учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: получение обучающимися знаний в области технологии сбора и обработки топографо-геодезической информации для создания цифровых моделей местности и цифровых карт
ПКС-3: способен выполнять комплекс работ по дешифрированию видеоинформации, аэрокосмических и наземных снимков, по созданию и обновлению топографических карт фотограмметрическими методами, по обработке материалов дистанционного зондирования;
ИД-2 не знает и не понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве знает и понимает компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не умеет использовать компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 умеет использовать компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом умеет использовать компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве умеет использовать компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 не владеет навыками использования компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 владеет навыками использования компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в целом владеет навыками использования компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
ИД-2 в совершенстве владеет навыками использования компьютерные технологии планирования инженерно-геодезических изысканий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Преобразование аналоговой информации в цифровую. Классификация преобразователей (дигитайзеров). Основные технические характеристики.
Преобразование аналоговой информации в цифровую. Классификация преобразователей (дигитайзеров). Основные технические характеристики.
Преобразование аналоговой информации в цифровую. Классификация преобразователей (дигитайзеров). Основные технические характеристики.
Информационные и операционные системы управления базами данных топографо-геодезического назначения.
Информационные и операционные системы управления базами данных топографо-геодезического назначения.
Информационные и операционные системы управления базами данных топографо-геодезического назначения.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект кейс-задач
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Перечень тем для подготовки к проблемным лекциям
Комплект заданий для интерактивного тренинга
Комплект тестовых заданий для контроля самостоятельной работы
Автоматизация топографо-геодезических работ
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Определение модели местности (ММ) в соответствии с ГОСТ. Основные свойства ММ.
3. Понятие о топографическом объекте. Свойства топографических объектов.
4. Отношения между топообъектами. Структурные отношения типа часть-целое. Пространственные отношения типа целое-целое. Функциональные отношения типа класс-подкласс.
5. Структура ММ. Цифровая модель ситуации.
6. Метрическая информация. Синтаксическая информация. Семантическая информация. Структурная информация.
7. Модель точки. Модель контура. Модель местного предмета. Модель топографического объекта.
8. Цифровая модель рельефа. Типы моделей по характеру распределения опорных точек.
9. Методы моделирования поверхности. Метод конечных элементов. Метод дифференциальных сплайнов. Методы построения изолиний. Сеточные методы. Сканирующие методы. Аналитические методы.
10. Служебная информация. Системы классификации и кодирования. Классификаторы топообъектов. Системы идентификации топообъектов.
11. Общие сведения о САПР. Примитивы САПР. Системы координат САПР. Единицы измерений и масштаб в САПР.
12. Вид. Слой. Чертеж. Системы меню САПР. Управление изображением в САПР. Получение справочной информации в САПР.
13. Свойства примитивов (слой, цвет, тип линии) в САПР. Стили штрихования в САПР. Модели штриховок в САПР
14. Вывод текстовой информации в САПР. Блоки и атрибуты в САПР. Средства выбора объектов в САПР.
15. Перенос объектов и их копирование. Поворот объектов, масштабирование, удаление. Деление объекта на
16. Редактирование простых и составных объектов. Экспортно-импортные операции.
17. Специализированное программное обеспечение. Вывод чертежей на принтер и плоттер. Классификация принтеров и плоттеров. Функциональные возможности. Технические характеристики.
18. Электронные средства сбора топографической информации. Преобразование аналоговой информации в цифровую.
19. Классификация преобразователей (дигитайзеров). Способы дигитализации. Принципы управления. Основные технические характеристики.
20. Электронная тахеометрия. Основные сведения о конструкции отечественных и зарубежных электронных тахеометров. Особенности их устройства. Технические параметры.
21. Степень автоматизации измерений. Интерфейсы и программное обеспечение для передачи данных с накопителей в ЭВМ. Протоколы передачи данных. Поверки и исследования электронных тахеометров.
22. Технология цифрового моделирования местности. Принципиальная схема цифрового моделирования местности.
23. Этапы проектирования базы данных цифровой модели местности (ЦММ). Описание объектов и связей между ними. Описание информационных потребностей пользователей.
24. Проектирование логической структуры базы данных ЦММ реляционного типа. Информационные и операционные системы управления базами данных топографо-геодезического назначения.
1. Элементы ориентирования направлений.
2. Системы координат на плоскости.
3. Понятие о прямой геодезической задаче на плоскости.
4. Понятие об обратной геодезической задаче на плоскости.
5. Зональная система координат.
6. Понятие о горизонтальной съемке.
7. Сущность тахеометрической съемки.
8. Сущность теодолитной съемки.
9. Понятие о мензульной съемке.
10. Понятия о масштабах карт и планов.
11. Методика построения Государственной Геодезической Сети.
12. Методы создания съемочного обоснования.
13. Оценка точности положения пунктов съемочного обоснования.
14. Критерии оценки точности.
15. Современная классификация Государственной Геодезической Сети.
Комплект кейс-задач
Кейс 1.
1. Цифровая топографическая карта (ЦТК) – это набор метрической (числовой), семантической (описательной) и логической информации об участке земной поверхности, хранящийся в закодированном виде на каком-либо носителе, доступном для компьютера. Существующие технические и программные средства позволяют просматривать и редактировать цифровую карту на экране дисплея, выполнять различные расчеты, готовить и выводить на принтер или плоттер необходимые документы.
1.1. Приведите примеры проблем, для решения которых применяются цифровые карты.
1.2. Приведите отличия ЦК от бумажной карты.
1.3. Приведите примеры форматов векторных карт
Кейс 2.
Векторизация карт представляет собой процесс преобразования растровой графики в векторный формат. Основными достоинствами векторизации карт является возможность их точного создания, описания, масштабирования и редактирования. При этом векторизация карт позволяет преобразовать графическое изображение без потери его качества.
2.1. Перечислите основные виды векторных объектов.
2.2. Векторизация может быть ручная, автоматическая и _____
2.3. Какой из способов векторизации наиболее трудоемкий?
Кейс 3. 3D-модель
3.1. Какие данные достаточно иметь для построения 3D-модели?
3.2. К какому виду можно отнести модель, изображенную на рисунке в зависимости от настройки отображения отдельных объектов и по степени детализации?
3.3. В каких ПП возможно их создание?
Кейс 4.
4.1. _________ модели представляют собой полноценные трехмерные карты, которые позволяют выбирать объекты на модели с целью запроса информации об объекте редактировать их внешний вид и характеристики (семантику), определять координаты объектов, выполнять измерительные и расчётные операции, производить детальную оценку
4.2. Эти модели являются более наглядным, чем двумерные?
5.3. В каких ПП возможно их создание?
Кейс 5.
5.1. Какой вид имеет лес по характеру пространственной локализации?
5.2. К какому векторному слою принадлежит отметка уреза воды?
5.3. Какие семантические характеристики можно назначить объекту лес?
Кейс 6.
6.1. Какой характер пространственной локализации имеет выделенный объект?
6.2. К какому векторному слою принадлежит отметка выделенный объект?
6.3. Какие семантические характеристики имеет выделенный объект?
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1. Цифровая карта (ЦК).
2. Цифровая модель рельефа.
3. Обзор современных САПР
4. ПП AutoCAD.
5. Открытые САПР.
6. ГИС для обработки геодезических данных
7. Модели данных.
8. Атрибутивные данные.
9. Электронные тахеометры.
10. Преобразование аналоговой информации в цифровую.
11. Матрица высот MTW.
12. Устройства вывода чертежей.
Перечень тем для подготовки к проблемным лекциям
1. Основные понятия о модели местности.
2. Цифровая модель ситуации.
3. Цифровая модель рельефа
4. Спутниковая аппаратура пользователей, ее типы и возможности.
5. Виды спутниковых измерений.
Комплект заданий для интерактивного тренинга
1. Интерактивный тренинг: Составление и редактирование топопланов в среде САПР.
2. Создание цифровой карты по результатам топосъемки электронным тахеометром в автоматическом режиме. Работа с устройствами вывода чертежей.
Цель тренинга – получения навыков и умений в области автоматизации топографо-геодезических работ, выполнения расчетно-графической работы
Комплект тестовых заданий для контроля самостоятельной работы
1. Расположите источники создания цифровых карт по оперативности получения и обработки данных:
a. Оцифровка существующих карт на твердой основе;
b. Обработка данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ);
c. Наземная съемка.
2. На трехмерной модели можно увидеть объекты (выберите не менее двух вариантов):
a. наземные;
b. подземные;
c. несуществующие;
d. бесконтактные.
3. Для создания трехмерной модели средствами ГИС Карта достаточно иметь (выберите не менее двух вариантов):
a. двухмерную карту;
b. матрицу высот;
c. космический снимок;
d. файл настроек.
4. Выбрите очередность векторизации 1, 2, 3,4:
a. реки;
b. пункты ГГС;
c. дороги;
d. растительность.
5. По способу координатного описания (локализации) объекты карты делятся на следующие виды (выберите не менее 2-х вариантов):
a. площадные;
c. окружные;
d. линейные (дуги).
6. Векторизация объектов, может быть (выберите не менее 2-х вариантов):
a. графической;
b. ручной;
c. полуавтоматической;
d. автоматической.
7. Обработка данных ДЗЗ включает 3 этапа (выберите неверные):
a. предварительную обработку
b. первичную обработку
c. вторичную (тематическую)
d. заключительную обработку
8. Данные ДЗЗ делятся на: (выберите 2 варианта):
a. Топосъемка
b. Аэросъемка
c. Космическая
d. Фотосъемка
9. Методы получения цифровых карт (выберите неверный):
a. оцифровка существующих карт на твердой основе
b. сканирование цифровых карт
c. обработка данных наземной съемки
d. конвертация существующих данных
10. Какие бывают средства вывода информации ( не менее 2-х вариантов):
a. Мониторы
b. Компьютеры
c. Принтеры
d. Плоттеры
11. При издании цифровой карты на территории, где топографическая карта нужного масштаба отсутствует, применяется технология в которой можно выделить следующие крупные процессы ( выберите неверный ответ):
a. создание геодезической основы
b. получение аэроснимков местности
c. форматирование представленных данных
d. создание файлов цифровой карты путем ввода в ПК
12. Основными целями программы цифрового картографирования России определены (выберите не менее 2-х вариантов)
a. создание индустрии разработан ГИС различного назначения создание геодезической основы
b. обеспечение всех заинтересованных лиц, в первую очередь госорганов, необходимой информацией
c. решение расчетно-аналитических задач
d. создание администрации и технической службы ведения картографических баз и банков данных
13. Какой из форматов не относится к векторным? (выберите не менее 2-х вариантов)
a. JNX
b. Dgn
c. Dwg
d. рdf
14. Какие бывают типы значения для описания семантики: (выберите не менее 2-х вариантов)
a. Символы
b. Точечные
c. Числовые
d. Код
15. Укажите соответствие между объектом и характером локализации:
1. Озеро; 2. Шоссе; 3. Отдельно стоящее дерево:
a. Точечный;
b. линейный;
c. площадной.
16. Укажите соответствие между объектом и характером локализации:
1. Пересыхающий ручей; 2. Пункт ГГС; 3. Смешанный лес:
a. Точечный;
b. Линейный;
c. Площадной.
17. Укажите соответствие между объектом и характером локализации:
1. Железная дорога; 2. Колодец; 3. Квартал города:
a. Точечный;
b. Линейный;
c. Площадной.
18. Укажите соответствие между картой и форматом:
1. Растровая карта; 2. Цифровая карта:
a. TIFF;
c. DOC.
19. Укажите соответствие между картой и форматом:
1. Растровая карта; 2. Цифровая карта:
a. JPEG;
b. SXF;
c. MP3.
20. Укажите соответствие между картой и форматом:
1. Космический снимок; 2. Цифровая карта:
a. GeoTIFF;
b. SIT;
c. WMV.
21. Укажите соответствие между ПП и форматом:
1. MapINFO; 2. Карта 2005; 3. ArcView GIS:
a. SHP;
b. SIT;
c. MAP.
22. Укажите соответствие между ПП и форматом:
1. Карта 2005; 2. MapINFO; 3. ArcView GIS:
a. SHP;
b. SXF;
c. TAB.
23. Укажите соответствие между ПП и форматом:
1. Карта 2005; 2. MapINFO; 3. AutoCAD:
a. SHP;
b. SXF;
c. DWG.
24. ______ - это объект, характеризуемый координатами и ассоциированными с ними атрибутами.
25. ______ - это пространственный векторный объект, образованный последовательностью не менее двух точек.
26. ______- это двумерный векторный объект, образованный замкнутой последовательностью дуг.
27. Процедура преобразования растрового представления объектов в векторное называется ……
28. Укажите соответствие
1. Цифровая карта
2. Космический снимок
a. атрибутивные данные;
b. разрешение;
29. Укажите соответствие
1. Векторная карта
2. Растровая карта
a. классификатор карты;
b. разрешение;
30. Укажите соответствие
1. Векторная карта
2. Растровая карта
a. разрешение;
b. атрибутивные данные;
31. Укажите соответствие
a. 3D-модель;
b. TIN-модель;
c. Матрица высот;
d. Растровая карта.
32. Укажите соответствие
a. Космический снимок;
b. Растровая карта;
c. TIN-модель;
d. Векторная карта.
33. Укажите соответствие
a. Векторная карта;
b. Растровая карта;
c. Космический снимок;
d. Матрица высот.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п