учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
Направленность (профиль) Общее земледелие
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1, 2, 3
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить систему инноваций и их классификацию; - освоить специфику инновационных процессов в агрономии;- ознакомиться с требованиями в области современных агротехнологий
ОПК-1: Способен решать задачи развития области профессиональной деятельности и (или) организации на основе анализа достижений науки и производства;;
ОПК-3: Способен использовать современные методы решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности;;
ПЦК-1: Способен применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Содержание и структура инновационных процессов
тестирование
Гражданский кодекс РФ
(практикум 3)
Базовые технологии и модули.
(практикум 4)
Стандартизация продукции растениеводства.
Проверка конспекта
Проверка конспекта
Характеристики сортов растений, впервые включённых в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.(практикум 5).
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Инновационные технологии в агрономии
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Классификация инноваций (ОПК-1, ОПК-3).
3. Инновационный процесс и факторы, влияющие на него (ОПК-1, ОПК-3).
4. Инновационная активность, инновационная деятельность, инновационный потенциал (ОПК-1, ОПК-3, ).
5. Инновационная инфраструктура: инкубаторы, технопарки, технополисы (ОПК-1, ОПК-3).
6. Инновационная инфраструктура: финансовые институты (ОПК-1, ОПК-3).
7. Инновации в АПК. Селекционно-генетические инновации: примеры, характеристика (ОПК-1, ОПК-3).
8. Инновации в АПК. Технико-технологические и производственные инновации: примеры, характеристика (ОПК-1, ОПК-3).
9. Инновации в АПК. Организационно-управленческие и социально-экологические инновации: примеры, характеристика (ОПК-1, ОПК-3).
10. Инновации, как объект интеллектуальной собственности. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, средства индивидуализации организаций и производимой ими продукции (ОПК-1, ОПК-3).
11. Инновации, как объект интеллектуальной собственности. Конфиденциальная информация и авторское право (ОПК-1, ОПК-3).
12. Коммерциализация инноваций: способы коммерциализации (ОПК-1, ОПК-3).
13. Коммерциализация инноваций: участники процесса коммерциализации (ОПК-1, ОПК-3).
14. Лицензирование – как основная форма коммерческой реализации инноваций. Типы лицензий и лицензионных платежей (ОПК-1, ОПК-3).
16. Агротехнологии: понятие и принципы формирования (ОПК-1, ОПК-3).
17. Агротехнологии: базовые технологии и модули (ОПК-1, ОПК-3).
18. Сравнительная оценка агротехнологий: экстенсивные и нормальные агротехнологии (ОПК-1, ОПК-3).
19. Сравнительная оценка агротехнологий: интенсивные и высокоинтенсивные (точные) технологии (ОПК-1, ОПК-3).
20. Альтернативные агротехнологии (ОПК-1, ОПК-3).
21. Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур как исходная позиция в формировании агротехнологий (ОПК-1, ОПК-3).
22. Проектирование агротехнологий в адаптивно-ландшафтных системах земледелия: проектирование севооборотов (ОПК-1, ОПК-3).
23. Проектирование агротехнологий в адаптивно-ландшафтных системах земледелия: проектирование системы обработки почвы и посева (ОПК-1, ОПК-3).
24. Проектирование агротехнологий в адаптивно-ландшафтных системах земледелия: проектирование системы удобрений и защиты растений (ОПК-1, ОПК-3).
25. Управление продуктивностью полевых культур: факторы жизни растений и принципы их регулирования в наукоемких технологиях (ОПК-1, ОПК-3).
26. Обеспечение качества продукции в агротехнологиях разного уровня интенсивности (ОПК-1, ОПК-3).
27. Дистанционные и информационные методы и средства управления агротехнологиями (ОПК-1, ОПК-3).
28. Новые сорта и гибриды, как инновация в АПК (ОПК-1, ОПК-3).
29. Создание ГМ-растений. Сфера действия Федерального закона № 86- ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (ОПК-1, ОПК-3, )
30. Понятие «селекционное достижение». Испытание и охрана селекционных достижений (ОПК-1, ОПК-3, ).
31. . Биологизация и экологизация систем земледелия (ОПК-1, ОПК-3).
32.Технология No-till – понятие и требования к технологии (ОПК-1, ОПК-3).
33. Органические системы земледелия. Преимущества и недостатки (ОПК-1, ОПК-3).
34. Нормативно-правовая база органического сельского хозяйства (ОПК-1, ОПК-3).
35. Цифровизация земледелия и растениеводства (ОПК-1, ОПК-3).
36. Точное земледелие. Одноэтапные технологические решения или системы реального времени (сенсорный подход) (ОПК-1, ОПК-3).
37. Точное земледелие. Двухэтапные технологические решения (подход с использованием цифровых карт) (ОПК-1, ОПК-3).
38. Техника для точного земледелия (ОПК-1, ОПК-3).
39. Информационно-консультационное обеспечение АПК региона (ОПК-1, ОПК-3).
40. Информационно-консультационная служба. Индивидуальные и массовые методы работы (ОПК-1, ОПК-3).
Перечень вопросов к зачету с оценкой по дисциплине (модулю) (2 семестр)
1. Дайте определение понятию «агротехнологии».
2. Назовите принципы формирования агротехнологий.
3. На какие факторы обращают внимание при формировании агротехнологий?
4. Что понимается под природно-ресурсным потенциалом?
5. Что понимается под производственно-ресурсным потенциалом?
6. Дайте определение адаптивно-ландшафтной системе земледелия.
7. Дайте характеристику экстенсивным агротехнологиям.
8. Дайте характеристику нормальным агротехнологиям.
9. Какие агротехнологии относятся к интенсивным?
10. На что ориентированы высокие агротехнологии?
11. Какие показатели используют для сравнения агротехнологий?
12. Какие агротехнологии называют альтернативными?
13. Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур. Требования растений к агроклиматическим, почвенным, геоморфологическим гидрологическим и др. условиям.
14. Принципы агроэкологической оценки земель.
15. Классификация земель для проектирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий.
16. Проектирование агротехнологий в адаптивно-ландшафтных системах земледелия: проектирование севооборотов.
17. Проектирование агротехнологий в адаптивно-ландшафтных системах земледелия: проектирование системы обработки почвы и посева.
18. Проектирование агротехнологий в адаптивно-ландшафтных системах земледелия: проектирование системы удобрений и защиты растений.
19. Управление продуктивностью полевых культур: факторы жизни растений и принципы их регулирования в наукоемких технологиях.
20. Обеспечение качества продукции в агротехнологиях разного уровня интенсивности.
21. Дистанционные и информационные методы и средства управления агротехнологиями.
22. Перечислите требования, которым должны соответствовать новые сорта.
23. Что относится к «селекционным достижениям»? Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию и Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.
24. Какая организация занимается регистрацией селекционных достижений? Испытание и охрана селекционных достижений.
25. Нормативно-правовая база регистрации и охраны селекционных достижений.
27. Какие свойства могут получить растения при генетической модификации?
28. Чем опасны ГМ- растения для человека?
29. Перечислите возможные риски при возделывании ГМ –растений.
30. Сфера действия Федерального закона № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»
31. Разрешено ли возделывать на территории РФ ГМ-растений?
32. При каком содержании в продуктах питания компонентов, полученных с ГМО, производители обязаны информировать покупателей об их наличии (маркировать).
33. Для каких культурных растений выведены ГМ-линии (сорта)?
(выберете в каждом вопросе один ответ, который считаете правильным)
Раздел 1. Содержание и структура инновационной деятельности
1. Что предусматривается инновационным проектом?:
а) сбыт, реклама инновационного продукта;
б) продвижение инновационного продукта на рынке;
в) разработка, производство и реализация инновационного продукта;
г) разработка стратегии;
2. При каком условии предоставляется государственная поддержка при реализации инновационного проекта?:
а) государственная регистрация;
б) государственное разрешение;
в) предоставление информации по проекту;
г) наличие инвесторов;
3. Необходимым условием внесения проекта в Государственный реестр инновационных проектов является его:
а) регистрация;
б) квалификация;
в) инновация;
г) направленность;
4. За чей счёт происходит экспертиза квалификации проекта:
а) субъектов инновационной деятельности;
б) объектов инновационной деятельности;
в) государства;
г) инвесторов;
5. Отметьте, какие правонарушения при квалификации и гос. регистрации инновационных проектов верны:
а) фальсификация итогов экспертизы;
б) преследование экспертов за подготовленные ими выводы;
в) разглашение итогов экспертизы;
г) разглашение конфиденциальной информации;
9. Что является результатом выполнения инновационного проекта?:
а) объект;
б) субъект;
в) экспертиза;
г) продукт;
10. Инновационной может быть признана продукция, которая:
а) является результатом выполнения инновационного проекта;
б) прошла экспертизу;
в) будет приносить прибыль;
г) производится или будет впервые производиться, и по сравнению с другой аналогичной продукцией является конкурентоспособной и имеет высокие технико-экономические показатели.
11. Инновационным предприятием является предприятие, у которого за отчётный налоговый период:
а) до 50 % инновационные продукты (продукция);
б) до 70 % инновационные продукты (продукция);
в) более 70 % инновационные продукты (продукция);
г) более 100% инновационные продукты (продукция);
12. Управление изменениями и инновациями в современных условиях адаптации к рыночным отношениям являются:
а) главной частью менеджмента организаций;
б) составной частью стратегического плана развития организации;
в) составной и одной из важных частей менеджмента организаций.
13. Управление изменениями и инновациями – это:
а) совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, субъектами реализации нововведений и их персоналом;
б) совокупность принципов, методов и форм управления инвестиционной деятельностью организаций;
в) совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами в организациях.
14. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как:
б) совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, которые обуславливают появление на рынке нового продукта;
в) изобретение или открытие новых возможностей для решения проблемы и достижения целей.
15. Кто из известных ученых считается одним из первых основателей теории инновационного менеджмента:
а) австриец Й.Шумпетер;
б) американец Ф. Тейлор;
в) француз А.Файоль.
16. Организационно-управленческие инноваций в сельскохозяйственных предприятиях могут реализоваться через:
а) применение новых сортов сельскохозяйственных культур;
б) совершенствование методов и стилей менеджмента и внедрения прогрессивных управленческих подходов;
в) техническое обновление производственного процесса.
17. Инновационный процесс – это:
а) подготовка и осуществление инновационных изменений в определенном направлении деятельности;
б) несколько взаимосвязанных фаз, образующих единое целое;
в) процесс создания (изобретения), освоения и распространения инноваций.
18. Диффузия инноваций – это:
а) процесс, благодаря которому нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени;
б) информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации;
в) конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, применяемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам.
19. Распространение инноваций – это:
а) конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, применяемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам;
б) информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации;
в) процесс, благодаря которому нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
20. Как называются инновации, характеризующие применение новых методов организации производства:
а) продуктовые;
б) процессные;
в) технические;
г) рыночные.
21. Как называются инновации, которые представляют собой применение новых материалов, новых полуфабрикатов, добавок, комплектующих узлов:
а) продуктовые;
б) технические;
в) рыночные;
г) процессные.
22. Инновации радикальные, улучшающие, модификационные (частичные) выделяют в зависимости от:
а) места в системе организации;
б) типа технологической новизны для рынка;
в) уровня глубины предлагаемых изменений;
г) технологических параметров нововведений.
23. Инновации новые для отрасли в мире, для отрасли в стране, для конкретного предприятия выделяют в зависимости от:
а) места в системе организации;
б) типа технологической новизны для рынка;
в) уровня глубины предлагаемых изменений;
г) технологических параметров нововведений.
24. Изобретения, полезные модели и промышленные образцы относятся к:
а) промышленной собственности;
б) конфиденциальной информации;
в) авторскому праву;
г) собственности на ценные бумаги;
25. Атрибутами ноу-хау являются:
а) новизна, практическая применимость, реализуемость;
б) новизна, оригинальность, промышленная применимость;
в) новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость;
г) коммерческая ценность, секретность (неизвестность третьим лицам), ограниченность доступа на основе
26. Для оценки стоимости инновации необходимо наличие достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условий сделок с ними при:
а) доходном подходе;
б) сравнительном подходе;
в) затратном подходе;
г) расходном подходе.
27. Тип лицензии, который дает лицензиату право использовать объект интеллектуальной собственности в пределах оговоренных договором; при этом лицензиар сохраняет за собой право использовать объект договора и право предоставлять лицензии третьим лицам, называется:
а) неисключительная (простая);
б) исключительная;
в) франчайзинг;
г) принудительная.
28. К селекционно-генетическим инновациям в сельском хозяйстве не относится:
а) новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений;
б) новые породы, типы животных и кроссы птицы;
в) новые технологии возделывания с/х культур
г) создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды.
29. К типу «технико-технологические и производственные инновации в АПК» относится:
а) новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений;
б) научно-обоснованные системы земледелия и животноводства;
в) создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности;
г) обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
30. Многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления:
а) технопарки;
б) инкубаторы;
в) технополисы;
г) информационные центры.
Практикум 1. Содержание и структура инновационных процессов
1.1. Возьмите в качестве примера продуктовой инновации какой-либо продукт или новую услугу, которыми вы недавно воспользовались. Опишите, что, по вашему мнению, можно отнести к основным этапам инновационного процесса разработки данной продуктовой инновации.
В качестве примера инновации я рассматриваю______________________
_______________________________________________________________
Этап инновационного процесса Что составляет содержание этого этапа для рассматриваемой инновации
Новация
Инновация (нововведение)
Диффузия
1.2. Приведите примеры инноваций различных видов, о которых вы узнали в последнее время
Вид инновации Актуальный пример
Базисная
(радикальная)
Улучшающая (приростная)
Производственная
Управленческая
Продуктовая
Процессная
Стратегическая (прорывная)
1.3. Приведите примеры оценки идей как «ложного позитива» или как «ложного негатива», с которыми вы сталкивались в своей практике или узнали из литературы, от друзей, коллег и т.д.
Оценка Пример
«ложный негатив»
«ложный позитив»
Практикум 2. Инновации как объекты интеллектуальной собственности
2.1. В качестве каких объектов интеллектуальной собственности можно, по вашему мнению, защищать следующие результаты инновационной деятельности? Укажите продолжительность периода правовой охраны для каждого из объектов.
Результат инновационной деятельности Объект интеллектуальной собственности Продолжительность
Новая компьютерная программа распознавания образов
Новая технология дистанционного обучения
Рецептура кормовой добавки
Технология производства биопрепарата для защиты растений
Новый сорт яровой пшеницы
Знак «ЭкоПродукт»
Комбинированный сошник для обработки почвы
Музыкальное произведение
2.2. Укажите основные события (этапы) в процессе получения патента на изобретение, начиная с даты приоритета и заканчивая выдачей патента.
Основные события (этапы) в процессе получения патента на изобретение
Дата приоритета
1.
2.
3.
…
…
…
Получение патента на изобретение
Практикум 3. Типы лицензий и их характеристика.
Опишите отличительную особенность каждого приведенного в таблице типа лицензии. Какое условие или характеристика (инновации, как объекта интеллектуальной собственности, ситуации на рынке, государственной политики и др.) делает предпочтительным, по вашему мнению, именно этот вид лицензии?
Тип лицензии Отличительная особенность Что делает этот тип лицензии предпочтительным
Исключительная
Простая (неисключительная)
Принудительная
Перекрестная
Пакетная
Франчайзинг
Практикум 4. Характеристика сортов полевых и кормовых культур.
Дайте характеристику зерновых и кормовых культур, допущенных к использованию по Восточно –Сибирскому (11) региону.
Использовать издания на сайте Государственной комиссии РФ испытанию и охране селекционных достижений (http://gossortrf.ru/gosreestr.html)
Сорт Автор/
патентообладатель Год включения в Государственный реестр Характеристика по хозяйственно-ценным признакам.
Практикум 5. Планирование урожайности полевых культур. Категории урожайности и их расчет.
Дайте определение категориям урожайности с указанием факторов (показателей), используемых при их расчете.
Категория урожайности Определение
потенциальная урожайность (ПУ)
климатически обеспеченная (КОУ)
действительно возможная урожайность (ДВУ)
программируемая урожайность (ПрУ)
производственная урожайность (УП)
Темы рефератов
1. Классификация инноваций: типы инноваций по области применения.
2. Классификация инноваций: типы инноваций по масштабу распространения.
3. Классификация инноваций: типы инноваций по степени новизны (радикальности).
4. Классификация инноваций: продуктовые и процессные инновации.
5. Инновационный процесс и его основные составляющие.
6. Виды инновационной деятельности.
7. Инновации в АПК: селекционно-генетические инновации.
8. Инновации в АПК: использование новой техники.
9. Инновации в АПК: новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
10. Инновации в АПК: новые средства защиты растений.
11. Инновации в АПК: биологизация и экологизация сельского хозяйства.
12. Типы лицензий, используемые в коммерциализации инноваций.
13. Оценка стоимости лицензий: затратный подход.
14. Оценка стоимости лицензий: сравнительный подход.
16. Характеристика новых сортов, включенных в государственный реестр селекционных достижений.
17. Создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям.
18. Плюсы и минусы возделывания ГМ-растений.
19. Государственное регулирование в области генно-инженерной деятельности в России.
20. Сравнительная оценка агротехнологий.
21. Органическое земледелие в мире и России.
22. Применение нанотехнологий в растениеводстве/земледелии.
23. Основные этапы реализации технологий точного земледелия.
Перечень вопросов для устного опроса
К разделу: Содержание и структура инновационной деятельности
1. Объясните смысл понятия «инновации», назовите основные свойства (критерии) инновации.
2. Назовите факторы, определяющие инновационное развитие.
3. Чем отличаются «инновация-продукт» и «инновация-процесс»?
4. Назовите инновации в сфере услуг.
5. Опишите радикальные инновации.
6. От чего зависит и как проявляется инновационная активность?
7. Дайте определение инновационной деятельности. Перечислите основные виды инновационной деятельности.
8. Дайте описание понятию «инновационный потенциал».
9. Кто может быть субъектом инновационной деятельности?
10. Дайте описание понятию «инновационная инфраструктура».
11. Что включает в себя жизненный цикл инноваций?
12. Назовите основные функции инноваций.
13. Назовите типы инноваций применительно к АПК.
14. Приведите примеры селекционно-генетических инноваций
15. Приведите примеры производственных инноваций в АПК
16.Чем обусловлено создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности?
17. Документ, регулирующий правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности?
18. Дайте определение понятию «интеллектуальное право»
19. Что можно отнести к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам?
20. Дайте определение и назовите признаки ноу-хау (секрет производства)
21. Что такое патент? Какая организация в РФ выдает патенты? Назовите сроки действия патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец.
22. Что такое «коммерциализация инноваций»? Назовите основные способы коммерциализации инноваций.
23. Дайте характеристику технопарковой структуре «инкубатор»
24. Дайте характеристику технопарковой структуре «технопарк»
25. Дайте характеристику технопарковой структуре «технополис»
26. Назовите этапы процесса выведения инновационного проекта на рынок.
27. Назовите достоинства и недостатки способов коммерциализации инноваций.
28. Типы лицензионных соглашений: простая (неисключительная) лицензия
29. Типы лицензионных соглашений: исключительная лицензия
30. Типы лицензионных соглашений: сублицензия
31. Типы лицензионных соглашений: перекрестная лицензия
32. Типы лицензионных соглашений: пакетное лицензирование
33. Типы лицензионных соглашений: франчайзинг
К разделу: Агротехнологии как часть адаптивно-ландшафтных систем земледелия
1. Дайте определение понятию «агротехнологии».
2. Назовите принципы формирования агротехнологий.
3. Базовые технологии и модули.
4. На какие факторы обращают внимание при формировании агротехнологий?
5. Что понимается под природно-ресурсным потенциалом?
6. Что понимается под производственно-ресурсным потенциалом?
7. Дайте определение адаптивно-ландшафтной системе земледелия.
8. Дайте характеристику экстенсивным агротехнологиям.
9. Дайте характеристику нормальным агротехнологиям.
10. Какие агротехнологии относятся к интенсивным?
11. На что ориентированы высокие агротехнологии?
12. Какие показатели используют для сравнения агротехнологий?
13. Какие агротехнологии называют альтернативными?
14. Что включает агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур?
15. Что включает в себя агроэкологическая оценка земель?
16. Что включает в себя проектирование севооборотов?
17. Классификация систем обработки почвы.
18. Перечислите задачи, которые решает проектирование системы удобрений.
19. Что включает в себя интегрированная защита растений?
21. Условия обеспечения качества продукции растениеводства.
22. Показатели качества продукции растениеводства
К разделу: Селекция как инновация в сельскохозяйственном производстве
1. Перечислите требования, которыми должны обладать новые сорта
2. Перечислите способы создания сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.
3. Что такое «селекционное достижение»?
4. Сорт как объект интеллектуальной собственности
5. Какие права можно получить автор селекционного достижения?
6. Регистрация и охрана селекционных достижений.
7. Какая организация ведет Реестр селекционных достижений, допущенных к использованию?
8. Что такое генетически-модифицированные организмы.
9. Какие свойства могут получить растения при генетической модификации
10. Чем опасны ГМ- растения для человека?
11. Перечислите возможные риски при возделывании ГМ –растений.
12. Сфера действия Федерального закона № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»
13. Разрешено ли возделывать на территории РФ ГМ-растений?
14. При каком содержании в продуктах питания компонентов, полученных с ГМО, производители обязаны информировать покупателей об их наличии (маркировать).
15. Для каких культурных растений выведены ГМ-линии (сорта)?
К разделу: Ресурсосберегающие технологии в земледелии и растениеводстве
1. Назовите основные требования к технологии No-till.
2. Роль растительных остатков в технологиях No-till.
3. Перечислите основные составляющие органических систем земледелия.
4. Дайте характеристику нормативно-правовой базы органического сельского хозяйства
5. Что такое «сортовая мозаика» при выращивании зерновых культур?
6. В чем заключается «биологизация» сельского хозяйства?
7. Дайте определение агроландшафту.
8. Что определяет крутизна склонов в агроландшафтных технологиях?
9. Назовите основную цель экологизации сельского хозяйства.
10. Назовите биотехнологические методы размножения посадочного материала.
11. Что включает в себя цифровизация растениеводства и земледелия?
12. Перечислите составляющие точного земледелия.
13. Что представляет собой система реального времени в точном земледелии
14. Какие технологические параметры почвы можно контролировать при помощи сенсоров?
15. Какие технологические параметры растений можно контролировать с помощью датчиков?
16. Для чего используют глобальную систему позиционирования в точном земледелии?
17. Для чего используют географические информационные системы в точном земледелии?
18. Назовите основные направления использования нанотехнологий в АПК.
К разделу: Принципы и методы информационно консультационного обеспечения инноваций в агрономии
1. Назовите основную цель информационно- консультационной службы.
2. Назовите основную функцию ИКС.
3. Перечислите причины медленного продвижения инноваций в хозяйствах
4. Назовите наиболее распространенную форму доведения информации до потребителей
5. В чем заключается основа массовых методов работы информационно-консультационной службы?
6. Что относится к групповым методам работы в практике ИКС
7. Перечислите индивидуальные методы работы в практике ИКС
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п