учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Управление проектами государственно-частного партнерства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
Задачи: сформировать у студентов системное представление о структурах и тенденциях развития российского и мирового управления сельской территорией;
объяснить многообразие управленческих процессов в объекте управления, их связь с другими процессами, происходящими во внешней и внутренней среде;
- формирование навыков анализа современных тенденций управления развитием сельских территорий регионов Российской Федерации и в мире;
- формирование представления о зарубежном опыте региональных исследований и региональной политики.
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности;
ПКС-3: Способен участвовать в разработке, реализации и управлении проектом государственно-частного партнерства, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
практическая работа
тестирование
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для практических работ
Кейс-задачи
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Управление инфраструктурой и ресурсами сельских территорий
2) охватывает все разделы дисциплины
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
1. Современный уровень и качество жизни сельского населения.
2. Демография сельского населения.
3. Дифференциация уровня и качества жизни горожан и селян
4. Депопуляция российских сельских территорий.
5. Органы местного самоуправления.
6. Взаимодействие муниципальных образований.
7. Виды и структура органов местного самоуправления.
8. Построение интегрированной системы управления рисками в АПК
9. Стратегическое регулирование, контроль и учет процессов управления рисками в АПК
10. Современное социально - экономическое состояние России.
11. Экономическая политика государства и направления деятельности Правительства РФ по государственному регулированию экономических процессов
13. Практика реализации приоритетных национальных проектов в социальной сфере
14. Проблемы разработки Стратегии развития России; стратегическое и тактическое программное управление
15. Методические подходы к решению проблемы согласования региональных и муниципальных стратегий и программ развития
16. Проблемы системного подхода к планированию и управлению социально – экономическими объектами и процессами на территории муниципального образования
17. Практика формирования стратегии (концепции) социально – экономического развития муниципального образования: подготовка, экспертиза, обсуждение, принятие
18. Практика разработки Комплексной программы социально – экономического развития муниципального образования
19. Практика разработки и реализации муниципальных целевых программ.
20. Основные принципы региональной политики государства.
21. Современное состояние, проблемы и перспективы социально – экономического развития территорий субъектов РФ, и управление региональным развитием
22. Проблемы и практика деятельности региональных органов государственной власти по экономическому взаимодействию субъектов РФ
23. Стратегия устойчивого развития субъектов РФ: теория, практика разработки и проблемы реализации
24. Современная правовая база деятельности органов местного самоуправления
25. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъектов РФ
26. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению
27. Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением за реализацию своих полномочий
28. Административная ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц в финансово – экономической сфере
29. Генеральный план территории как часть Комплексной программы социально – экономического развития муниципального образования
30. Государственное управление. Субъекты и объекты управления. Цели управления
31. Региональные программы устойчивого развития сельских территорий
1. Проанализируйте содержание следующих отрывков. Определите, какие из существующих подходов к региональной экономике они характеризуют: а) «Имея непосредственную связь с проблемным подходом и являясь по существу его разновидностью, он вместе с тем имеет самостоятельное значение. Центральное место в нем занимает изучение явлений взаимодействия субъектов общественных отношений в географическом пространстве»; б) «Он имеет важное методологическое значение в изучении действия экономических законов на региональном уровне. Относительное обособление воспроизводственного цикла означает не только обособление воспроизводства части совокупного внутреннего валового продукта в границах региона, но и обособление присущих ему, региону противоречий и их концентрированных выражений – сложных региональных социально-экономических проблем».
1. Предположим, что регионы X и Y производят только два товара: оборудование и продовольствие. Для производства единицы оборудования в регионе X требуется 1, а на производство единицы продовольствия – 3 рабочих дня. В регионе Y на производство единицы оборудования требуется 4, а на единицу продовольствия – 2 рабочих дня. Выгодно ли в эти условиях осуществлять межрегиональную торговлю указанными товарами? Если да, то почему?
2. Если условия задачи 1 изменятся и на производство оборудования в регионе X будет затрачиваться 1, а на производство единицы продовольствия – 2 рабочих дня, в регионе Y – соответственно 3 и 4 рабочих дня, будет ли выгодно при данных условиях осуществлять межрегиональную торговлю? Какие теории и каких ученых применимы для объяснения условий осуществления торговых отношений между регионами?
3. В регионе «Альфа» соотношение издержек по производству станков и текстиля составляет 1С:4Т, в регионе «Бета» соотношение по этим товарам 1С:1Т. Рыночная цена – 1С:2Т. Постройте кривые трансформации и линии торговых возможностей для каждой страны.
4. Регионы «Альфа» и «Бета» имеют кривые трансформации с одинаковым углом наклона. Имеет ли смысл установление торговых отношений между этими регионами?
5. Какие из указанных предпосылок не принимались во внимание Д. Рикардо при разработке теории сравнительных преимуществ:
а) в международном обмене участвует множество стран;
б) обмен ведется по многим товарным позициям;
в) альтернативная стоимость при переключении ресурсов с производства одного товара на другой не остается постоянной;
г) обмен ведется странами с различными масштабами экономики;
д) наличие совершенной конкуренции во внешней торговле;
е) решение о специализации принимается с учетом транспортных издержек;
ж) факторы производства мобильны;
з) в обмене участвуют два товара, производимые в двух разных странах.
1. Проанализируйте особенности отношений между дальневосточным регионом и центром. На примерах из периодической печати раскройте содержание центробежных и центростремительных тенденций. Какие из названных тенденций в современный период получают доминирующее значение? Какие последствия может иметь развитие этих
2. Определите размер региональной квоты по кредитам на инвестиционные программы, если в некотором регионе объем производства составил 42 млрд. руб. Общий объем продукции в стране равен 84 млрд. руб. Общие кредитные вложения коммерческих банков равны 2010 млрд. руб., а кредитные вложения банков данного региона в экономику страны составляют 0,2 от этой суммы. В экономику региона местные банки вложили сумму, равную 180 млрд. руб.
3. Выявите дифференциацию округов и регионов России по площади. Укажите регионы и округа, имеющие максимальную и минимальную площадь. Определите главные территориальные закономерности размещения регионов с большой и маленькой площадью.
1. В последние годы в нашей стране стали разрабатываться Программы по комплексному развитию регионов. Некоторые авторы предлагают в прогноз включать разработки: во-первых, волны Кондратьева (50–60 лет), во-вторых, долгосрочный прогноз (20–25 лет), в-третьих, среднесрочный прогноз (8-12 лет), в четвертых, краткосрочные прогнозы (3–4 года). Проанализируйте, какие задачи ставятся и какие цели преследуются на каждом из этих этапов?
2. Каким образом различаются основные функциональные формы региональной политики: прогнозирование, программирование, планирование?
1.Основные направления государственной экономической политики обычно однозначно относят к формам либо прямого регулирования, либо косвенного. Однако региональную политику принято считать сферой смешанного регулирования. Объясните это положение.
2. Проанализируйте различия между регионами и округами России по вкладу в экспорт страны. Выделите регионы, из которых идет основная доля российского импорта, и регионы, почти не поставляющие продукцию в зарубежные страны. Объясните имеющиеся различия.
3. Проанализируйте различия между регионами и округами России по доле в импорте страны. Укажите регионы, через которые в основном идет продукция зарубежных стран в Россию. Объясните имеющиеся различия, связав их с географическим положением того или иного региона и уровнем развития хозяйства в нем.
4. Проанализируйте соотношение экспорта и импорта в округах и регионах России. Сравните соотношения для отдельных территорий с общероссийским соотношением. Назовите округа и регионы, где экспорт намного превышает импорт (экспортно ориентированные) или импорт намного превышает экспорт (импортно ориентированные).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в региональное развитие?
2. Какое место занимает региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития?
3. Назовите самые общие цели региональной экономической политики в странах мира.
4. Какое влияние оказывает государственное устройство на региональное развитие?
5. Дайте характеристику основных государственных и общественных институтов регулирования регионального развития.
6. В чем состоят различия между макро- и микроинструментами регулирования регионального развития?
7. Назовите основные виды микроинструментов регулирования регионального развития и возможности их применения.
8. Что включает понятие «государственное регулирование регионального развития»?
9. Государственное регулирование регионального развития и региональная политика – это синонимы, родственные или различные понятия?
10. Каково соотношение между стратегией территориального развития и региональной политикой?
11. Какие вы знаете документы государственной региональной политики?
12. Охарактеризуйте цели и задачи региональной политики: «вечные» и конъюнктурные.
13. Какие законы и нормативные акты регулируют региональное развитие в России?
14. Охарактеризуйте принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
15. Каковы принципы организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации?
16. Назовите основные средства реализации региональной экономической политики.
17. Какие прогнозы территориального и регионального развития осуществляются в настоящее время?
18. Какие микроинструменты применяются в России для регулирования регионального развития?
19. Какие формы и инструменты региональной политики, зарекомендовавшие себя в других странах, не используются в России? Чем это можно объяснить?
20. Региональная бюджетно-налоговая система. Бюджетный федерализм.
21. Собственные и регулирующие доходы региона.
22. Межбюджетные отношения.
23. Как функционирует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации?
24. Финансы региона. Сводный финансовый баланс.
25. Каким образом федеральные налоги распределяются между бюджетными уровнями?
26. Как осуществляются межбюджетные трансферты?
27. Каковы основные различия в расходных статьях бюджетов центральных государственных органов и местных органов власти?
28. Почему в условиях функционирования современной налоговой системы присутствует понятие фискального федерализма? Является ли это понятие актуальным исключительно для государств с федеральным устройством? Почему в последние годы федеральные субсидии сокращаются?
29. Приведите примеры уклонения от уплаты налогов, благоприятно отражающегося на жизни общества.
30. Специальная экономическая зона.
31. Технико-внедренческая зона.
32. Промышленный парк;
33. Регулирование деятельности специальных зон.
35. Особенности экономического механизма закрытых административно-территориальных образований.
36. Могут ли в России создаваться оффшорные зоны?
37. Каковы особенности статуса наукоградов?
38. Регулирование деятельности свободных экономических зон.
39. Управление функционированием свободных экономических зон.
40. Основные черты программно-целевого метода.
41. Целевая комплексная программа. Управление программой.
42. Целевые региональные программы и задачи регионального планирования.
43. Территориальные социально-экономические диспропорции.
44. Устойчивое развитие сельских территорий страны - базовая предпо¬сылка развития регионов.
45. Принципы и особенности программно-целевого подхода в управлении устойчивым развитием сельских территорий.
Кейс-задачи
Задание 1.
«Россия занимает 2-е место в мире по масштабам производства энергоносителей. Она является ведущим экспортером природного газа и вторым по значению экспортером нефти. Доказанных запасов нефти при нынешнем уровне ее добычи, по оценкам иностранных экспертов, хватит на 19 лет, газа - на 83 года. Представители российского бизнеса считают эти оценки неточными и прогнозируют, что к концу нынешнего десятилетия добыча нефти выйдет на уровень 420-500 млн. т в год (379 млн. в 2002 г.) и будет держаться в этих пределах в течение 30 лет. Вырастет и добыча газа - до 600-700 млрд. куб. м в год (593 млрд. в 2002 г.), причем газовых ресурсов в России хватит для поддержания такого уровня добычи на протяжении 50 лет. При таком увеличении нефтедобычи и внутреннем потреблении в 160-180 млн. т потенциальные возможности экспорта нефти и продуктов ее переработки могут составить до 340 млн. т. Но для того, чтобы реализовать эти возможности, потребуется увеличить пропускные способности трубопроводных систем путем строительства новых нефтепроводов, прежде всего на балтийском, северном и азиатском направлениях. В специализации страны на добыче топлива и высокой его доле в экспорте зачастую видят сви¬детельство отсталости России в технико-экономическом отношении. Отчасти это, конечно, так. Но перекос в структуре экспорта в пользу минерального сырья говорит, скорее, не о чрезмерном развитии отечественного добывающего сектора, а о заметном отставании обрабатывающих отраслей, лишь подтверждающем необходимость их ускоренной модернизации и повышения качества выпускаемой готовой продукции. Топливно-сырьевые товары как были, так и останутся_важной статьей отечественного экспорта и ничего противоестественного в этом нет».
Прочитайте данный фрагмент и дайте ответ на вопросы:
1. Каковы перспективы и альтернативы участия России в мировом экономическом пространстве?
2. Возможно ли, на Ваш взгляд, возрождение экономической мощи РФ без интеграции в мировую экономику?
3. В чем состоит особенность структуры хозяйства современной России?
4. Какие изменения произошли в структуре производства за последние годы? Ответ аргументируйте.
5. Каковы региональные особенности динамики и структурных изменений промышленного производства?
6. Какие последствия может иметь усиление неоднородности экономического пространства России?
«В силу российских природно-географических условий "запас" ценовой конкурентоспособности (разница между ценой и себестоимостью) у добытчиков отечественного сырья в сравнении с продуцентами других стран-экспортеров заметно меньше. Себестоимость добычи барреля нефти на Ближнем Востоке составляет 1-3 долл., а в России - 11-12 долл. В перспективе этот запас и, соответственно, прибыль добывающих компаний будут уменьшаться в связи с ростом издержек добычи и транспортировки, если, конечно, внутренняя валютная стоимость продукции не будет время от времени снижаться из-за девальваций рубля. К тому же, увеличение экспортных поставок энергоресурсов приведет к росту предложения на внешних рынках и соответствующему снижению мировых цен. Кроме того, запасы минерального сырья при всем их богатстве все-таки небезграничны. Поэтому было бы рационально по воз¬можности сохранять их для будущих поколений. Очевидно, что все эти обстоятельства, осложняющие наращивание экспорта энергоресурсов, со временем будут играть все большую роль при определении стратегий добывающих отраслей в области топливного обеспечения отечественного народного хозяйства и удовлетворения потребностей внешнего рынка. Это еще раз подчеркивает неприемлемость однобокой специализации страны на поставках за рубеж невозобновляемых видов минерального сырья и необходимость дивер¬сификации номенклатуры отечественного экспорта».
Прочитайте данный фрагмент и дайте ответ на вопросы:
1. Охарактеризуйте основные особенности размещения природных ресурсов по территории РФ.
2. Каковы проблемы использования ресурсов России? Дайте хозяйственную оценку природно-ресурсного потенциала нашей страны?
3. Дайте классификацию основных видов природных ресурсов.
4. Оказывают ли природно-климатические условия влияние на процессы размещения населения и хозяйства России? Свой ответ обоснуйте.
5. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.
1. Проанализируйте дифференциацию плотности населения по округам и регионам России. Выявите регионы и округа с максимальной и минимальной плотностью населения. Объясните имеющиеся различия. Укажите, какая доля территории страны является фактически незаселенной (имеет плотность населения менее 1 человека на 1 км2). 3. Проанализируйте дифференциацию округов и регионов России по уровню развития хозяйства. Важнейший показатель при этом — производство валового регионального продукта (ВРП) на одного жителя. Постройте картограмму, разделив все регионы страны на группы (от 3 до 5) в зависимости от значения показателя ВРП на одного жителя. Объясните имеющиеся различия. 4. Проанализируйте различия между регионами и округами России по вкладу в экспорт страны. Выделите регионы, из которых идет основная доля российского импорта, и регионы, почти не поставляющие продукцию в зарубежные страны. Объясните имеющиеся различия.
Раздел 5. Стратегическое управление комплексным социально-экономическим развитием сельских территорий 6. На основании следующих данных постройте кривую Лоренца; четко обозначьте точки на кривой Лоренца, через которые вы ее строили:
Группы семей, по 20% Доходы, в %
Низшая 2
Вторая 8
Третья 10
Четвертая 15
Высшая 65
Какие мероприятия государства в области социальной политики могли бы приблизить кривую Лоренца к линии абсолютного равенства? К линии абсолютного неравенства?
Раздел 3. Управление экономикой региона
7. «Чем ниже коэффициент Джини, тем в большей степени мы можем утверждать, что распределение доходов осуществляется в условиях совершенной конкуренции». Вы согласны с этим утверждением?
Аргументируйте свой ответ.
8. Часто в российской периодической экономической литературе по проблемам перераспределения доходов можно встретиться с утверждением, что целью трансферта является сам трансферт. Вы согласны с этим утверждением?
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
1. Типология устойчивого развития территорий.
2. Сельская территория как система.
3. Подходы к трактовке индикативного планирования.
4. Проблемы развития сельских территорий.
5. Составляющие устойчивого развития сельских территорий.
6. Модель устойчивого развития сельских территорий.
7. Система управления устойчивым развитием сельских территорий
8. Механизмы и инструменты реализации индикативных планов.
9. Организация управления и планирования сельского развития в зарубежных странах.
10. Группировка сельских муниципальных районов субъектов по уровню доходов бюджета.
11. Доходы, расходы, дефицит бюджетов сельских муниципальных районов.
12. Оценка социально-экономического состояния и ресурсной обеспеченности сельских территорий.
13. Показатели социального развития сельских территорий.
14. Роль местного самоуправления в развитии сельских территорий.
15. Иерархия управления развитием сельских территорий.
16. Система показателей характеризующих экономическое развитие сельского муниципального района.
17. Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
18. Показатели инновационного социально ориентированного сценария развития.
19. Мониторинг природных ресурсов и экологической обстановки.
20.Процесс стратегирования в муниципалитете.
21. Разработка стратегии устойчивого развития однородных сельских муниципальных районов.
22. Индикативное планирование как инструмент согласования интересов субъектов развития сельских территорий.
23. Информационные потоки управления между субъектами развития сельских территорий.
24. Анализ эффективности мероприятий в сфере устойчивого развития муниципального района.
25. Оценка эффективности предложенных мероприятий.
26. Методика разработки планов сельского развития муниципальных образований.
27. Государственная аграрная политика.
28. Целевые ориентиры, стратегические направления и задачи региональной стратегии.
29. Развитие торговой деятельности в сельских поселениях.
Комплект тестовых заданий
1. Регионом не может называться:
(выберите один вариант ответа)
а) Юг Тюменской области
б) ХМАО;
в) Республика Удмуртия;
г) правильного ответа нет.
2. Укажите основной экономический район добычи нефти в России:
(выберите один вариант ответа)
а) Западно-Сибирский
б) Восточно-Сибирский;
г) Северо-Кавказский.
3. Укажите самый «молодой» по времени основания город России:
(выберите один вариант ответа)
а) Тюмень;
б) Новосибирск
в) Тобольск;
г) Москва.
4. Региональное управление – это …
(выберите один вариант ответа)
а) ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
б) управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям;
в) формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;
г) ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей.
5. Функция стимулирования в региональном управлении – это …
(выберите один вариант ответа)
а) осуществление научного прогнозирования социально-экономического развития региона;
б) целенаправленное воздействие субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона;
в) воздействие в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов.
г) разработка научного обеспечения и практических рекомендаций решения конкретных проблем, возникающих в отдельных звеньях отрасли.
6. Суть принципа децентрализации регионального управления:
(выберите один вариант ответа)
а) отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали;
б) выделение финансовых ресурсов под заранее определенные цели;
в) перемещение принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка;
г) способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды.
7. Показатели экономического развития, необходимые для расчета индекса развития человека:
(выберите один вариант ответа)
а) уровень физического здоровья;
б) степень счастья населения;
в) интеллектуальный потенциал;
г) национальный доход на душу населения;
8. Недостатком отечественной структуры экспорта является:
(выберите один вариант ответа)
а) большой удельный вес готовой продукции;
б) большой удельный вес сырья;
в) преобладание импорта над экспортом;
г) преобладание экспорта над импортом.
9. В каком варианте используется интенсивное земледелие?
(выберите один вариант ответа)
а) площадь угодий – 1000 га, сбор продукции – 1000 т.
б) площадь угодий – 100 га, сбор продукции – 150 т.
в) площадь угодий – 500 га, сбор продукции – 1500 т.
г) площадь угодий – 1000 га, сбор продукции – 100 т.
10. Балансовые запасы природных ресурсов – это:
(выберите один вариант ответа)
а) ресурсы, использование которых экономически целесообразно в настоящее время;
б) ресурсы, использование которых экономически целесообразно в будущем+
в) ресурсы, которые учитываются балансовым методом;
г) ресурсы, использование которых экономически нецелесообразно.
11. Энергоемкое производство необходимо размещать вблизи:
(выберите один вариант ответа)
а) источников сырья;
б) дешевой энергии;
в) потребителя;
г) в трудоизбыточных регионах;
12. Трудоемкое производство необходимо размещать вблизи:
(выберите один вариант ответа)
а) источников сырья;
б) дешевой энергии;
в) потребителя;
13. Предприятия пищевой и легкой промышленности необходимо размещать вблизи:
(выберите один вариант ответа)
а) источников сырья;
б) дешевой энергии;
в) потребителя;
г) в трудоизбыточных регионах;
14. Природный фактор важен для предприятий:
(выберите один вариант ответа)
а) пищевой промышленности;
б) швейной промышленности;
в) сельского хозяйства;
г) топливной промышленности.
15. Какое из указанных соотношений внутренних частных инвестиций может свидетельствовать о наличии экономического роста:
(выберите один вариант ответа)
а) валовые инвестиции меньше чистых инвестиций;
б) валовые инвестиции больше чистых инвестиций;
в) валовые инвестиции равны чистым инвестициям;
г) все ответы неверны.
16. К бюджету развития не относятся:
(выберите один вариант ответа)
а) доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики;
б) расходы на проведение строительных работ;
в) расходы на приобретение материального имущества;
г) расходы на поддержание нормального функционирования хозяйственных структур;
17. Частные показатели, используемые в методе многоступенчатой экспертной оценки уровня социально-экономического развития региона:
(выберите два варианта ответа).
а) индекс базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и торговли;
б) товары народного потребления и услуги;
в) индекс физического объема ЛПК;
г) обеспеченность жильем.
18. Характерные черты слаборазвитых регионов:
(выберите два варианта ответа).
а) малодиверсифицированная отраслевая структура экономики;
б) структурные сдвиги в экономике страны;
в) низко развитая социальная сфера;
г) значительная доля промышленности в структуре экономики.
19. Специфические проблемы добывающих депрессивных регионов:
(выберите два варианта ответа)
а) отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации;
б) снижение конкурентоспособности основной продукции;
в) истощение минерально-сырьевой базы.
г) необходимость содержания социальной инфраструктуры.
20. Недостатки практики разработки и реализации региональных программ в России:
(выберите два варианта ответа)
а) выборочное осуществление мероприятий программ;
б) отставание в создании механизмов реализации;
в) недостаточный контроль за использованием бюджетных средств;
г) недостаточное финансирование мероприятий программы.
21. Проблемы Центрального кризисного пояса:
(выберите два варианта ответа)
а) высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев;
б) спад производства;
в) высокий уровень депопуляции населения;
г) высокая безработица.
22. Цели долгосрочного характера в системе регионального управления:
(выберите два варианта ответа)
а) преодоление кризиса;
б) становление и развитие постиндустриального общества;
в) достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта;
г) создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений;
23. Факторы, влияющие на размещение предприятий химической промышленности:
(выберите два варианта ответа)
а) экологический;
б) сырьевой;
в) транспортный;
24. Элементы производственной инфраструктуры:
(выберите два варианта ответа)
а) транспорт;
б) пассажирский транспорт;
в) связь;
г) коммунально-бытовое хозяйство.
25. Принципы размещения производительных сил региона:
(выберите два варианта ответа)
а) приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;
б) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;
в) оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию;
г) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
26. По сроку реализации среднесрочные программы составляются на период:
• до 3 лет
• 3—5 лет
• свыше 5 лет.
27. Основоположник теории экономического районирования:
•Колосовский Н.Н.
•Кристаллер В.
• Ломоносов М.
28. Зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов:
• территориальное планирование
• межевание
• градостроительное зонирование
29. Достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой:
• оптимизация управленческих процессов
• эффективность регионального управления
• региональная стратегия
30. Деление территории страны на экономические районы базируется на:
•выделении ключевых проблем регионального развития
•выделении территориальных экономических комплексов •
специализации
31. Выделение на территории страны приграничных, северных, депрессивных, отсталых регионов относится к типу районирования на основе:
• административно-территориальных признаков
• выделения территориальных экономических комплексов
• все ответы неверны
32. Районирование – это:
• формирование транснациональных регионов
• деление территории страны на регионы по различным классификационным признакам
• деление территории страны на макрорегионы
33. Регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с большинством:
• кризисные
• отсталые
• депрессивные
34. Территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы и нуждается в активной государственной поддержке:
•геотория
• анклав
• проблемный регион
35. Какая экономическая категория определяет механизм передачи средств (в бюджеты разного уровня) на строго определенные цели:
• субвенция
• социальные трансферты
• дотация
36. Денежные средства, предоставляемые местным бюджетам в порядке финансовой помощи из федерального, областного бюджетов в целях бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основах, без целевого назначения:
• субсидии
• дотации
• субвенции
37. Совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей:
• агломерация
• микроэкономика
38. Совокупность субъектов промышленной деятельности и субъектов инфраструктуры промышленной деятельности, находящихся на его территории, и персонала, работающего на этих объектах:
• инфраструктура
• промышленный комплекс региона
• производственный потенциал
39. К приоритетным направлениям региональной экономики и управления не относятся: • развитие региональной экономической системы
• реинвестиции с целью получения краткосрочных прибылей
• размещение производительных сил с учетом критерия оптимальности
40. Специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим обменом: • территориальная интеграция
• системообразующий комплекс
• территориальное разделение
41. В перемещении центра принятия решений от центрального органа управления к субъектам рынка заключается принцип регионального управления:
• децентрализации
• партнерства
• адаптивности
42. Уровень доходов на душу населения, степень счастья населения, уровень образования населения относится:
• к частным показателям развития региона
• к незначимым показателям развития региона
• к основным показателям развития региона
43. Идеальным регион может считаться тогда, когда он в состоянии сам:
• положительно влиять на климатические изменения
• предложить определенные товары и услуги на мировом рынке, чтобы использовать
• доходы от их продаж для приобретения чужих товаров и услуг
• решать всеобщие проблемы человечества
44. Главной целью регионального управления является:
• налаживание отношений региона с международными организациями
• повышение уровня благосостояния населения
• обеспечение взаимодействия с федеральными органами власти
45. Рост миграции оказывает на экономику республики Бурятии:
• негативное влияние
• положительное влияние
• не оказывает никакого влияния
46. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года одним из приоритетов государства назван курс на ________________ российской экономики:
• глобализацию
• диверсификацию
• унификацию
47. Социально-экономическое развитие не включает в себя:
• рост производства и доходов
• перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества
•маргинализацию населения
48. К тактическим целям развития региона не относится:
• развитие малого бизнеса
• создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений
• привлечение новых видов бизнеса
49. Для комплексной оценки уровня конкурентоспособности экономики региона используется показатель регионального развития:
• НД
• ВРП
• ВНП
50. Часть совокупности природных ресурсов, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территории могут быть использованы в хозяйственной деятельности в настоящее время и в перспективе:
• экологический баланс
• природно-ресурсный потенциал
• природопользование
51. На территориальную структуру российской экономики не оказывает влияния фактор: • суровые климатические условия
•периферийное положении в Евразии
• высокая плотность населения
52. Система целей и задач государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным
• региональная политика государства
• внутренняя политика регионов
53. Сочетание функционирующих территориальных структур (расселения населения, производства, природопользования), объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественной формации экономических законов.
• территориально-производственный комплекс
• территориальная организация общества • экономико-географическое положение
54. Совокупность отраслей регионального хозяйственного комплекса, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями между группами и внутри них:
• структура региона
• инфраструктура регионального рынка
• промышленный узел
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п