учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение биологических свойств вирусов и особенностей взаимодействия их с инфицированным организмом; ознакомление с вирусологическими методами лабораторной диагностики; изучение возбудителей вирусных болезней; проведение исследований по санитарной оценке продуктов животного происхождения при вирусных болезнях
ОПК-1: Способен определять биологический статус и нормативные клинические показатели органов и систем организма животных;
ОПК-1
ИД-1 Знает биологический статус и нормативные клинические показатели органов и систем организма животных, природу и номенклатуру вирусов; методы диагностики вирусных болезней; методы и средства профилактики и диагностики вирусных болезней; особенности противовирусного иммунитета; патогенез вирусных болезней животных и птиц.
ИД-2 Умеет использовать в профессиональной деятельности методы решения задач с применением современного оборудования, проводить отбор проб для проведения вирусологического исследования; пользоваться методами лабораторных исследований; руководствоваться правилами и приемами проведения ветеринарно-санитарных мероприятий при вирусных болезнях животных и птиц; составлять план и отчетные документации на проведенные мероприятия при вирусных болезнях.
ИД-3 Владеет современной профессиональной методологией для проведения экспериментальных исследований и интерпретации их результатов, необходимыми для решения задач при выполнении профессиональных функций; требованиями и правилами, позволяющими анализировать результаты, и техникой составления отчетов по проведенным ветеринарно-санитарным мероприятиям вирусологической этиологии.
ОПК-4
ИД-1 Знает биологический статус и нормативные клинические показатели органов и систем организма животных, природу и номенклатуру вирусов; методы диагностики вирусных болезней; методы и средства профилактики и диагностики вирусных болезней; особенности противовирусного иммунитета; патогенез вирусных болезней животных и птиц.
ИД-2 Умеет использовать в профессиональной деятельности методы решения задач с применением современного оборудования, проводить отбор проб для проведения вирусологического исследования; пользоваться методами лабораторных исследований; руководствоваться правилами и приемами проведения ветеринарно-санитарных мероприятий при вирусных болезнях животных и птиц; составлять план и отчетные документации на проведенные мероприятия при вирусных болезнях.
ИД-3 Владеет современной профессиональной методологией для проведения экспериментальных исследований и интерпретации их результатов, необходимыми для решения задач при выполнении профессиональных функций; требованиями и правилами, позволяющими анализировать результаты, и техникой составления отчетов по проведенным ветеринарно-санитарным мероприятиям вирусологической этиологии.
:
ИД-1 Не знает технические возможности современного специализированного оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности
ИД-1 Плохо знает технические возможности современного специализированного оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности
ИД-1 Хорошо знает технические возможности современного специализированного оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности
ИД-1 В полной мере знает технические возможности современного специализированного оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности
:
ИД-2 Не умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности, интерпретировать полученные результаты
ИД-2 Плохо умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности, интерпретировать полученные результаты
ИД-2 Хорошо умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности, интерпретировать полученные результаты
ИД-2 В полной мере умеет применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности, интерпретировать полученные результаты
:
ИД-3 Не владеет навыками работы со специализированным оборудованием для реализации поставленных задач при проведении исследований и разработке новых технологий
ИД-3 Плохо владеет навыками работы со специализированным оборудованием для реализации поставленных задач при проведении исследований и разработке новых технологий
ИД-3 Хорошо владеет навыками работы со специализированным оборудованием для реализации поставленных задач при проведении исследований и разработке новых технологий
ИД-3 В достаточной мере владеет навыками работы со специализированным оборудованием для реализации поставленных задач при проведении исследований и разработке новых технологий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Строение и химический состав вирусов
Взятие, транспортировка и подготовка патологического материала для вирусологических исследований.
Взятие крови у лабораторных животных
Получение первично-трипсинизированных культур клеток из развивающихся куриных эмбрионов.
Титрование вирусов в РГА.
Методы заражения куриных эмбрионов
(Алеутская болезнь норок, ИНАН лошадей)
(Алеутская болезнь норок, ИНАН лошадей)
2. Будаев Ю.Ж., Алексеева С.М., Гармаев М.Ц. Методические указания и задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Вирусология и биотехнология» часть I специальности 36.05.01 – «Ветеринария» – Улан-Удэ: Издательство Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им.В.Р.Филиппова–2015 – 30 с.
3. Будаев Ю.Ж., Цыдыпов В.Ц., Галсанова Г.Д. Систематика и биологические свойства возбудителей вирусных инфекций животных и птиц. Учебное пособие; Улан-Удэ; изд-во БГСХА, 2006.- 92 с.(38 экз.)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Вопросы модулей № 1, № 2, № 3.
Примеры ситуационных задач по вирусным болезням животных и птиц
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Темы для эссе
Вирусология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Основные свойства вирусов (ОПК-1, ОПК-4)
2. Чем отличается вирус от других организмов по строению? (ОПК-1, ОПК-4)
3. Из каких структурных компонентов состоит вирион любого вируса? (ОПК-1, ОПК-4)
4. В чем принципиальное отличие вирусов гриппа, аденовирусов и фагов по строению/ симметрии (ОПК-1, ОПК-4)
5. Величина вирусов. Единица измерения. (ОПК-1, ОПК-4)
6. Какие формы имеют разные вирусы? Пример. (ОПК-1, ОПК-4)
7. Чем отличается вирус от других живых организмов по химическому составу? (ОПК-1, ОПК-4)
8. Чем отличается нуклеиновая кислота вирусов от таковой у других живых организмов? (ОПК-1, ОПК-4)
9. Какую функцию выполняет нуклеиновая кислота вирусов? (ОПК-1, ОПК-4)
10.Есть ли разница по химическому составу между белками вирусов и других живых организмов? Какую функцию выполняет белок вирусов? (ОПК-1, ОПК-4)
11.Сущность иммунофлюресцентной диагностики. (ОПК-1, ОПК-4)
12.Какой патологический материал берут при тех или иных вирусных болезнях? (ОПК-1, ОПК-4)
13.Чем отличается отправка материала в лаборатории при вирусных болезнях от бактериальных болезней? (ОПК-1, ОПК-4)
14.Как получить вируссодержащий материал в лаборатории? (ОПК-1, ОПК-4)
15.Какими методами в лаборатории можно проводить индикацию вирусов? (ОПК-1, ОПК-4)
16.Что такое «элементарные тельца» и «тельца включения». Как их можно выявлять? (ОПК-1, ОПК-4)
17.Способы подготовки препаратов для люминесцентной микроскопии. (ОПК-1, ОПК-4)
18. Какие бывают типы взаимоотношений вирусов с клеткой. (ОПК-1, ОПК-4)
19. Основные этапы взаимодействия вируса с клеткой (ОПК-1, ОПК-4)
20. Адсорбция вируса на клетку. Механизм (ОПК-1, ОПК-4)
21. Чем обусловлена видовая нечувствительность животных к некоторым вирусам. (ОПК-1, ОПК-4).
22. Проникновение вируса в клетку. (ОПК-1, ОПК-4)
23. Синтез, репликация 2-цепочных нуклеиновых кислот. (ОПК-1, ОПК-4)
24. Синтез вирусных белков. Схема. (ОПК-1, ОПК-4)
25. Сборка вирусных частиц и их выход из клетки (ОПК-1, ОПК-4)
26. Чем отличаются вирусы от других микроорганизмов по способу размножения и репродукции? (ОПК-1, ОПК-4)
27. Чем отличается генетический материал вирусов от генома других микроорганизмов? (ОПК-1, ОПК-4)
28. Какие бывают виды изменчивости в результате генетического взаимоотношения между несколькими вирусами? (ОПК-1, ОПК-4)
29. Мутация и ее механизмы. Виды мутации и практическое значение. (ОПК-1, ОПК-4)
30. Какие виды воздействия могут оказывать вирусы на клетку. (ОПК-1, ОПК-4)
31. Какие морфологические изменения претерпевает клетка под воздействием вирусов? (ОПК-1, ОПК-4)
32. Какие функциональные изменения клеток вызывают вирусы? (ОПК-1, ОПК-4)
33. Какими путями вирусы могут проникать в организм животных и пути распространения/ диссеминация/ вирусов в организме? Пример. (ОПК-1, ОПК-4)
34. Что такое тропизм/ аффинитет/ вирусов и его механизм? (ОПК-1, ОПК-4)
35. Макро- и микроскопические изменения в организме. (ОПК-1, ОПК-4)
36. Единицы измерения вирулентности. (ОПК-1, ОПК-4)
37. Пути выделения вирусов из организма. Вирусоносительство, его значение. (ОПК-1, ОПК-4)
38. Титр и методы титрования. (ОПК-1, ОПК-4)
39. РГА компоненты и требования к компонентам. (ОПК-1, ОПК-4)
40. Титр вирусов в РГА. (ОПК-1, ОПК-4)
41. Техника взятия крови у животных. (ОПК-1, ОПК-4)
42. Методы взятия крови у птиц. (ОПК-1, ОПК-4)
43. Общие физиологические факторы естественной резистентности к вирусным болезням. Клеточная резистентность и ее механизм. Влияние возраста, нарушение питания Влияние стресса, температура тела Ингибиторы (химический состав, виды). (ОПК-1, ОПК-4)
44. Роль фагоцитоза при вирусных болезнях (ОПК-1, ОПК-4)
45.Интерфероны Механизм синтеза, химический состав, свойства интерферона. Практическое применение. (ОПК-1, ОПК-4)
46. Специфический противовирусный иммунитет Современная классификация антител, виды антител. Иммунокомпонентные клетки и их взаимосвязь, механизм образования антител. Местный секреторный противовирусный иммунитет, иммуноглобулин А. (ОПК-1, ОПК-4)
48. Цель постановки серологических реакций. (ОПК-1, ОПК-4)
49. Компоненты РТГА, РДП, РСК. (ОПК-1, ОПК-4)
50. Культивирование вирусов в культурах клеток и тканей (ОПК-1, ОПК-4)
51. В чем преимущество и недостаток культивирования вирусов в развивающемся курином эмбрионе (КЭ)? Какими методами можно заражать КЭ? Что берут в качестве вирусного материала из зараженного КЭ? (ОПК-1, ОПК-4)
52. Строение 10-дневного куриного эмбриона (ОПК-1, ОПК-4)
53. Опишите представителей семейств вирусов, вызывающих опухолевых болезней у животных. Механизм онкогенности этих вирусов (ОПК-1, ОПК-4)
54. Общая характеристика вирусов семейства оспы (ОПК-1, ОПК-4)
55. Общая характеристика вирусов семейства герпесвириде (ОПК-1, ОПК-4)
56. Вирус инфекционного ринотрахеита крупного рогатого скота (ИРТ) (ОПК-1, ОПК-4)
57. Вирус болезни Ауески (клиника, распространение и свойства вируса) (ОПК-1, ОПК-4)
58. Вирус инфекционного ларинготрахеита птиц. (ОПК-1, ОПК-4)
59. Вирус болезни Марека (распространение, клиника и свойства вируса). (ОПК-1, ОПК-4)
60. Общая характеристика семейства аденовирусов (ОПК-1, ОПК-4)
61. Вирус Африканской чумы свиней (АЧС) и дифференциация этой болезни от классической) чумы свиней (ОПК-1, ОПК-4)
62. Общая характеристика вируса семейства ретровириде. (ОПК-1, ОПК-4)
63. Вирус лейкоза птиц. (ОПК-1, ОПК-4)
64. Вирус лейкоза крупного рогатого скота. (ОПК-1, ОПК-4)
65. Общая характеристика вирусов семейства и рода парамиксовирусы. (ОПК-1, ОПК-4)
66. Вирус парагриппа-3 крупного рогатого скота (ПГ-3). (ОПК-1, ОПК-4)
67. Вирус болезни Ньюкасла (распространение, клиника и свойства вируса. (ОПК-1, ОПК-4)
68. Вирус чумы крупного рогатого скота. (ОПК-1, ОПК-4)
69. Вирус чумы плотоядных (болезнь Карре). (ОПК-1, ОПК-4)
70. Респираторно-синцитиальный вирус крупного рогатого скота (РСИ). (ОПК-1, ОПК-4)
71. Общая характеристика вирусов семейства ортомиксовириде. (ОПК-1, ОПК-4)
72. Вирус гриппа свиней. (ОПК-1, ОПК-4)
73. Вирус гриппа лошадей. (ОПК-1, ОПК-4)
74 Вирус гриппа птиц. (ОПК-1, ОПК-4)
75. Вирус бешенства животных. (ОПК-1, ОПК-4)
76. Вирус диареи крупного рогатого скота. (ОПК-1, ОПК-4)
77. Вирус европейской чумы свиней (классическая). (ОПК-1, ОПК-4)
78. Вирус ящура животных. (ОПК-1, ОПК-4)
79. Вирус энзоотического гепатита КРС. (ОПК-1, ОПК-4)
80. Вирус алеутской болезни норок. (ОПК-1, ОПК-4)
81. Вирус ИНАН лошадей. (ОПК-1, ОПК-4).
Модуль № 1
1. Основные свойства вирусов
2. Чем отличается вирус от других организмов по строению?
3. Из каких структурных компонентов состоит вирион любого вируса?
4. В чем принципиальное отличие вирусов гриппа, аденовирусов и фагов по строению/ симметрии
5. Величина вирусов. Единица измерения.
6 Способы подготовки препаратов для люминесцентной микроскопии.
7. Какие формы имеют разные вирусы? Пример.
8. Чем отличается вирус от других живых организмов по химическому составу?
9. Чем отличается нуклеиновая кислота вирусов от таковой у других живых организмов?
10. Какую функцию выполняет нуклеиновая кислота вирусов?
11.Есть ли разница по химическому составу между белками вирусов и других живых организмов? Какую функцию выполняет белок вирусов?
12. Какой патологический материал берут при тех или иных вирусных болезнях?
13.Чем отличается отправка материала в лаборатории при вирусных болезнях от бактериальных болезней?
14. Как получить вируссодержащий материал в лаборатории?
15. Какими методами в лаборатории можно проводить индикацию вирусов?
16.Что такое «элементарные тельца» и «тельца включения». Как их можно выявлять?
17.Способы подготовки препаратов для люминесцентной микроскопии.
18. Техника взятия крови у животных.
19. Методы взятия крови у птиц.
20.Какие бывают типы взаимоотношений вирусов с клеткой.
21. Основные этапы взаимодействия вируса с клеткой.
22. Адсорбция вируса на клетку. Механизм.
23. Чем обусловлена видовая нечувствительность животных к некоторым вирусам.
24.Проникновение вируса в клетку.
25.Синтез, репликация 2-цепочных нуклеиновых кислот.
27.Сборка вирусных частиц и их выход из клетки.
28.Чем отличаются вирусы от других микроорганизмов по способу размножения и репродукции?
Модуль № 2
1. Чем отличается генетический материал вирусов от генома других микроорганизмов?
2. Какие бывают виды изменчивости в результате генетического взаимоотношения между несколькими вирусами?
3. Мутация и ее механизмы. Виды мутации и практическое значение.
4. Какие виды воздействия могут оказывать вирусы на клетку.
5.Какие бывают типы взаимоотношений вирусов с клеткой.
6.Какие морфологические изменения претерпевает клетка под воздействием вирусов?
7. Какие функциональные изменения клеток вызывают вирусы?
8.Общие физиологические факторы естественной резистентности к вирусным болезням.
- Клеточная резистентность и ее механизм.
- Влияние возраста, нарушение питания
- Влияние стресса, температура тела
- Ингибиторы (химический состав, виды)
- Роль фагоцитоза при вирусных болезнях
9. Интерфероны
- Механизм синтеза, химический состав, свойства интерферона
- Практическое применение интерферонов.
10. Специфический противовирусный иммунитет
- Современная классификация антител, виды антител
- Иммунокомпетентные клетки и их взаимосвязь, механизм образования антител
- Местный секреторный противовирусный иммунитет, иммуноглобулин А.
11. Какими путями вирусы могут проникать в организм животных и пути распространения/ диссеминация/ вирусов в организме? Пример.
12.. Что такое тропизм/ аффинитет/ вирусов и его механизм?
13. Макро- и микроскопические изменения в организме при вирусных инфекциях.
14. Единицы измерения вирулентности.
15. Пути выделения вирусов из организма. Вирусоносительство, его значение.
16. Чем отличаются вирусы по способу культивирования от других микроорганизмов?
17.В чем преимущество и недостаток культивирования вирусов в развивающемся курином эмбрионе (КЭ).
18. Какими методами можно заражать КЭ? .
19. Что берут в качестве вирусного материала из зараженного КЭ?
20. Что такое культура клеток и тканей? Какие знаете виды культур?
21. Клетки каких тканей можно культивировать ин витро?
22. Какие условия необходимы, чтобы размножить клетки организма в условиях ин витро?
23. Какие питательные среды используются для культур клеток?
24. Опишите строение 10-дневного куриного эмбриона
25. Опишите методику культивирования вирусов на культуре клеток.
Модуль 3
1. Титр и методы титрования вирусов.
2. Для каких целей используются серологические реакции при вирусных болезнях.?
3. РГА. Компоненты, постановка, сущность и значение реакции.
4.РТГА. Компоненты, постановка, сущность и значение реакции.
5.РДП. Компоненты, постановка, сущность и значение реакции.
6.РСК. Компоненты, постановка, сущность и значение реакции.
7.Сущность иммунофлюоресцентной диагностики.
8.Полимеразно- цепная реакция (ПЦР). Компоненты, постановка, сущность и значение реакции.
9.Метод ДНК-зондов. Компоненты, постановка, сущность и значение реакции.
10. Вирус оспы животных.
11. Вирус гриппа животных.
12. Вирус болезни Ауески.
13. Вирус болезни чумы животных.
14. Вирусная диарея КРС,
15. Респираторно-синцитиальный вирус КРС.
16. парагрипп-3 КРС.
17. Вирус лейкоза животынх.
18. Вирус инфекционного ринотрахеита КРС.
19. Вирус энзоотического гепатита КРС.
20. Вирус катаральной лихорадки овец (блютанг),
21. Вирус контагиозной эктимы овец.
22. Вирусный энзоотический аборта овец.
23. Вирус болезни африканской чумы,
24. Классическая чумы свиней.
25. Болезнь Тешена
27. Вирус болезни Марека
28. Вирус лейкоза птиц.
29. Алеутская болезнь норок
30. ИНАН лошадей
Примеры ситуационных задач по вирусным болезням животных и птиц
1. В хозяйстве заболели свиньи. Заболевание протекало со следующими клиническими признаками: кратковременная лихорадки, отсутствие аппетита, слизистые истечения из носовой полости, судорожные сокращения различных групп мышц, непроизвольные движения, шатающаяся походка, слабость конечностей, прогрессирующий паралич мышц головы, шеи, конечностей. Гибель – 60-70%.
На вскрытии установлено: гиперемия и серозная инфильтрация оболочек головного и спинного мозга.
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
2. На свиноводческом хозяйстве вспыхнуло заболевание среди свиней всех возрастов, которое в течение 3-4 дней распространилось на все фермы всего хозяйства. Заболевание протекало со следующими клиническими признаками: повышение температуры тела до 41-42̊, угнетение, сонливость, парез задней части туловища, учащение поверхностного дыхания. На ушах, животе, нижней части шеи красно-фиолетовые пятна. У некоторых свиней понос, фекалии содержат кровь. Летальность – 90%.
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
3.На вскрытии павших животных установлено: цианотические пятна на ушах, животе, нижней части шеи. На серозных оболочках внутренних органов множество кровоизлияний. Висцеральные узлы геморрагичны, селезенка увеличена, сильно гиперемированна с геморрагиями. Легкие отечны со студневидными междольчатыми перегородками. Печень и почки темно-вишневого цвета с кровоизлияниями.
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
4. На свиноферме возникло заболевание среди свиней всех возрастов, гибель животных около 70%. Заболевание протекало со следующими клиническими признаками: повышение температуры тела до 40-41̊, угнетение, слабость, отказ от корма, слизисто-гнойные истечения из глаз, веки опухшие, у некоторых животных рвота и понос. На коже ушей, живота, внутренней поверхности конечностей кровоизлияния. У отдельных видов животных болезнь сопровождалась судорогами и парезами задних конечностей.
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
5. На вскрытии павших животных установлено: лимфатические узлы черно-красные с мраморным рисунком на разрезе, кровоизлияние в селезенке, слизистых оболочках гортани, мочеточников, мочевого пузыря, кишечника, почки отечны с кровоизлияниями, на слизистой и ободочной кишок обнаруживаются фолликулярные язвы.
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
6. В промышленном комплексе в группе телят 2-4 месячного возраста возникло заболевание, которое характеризовалось следующими клиническими признаками: повышение температуры тела до 41-42 , отказ от корма, общая слабость, слезотечение , серозные истечения из носа, кашель ,затруднённое дыхание ,понос , нередко фекалии с примесью крови. Гибель-5%
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
7. При вскрытии павших телят установлено: катаральное воспаление слизистой оболочки носа и трахеи, катарально-геморрагическое воспаление кишечника, очаговое уплотнение в лёгких, регионарные лимфатические узлы увеличены,гиперемированы.
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
8. В хозяйстве откормочного типа крупного рогатого скота через 15-20 дней после формирования отборного стада заболели телята. Заболевание протекало со следующими клиническими признаками: повышение температуры тела до 41,50 С, слёзотечение, слизисто-гнойные истечения из носовой полости, необильное слюнотечение, у некоторых животных понос, затруднённое дыхание ,кашель. Летальность-3%
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
9. На вскрытии павших и вынужденно убитых животных установлено: увеличение и гиперемия глоточных и средостенных лимфатических узлов с очагами некроза. Слизистая оболочка трахеи и бронхов гиперемирована, покрыта слизисто-гнойным экссудатом, гиперемия лёгких с участками уплотнения. Слизистая оболочка кишечника катарально воспалена. У некоторых телят эрозии в ротовой полости.
Какая болезнь описана? Методы диагностики болезни?
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1: Вирусологическая лаборатория и техника безопасности с вируссодержащим материалом.
Взятие, транспортировка и подготовка патологического материала для вирусологических исследований.
1. Строение и режим работы вирусологической лаборатории.
2. Введение документации вирусологической лаборатории.
3. Техника безопасности при работе с вируссодержащим материалом.
4. Правила взятия и транспортировки патологического материала для вирусологических исследований.
5. Консервирование вируссодержащего патологического материала для вирусологических исследований.
6. Подготовка патологического материала для вирусологических исследований.
1. Дать определение «элементарные тельца».
2. Дать определение «тельца – включения».
3. Перечислить и описать методы окраски мазков для микроскопирования.
4. Описать методы электронной микроскопии в вирусологии.
5. Описать методы люминесцентной микроскопии в вирусологии.
Тема 3: Культивирование вирусов в КЭ. Методы заражения куриных эмбрионов.
1. Определить цель заражения куриных эмбрионов (кэ).
2. Преимущества и недостатки применения КЭ.
3. Требования к куриным эмбрионам, используемым в вирусологических исследованиях.
4. Подготовка эмбрионов к заражению.
5. Перечислить методы заражения КЭ и описать каждый метод.
6. Описать строение куриного эмбриона.
Тема 4: Особенности противовирусного иммунитета.
1. Дать определение «Иммунитет» и охарактеризовать виды иммунитета.
2. Перечислить факторы неспецифической резистентности организма животного.
3. Дать определение «Интерферон». Описать его химический состав.
4. Охарактеризовать механизм образования интерферона и его действие на вирусы. Практическое применение интерферона.
5. Описать факторы специфического противовирусного иммунитета.
6. Клеточные факторы иммунитета при вирусных болезнях.
Тема 5: Серологические реакции. Постановка РТГА.
1. Дать определение «серологические реакции».
2. Какие нужны компоненты для серологических реакций?
3. Принцип реакции торможения гемагглютинации (РТГА).
4. Цель применения РТГА.
5. Компоненты для РТГА.
6. Постановка РТГА.
7. Учет реакции РТГА.
Тема 6: Постановка РДП и РН.
1. Цель реакции диффузионной преципитации.
2. Принцип реакции диффузионной преципитации.
3. Компоненты реакции диффузионной преципитации.
4. Постановка реакции диффузионной преципитации.
5. Учет реакции диффузионной преципитации.
6. Цель реакции нейтрализации.
7. Принцип реакции нейтрализации.
8. Компоненты реакции нейтрализации.
9. Постановка реакции нейтрализации..
10. Учет реакции нейтрализации.
Тема 7: Применение в вирусологии полимеразной цепной реакции (ПЦР) и метода ДНК-зондов.
1. Цель полимеразной цепной реакции.
2. Описать метод ДНК-зондов.
3. Сущность полимеразной цепной реакции.
4. Преимущества полимеразной цепной реакции.
5. Компоненты полимеразной цепной реакции.
6..Постановка (этапы) полимеразной цепной реакции.
7. Обработка данных ПЦР.
8.Полимеразная цепная реакция в реальном времени
Тема 8: Принципы диагностики вирусных болезней.
1. Опишите этапы постановки диагноза вирусных болезней.
2. Какова последовательность проведения лабораторной диагностики вирусных болезней.
3. Какие серологические реакции применяются при вирусологических инфекциях.
4. Задачи вирусологического исследования.
5. Патологический материал для вирусологического исследования.
Тема 9: Биопрепараты при вирусных болезнях животных.
1. Дать определение «Биопрепараты».
2. Какие виды биопрепаратов применяются при вирусных болезнях животных.
3. Хранение и транспортировка биопрепаратов.
4. Правила использования биопрепаратов.
5. Вакцинация: профилактическая и вынужденная.
6. Противопоказания при проведении прививок.
Тема 10: Систематика вирусов. Строение и химический состав вирусов.
1. Какие основные свойства вирусов положены в их номенклатуру?
2. Что такое «род» и «вид» вируса?
3. Чем отличаются прионы и вироиды от вирусов.
4. Охарактеризуйте семейства ДНК-содержащих вирусов. Какова их роль в патологии человека и животных?
5. Охарактеризуйте семейства РНК-содержащих вирусов. Какова их роль в патологии человека и животных?
Тема 11: Репродукция вирусов
1. Из взаимодействия, каких факторов складываются патологические эффекты при вирусных заболеваниях.
2. Какие общие черты имеет цикл репродукции всех вирусов?
3. Охарактеризуйте этапы репродукции вирусов.
4. Перечислите возможные результаты процессов взаимодействия различных вирусов и клеток
Тема 12: Методы заражения лабораторных животных вирусосодержащим материалом. Взятие крови у лабораторных животных
1. Цель заражения лабораторных животных.
2. Способы заражения лабораторных животных для вирусологических исследований.
3. Цель взятия крови у лабораторных животных.
4. Методика взятия крови у лабораторных животных.
Тема 13: Культивирование вирусов в клеточных культурах. Получение первично- трипсинизированных культур клеток из развивающихся куриных эмбрионов.
1. Виды культуры клеток.
2. Методика получения культур клеток.
3. Методика получения первично - трипсинизированных культур клеток из тканей куриного эмбриона.
Тема 14: Понятие о титре вируса, принципы и методы титрования вирусов. Титрование вирусов в РГА.
1. Принцип постановки реакции гемагглютинации.
2. Методика постановки реакции гемагглютинации.
3. Дать определение « титр «вируса.
4. Метод титрования вирусов.
Тема 15: Вскрытие КЭ. Взятие вирусосодержащего материала. Постановка РГА.
1. Методика вскрытия куриного эмбриона.
2. Правила взятия вирусосодержащего материала.
3. Постановка РГА.
4. Учет результатов РГА.
5. Строение 10-дневного куриного эмбриона.
Тема 16: Генетика вирусов
1. Генетическая организация вирусного генома
2. Генетические признаки вирусов
3. Изменчивость вирусов
4. Взаимодействие вирусов в условиях смешанной инфекции
Тема 17: Патогенез вирусных инфекций.
1. Какие стратегии вирусов, направленные на преодоление или снижение иммунологического прессинга со стороны хозяина вы знаете?
2. Дайте характеристику специфическим стадиям вирусного патогенеза.
3. Кто такие животные-вирусоносители?
4. Охарактеризуйте семейства ДНК-содержащих вирусов. Какова их роль в патологии человека и животных?
5. Охарактеризуйте семейства РНК-содержащих вирусов. Какова их роль в патологии человека и животных?
Тема 18: Действие факторов внешней среды на вирусы. Экология вирусов.
1. Природа и происхождение вирусов
2. Место вирусов в биосфере.
3. Действие физических и химических факторов на вирусы.
4. Экология вирусов.
5. Устойчивость вирусов к замораживанию, высушиванию.
6.4. Темы для эссе
1. Систематика вирусов. Строение и химический состав вирусов.
2. Репродукция вирусов
3. Индикация вирусов путем обнаружения элементарных телец и телец включений.
4. Люминесцентная и электронная микроскопия вирусов.
5. Методы заражения лабораторных животных вирусосодержащим материалом. Взятие крови у лабораторных животных
6. Культивирование вирусов в клеточных культурах. Получение первично-
7. трипсинизированных культур клеток из развивающихся куриных эмбрионов.
8. Понятие о титре вируса, принципы и методы титрования вирусов. Титрование вирусов в РГА.
9. Вскрытие КЭ. Взятие вирусосодержащего материала. Постановка РГА.
10. Генетика вирусов
11. Серологические реакции. Постановка РТГА.
12. Постановка РДП и РН
13. Применение в вирусологии полимеразной цепной реакции (ПЦР) и метода ДНК-зондов.
14. Патогенез вирусных инфекций.
15. Действие факторов внешней среды на вирусы. Экология вирусов.
16. Особенности противовирусного иммунитета.
17. Применение в вирусологии полимеразной цепной реакции (ПЦР) и метода ДНК-зондов.
18. Патогенез вирусных инфекций.
19. Биопрепараты при вирусных болезнях животных.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п