учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
- ;
Директор колледжа Очирова В.Н.
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
Задачи: Задачами освоения дисциплины являются: приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека; овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; формирование: культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; культуры безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей деятельности; готовности применения знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей деятельности; мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;;
механизмы гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;;
основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона
работ
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, переломах, ожогах, отморожениях, отравлениях. Неотложные реанимационные мероприятия (сердечно-легочная реанимация, противошоковые мероприятия) (круглый стол)
Письменное тестирование
Подведение итогов круглого стола
характера:
чрезвычайные ситуации природного (эндогенные, экзогенные ЧС), техногенного (аварии на ХОО, аварии на РОО, аварии на ПВОО, аварии на гидротехнических объектах, на транспорте, коммунальных объектах) и военного характера (ОМП - ядерное, химическое и биологическое оружие, обычные средства поражения) (семинар-дискуссия)
Заслушивание сообщений (презентаций)
Подведение итогов семинара-дискуссии
Заслушивание сообщений (презентаций)
Заслушивание сообщений (презентаций)
Заслушивание сообщений (презентаций)
Заслушивание сообщений (презентаций)
Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации природного характера : учебное пособие для обучающихся по специальностям СПО / Е. П. Карпова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 138 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01230. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Библиогр.: с. 137-138 (32 назв.). - Б. ц. - Текст : электронный.
Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации техногенного характера : учебное пособие для обучающихся по специальностям СПО / Е. П. Карпова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГОУ ВО БГСХА, 2021. - 161 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00134. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Библиогр.: с. 159-161 (47 назв.). - Б. ц. - Текст : электронный.
Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации военного характера : учебное пособие для обучающихся по специальностям СПО / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Е. П. Карпова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 103 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00270. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Безопасность жизнедеятельности. Мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие для обучающихся по специальности СПО / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Е.П. Карпова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 158 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00324. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Безопасность жизнедеятельности. Военная служба - вид федеральной государственной службы : учебное пособие для обучающихся по специальностям СПО / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Е. П. Карпова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 292 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01891. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Безопасность жизнедеятельности. Основы медицинских знаний : учебное пособие для обучающихся по специальностям СПО / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Е. П. Карпова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 213 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00390. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Безопасность жизнедеятельности. Здоровый образ жизни : учебное пособие для обучающихся по специальностям СПО / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Е. П. Карпова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2022. - 100 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00058. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Библиогр.: с. 96-100 (35 назв.). - Б. ц. - Текст : электронный.
Безопасность жизнедеятельности. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций : учебное пособие для обучающихся по специальностям СПО / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Е. П. Карпова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2022. - 96 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00013. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Тестовые задания
Круглый стол
Темы сообщений (презентации)
Семинар-дискуссия
2) охватывает все разделы дисциплины
Безопасность жизнедеятельности
1. Дать определение понятию безопасность жизнедеятельности.
2. Что такое здоровье человека?
3. Какие факторы неблагоприятно влияют на здоровье человека?
4. Каковы причины, по которым человек чаще всего оказывается в экстремальных ситуациях?
5. Как можно оказать первую помощь человеку при кровотечениях, переломах?
6. Что необходимо предпринять человеку при возникновении пожара?
7. Что такое оборона Российской Федерации?
8. Кто освобождается от воинской обязанности в нашей стране?
9. Что представляет собой альтернативная гражданская служба?
10. Что подразумевается под понятием патриотизм?
Перечень вопросов к экзамену:
1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения
3. Факторы, определяющие здоровье
4. Организм как совокупность систем, связанных с внешней средой
5. Понятие о здоровье и болезни
6. Общественное и индивидуальное здоровье
7. Критерии здоровья
8. Составляющие здорового образа жизни
9. Понятие рационального питания
10. Понятие о вредных привычках
11. Влияние курения, алкоголизма и наркотиков на организм человека
12. Человек и техносфера
13. Что нужно сделать в наше время для создания техносферы высокого качества
14. Культура безопасности человека
15. Землетрясения. Защита населения
16. Извержение вулканов. Профилактические мероприятия
17. Цунами. Защита населения
18. Наводнение. Защита
19. Оползни. Сели. Пыльные бури
20. Природные пожары. Меры профилактики. Защита населения
21. Циклоны и антициклоны. Ветер. Сила ветра. Ураган. Защита населения
22. Аварии на радиационно опасных объектах (РОО)
23. Аварии на химически опасных объектах (ХОО)
24. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО)
25. Аварии на объектах коммунального хозяйства
26. Аварии на транспорте
27. Аварии на гидротехнических сооружениях
28. Государственное управление в БЖД. Структура управления. Безопасность труда. Охрана окружающей среды. Защита в ЧС
29. Мониторинг и контроль опасностей. Мониторинг окружающей среды. Мониторинг источника опасностей. Мониторинг здоровья работающих и населения
30. Клиническая смерть и правила выполнения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и непрямого массажа сердца
31. Оказание первой помощи при кровотечениях
32. Оказание первой помощи при переломах
33. Оказание первой помощи при ожогах, переохлаждении, обморожениях
34. Оказание первой помощи при обмороке, тепловом и солнечных ударах
35. Оказание первой помощи при поражениях электрическим током
36. Оказание первой помощи при отравлениях
37. Оказание первой помощи при утоплении
38. Организация и проведение спасательных работ и ликвидация последствий ЧС. Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы
39. Мероприятия по ликвидации ЧС. Санитарная обработка, дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, демеркуризация
40. Порядок применения средств индивидуальной защиты (СИЗ)
41. Медицинские средства защиты
42. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
43. Назначение и классификация защитных сооружений
44. Эвакуация. Организация и проведение эвакуационных мероприятий
45. Национальные интересы и национальная безопасность России
46. Угрозы национальной безопасности России
47. Военная доктрина РФ
48. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации
49. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура
50. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение; структура
51. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура
52. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура
53. Космические войска: история создания, предназначение, структура
54. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура
55. Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, 56. войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение
56. Воинская обязанность, ее основные составляющие
57. Права и свободы военнослужащего
58. Льготы, предоставляемые военнослужащему
59. Прохождение военной службы по призыву и по контракту
60. Альтернативная гражданская служба
61. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы
62. Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего
64. Дисциплинарная и уголовная ответственность военнослужащих
65. Воинская дисциплина, её сущность и значение
66. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка
67. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение
68. Патриотизм, верность воинскому долгу, воинское товарищество - составляющие боевых традиций Российской Армии
69. Символы воинской чести
70. Ритуал приведения к военной присяге
Перечень практических заданий к экзамену:
1. Неотложные реанимационные мероприятия (сердечно-легочная реанимация, противошоковые мероприятия)
2. Составить алгоритмы оказания первой помощи пострадавшим
3. Техника наложения кровоостанавливающего жгута
4. Примеры героизма и войскового товарищества российских воинов
Тестовые задания:
ОК 06
Задание 1 (вписать ответ). Система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории ______________________
Правильный ответ: оборона государства
Задание 2 (вписать ответ). Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера _________________
Правильный ответ: гражданская оборона
Задание 3 (вписать ответ). Государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации __________________________
Правильный ответ: вооруженные силы РФ
Задание 4 (вписать ответ). Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ _________________________________
Правильный ответ: президент Российской Федерации
Задание 5 (вписать ответ). Составная часть вооруженных сил, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе) __________________________
Правильный ответ: вид вооруженных сил РФ
Задание 6 (вписать ответ). Часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач ________________
Правильный ответ: род войск
Задание 7 (вписать ответ). Когда началась история сухопутных войск России ___________
Правильный ответ: 1 октября 1550 г.
Задание 8 (вписать ответ). Из каких флотов состоит Военно-Морской флот РФ (ВМФ) _________________________________________________________________
Правильный ответ: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского
Задание 9 (вписать ответ). Род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника _____________________________
Правильный ответ: воздушно-десантные войска
Задание 10 (вписать ответ). Воинское формирование в Вооруженных силах Российской Федерации с наименьшим количеством военнослужащих, имеющее штатного командира из числа сержантов _______________
Правильный ответ: отделение
Задание 11 (вписать ответ). Как называется отделение в танковых войсках _____________
Правильный ответ: экипаж
Задание 12 (вписать ответ). Как называется отделение в артиллерии _______________
Правильный ответ: расчет
Задание 13 (вписать ответ). В среднем численность личного состава взвода колеблется от __________________
Правильный ответ: 9 до 45 человек
Задание 14 (вписать ответ). Особый вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества __________________
Правильный ответ: военная служба
Задание 15 (вписать ответ). Установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны ______________________
Правильный ответ: воинская обязанность
Задание 16 (вписать ответ). Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется ________________________________________________
Правильный ответ: с 1 января по 31 марта в год достижения возраста 17 лет
Задание 17 (вписать ответ). Категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения _________________________________
Правильный ответ: военно-учетная специальность
Правильный ответ: от 18 до 30 лет
Задание 19 (вписать ответ). Нормативно-правовые акты, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность __________________________
Правильный ответ: общевоинские уставы
Задание 20 (вписать ответ). Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников) _____________________________
Правильный ответ: воинская дисциплина
Задание 21 (вписать ответ). Письменное или устное распоряжение начальника, обязательное для исполнения подчиненного _______________
Правильный ответ: приказ
Задание 22 (вписать ответ). Какому составу военнослужащих соответствует войсковое воинское звание полковника ___________________
Правильный ответ: старшие офицеры
Задание 23 (вписать ответ). Исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы ___________________
Правильный ответ: боевые традиции
Задание 24 (вписать ответ). Торжественный официальный акт, при проведении, которого установлен определенный порядок – церемониал ____________
Правильный ответ: ритуал
Задание 25 (вписать ответ). Церемониальная торжественная клятва, даваемая каждым гражданином при поступлении (призыве) на военную службу в вооружённые силы государства _________________
Правильный ответ: военная присяга
Задание 26 (вписать ответ). Официальный государственный символ России и ее официальная эмблема _______________________________
Правильный ответ: государственный герб
Задание 27 (вписать ответ). Торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию ________________________________
Правильный ответ: государственный гимн
Задание 28 (вписать ответ). Географическое пространство, где человек родился, а также социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет _____________
Правильный ответ: Родина
Задание 29 (вписать ответ). Как называется чувство олицетворяющее любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, которая проявляется в верности воинскому долгу, беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость _________________
Правильный ответ: патриотизм
Задание 30 (вписать ответ). Вид личных человеческих взаимоотношений, которые выражаются в психологическом единстве, духовной совместимости людей, в постоянной потребности общения между собой _______________
Правильный ответ: дружба
Задание 31 (вписать ответ). Нравственные внутренние качества и принципы воина (воинского коллектива), характеризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга (долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести)
Правильный ответ: воинская честь
Задание 32 (вписать ответ). Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность ________________
Правильный ответ: мужество
Задание 33 (вписать ответ). Совершение выдающихся по значению действий, отвечающих интересам общества и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию ______________
Правильный ответ: героизм
Задание 34 (вписать ответ). Первый Герой Советского Союза из бурят ______________________________
Правильный ответ: Гармажап Аюрович Гармаев
Задание 35 (вписать ответ). Герой Советского Союза и первый советский генерал-бурят _______________________________
Правильный ответ: Илья Васильевич Балдынов
Задание 36 (вписать ответ). Дeнь Гepoeв Oтeчecтвa в Poccии oтмeчaют ___________
Правильный ответ: 9 дeкaбpя
Задание 37 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Воинская обязанность предусматривает:
а) воинский учет
б) обязательную подготовку к военной службе
в) призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву
г) пребывание в запасе и призыв на военные сборы, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 38 (вписать ответ). Основной целью ____________ является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
Правильный ответ: воинского учета
Задание 39 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
а) получение начальных знаний в области обороны и военно-патриотическое воспитание
б) подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
в) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата
г) медицинское освидетельствование
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 40 (установите соответствие). Категории годности к военной службе:
а) «А»
б) «Б»
в) «В»
г) «Д»
д) «Г»
1. ограниченно годен к военной службе
2. годен к военной службе
3. не годен к военной службе
4. временно не годен к военной службе
5. годен к военной службе с незначительными ограничениями
Правильный ответ: а-2, б-5, в-1, г-4, д-3
Задание 41 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие
г) в отношении которых уголовное дело передано в суд
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 42 (выберите не менее 2-х вариантов ответов) К общевоинским уставам относятся:
а) уставы внутренней службы
б) дисциплинарный устав
в) строевой устав
г) уставы гарнизонной и караульной служб
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 43 (вписать ответ). Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к _____________________________________________________________________________ ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения
Правильный ответ: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной
Задание 44 (вписать ответ). Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, характеризующаяся общностью служебных интересов, взаимным доверием, взаимопомощью, глубокой привязанностью друг к другу и влияющая на его сплоченность и боеспособность - _____________________________
Правильный ответ: войсковое товарищество
Задание 45 (вписать ответ). Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное и военное время - __________________
Правильный ответ: воинская доблесть
Задание 46 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой признается:
а) если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина
б) если несение военной службы не противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина
в) если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами
г) если гражданин не относится к коренному малочисленному народу, не ведет традиционный образ жизни, не осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и не занимается традиционными промыслами
Правильный ответ: а, в
Задание 47 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Виды вооруженных сил РФ:
а) сухопутные войска
б) воздушно-космические силы
в) военно-морской флот
г) воздушно-десантные войска
Правильный ответ: а, б, в
Задание 48 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Рода Сухопутных войск:
а) мотострелковые войска, танковые войска
в) войска противовоздушной обороны (ПВО)
г) специальные войска
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 49 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). К специальным войскам Сухопутных войск относятся:
а) разведывательные соединения и воинские части
б) инженерные войска и войска связи
в) войска радиационной, химической и биологической защиты
г) нет верного ответа
Правильный ответ: а, б, в
Задание 50 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся:
а) пограничные войска
б) внутренние войска МВД России
в) войска Гражданской обороны
г) танковые войска
Правильный ответ: а, б, в
Задание 51 (вписать ответ). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля _____ года Гармажап Аюрович Гармаев за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и героизм был удостоен звания Героя Советского Союза
Правильный ответ: 1940 г.
Задание 52 (вписать ответ). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября _____ г. гвардии полковнику Илье Васильевичу Балдынову было присвоено звание Героя Советского Союза, а постановлением СНК СССР от 8 сентября _____ г. - звание генерал-майора
Правильный ответ: 1945 г.
Задание 53 (установите соответствие). Значение каждого цвета флага России:
а) белый цвет
б) синий цвет
в) красный цвет
1. вера, верность, постоянство
2. мужество, сила, энергия, кровь, пролитая за Отечество
3. чистота, мир, непорочность, совершенство
Правильный ответ: а-3, б-1, в-2
Задание 54 (установите соответствие). Первый государственный герб, флаг, гимн России появились:
а) Государственный герб
б) Государственный гимн
в) Государственный флаг
1. в конце XV в.
2. в XVII-XVIII вв.
3. в XVIII-XIX вв.
Правильный ответ: а-1, б-3, в-2
Задание 55 (вписать ответ). Указом Президента РФ №1431 от 16 ноября ____ г. Алдару Цыденжапову посмертно присвоено звание Герой России
Правильный ответ: 2010 г.
Задание 56 (вписать ответ). Указом Президента РФ от 11 июня 2022 г. за героизм и мужество, проявленные при исполнении воинского долга, гвардии лейтенанту Балдану Цыдыпову было присвоено звание _______________
Правильный ответ: Героя России
Задание 57 (вписать ответ). 18 апреля 1242 г. День победы русских воинов князя __________ над немецкими рыцарями на Чудском озере
Правильный ответ: Александра Невского
Задание 58 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Пoлные кaвaлepы Opдeнoв Cлaвы Бурятии:
а) Петр Андриянович Попов
б) Петр Капитонович Радикальцев
в) Семен Иванович Батагаев
г) Самбу Хаидович Булутов
Правильный ответ: а, б, в, г
ОК 07
Задание 1 (вписать ответ). Объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов и др. __________________________________
Правильный ответ: гидротехническое сооружение
Задание 2 (вписать ответ). Ситуации, которые возникают в результате производственных аварий и катастроф на объектах, транспортных магистралях и продуктопроводах; пожаров, взрывов на объектах; загрязнения местности и атмосферы сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), отравляющими веществами (ОВ), биологически опасными и радиоактивными веществами ______________________
Задание 3 (вписать ответ). Одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня называется ___________
Правильный ответ: половодье
Задание 4 (вписать ответ). Природное явление, начало которого сопровождается необычным поведением животных, а у большей части населения вызывает психические расстройства, называется ______________
Правильный ответ: землетрясением
Задание 5 (вписать ответ). Условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением называется _____________________
Правильный ответ: магнитуда землетрясения
Задание 6 (вписать ответ). Какое излучение, обладает наибольшей проникающей способностью ___________
Правильный ответ: гамма
Задание 7 (вписать ответ). В системе РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал _____________
Правильный ответ: «Внимание всем!»
Задание 8 (вписать ответ). Организованный вывод или вывоз людей из опасной зоны в безопасную называется ______________
Правильный ответ: эвакуация
Задание 9 (вписать ответ). Защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф ________________
Правильный ответ: убежища
Задание 10 (вписать ответ). Предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва __________________________________
Правильный ответ: средства индивидуальной защиты (СИЗ)
Задание 11 (вписать ответ). Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения __________________
Правильный ответ: предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Задание 12 (вписать ответ). Какие работы проводятся с целью поиска и деблокирования пострадавших, удаления людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения___________________
Правильный ответ: аварийно-спасательные работы
Задание 13 (вписать ответ). Неконтролируемое горение, в результате которого уничтожаются или повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей _________
Правильный ответ: пожар
Задание 14 (вписать ответ). Сложный физико-химический процесс превращения горючих веществ и материалов, сопровождаемый интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением, в основе которого лежат быстротекущие химические реакции окисления ___________
Правильный ответ: горение
Задание 15 (вписать ответ). При каком виде горения образуются едкие, ядовитые и взрывоопасные смеси ______________
Правильный ответ: при неполном
Задание 16 (вписать ответ). Совокупность мелких твёрдых частиц и газообразных продуктов, выделяющихся в воздух при сгорании чего-либо ____________
Правильный ответ: дым
Задание 17 (вписать ответ). Процент содержания кислорода в воздухе:
Правильный ответ: 20,95%
Задание 18 (вписать ответ). Наименьшая скорость горения при содержании кислорода в воздухе _______
Правильный ответ: 14-15%
Задание 19 (вписать ответ). Сколько составляет критическое количество кислорода, при котором может наступить летальный исход:
Правильный ответ: 7%
Задание 20 (вписать ответ). На сколько категорий подразделяются помещения и здания по взрывопожарной и пожарной опасности _________
Правильный ответ: 5
Задание 21 (вписать ответ). На какие категории подразделяются помещения и здания по взрывопожарной и пожарной опасности _________________
Правильный ответ: А, Б, В, Г, Д
Задание 22 (вписать ответ). Какие помещения и здания относятся к категории взрывопожарных _________________
Правильный ответ: А, Б
Задание 23 (вписать ответ). Нефтеперерабатывающие заводы, склады нефтепродуктов, производства с применением ацетона, эфиров относятся к взрывопожароопасным объектам категории _______
Правильный ответ: А
Задание 24 (вписать ответ). Деревообрабатывающие, лесопильные, столярные производства относятся к
Правильный ответ: В
Задание 25 (вписать ответ). Котельные, кузницы, цеха термообработки металла, машинные залы дизельных электростанций, литейное производство относятся к пожароопасным объектам категории _______
Правильный ответ: Г
Задание 26 (вписать ответ). Специальное противопожарное полотно (покрывало), позволяющее быстро и эффективно локализовать и погасить очаг возгорания __________
Правильный ответ: кошма
Задание 27 (вписать ответ). Представляет собой переносной или передвижной стальной баллон красного цвета с соплом, трубкой, через которые происходит выброс огнетушащего вещества ______________
Правильный ответ: огнетушитель
Задание 28 (вписать ответ). Состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма _______________
Правильный ответ: здоровье
Задание 29 (вписать ответ). Индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие – это ____________________________
Правильный ответ: здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Задание 30 (вписать ответ). Комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых на месте получения повреждения преимущественно в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками спасательных работ с использованием табельных и подручных средств _______________________________
Правильный ответ: первая медицинская помощь
Задание 31 (вписать ответ). Любое нарушение целостности кожных покровов и подлежащих тканей (в т.ч., сосудов) в результате внешнего, преимущественно механического воздействия называется ______________
Правильный ответ: рана
Задание 32 (вписать ответ). Повреждение костей, которые сопровождаются частичным или полным нарушением ее целостности под воздействием внешней силы, превышающей запас прочности кости - ____________
Правильный ответ: перелом
Задание 33 (вписать ответ). Первая помощь при артериальном кровотечении ________________
Правильный ответ: наложение жгута
Задание 34 (вписать ответ). Первая помощь при переломе конечностей __________________________
Правильный ответ: наложение транспортной шины
Задание 35 (вписать ответ). Как проявляется термический ожог II степени ___________________
Правильный ответ: образованием пузырей
Задание 36 (вписать ответ). Первая помощь при термических ожогах I степени __________________
Правильный ответ: охлаждение поврежденного участка водой
Задание 37 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Комплекс мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) включает:
а) оповещение населения об опасности, информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях
б) эвакуационные мероприятия
в) применение средств коллективной и индивидуальной защиты населения
г) аварийно-спасательные и другие неотложные работы
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 38 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) ударная волна и световое излучение
б) проникающая радиация
в) электромагнитный импульс
г) радиоактивное заражение местности
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 39 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Что относится к мероприятиям по повышению устойчивости объектов экономики в условиях ЧС:
а) увеличение надежности системы защиты рабочих и служащих объекта
б) обеспечение надежности управления и материально-технического снабжения
в) исключение или ограничение поражения от вторичных факторов
г) подготовка объекта к восстановлению
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 40 (вписать ответ). Система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия - это _____________
Правильный ответ: мониторинг
Задание 41 (установите соответствие). Установите соответствие назначения номеров для вызова экстренных служб:
а) 101
б) 102
в) 103
г) 104
д) 112
1. полиции
3. единый номер вызова экстренных оперативных служб
4. пожарной службы
5. скорой помощи
Правильный ответ: а-4, б-1, в-5, г-2, д-3
Задание 42 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Причины возникновения пожаров:
а) несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств, либо по причине их неисправности
б) неосторожное обращение с огнём; неправильное пользование газовым оборудованием
в) умышленный поджог
г) самовозгорание веществ и материалов
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 43 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:
а) пламя и искры
б) тепловой поток, повышенная температура окружающей среды
в) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения
г) пониженная концентрация кислорода, снижение видимости в дыму
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 44 (установите соответствие). Какому классу соответствует вид горючего материала:
а) класс А
б) класс В
в) класс С
г) класс D
д) класс Е
е) класс F
1. пожары газов
2. пожары металлов
3. пожары твердых горючих веществ и материалов
4. пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением
5. пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ и материалов
6. пожары ядерных материалов, радиоактивных отходов и радиоактивных веществ
Правильный ответ: а-3, б-5, в-1, г-2, д-4, е-6
Задание 45 (вписать ответ). Предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву - __________________________________________
Правильный ответ: пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО)
Задание 46 (вписать ответ). Совокупность организационно-технических мероприятий, конструктивных, объемно-планировочных решений, также технических средств позволяющих снизить или предотвратить (полностью исключить), воздействие на людей опасных факторов пожара, материальные потери от пожара - _______________________
Правильный ответ: противопожарная защита
Задание 47 (вписать ответ). Совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения, на ограничение распространения (развития) пожаров и создание условий для их успешного тушения, осуществляются, главным образом, в процессе проектирования и строительства объектов- _______________________
Правильный ответ: профилактика пожаров
Задание 48 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Противопожарные инструктажи проводятся с целью:
а) доведения до работников организации основных требований пожарной безопасности
б) изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования
в) изучения средств противопожарной защиты
г) информирования работников об их действиях в случае возникновения пожара
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 49 (вписать ответ). Совокупность инженерных систем защиты зданий (сооружений), способных в автоматическом (ручном) режиме работы обнаружить, локализовать (ликвидировать) очаг возгорания, обеспечить удаление дыма, приток чистого воздуха в помещения, своевременно оповестить людей и управлять их эвакуацией _ _________________
Правильный ответ: активная огнезащита
Задание 50 (вписать ответ). ___________________________________________ предназначены для обнаружения пожара в начальной стадии и оповещения службы пожарной охраны, а также подачи сигналов (команд) на включение систем аварийной вентиляции, дымоудаления, автоматических устройств пожаротушения (АУП)
Правильный ответ: системы автоматической пожарной сигнализации (АПС)
Задание 51 (вписать ответ). Процесс воздействия сил и средств, а также использование методов и приёмов для окончательного прекращения горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения, на спасение людей, имущества - _________________
Правильный ответ: тушение пожара
Задание 52 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Какие способы применяют для прекращения горения:
а) изоляция очага горения от кислорода воздуха, изоляция горючих веществ от зоны горения
б) охлаждение зоны горения
1. Роль государства в обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан
2. Характерные системы «человек-среда обитания»
3. Негативные воздействия на человека и природную среду естественного, антропогенного и техногенного происхождения
4. Причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций техногенного характера
5. Основные причины загрязнения окружающей природной среды и последствия загрязнений
6. Экологический кризис, его демографические и социальные последствия
7. Основы гармоничного сосуществования общества и природы
8. Понятие вреда, наносимого здоровью граждан, и формы реализации права граждан на возмещение вреда здоровью
9. Источники и уровни негативных факторов бытовой среды
10. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды
11. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания
12. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. Допустимый риск и методы его определения
13. Ранжирование травмирующих и вредных факторов технических систем на основе тяжести возможных травм и заболеваний в условиях эксплуатации
14. Общие требования безопасности технических средств и технологических процессов. Нормативные показатели
г) механическое сбивание пламени с очага горения и создание огнепреграждения на пути распространения пламени
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 53 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Выбор средств пожаротушения зависит от:
а) технологии производства и физико-химических свойств применяемого сырья, полупродуктов, продуктов
б) условий, исключающих появление вредных побочных явлений при реагировании огнетушащего средства с горящим веществом (взрывов, образования токсичных газов)
в) условий протекания процесса горения
г) технических возможностей, используемых для тушения пожара
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 54 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). К первичным средствам пожаротушения относятся:
а) пожарные краны и средства обеспечения их использования
б) пожарный инвентарь
в) покрывала для изоляции очага возгорания
г) переносные и передвижные огнетушители
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 55 (установите последовательность действий). Установите порядок приведения в действие порошкового огнетушителя:
а) выдернуть чеку
б) сорвать пломбу
в) сжать скобу рычага пуска
г) направить на огонь распылитель
Правильный ответ: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
Задание 56 (вписать ответ). Для тушения пожаров внутри зданий используют, снабженные пожарными кранами __________________________________
Правильный ответ: противопожарные водопроводы
Задание 57 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Основные составляющие здорового образа жизни:
а) рациональное питание
б) физическая культура
в) психологическая уравновешенность
г) закаливание
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 58 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Показаниями к началу проведения базовых реанимационных мероприятий служат отсутствие:
а) сознания
б) дыхания
в) кровообращения
г) газообмена
Правильный ответ: а, б
Задание 59 (введите ответ). Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) включает в себя ____________________________________________________________________________
Правильный ответ: непрямой массаж сердца, искусственную вентиляцию легких (ИВЛ)
Задание 60 (выберите не менее 2-х вариантов ответов). Проводить комплекс сердечно-легочной реанимации следует:
а) до появления пульса
б) до получения более квалифицированного содействия
в) до появления признаков биологической смерти
г) нет верного ответа
Правильный ответ: а, б, в
15. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов и этапы ее проведения
16. Современные биотехнологии охраны окружающей среды
17. Современные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи
18. Обеспечение пожарной безопасности жилых домов, предприятий и учреждений. Противопожарная безопасность
19. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
20. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного происхождения
21. Чрезвычайные ситуации экологического характера и их характеристика
22. Причины роста чрезвычайных ситуаций техногенного характера в современных условиях
23. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени
24. Ядерное оружие, его особенности и поражающие факторы
25. Классификация боевых отравляющих веществ и их воздействие на организм человека
26. Радиационные аварии, их виды, динамика развития и основные опасности на различных фазах
27. Принципы радиационной защиты при авариях на радиационно опасных объектах
28. Основные мероприятия по защите населения при радиационной опасности
29. Общие меры профилактики аварий на химически опасных объектах
30. Способы защиты производственного персонала, населения и территории от химически опасных веществ
31. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного загрязнения
32. Правила поведения и действия людей в зоне химического поражения
33. Основы защиты и правила поведения населения при массовых инфекционных заболеваниях
34. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
35. Создание и современное состояние Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
36. Гражданская оборона, ее структура и место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты
37. Организация гражданской обороны на объектах экономики
38. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения в мирное и военное время
39. Классификация и характеристика средств коллективной защиты населения и персонала
40. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях и порядок проведения эвакуации
41. Инженерная защита населения и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
42. Основные направления обеспечения защиты населения и его жизнедеятельности, определенные Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
43. Порядок подготовки, заполнения защитного сооружения и правила поведения в нем
44. История создания и дальнейшего развития Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
45. Задачи, организационная структура и развитие поисково-спасательной службы МЧС России
46. Задачи и структура Государственной противопожарной службы МЧС РФ
47. Функция службы медицины катастроф, ее структура и уровни
48. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности
49. История создания Российских Вооруженных Сил
50. Виды вооруженных сил, рода войск, история их создания
51. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
52. Обязанности граждан по воинскому учету
53. Обязательная подготовка граждан к военной службе
54. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям
55. Добровольная подготовка граждан к военной службе
56. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
57. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан
58. Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
59. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
60. Права военнослужащих
61. Льготы военнослужащих
62. Обязанности военнослужащих
63. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный распорядок
64. Прохождение военной службы по контракту
65. Как стать офицером Российской Армии
66. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
67. Военные сборы
68. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
69. Ответственность военнослужащих
70. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации – закон воинской жизни
71. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
72. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
73. Основные виды воинской деятельности и их особенности
75. Служебно-боевая деятельность
76. Реальные боевые действия
77. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих
78. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и Законы Российской федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
79. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
80. Основные компоненты военно-патриотического воспитания
81. Боевые традиции Вооружённых Сил Российской Федерации
82. Символы воинской чести
83. Исторические примеры воинского долга, храбрости и героизма воинов Вооруженных Сил РФ
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания,
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п