учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
навыков по управлению организационных изменений, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: углубленное понимание действия закономерностей и принципов управления
организационными изменениями, их взаимосвязи с изменениями внешней среды и жизненным
циклом организации; получение практических знаний и навыков диагностики организационных
изменений и методов управления изменениями и сопротивлениями изменениям
навыков по управлению организационных изменений, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: углубленное понимание действия закономерностей и принципов управления
организационными изменениями, их взаимосвязи с изменениями внешней среды и жизненным
циклом организации; получение практических знаний и навыков диагностики организационных
изменений и методов управления изменениями и сопротивлениями изменениям
навыков по управлению организационных изменений, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: углубленное понимание действия закономерностей и принципов управления
организационными изменениями, их взаимосвязи с изменениями внешней среды и жизненным
циклом организации; получение практических знаний и навыков диагностики организационных
изменений и методов управления изменениями и сопротивлениями изменениям
навыков по управлению организационных изменений, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: углубленное понимание действия закономерностей и принципов управления
организационными изменениями, их взаимосвязи с изменениями внешней среды и жизненным
циклом организации; получение практических знаний и навыков диагностики организационных
изменений и методов управления изменениями и сопротивлениями изменениям
навыков по управлению организационных изменений, формирование и развитие коммуникативных
компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной
образовательной программе высшего образования, направленность 38.04.02 Менеджмент
направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
Задачи: углубленное понимание действия закономерностей и принципов управления
организационными изменениями, их взаимосвязи с изменениями внешней среды и жизненным
циклом организации; получение практических знаний и навыков диагностики организационных
изменений и методов управления изменениями и сопротивлениями изменениям
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
Знает последовательность проведения мониторинга хода реализации проекта
Умеет осуществлять мониторинг хода реализации проекта, корректировать отклонения, вносить дополнительные изменения в план реализации проекта, уточнять зоны ответственности участников проекта.
ть проведения
мониторинга хода
реализации
проекта:
последовател
ьность
проведения
мониторинга
хода
реализации
проекта
последователь
ность
проведения
мониторинга
хода
реализации
проекта
понимает
последовател
ьность
проведения
мониторинга
хода
реализации
проекта
совершенств
е
последовате
льность
проведения
мониторинга
хода
реализации
проекта
мониторинг хода
реализации проекта,
корректировать
отклонения, вносить
дополнительные
изменения в план
реализации проекта,
уточнять зоны
ответственности
участников проекта.:
осуществл
ять
мониторин
г хода
реализаци
и проекта,
корректир
овать
отклонени
я, вносить
дополните
льные
изменения
в план
реализаци
и проекта,
уточнять
зоны
ответствен
ности
участников
проекта.
осуществлять
мониторинг
хода
реализации
проекта,
корректирова
ть
отклонения,
вносить
дополнительн
ые изменения
в план
реализации
проекта,
уточнять
зоны
ответственно
сти
участников
проекта.
осуществлять
мониторинг
хода
реализации
проекта,
корректировать
отклонения,
вносить
дополнительны
е изменения в
план
реализации
проекта,
уточнять зоны
ответственност
и участников
проекта.
осуществлять
мониторинг
хода
реализации
проекта,
корректирова
ть
отклонения,
вносить
дополнительн
ые изменения
в план
реализации
проекта,
уточнять зоны
ответственно
сти
участников
проекта.
совершенств
е
осуществлят
ь мониторинг
хода
реализации
проекта,
корректирова
ть
отклонения,
вносить
дополнитель
ные
изменения в
план
реализации
проекта,
уточнять
зоны
ответственно
сти
участников
проекта.
осуществлять
мониторинг хода
реализации проекта,
корректировать
отклонения, вносить
дополнительные
изменения в план
реализации проекта,
уточнять зоны
ответственности
участников проекта:
способнос
тью
осуществл
ять
мониторин
г хода
реализаци
и проекта,
корректир
овать
отклонени
я, вносить
дополните
льные
изменения
в план
реализаци
и проекта,
уточнять
зоны
ответствен
ности
участников
проекта
способностью
осуществлять
мониторинг
хода
реализации
проекта,
корректирова
ть
отклонения,
вносить
дополнительн
ые изменения
в план
реализации
проекта,
уточнять
зоны
ответственно
сти
участников
проекта
частично
способностью
осуществлять
мониторинг
хода
реализации
проекта,
корректировать
отклонения,
вносить
дополнительны
е изменения в
план
реализации
проекта,
уточнять зоны
ответственност
и участников
проекта
способностью
осуществлять
мониторинг
хода
реализации
проекта,
корректирова
ть
отклонения,
вносить
дополнительн
ые изменения
в план
реализации
проекта,
уточнять зоны
ответственно
сти
участников
проекта
ПКС-1: Способен использовать количественные и качественные методы при принятии управленческих решений, готовить аналитические материалы по результатам проведения маркетинговых исследований;
Знает последовательность проведения мониторинга хода реализации проекта
Умеет осуществлять мониторинг хода реализации проекта, корректировать отклонения, вносить дополнительные изменения в план реализации проекта, уточнять зоны ответственности участников проекта.
ть проведения
мониторинга хода
реализации
проекта:
количеств
енные и
качествен
ные
методы
при
принятии
управленч
еских
решений
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
количественны
е и
качественные
методы при
принятии
управленчески
х решений
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
совершенств
е
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
мониторинг хода
реализации проекта,
корректировать
отклонения, вносить
дополнительные
изменения в план
реализации проекта,
уточнять зоны
ответственности
участников проекта.:
использов
ать
количеств
енные и
качествен
ные
методы
при
принятии
управленч
еских
решений
использовать
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
использовать
количественны
е и
качественные
методы при
принятии
управленчески
х решений
использовать
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
совершенств
е
использовать
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
осуществлять
мониторинг хода
реализации проекта,
корректировать
отклонения, вносить
дополнительные
изменения в план
реализации проекта,
уточнять зоны
ответственности
участников проекта:
способнос
тью
использов
ать
количеств
енные и
качествен
ные
методы
при
принятии
управленч
еских
решений
способностью
использовать
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
частично
способностью
использовать
количественны
е и
качественные
методы при
принятии
управленчески
х решений
способностью
использовать
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
совершенств
е
способность
ю
использовать
количественн
ые и
качественные
методы при
принятии
управленческ
их решений
ПКС-4: Способен разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию с учетом регионального и экологического управления;
Знает последовательность проведения мониторинга хода реализации проекта
Умеет осуществлять мониторинг хода реализации проекта, корректировать отклонения, вносить дополнительные изменения в план реализации проекта, уточнять зоны ответственности участников проекта.
ть проведения
мониторинга хода
реализации
проекта:
основы
разработк
и
корпорати
вной
стратегии,
программ
ы
организац
ионного
развития и
изменений
основы
разработки
корпоративно
й стратегии,
программы
организацион
ного развития
и изменений
основы
разработки
корпоративной
стратегии,
программы
организационн
ого развития и
изменений
разработки
корпоративно
й стратегии,
программы
организацион
ного развития
и изменений
совершенств
е основы
разработки
корпоративно
й стратегии,
программы
организацион
ного
развития и
изменений
мониторинг хода
реализации проекта,
корректировать
отклонения, вносить
дополнительные
изменения в план
реализации проекта,
уточнять зоны
ответственности
участников проекта.:
разрабаты
вать
корпорати
вную
стратегию,
программ
ы
организац
ионного
развития и
изменений
разрабатыват
ь
корпоративну
ю стратегию,
программы
организацион
ного развития
и изменений
разрабатывать
корпоративную
стратегию,
программы
организационн
ого развития и
изменений
разрабатыват
ь
корпоративну
ю стратегию,
программы
организацион
ного развития
и изменений
совершенств
е
разрабатыва
ть
корпоративну
ю стратегию,
программы
организацион
ного
развития и
изменений
осуществлять
мониторинг хода
реализации проекта,
корректировать
отклонения, вносить
дополнительные
изменения в план
реализации проекта,
уточнять зоны
ответственности
участников проекта:
способнос
тью
разрабаты
вать
корпорати
вную
стратегию,
программ
ы
организац
ионного
развития и
изменений
способностью
разрабатыват
ь
корпоративну
ю стратегию,
программы
организацион
ного развития
и изменений
частично
способностью
разрабатывать
корпоративную
стратегию,
программы
организационн
ого развития и
изменений
способностью
разрабатыват
ь
корпоративну
ю стратегию,
программы
организацион
ного развития
и изменений
совершенств
е
способность
ю
разрабатыва
ть
корпоративну
ю стратегию,
программы
организацион
ного
развития и
изменений
форма текущего контроля успеваемости)
работ
окружающая среда.
изменениями
окружающая среда.
аспекты управления
изменениями
особенности управления изменениями на
его этапах
изменений и инструмент развития
организаций.
обучения.
Сопротивление организационным
изменениям и методы их преодоления:
мотивация и коммуникации в управлении
изменениями.
изменениям и методы их преодоления:
управление групповым поведением в
процессе изменений: власть и стили
руководства.
организации.
организации и
особенности управления
изменениями на его
этапах.
культура как объект
изменений и инструмент
развития организаций.
организационного
обучения
.Сопротивление
организационным
изменениям и методы их
преодоления:
мотивация и
коммуникации в
управлении
изменениями.
организационным
изменениям и методы их
преодоления:
управление групповым
поведением в
процессе изменений:
власть и стили
руководства.
стратегий развития
организации.
изменениями
управления изменениями на его этапах.
изменений и инструмент развития
организаций.
Сопротивление организационным
изменениям и методы их преодоления:
мотивация и коммуникации в управлении
изменениями.
изменениям и методы их преодоления:
управление групповым поведением в
процессе изменений: власть и стили
руководства.
организации.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
экзамена
ционных
вопросов
Комплект
контроль
ных
вопросов
для
проведен
ия устных
опросов
Комплект
заданий
для
практичес
ких работ
Кейс
задачи
Комплект
заданий
для
самостоя
тельной
работы
обучающ
ихся
Комплект
тестовых
заданий
Управление организационными изменениями
2) охватывает все разделы дисциплины
2 Сравнительная характеристика больших и малых организацийУК-2,ПКС-1, ПКС-4
3 Этапы жизненного цикла организации в модели Л. ГрейнераУК-2,ПКС-1, ПКС-4
4 Общая характеристика модели жизненного цикла И. АдизесаУК-2,ПКС-1, ПКС-4
5 Организационные патологии по А. ПригожинуУК-2,ПКС-1, ПКС-4
6 Понятие содержания и процесса организационных измененийУК-2,ПКС-1, ПКС-4
7 Классификация организационных измененийУК-2,ПКС-1, ПКС-4
8 Уровни управления изменениямиУК-2,ПКС-1, ПКС-4
9 Компоненты процесса преобразований (Методика McKinsey)УК-2,ПКС-1, ПКС-4
10 Причины сопротивления изменениямУК-2,ПКС-1, ПКС-4
11 Методы преодоления сопротивления изменениямУК-2,ПКС-1, ПКС-4
12 Модель организационных изменений К. ЛевинаУК-2,ПКС-1, ПКС-4
13 Анализ силового поля: сущность и основные этапыУК-2,ПКС-1, ПКС-4
14 Модель управления изменениями Л. ГрейнераУК-2,ПКС-1, ПКС-4
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема Организация и окружающая среда.
Организация как субъект организационного поведения при проведении организационных изменений.
Сравнительные характеристики больших и малых организаций.
Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера.
Модельжизненного цикла организации И. Адизеса.
Организационные патологии.
Тема Методологические аспекты управления изменениями
Характеристики подходов к анализу процесса развития.
Основные положения концепции организационного развития.
Основные переменные подхода к организационному развитию (по Р. Лайкерту).
Модель Мак-Кинси «7S» (модель развития организации).
Современные тенденции развития организации.
Позитивные результаты и ограничения организационного развития.
Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений.
Современные тенденции развития организаций.
Уровни организационных изменений.
Типы организационных изменений.
Принципы управления процессом изменений.
Структура системы управления изменениями.
Мероприятия по организационному развитию.
Достоинства и ограничения ОР.
Этические проблемы организационного развития.
Место и значение этапа инициирования перемен в процессе управления изменениями.
Способы стимулирования поиска новых идей.
Изучение существующего опыта решения аналогичных проблем.
Стимулирование творчества,новаторства, проявления инициативы.
Отстаивание идеи, доведение её до стадии внедрения.
Создание венчурных команд и фондов.
Тема Жизненный цикл организации и особенности управления изменениями на его этапах.
Понятие жизненный цикл организации
Этапы и стадии жизненного цикла организации
Различные модели жизненных циклов. Методологические подходы к анализу жизненного цикла организации
Основные подходы к жизненному циклу организации и их сравнительный анализ
Подходы к управлению жизненным циклом товара
Основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара
Тема Организационная культура как объект изменений и инструмент развития организаций.
Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований.
Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.
Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение.
Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов.
Тема Концепция организационного обучения.
Управление поведением организации.
Социокультурная среда организации и организационная культура как регуляторы её поведения при проведении организационных изменений.
Понятие, элементы и функции инновационной культуры.
История развития теории организационных изменений.
Классификация организационных изменений.
25 Причины сопротивления изменениями. Методы преодоления сопротивления изменениями.
26 Классификация характеристик эволюционных и революционных изменений в организациях.
27 Подходы к преодолению сопротивления переменам. Концепция анализа силового поля перемен К. Левина.
Тема Сопротивление организационным изменениям и методы их преодоления: мотивация и коммуникации в управлении изменениями.
Тема Сопротивление организационным изменениям и методы их преодоления: управление групповым поведением в процессе изменений: власть и стили руководства.
Взаимосвязь организационных изменений и конфликтов. Классификация конфликтов. Методы управления конфликтами.
Понятие и последствия стресса. Личностные и организационные факторы стресса.
Динамика стресса. Управление стрессом.
Модель изменений К. Левина (побуждающие и ограничивающие силы).
Модель управления изменениями Л. Грейнера. Теория Е и теория О организационных изменений.
Модель преобразования бизнеса Ф. Гуира и Дж. Келли (четыре элемента преобразования бизнеса).
Модель «кривой перемен» Дж. Дак. Модель «переходного периода».
Модель «постепенного наращивания». Модель управления изменениями «EASIER».
Модель Бекхарда (1969). Модель Тюрли (1979).
Классификация методов управления изменениями. Стили проведения изменений в организации.
Сравнительные характеристики разных стилей управления изменениями.
Понятие реструктуризация. Подходы к построению организационных структур. Организационный анализ компании.
Этапы разработки «Положения об организационной структуре» компании.
Управление с помощью процессов. Подходы к оптимизации бизнес-процессов.
Структура реинжиниринга бизнес-процессов. Принципы реинжиниринга.
Становление концепции всеобщего управления качеством. Основные положения TQM. Стандарты серии ISO 9000 как инструмент организационных изменений.
Концепция «обучающейся организации». Индивидуальное и организационное обучение.
Тема Модели выбора стратегий развития организации
Лидерство в процессе изменений и создании обучающейся организации.
Бенчмаркинг. Этапы бенчмаркингового проекта.
Концепция «Шесть сигм» как инструмент управления изменениями.
Применение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности организационных изменений.
Цели и методики мониторинга и контроля процесса изменений. «Закрытые» и «открытые» проблемы.
Методы мониторинга и контроля изменений. Модель Хайнингса, иллюстрирующая возникновение сопротивления в ходе управления плановым изменением.
Комплект заданий для практических работ
Задание 1 Оценка эффективности организационных изменений
Описание ситуации
В результате рационализации системы подчинения, введения в состав пред-приятия новых отделов изменятся значения следующих производственных критериев, учитываемых при оценке эффективности управления: производительности труда (изменится, так как увеличатся доходы и возрастет численность работающих);себестоимость (возрастает за счёт заработной платы принятых работников);прибыли (увеличится за счёт опережающего роста доходов по сравнению сростом затрат в результате более рационального перераспределения функций, а следовательно более оперативного и качественного принятия решений; введения отдела, осуществляющего исследование внешней среды предприятия и вырабатывающего оптимальные шаги по адаптации к ней; введения отдела, кон-тролирующего и анализирующего финансовые потоки, планирующего и прогнозирующего работу организации на перспективу и выбирающего наиболее оптимальные направления действий предприятия);фондоотдачи (возрастает, так как возрастут доходы при неизменной стоимости основных фондов);доли затрат в доходах (снизится из-за опережающего роста доходов по сравнению с затратами);доли затрат на управление в затратах (изменится);доли аппарата управления в численности (возрастает);доли затрат на управление в доходах (снизится из-за опережающего роста
доходов).Эффект при рационализации системы подчинённости будет получен за счёт ускорения оборачиваемости информации в рамках «правильной» организационной структуры, а также улучшения взаимодействия с внешней средой организации, представленной клиентами, конкурентами, поставщиками, финансовыми организациями, государством и т. д., проявится в дополнительном при-
росте доходов.
Задание
Описание ситуации
Руководство ООО «Бета» считает, что структура управления нуждается в совершенствовании. Прежде всего, это необходимо для повышения самостоятельности и ответственности руководителей участников при выполнении заказов на строительные работы. Изменения должны коснутся отдела снабжения и сбыта — он должен быть преобразован в коммерческий отдел с привлечением
новых специалистов, компетентных в этой области. Также изменения должны произойти и в бухгалтерии: главный бухгалтер должен быть наделен функциями финансового руководителя. Это предусматривает дополнительные затраты на повышение квалификации главного бухгалтера.
Кейс-задача
Тема Организация и окружающая среда.
Рассмотреть стадии процесса принятия решения на примере молочно-товарной фермы, не выполняющей плановое задание.
Восприятие и признание проблемы.
Ферма выполняет плановое задание на 50 %. Плановый выпуск (Впл) равен 6300 литров молока в сутки, фактический выпуск (Вф) — 3150 литров. Такое положение дел признается проблемой. Возникают непредвиденные простои и ухудшается использование производственных мощностей в цеху переработки молока, предприятие нарушает договорные обязательства. Возможны штрафные санкции и разрыв связей с деловыми партнерами. Спрос превышает предложение (фактический и даже плановый выпуск), что приводит к реальным потерям.
Формулирование проблемы. Основная трудность на этом этапе — выявление причин невыполнения плана фермой. Причины могут быть самые разные: слабая кормовая база; низкая продуктивность; перебои с электроэнергией; плохое состояние доильных аппаратов, вызывающее частые поломки и простои; несвоевременная подача воды для промывки аппаратов, ее загрязненность; несоответствие объема работ и количества доярок; дефицит рабочих и специалистов по ряду направлений; нарушения трудовой дисциплины; нездоровый социально-психологический климат; невысокая удовлетворенность трудом и др. Из этого множества причин следует выделить реально существующие. После такого отбора можно определить проблему как низкий уровень надоя молока фермой из-за плохого состояния оборудования, слабой кормовой базы и низкой молочной продуктивности коров, недостаточной квалификации рабочих — доярок и кормораздатчиков, а также отдельных рабочих смежных профессий.
На этом этапе проводится ранжирование проблем предприятия. Наряду с вышеуказанной проблемой существует и другая — более высокая себестоимость продукции по сравнению с предприятиями-конкурентами. Обе проблемы являются важными, требующими срочных решений, так как причиняемый ими ущерб стремительно возрастает. Эти проблемы не вызываются внешними причинами и не связаны с ресурсным обеспечением. Ранжирование этих проблем должно осуществляться через оценку последствий их решения (нерешения). Не приводя специальных расчетов, примем, что обе проблемы значимы и обе требуют своего решения
Критерии и ограничения при принятии решения.
Критерием решения проблемы является обеспечение прироста объема выпускаемой продукции.
Ограничения: объем выпуска не должен превышать спрос (Вф < Ов); себестоимость литра молока не должна превышать определенной величины (С < Ос); единовременные затраты не должны превышать имеющиеся в распоряжении финансовые ресурсы (К < Ок).
Определение альтернатив. В качестве альтернатив выступают:
— приобретение нового оборудования (А1);
— модернизация действующего оборудования и его капитальный ремонт (А2);
— поиск других поставщиков кормов и премиксов (А3);
— перенос планово-предупредительного ремонта на ночное время (А4);
— повышение квалификации (обучение) доярок и кормораздатчиков (А5);
— замена рабочих, не справляющихся с плановыми заданиями и другими задачами, путем перевода на другие рабочие места в другие подразделения, увольнения и приема новых рабочих (А7).
Оценка альтернатив.
Оцените каждую из предложенных альтернатив в соответствии со сформулированными критериями и системой ограничений (см. табл.).
В базовом варианте мы имеем характеристики:
Вф = 6300; Впл = 3150; Сф = 50000.
Таблица – Оценка альтернатив
альтернатива параметры альтернативы Ограничение
В, л С, руб. К, руб. Ов, л Ос, руб. Ол, руб.
А1 6300 (+3150) 44500 5500000 6500 46000 1250000
А2 4000 (+850) 42900 400000 - - -
А3 5500 (+2650) 45000 - - - -
А4 3700(+550) 32500 - - - -
А5 3750 (+600) 32700 200000 - - -
А6 3200 (+50) 32700 150000 - - -
А7 3900 (+750) 40900 - - - -
Тема Жизненный цикл организации и особенности управления изменениями наего этапах.
Задание. Сделайте выводы по всем семи альтернативам.
Выбор альтернатив. Выберете альтернативы, способные решить следующие задачи:
1. Обеспечение прироста надоев молока до плановой величины.
2. Обеспечение прироста выпуска продукции до величины спроса
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
1 Концепция организационных изменений. Необходимость, факторы, предпосылки и природа организационных изменений.
2 Современные тенденции развития организаций. Типология организационных изменений.
3 Принципы управления процессом изменений.
4 Структура системы управления изменениями.
5 Подходы к анализу и проведению изменений.
6 Модели организационных изменений. Модель изменений К. Левина, теория О и теория Е организационных изменений.
7 Модель и этапы процесса управления плановыми изменениями.
8 Способы стимулирования поиска новых идей. Осуществление изменений.
9 Сопротивление изменениям и методы его преодоления (на пример).
10 Методы сокращения и преодоления сопротивления переменам.
11 Реструктуризация управления организацией (на примере)
12 Реинжиниринг бизнес-процессов (на примере).
13 Группы и команды: общее и отличительное.
14 Изменение организационного поведения как часть организационного развития. Модели организационного развития.
15 Этические проблемы организационного развития.
16 Концепция обучающейся организации. Создание обучающейся организации.
17 Инструменты проведения организационных изменений.
18 Мониторинг и контроль процесса изменений.
19 Формирование команды стратегических изменений (на примере). Характеристики лидера команды стратегических изменений.
20 Формирование инновационной организационной культуры.
21 Особенности и причины возникновения конфликтов, связанных с изменениями в организации.
22 Управление стрессом, вызванным организационными изменениями.
23 Выявление сторонников и противников перемен (на примере).
24 Изменение социального контракта и природы карьеры сотрудников в обучающейся организации.
25 Сопоставление моделей управления организационными изменениями Бекхарда и Тюрли.
26 Проблемы, возникающие на этапе осуществления перемен и их преодоление.
Комплект тестовых заданий
1.Какой из перечисленных методов организационного развития всё более часто ис-
пользуется в настоящее время:
a) метод вмешательства больших групп;
b) метод формирования команд;
c) налаживание обратной связи.
2. К наиболее распространенным мероприятиям по организационному развитию от-
носят:
a) создание команд в специальных группах;
b) обучение и повышение квалификации;
c) изменение организационной и производственной структуры.
зации в модели:
a) А. Адизеса;
b) Л. Грейнера;
c) в двух моделях.
4. Разрыв между решениями и их реализацией — это патология:
a) в строении организации;
b) в организационных отношениях;
c) в управленческих решениях.
5. К числу базовых установок организационного развития относятся:
a) создание подходящей системы управления, которая обеспечивала бы
максимальную гибкость и динамичность организации для достижения её целей;
b) вовлечение сотрудников в процесс организационного развития;
c) рассмотрение организации как открытой живой системы.
6. Понятие «мотивация» означает:
a) активизацию;
b) побуждение;
c) поощрение;
d) принуждение;
e) стимулирование.
7. Спектр мотивов определяется:
a) вероятностно;
b) индивидуально;
c) объективно;
d) субъективно;
e) целенаправленно.
8. Сущность мотивации заключается в:
a) взаимопонимании;
b) воспитании;
c) зависимости;
d) отношении;
e) поведении.
9. Сущность стимулирования проявляется в:
a) активизации;
b) деятельности;
c) предсказуемости;
d) развитии;
e) синергии.
10. Стимулы воздействуют на:
a) взгляды;
b) инстинкты;
c) интересы;
d) мотивы;
e) потребности.
11. Цели стимулирования проявляются в:
a) объединении;
b) отношении;
c) взаимосвязи;
d) распределении;
e) соответствии.
12. Мотивация и стимулирование:
a) взаимодействуют;
b) координируются;
c) кооперируются;
d) самостоятельны;
e) являются синонимами.
13. Результативность мотивации определяется:
a) корпоративностью;
b) взаимодействием;
c) активизацией;
d) экономичностью;
e) эффективностью.
14. Стимул — это ...
a) реплика, вызывающая отклик;
b) любой предмет или событие, увеличивающее и поддерживающее силу отклика;
c) действие, повышающее вероятность определённого поведения;
d) деньги и денежное вознаграждение.
15. При выполнении каких условий у работников проявляется ориентация на достижения?
b) требования к оцениваемой работе должны быть слишком низкими или
слишком высокими;
c) деятельность должна быть желанной для субъекта и её результат должен
быть получен им самим.
16 .Уровни изучения организационного поведения:
a) поведение индивидов и их взаимоотношения в организации;
b) поведение групп и межгрупповое взаимодействие в организации;
c) поведение организации в целом и её взаимоотношения с клиентами, партнёрами и т. д.
d) поведение клиентов и потенциальных партнеров организации.
17. Организационное поведение использует методы исследования следующих дисциплин:
a) философии, этнологии;
b) теории организации, менеджмента;
c) психологии, социологии, политологии.
18 Главный акцент внимания гуманистических теорий личности:
a) потребности людей в удовлетворении материальных потребностей;
b) потребности людей в самовыражении.
19 Признаками бихевиоризма в исследованиях модификации поведения человека являются:
a) сосредоточенность на специфических типах поведения, а не на оценке потребностей и структуре личности;
b) основа модификации — люди имеют тенденцию повторять поведение, ведущее к позитивным последствиям;
c) приоритетность научного подхода;
d) приоритетность эмпирического подхода.
20 Искажение сути когнитивного подхода в организационном поведении содержат утверждения о том, что когнитивный подход...
a) имеет дело с наблюдаемыми формами поведения и его ситуационными факторами, определяемыми средой;
b) доказывает, что акты познания следуют за поведением и представляют собой вклад в образ мышления человека, его восприятие, решение проблем;
c) процесс обработки информации;
d) когнитивные процессы, такие, как ожидание и восприятие, не помогают объяснить поведение человека;
e) имеет дело с ненаблюдаемыми формами поведения и его ситуационными
факторами, определяемыми средой.
21 Теории личности акцентирующие исследования на неосознанных детерминантах поведения называют ...
a) психодинамические теории;
b) психосоциальные теории;
c) бихевиористские теории.
22 Этот этап развития организационного поведения связан с такими именами, как Тейлор, Гилберты, Файоль, Эмерсон и некоторые другие:
a) «человеческих отношений»;
b) «гуманистический»;
c) «культурологический»;
d) «классический».
23 Этот этап развития организационного поведения возник в процессе осмысления результатов Хотторнского Эксперимента:
a) «человеческих отношений»;
b) «гуманистический»;
c) «культурологический»;
d) «классический».
24 Последовательность основных этапов развития организационного поведения как дисциплины:
a) человеческих отношений, классический, культурологический, гуманистический;
b) гуманистический, классический, культурологический, человеческих отношений;
c) культурологический, человеческих отношений, гуманистический; классический;
d) классический, человеческих отношений, гуманистический, культурологический;
e) гуманистический, культурологический, человеческих отношений, классический.
25 Определите последовательность этапов управления изменениями:
a) осуществление изменений;
b) планирование выполнения изменений;
c) анализ альтернативных вариантов изменений;
d) оценка и проверка изменений;
e) установление целей изменений;
f) отбор наилучшего варианта изменений.
26 На каком этапе управления изменениями наиболее необходимо содействовать творчеству, новаторству, проявлению инициативы?
a) осуществление изменений;
b) инициирование перемен;
c) установление целей изменений;
d) подкрепление перемен.
27 Автором модели «Силовое поле изменений» является:
a) Бекхард;
c) Тюрли;
d) Хайнингс.
28 На каком этапе управления изменениями возникает наибольшее сопротивление переменам:
a) на этапе планирования изменений;
b) осуществления изменений;
c) осознания необходимости перемен;
d) подкрепления изменений;
e) содействия новаторству.
29 Какие методы способствуют преодолению сопротивления переменам?
a) предоставление информации;
b) создание венчурных команд;
c) привлечение к принятию решений;
d) обеспечение испытания изобретения;
e) переговоры;
f) принуждение.
30 В основе отношения работников к изменениям в организации лежат следующие установки:
a) терпимость к определенности;
b) терпимость к неопределенности;
c) установка на то, что большая часть происходящих событий зависит от самих
работников;
d) установка на то, что большая часть происходящих событий не зависит от самих работников.
31 Основными видами сопротивления изменениям, воздействующими на формирование негативной оценки работников к переменам, являются следующие:
a) логическое;
b) экономическое;
c) политическое;
d) психологическое;
e) социологическое.
32 Основными причинами сопротивления переменам в организации являются следующие:
a) определенность;
b) неопределенность;
c) ощущение потерь;
d) ощущение приобретений;
e) убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут;
f) убеждение, что перемены принесут только хорошее.
15 Теория Е и теория О организационных измененийУК-2,ПКС-1, ПКС-4
16 Модель плановых организационных изменений Р. ДафтаУК-2,ПКС-1, ПКС-4
17 Модель организационных изменений Дж. КоттераУК-2,ПКС-1, ПКС-4
18 Модель изменений Э. ПеттигрюУК-2,ПКС-1, ПКС-4
19 Понятие реструктуризацииУК-2,ПКС-1, ПКС-4
20 Основы организационного проектирования (структуры: понятие, виды, элементы)УК-2,ПКС-1, ПКС4
21 Факторы и параметры, влияющие на организационную структуру.УК-2,ПКС-1, ПКС-4
22 Информационные процессы в организационной структуреУК-2,ПКС-1, ПКС-4
23 Составляющие модели организационной структурыУК-2,ПКС-1, ПКС-4
24 Причины реструктуризацииУК-2,ПКС-1, ПКС-4
25 Симптомы структурного несоответствияУК-2,ПКС-1, ПКС-4
8
26 Виды управленческих решений в рамках реструктуризацииУК-2,ПКС-1, ПКС-4
27 Содержание и порядок разработки «Положения об организационной структуре»УК-2,ПКС-1, ПКС-4
28 Управление на основе бизнес-процессов: сущность и содержание концепцииУК-2,ПКС-1, ПКС-4
29 СравнительнаяхарактеристикафункциональногоипроцессногоуправлениюУК-2,ПКС-1, ПКС-4
30 Понятие и виды бизнес-процессовУК-2,ПКС-1, ПКС-4
31 Структурная схема и элементы бизнес-процессовУК-2,ПКС-1, ПКС-4
32 Основные подходы к оптимизации бизнес-процессовУК-2,ПКС-1, ПКС-4
33 Понятие и виды бенчмаркингаУК-2,ПКС-1, ПКС-4
34 Основные этапы проведения бенчмаркингаУК-2,ПКС-1, ПКС-4
35 Методы изучения западных аналоговУК-2,ПКС-1, ПКС-4
36 Перепроектирование процессаУК-2,ПКС-1, ПКС-4
37 Реинжиниринг процесса: понятие и краткая характеристика подходаУК-2,ПКС-1, ПКС-4
38 Управление качеством процессов: назначение, этапы, их содержаниеУК-2,ПКС-1, ПКС-4
39 Методики моделирования бизнес-процессовУК-2,ПКС-1, ПКС-4
41 Организационное обучение. Передача интеллектуальных моделейУК-2,ПКС-1, ПКС-4
42 Актуальность управления знаниямиУК-2,ПКС-1, ПКС-4
43 Данные, информация, знания. Виды знанийУК-2,ПКС-1, ПКС-4
44 Стратегии управления знаниямиУК-2,ПКС-1, ПКС-4
45 Теория создания организационного знания И. Нонаки и Х. ТакеучиУК-2,ПКС-1, ПКС-4
46 Рутина как память организацииУК-2,ПКС-1, ПКС-4
47 Новые роли лидера обучающихся организацийУК-2,ПКС-1, ПКС-4
48 Особенности лидера преобразованийУК-2,ПКС-1, ПКС-4
49 Структура сбалансированной системы показателейУК-2,ПКС-1, ПКС-4
50 Этапы внедрения сбалансированной системы показателейУК-2,ПКС-1, ПКС-4
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п