учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить экологические функции почв, теоретические основы возникновения и развития деградационных процессов, источники и последствия загрязнения почв, закономерности динамики почвенного плодородия под воздействием антропогенных и природных факторов, методические подходы к оценке деградации почв, принципы и методы реализации агроэкологического мониторинга, овладеть навыками разработки теоретических моделей, позволяющих прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв и экологическую безопасность агроландшафтов, а также навыками разработки совершенствования мер по защите и реабилитации почв от эрозии и других видов деградации.
ПКС-2: Способен провести агроэкологический мониторинг сельскохозяйственных угодий;
ИД-1ПСК-2. Проводит агроэкологический мониторинг сельскохозяйственных угодий
ИД-1 ПСК-3. Разрабатывает методы снижения загрязнения и их реабилитации.
ИД-1 ПЦК-1. Знает принципы ведения баз данных в профессиональной деятельности
ИД-2 ПЦК-1. Умеет применять программы баз данных в профессиональной деятельности
ИД-3 ПЦК-1. Владеет навыками применения баз данных в профессиональной деятельности
:
:
ПКС-3: Способен разрабатывать методы снижения загрязнения почв и их реабилитации;
ИД-1ПСК-2. Проводит агроэкологический мониторинг сельскохозяйственных угодий
ИД-1 ПСК-3. Разрабатывает методы снижения загрязнения и их реабилитации.
ИД-1 ПЦК-1. Знает принципы ведения баз данных в профессиональной деятельности
ИД-2 ПЦК-1. Умеет применять программы баз данных в профессиональной деятельности
ИД-3 ПЦК-1. Владеет навыками применения баз данных в профессиональной деятельности
:
:
ПЦК-1: Способен применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности;
ИД-1ПСК-2. Проводит агроэкологический мониторинг сельскохозяйственных угодий
ИД-1 ПСК-3. Разрабатывает методы снижения загрязнения и их реабилитации.
ИД-1 ПЦК-1. Знает принципы ведения баз данных в профессиональной деятельности
ИД-2 ПЦК-1. Умеет применять программы баз данных в профессиональной деятельности
ИД-3 ПЦК-1. Владеет навыками применения баз данных в профессиональной деятельности
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Биологическая деградация почв
Есаулко А.Н., Агеев В.В., Горбатко Л.С. Агрохимическое обследование и мониторинг почвенного плодородия[Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет,2013. - 352 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=21401
Хутакова С. В. Экологическое почвоведение и мониторинг земель [Электронный ресурс]:Учебное пособие дляобучающихся по направлению подготовки 35.04.03 Агрохимия и агропочвоведение. - , 2021. - 91 – Режимдоступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00420
Дополнительная литература
Мотузова Г.В., Безуглова О.С. Экологический мониторинг почв:учебник для вузов. Рек. УМО для студ. вузов вкач. уч пос. по спец. 013000 (020701) и 510700 (020700) "Почвоведение". - М.: Академ. Проект: Гаудеамус, 2007. -237 с.
Околелова А. А., Желтобрюхов В. Ф., Егорова Г. С. Экологическое почвоведение и законы экологии [Электронныйресурс]:учебное пособие. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2017. - 220 – Режим доступа:https://e.lanbook.com/book/107857
Гарицкаяи М. Ю., Шайхутдинова А. А., Тарасова Т. Ф. Мониторинг почв [Электронный ресурс]:практикум. -Оренбург: ОГУ, 2017. - 139 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/110681
Современные проблемы в агропочвоведении, агрохимии и экологии [Электронный ресурс]:учебное пособие длястудентов агрономического факультета, обучающихся по направлению подготовки 35.04.03 агрохимия иагропочвоведение (уровень магистратуры). - Пенза: ПГАУ, 2018. - 230 – Режим доступа:https://e.lanbook.com/book/131059
Курбанов С. А., Магомедова Д. С. Мониторинг почвенного плодородия [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Махачкала: ДагГАУ имени М.М.Джамбулатова, 2020. - 51 – Режим доступа:https://e.lanbook.com/book/162217
Бобров Ю. А., Шабалина Ю. Н., Канева Е. А. Биологический мониторинг почв урбанизированных территорий[Электронный ресурс]:учебное пособие. - Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2022. - 67 – Режим доступа:https://e.lanbook.com/book/332234
Методическая литература
Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экология почв. Учение об экологических функциях почв:учебник. - СПб.:Наука, 2006. - 364 с.
Есаулко А. Н., Агеев В. В., Горбатко Л. С., Подколзин А. И., Лобанкова О. Ю., Гречишкина Ю. И., Радченко В. И.,Подколзин О. А., Громова Н. В., Сигида М. С., Коростылев С. А., Голосной Е. В., Динякова С. В., Устименко Е. А.,Фурсова А. Ю., Воскобойников А. В. Агрохимическое обследование и мониторинг почвенного плодородия[Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет,АГРУС, 2013. - 352 – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/47281.html
Букин А. В. Экология почв [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Тюмень: ГАУ СеверногоЗауралья, 2022. - 166 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/302693
Девятова Т. А., Крамарева Т. Н. Экология почв [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Воронеж: ВГУ,2012. - 78 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/357719
Гаффарова Л. Г., Лукманов А. А. Экология почв [Электронный ресурс]:. - Казань: КГАУ, 2023. - 68 – Режимдоступа: https://e.lanbook.com/book/388667
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект вопросов для проведения собеседования
Темы для эссе
Темы рефератов
Экологическое почвоведение и мониторинг почв
2) охватывает все разделы дисциплины
Роль почвы в современных литосферных процессах.
Роль почвы в формировании состава атмосферы Земного шара.
Значение почвенного покрова в формировании водного баланса и поверхностного стока.
Почва как физическая среда обитания растений и животных.
Почва как связующее звено биологического и геологического круговоротов.
Почвенный покров как фактор биологической эволюции.
Современные концепции управления качеством почв.
Красная книга почв.
Правовые аспекты регулирования качества почв.
Виды и задачи почвенного мониторинга.
Тенденции антропогенных изменений общебиосферных функций почвенной оболочки.
Влияние минеральных удобрений и пестицидов на экологическое состояние почв.
Особенности почвенного мониторинга в рекреационных зонах.
Почвенный мониторинг как одна из важнейших составляющих экологического мониторинга.
Роль почвенного мониторинга в выявлении антропогенных изменений почв, которые могут нанести вред здоровью человека или состоянию экосистемы.
Общебиосферные функции почвы.
Роль почв в прогнозировании влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу.
Антропогенная деградация почв и ее последствия.
Виды антропогенных нагрузок на почвы и изменения почв: дегумификация, эрозия, опустынивание, химическое и радиоактивное загрязнение, деградация при орошении.
Экологическое нормирование в почвоведении.
Экологический мониторинг почв и принципы его организации.
Санитарные функции почв.
Методы полевых и лабораторных экологических исследований при оценке загрязнения почв.
Комплект вопросов для проведения собеседования
1.Понятие об основных физических функциях почвы
2.Дайте характеристику понятию жизненное пространство.
3.Раскройте понятие жилище и убежище.
4.Дайте характеристику понятию опорная функция.
5.Обоснуйте значимость функции сохранения и депо семян и других зачатков в биоразнообразии.
6.Укажите роль основных химических и биохимических функций почвы в жизни растений.
7. Дайте характеристику функции почвы как источника питательных элементов для растений.
8. Какова роль почвы в снабжении организмов влагой?
9. Обоснуйте важность функции почвы как источника энергии для биоты.
10.Чем обусловлена функция почвы как стимулятор и ингибитор биохимических процессов?
11.От чего зависит абсолютное и относительное содержание корневых систем растений в почве?
12.Какова роль почвы в размещении растительных организмов по природным зонам?
13.Дайте характеристику концентрации корней растений в почве в направлении с севера на юг.
14.От чего зависит глубина проникновения корней в почве?
15.Обоснуйте динамику микроорганизмов в почве в связи зонально-региональными различиями.
16. Как соотносятся между собой разнообразие почвенной среды обитания и смена ярусов?
17.Дайте характеристику информационным функциям почвы.
18.Какие параметры почвы контролирует данная функция?
19.Какова приуроченность к корневым системам комплекса почвенных организмов и от чего она зависит?
20.Как изменяет засоление или заболачивание почвы смену фитоценозов?
21.Почему почву считают «памятью ландшафта»?
22.Укажите роль основных санитарных функций почвы в биосфере.
23.Какова роль участия почвенных организмов в деструкции органики на поверхности почвы?
24.От чего зависит активность деструктивной деятельности микроорганизмов в почве?
25.Что лежит в основе санитарной функции почвы как антисептика?
26.Дайте характеристику особенностям переноса патогенным микроорганизмам в почве.
27. Чем обусловлена функция почвы как разрушителя токсичных продуктов обмена живых организмов?
28.В чем состоит значимость почвы как защитного слоя литосферы?
29.Влияет ли газовый состав почвы на литосферу?
30.Что лежит в основе косвенного и непосредственного участия почвы в биохимическом преобразовании верхнего слоя литосферы?
31.Какова роль участия почв в формировании минералов и полезных ископаемых?
32.В чем заключается роль почв в аккумуляции солнечной энергии?
33. Каким образом воздействие человека на почву может сказаться на литосфере?
34.Перечислите причины механического разрушение почв и назовите почво-охранные законодательные акты.
35. Дайте понятие о рекультивации почв и назовите ее виды.
36. Назовите причины засоления и заболачивания почв, и каковы возможные пути их устранения?
37.Обозначьте пути рационального использования средств химизации в земледелии.
38. Назовите источники загрязнения почв индустриальными и бытовыми отходами, как их обезопасить или утилизировать?
1. Загрязнение почв металлами и металлоидами
2. Особенности загрязнения почв сельскохозяйственных земель
3. Проблема загрязнения почв пестицидами
4. Последствия загрязнения почв нефтью и нефтепродуктами
5. Антропогенное нарушение почвенного покрова и его последствия
6. Деградация почв
7. Особенности формирования почв и почвенного покрова в мегаполисах
9. Почвенно-экологический мониторинг и охрана почв
10. Изучение состава и свойств почвы с целью создания экологически чистой территории
Темы рефератов:
1. Основные диагностические параметры экологической оценки земель по качеству рельефа
2. Диагностические параметры экологической оценки земель по качеству пород и гидрологическим условиям
3. Параметры оценки почв по физическому и гидрофизическому состоянию
4. Экологическая оценка загрязненных и деградированных земель
5. Экологическая оценка почв, загрязненных тяжелыми металлами
6. Экологическая оценка почв загрязненных радионуклидами
7. Причины и закономерности общепланетарной деградации почв и роль почвенно-химического мониторинга.
8. Система показателей почвенно-экологического нормирования при локальном, региональном, глобальном экологическом мониторинге.
9. Материалы агрохимического и почвенно-геохимического обследования земель как основа для создания систем экологического мониторинга.
10. Концепция экологического риска и принципы нормирования состояния почв на её основе.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п