:…
г) раздел «Рецептурная пропись», после слова Recipe:….
Правильный ответ: г
Задание 1.3. (Выберите один или более вариантов ответа). В рецептурной строке с заглавной буквы пишется: (УК-4. ИД-1, ИД-4):
а) названия лекарственных растений
б) названия частей растений
в) названия химических элементов и соединений
г) прилагательные
д) названия лекарственных препаратов
Правильный ответ: а, д
4. Глагол в повелительном наклонении в единственном числе
a) miscēre
b) misceo
c) misce
d) miscete
e) misceatur
5. Инфинитив глагола:
a) dāre
b) do
c) da
d) dentur
e) date
6. Глагол в 1 лице единственного числа:
a) signāre
b) signo
c) signate
d) signa
e) signetur
7. Глагол 3 спряжения в повелительном наклонении ед.ч.:
a) recipěre
b) recipe
8. К названиям лекарственных форм относятся:
a) tinctura, ae f
b) dosis,is f
c) extractum, i n
d) cortex, icis m 5. herba, ae f
e) infusum, i n
9. К названиям лекарственных средств (препаратов) относятся:
a) Dibazolum
b) Euphyllinum
c) Convallaria
d) Dimedrolum
Crataegus
10. Выберите правильные рецептурные формулировки:
А) в ампулах
a) in ampullas
b) in ampullarum
c) in ampullis
d) in ampullos
e) in ampullorum
B) выдай такие дозы:
a) da talis dosis
b) da tales doses
c) da talem dosem
d) da talis doses
e) da tales dosis
C) выдай десять капель:
a) da guttam X
b) da guttas X
c) da guttae X
d) da X guttas
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
1. Произношение гласных. Дифтонги и диграфы. (УК-4)
2. Произношение согласных звуков и буквосочетаний. (УК-4)
3. Правила латинского ударения. (УК-4)
4. Существительные 1-ого склонения. (УК-4)
5. Существительные 2-ого склонения. (УК-4)
6. Склонение прилагательных 1-ой группы. Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными. (УК-4)
7. Спряжение глагола esse в настоящем времени действительном залоге. (УК-4)
8. Грамматические категории латинского глагола. (УК-4)
9. Словарная форма глагола. Определение спряжения глагола. (УК-4)
10. Способ образования Praesens indicativi activi глагола. (УК-4)
11. Способы образования повелительного наклонения глагола. (УК-4)
12. Синтаксис простого распространённого латинского предложения. Способ и последовательность грамматического анализа и перевода латинского предложения. (УК-4)
13. Существительные 3-его склонения. Разновидности 3-его склонения. (УК-4)
14. Практическая основа существительных 3-его склонения. Словарная форма. Изменения по падежам. (УК-4)
15. Прилагательные 2-ой группы. Изменения по падежам прилагательных 2-ой группы.
Разновидности прилагательных 2-ой группы. Словарная форма прилагательных 2-ой группы. (УК4)
16. Существительные 4-ого склонения. (УК-4)
17. Существительные 5-ого склонения. (УК-4)
18. Понятие о термине, номенклатуре, терминологии. (УК-4)
19. Способы образования терминов. Состав слова. Приставки и суффиксы. (УК-4)
20. Наиболее употребительные латинские и греческие терминоэлементы. (УК-4)
Тема: Латинский язык. Алфавит. Правила чтения: классификация звуков.
История возникновения и развития латинского языка. Использование латинского языка в медицине. Возникновение ветеринарной латинской терминологии и ее дальнейшее использование в ветеринарной медицине.
Контрольные вопросы:
1. История возникновения и развития латинского языка;
2. История развития ветеринарной терминологии;
3. Роль латинского языка в подготовке ветеринарных специалистов.
4. Рассказать латинский алфавит.
Контрольные вопросы:
1. Правила чтения гласных и согласных латинского алфавита;
2. Правила чтения дифтонгов и буквосочетаний.
Тема: Правила чтения: ударение в латинских словах: долгие и краткие гласные. Изучение произношения долготы и краткости гласных букв в латинском алфавите. Правильность постановки ударения в латинских словах.
Контрольные вопросы:
1. Долгота и краткость гласных;
2. Правила постановки ударения в двух-трех и многосложных словах.
Тема: Имя существительное. Общие сведения о существительном, грамматические категории, словарная форма существительных. Первое, второе склонение. Понятие и определение существительного. Изучение морфологии существительных в латинском языке. Ознакомление и изучение изменения форм существительных по I и II склонению.
Контрольные вопросы:
1. Дать определение имени существительного;
2. Провести морфологию существительных на латинском языке;
3. Просклонять существительные в I склонении;
4. Просклонять существительные во II склонении.
Тема: Имя существительное. III, IV и V склонения. Изучение морфологии существительного в латинском языке. Ознакомление и изучение изменения форм существительных по III, IV и V склонению.
Контрольные вопросы:
1. Просклонять существительные в III склонении;
2. Просклонять существительные в IV склонении;
3. Просклонять существительные в V склонении.
Тема: Имя прилагательное. Общие сведения о прилагательном. Склонение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Прилагательные первой группы. Прилагательные второй группы. Понятие и определение прилагательного. Изучение морфологии прилагательных в латинском языке. Ознакомление и изучение изменения форм прилагательных по склонениям.
Контрольные вопросы:
1. Дать определение имени прилагательного;
2. Провести морфологию прилагательных на латинском языке;
3. Грамматические категории прилагательных;
4. Прилагательные I, II и III склонений;
5. Место прилагательных в образовании терминов.
Тема: Глагол. Общие сведения о глаголе. Инфинитив. Словарная форма глагола. Понятие и определение глагола. Изучение типов спряжения глаголов. Спряжение глаголов повелительного наклонения, действительного залога.
Контрольные вопросы:
1. Грамматические категории глаголов: спряжение, лица, числа, временные формы, формы
наклонения и залоги;
2. Определение принадлежности глаголов к спряжению;
3. Спряжение глаголов повелительного наклонения, действительного и страдательного залогов;
4. Применение глаголов в рецептуре;
5. Рецептурные формулировки глаголов.
Тема: Терминообразование. Понятие о термине. Терминология, номенклатурные наименования. Номенклатура. Изучение и разбор вопросов терминообразования. Разбор структуры терминов. Способы образования ветеринарных терминов. Ознакомление с номенклатурными группами в ветеринарной медицинской терминологии.
Контрольные вопросы:
1. Понятие о термине, терминологии, номенклатуре;
2. Структура терминов;
3. Способы образования ветеринарных терминов;
4. Состав слова-термина, анализ слов по составу;
Тема: Способы образования терминов. Состав слова. Приставки и суффиксы. Понятие о согласованном и несогласованном определении в образовании терминов. Понятие о префиксации в терминологии. Изучение антонимичных и латино-греческих дублетных приставок.
Понятие о суффиксальном образовании терминов. Изучение аффиксальных, безаффиксных, сложных, простых и смешанных способов словообразования в терминологии.
Контрольные вопросы:
1. Структура многокомпанентного термина;
2. Согласованное и несогласованное определения в образовании многокомпанентного термина;
3. Принципы согласования;
4. Образование терминов с помощью приставок и суффиксов.
Тема: Наиболее употребительные латинские и греческие терминоэлементы. Изучение термино-элементов Правильное произношение и написание латинских анатомогистологических и клинических терминов. Овладение лексическим минимумом в области анатомогистологических и клинических терминов в качестве активного терминологического запаса, относящемуся к базовой ветеринарной терминологии. Перевод терминов с латинского языка на русский и с русского на латинский.
Контрольные вопросы:
1. Специфика структуры анатомо-гистологической и клинической терминологии;
2. Простые и сложные слова-термины.
Комплект ситуационных задач для проведения устных опросов
Тема: Латинский язык. Алфавит. Правила чтения: классификация звуков.
1. Сколько букв в латинском алфавите? Сколько гласных, согласных букв?
2. Сколько дифтонгов в латинском языке?
3. Какой звук передает латинская буква E e?
4. Какая буква употребляется для обознчения звука [и] в начале слова или слога перед гласными?
5. Какой буквой чаще всего передается звук [к]?
6. Какой буквой передается звук [ф] в латинских словах и словах греческого происхождения?
7. Какой буквой передается звук [й] в словах греческого происхождения?
8. Как читается сочетание ti в слове ostium и почему?
9. Каковы правила чтения латинской буквы C c?
10. Как читается буква S s, если стоит между двумя гласными?
11. С какой буквой в словах всегда встречается буква Q q?
Тема: Произношение гласных, согласных, сочетаний согласных с гласными, дифтонгов.
1. Как произносится буквосочетание ngu?
2. Как произносится буквосочетание ti?
3. Как произносится буквосочетания su+a, su+i?
4. Как произносятся сочетания согласных с h: ch, ph, th, rh?
Тема: Правила чтения: ударение в латинских словах: долгие и краткие гласные.
1. От чего зависит постановка ударения в латинских словах?
2. На какой слог никогда не падает ударение в латинском языке?
3. Каковы правила долготы предпоследнего слога?
4. Правила краткости предпоследнего слога.
5. Какие суффиксы у существительных всегда долгие?
6. Какие суффиксы у прилагательных всегда долгие?
7. Какие суффиксы у существительных всегда краткие?
8. Какие суффиксы у прилагательных всегда краткие?
9. Если предпоследний слог стоит перед одной согласной, как определить, куда поставить ударение?
Тема: Имя существительное. Общие сведения о существительном, грамматические категории, словарная форма существительных.
1. Назовите основные грамматические категории имени существительного латинского языка.
2. Как определяется грамматический род существительного? Совпадает ли он в разных языках?
3. Из каких элементов состоит словарная форма существительных?
4. По какому признаку принято определять латинские склонения? Назовите этот признак для каждого склонения.
5. Как определяется основа склонения?
Тема: Имя существительное. Пять склонений существительных. Первое, второе склонение.
1. Назовите признаки грамматического рода существительных I и II склонения. Приведите примеры.
2. Докажите, что окночание –а не всегда является признаком женского рода.
3. В каких падежах I и II склонения у существительных разного рода общие окончания? Приведите примеры.
4. Почему важно запоминать слова III склонения в полной словарной форме? Чем она отличается от словарной формы других склонений?
5. Чем отличаются равносложные существительные от неравносложных?
6. Сколько типов в III склонении? Назовите их.
7. Какой род представлен во всех типах III склокения?
8. Какие существительные относятся к согласному типу III склонения?
9. Какие существительные относятся к гласному типу? Какие - к смешанному типу?
10. Что общего и в чем различие между II и IV склонениями?
11. Назовите слова женского рода, принадлежащие ко II и IV склонениям.
12. Сколько слов среднего рода в IV склонении? Назовите их.
13. Назовите окончания существительных мужского рода II и IV склонения в Nom. и Gen. sing. pl.
14. Какие окончания характеризуют средний род II и IV склонения в Nom. pl.?
Тема: Имя прилагательное. Общие сведения о прилагательном.
Тема: Склонение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Прилагательные первой группы.
1. Какое окончание будет у прилагательного I-II склонения, если его согласовать с существительным женского рода III склонения? мужского рода? среднего рода?
Тема: Склонение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Прилагательные второй группы.
1. На какие подгруппы делятся прилагательные второй группы?
2. Назовите особенности склонения прилагательных второй группы.
Тема: Глагол. Общие сведения о глаголе. Инфинитив. Словарная форма глагола.
3. Назовите основные грамматические категории латинского глагола.
4. Сколько спряжений в латинском языке? Назовите примеры имя каждого спряжения.
5. Как определяется спряжение глагола?
6. Как определяется основа глагола?
Тема: Глагол. Спряжение глаголов. Повелительная форма.
1. Назовите личные окончания глаголов в Praesens.
2. Каковы особенности спряжения у разных групп глаголов?
3. Как образуется повелительное наклонение?
4. Как спрягается глагол "esse"?
5. Каков порядок слов в латинском предложении?
Тема: Терминообразование. Понятие о термине. Терминология, номенклатурные наименования. Номенклатура.
1. Объясните, что такое клиническая терминология.
2. Перечислите начальные и конечные терминоэлементы, правила их сложения в терминах.
3. Перечислите греческие терминоэлементы и раскройте их значение.
Тема: Способы образования терминов. Состав слова. Приставки и суффиксы.
1. 1 Перечислите способы образования терминов.
2. Назовите составные части латинских слов.
Тема: Наиболее употребительные латинские и греческие терминоэлементы.
1. Назовите известные терминоэлементы.
Комплект заданий для проверки самостоятельной работы обучающихся
Тема: Латинский язык.
Задание 1.
Написать конспект по теме: «История происхождения и развития латинского языка, его роль в формировании ветеринарной терминологии», пользуясь учебником Вульфа В.Д «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр. 3-12.
Тема: Латинский алфавит
Задание1.
Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр. 20-21 и словарем
Тема: Ударения
Задание1. Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр. 23-24..
Тема: Имя существительное. Общие сведения о существительном, грамматические категории, словарная форма существительных.
Задание1. Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр.29.
Задание 2. Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр. 33.
Задание 3. Выполнить перевод текста “Gastitis”, пользуясь учебно-методическим пособием для аудиторной и самостоятельной работы обучающихся ф-та ветеринарной медицины / Э. К. Николаева, А. П. Урбаева, М. Г. Цыбикова «Латинский язык с ветеринарной терминологией» стр. 63
Тема: Глаголы
Задание1. Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр.49-50.
Задание 2. Выполнить перевод, пользуясь учебно-методическим пособием для аудиторной и самостоятельной работы обучающихся ф-та ветеринарной медицины / Э. К. Николаева, А. П. Урбаева, М. Г. Цыбикова «Латинский язык с ветеринарной терминологией» стр. 61 упр. I, II.
Тема: Имена существительные
Задание1. Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр. 95.
Задание 2. Выполнить перевод, пользуясь учебно-методическим пособием для аудиторной и самостоятельной работы обучающихся ф-та ветеринарной медицины / Э. К. Николаева, А. П. Урбаева, М. Г. Цыбикова «Латинский язык с ветеринарной терминологией» стр. 61 упр. I, II.
Тема: Имена прилагательные
Задание1. Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр.124.
Задание 2. Выполнить перевод текста “De abdomine”, пользуясь учебно-методическим пособием для аудиторной и самостоятельной работы обучающихся ф-та ветеринарной медицины / Э. К. Николаева, А. П. Урбаева, М. Г. Цыбикова «Латинский язык с ветеринарной терминологией» стр. 62
Тема: Способы образования терминов. Состав слова. Приставки и суффиксы.
Задание 1. Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр.52.
Задание 2. Выполнить перевод текста “De unguentis”, пользуясь учебно-методическим пособием для аудиторной и самостоятельной работы обучающихся ф-та ветеринарной медицины / Э. К. Николаева, А. П. Урбаева, М. Г. Цыбикова «Латинский язык с ветеринарной терминологией» стр. 63
Тема: Наиболее употребительные латинские и греческие терминоэлементы.
Задание 1. Выполнить упражнения, пользуясь учебником Вульфа В.Д. «Латинский язык и основы ветеринарной терминологии», стр.58.
Комплект тестовых заданий
Раздел дисциплины (модуля): Фонетические и орфоэпические нормы
Задание 1. Термины, в которых буква «с» читается как звук «ц»:
a. bucca b. skeleton c. collum d. facies
Задание 2. Термины, в которых буква «s» читается как звук «з»:
a. platysma b. sulcus c. incisura d. fissura e. transversus
Задание 3. Термины, в которых пишется буква «y»:
a. t… mpanum b. plex…s c. intern…s d. g… rus e. v…rtebra
Задание 4 . Термины, в которых пишется диграф «ph»:
a. apo…ysis b. ky…osis c. …alanx d. …rontalis
Задание 5. Термины, где пишется диграф «th»:
a. ….oracicus b. …runcus c.in…ernus d. ….ympanum e. …orax
Задание 6. Термины, в которых сочетание «ngu» читается как «нгв»:
a. sanguis b. lingua c. angulus d. lingula e. unguentum
Задание 7. Термины, в которых сочетание «ti» читается как «ци»:
a. ostium b. substantia c. solution d. articulatio e. combustio
Задание 8. Буква s читается как [з]:
a. перед всеми согласными
b. перед всеми гласными
c. в положении между гласными
d. перед е, i, y
Задание 9. Диграф ch читается как
a.[x] b. [k] c. [c] d. [ц]
Задание 10. Буквосочетание ngu в слове Sanguis читается
a. [нгу] b. [нгв] c.[нги] d. [нжу]
Задание 11. Буквосочетание ngu читается как [нгв] в слове
a. angulus b. lingula c. sanguis d. cingulum
Задание 12. Буквосочетание sch читается
a. [ш] b. [сх] c. [зх] d.[ск]
Задание 13. Буква s читается как [з] в слове
a. fossa b. dorsum c. incisura d. processus
Задание 14. Буква с читается как [ц]:
a. в конце слова
b. перед ae, oe
c. перед a,o,u
d. перед всеми согласными
Задание 15. Буквосочетание ngu произносится как [нгу] в слове
a. lingua b. lingula c. sanguis d. inguen
Задание 16. Буквосочетание ph в слове raphe читается
a.[п] b.[пх] c.[ф] d. [р]
a. rotatio b. articulatio c.ostium d. eminentia
Задание 18. Буквосочетание ti читается как [ци] в слове
a. ostium b. rotatio c.mixtio d.tibia
b. Задание 19. Буква c читается как [ц] в слове
a. oculus b. corpus c. crista d. caecus
Задание 20. Буква c читается как [k]
a. перед всеми согласными
b. перед всеми гласными
c. перед e, i, y
d. перед ae, oe
Задание 21. Буквосочетание Qu в слове Quercus читается
a. [ку] b.[к] c. [гв] d.[кв]
Задание 23. Иначе, чем в русском языке, произносятся согласные:
a. B,D; b. С, Н; c. М, N; d. F, L.
Задание 24. Латинский алфавит состоит из:
a. 20 букв; b. 29 букв; c.25 букв; d. 24 букв.
Задание 25 Диграфом называется:
a. сочетание двух согласных;
b. сочетание гласной и согласной;
c. сочетание двух гласных, читаемое как один слог;
d. дифтонг.
Задание 26. Дифтонгом называется:
a. сочетание двух согласных;
b. сочетание гласной и согласной;
c. сочетание двух гласных, читаемое как один слог;
d. диграф.
Задание 27. Буква «с» в латинском языке произносится
a. как «к»
b. как «с»
c. как «ц» или «к»
d. как «с» или «к»
Задание 28. Буква «е» в латинском языке всегда произносится
a. как звук «а»
b. как звук «э»
c. как звук «е»
d. как звук «и»
Задание 29. Буква «у» в латинском языке всегда произносится
a. как звук «й»
b. как звук «и»
c. как звук «у»
d. как звук «у» или «и»
Задание 30. Дифтонг eu читается как
a. «э» b. «эу» c. «эю» d.«у»
Задание 31. Буква «z» в латинском языке читается как
a. «с» или «з» b. «к» c.«с» d. «з»
Задание 32. Буквосочетание “sch” читается как
a. «сх» b. «с» c. «сч» d.«ч»
Задание 33. Слово “maxillaris” правильно читать
a. магзилларис b.максиллярис c.мэкзилярис d.махилярис
Задание 34. Слово “quadratus” правильно читать
a. квадратус b.квадратис c.куадрэтус d.кадратис
Задание 35. Слово «thorax» переводится как
a.туловище b.грудная клетка c. столб d.кость
Задание 36. Буквосочетание ti в слове Mixtio читается:
a. [кс] b. [ти] c.[ци] d. [ш]
Раздел дисциплины (модуля): Имя существительное
1. Cловарная форма существительного состоит из:
a) формы Nom.Sing.
b) форм Nom. и Gen.Sing.
c) форм Nom. и Gen.Sing. с указанием рода
d) форм Nom. и Gen. Sing. с указанием склонения
e) форм Nom. и Gen. Plur.
2. Правильная словарная форма существительного:
a) hiatus
b) massa, ae
d) oculus, i II
e) iris, iridis
3. Род латинских существительных можно определить:
a) сравнивая его с родом русского слова;
b) по окончанию в Gen.Sing.
c) по окончанию в Nom.Sing.
d) по склонению
e) по окончанию в Nom. Plur
4. Существительные женского рода:
a) plexus, us
b) ala, ae
c) sulcus, i
d) facies, ei
e) systema, atis
5. Существительные мужского рода:
a) genu, us
b) corpus, oris
c) bronhus, i
d) arcus, us
e) gyrus, i
6. Существительные среднего рода:
a) tonsilla, ae
b) segmentum, i
c) cavum, i
d) recessus, us
e) genu, us
7. Склонение латинских существительных можно определить:
a) по роду
b) по окончанию во множественном числе
c) по окончанию в Nom.Sing.
d) по окончанию в Gen.Sing.
e) сравнивая его со склонением русского слова
8. Существительные i склонения:
a) systema, atis n
b) scapula, ae f
c) facies, ei f
d) basis, is f
e) tuberositas,atis f
f) cavitas, atis f
g) trachea, ae f
9. Существительные ii склонения:
a) arcus, us m
b) pectus, oris n
c) cornu, us n
d) nasus, i m
e) corpus, oris n
f) cerebrum, i n
g) sceleton,i n
10. Существительные III склонения:
a) atrium, i n
b) trochanter, eris m
c) truncus, i m
d) cartilago, inis f
e) tuberculum,i n
f) crus, cruris n
g) tendo, inis m
11. Существительные iv склонения:
a) crus, cruris n
b) sinus, us m
c) processus, us m
d) oculus, i m
e) carpus, i m
f) genu, us n
g) ventriculus, i m
12. Существительные v склонения:
a) paries, etis m
b) species, ei f
d) stapes, edis m
e) pes, pedis m
f) facies, ei f
g) caries, ei f
13. Основу существительного можно определить по:
a) Gen.Sing.
b) Nom.Sing.
c) Nom. Plur.
d) Gen.Plur.
e) любой форме слова
14. Правильно выделенная основа:
a) acetabulum, acetabuli n
b) atlas, atlantis m
c) corpus, corporis n
d) acromion, acromii n
e) fnons, frontis f
15. Термины, относящиеся к названиям костей:
a) fibula, ae f
b) membrum, i n
c) radius, i m
d) arcus, us m
e) ulna, ae f
f) tuber, ěris n
16. «Основание черепа» - basis … :
a) cranium
b) cranii
c) cerebri
d) cerebrum
Раздел дисциплины (модуля): Имя прилагательное
17. Словарная форма прилагательных состоит из:
a) форм Nom. и Gen. Sing. муж., жен., и ср. рода
b) форм муж., жен., ср. рода в Nom. Plur.
c) форм муж., жен., ср. рода в Nom. Sing.
d) формы Nom.Sing. мужского рода
e) форм муж., жен., сред. рода с указанием склонения
18. Окончания прилагательных i группы:
a) - er, is, e
b) - is, e
c) - us, a, um
d) - er, a, um
19. Окончаниями прилагательных ii группы являются:
a) - is, e
b) - us, a, um
c) - er, is, e
d) - er, a, um
20. Правильно выделена основа у прилагательных:
a) dexter, dextra , dextrum
b) simplex , simplicis
c) longus, longa , longum
d) pterygoideus, pterygoidea, pterygoideum
e) lumbalis, lumbale
f) alveolaris, alveolare
21. Прилагательные i группы (i-ii склонения):
a) flavus, a, um
b) sinister, tra, trum
c) renalis, e
d) simplex, icis
e) gastricus, a, um
22. Прилагательные I склонения:
a) petrosus
b) medium
c) externa
d) vertebrale
e) оssea
f) orbitalis
a) costalis
b) spongiosum
c) transversus
d) dexter
e) rubrum
f) ethmoidale
24. Прилагательные среднего рода:
a) lateralis
b) alba
c) glutaeum
d) lumbale
e) iliacus
f) dextrum
25. Прилагательные женского рода:
a) simplex
b) nasale
c) jugularis
d) spongiosum
e) sinister
26. Прилагательные мужского рода:
a) sigmoidea
b) interosseus
c) massetericum
d) simplex
e) buccalis
f) ovale
Раздел дисциплины (модуля): Терминообразование
1. Найдите правильный перевод термина «apex pulmonis sinistri»:
a) стенка правого легкого
b) верхушка правого легкого
c) верхушка левого легкого
d) левая верхушка легкого
2. Найдите правильный перевод термина «corpus ossis frontalis»:
a) корпус передней кости
b) тело лобной кости
c) переднее тело кости
d) заднее тело кости
3. Найдите правильный перевод термина «скуловой отросток лобной части»:
a) processus zygomaticus pars frontale
b) processus zygomatici partis frontale
d) processuum zygomaticum partis frontalis
c) processus zygomaticus partis frontalis
4. Найдите правильный перевод термина «решетчатое отверстие»:
a) foramenis ethmoidale
b) foraminis ethmoidalis
c) foramina ethmoidalia
d) foramen ethmoidale
5. Найдите верный вариант:
a) foramen sacralis pelvinus
b) foramen sacralis pelvina
c) foramen saсralis pelvinus
d) foramen sacrale pelvinum
6. Выберите правильно согласованный термин:
a) articulatio humeralis
b) articulatio humerales
c) articulationis humeralum
d) articulatio humerale
7. Переведите словосочетание «os femoris»:
a) бедренная кость
b) затылочная кость
c) большеберцовая кость
d) небная кость
8. Переведите словосочетание «os zygomaticum»:
a) верхнечелюстная кость
b) нижнечелюстная кость
d) большеберцовая кость
9. Какой способ не относится к основным способам образования терминов?
a) Cемантический
b) Морфологический
c) Синтаксический
d) Субстантивация
e) Эпонимные термины
f) Анаграммы
g) Орфоэпический
10. В анатомической номенклатуре преобладают:
a) латинские слова
b) греческие
Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов*1
Индивидуальное творческое задание:
Конкурс «Veni, vidi, vici»
Задача: Прочитать текст или отдельные слова и словосочетания на латинском языке в быстром темпе, соблюдая правила чтения и ударения за ограниченное время
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п