учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Управление проектами государственно-частного партнерства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование у будущих специалистов диалектического мышления и экономических знаний в области влияния процессов рыночной экономики и государственного регулятивного воздействия на социально-экономическую политику;
• овладение научными основами, а также методами и приемами управленческих воздействий на социально-экономическую политику в условиях рыночной экономической системы;
• приобретение знаний и практических навыков деятельности в системе государственной социально-экономической политики
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
способностью обосновывать принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности, методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
способностью анализировать и интерпретировать основные принципы государственно-частного партнерства, государственного регулирования экономики и формирования региональной социально-экономической политики
:
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности;
ИД-2 Не знает и не понимает источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 Знает удовлетворительно источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 Знает и понимает хорошо источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 Знает и понимает в полном объеме источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 Не умеет планировать деятельность с учетом экономически оправданных затрат, направленных на достижение
результата
ИД-2 Умеет удовлетворительно планировать деятельность с учетом экономически оправданных затрат, направленных на достижение
результата
ИД-2 Умеет хорошо планировать деятельность с учетом экономически оправданных затрат, направленных на достижение
результата
ИД-2 Умеет в полном объеме планировать деятельность с учетом экономически оправданных затрат, направленных на достижение
результата
способностью обосновывать принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности, методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
способностью анализировать и интерпретировать основные принципы государственно-частного партнерства, государственного регулирования экономики и формирования региональной социально-экономической политики
:
ИД-2 Не владеет методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 Владеет удовлетворительно методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 Владеет хорошо методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 Владеет в полном объеме методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ПКС-2: Способен анализировать и интерпретировать основные принципы государственно-частного партнерства, государственного регулирования экономики и формирования региональной социально-экономической политики, государственного и муниципального управления с учетом роли финансовых рынков и институтов;
способностью обосновывать принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности, методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
способностью анализировать и интерпретировать основные принципы государственно-частного партнерства, государственного регулирования экономики и формирования региональной социально-экономической политики
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
практическая работа
тестирование
практическая работа
тестирование
практическая работа
тестирование
практическая работа
тестирование
практическая работа
тестирование
практическая работа
тестирование
практическая работа
тестирование
практическая работа
практическая работа
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для практических работ
Кейс-задачи
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся. Комплект тестовых заданий
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Объясните неоднородность экономического пространства и неравномерность экономического развития
2.Что является объектом и предметом исследования дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование»?
3. Охарактеризуйте задачи регионального управления и территориального планирования.
4. Субъекты, объекты и уровни регионального управления и территориального планирования.
5. Охарактеризуйте уровни и формы регионального управления и территориального планирования.
6. Теории Штандорта Й. Тюнена, В. Лунхардта, А. Вебера.
7. Опишите суть теории размещения производства А. Лёша.
8. Ученье У.Айзерда ( школа региональной науки) и суть теории межрегиональной специализации и международной торговли Э. Хекшера- Б.Олина.
9. Опишите суть теории центральных мест В. Кристаллера
10. Институциональные основы региональной политики в РФ.
11. Региональная политика и развития регионов.
12. Функциональное зонирование.
13. Значимость определения приоритетов регионального развития в сокращении пространственных различий.
14. Назовите факторы и условия регионального развития, оказывающие влияние на формирование и реализацию государственной политики регионального развития до 2025 г.
15. Перечислите принципы, цели и задачи государственной политики регионального развития РФ до 2025 г.
16.Назовите механизмы реализации государственной политики регионального развития РФ до 2025 г.
17. Перечислите ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития до 2025 г.
18. Эволюция региональной экономической политики в США
19. Особенности региональной экономической политики в ФРГ.
20. В чем заключаются особенности кластерного подхода в региональной экономике
21. Система регионального управления в США
22. Система территориального управления в ФРГ
23. Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.
24. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
25. Функционально-организационные схемы управления в субъектах Российской Федерации
26. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления
28. Охарактеризуйте основные полномочия субъекта РФ.
29. Объясните причины организационных изменений в структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.
30. Методы, применяемые при исследовании территориального управления и территориального планирования
1. Пути повышения эффективности управления региональной собственностью.
2. Приватизация объектов региональной собственности.
3. Перечислить существующие и предложить собственные методы управления региональной собственностью.
4. Выразить собственное мнение по повышению эффективности финансовой системы региона. Ответ обосновать.
5. 1.Соотношение понятий «регион», «район» и «территория»
6. Понятие, принципы, значение и границы экономического районирования
7. Административно-территориальное деление
8. Общее экономическое районирование
9. Проблемное районирование
10. Трансгосударственные и межгосударственные регионы
11. Структура теорий региональной экономики
12. Основные теории размещения производительных сил
13. Основные экономические теории, объясняющие региональное развитие
14. Основные теории регионального роста и развития
15. Российская школа региональных экономических исследований
16. Новые парадигмы и концепции региона
17. Экономическое пространство
18. Формы пространственной организации хозяйства и расселения
19. Предприятие – как форма пространственной организации хозяйства
20. Территориально-производственные комплексы
21. Свободные экономические зоны как новая форма пространственной
22. организации хозяйства
23. Многообразие путей региональной интеграции
24. Причины активизации процессов региональной интеграции
25. Региональная интеграция в ракурсе развития национальных и федеративных отношений
26. Сближение процессов социальной и региональной интеграции
27. Участие молодежи в интеграционных региональных процессах
Комплект заданий для практических работ
1. Что изучает региональная экономика.
2. Основные понятия региональной экономики.
3. Место региональной экономики в системе экономических наук.
4. В чем состоит значение региональных проблем?
5. Что является предметом региональной экономики?
6. Каковы различия понятий «территория», «регион», «экономическое пространство»?
7. Дайте основные характеристики экономического пространства.
8. Как вы понимаете единство экономического пространства?
9. Как соотносятся между собой макроэкономика, микроэкономика и региональная экономика?
10. Приведите примеры проблемных регионов РК
11. Регион как социально-экономическая система.
12. Внешняя среда регионального развития.
13. Территориальное разделение труда
14. Межрегиональный аспект общественного воспроизводства
15. Внутрирегиональный аспект воспроизводства.
16. Индикаторы состояния и развития экономики региона.
17. Общие сведения о регионе.
18. Показатели регионального воспроизводства.
19. Индекс человеческого развития.
20. Цели и задачи региональной политики.
21. Функции региональной политики.
22. Инструменты региональной политики.
23. Региональная политика в социальной сфере.
24. Индикаторы состояния и развития экономики региона.
25. Общие сведения о регионе.
26. Показатели регионального воспроизводства.
27. Индекс человеческого развития.
Задание 1 В последние годы в нашей стране стали разрабатываться Программы по комплексному развитию регионов. Некоторые авторы предлагают в прогноз включать разработки: во-первых, волны Кондратьева (50–60 лет), во-вторых, долгосрочный прогноз (20–25 лет), в-третьих, среднесрочный прогноз (8-12 лет), в четвертых, краткосрочные прогнозы (3–4 года). Проанализируйте, какие задачи ставятся и какие цели преследуются на каждом из этих этапов?
Задание 2 Основные направления государственной экономической политики обычно однозначно относят к формам либо прямого регулирования, либо косвенного. Однако региональную политику принято считать сферой смешанного регулирования. Объясните это положение.
Задание 3 Проанализируйте особенности отношений между дальневосточным регионом и центром. На примерах из периодической печати раскройте содержание центробежных и центростремительных тенденций. Какие из названных тенденций в современный период получают доминирующее значение? Какие последствия может иметь развитие этих тенденций для Приморского края, страны в целом?
Задание 4 Каким образом различаются основные функциональные формы региональной политики: прогнозирование, программирование, планирование?
Задание 5 Проанализируйте содержание следующих отрывков. Определите, какие из существующих подходов к региональной экономике они характеризуют: а) «Имея непосредственную связь с проблемным подходом и являясь по существу его разновидностью, он вместе с тем имеет самостоятельное значение. Центральное место в нем занимает изучение явлений взаимодействия
Субъектов общественных отношений в географическом пространстве»; б) «Он имеет важное методологическое значение в изучении действия экономических законов на региональном уровне. Относительное обособление воспроизводственного цикла означает не только обособление воспроизводства части совокупного внутреннего валового продукта в границах региона, но и обособление присущих ему, региону противоречий и их концентрированных выражений – сложных
Региональных социально-экономических проблем».
Задание 6 Определите размер региональной квоты по кредитам на инвестиционные программы, если в некотором регионе объем производства составил 42 млрд. руб. Общий объем продукции в стране равен 84 млрд. руб. Общие кредитные вложения коммерческих банков равны 2010 млрд. руб., а кредитные вложения банков данного региона в экономику страны составляют 0,2 от этой суммы. В экономику региона местные банки вложили сумму, равную 180 млрд. руб.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
1. Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области. Сумма расходной части бюджета области – 524 млн. руб. Дефицит бюджета – 30 млн.руб. Сумма закрепленных доходов – 165 млн.руб.
2. Расходы бюджета области составляют 5 млрд. руб. Сумма дефицита бюджета составила 0,5 млрд. руб. Определите сумму доходов, поступающую в порядке перераспределения, если собственные доходы составили 3 млрд. руб.
3. Функция спроса в экономике описывается формулой С=100 + 0,75Y. С целью поддержки социально уязвимых слоев населения государство повысила государственные расходы на выплату пособий на 300 млн. долл. С целью сохранения сбалансированности государственного бюджета были повышены налоги также на 300 млн. долл.
1)Рассчитать мультипликатор автономных расходов и налоговый мультипликатор.
2)Рассчитать изменение Y в результате увеличения налогов и в результате роста
расходов государства
3)Сформулировать положение о мультипликаторе сбалансированного бюджета.
4. Государственные закупки равны 800, налоговая функция имеет вид Т= 0,6 Y, функция трансфертов F = 0,4 Y, государственный долг D = 2500 при ставке процента R =0,1. Реальный объем производства равен 4000, а потенциальный 4750 Проанализировать бюджет государства.
5. ВНП потенциальный составляет 1200 ден. ед. ВНП фактический составляет 800 ден. ед. Предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Что может сделать государство, чтобы вывести экономику на потенциал:
а)используя поступления (рассчитать) б) используя государственные закупки (рассчитать).
6. Известна функция затрат TC=0,5Q2+2QTC=0,5Q2+2Q и обратная функция спроса P=10−0,5QP=10−0,5Q монополиста. Государство планирует ввести на данный товар налог
(в д.е.) на продажу каждой единицы продукции, обеспечивающий максимум налоговых сборов. Определите величину налоговых поступлений в бюджет.
Комплект тестовых заданий
1. Определенная территория, отличающаяся от других территорий страны по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов
А) Город
Б) Место
В) Регион
Г) Акватория
Д) Аэротория
2. Деление страны на регионы принято называть
А) Копированием
Б) Дроблением
В) Кроением
Г) Районированием
Д) Аэроторией
4. Формой укрепления государственной власти в стране является
А) Федеративное районирование
В) Проблемное экономическое районирование
Г) Административно-территориальное деление
Д) Произвольное районирование
5.Совокупность регионов, которые характеризуются сходством социально-экономических процессов и являются объектом государственного регулирования в основном в форме координации, являются результатом:
А) Федеративного районирования
Б) Общего экономического районирования
В) Проблемного экономического районирования
Г) Административно-территориального деления
Д) Произвольного районирования
6. В соответствии с конкретной целью государственного регулирования применяется
А) Федеративное районирование
Б) Общее экономическое районирование
В) Проблемное экономическое районирование
Г) Административно-территориальное деление
Д) Произвольное районирование
7. Примером общего экономического районирования является выделение в составе Казахстана:
А) Карагандинской области
Б) Западного региона
В) г. Павлодара
Г) Акватории Каспийского моря
Д) Аэротории над Казахстаном
8. Европейский союз – ЕС является примером:
А) Федеративного районирования
Б) Общего экономического районирования
В) Проблемного экономического районирования
Г) Административно-территориального деления
Д) Трансгосударственного районирования
10. Часть региона, в которой наиболее концентрировано выражены его существенные признаки, называется:
А) Точкой
Б) Ядром
В) Центром
Г) Полем
Д) Периферией
11. Участок региона, который можно считать «остальной» частью пространства, дополняющей «ядро», называется:
А) Точкой
Б) Краем
В) Центром
Г) Полем
Д) Периферией
12. Элементарный объект пространства, местность («малая территория») с каким-то одним объектом называется:
А) Локалитет
Б) Промышленный узел
В) Агломерация
Г) Территориально-производственный комплекс
Д) Транспортный узел
13. Агломерация — это
a) территориальное образование
b) управленческий термин
c) хозяйственная структура
14. Администрация экономического развития отвечает за регулирования развития региона в
a) США
b) Германии
c) Франции
d) России
15. В 1950-е годы Н.Н. Колосовским была создана теория_
циклов.
a) энергопроизводственных
b) промышленных
c) сельскохозяйственных
16. В Декларации о регионализме в Европе понятие «регион» интерпретируется как
a) выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать различные политические формы
b) обособленная хозяйственная территория
c) самодостаточное хозяйственно-территориальное образование в границах интеграционного союза
17. В основе формирования технополисов лежит теоретическая концепция
a) полюсов роста
b) интеграционных процессов
6. Важным признаком региона является
a) управляемость
b) относительная самостоятельность
c) хозяйственная самодостаточность
18. Географическое (территориальное) разделение труда — это
a) специализация территорий на отдельных видах продукции и услуг, обмен ими с другими районами страны
b) территориальная организация населения в регионе
c) размещение производительных сил
19. Географическое (территориальное) разделение труда характеризует
a) обмен продукцией и услугами с другими территориями
b) занятость населения в регионе
c) развитие местной промышленности региона
20. Главные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие региона
a) рыночный, конкурентный, производственный
b) стоимостной, финансовый, рентабельный
c) управляемости, соподчиненности, субсидиарной ответственности
21. Главный признак зоны предпринимательства — это
a) льготный режим для предпринимателей
b) государственное финансирование
c) наличие технопарков и технополисов
22. Главный признак свободной экономической зоны — это:
a) отсутствие таможенных ограничений
b) свободное перемещение денежных средств
c) легкий доступ на финансовый рынок региона
23. Государственные корпорации (компании) регионального развития создаются ради ...
a) реализации целей государственного регулирования
b) получения прибыли
c) создания рабочих мест в регионе
24. Делегация по обустройству территории и региональному развитию отвечает за регулирования регионального развития в:
a) Франции
b) Италии
c) Испании
d) Швейцарии
25. Депрессивные регионы — это регионы
a) не реализующие свои потенциальные возможности
b) постоянно существующие в режиме госдотаций
c) с отсталой промышленной базой
26. Добиться естественной стабилизации количества жителей планеты можно
a) повышением жизненного и культурного уровня населения в слаборазвитых районах
b) развитием продовольственной базы стран
c) регулированием рождаемости в странах Азии и Африки
27. Естественный прирост — это
a) разность между количеством родившихся и умерших
b) рост показателя рождаемости на одну семью в данном регионе
c) сокращение показателя смертности в детском возрасте
28. Зоны свободного транзита предназначаются для
a) обслуживания большого интернационального грузопотока
b) перемещения товарной массы через границы государств
c) беспошлинного перемещения грузопотока
29. Ресурсно-производственный потенциал включает
a) основной и оборотный капитал
b) реальные и потенциальные запасы сырья конкретной территории
c) достаточные мощности по добыче и переработке полезных ископаемых в данном регионе
30. Инфраструктура — это:
a) совокупность действующих сооружений, зданий, систем, являющихся необходимыми для развития производства и жизни населения
b) система обеспечения производственной мощности конкретной территории региона
c) система жизнеобеспечения населения региона
31. Исследования путей формирования и функционирования экономики в географическом аспекте, изучение производства в отраслевом разрезе — это метод
а) отраслевой
b) производственный
c) территориально-производственный
32. Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития в России начались в_веке.
a) XIX
b) XX
33. К возобновляемым природным ресурсам относят
a) лес
b) нефть
c) газ
d) уголь
34. К факторам размещения производительных сил относят
a) экономические и природные ресурсы и условия
b) квалификацию рабочей силы
c) развитие промышленной базы региона
35. Специфическими лишь для национальной экономики Российской Федерации являются проблемы
a) природно-климатических особенностей, значимые для экономики
b) глобализации экономики
c) межнациональных различий населения
36. Наиболее экологически опасным считается____ транспорт.
a) автомобильный
b) железнодорожный
c) водный
d) воздушный
37. Крупнейшей формой расселения является__ агломерация.
a) городская
b) сельская
c) региональная
38. Под локализационной экономикой понимается
а) такая экономика, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в нескольких крупных городах
b) экономика успешного региона
c) экономика свободной экономической зоны
39. Макроэкономическими зонами называют
a) крупные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями
b) интеграционные объединения мировых регионов
c) международные экономические союзы
40. Под межотраслевым территориальным комплексом понимаются
a) интегрированные на территории отраслевые производства
b) государственные промышленные корпорации
c) диверсифицированные промышленные объединения в различных регионах страны
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п