учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Мантатова Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Определение состояния здоровья и возможность более раннего и всестороннего
изучения нарушений, возникающих в организме, позволяющих поставить диагноз болезни;
определить этиологию и патогенез болезни; провести диагностику и дифференциальную диагностику; изучить методы морфологического и биохимического состава биологических жидкостей организма.
ОПК-1: Способен определять биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных, а также качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения;
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
эритроцитов. Лейкоцитозы.
Микроскопия осадков мочи.
системы животных. Техника
зондирования и ректального
исследования.
у животных
системы животных: передний отдел
и грудная клетка.
функциональной способности
сердца. ЭКГ. Исследование
артерий и вен. Кровяное давление
почек, мочевого пузыря, уретры.
Катетеризация. Диагностика
болезней органов мочевой
системы.
животного, поверхностная и
глубокая чувствительность,
рефлексы.
нарушениями: белкового,
углеводного, жирового
минерального и витаминного
обменов. Эндокринология.
концепции диагноза и болезни.
Клинический прогноз болезни.
методы клинического исследования
исследований животных
Определение габитуса.
Исследование слизистых оболочек
узлов. Лихорадка, гипотермия
исследований. Исследование
системы крови
крови: лейкоцитов, эритроцитов,
тромбоцитов
эритроцитов. Лейкоцитозы
Микроскопия осадков мочи
системы: верхний, средний и
конечный отделы.
системы животных. Техника
зондирования и ректального
исследования
животных
животных: передний отдел
и грудная
клетка
-сосудистой
системы. Определение
функциональной способности
сердца. ЭКГ. Исследование артерий и вен. Кровяное давление
почек, мочевого пузыря, уретры.
Катетеризация. Диагностика
болезней органов мочевой системы
животного, поверхностная
и
глубокая чувствительность,
рефлексы
нарушениями: белкового,
углеводного, жирового минерального и витаминного обменов.
Эндокринология.
Инструментальные методы диагностики: учебное пособие для обучающихся по специальности 36.05.01 «Ветеринария» / М-во сел.хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова; сост. Н. В. Мантатова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 43 с http://bgsha.ru/art.php?i=2409
Лабораторный анализ желудочного и рубцового содержимого у животных: практикум / М-во сел.хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова; сост. Н. В. Мантатова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 47 с http://bgsha.ru/art.php?i=2186
Электрокардиография у животных: учебное пособие / М-во сел.хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им.В.Р. Филиппова; сост. Н. В. Мантатова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 57 с http://bgsha.ru/art.php?i=1366
Ветеринарная пропедевтика : методические рекомендации по выполнению контрольных работ для обучающихся заочной формы обучения по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарносанитарная экспертиза / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Н. В.
Мантатова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 67 с. http://bgsha.ru/art.php?i=3507
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
1. Перечень вопросов к зачету
Средства для индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов (ВАРО), включая самостоятельную работу:
1.. Комплект тестовых заданий
Средства для текущего контроля
1. Вопросы для устного опроса
2. Разноуровневые задания
Ветеринарная пропедевтика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие о ветеринарной пропедевтике, предмет и метод, связь с другими дисциплинами (ОПК-1)
2. Роль отечественных ученых внесших вклад в развитие ветеринарной пропедевтики (ОПК-1)
3. Симптомы и эталонная форма болезней. Понятие о диагнозе. Виды диагнозов (ОПК-1)
4. Осмотр как метод исследования животных – цели и задачи (ОПК-1)
5. Пальпация: виды, цели и задачи (ОПК-1)
6. Аускультация: виды, цели и задачи. Виды основных аускультативных звуки и механизм их образования (ОПК-1)
7. Перкуссия: виды, цели и задачи. Основные перкуссионные звуки и механизм их образования (ОПК-1)
8. Измерение температуры тела и ее клиническое значение (ОПК-1)
9. Определение габитуса животного (ОПК-1)
10. Понятие о диагнозе, виды диагноза (ОПК-1)
11. Осмотр и пальпация животных (ОПК-1)
12. Регистрация животного и ее клиническое значение(ОПК-1)
13. Анамнез, его клиническое значение (ОПК-1)
15. Понятие о ветеринарной рентгенологии (ОПК-1)
16. Исследование кожи (ОПК-1)
17. Исследование слизистых оболочек (ОПК-1)
18. Исследование лимфатических узлов (ОПК-1)
19. Исследование лимфатических узлов у крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, лошадей (ОПК-1)
20. Исследование конъюнктивы (ОПК-1)
21. Важнейшие рентгенологические признаки заболеваний легких и плевры (ОПК-1)
22. Рентгенологические признаки поражения мочевых органов (ОПК-1)
23. Рентгенологические признаки поражения органов дыхательной системы (ОПК-1)
24. Рентгенологические признаки поражения органов пищеварительной системы(ОПК-1)
25. Свойства рентгеновских лучей (ОПК-1)
26. Схема исследования крови (ОПК-1)
27. Скорость оседания эритроцитов (ОПК-1)
28. Классификация белых кровяных телец (ОПК-1)
29. Определение гемоглобина. Количество его в норме и при патологии (ОПК-1)
30. Техника приготовления и обработка мазков крови (ОПК-1)
31. Подсчет количества лейкоцитов крови, лейкоцитоз, лейкопения (ОПК-1)
32. Подсчет количества эритроцитов, эритроцитоз, эритропения (ОПК-1)
33. Морфология эритроцитов, их изменения при патологии (ОПК-1)
34. Морфологические изменения лейкоцитов (ОПК-1)
35. Исследование ротовой полости (ОПК-1)
36. Исследование глотки и пищевода (ОПК-1)
37. Исследование желудка у лошади(ОПК-1)
38. Исследование желудочного и рубцового содержимого (ОПК-1)
39. Исследование рубца и сетки (ОПК-1)
40. Исследование книжки и сычуга (ОПК-1)
41. Исследование печени (ОПК-1)
42. Ректальное исследование животных (ОПК-1)
43. Схема исследования органов дыхания (ОПК-1)
44. Пальпация грудной клетки (ОПК-1)
45. Характеристика дыхательных движений (ОПК-1)
46. Основные дыхательные шумы и механизм их образования (ОПК-1)
47. Исследование носового истечения и выдыхаемого воздуха (ОПК-1)
48. Исследование придаточных полостей носа (ОПК-1)
49. Исследование гортани, трахеи и кашля (ОПК-1)
50. Методика перкуссии грудной клетки у животных (ОПК-1)
51. Определение задней границы легкого, положение ее в норме и при патологии (ОПК-1)
52. Бронхиальный и амфорический дыхательный шум (ОПК-1)
53. Шум трения, шум плеска, побочные шумы (ОПК-1)
54. Перкуссионные границы легкого (ОПК-1)
55. Схема клинического исследования сердечно-сосудистой системы (ОПК-1)
56. Топография сердца у домашних животных (ОПК-1)
57. Сердечный толчок и его изменения (ОПК-1)
58. Осмотр и пальпация сердечной области (ОПК-1)
59. Перкуссия сердечной области (ОПК-1)
60. Аускультация сердца (ОПК-1)
61. Характеристика ЭКГ и ее клиническое значение (ОПК-1)
62. Исследование периферических вен (ОПК-1)
63. Методы и задачи исследования артериального пульса (ОПК-1)
64. Определение кровяного давления(ОПК-1)
65. Точки наилучшей слышимости сердечных клапанов (ОПК-1)
66. Исследование периферических артерий (ОПК-1)
67. Схема исследования мочевых органов (ОПК-1)
68. Акт мочеиспускания и его расстройства (ОПК-1)
69. Исследование почек (ОПК-1)
70. Физические свойства мочи в норме и при патологии (ОПК-1)
71. Анурия, олигоурия, полиурия (ОПК-1)
72. Определение реакции мочи, норма и патология (ОПК-1)
73. Определение углеводов и кетоновых тел в моче (ОПК-1)
74. Протеиноурия, определение углеводов в моче (ОПК-1)
75. Определение кровяных пигментов в моче (ОПК-1)
76. Осадки мочи (ОПК-1)
77. Схема исследования нервной системы (ОПК-1)
78. Анализ поведения животного (ОПК-1)
79. Исследование черепа и позвоночного столба (ОПК-1)
80. Исследование зрительного анализатора (ОПК-1)
81. Исследование чувствительности (ОПК-1)
83. Исследование двигательной сферы (ОПК-1)
84. Исследование глубокой чувствительности и ее расстройства (ОПК-1)
85. Параличи и парез (ОПК-1)
86. Зоны гипералгезии (ОПК-1)
87. Эталонная форма клинической картины зоба (ОПК-1)
88. Эталонная форма клинической картины алиментарной остеодистрофии (ОПК-1)
89. Эталонная форма клинической картины мочекаменной болезни (ОПК-1)
90. Эталонная форма клинической картины рахита (ОПК-1)
91. Эталонная форма клинической картины метеоризма рубца(ОПК-1)
Комплект тестовых заданий
1. Аускультация это метод исследования путем:
1. ощупывания;
2. измерения температуры тела;
3. выслушивания;
4. выстукивания;
2.Тупой перкуторный звук в норме может быть получен при перкуссии:
1. рубца;
2. легких;
3. мышц;
4. кишечника;
3.Температура тела в норме у птиц:
1.37,6 -38,6 °С;
2.38,5-40,0°С;
3.40,0 – 42,0°С;
4.35,5 - 36,6°С;
4. В каком году открыты х-лучи?
1. 1893;
2. 1895;
3.1875;
4. 1885;
5. Яремная вена у крупных животных располагается на:
1. передней конечности;
2. задней конечности;
3. яремном желобе;
4. голове;
6. Какой жидкостью пользуются при подсчете эритроцитов:
1. хлоридом натрия;
2. антикоагулянтом;
3. жидкостью Тюрка;
4. соляной кислотой;
7. У каких животных определяют СОЭ методом Неводова:
1. птиц;
2. лошадей;
3. собак;
4. лисиц;
8. Какое количество эритроцитов у лошади:
1.5,0-7,5 млн./мкл;
2. 6,0-9,0 млн./мкл;
3. 6,0-7,5 мл/мкл;
4. 2,0 – 4,0 млн./мкл;
9. Ускорение СОЭ бывает при:
1. злокачественных новообразованиях;
2. сильном потении;
3. коликах;
4. анемии;
10.На какое время помещают мазки крови в этиловый спирт для фиксации:
1. 15-30 мин;
2. 5-10 мин;
3. 30-45 мин;
4. 24 часа;
11. От чего зависит цвет мочи здоровых животных:
1. наличия урохрома;
2. желчных пигментов;
3. кровяных пигментов;
4. объема;
12. По состоянию чего судят об уровне обмена веществ в организме:
2. телосложению;
3. темпераменту;
4. анамнезу;
13. Какой цвет имеет слизистая оболочка у здоровых животных:
1. красный;
2. бледно-розовый;
3. синюшный;
4. желтушный;
14. Какими методами можно исследовать пищевод:
1. зондированием;
2. пальпацией;
3. аускультацией;
4. перкуссией;
15.Высокий и звонкий кашель отмечается при:
1.бронхитах;
2.пневмониях;
3.скоплении в дыхательных путях жидкого экссудата;
4.отитах;
16. Сильное надавливание кулаком в области мечевидного хряща применяют для диагностики:
1. книжки;
2. сетки;
3. рубца;
4. легких;
17. Носоглоточное зондирование применяют у:
1. лошадей;
2. КРС;
3. собак;
4. песцов;
18.Установить соответствие:
1.Вялость, апатия А. Выраженное угнетение, без потери
сознания
2.Ступор, сонливость Б. Легкая степень угнетения
3.Сопор В. Состояние граничащее с потерей
сознания
4.Кома Г. Полная потеря сознания
19.Места наилучшей слышимости тонов сердца ……
20.Определите какая клетка крови указана стрелкой
А)Лимфоцит
Б)Сегментоядерный нейтрофил
В)Базофил
Г)Эозинофил
21. Анамнез морби это:
1. информация о животном до заболевания;
2. с момента заболевания;
3. профилактике животного;
4. регистрации;
22. При исследовании ротовой полости обращают внимание на:
1. припухание, влажность;
2. нарушение целостности;
3. отрыжку и жвачку;
4. конъюнктиву;
23. Треножить животное это означает:
1. зафиксировать;
2. зарегистрировать;
3. исследовать;
4. осмотреть;
24. Бимануальная пальпация, это пальпация:
1. одной рукой;
2. двумя руками;
3. инструментами;
4. плессиметрами;
25. При диагностике эндемического зоба в какую сторону изменяется в объеме щитовидная железа:
1. уменьшается;
2. увеличивается и разрастается;
3. увеличивается;
26.Звуки жжужания, свиста:
1.сухие хрипы;
2.влажные хрипы;
3.крепитирующие хрипы;
4.крепитация;
27.При агонии температура тела:
1.повышается;
2.понижается;
3.резко поднимается и падает;
4.не изменяется;
28. Тонические сокращения жевательных мышц:
1. тремор;
2. тризм;
3. тетанус;
4. конвульсии;
28.С какой стороны подходят к КРС:
1.сбоку и спереди;
2.сзади;
3.спереди;
4.справа;
29. Сердечный толчок – это:
1.колебание брюшной стенки;
2.колебание грудной клетки;
3.колебание брюшной и грудной стенок;
4.колебание кишечника;
30. Олигоурия это:
1.выделение большого количества мочи;
2.выделение малого количества мочи;
3.отсутствие выделения мочи;
4.болезненное мочеиспускание;
31. Открытое механическое повреждение целостности кожи это:
1.эрозии;
2.раны;
3.трещины;
4.некроз;
32. Какие лимфатические узлы исследуют у свиней
1.коленной складки
2.предлопаточные
3.паховые
4.подчелюстные
33.…….. открытые механические повреждения целостности кожи
34.Дрожание которое проявляется ритмическими колебаниями головы, конечностей и даже всего тела в покое и при движении…….. тремор
35. Укажите два правильных ответа
Какие органы поражаются при гиповитаминозе А:
1.эпителиальные ткани;
2.органы зрения;
3.паренхиматозные органы;
4.органы слуха;
36.Укажите два правильных ответа
У каких животных определяют СОЭ методом Неводова:
1.птиц;
2.лошадей;
3.собак;
4.свиней;
37.При фиксации какого вида животного накладывают путо на заднюю и переднюю конечности по диагонали:
1.свиней;
2.овец;
3.лошадей;
4.кошек;
38.Каких животных одновременно фиксируют за рога и шею:
1.КРС;
2.овец;
3.верблюдов;
4.мулов;
39.Пальпация это метод исследования путем:
1.ощупывания;
3.выслушивания;
4.аускультации;
40.Специальные методы исследования это:
1.исследование желудка;
2.лимфатических узлов;
3.желудочного содержимого;
4.пальпация;
41.Гипертермия это:
1.повышение температуры;
2.понижение температуры;
3.температура тела в норме;
42.На чем готовят мазки крови:
1.покровных стеклах;
2.предметных стеклах;
3.различных камерах;
4.меланжерах;
43.Какими методами можно исследовать пищевод:
1.зондированием;
2.перкуссией;
3.аускультацией;
4термометрией;
44.Костальный тип дыхания встречается у:
1.лошадей;
2.собак;
3.свиней;
4.норок;
45.При миокардите сердечный толчок:
1.ослабевает;
2.усиливается;
3не выявляется;
4.затухает;
46.Щитовидную железу исследуют путем:
1.аускультации;
2.перкуссии;
3.осмотрома и пальпации;
4.зондированием;
47.Полное отсутствие кожной чувствительности ………….(анестезия)
48. Установить соответствие
1.Громкий, сильный, отрывистый а. При скоплении жидкого экссудата
кашель
2.Глубокий, слабый, глухой б. При ларингите, бронхите, трахеите
кашель
3.Влажный кашель в. При болезнях легких
4.Болезненный кашель г. При плеврите
49.Установить соответствие
1.Лошади а. Паховые лимфоузлы
2.Собаки б. Подчелюстные, коленной складки и
срамные лимфоузлы
3.Крупнорогатый скот в. Подчелюстные лимфоузлы
4.Свиньи г. Подчелюстные, предлопаточные,
коленной складки, надвыменные
лимфоузлы
Комплект вопросов для устного опроса
Раздел 1. Общая диагностика. Рентгенодиагностика
1. Что такое ветеринарная пропедевтика как наука?
2. Назовите виды диагнозов
3. Что записывают в амбулаторном журнале при регистрации животных?
4. Назовите минимум по три болезни незаразной этиологии, свойственным животным разного вида и возраста.
5. Что такое анамнез и какие бывают виды анамнеза?
6. Какие вопросы задают владельцу животного при сборе анамнеза морби?
7. Какие вопросы задают владельцу животного при сборе анамнеза витаэ?
8. Назовите правила фиксации лошадей.
9. Назовите методы фиксации крупного рогатого скота.
10. Назовите методы фиксации мелких животных и птиц.
11. Какие методы исследования животных относятся к общим?
13. Дайте классификацию методов пальпации животных.
14. Что такое перкуссия животных и каковы ее цели?
15. Что такое аускультация животных: какие органы чаще подвергаются выслушиванию и на что при этом обращают внимание?
16. Что называется термометрией, и какие бывают методы термометрии животных?
17. Укажите температуру тела у здоровых лошадей, КРС, МРС, свиней.
18. Дайте классификацию лихорадок по степени подъема температуры и продолжительности течения патологического процесса.
19. Какова природа и важнейшие свойства рентгеновских лучей?
20. Опешите механизм возникновения рентгеновских лучей в трубке.
21. С какой целью применяются рентгеновские лучи в ветеринарии?
22. Какие изменения в рентгеновском изображении костей и суставов бывают при патологии (назовите минимум три болезни)?
23. Какие изменения в рентгеновском изображении пищеварительного тракта и мочевых органов бывают при патологии (назовите минимум три болезни)?
24.Какие изменения в рентгеновском изображении легких бывают при патологии (назовите минимум три болезни)?
25.Назовите специальные методы рентгенологического анализа.
26.Что понимается под габитусом. На что обращают внимание при оценке габитуса? Каково состояние отдельных частей габитуса у здоровых животных?
27.На что обращают внимание при осмотре видимых слизистых оболочек?
28.Что относится к физиологическим свойствам кожи? Каково состояние этих свойств у здоровых животных?
29.Что относится к патологическим изменениям кожи?
30.Что называется отеком, какие бывают виды отёков?
31.Что такое эмфизема кожи? Каковы бывают виды эмфизем?
32.Какие лимфатические узлы исследуют у лошадей и к.р.с.? На что обращают при осмотре и пальпации этих узлов?
Раздел 2. Лабораторная диагностика
1.Что такое кровь? Каковы ее основные функции?
2.Дайте схему исследования крови и что включается каждый ее раздел?
3.Опишите кратко методику определения СОЭ макро- и микро методом.
4.Какие факторы внешней и внутренней среды оказывают наибольшее влияние на СОЭ?
5.Что такое ацидоз и алкалоз крови? Назовите минимум по три болезни, которые сопровождаются указанным состоянием крови.
6.Что такое гемоглобин, из чего он состоит и каковы его физиологические функции?
7.Что такое оксигемоглобин, карбоксигемоглобин и метгемоглобин? Чем последний отличается от первых?
8.Что относится к форменным элементам крови? Каковы физиологические функции каждого из них?
9.Какими методами можно определить количество эритроцитов в крови у животных? На каких принципах основаны эти методы?
10.Опишите кратко методику подсчета эритроцитов и лейкоцитов в камере Горяева.
11.Укажите и объясните формулы, по которым рассчитываются количество эритроцитов и лейкоцитов.
12.Для чего делают мазки крови? Что значит хороший мазок крови?
13.Дайте классификацию лейкоцитов.
14.Что такое лейкограмма, и какими методами ее можно выводить?
15. На что обращают внимание при оценке морфологии эритроцитов.
16.Что такое моча? Дайте подробную схему ее исследования
17.Каковы физические свойства мочи у здоровых лошадей и к.р.с., какие изменения могут быть при патологии.
18.Какими методами и как определяется реакция мочи? Какова она у травоядных, плотоядных и всеядных, какие при этом бывают изменения?
19.Опишите кратко реакцию, при помощи которой определяют содержание белка в моче.
20.Есть ли углеводы в моче здоровых животных? Что называется глюкозурией? При каких болезнях отмечается это явление?
21.Что такое гематурия и гемоглобинурия? При каких болезнях отмечается каждое из этих состояний?
22.Какие вещества относятся к желчным пигментам? На каком принципе основаны качественные пробы на данные пигменты? Назовите пробы, при которых определяют наличие желчных пигментов в моче.
23.Каково клиническое значение исследования мочи у животных?
Раздел 3. Специальные исследования систем организма (пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевой и нервной)
1.Дайте схему исследования органов пищеварения?
2.На что обращают внимание при исследовании ротовой полости? Дайте характеристику каждой составной части ротовой полости у здоровых животных?
3.Какими методами исследуют глотку и пищевод? Дайте характеристику состояния глотки у здоровых животные. Какие изменения глотки могут быть при патологии, чем характеризуются эти изменения и при каких болезнях они отмечаются?
4.Какие органы пищеварения относятся к преджелудкам? Укажите их топографию.
5.Где находится сетка? Какими методами она исследуется, на что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состояния сетки у здоровых животных.
6.Опишите топографию книжки. Какими методами исследуют этот орган и на что при этом обращают внимание? Дайте
7.Где располагается зоб у птиц? Какими методами он исследуется?
8.Укажите топографию желудка у лошадей, свиней. Какими методами исследуют его? Дайте характеристику состояния желудка у здоровых животных.
9.Где располагается сычуг у жвачных? Какими методами он исследуется и на что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состояния сычуга у здоровых животных.
10.Где располагается печень? Какими методами она исследуется? На
что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состояния печени у здоровых животных
11.Назовите топографию кишечника у рогатого скота и лошадей. Какими наружными методами исследуют его и на что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состояния кишечника у данных животных в норме с указанием топографии конкретных свойств его.
12.Что такое эксплорация? Каковы её цели и клиническое значение?
13.Изложите схему исследования дыхательной системы
14.На какие свойства слизистой оболочки обращают внимание при исследовании носовой полости? Каковы эти свойства у здоровых животных разных видов.
15.Какими методами исследуют гортань и трахею на какие свойства её обращают внимание? Каковы эти свойства у здоровых животных?
16.Укажите количество дыханий у здоровых лошадей, крс, свиней и собак
Какие изменения частоты дыханий бывают при патологии, и при каких болезнях отмечается каждый вид изменений?
17.Что называется одышкой? Какие бывают виды одышек? Дайте клиническую характеристику каждому виду одышки и назовите болезни, при которых они наблюдаются.
18.Что такое перкуссия грудной клетки. Изложите правила перкуссии Назовите виды перкуссионных звуков. От чего зависит характер перкуссионного звука и о чем свидетельствует каждый из них?
19.Что такое аускультация грудной клетки? Каковы ее правила? Каковы цели аускультации легких?
20.Какие дыхательные шумы выслушиваются в легких, и какие при этом могут быть изменения у здоровых животных?
21.Дайте схему исследования сердечно-сосудистой системы.
22.Опишите топографию сердца у лошадей и крс.
23.Какие изменения свойств сердечного толчка могут быть при патологии, каковы причины этих изменений и при каких болезнях они отмечаются?
24.Какова цель перкуссии сердечной области? Назовите границы сердца у здоровых лошадей и крс и возможные отклонения их при патологии.
25.Какова сила сердечных тонов у здоровых животных? От чего она зависит?
Дайте схему исследования мочевой системы
26.Исследование почек, мочевого пузыря и уретры
27.Акт мочеиспускания и его расстройства
28.Назовите 8 пороков (простых) сердца
29.Схема исследования нервной системы
30.Анализ поведения животного
31.Исследование двигательной сферы
Комплект заданий для модуля 1,2
Раздел 1. Общая диагностика. Рентгенодиагностика
1.Что такое ветеринарная пропедевтика как наука?
2.Что изучает каждый элемент предмета ветеринарной пропедевтики?
3.Какие виды диагнозов применяются в ветеринарной пропедевтике с трудами, каких ученых связано формирование каждого из них.
4.Что записывают в амбулаторном журнале при регистрации животных?
5.Каково клиническое значение регистрации данных животных?
6.Назовите минимум по три болезни, свойственным животным разного вида и возраста.
7.Что такое анамнез и какие бывают виды анамнеза?
8.Какие вопросы задают владельцу животного при сборе анамнеза морби?
9.Какие вопросы задают владельцу животного при сборе анамнеза витаэ?
10.Каково клиническое значение анамнеза?
11.Каковы правила подхода врача к животным?
12.Назовите правила фиксации лошадей.
13.Назовите методы фиксации крупного рогатого скота.
14.Назовите методы фиксации мелких животных и птиц.
15.Дайте классификацию методов исследования животных.
16.Какие методы исследования животных относятся к общим?
17.Каково клиническое значение осмотра животных?
18.Дайте классификацию методов пальпации животных.
19.Каково клиническое значение пальпации животных?
20.Что такое перкуссия животных и каковы ее цели?
22.Каковы правила перкуссии животных?
23.Какие органы у животных подвергаются перкуссии?
24.Каково клиническое значение перкуссии животных?
25.Что такое аускультация животных: какие органы чаще подвергаются выслушиванию и на что при этом обращают внимание?
27.Дайте характеристику (что напоминает, какова сила звука, обнаруживаемых при выслушивании) сердца, легких и пищеварительного тракта.
28.Что называется термометрией, и какие бывают методы термометрии животных?
29.Чем отличается максимальный ртутный термометр от химического, и чем это обусловлено?
30.Укажите температуру тела у здоровых лошадей, КРС, МРС, свиней.
31.Какие бывают изменения температуры тела, и при каких болезнях. Назовите минимум по три болезни.
32.Дайте классификацию лихорадок по степени подъема температуры и продолжительности течения патологического процесса.
33.Каково клиническое значение термометрии животных, как метода исследования?
34.Какова природа и важнейшие свойства рентгеновских лучей?
35.Опешите механизм возникновения рентгеновских лучей в трубке.
36.С какой целью применяются рентгеновские лучи в ветеринарии?
37.На что обращают внимание при анализе рентгеновского изображения, какого либо органа на экране или пленке?
38.Какие изменения в рентгеновском изображении костей и суставов бывают при патологии (назовите минимум три болезни)?
39.Какие изменения в рентгеновском изображении пищеварительного тракта и мочевых органов бывают при патологии (назовите минимум три болезни)?
40.Какие изменения в рентгеновском изображении легких бывают при патологии (назовите минимум три болезни)?
41.Что понимается под габитусом. На что обращают внимание при оценке габитуса? Каково состояние отдельных частей габитуса у здоровых животных?
42.На что обращают внимание при осмотре конъюнктивы? Каково состояние её у здоровых животных? Какие бывают изменения конъюнктивы при патологии? О чём свидетельствуют эти изменения?
43.Что относится к физиологическим свойствам кожи? Каково состояние этих свойств у здоровых животных? Какие бывают изменения физиологических свойств кожи, и при каких патологических процессах он отмечается?
44.Что относится к патологическим изменениям кожи?
45.Что называется отеком, какие бывают виды отёков, чем они характеризуются и при каких болезнях бывает каждый из них?
46.Что такое эмфизема кожи? Каковы бывают виды эмфизем? Какими симптомами они характеризуются, и при каких болезнях отмечаются?
47.Какие лимфатические узлы исследуют у лошадей и к.р.с.? На что обращают при осмотре и пальпации (внимание) этих узлов? Каковы на ощупь лимфатические узлы у здоровых животных?
48.Какие бывают изменения лимфоузлов при патологии, какими симптомами они характеризуются и при каких болезнях отмечаются?
Раздел 2. Лабораторная диагностика
1.Что такое кровь? Каковы ее основные функции?
2.Дайте схему исследования крови и что включается каждый ее раздел?
3.Опишите кратко методику определения СОЭ макро- и микро методом.
4.Какие факторы внешней и внутренней среды оказывают наибольшее влияние на СОЭ?
5.Укажите СОЭ у здоровых лошадей и рогатого скота (в последнем случае при вертикальном и наклонном положении штатива).
6.Какие бывают изменения СОЭ при патологии. Назовите минимум по три болезни, которые сопровождаются соответствующим изменением СОЭ?
7.Что такое СОЭ, о чем она свидетельствует и при каких болезнях отмечается?
8.Что такое ацидоз и алкалоз крови? Назовите минимум по три болезни, которые сопровождаются указанным состоянием крови.
9.Что такое гемоглобин, из чего он состоит и каковы его физиологические функции?
10Что такое оксигемоглобин, карбоксигемоглобин и метгемоглобин? Чем последний отличается от первых?
11.Назовите методы определения количества гемоглобина. На каких принципах основаны эти методы и в чем преимущество одного над другим?
12.Какие изменения количества гемоглобина бывают при патологии. Как называются эти изменения?
13.Назовите минимум по три болезни, которые сопровождаются каждым изменением гемоглобина.
14.Что относится к форменным элементам крови? Каковы физиологические функции каждого из них?
15Какими методами можно определить количество эритроцитов в крови у животных? На каких принципах основаны эти методы?
16.Дайте полную характеристику счетной камеры Горяева: устройство, площадь, размеры. Объем всей камеры?
17.Чем отличается эритроцитарный меланжер от лейкоцитарного, чем и во сколько раз соответственно разводят кровь них перед подсчетом?
18.Опишите кратко методику подсчета эритроцитов и лейкоцитов в камере Горяева.
19.Укажите и объясните формулы, по которым рассчитываются количество эритроцитов и лейкоцитов.
20.Каково количество эритроцитов и лейкоцитов у здоровых лошадей, крс, мрс и свиней и какие бывают изменения их при патологи?
21.Назовите минимум по три болезни, которые сопровождаются каждым изменением количества эритроцитов и лейкоцитов.
22.Для чего делают мазки крови? Что значит хороший мазок крови?
23.Какие мазки крови считаются плохими? Каковы причины таких мазков?
Какую реакцию должна иметь дистиллированная вода при окраске мазков крови, как она определяется, и что нужно делать, чтобы можно было ее применять?
25.Что такое лейкограмма, и какими методами ее можно выводить?
Дайте классификацию лейкоцитозов.
26. На что обращают внимание при оценке морфологии эритроцитов.
27.Что такое моча? Дайте подробную схему ее исследования
28.Каковы физические свойства мочи у здоровых лошадей и какие могут быть изменения при патологии.
29.Каковы физические свойства мочи у здоровых крс и какие могут быть изменения при патологии.
30.При каких патологических процессах, и какие бывают изменения физических свойств мочи у животных (приведите минимум три примера).
31.Какими методами и как определяется реакция мочи? Какова она у травоядных, плотоядных и всеядных, какие при этом бывают изменения?
32.Назовите методы, при помощи которых определяют количество и качество белка в моче. Каким требованиям должна отвечать моча при исследовании ее на содержание белка?
33.Опишите кратко минимум три реакции, при помощи которых определяют содержание углеводов в моче. Что считается положительной пробой в каждой реакции?
34.Есть ли углеводы в моче здоровых животных? Что называется глюкозурией? При каких болезнях отмечается это явление?
35.Каким требованиям должна отвечать моча при исследовании её на содержание кровяных пигментов? На каком принципе основаны пробы на данные пигменты? Каков химический состав реактивов, применяемых в этих пробах?
36.Что такое гематурия и гемоглобинурия? При каких болезнях отмечается каждое из этих состояний?
37.Какие вещества относятся к желчным пигментам? На каком принципе основаны качественные пробы на данные пигменты? Назовите пробы, при которых определяют наличие желчных пигментов в моче.
38.Что считается положительной пробой на желчные пигменты? Если она в моче здоровых животных? Что такое билирубинурия? Назовите минимум три болезни, которые сопровождаются билирубинурией.
39.Каково клиническое значение исследования мочи у животных?
Раздел 3. Специальные исследования систем организма (пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевой и нервной)
1.Дайте схему исследования органов пищеварения?
2.На что обращают внимание при исследовании ротовой полости? Дайте характеристику каждой составной части ротовой полости у здоровых животных?
3.Какими методами исследуют глотку? Дайте характеристику состояния глотки у здоровых животные. Какие изменения глотки могут быть при патологии, чем характеризуются эти изменения и при каких болезнях они отмечаются?
4.Какими методами исследуют пищевод? Дайте характеристику состояния пищевода у здоровых животных. Какие изменения пищевода могут быть при патологии, чем характеризуются эти изменения и при каких болезнях наблюдаются
5.Какие органы пищеварения относятся к преджелудкам? Укажите их топографию.
6.Что такое зондирование рубца? Каковы его цели? Опишите технику зондирования рубца у крупного рогатого скота.
7.Какие изменения рубца бывают при патологии, чем характеризуется, эти изменения при каких болезнях отмечаются?
8.Где находится сетка? Какими методами она исследуется, на что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состояния сетки у здоровых животных.
9.Опишите топографию книжки. Какими методами исследуют этот орган и на что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состоять книжки у здоровых животных.
10.Где располагается зоб у птиц? Какими методами он исследуется?
11.Укажите топографию желудка у лошадей, свиней. Какими методами исследуют его? Дайте характеристику состояния желудка у здоровых животных.
12.Где располагается сычуг у жвачных? Какими методами он исследуется и на что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состояния сычуга у здоровых животных.
13.Где располагается печень? Какими методами она исследуется? На
что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состояния печени у здоровых животных
14.Назовите топографию кишечника у рогатого скота. Какими наружными методами исследуют его и на что при этом обращают внимание? Дайте характеристику состояния кишечника у данных животных в норме с указанием топографии конкретных свойств его.
15.Опишите топографию кишечника у лошадей (где и что находится). Какими методами он исследуется и на что при этом обращаю внимание. Дайте характеристику состояния кишечника у здоровых лошадей.
16.Что такое эксплорация? Каковы её цели и клиническое значение?
17.Изложите схему исследования дыхательной системы
18.На какие свойства слизистой оболочки обращают внимание при исследовании носовой полости? Каковы эти свойства у здоровых животных разных видов.
19.Что относится к придаточным полостям носа, какими методами исследуют их, на что обращают при этом внимание? Дайте клиническую характеристику придаточным полостям носа у здоровых животных.
20.Какими методами исследуют гортань на какие свойства её обращают внимание? Каковы эти свойства у здоровых животных?
21.Какими методами исследуют трахею, на какие её свойства обращают при этом внимание. Опишите клиническое состояние трахеи у здоровых животных
22.Укажите количество дыханий у здоровых лошадей, крс, свиней и собак
Какие изменения частоты дыханий бывают при патологии, и при каких болезнях отмечается каждый вид изменений?
23.Нa какие свойства дыхательных движений обращают внимание при осмотре грудной клетки, каковы эти свойства у здоровых животных и какие изменения каждого из них могут быть при патологии?
24.Что такое тип дыхания, как определяется и каков он у здоровых животных? Какие изменения типа дыхания могут
25.Что называется одышкой? Какие бывают виды одышек? Дайте клиническую характеристику каждому виду одышки и назовите болезни, при которых они наблюдаются.
26.Что такое перкуссия грудной клетки. Изложите правила перкуссии Назовите виды перкуссионных звуков. От чего зависит характер перкуссионного звука и о чем свидетельствует каждый из них?
27.Назовите топографии задней границы легких у здоровых лошадей, крс, свиней и собак и возможные изменения ее при патологии. Каков характер перкуссионного звука легких у здоровых животных? Какие изменения возможны при патологии?
28.Что такое аускультация грудной клетки? Каковы ее правила? Каковы цели аускультации легких?
29Какие дыхательные шумы выслушиваются в легких, и какие при этом могут быть изменения у здоровых животных?
30.Дайте характеристику бронхиальному дыхательному шуму. Какими буквами можно их обозначить?
31.Что такое хрипы? О чём они свидетельствует и при каких болезнях отмечается?
32.Дайте схему исследования сердечно-сосудистой системы.
33.Опишите топографию сердца у лошадей и крс.
34.Как и с какой целью проводят осмотр сердечной области? Каково состояние этой области в норме, какие изменения могут быть при патологи и при каких болезнях в частности?
35.Какие изменения свойств сердечного толчка могут быть при патологии, каковы причины этих изменений и при каких болезнях они отмечаются?
36.Какова цель перкуссии сердечной области? Назовите границы сердца у здоровых лошадей и крс и возможные отклонения их при патологии.
37.Какова сила сердечных тонов у здоровых животных? От чего она зависит?
38.Назовите 8 пороков (простых) сердца
39.Схема исследования нервной системы
40.Анализ поведения животного
41.Исследование черепа и позвоночного столба
42.Исследование зрительного анализатора
43.Исследование чувствительности
44.Исследование рефлексов
45.Исследование двигательной сферы
46.Исследование глубокой чувствительности и ее расстройства
47.Патология щитовидной железы
48.Патология поджелудочной железы
Комплект разноуровневых заданий
Задача 1 подзадача 1
Сущность данного синдрома сводится к ограничению работоспособности сердца, когда оно не способно поднять минутный объем крови, прогоняемый через сердце, чтобы адекватно обеспечить обменные процессы организма. Причинами такого состояния могут быть перенапряжения миокарда, нарушение его кровообращения, нейро-эндокринные нарушения, недостаточное снабжение миокарда кислородом, питательными веществами- витаминами, углеводами, микроэлементами.
Укажите синдром
1.Синдром недостаточности митрального клапана
2.Синдром общей сердечной недостаточности
3.Синдром поражения перикарда
4.Синдром левосторонней недостаточности сердца
Задача 1 подзадача 2
Сущность данного синдрома сводится к ограничению работоспособности сердца, когда оно не способно поднять минутный объем крови, прогоняемый через сердце, чтобы адекватно обеспечить обменные процессы организма. Причинами такого состояния могут быть перенапряжения миокарда, нарушение его кровообращения, нейро-эндокринные нарушения, недостаточное снабжение миокарда кислородом, питательными веществами- витаминами, углеводами, микроэлементами.
Какие методы диагностики необходимо провести в данном случае
Укажите один правильный ответ
1.Определение в крови гемоглобина, эритроцитов, аланинтрансамилазы, электрокардиография
2. Определение в крови лейкоцитов, электрокардиография
3.Определение в крови холестерина, трансамилазы
4.Ультразвуковое исследование сердца с допплерографией
Задача 1 подзадача 3
Сущность данного синдрома сводится к ограничению работоспособности сердца, когда оно не способно поднять минутный объем крови, прогоняемый через сердце, чтобы адекватно обеспечить обменные процессы организма. Причинами такого состояния могут быть перенапряжения миокарда, нарушение его кровообращения, нейро-эндокринные нарушения, недостаточное снабжение миокарда кислородом, питательными веществами- витаминами, углеводами, микроэлементами.
Установить соответствие между понятиями и их содержанием
1)Легкая степень сердечной недостаточности
3)Тяжёлая степень сердечной недостаточности
А. Падение кровяного давления, бледность слизистых оболочек, выделение холодного липкого пота, понижение температуры тела
Б. Симптомы нарушений появляются при легких физических нагрузках, не выходящих за физиологически допустимые
В. Симптомы появляются при незначительных напряжениях (движение по ровному месту) вызывают тахикардию, одышку, цианоз
Г. Симптомы нарушений возникают при менее значительных напряжениях
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задача 2 подзадача 1
Эти нарушения у животных сопровождаются снижением или увеличением содержания общего кальция и неорганического фосфора в сыворотке крови, изменением их соотношения, повышением активности щелочной фосфатазы. У животных они проявляются расстройством пищеварения и дистрофическими процессами в скелете, извращением аппетита, деминерализацией хвостовых позвонков и ребер, деформацией грудной клетки, утолщением суставов, искривлением конечностей, позвоночника, судорогами.
О недостатке каких микро-и макроэлементах идет речь
1.Недостаточность йода
2.Недостаточность магния
3.Недостаточность железа
4.Недостаточность кальция и фосфора
Задача 2 подзадача 2
Эти нарушения у животных сопровождаются снижением или увеличением содержания общего кальция и неорганического фосфора в сыворотке крови, изменением их соотношения, повышением активности щелочной фосфатазы. У животных они проявляются расстройством пищеварения и дистрофическими процессами в скелете, извращением аппетита, деминерализацией хвостовых позвонков и ребер, деформацией грудной клетки, утолщением суставов, искривлением конечностей, позвоночника, судорогами.
Какие методы диагностики необходимо провести в данном случае
Укажите один правильный ответ
1.Определение в сыворотке крови общего кальция, неорганического фосфора, щелочной фосфатазы, рентгенографию позвоночника, конечностей
2.Определение в сыворотке крови железа, рентгенографию
3.Определение в сыворотке крови селена, УЗИ органов брюшной полости
4.Определение в сыворотке крови общего магния, щелочной фосфатазы, электрокардиографию
Задача 2 подзадача 3
Эти нарушения у животных сопровождаются снижением или увеличением содержания общего кальция и неорганического фосфора в сыворотке крови, изменением их соотношения, повышением активности щелочной фосфатазы. У животных они проявляются расстройством пищеварения и дистрофическими процессами в скелете, извращением аппетита, деминерализацией хвостовых позвонков и ребер, деформацией грудной клетки, утолщением суставов, искривлением конечностей, позвоночника, судорогами.
Установить соответствие между понятиями и их содержанием
1)Рахит молодняка
2)Остеомаляция
3)Остеопороз
А. Извращение аппетита, хвостовые позвонки, ребра деминерализуются, зубы расшатываются
Б. Деформация грудной клетки, искривление конечностей, позвоночника, появление «реберных чёток»
В. Болезненность, деформация и ломкость трубчатых костей
Г. Появление облысения, снижение продуктивности, лизуха
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задача 3 подзадача 1
При диагностике данной области определяют форму прямоугольного треугольника, у которого вершина прямого угла располагается у каудального края лопатки. Верхняя граница проходит горизонтально, передняя опускается вертикально. Гипотенуза треугольника представляет собой изогнутую линию, соответствующую каудальной границе органа. Перкуссия предлопаточной области у упитанных животных дает притупленный звук, у тощих – ясный звук.
При диагностике какого органа идет речь
1.Легких
2.Печени
3.Сердца
4.Селезенки
Задача 3 подзадача 2
При диагностике данной области определяют форму прямоугольного треугольника, у которого вершина прямого угла располагается у каудального края лопатки. Верхняя граница проходит горизонтально, передняя опускается вертикально. Гипотенуза треугольника представляет собой изогнутую линию, соответствующую каудальной границе органа. Исследуя предлопаточную область у упитанных животных определяют притупленный звук, у тощих – ясный звук.
Укажите один правильный ответ
1.пальпацию
2.перкуссию
3.осмотр
4.аускультацию
Задача 3 подзадача 3
При диагностике данной области определяют форму прямоугольного треугольника, у которого вершина прямого угла располагается у каудального края лопатки. Верхняя граница проходит горизонтально, передняя опускается вертикально. Гипотенуза треугольника представляет собой изогнутую линию, соответствующую каудальной границе органа. Исследуя предлопаточную область у упитанных животных определяют притупленный звук, у тощих – ясный звук.
Установить соответствие между понятиями и их содержанием
1)Передняя перкуторная граница
2)Задняя перкуторная граница
3)Верхняя перкуторная граница
А. Начинается от заднего угла лопатки и идет параллельно остистым отросткам грудных позвонков отступя от них на ширину ладони у крупных животных, а у мелких на два пальца
Б. Начинается от заднего угла лопатки и идет вниз по линии анконеусов
В. Эту границу определяют по трем горизонтальным линиям: линии маклока, седалищного бугра и плечевого сустава
Г. От локтевого бугра вверх в сторону маклока под углом 450
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
Задача 4 подзадача 1
Рефлекс - сложный процесс, возможный при координированном участии рецепторов, нервов, спинного и головного мозга, мышц и других органов. При нарушении целостности или функции хотя бы одного из этих органов рефлекторная дуга прерывается, и рефлекса не происходит. Для клинической практики метод рефлексов ценен тем что позволяет сделать заключение о нервно-мышечном аппарате и проводящих путей, проанализировать состояние различных органов или систем.
О какой системе организма сказано
1.пищеварительной
2.дыхательной
3.нервной
4.мочевой
Задача 4 подзадача 2
Рефлекс - сложный процесс, возможный при координированном участии рецепторов, нервов, спинного и головного мозга, мышц и других органов. При нарушении целостности или функции хотя бы одного из этих органов рефлекторная дуга прерывается, и рефлекса не происходит. Для клинической практики метод рефлексов ценен тем что позволяет сделать заключение о нервно-мышечном аппарате и проводящих путей и проанализировать состояние различных органов или систем.
Укажите один правильный ответ
Укажите метод исследования
1.термометрия
2.осмотр и пальпация
3.перкуссия
4.аускультация
Задача 4 подзадача 3
Рефлекс - сложный процесс, возможный при координированном участии рецепторов, нервов, спинного и головного мозга, мышц и других органов. При нарушении целостности или функции хотя бы одного из этих органов рефлекторная дуга прерывается, и рефлекса не происходит. Для клинической практики метод рефлексов ценен тем что позволяет сделать заключение о нервно-мышечном аппарате и проводящих путей и проанализировать состояние различных органов или систем.
Установить соответствие между понятиями их содержанием
1)Корнеальный рефлекс
2)Рефлекс кремастера
3)рефлекс холки
А. Смыкание век и слезотечение при прикосновении к роговице
Б. Понимание семенника соответствующей стороны при раздражении кожи внутренней поверхности бедра
В. Прикосновение к коже в области холки, которое вызывает сокращение подкожной мышцы
Г. Появление кашля при сдавливании передних колец трахеи
Задача 5 подзадача 1
Сетка – второй отдел преджелудков жвачных животных. Лежит в куполе диафрагмы т.е. в нижней части брюшной полости, где передняя часть сетки доходит до 6-7 –го ребра и прилегает к диафрагме, а задняя часть расположена над мечевидным хрящом и прилегает к диафрагме. Вместимость сетки у коров около 4-6 литров, у овец и коз 1-2 литра.
Укажите основное заболевание сетки
2.травматический ретикулит
3.тимпания рубца
4.омазит
Задача 5 подзадача 2
Сетка – второй отдел преджелудков жвачных животных. Лежит в куполе диафрагмы т.е. в нижней части брюшной полости, где передняя часть сетки доходит до 6-7 –го ребра и прилегает к диафрагме, а задняя часть расположена над мечевидным хрящом и прилегает к диафрагме. Вместимость сетки у коров около 4-6 литров, у овец и коз 1-2 литра.
Укажите два правильных ответа
Диагностика сетки
1.Осмотр, пальпация, диагностические приемы на болевую реакцию сетки
2.Металлоиндикаторы, гематологические исследования
3.Аускультация
4.Термометрия
Задача 5 подзадача 3
Сетка – второй отдел преджелудков жвачных животных. Лежит в куполе диафрагмы т.е. в нижней части брюшной полости, где передняя часть сетки доходит до 6-7 –го ребра и прилегает к диафрагме, а задняя часть расположена над мечевидным хрящом и прилегает к диафрагме. Вместимость сетки у коров около 4-6 литров, у овец и коз 1-2 литра.
Установить соответствие между понятиями их содержанием
1)Травматический ретикулит
2)Тимпания рубца
3)Воспаление сычуга
А. Сетка
Б.Сычуг
В.Рубец
1. Бронхопневмония
2. Эмфизема легких
3. Плеврит
4. Стоматит
5. Фарингит
6. Гастроэнтерит
7. Метеоризм рубца
8. Травматический ретикулит
9. Миокардит
10. Эндокардит
11. Перикардит
12. Гепатит и гепатоз
13. Нефрит
14. Цистит
15. Мочекаменная болезнь
16. Менингоэнцефалит
17. Миелит
18. Кетоз
19. Алиментарная остеодистрофия
20. Эндемический зоб
21. Беломышечная болезнь
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п