учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
практических навыков постратегическому анализу, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области кадрового аудита, подготовка
студентов к организационно-управленческой, аналитической и
иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и
руководителей проектов.
практических навыков постратегическому анализу, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области кадрового аудита, подготовка
студентов к организационно-управленческой, аналитической и
иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и
руководителей проектов.
практических навыков постратегическому анализу, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области кадрового аудита, подготовка
студентов к организационно-управленческой, аналитической и
иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и
руководителей проектов.
практических навыков постратегическому анализу, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области кадрового аудита, подготовка
студентов к организационно-управленческой, аналитической и
иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и
руководителей проектов.
практических навыков постратегическому анализу, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области кадрового аудита, подготовка
студентов к организационно-управленческой, аналитической и
иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и
руководителей проектов.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
Знает последовательность разработки стратегии решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
Умеет разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
Владеет способностью разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
системного и междисциплинарного подходов последовательность разработки стратегии решения
проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов основы разработки
корпоративной стратегии, программы организационного развития и изменений основы реализации
корпоративной стратегии, программы организационного развития и изменений:
последова
тельность
разработк
и
стратегии
решения
проблемно
й ситуации
на основе
системног
о и
междисци
плинарног
о
подходов
последовател
ьность
разработки
стратегии
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисципли
нарного
подходов
последователь
ность
разработки
стратегии
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплин
арного
подходов
последователь
ность
разработки
стратегии
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплина
рного подходов
совершенст
ве
последоват
ельность
разработки
стратегии
решения
проблемно
й ситуации
на основе
системного
и
междисцип
линарного
подходов
на основе системного и междисциплинарного подходов разрабатывать и содержательно
аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и
междисциплинарного подходов разрабатывать корпоративную стратегию, программы
организационного развития и измененийобеспечивать реализацию корпоративной стратегии,
программ организационного развития и изменений с учетом регионального и экологического
управления
:
содержательно
аргументировать
стратегию решения
проблемной
ситуации на основе
системного и
междисциплинарного
подходов
разрабатыв
ать и
содержател
ьно
аргументир
овать
стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного
и
междисципл
инарного
подходов
разрабатывать
и
содержательно
аргументирова
ть стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплин
арного
подходов
разрабатывать и
содержательно
аргументировать
стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплинар
ного подходов
разрабатывать и
содержательно
аргументировать
стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплинар
ного подходов
совершенств
е
разрабатыв
ать и
содержател
ьно
аргументир
овать
стратегию
решения
проблемно
й ситуации
на основе
системного
и
междисцип
линарного
подходов
проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов способностью
разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на
основе системного и междисциплинарного подходов способностью разрабатывать корпоративную
стратегию, программы организационного развития и изменений способностью обеспечивать
реализацию корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений с учетом
регионального и экологического управления
:
разрабатывать и
содержательно
аргументировать
стратегию решения
проблемной ситуации
на основе системного и
междисциплинарного
подходов
способнос
тью
разрабаты
вать и
содержате
льно
аргументи
ровать
стратегию
решения
проблемно
й ситуации
способностью
разрабатыват
ь и
содержательн
о
аргументиров
ать стратегию
решения
частично
способностью
разрабатывать
и
содержательно
аргументирова
ть стратегию
решения
проблемной
ситуации
способностью
разрабатывать
и
содержательно
аргументироват
ь стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплина
рного подходов
совершенст
ве
способност
ью
разрабатыв
ать и
содержател
ьно
аргументир
овать
стратегию
решения
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
Знает последовательность разработки стратегии решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
Умеет разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
Владеет способностью разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
системного и междисциплинарного подходов последовательность разработки стратегии решения
проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов основы разработки
корпоративной стратегии, программы организационного развития и изменений основы реализации
корпоративной стратегии, программы организационного развития и изменений:
ть разработки
стратегии
решения
проблемной
ситуации на
основе системного
и
междисциплинарн
ого подходов
последова
тельность
разработк
и
стратегии
решения
проблемно
й ситуации
на основе
системног
о и
междисци
плинарног
о
подходов
последовател
ьность
разработки
стратегии
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисципли
нарного
подходов
последователь
ность
разработки
стратегии
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплин
арного
подходов
последователь
ность
разработки
стратегии
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплина
рного подходов
совершенст
ве
последоват
ельность
разработки
стратегии
решения
проблемно
й ситуации
на основе
системного
и
междисцип
линарного
подходов
на основе системного и междисциплинарного подходов разрабатывать и содержательно
аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и
междисциплинарного подходов разрабатывать корпоративную стратегию, программы
организационного развития и измененийобеспечивать реализацию корпоративной стратегии,
программ организационного развития и изменений с учетом регионального и экологического
управления
:
содержательно
аргументировать
стратегию решения
проблемной
ситуации на основе
системного и
междисциплинарного
подходов
разрабатыв
ать и
содержател
ьно
аргументир
овать
стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного
и
междисципл
инарного
подходов
разрабатывать
и
содержательно
аргументирова
ть стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплин
арного
подходов
разрабатывать и
содержательно
аргументировать
стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплинар
ного подходов
разрабатывать и
содержательно
аргументировать
стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплинар
ного подходов
совершенств
е
разрабатыв
ать и
содержател
ьно
аргументир
овать
стратегию
решения
проблемно
й ситуации
на основе
системного
и
междисцип
линарного
подходов
проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов способностью
разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на
основе системного и междисциплинарного подходов способностью разрабатывать корпоративную
стратегию, программы организационного развития и изменений способностью обеспечивать
реализацию корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений с учетом
регионального и экологического управления
:
разрабатывать и
содержательно
аргументировать
стратегию решения
проблемной ситуации
на основе системного и
междисциплинарного
подходов
способнос
тью
разрабаты
вать и
содержате
льно
аргументи
ровать
стратегию
решения
проблемно
й ситуации
на основе
системног
о и
междисци
плинарног
о
подходов
способностью
разрабатыват
ь и
содержательн
о
аргументиров
ать стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисципли
нарного
подходов
частично
способностью
разрабатывать
и
содержательно
аргументирова
ть стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплин
арного
подходов
способностью
разрабатывать
и
содержательно
аргументироват
ь стратегию
решения
проблемной
ситуации на
основе
системного и
междисциплина
рного подходов
совершенст
ве
способност
ью
разрабатыв
ать и
содержател
ьно
аргументир
овать
стратегию
решения
проблемно
й ситуации
на основе
системного
и
междисцип
линарного
подходов
ПКС-4: Способен разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию с учетом регионального и экологического управления;
Знает последовательность разработки стратегии решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
Умеет разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
Владеет способностью разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
системного и междисциплинарного подходов последовательность разработки стратегии решения
проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов основы разработки
корпоративной стратегии, программы организационного развития и изменений основы реализации
корпоративной стратегии, программы организационного развития и изменений:
разработки
корпоративной
стратегии,
программы
организационного
развития и
изменений
ИД-2ПКС-4основы
реализации
корпоративной
стратегии,
программы
организационного
развития и
изменений
основы
разработк
и
корпоративной стратегии.
Знает
основы
реализаци
и
корпорати
вной
стратегии,
программ
ы
организац
ионного
развития и
изменений
основы
разработки
корпоративно
й стратегии, не знает
основы
реализации
корпоративно
й стратегии,
программы
организацион
ного развития
и изменений
основы
разработки
корпоративной
стратегии
Знает частично
основы
реализации
корпоративной
стратегии,
программы
организационн
ого развития и
изменений
разработки
корпоративной
стратегии
совершенст
ве основы
реализации
корпоратив
ной
стратегии,
программы
организаци
онного
развития и
изменений
на основе системного и междисциплинарного подходов разрабатывать и содержательно
аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и
междисциплинарного подходов разрабатывать корпоративную стратегию, программы
организационного развития и измененийобеспечивать реализацию корпоративной стратегии,
программ организационного развития и изменений с учетом регионального и экологического
управления
:
корпоративную
стратегию,
программы
организационного
развития и
изменений
ИД-2ПКС-4
обеспечивать
реализацию
корпоративной
стратегии, программ
организационного
развития и
изменений с учетом
регионального и
экологического
управления
разрабаты
вать
корпорати
вную
стратегию,
программ
ы
организац
ионного
развития и
изменений
разрабатыват
ь
корпоративну
ю стратегию,
программы
организацион
ного развития
и изменений
разрабатывать
корпоративную
стратегию,
программы
организационн
ого развития и
изменений
разрабатывать
корпоративную
стратегию,
программы
организационно
го развития и
изменений
совершенст
ве
разрабатыв
ать
корпоратив
ную
стратегию,
программы
организаци
онного
развития и
изменений
проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов способностью
разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на
основе системного и междисциплинарного подходов способностью разрабатывать корпоративную
стратегию, программы организационного развития и изменений способностью обеспечивать
реализацию корпоративной стратегии, программ организационного развития и изменений с учетом
регионального и экологического управления
:
разрабатывать
корпоративную
стратегию, программы
организационного
развития и изменений
ИД-2ПКС-4способностью
обеспечивать
реализацию
корпоративной
стратегии, программ
организационного
развития и изменений
с учетом
регионального и
экологического
управления
способнос
тью
обеспечив
ать
реализацию корпоративной стратегии
способностью
обеспечивать
реализацию
корпоративно
й стратегии,
способностью
обеспечивать
реализацию
корпоративной
стратегии
частично
способностью
обеспечивать
реализацию
корпоративной стратегии
совершенст
ве
способност
ью
обеспечивать реализацию корпоративной стратегии
форма текущего контроля успеваемости)
работ
стратегии
и программы организационного развития и
изменений, а также обеспечивать их
реализацию
основы корпоративной
стратегии
корпоративной стратегии
и программы
организационного
развития и изменений, а
также обеспечивать их
реализацию
стратегии
стратегии и программы организационного
развития и изменений, а также обеспечивать
их реализацию
моделей стратегических изменений
корпоративными финансами для решения
стратегических задач
формирования моделей
стратегических
изменений
управления
корпоративными
финансами для решения
стратегических задач
моделей стратегических изменений
корпоративными финансами для решения
стратегических задач
Корпоративная стратегия : методические указания для обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» / А. В. Суворова ; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2022. - 50 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01972. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
вопросов
к
экзамену
Комплект
контроль
ных
вопросов
для
проведен
ия устных
опросов
Комплект
заданий
для
практичес
ких работ
Кейс
задачи
Комплект
заданий
для
самостоя
тельнойработы
обучающ
ихся
Комплект
тестовых
заданий
Корпоративная стратегия
2) охватывает все разделы дисциплины
УК-1, УК -3, ПКС-4
2. Эволюция форм индикативного планировании. Стратегическая форма УК-1, УК -3, ПКС-4
3. Формирование системы индикативного планирования в РФ УК-1, УК -3, ПКС-4
4. Системы планирования. Система стратегических планов и программ УК-1, УК -3, ПКС-4
5. Основные задачи и цели стратегического планирования УК-1, УК -3, ПКС-4
6. Предсказательная и предписательская функции стратегического планирования УК-1, УК -3,
ПКС-4
7. Стратегические альтернативы национальной экономики УК-1, УК -3, ПКС-4
8. Виды макроэкономических стратегий: наступательная (финансовая и товарная экспансия),
протекционистская, мобилизационная, экспортно-сырьевая, импортозамещающая, конверсионная,
антикризисная УК-1, УК -3, ПКС-4
9. Опыт реализации национальных стратегий в странах развивающейся экономики: КНР, ЮгоВосточной Азии, Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Чили) УК-1, УК -3, ПКС-4
10.Долгосрочное прогнозирование как исходный пункт и база стратегического планирования
УК-1, УК -3, ПКС-4
11.Виды прогнозов и их использование при разработке стратегических планов, программ,
проектов УК-1, УК -3, ПКС-4
12.Принципы прогнозирования. Стадии разработки прогноза. Проблемы прогнозирования УК1, УК -3, ПКС-4
13.Программно-целевой подход в планировании: научные основы, исторический опыт УК-1,
УК -3, ПКС-4
14.Методология и технология национального программирования УК-1, УК -3, ПКС-4
15.Проектирование как процедура стратегического планирования УК-1, УК -3, ПКС-4
16.Методология и логика стратегического планирования УК-1, УК -3, ПКС-4
17.Общие и специфические принципы стратегического планирования УК-1, УК -3, ПКС-4
18.Методологические походы стратегического планирования УК-1, УК -3, ПКС-4
19.Концептуальные основы государственного стратегического планирования в условиях
России УК-1, УК -3, ПКС-4
20.Основные положения концепции социально-экономического развития РФ до 2030 г. УК-1,
УК -3, ПКС-4
21.Основы стратегического регионального планирования УК-1, УК -3, ПКС-4
22.Формирование системы стратегического планирования в РК УК-1, УК -3, ПКС-4
23.Информационное обеспечение стратегического планирования УК-1, УК -3, ПКС-4
24.Эволюция форм и методов стратегического планирования УК-1, УК -3, ПКС-4
25.Нормативные, балансовые и оптимизационные методы УК-1, УК -3, ПКС-4
27.Формирование стратегии управления производства УК-1, УК -3, ПКС-4
28.Формирование стратегии управления инвестиций и инноваций УК-1, УК -3, ПКС-4
29.Формирование стратегий управления социально сферы УК-1, УК -3, ПКС-4
30.Стратегическое планирование на микроуровне: задачи и функции УК-1, УК -3, ПКС-4
31.Стратегический маркетинг и менеджмент на микроуровне. Их взаимосвязь со
стратегическим планированием УК-1, УК -3, ПКС-4
32.Технология разработки стратегической программы фирмы: миссия и цели УК-1, УК -3,
ПКС-4
33.Оценка и анализ внешней среды фирмы УК-1, УК -3, ПКС-4
34.Управленческое обследование фирмы УК-1, УК -3, ПКС-4
35.Изучение стратегических альтернатив УК-1, УК -3, ПКС-4
36.Выбор стратегии УК-1, УК -3, ПКС-4
37.Стратегии развития крупных и средних корпорации США, Японии и Южной Кореи УК-1, УК
-3, ПКС-4
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Методологические основы корпоративной стратегии
1. Сравнительная характеристика стратегических и оперативных маркетинговых решений.
2. Виды стратегических планов предприятия АПК и их особенности.
3. Основные элементы стратегических планов организации.
4. Этапы стратегического планирования.
5. Планы маркетинга как важная составляющая стратегического корпоративного плана предприятия АПК.
Тема. Методы разработки корпоративной стратегии и программы организационного развития и изменений, а также обеспечивать их реализацию
1. Содержание стратегий массового, товарно - дифференцированного и концентрированного маркетинга.
2. Характеристика элементов стратегии маркетинга: сегментирования, позиционирования, инструментов комплекса маркетинга.
3. Методы сегментирования рынка.
4. Критерии оценки привлекательности сегмента.
5. Стратегии позиционирования и репозиционирования.
6. Инструментальные маркетинговые стратегии: продуктовые, ценовые, сбытовые и коммуникационные.
7. Содержание и структура стратегического плана маркетинга организации в АПК.
Тема. Теоретические основы с формирования моделей стратегических изменений
1. Товарные стратегии модернизации, модификации, диверсификации и стандартизации.
2. Стратегия разработки новых товаров.
3. Стратегические решения относительно товарного ассортимента и его характеристик.
4. Проблемы формирования оптимального ассортимента.
5. Марочные стратегии и марочные технологии.
6. Маркетинговые стратегии в области упаковки
7. Маркетинговые стратегии управления сервисом.
Тема. Современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач
1. Цели ценообразования в АПК.
2. Ценовые стратегии предприятия АПК при выходе на новые рынки и при выведении на рынок нового товара.
3. Стратегии адаптации цен в зависимости от конкретной рыночной ситуации в АПК: дифференцированное, конкурентное, ассортиментное, географическое и стимулирующее ценообразование.
4. Использование скидок в ценообразовании.
Кейс-задачи
Методологические основы корпоративной стратегии
Задание 1. Данные статистики говорят о росте цен на российском рынке товаров и услуг потребительского назначения в 2015-2016 гг. Оцените изменения относительных индексов цен на рынке товаров и услуг потребительского назначения. Как изменились соотношения цен между товарами и услугами? Какие товары стали за этот период относительно дешевле, а какие дороже? Что послужило причиной этих изменений? Какие индексы можно использовать при расчете сопоставимых цен по отдельным товарам?
Потребительские цены на конец периода
Индексы цен Декабрь 2015 г. Декабрь 2016 г.
Индекс потребительских цен, общий 136,5 152,9,
Индекс потребительских цен на продовольствие 130,0 143,2
в том числе на алкоголь 122,6 134,8
Индекс потребительских цен на непродовольственные товары, 125,0 136,5
в том числе на бензин 110,1 128,6
Индекс потребительских цен на услуги 186,5 228,0
в том числе на жилищно-коммунальные 233,3 300,3
Повлияли ли изменения относительных цен на изменения в структуре потребительских расходов, которые вы можете посчитать на основе данных, приведенных ниже?
Потребительские расходы (млрд. руб.)
Потребительские расходы 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Потребительские расходы на товары и услуги в текущих ценах, 3003,0 4969,4 6076,5
в том числе:
потребительские расходы на продовольственные товары 1161,5 1883,8 2253,9
потребительские расходы на непродовольственные товары 1244,8 2001,2 2412,4
потребительские расходы на услуги 596,7 1084,4 1410,2
Задание 2. В связи с расширением деятельности торговых компаний на потребительском рынке возрос спрос на подготовленных профессионалов по оптовым закупкам и продажам товаров.
Основными профессиональными требованиями к торговому персоналу коммерческих служб при приеме на работу являются:
- специальное образование (Коммерция, Маркетинг, Менеджмент);
- опыт работы в определенном секторе (крупной компании, коммерческой службе);
- опыт руководящей работы в сфере продаж;
- хорошие навыки продаж;
- знание иностранного языка (английского и др.);
- уверенный пользователь ПК;
- обладание отличными переговорными навыками;
- знание теории и практики организации и управления продажами (или закупками);
- опыт работы по организации и управлению продажами (закупками) определенной товарной группы;
- пол (мужчина, женщина) и возраст соискателя на должность.
Опишите профессиональные требования к должностям разного уровня управления коммерческой деятельностью на примере организации, в которой Вы работаете (или проходили практику): коммерческого директора, руководителя отдела продаж, менеджера по оптовым продажам, менеджера по закупкам и др.
Теоретические основы с формирования моделей стратегических изменений
Задание 3. Торговая сеть осваивает новый региональный рынок и решает использовать в рекламной кампании один из рекламных носителей: местные телевидение, радио или прессу. Потенциальная аудитория кампании 200 тыс. человек.
Целевая аудитория следующая: телевидение — 40%; радио— 15%; пресса —21%.
Маркетинговые исследования показывают, что под влиянием рек¬ламы покупки совершают 15% целевой аудитории телевидения, 10% радио и 13% прессы.
Суммарная стоимость размещения рекламы в течение одного ме¬сяца:
телевидение — 500 тыс. руб.; радио—15 тыс. руб.; пресса — 20 тыс. руб.
Средний доход от каждого нового покупателя составит 150 руб.
Проведя соответствующие расчеты и учитывая необходимый охват аудитории, а также финансовое состояние предприятия, руководство решает на данном этапе разместить рекламу в прессе в ил¬люстрированных журналах.
С учетом имеющегося тиража были выбраны три журнала: А, В и С.
Тираж журналов:
А — 65 тыс. экземпляров; В — 90 тыс. экземпляров; С — 70 тыс. экземпляров.
Стоимость размещения рекламы в этих журналах:
А— 17 тыс. руб.; В — 20 тыс. руб.; С — 18 тыс. руб.
Предполагаемая целевая аудитория журналов следующая:
А - 50%; В - 42%; С - 30%.
Проведя соответствующие расчеты, руководство решает сделать выбор между журналами А и В. Для этого оно дает в этих журналах пробную рекламу одинакового объема на сумму 25 тыс. руб. каждая и отслеживает количество полученных откликов (покупок). В результате получено: А — 3 тыс. откликов; В — 2,8 тыс. откликов.
После этого руководство делает окончательный выбор.
Задание
1.Рассчитайте доход от рекламы при использовании телевидения,радио и прессы.
2.Рассчитайте СРТ («Си-Пи-Ти» — цена за тысячу контактов) журналов А,В и С.
3. Рассчитайте СРТ целевой аудитории журналов А, В и С.
4. Обоснуйте окончательный выбор средства рекламирования.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Методологические основы корпоративной стратегии
1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятиями
2. Цели предприятия и цели маркетинга
3. Пирамида стратегий и стратегических планов
4. Корпоративные стратегии
5. Характеристика плана маркетинга, специфика его разработки, типовая структура
Тема. Методы разработки корпоративной стратегии и программы организационного развития и изменений, а также обеспечивать их реализацию
2. Разработка инструментов комплекса маркетинга
3. Выбор целевого сегмента
4. Позиционирование и репозиционирование
5. Продуктовые и ценовые маркетинговые стратегии
Тема. Теоретические основы с формирования моделей стратегических изменений
1. Содержание стратегии разработки новых товаров
2. Стратегические решения относительно товарного ассортимента и его характеристик
3. Оценка и основные пути повышения конкурентоспособности товара
4. Формирование оптимального ассортимента
5. Марочные технологии и марочные стратегии
Тема. Современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач
1. Цели ценообразования на корпоративном и маркетинговом уровнях
2. Стратегии снятия сливок и глубокого проникновения на рынок
3. Стратегии адаптации цен в зависимости от конкретной рыночной ситуации
4. Ценовые стратегии предприятия при выведении на рынок нового товара
5. Дифференцированное и конкурентное ценообразование
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы и подготовить конспект литературных источников
Тема. Роль маркетинга в стратегическом управлении предприятиями АПК
1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятиями
2. Корпоративные стратегии
3. Характеристика плана маркетинга, специфика его разработки, типовая структура
Тема. Функциональные стратегии аграрного маркетинга
1. Элементы стратегии маркетинга: сегментирование, позиционирование
2. Разработка инструментов комплекса маркетинга
3. Продуктовые и ценовые маркетинговые стратегии
Тема. Стратегии управления товаром
1. Содержание стратегии разработки новых товаров
2. Формирование оптимального ассортимента
3. Марочные технологии и марочные стратегии
Задание 8 (выберите один вариант ответа). Предполагает выход товара сразу на максимально возможное количество сегментов рынка
А) концентрированный метод
Б) дифференцированный метод +
В) комплексный метод
Г) системный метод
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Однородная совокупность потребителей, оди-наково реагирующих на потребительские свойства предлагаемого то¬вара или на предпринимаемые маркетинговые усилия- это:
А) сегмент рынка+
Б) сектор рынка
В) элемент рынка
Г) компонент рынка
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Деление рынка на различные группы в зависимости от образа жизни или других индивидуальных характеристик потребителей – это:
А) социально-экономическая сегментация
Б) демографическая сегментация
В) психографическая сегментация +
Г) географическая сегментация
Задание 11 (выберите один вариант ответа). При поиске оптимального сегмента рынка рекомендуется пользоваться двумя методами
А) комплексный и дифференцированный
Б) дифференцированный и недифференцированный
В) концентрированный и дифференцированный +
Г) комплексный и концентрированный
Комплект тестовых заданий
Тема. Методологические основы корпоративной стратегии
Задание 1. Выберите один вариант ответа. Выберите преимущества стратегического метода планирования:
а) ориентация на долгосрочную перспективу;
б) выпуск конкурентоспособной продукции;
в) активизация инвестиционной деятельности;
г) выход на внешний рынок;
д) максимальное, т.е. эффективное использование действующих производственных мощностей.
Задание 2. Выберите один вариант ответа. Отметьте элементы угроз:
а) замедление роста рынка;
б) удешевление продукции;
в) появление на рынке дешевой продукции;
д) ухудшение покупательной способности.
Задание 3. Выберите один вариант ответа. Укажите элементы структурирования полей бизнеса в условиях конкуренции:
а) сегментирование бизнеса;
б) слабая инвестиционная привлекательность;
в) внешняя среда;
г) программно-целевое планирование, управление бизнеса;
д) учет факторов неопределенности бизнеса.
Тема. Методы разработки корпоративной стратегии и программы организационного развития и изменений, а также обеспечивать их реализацию
Задание 4. Выберите один вариант ответа. Выберите преимущество индикативного метода планирования:
а) возможности выхода на новые рынки;
б) выпуск дешевой, конкурентоспособной продукции;
в) расширение производственного потенциала предприятия;
г) достижение конкурентных преимуществ;
д) создание дополнительных рабочих мест.
Задание 5. Выберите один вариант ответа. Отметьте преимущество долгосрочного метода планирования в условиях жесткой конкуренции:
а) защита отечественных товаропроизводителей;
б) относительная стабилизация цен на выпускаемую продукцию;
в) ориентация на внутренний рынок;
г) формирование предприятий холдингового типа, концернов;
д) выход на конкурентные преимущества.
Задание 6. Выберите один вариант ответа. Расположите ограничения по значимости в соответствии с базовой эконометрической моделью стратегического планирования:
а) ограничения по активизации инвестиционной деятельности;
б) ограничения по определению потребности различных видов сырья;
в) ограничения по снижению себестоимости производства продукции;
г) ограничения по обеспечению спроса;
д) ограничения по определению дополнительных рабочих мест
Тема. Корпоративные стратегии диверсификации и роста
Задание 7. Выберите один вариант ответа. Выберите показатели конкурентоспособности:
а) срок окупаемости инвестиционных проектов;
б) снижение себестоимости продукции;
в) увеличение фонда накопления;
г) рост чистой прибыли;
д) выход на новые рынки.
Задание 8. Выберите один вариант ответа. Выберите основные принципы инновационной активности:
а) увеличение прибыли предприятия;
б) увеличение фонда потребления;
в) инвестиционная активность;
г) разработка новых информационных моделей.
Задание 9. Выберите один вариант ответа. Укажите основные принципы инвестиционной активности:
а) рост чистого дохода (прибыли) предприятия;
б) обоснование источников финансирования инвестиций;
в) обоснование цели и задачи инвестиционной деятельности;
г) обоснование инвестиционной концепции
Тема Теоретические основы с формирования моделей стратегических изменений
Задание 10. Выберите один вариант ответа. Выберите преимущество стратегического метода планирования:
а) краткосрочное планирование;
б) индикативное, долгосрочное, перспективное планирование;
в) программно-целевое, региональное планирование.
Задание 11. Выберите один вариант ответа. Выберите преимущество программно-целевого планирования в условиях конкуренции:
а) региональное планирование;
б) отраслевое планирование;
в) индикативное планирование;
г) перспективное планирование.
Задание 12. Выберите один вариант ответа.Укажите показатели эффективности производства:
а) стратегическое, долгосрочное планирование, региональное планирование;
б) рентабельность производства;
в) инновационная технология;
г) рост прибыли
Тема. Современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач
Задание 13. Выберите один вариант ответа. Расположите ограничения по значимости в соответствии с базовой моделью стратегического планирования:
а) ограничения по активизации инвестиционной деятельности;
в) ограничения по снижению себестоимости продукции;
г) ограничения по рентабельности производства
Задание 14. Выберите один вариант ответа. Отметьте преимущество стратегического планирования бизнеса:
а) защита отечественных товаропроизводителей;
б) расширение производственного потенциала
в) выпуск конкурентоспособной продукции;
г) достижение конкурентных преимуществ.
Задание 15. Выберите один вариант ответа. Планирование это:
1. Специфическая форма общественной практики людей, являющаяся приоритетной функцией управления, которая состоит в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.
2.Наука о подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.
3.Специфическая форма общественной практики людей, которая состоит в подготовке проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.
4.Специфическая форма общественной практики людей которая состоит в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п