учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: познакомить с историей становления науки, ее понятийного аппарата и методологической основы; сформировать знания об основных характеристиках водной среды, разнообразии водных объектов и адаптации живых организмов к факторам водной среды; сформировать знания о структурной организации водных сообществ и функциональной роли водных организмов в биосфередать понятие о биологических ресурсах гидросферы и сформировать убежденность в необходимости применения экологических подходов для их использования, сохранения, мониторинга состояния и оценки реакции на стрессовые воздействия сформировать знания о региональной специфике водных экосистем Республики Бурятия и основных
проблемах их изучения
ПКС-8: Способен собирать и проводить первичную обработку гидробиологических материалов;
ИД-1 ПКС-8.1. Знает методы сбора, фиксации, хранения, этикетирования гидробиологических материалов для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям;
ИД-2 ПКС-8.2. Умеет производить сбор, фиксацию, хранение, этикетирование материалов полевых исследований для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям;
ИД-3 ПКС-8.3. Владеет навыками камеральной обработки гидробиологических проб в соответствии со стандартными методами для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям;
ИД-1 ПКС-9.1. Знает признаки видовой идентификации гидробионтов, методы их измерения и подсчета для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим;
ИД-2 ПКС-9.2. Умеет выполнять расчеты стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
:
использованием специальных приборов;:
ПКС-9: Способен выполнять расчет и анализ гидробиологических параметров;
ИД-1 ПКС-8.1. Знает методы сбора, фиксации, хранения, этикетирования гидробиологических материалов для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям;
ИД-2 ПКС-8.2. Умеет производить сбор, фиксацию, хранение, этикетирование материалов полевых исследований для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям;
ИД-3 ПКС-8.3. Владеет навыками камеральной обработки гидробиологических проб в соответствии со стандартными методами для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям;
ИД-1 ПКС-9.1. Знает признаки видовой идентификации гидробионтов, методы их измерения и подсчета для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим;
ИД-2 ПКС-9.2. Умеет выполнять расчеты стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
:
использованием специальных приборов;:
водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям для решения сложных профессиональных задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
гидробиологии
гидробиологии
гидробиологии
и разнообразие. Водные объекты Прибайкалья
популяций гидробионтов. Роль популяций в гидросфере
популяций гидробионтов. Роль популяций в гидросфере
популяций гидробионтов. Роль популяций в гидросфере
гидробионтов. Гидробиоценозы.
гидробионтов. Гидробиоценозы.
гидробионтов. Гидробиоценозы.
гидробионтов. Гидробиоценозы.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Перечень экзаменационных вопросов
3 Перечень темы докладов
4 Перечень тем для конспектирования
5 Перечень тем презентаций
6. Комплект вопросов для проведения устных опросов
7. Комплект тестовых заданий для текущего контроля
8. Ситуационные задачи
9. Перечень вопросов для работы в группах
Гидробиология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Гидробиология как наука (предмет, методы, задачи, основные направления исследований).
2. Общая характеристика гидросферы, важнейшие группы водоемов. Экологические зоны водоемов.
3. Вода как среда обитания. Разнообразие абиотических факторов водной среды и экологическое значение основных из них.
4. Термические особенности воды. Температура как экологический фактор.
5. Свет как экологический фактор. Приспособления гидробионтов к условиям освещенности.
6. Газовый режим в водоемах. Его экологическое значение. Активная реакция природных вод как показатель газового режима водоема.
7. Динамика водных масс и ее влияние на распределение водного населения.
8. Биогенные элементы и растворенные органические вещества, их роль в водоемах.
10. Нейстон и плейстон. Многообразие форм и приспособления к образу жизни.
11. Планктон и нектон. Адаптации гидробионтов к обитанию в зоне пелагиали.
12. Бентос и перифитон. Адаптации к обитанию в зоне бентали.
13. Питание гидробионтов. Кормовые ресурсы гидросферы и кормовая база гидробионтов. Способы добывания пищи и пищевая элективность.
14. Водно-солевой обмен гидробионтов. Адаптации к обсыханию и обезвоживанию. Устойчивость гидробионтов к колебаниям солености.
15. Дыхание гидробионтов. Адаптации гидробионтов к газообмену. Зависимость интенсивности газообмена от внешних условий.
16. Рост и развитие гидробионтов. Формы роста и развития. Зависимость от внешних условий.
17. Популяции гидробионтов: величина, численность и плотность. Хорологическая, возрастная, репродуктивная и генеративная структуры популяции.
18. Внутрипопуляционные отношения гидробионтов.
19. Воспроизводство и динамика популяций гидробионтов: рождаемость и плодовитость, смертность, типы роста популяции.
20. Динамика численности и биомассы популяции: суточные, сезонные, годовые флуктуации.
21. Продукция органического вещества и трансформация энергии в популяциях.
22. Основные биоценозы гидросферы. Структура гидробиоценозов (видовая, трофическая, хорологическая, размерная).
23. Важнейшие типы межпопуляционных отношений в гидробиоценозах.
24. Водные экосистемы. Структурные и функциональные особенности. Новообразование органического вещества и энергобаланс экосистем.
25. Динамика экосистем. Основные типы сукцессии водных биоценозов.
26. Биологическая продуктивность водных экосистем. Первичная продукция водоемов. Способы оценки первичной продукции, факторы ее определяющие.
27. Биологическая продуктивность водных экосистем. Вторичная продукция водоемов и методы ее определения. Факторы, определяющие величину вторичной продукции.
28. Биологические ресурсы гидросферы. Основные источники рисков водным биоресурсам и проблема рационального использования водных биоресурсов.
29. Охрана водных экосистем в бассейне Байкала. Водные биологические ресурсы Республики Бурятия
30. Распределить по экологическим группам, охарактеризовать адаптации к характерным условиям обитания: циклопы, водомерки, сувойки, диффлюгии, плотва, нематоды, ряска, рогоз, кувшинка, речной рак ,брюхоногие моллюски , поденки, ручейники, хирономиды, коловратки, ветвистоустые ракообразные, двустворчатые моллюски.
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Тема: «Водные экосистемы и их структурные особенности»
1. Континентальные водные экосистемы
А) Особенности водных экосистем основных типов водоемов суши (реки, озера, водохранилища и т.д.).
Б) Влияние основных экологических факторов на формирование водных континентальных экосистем (гидрологический режим, температура и т. д.).
В) Биологическое разнообразие основных типов водоемов. Методы его изучения.
2. Морские водные экосистемы
А) Особенности водных экосистем основных типов экосистем морей (бенталь, пелагиаль и т. д.).
Б) Влияние основных экологических факторов на формирование водных континентальных экосистем (гидрологический режим, температура и т. д.).
В) Биологическое разнообразие морских экосистем. Методы его изучения.
3. Поступление и распространение загрязняющих веществ в водоемах.
А) Основные пути поступления загрязняющих веществ в водоемы (при бурении, переработке, транспорте, хранении и т. д.).
Б) Загрязнение пластовыми водами при добыче нефти на шельфе.
В) Оценки поступления нефтяных углеводородов в мировой океан. Влияние вредных веществ на водные биоценозы, их элементы и подсистемы.
Тема « Круговорот веществ в водных экосистемах»
1. Компоненты и параметры круговорота азота в пресноводных экосистемах.
2. Круговорот фосфора и проблема эвтрофикации.
3. Круговорот серы и проблема ацидификации пресноводных экосистем.
4. Круговорот углерода: продуктивность экосистем и влияние глобального потепления.
5. Окислительно-восстановительный режим водоемов и круговорот железа и марганца.
Тема « Оценка качества вод, основы санитарной гидробиологии»
1. Классификация загрязнений. Влияние загрязнений на жизнедеятельность гидробионтов. Токсикологический контроль. Гидробиологический мониторинг.
2. Антропогенная эвтрофикация, термофикация водоемов.
3. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды.
4. Методы биологической очистки сточных вод.
5. Техногенная инвазия нежелательных организмов в новые водоемы.
6. Методы искусственного повышения продуктивности водоемов и мелиорации водной среды. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды.
8. Принципы выбора организмов - биоконцентраторов, создания биоцидов и химических средств управления биосообществами.
1. Роль организации специальных морских и пресноводных биологических станций в формировании гидробиологии
2. Рыбохозяйственные и гидробиологические исследования в дореволюционный период.
3. Основные направления гидробиологических исследований в 20-м веке
4. Продукционно-биологическое направление в гидробиологии
5. Использование технических средств непрерывного зондирования и прицельного отбора проб фитопланктона
6. Использование гидроакустической аппаратуры для оценки распределения и концентрации планктона
7. Использование глубоководных обитаемых аппаратов для получения сведений о концентрации и распределении гидробионтов
8. Известнейшие озера мира
9. Тектонические озера и особенности их населения
10. Метеорные, карстовые, ледниковые озера и особенности их населения
11. Барьерные озера. Органические: фитогенные, зоогенные, антропогенные. Особенности населения
12. Адаптации водных организмов к условиям водных биотопов. Экологическая валентность гидробионтов
13. Значение плотности воды в жизни гидробионтов
14. Температурная стратификация, ее влияние на распределение организмов в водоеме
15. Механизмы устойчивости к действию низких температур у гидробионтов
16. Сигнальное значение температуры для гидробионтов
17. Устойчивость гидробионтов к дефициту кислорода
18. Заморы. Причины летних и зимних заморов в водоемах, примеры водоемов
19. Адаптации водных организмов к солености среды
20. Организмы, вызывающие свечение моря
21. Население пелагиали водоемов. Адаптации связанные с особенностями условий существования
22. Планктон. Размерные группы планктона. Основные приспособления планктона к пелагическому образу жизни. Криопланктон.
23. Население бентали водоемов. Адаптации связанные с особенностями условий существования
24. Население нейстали водоемов. Адаптации связанные с особенностями условий существования
25. Биолюминесценция. Условия свечения гидробионтов. Типы люминесценции. Природа биологического свечения.
Перечень темы докладов
1. Миграции, их причины, классификация
2. Суточные вертикальные миграции морского и пресноводного планктона
3. Защитно-приспособительное значение суточных вертикальных миграций
4. Звукорассеивающие слои. Гидроакустические методы исследований ЗРС
5. Фауна ЗРС как потенциальный объект промысла
6. Перифитон. Основные компоненты пресноводных и морских обрастаний. Борьба с обрастаниями
7. Бентос. Приспособления гидробионтов к бентосному образу жизни
8. Бентос морей, озер и рек (можно на выбор)
9. Особенности населения и особенности продуктивности коралловых рифов.
10. Распределение гидробионтов в Мировом океане: биполярное, псевдобиполярное, амфипацифическое, амфиатлантическое, амфибореальное
11. Факторы, определяющие количественное богатство жизни в умеренных областях
12. Своеобразие биоценозов в районах глубоководных выходов термальных вод.
13. Особенности биоценозов рек. Характер распределения бентоса от истока к устью.
14. Сезонная цикличность в развитии фитопланктона озер.
15. Зоопланктон озер
16. Особенности гидробиологии водохранилищ. Стадии формирования фауны водохранилищ.
17. Население пещерных вод
18. Население интерстициальных вод
19. Население термальных вод
20. Население временных водоемов
21. Пищевые адаптации водных организмов
22. Роль бактерий и детрита в питании гидробионтов
23. Пищевая элективность
24. Интенсивность питания и усвоения пищи
25. Адаптации организмов, снижающие их выедание: маскировка, укрытия, конституциональная
защищенность
26. Кормовые ресурсы гидросферы
27. Рост организмов. Соматический и генеративный рост
28. Энергобаланс особей
29. Влияние температуры на обмен веществ, скорость развития и размеры гидробионтов
30. Возрастная структура популяции и соотношение полов. Влияние условий существования
31. Гидробиоценозы. Структура гидробиоценозов
33. Доминантные виды биоценоза. Виды - эдификаторы. Гильдии
34. Размерная структура гидробиоценозов. Изменения размерной структуры
35. Трофическая структура гидробиоценозов
36. Хорологическая структура гидробиоценозов. Практическое значение изучения пространственной структуры популяций в водоемах
37. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. Хищничество, паразитизм, конкуренция, аменсализм, комменсализм, симбиоз
38. Основные факторы регуляции численности гидробионтов
39. Взаимоотношения хищник-жертва в водных экосистемах
40. Симбиотические взаимоотношения в водных сообществах
41. Консорции
42. Биологическая продуктивность водоемов
43. Потоки энергии в водных экосистемах. Круговорот вещества в экосистемах
44. Распределение первичной продукции в Мировом океане
45. Биологические ресурсы континентальных водоемов на примере промысловых беспозвоночных
46. Биологические ресурсы морей на примере промысловых беспозвоночных
47. Охрана биоресурсов и пути повышения эффективности естественного воспроизводства биоресурсов гидросферы
48. Акклиматизация водных беспозвоночных. Риски негативного воздействия натурализовавшихся видов на нативные сообщества
49. Объекты массового разведения из беспозвоночных для получения живых кормов
Перечень тем для конспектирования
1. Культивирование ракообразных
2. Культивирование водных червей
3. Культивирование личинок насекомых
4. Особенности строения и биологии артемии салины. Использование артемии в рыбоводстве.
5. Загрязнение водоемов. Влияние загрязнений на жизнедеятельность гидробионтов
6. Последствия антропогенной эвтрофикации и термофикации водоемов
7. Развитие токсичных водорослей: влияние на экосистемы и здоровье человека.
8. Биологическое самоочищение водоемов. Роль гидробионтов в биологическом самоочищении водоемов
9. Роль животных-фильтраторов в очищении воды
10. Биологическая индикация загрязнения водоемов
11. Биологическая очистка сточных вод
Перечень тем презентаций
1. Фитопланктон. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
2. Зоопланктон. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
3. Бактериопланктон. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
4. Криопланктон. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
5. Макрофиты. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
6. Нектон. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
7. Бентос и пелагобентос. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
8. Перифитон. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
9. Плейстон и нейстон. Особенности жизнедеятельности, функциональная роль в экосистемах.
10. Лотические экосистемы: типы, структура, характер долин.
11. Эвтрофирование, олиготрофно-эвтрофная сукцессия.
12. Эволюция водоёмов: последствия антропогенной трансформации водных экосистем, основные факторы антропогенных преобразований экосистемы.
13. Качественный анализ бентосных и планктонных проб.
14. Методы фиксации гидробиологических проб, преимущества и недостатки методов.
15. Способы хранения гидробиологических проб. Этикетирование материала.
Комплект тестовых заданий
Блок 1
I. Гидробиология изучает:
1. Водную оболочку Земли
2. Взаимодействие эврибионтов, их популяций и сообществ — биоценозов друг с другом и с неживой
природой
3. Взаимодействие обитателей вод - гидробионтов, их популяций и сообществ - биоценозов друг с
другом и с неживой природой
4. Взаимодействие популяций и сообществ — биоценозов друг с другом и с неживой природой
II. Каждому направлению гидробиологии дайте правильное пояснение:
1. Трофологическое
2. Энергетическое
3. Этологическое
4. Токсикологическое
5. Радиологическое
6. Палеогидробиологическое
А. выявление исторических изменений водных экосистем
В. поток энергии, ее биологическая трансформация,
Г. влияние токсикантов на гидробионтов и экосистемные процессы,
Д. вопросы, связанные с поступлением в водоемы радионуклидов,
Е. поведение гидробионтов
III. Как вы могли бы объяснить смысл понятий «местообитание» и «экологическая ниша»? В
чем их различие?
IV. К основным биотопам водоемов относятся:
1. Литораль, сублитораль и профундаль
2. Пелагиаль, бенталь и нейсталь
3. Пелагос, бентос и нейстон
V. Пессимальные условия обитания – это:
1. Оптимальные условия
2. Благоприятные условия
3. Наихудшие условия
VI. Лимитирующими называются факторы:
1. Исключающие или ограничивающие процветание вида
2. Исключающие или ограничивающие исчезновение вида
3. Исключающие или ограничивающие изучение вида
VII. По отношению к кислороду организмы делятся на:
1. Эври- и стеноксидные формы
2. Оксифильные и оксиионные
3. Эври- и стеноионные
4. Эври- и стеногалинные
VIII. По степени солености пресные природные воды до:
1. До 0,5‰
2. 0,5-30‰
3. 30-40‰
IX. Виды, выносящие значительные колебания солености, называют:
1. Эвригалинными
2. Стеногалинными
3. Галофобными
4. Галофильными
X. Нейтральные воды имеют pH:
1. От 6,96 до 7,3
2. От 5,01 до 8,9
3. От 7,3 до 8,9
XI. Формы, предпочитающие кислые воды, называются:
1. ацидофильными
2. алкалифильными
3. эвриионные
4. стеноионные
XII. Детрит – это (два варианта):
1. Минеральные частицы, обладающие высокой биологической активностью
2. Минеральные и органические частицы, объединяющиеся в сложные комплексы
3. Места огромной концентрации и высокой биологической активности микроорганизмов
4. Места огромной концентрации минеральных частиц
XIII. Гидробионты, способные существовать в широком диапазоне давлений, называются:
1. Стенобатными
2. Эврибатными
3. Эвритермными
4. Эвригалинными
XIV. Градиентность температуры называется:
1. Термоклин
2. Пикноклин
3. Оксиклин
4. Нитроклин
XV. Правильно расположите организмы по приуроченности к субстрату:
1. Литофильные
2. Псаммофльные
3. Пелофильные
4. Аргиллофильные
А. обитают на глине
Б. обитают на песке
В. обитают на камнях
Г. обитают в иле
Блок 2
1. Под отношением количества организмов к единице занимаемого ими двух- или
а) Величину популяции;
б) Численность популяции;
в) Плотность популяции.
2. Имеется ряд механизмов поддержания плотности популяций на нужном уровне. Главный из
них:
а) Регуляция численности по принципу «хищник-жертва» и «паразит-хозяин»;
б) Саморегуляция численности по принципу прямой связи с количеством жизненных ресурсов;
в) Саморегуляция численности по принципу обратной связи с количеством жизненных ресурсов, в частности пищи.
3. По степени доминирования различают следующие виды:
а) Доминантные, субдоминантные, второстепенные и случайные;
б) Доминантные, субдоминантные и второстепенные;
в) Доминантные и субдоминантные;
г) Доминантные.
4. На улучшение условий существования популяции, как правило, реагируют изменением
возрастной структуры в сторону:
а) Повышения роли зрелых особей и уменьшения роли молодых особей;
б) Повышения роли молодых и зрелых особей;
в) Повышения роли молодых особей.
5. Для «логистической» кривой изменения численности популяции имеющей S-образную
форму характерна следующая последовательность фаз:
а) Медленное нарастание численности (лаг-фаза), затем ускорение (лог-фаза), снова замедление
(фаза отрицательного ускорения) и, наконец, фаза равновесия;
б) Быстрое нарастание численности (лаг-фаза), затем замедление (лог-фаза), снова ускорение
(фаза отрицательного ускорения) и, наконец, фаза равновесия;
в) Фаза равновесия численности (лаг-фаза), затем ускорение (лог-фаза) и, наконец, фаза
замедления (фаза отрицательного ускорения).
6. Генеративная структура популяций определяется соотношением:
а) Самцов и самок;
б) Самцов, самок и особей, находящихся в префертильной, фертильной и постфертильной стадиях;
в) Особей, находящихся в префертильной, фертильной и постфертильной стадиях.
7. Известно, что органическое вещество интенсивнее продуцируется в популяциях,
образованных мелкими организмами, поэтому суточный Р/В-коэффициент в ряду бактерии -
одноклеточные организмы – моллюски - рыбы:
а) Возрастает;
б) Убывает;
в) Возрастает, а затем убывает.
8. Чистая первичная продукция равна:
1) Части валовой продукции, которая тратится на дыхание самих растений;
2) Валовой за вычетом той ее части, которая тратится на дыхание самих растений;
3) Валовой и продукции, которая тратится на дыхание самих растений.
9. Выберите соответствующее понятию определение:
1) Индивидуальная плодовитость;
2) Абсолютная плодовитость;
3) Относительная плодовитость.
а) Отношение общего числа икринок, яиц или других зачатков, образуемых организмом в течение
одного периода размножения, к массе его тела;
б) Количеством зачатков, образуемых отдельными организмами;
в) Общее число икринок, яиц или других зачатков, образуемых организмом в течение одного периода
размножения.
10. Дайте определение понятию «продукция популяции».
11. Перечислите нейтральные межпопуляционные взаимоотношения в гидробиоценозах.
12. В чем заключается «правило конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе (1934)»?
6.8 Перечень вопросов для работы в группах
1.Экологические системы коралловых рифов.
2. Апвеллинг. Особенности экологии.
3. Промысел беспозвоночных.
4. Гидробиология реки …..(на выбор).
5. Гидробиология Ириклинского водохранилища.
6. Методы биологической очистки сточных вод.
7. Роль гидробионтов в формировании качества воды.
8. Борьба с антропогенной эвтрофикацией водоёмов.
9. Биологические методы нейтрализации последствий термофикации водоёмов.
10. Гидробиологический мониторинг.
6.7 Ситуационные задачи
Задача 1. В Азовское море впадают 2 крупные реки: Дон и Кубань. Пояснить, что будет, если зарегулировать их сток на
Задача 2. Определить массу планктона счетным методом, зная что число клеток в камере объемом 1 см3 - 420, объем концентрата пробы – 500 см3 ; объем воды, профильтрованной через мембранный фильтр – 5 см3.
Задача 3. Определить биомассу зообентоса, зная, что в озере площадью 100 га литораль занимает 30 га, сублитораль - 10 га, профундаль - 60 га (в каждой зоне преобладает один тип грунта). Средние численность и биомасса донных орга-низмов равны соответственно (на 1м2 ): 300 экз. и 6 г, 200 экз, и 3 г, 1000 экз, и 5 г.
Задача 4. После образования Куйбышевского водохранилища отмечено значи-тельное замедление роста леща: в реке лещ достигал 40 см в 8 лет, в водохранилище – в 11-12 лет, т.е. идет отставание в росте 3-4 года. Прокомментировать это и сделать вывод.
Задача 5. До образования водоема – охладителя Балаковской атомной электростанции исходная ихтиофауна состояла из 29 видов, после – осталось 17 видов. Указать причины изменения ихтиоценоза.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п