учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
- ;
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
Директор колледжа Очирова В.Н.
Задачи: освоение теоретических основ органической химии; изучение строения и химических свойств природных и синтетических органических соединений; выработать системный подход к рассмотрению основных классов органических веществ путем выявления закономерных взаимосвязей между ними в связи с их строением, свойствами и механизмами реакций, а также практических и прикладных значений; овладение аналитическими приемами при работе с органическими веществами; привить навыки грамотного и рационального оформления выполненных экспериментальных работ, обработки результатов эксперимента; привить навыки работы с учебной, монографической, справочной химической литературой
ОК 04.: Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;;
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;;
ОК 09.: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.;
работ
Батомункуева Ц.-Д.Д., Ильина Л.П. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. – 193 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2) охватывает все разделы дисциплины
Органическая химия
1. Классификация органических соединений. Изомерия алканов, алкенов, циклоалканов.
2. Электронное строение атома углерода. sp3, sp2, sp – гибридизация.
3. Электронное строение двойной С = С связи.
4. Электронное строение тройной С ≡ С связи.
5. Электронное строение молекулы бензола.
6. Алканы. Гомологический ряд метана. Номенклатура. Алкильные группы. Первичные, вторичные, третичные атомы углерода.
7. Алканы, Физические свойства, Методы получения. Природные источники, Синтез алканов: гидрирование алкенов, реакция Вюрца и т.д.
8. Алканы. Химические свойства: галгенирование, горение, пиролиз, нитрование, сульфохлорирование.
9. Алкены. Гомологический ряд. Изомерия положения С = С связи, цис-транс-изомерия
10. Алкены. Методы получения: дегидрогалгенирование алкиогалогенидов, дегидратация спиртов, дегалогенирование вицинальных дигалогенидов, восстановление алкинов. Правило Зайцева.
11. Алкены. Химические свойства. Присоединение водорода. Присоединение галогенов. Присоединение галогеноводородов.
12. Гидратация. Правил Марковникова.
13. Алкены. Химические свойства. Присоединение H2SO4. Полимеризация. Полимеры (примеры).
14. Алкины. Номенклатура. Методы получения: из карбида кальция. Физические свойства. Применение ацетилена.
15. Алкины. Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды. Ацетлениды.
16. Диены. Классификация диенов по расположению двойных связей. Методы получения. Номенклатура.
17. Диены. Эффект сопряжения. Химические свойства: присоединение в 1,4 – положение. Гидрирование. Присоединение галогеноводородов. Диеновый синтез (реакция Дильса-Альдера).
18. Полимеризация диенов.
19. Арены. Бензол. Химические свойства: гидрирование, галогенирование. Реакции замещения: нитрование, сульфирование, алкилирование, галогенирование.
20. Арены. Электрофильное замещение. Заместители 1 и 2 рода (о-, п-, м- ориентация). Реакции нитрования, сульфирования и т.д.
21. Галогенпроизводные углеводородов. Алкилгалогениды, Изомерия и номенклатура. Методы получения: галогенирование, гидрогалогенирование углеводородов, получение из спиртов. Физические свойства.
22. Алкилгалогениды. Химические свойства. Гидролиз. Элиминирование, восстановление. Взаимодействие с металлами.
23. Алкилгалогениды. Реакция Вюрца. Получение магний органических соединений.
24. Спирты. Номенклатура и изомерия.
25. Спирты. Физические свойства. Отдельные представители.
26. Спирты. Методы получения (гидратация алкенов, восстановление альдегидов и кетонов, гидролиз галогеналкилов, омыление сложных эфиров, методом брожения).
27. Спирты. Химические свойства. Реакции с участием атомов водорода гидроксильной группы.
28. Спирты. Химические свойства. Реакции с участием гидроксильной группы. Окисление спиртов. Реактив Лукаса. Реакции с участием гидроксильной группы. Окисление спиртов. Реактив Лукаса.
29. Оксосоединения. Альдегиды и кетоны. Номенклатура. Физические свойства. Методы получения альдегидов и кетонов: окисление спиртов, гидролиз кальциевых и бариевых солей, гидратация ацетиленов по Кучерову. Реакции присоединения: присоединение синильной кислоты, образование полуацеталей, с бисульфитом натрия, с алкилмагнийгалогенидами. Реакции замещения: хлорирование, с гидразином. Реакции с участием водорода в α- положении.Альдегиды и кетоны. Альдольная и кротоновая конденсации.
30. Карбоновые одноосновные предельные кислоты. Изомерия и номенклатура. Физические свойства. Методы получения: окисление альдегидов и кетонов, гидролиз нитратов. Классификация. Реакции по функциональной группе: образование солей, реакция этерификации, действие галогенирующих агентов (PCl3, SOCl2). Реакции по углеводородному радикалу: галогенирование, окисление.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Какие вещества называются органическими? Каковы особенности органических веществ?
2. Какова роль и значение органических веществ в природе и практической деятельности человека?
3. Каковы причины многообразия органических соединений? Что вам известно о явлении изомерии и гомологии в органической химии?
4. Сформулируйте основные положения структурной теории А.М. Бутлерова?
5. Объясните понятия «углеводородный радикал» и «химическая функция». Приведите названия и строение главных функциональных групп и соответствующих им классов органических веществ.
6. Какие вещества называются «изомерами», а какие «метамерами»? Покажите на конкретных примерах изомерию углеводородного скелета и изомерию, вызванную положением заместителей.
7. Что такое гомология? Гомологическая разность? Приведите эмпирические формулы и названия первых десяти представителей гомологического ряда парафинов.
8. Покажите на примерах первичные, вторичные, третичные, четвертичные, асимметричные и равноценные между собой углеродные атомы.
9. Приведите названия и формулы одновалентных радикалов состава: а) C3H7-; б) С4Н9- ; в) С5 Н11-;
10. Объясните закономерности в изменениях физических свойств в гомологическом ряду парафинов.
11. Объясните природу и свойства ковалентной связи (σ - связь) между атомами углерода и между атомами углерода и водорода. Что такое sp3- гибридизация валентных электронов?
12. В какие реакции вступают предельные углеводороды?
13. Объясните преимущественные направления реакции галогенирования алканов по радикальному механизму.
14. Приведите методы получения аканов.
15. Что такое крекинг? Какие виды крекинга вам известны?
16. Перечислите природные источники углеводородов.
17. Моторное масло.Октановое число. Антидетонаторы.
1. Комплект тестовых заданий
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Изомером бутановой кислоты является… Варианты ответа:
1) бутанол
2) пентановая кислота
3) бутаналь
Задание 2 (выберите один вариант ответа).
Механизм реакции взаимодействия метана с хлором при облучении называется … Варианты ответа:
1) электрофильным
2) радикальным
3) нуклеофильным
4) ионным
Задание 3 (выберите один вариант ответа).
Группа атомов, определяющая характерные свойства определенного класса органических соединений, называется...
Варианты ответа:
1) структурном звеном
2) радикалом
3) функциональной
4) гомологической
Задание 4 (выберите один вариант ответа).
Сила кислот в ряду: уксусная, хлоруксусная, дихлоруксусная, трихлоруксусная … Варианты ответа:
1) увеличивается
2) изменяется неоднозначно
3) уменьшается
4) не изменяется
Задание 5 (выберите один вариант ответа).
Число спиртов, отвечающих формуле С3Н7ОН, равно … Варианты ответа:
1) 5
2) 3
3) 4
4) 2
Задание 6 (выберите один вариант ответа). С бромной водой могут реагировать...
Варианты ответа:
1) пропан и этен
2) этан и пропен
3) этен и пропен
4) метан и этен
адание 7 (выберите один вариант ответа).
При взаимодействии ацетилена с водой в присутствии солей ртути (П) образуется … Варианты ответа:
1) этаналь
2) этанол
3) этандиол -1,2
4) этановая кислота
Задание 8 (выберите один вариант ответа).
При взаимодействии хлорпропана с водным раствором щелочи образуется … Варианты ответа:
1) альдегид
2) спирт
3) алкен
4) кетон
Задание 9 (выберите один вариант ответа).
В соответствии с правилом Марковникова протекает реакция присоединения бромоводорода к молекуле…
Варианты ответа:
1) циклопропана
2) пропена
3) циклопропена
4) этена
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Гомологическому ряду алканов отвечает формула... Варианты ответа:
1) CnH2n
2) CnH2n-6
3) CnH2n+2
4) CnH2n-2
Задание 11 (выберите один вариант ответа).
При пропускании соединения СН3СН2СН2ОН над нагретым оксидом меди (П) образуется … Варианты ответа:
1) пропановая кислота
2) пропаналь
3) пропанон
4) пропанол-2
Задание 12 (выберите один вариант ответа).
Метиловый эфир пропионовой кислоты можно получить реакцией этерификации между… Варианты ответа:
1) и
3) и
4) и
Задание 13 (выберите один вариант ответа).
При нагревании g – оксимасляной кислоты образуется … Варианты ответа:
1) бутеновая кислота
2) лактид
3) лактон
4) янтарная кислота
Задание 14 (выберите один вариант ответа).
Вещество состава C4H8O, при взаимодействии которого со свежеприготовленным раствором гидроксида меди образуется изомасляная кислота, называется …
Варианты ответа:
1) бутанон
2) 2 – метилпропаналь
3) бутаналь
4) 2 – метилпропанол – 1
Задание 15 (выберите один вариант ответа).
Реагентом, с помощью которого можно доказать присутствие бутина-1 в его смеси с бутином-2 и бутадиеном-1,3, является …
Варианты ответа:
1) подкисленный раствор перманганата калия
2) бромная вода
3) аммиачный раствор оксида серебра
4) спиртовой раствор щелочи
Задание 16 (выберите один вариант ответа).
Взаимодействием сульфата метиламмония с избытком раствора гидроксида натрия можно получить …
Варианты ответа:
1) триметиламин
2) метиламин
3) этилендиамин
4) диметиламин
Задание 17 (выберите один вариант ответа).
Третичным амином является вещество, формула которого имеет вид … Варианты ответа:
1) CH3NH2
2) (CH3)3N
3) (CH3)2NH
4) C6H5NH2
Задание 18 (выберите один вариант ответа).
В качестве низкомолекулярного вещества в реакциях поликонденсации чаще всего образуется… Варианты ответа:
1) H2O
2) CO2
3) H2S
4) NaCl
Задание 19 (выберите один вариант ответа).
Синтез полимера, из которого производится ацетатное волокно, осуществляют … Варианты ответа:
1) поликонденсацией уксусного ангидрида с этилендиамином
2) взаимодействием целлюлозы с уксусным ангидридом
3) взаимодействием целлюлозы с ацетатом натрия
4) полимеризацией винилацетата
Задание 20 (выберите один вариант ответа).
Полимеры не имеют определённой точки плавления, так как … Варианты ответа:
1) макромолекулы полимера не имеют кристаллического строения
2) макромолекулы полимера имеют разную структуру
3) степень полимеризации колеблется в определённом интервале
4) невозможно точно определить точку плавления Задание 21 (выберите один вариант ответа).
Процессы фотосинтеза и дыхания у высших организмов протекают в органеллах, которые называются…
Варианты ответа:
1) хромосомы 3) пероксисомы
2) митохондрии 4) лизосомы
Задание 22 (выберите один вариант ответа).
Азотистые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот, являются производными… Варианты ответа:
1) пиперазина и пурина
2) пиридина и пиррола
1. Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.
2. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.
3. Витализм и его крах.
4. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
5. Современные представления о теории химического строения.
6. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
7. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
8. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
9. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
10. Углеводородное топливо, его виды и назначение.
11. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
4) пиримидина и пиррола
Задание 23 (выберите один вариант ответа). При полном гидролизе РНК образуются … Варианты ответа:
1) рибофураноза, фосфорная кислота
2) рибофураноза, пуриновое или пиримидиновое основание
3) рибофураноза, пуриновое или пиримидиновое основание, фосфорная кислота
4) дезоксирибофураноза, пуриновое или пиримидиновое основание, фосфорная кислота Задание 24 (выберите один вариант ответа).
Свойства и функции белков определяются … Варианты ответа:
1) методами синтеза
2) последовательностью аминокислотных звеньев
3) геометрией молекул
4) плотностью упаковки макромолекул Задание 25 (выберите один вариант ответа).
Жидкие жиры отличаются от твердых наличием в молекулах… Варианты ответа:
1) фосфатных фрагментов
2) ароматических фрагментов
3) двойных связей
4) пептидных связей
Задание 26 (выберите один вариант ответа).
По своему составу и строению функциональных групп фруктоза относится к моносахаридам ряда
… Варианты ответа:
1) кетопентоз
2) альдогексоз
3) кетогептоз
4) кетогексоз
Задание 27 (выберите один вариант ответа).
Продуктами частичного (неполного) гидролиза полисахаридов являются… Варианты ответа:
1) карбоновые кислоты
2) гексозы
3) дисахариды
4) высшие спирты
3. Комплект заданий для работы в малых группах
Работа 1.Углеводороды.
1. Взаимодействие галогеналкилов с металлическим натрием
2. Крекинг парафина
3. Отношение предельных углеводородов к окислителя.
4. Отношение предельных углеводородов к серной и азотной кислотам.
Работа 2. Оксипроизводные.
1. Растворимость спиртов, отношение к индикаторам, горение.
2. Высаливание этилового спирта из его водного раствора.
3. Окисление спиртов.
4. Получение диэтилового эфира.
Работа 3. Оксопроизводные.
1. Качественные реакции на альдегидную группу. 2.Получение уксусного альдегида из этилового спирта.
3. Свойства уксусного альдегида.
Работа 4. Карбоновые кислоты.
1. Диссоциация кислот в водных растворах.
2. Свойства карбоновых кислот.
3. Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами.
4. Разложение муравьиной кислоты при нагревании с серной кислотой.
13. Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.
14. Углеводы и их роль в живой природе.
15. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
16. Развитие сахарной промышленности в России.
17. Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.
18. Метанол: хемофилия и хемофобия.
19. Этанол: величайшее благо и страшное зло.
20. Алкоголизм и его профилактика.
21. Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.
22. Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.
23. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.
24. История уксуса.
25. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
26. Жиры как продукт питания и химическое сырье.
27. Замена жиров в технике непищевым сырьем.
28. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
29. Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
30. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
31. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п