учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Бахрунов К.К.
(представитель работодателя)
Задачи: получение знаний по теоретическим основам и приобретение практических навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки в области химии лесных ресурсов.
ПКС-5: Умением использовать знания технологических систем, средств и методов при решении профессиональных задач лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов;
растворителей:
растворителей
растворителей
растворителей, но допускает некоторые неточности
оборудовании.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice.
http://bgsha.ru/art.php?i=2954
Неорганическая химия: учебно-методическое пособие для студентов специальностей и направлений агрономического, ветеринарной медицины, технологического, инженерного факультетов, ИЗКиМ всех форм обучения/ Т.Ц. Жамсуева, А.В. Бардымова, Л.П. Ильина, Ц.-Д.Д. Батомункуева. Часть II. – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2013. – 183 с. (46 экз.) Библиотека БГСХА
Химия лесных ресурсов [Электронный ресурс]: методические указания для обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 "Лесное дело" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост.: Л. П. Ильина, Т. Ц. Жамсуева. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 59 с. Библиотека БГСХА
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Химия лесных ресурсов
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет, задачи и роль курса «Химия лесных ресурсов». (ПКС-5)
2. Лесные ресурсы в Бурятии. (ПКС-5)
3. Древесные породы в составе лесов России. (ПКС-5)
4. Строение древесины. (ПКС-5)
5. Химический состав древесины хвойных пород деревьев. (ПКС-5)
6. Химический состав коры хвойных пород деревьев. (ПКС-5)
7. Химический состав сосны обыкновенной. (ПКС-5)
8. Химический состав лиственных деревьев. (ПКС-5)
9. Химический состав древесины березы. (ПКС-5)
10. Каким образом производится высушивание растительного сырья. (ПКС-5)
11. Определение массовой доли влаги растительного сырья. (ПКС-5)
12. Определение массовой доли золы растительного сырья. (ПКС-5)
13. Определение содержания свободных органических кислот. (ПКС-5)
14. Общие сведения о биологически активных веществах (БАВ). (ПКС-5)
15. Функции биологически активных веществ в растениях. (ПКС-5)
16. Биологически активные вещества лекарственных растений леса. (ПКС-5)
17. Запасы лекарственных растений в разных типах условий местопроизрастания (ПКС-5)
18. Сбор, сушка, хранение лекарственных растений (ПКС-5)
19. Как получить извлечение из сырья для проведения качественных реакций? (ПКС-5)
20. Какими реакциями можно доказать наличие в сырье дубильных веществ? (ПКС-5)
21. Какими реакциями можно доказать наличие в сырье гидролизуемых танидов? (Приведите методики проведения реакций). (ПКС-5)
22. Какими реакциями можно доказать наличие в сырье конденсированных танидов? (Приведите методики проведения реакций). (ПКС-5)
23. Расскажите о методике определения дубильных веществ в растительном сырье (ПКС-5)
24. На каком методе основано количественное определение дубильных веществ в растительном сырье? (ПКС-5)
25. Как производится титрование перманганатом калия, какой индикатор используется? (ПКС-5)
26. Основные определения: экстракция, экстрагент, экстракт. (ПКС-5)
27. Определение массовой доли экстрактивных веществ. (ПКС-5)
28. Типы экстрагирующихся соединений. (ПКС-5)
29. Выпаривание. Методы выпаривания. (ПКС-5)
30. Определение активности кислотности. (ПКС-5)
31. Определение содержания кофеина. (ПКС-5)
32. Качественные методы анализа. (ПКС-5)
33. Количественные методы анализа. (ПКС-5)
34. Гравиметрический анализ. (ПКС-5)
35. Титриметрический анализ. (ПКС-5)
36. Методы кислотно-основного титрования (методы нейтрализации). (ПКС-5)
37. Перманганатометрическое титрование. (ПКС-5)
38. Значение биологически активных веществ. (ПКС-5)
40. Витамины и их биологическая роль. Классификация, номенклатура, структура, свойства, распространение в природе. (ПКС-5)
41. Антивитамины, антибиотики, фитонциды, гербициды. Механизмы их действия. (ПКС-5)
42. Накопление витаминов в корнях, плодах растений (ПКС-5)
43. Участие витаминов в обмене веществ (ПКС-5)
44. Витамины группы А, В, С, D. (ПКС-5)
45. Алкалоиды, классификация, значение и применение. (ПКС-5)
46. Сапонины, классификация, значение и применение. (ПКС-5)
47. Фенольные соединения, классификация, значение и применение. (ПКС-5)
48. Дубильные вещества, классификация, значение и применение. (ПКС-5)
49. Мероприятия по улучшению заготовок лекарственного сырья. (ПКС-5)
50. Экономическая эффективность заготовки и реализация лекарственного сырья. Охрана и рациональная эксплуатация лекарственных растений. (ПКС-5)
6. Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
6.1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 2. Тема 2.1 «Методология и методика исследований»
1. В чем принципиальное отличие гравиметрии от других химических и физико-химических методов анализа?
2. Чем определяется минимально возможная погрешность гравиметрии?
3. От каких факторов зависит правильность и точность гравиметрического анализа?
4. Как рассчитать результат гравиметрического анализа?
5. В чем сущность метода экстракционного разделения?
6. Что является движущей силой процесса экстракции?
7. Какие условия следует выполнить, чтобы перевести компонент из водной фазы в органическую?
8. Что такое экстрагент, какими свойствами он должен обладать?
9. Какие требования предъявляются к разбавителю?
10. В чем отличие хроматографии от известных Вам классических методов разделения (осаждение, испарение, возгонка, экстракция)?
11. За счет чего достигается бóльшая эффективность хроматографических методов разделения?
12. Какие типы фазовых равновесий используются в хроматографии?
13. Назовите соответствующие им хроматографические методы.
14. Что такое хроматографическая система, из чего она состоит?
15. От чего зависит скорость движения компонента в хроматографической системе?
16. Чем определяется принципиальная возможность разделения компонентов в ней?
17. Что такое хроматограмма, хроматографическая зона, хро- матографический пик?
18. Как по хроматограмме определить качественный и количественный состав анализируемой смеси?
19. Чем отличаются методы БХ и ТСХ от колоночного варианта хроматографического разделения?
20. Какой величиной характеризуется положение хроматографической зоны в этих методах, от каких факторов она зависит?
Раздел 3. Тема 3.1 «Биологически активные вещества. Действующие, сопутствующие и балластные вещества»
1. Как получить извлечение из растительного сырья для проведения качественных реакций?
2. Назовите качественные реакции на флавоноиды, алкалоиды, сапонины, кумарины, витамины, на каких свойствах БАВ они основаны?
3. Какие качественные реакции являются специфическими, а какие общими для БАВ?
4. Какую флуоресценцию развивает большинство БАВ в УФ- свете?
5. Какие качественные реакции могут быть использованы для количественного определения БАВ?
6. Назовите основные этапы количественного определения БАВ.
7. Назовите методы количественного определения различных БАВ.
8. Что такое Pf и как оно рассчитывается?
9. Каковы преимущества и недостатки хроматографии в тонком слое и на бумаге?
Раздел 3. Тема 3.4. «Химический состав лекарственных растений леса»
1. Основные понятия, классификация недревесных ресурсов
2. Значение недревесных ресурсов
3. Методы учета отдельных элементов фитомассы
4. Современное направление комплексного использования ресурсов
5. Значение комплексного использования леса в экономике хозяйств
6. Использование леса в рекреационных целях
8. Общие сведения о лекарственных растениях леса
9. Биологически активные вещества лекарственных растений леса
10. Запасы лекарственных растений в разных типах условий местопроизрастания
11. Сбор, сушка, хранение лекарственных растений
12. Накопление витаминов в корнях, плодах растений
13. Участие витаминов в обмене веществ
14. Витамины группы А, В, С, D
15. Мероприятия по улучшению заготовок лекарственного сырья
16. Экономическая эффективность заготовки и реализация лекарственного сырья Охрана и рациональная эксплуатация лекарственных растений
6.2 Комплект заданий для контрольной работы
Раздел 2 Тема 2.1 «Качественный анализ»
1. Понятие о растворах. Процесс растворения.
2. Растворимость веществ.
3. Электролитическая диссоциация: понятие об электролитах и неэлектролитах, теория электролитической диссоциации, степень диссоциации.
4. Диссоциация оснований, кислот, амфотерных гидроксидов, солей в водных растворах. (объяснить на конкретных примерах).
5. Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации.
6. Диссоциация воды. Водородный показатель рН.
7. Буферные растворы и их назначение.
8. Сущность гидролиза и типы гидролиза солей.
9. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР): основные положения электронной теории (ОВР) , окислительно-восстановительные потенциалы, направление ОВР.
10. Строение комплексных соединений. Теория Вернера.
11. Классификация и номенклатура комплексных соединений.
12. Циклические и внутрикомплексные соединения.
13. Сущность и методы качественного анализа.
14. Чувствительность и специфичность реакций. Дробный и систематический анализ.
15. Понятие о химических реактивах.
16. Аналитическая классификация катионов.
17. Общая характеристика катионов первой аналитической группы по кислотно-основной классификации.
18. Общая характеристика катионов второй аналитической группы по кислотно-основной классификации.
19. Общая характеристика катионов третьей аналитической группы по кислотно-основной классификации.
20. Общая характеристика катионов четвёртой аналитической группы по кислотно-основной классификации.
21. Общая характеристика катионов пятой аналитической группы по кислотно-основной классификации.
22. Общая характеристика катионов шестой аналитической группы по кислотно-основной классификации.
23. Общая классификация анионов и их классификация.
Задания для вопросов 24-33: запишите любых 5 качественных реакций на указанный в вопросе катион, укажите условия проведения реакции, цвет осадка, назовите вещество, которое выпадает в осадок.
24. Литий
25. Железо (II)
26. Железо (III)
27. Кобальт (II)
28. Медь (II)
29. Цинк
30. Ртуть (II)
31. Сурьма
32. Свинец
33. Мышьяк
Раздел 2 Тема 2.2 «Физико-химические методы анализа»
1. Задачи и методы количественного анализа.
2. Сущность гравиметрического анализа.
3. Сущность титриметрического анализа.
4. Способы выражения состава раствора.
5. Измерение объёмов растворов. Требования к посуде, применяемой в титриметрическом анализе.
6. Рабочие растворы, их приготовление. Установочные вещества. Поправочный коэффициент.
7. Способы титрования.
8. Метод кислотно-основного титрования . Сущность метода. Привести пример уравнения реакции, лежащего в основе указанного метода.
9. Кислотно-основные индикаторы.
10. Выбор индикатора при кислотно-основном титровании.
12. Сущность перманганатометрического метода.
13. Йодометрический метод анализа.
14. Методы осаждения (осадительного титрования).
15. Метод осаждения - метод Мора.
16. Метод осаждения – метод Фаянса.
17. Метод осаждения - метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианометрия).
18. Особенности комплексонометрического метода анализа.
19. Индикаторы комплексонометрических определений
20. Сущность физико-химических методов анализа. Их классификация.
21. Характеристика фотометрического метода анализа.
22. Характеристика рефрактометрического метода анализа.
23. Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов.
24. Хроматографические методы, их сущность, классификация.
25. Контроль, осуществляемый санитарно-технологическими пищевыми лабораториями.
26. Методы технохимического контроля.
27. Порядок проведения бракеража сырья, полуфабрикатов и готовых изделий.
Задания для вопросов 28-37: охарактеризуйте и зарисуйте указанный в вопросе вид химической посуды:
28. Лабораторные технические и аналитические весы
29. Мерные колбы
30. Бюретки, пипетки
31. Мензурки и цилиндры
32. Стеклянные палочки и бюксы
33. Стаканы. Воронки
34. Реактивные склянки
35. Муфельные печи
36. Эксикаторы
37. Водяные бани
Задания для вопросов 38-47: охарактеризуйте химическую операцию, указанную в вопросе
38. Взвешивание
39. Прокаливание фарфорового тигля
40. Фильтрование
41. Декантация
42. Отбор средней пробы
43. Нагревание
44. Высушивание и прокаливание осадка
45. Осаждение
46. Центрифугирование
47. Растворение навески
6.4 Кейс-задачи
Задания:
- Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на очистные сооружения. В процессе их очистки происходят процессы нейтрализации, коагуляции, осаждения, фильтрации и извлечения веществ, которые могут быть реализованы или использованы повторно;
- В процессе очистки промышленных сточных вод происходит образование коллоидных растворов. Для их разрушения и коагуляции обычно применяются растворы электролитов. Если исходные сточные воды содержали соли высших алифатических карбоновых кислот общей формулы RCOONa (ПАВ анионоактивного характера), то наибольшей коагулирующей способностью будет обладать раствор …
Варианты ответа:
1) Al2(SO4);
2) (NH4)2SO4;
3) CaCl2;
4) Na3PO4
- Для осаждения большинства ионов тяжелых металлов из сточных растворов часто применяется гидроксид кальция (гашеная известь). Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в нем ионов Cu2+ составляет 320 мг/дм3, то с учетом 10 %-го избытка реагента, необходимого для полного осаждения, расход гидроксида кальция составит _____ кг в год.
(Ответ привести с точностью до целых; Ar(Cu) = 64.);
- Наиболее технологичным и эффективным способом выделения металлов из растворов является электролиз. Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в нем ионов Cu2+ составляет 32 мг/дм3, то время, необходимое для выделения всей меди электролизом при силе тока 22,3 А и выходе по току 100 %, составит ______ суток.
- Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на очистные сооружения. В процессе их очистки происходят процессы нейтрализации, коагуляции, осаждения, фильтрации и извлечения веществ, которые могут быть реализованы или использованы повторно.
Для устранения кислого характера сточных растворов часто применяется известняковая мука. Если суточный объем очищаемой воды равен 1000 м3, значение рН исходного раствора равно 3, то с учетом 80 %-го содержания действующего вещества в пересчете на карбонат кальция в известняковой муке ее расход составит ______ кг в сутки;
- Сточные воды некоторого промышленного предприятия содержат соли тяжелых металлов, неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие загрязнители окружающей среды. Они в виде взвеси поступают на очистные сооружения. В процессе их очистки происходят процессы нейтрализации, коагуляции, осаждения, фильтрации и извлечения веществ, которые могут быть реализованы или использованы повторно.
Наиболее технологичным и эффективным способом выделения металлов из растворов является электролиз. Если годовой объем очищаемой воды равен 1000 м3, а содержание в ней ионов Pb2+ составляет 0,53 мг/дм3, то время, необходимое для выделения всего палладия электролизом при силе тока 22,3 А и выходе по току 80 %, составит ______ часов.
(Ответ привести с точностью до целых; Ar(Pd) = 106; F = 96500 Кл/моль.);
6.5 Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Тема 1. Качественные реакции.
1. Качественные реакции катионов (I – VI аналитические группы).
2. Качественные реакции анионов (I – III аналитические группы).
3. Анализ сухой соли.
Тема 2. Метод нейтрализации.
1. Сущность кислотно-основного титрования.
2. Индикаторы кислотно-основного титрования.
3. Кривые титрования. Выбор индикатора.
4. Определение содержания щелочи в растворе.
Тема 3. Перманганатометрия.
1. Сущность перманганатометрического титрования.
2. Стандартизация раствора перманганата калия по щавелевой кислоте.
3. Определение FeSO4 в растворе соли Мора.
Тема 4. Физико-химические методы анализа. Фотометрия.
1. Основной закон светопоглощения (закон Бугера – Ламберта – Бера).
2. Оптические методы анализа.
3. Фотоколориметрический метод анализа.
4. Определение меди в растворе.
6.6 Комплект тестовых заданий
Миграция химических элементов в окружающей среде
1. Нерастворимый монацит перемещается по второму типу миграции. При изменении рН гидролизуется. Каковы продукты гидролиза.
1)Th(SO4)2;
2)Th(OH)4;
3)ThCI4;
4)ThOHPO4;
5)H3PO4.
2. Наиболее токсично вещество:
1)NaHCO3;
2)KCI;
3)Na3PO4;
4)Pb(NO3)2;
5)Fe2O3.
3. Левая часть кратного ионного уравнения реакции: СО32- + 2Н+ = ….. соответствует взаимодействию в растворе
1)угольной кислоты и гидроксида натрия;
2)карбоната кальция и соляной кислоты;
3)углекислого газа и воды;
4)азотной кислоты и карбоната натрия;
4. Загрязнение водоема органическими веществами, попадающими из животноводческих хозяйств, приводит к гибели рыб, потому что:
1)продукты жизнедеятельности животных ядовиты для рыб;
2)эти вещества не растворяются в воде, она становится мутной, и рыба гибнет;
3)для дыхания рыб не хватает кислорода, который расходуется на окисление загрязнителей;
4)появляется много водорослей;
5)появляется много бактерий.
5. Попадание извести в почву способствует:
1)обогащению питательными веществами;
2)повышению влажности;
3)понижению влажности;
4)понижению кислотности;
5)уничтожению сорняков.
6. Наибольшую часть объема атмосферного воздуха составляет:
1)кислород;
2)водород;
3)углекислый газ;
4)азот;
5)озон.
7. Во влажном воздухе железные предметы быстро покрываются ржавчиной, потому что железо:
1)вступает в реакцию с углекислым газом;
2)постепенно окисляется кислородом воздуха в присутствии воды;
3)реагирует с азотом, находящимся в воздухе;
4)покрывается пленкой оксида;
5)вступает в реакцию с водородом.
8. Кристаллическую решетку, состоящую из ионов, образуют вещества с
1)ковалентной неполярной связью;
2)металлической связью;
3)ковалентной полярной связью;
4)водородной связью;
5)ионной связью.
9. При прокаливании известняка массой 200 г выделилось 35,84 л оксида углерода (IV). Чему равна массовая доля примесей в известняке?
1)80 %;
2)20 %;
3)2 %;
4)0,8 %;
5)10 %.
10. Мышьяк мигрирует в водной среде в виде:
1)As3+;
2)AsO33-;
3)As5+;
4)Aso;
5)As3-.
11. Кальций мигрирует в водной среде в виде:
1)Ca(NO3)2;
2)Ca2+;
3)Cao;
4)CaCO3;
5)Ca3(PO4)2.
12. Скорость и дальность диффузионной миграции элементов:
1)прямо пропорциональна размерам диффундирующих частиц;
2)обратно пропорциональна размерам диффундирующих частиц;
3)обратно пропорциональна температуре среды;
4)не зависит от давления;
5)не зависит от концентрации.
13. В самородном состоянии в природе встречаются:
1)алюминий;
2)натрий;
3)кальций;
4)золото;
5)железо.
14. На растворимость углекислого газа в воде не влияет:
1)давление;
2)температура;
3)рН среды;
4)скорость;
15. Как диссоциирует соль AIOHCI2:
1)2AIOHCI2 → 2AIO+ + 2HCI-;
2)3AIOHCI3 → 2AICI3- + H2O;
3)AIOHCI2 → AIOH2+ + 2CI-;
4)3AIOHCI3 → 3AI(OH)3 + 2CI-;
5)AIOHCI2 → AI3+ + OH- + 2CI-.
Химические процессы в почве
1. 163 кг почвы содержит 31,8% кремния (по массе). Сколько кг это составляет?
1) 72,3;
2) 51,8;
3) 47,5;
4) 64,7;
5) 38,2.
2. В состав торфяных почв массой 520 кг входит 23,5% кислорода О2. Масса кислорода составляет:
1) 122,2 кг;
2) 175,3 кг;
3) 108,7 кг;
4) 97,5 кг;
5) 72,4 кг.
3. Песчаные почвы массой 350 кг содержат 48% кислорода О2. Сколько кг это составляет?
1) 115;
2) 142;
3) 168;
4) 179;
5) 203.
4. Химический элемент, относящийся к почвенным макроэлементам:
1) Be;
2) Mg;
3) Ca;
4) Ba;
5) Ra.
5. От высокого содержания какого элемента зависит плодородие почвы?
1) магния;
2) алюминия;
3) кремния;
4) фосфора;
5) серы.
6. Высокий уровень накопления в почве какого элемента неблагоприятно для растений?
1) калий;
2) углерод;
3) азот;
4) кислород;
5) хлор.
7. Толщина слоя осадочных пород земной коры составляет:
1) 1 км;
2) 2 км;
3) 3 км;
4) 4 км;
5) 5 км.
8. Около 60% осадочных пород массой 3,5 тонн представлено тонкозернистыми глинисто-алевритовыми породами (глины и кварц SiO2). Сколько тонн это составляет?
1) 1,2;
2) 2,1;
3) 3,4;
4) 4,1;
5) 5,3.
9. В состав осадочных пород массой 480 тонн входит 40% карбонатов и песчаников. Сколько тонн это составляет?
1) 122;
2) 192;
3) 234;
4) 287;
5) 329.
10. Молекулярная формула гематита:
1) Fe2O3;
2) FeO;
4) Fe3O4 ∙ nH2O;
5) Fe(OH)3.
11. Вещество, имеющее формулу Fe(OH)3, называется:
1) гидроксид железа (III);
2) гидроксид железа (II);
3) оксид железа (III);
4) оксид железа (II);
5) гематит.
12. Гематит массой 90 г содержит 80% Fe2O3. Масса железа, полученного из данной руды согласно уравнению реакции:
Fe2O3 + 3СО = 2 Fe + 3 СО2 равна:
1) 180 г;
2) 56 г;
3) 22,4 г;
4) 50,4 г;
5) 112 г.
13. Назовите неизвестное вещество, пропущенное в цепочке превращений Fe(OH) → Х → Fe2O3:
1) Fe;
2) Fe3O4;
3) FeO;
4) Fe(OH)3;
5) Fe2O.
14. Какой из перечисленных минералов не является карбонатом?
1) полевой шпат;
2) мел;
3) известняк;
4) мрамор;
5) не знаю.
15. Содержание кремния в кремниевой кислоте H4SiO4 составляет:
1) 26,2%;
2) 28,3%;
3) 29,2%;
4) 31,4%;
5) 32,1%.
Химические процессы в атмосфере
1. Что такое атмосфера?
1)водная оболочка Земли;
2)газовая оболочка Земли;
3)биота;
4)экосистема;
5)не знаю.
2. Верхняя граница атмосферы находится на высоте:
1)50 км;
2)100 км;
3)80 км;
4)1000 км;
5)2000 км.
3. Как изменяется температурный режим в тропосфере:
1)повышается;
2)понижается;
3)понижается, потом повышается;
4)не изменяется;
5)не знаю.
4. Атмосферы Земли содержит наибольшее количество газов:
1) O2, N2, CO2;
2) N2, O2, N2O;
3) N2, O2, Ar;
4) CO2, Ne, Ar;
5) Kr, Ne, NO.
5. Средняя молекулярная масса воздуха (а.е.м.):
1)32,0;
2)48,0;
3)28,0;
4)18,0;
5)29,0.
6. Атмосферное давление с увеличением высоты:
2)увеличивается;
3)уменьшается;
4)увеличивается, затем уменьшается;
5)не знаю.
7. Протяженность стратосферы (км над уровнем моря):
1) 8 – 18;
2) 0 – 8;
3) 18 – 55;
4) 55 – 85;
5) 80 – 85;
8. Как меняется температура в ряду (по вертикали) тропосфера – стратосфера – мезосфера – термосфера:
1) падает – возрастает – падает – повышается;
2) повышается – падает – повышается – падает;
3) падает – падает – падает – повышается
4) падает – не меняется – повышается – падает – повышается;
5) повышается – не меняется – падает – повышается.
9. Какая схема отражает образование озона:
hυ
1) О2 → О + О;
hυ
2) N2 → N + N;
3) O3 + hυ → O2 + O;
+hυ
4) О2 → О + О → O3
5) O + O → O2.
10. На какой высоте происходит образование озона:
1)80 – 100 км;
2)50 – 80 км;
3)30 – 50 км;
4)10 – 20 км;
5)5 – 10 км.
11. На какой высоте находится наибольшая концентрация озона:
1) 15 – 10 км;
2) 10 – 15 км;
3) 15 – 20 км;
4) 15 – 30 км;
5) 15 – 40 км.
12. Катализаторами разрушения озона является:
1)оксиды азота, фреоны, тяжелые металлы;
2)оксиды серы, аммиак, пары воды;
3)оксиды углерода, оксид кремния, аммиак;
4)щелочные металлы, сера, азот;
5)не знаю.
13. На какой высоте разрушают озон оксиды азота:
1) 5 – 10 км;
2) 10 – 15 км;
3) 15 – 20 км;
4) 20 – 25 км;
5) 25 – 30 км.
14. Виновниками образования озоновых дыр считают:
1)формальдегиды;
2)карбоновые кислоты;
3)хлорфторуглероды;
4)углеводороды;
5)альдегиды.
15. Наиболее опасные по токсичности при совместном местонахождении металлы это:
1) K, Na, Ca;
2) Cr, W, Mo;
3) Fe, Ni, Co;
4) Pb, Cu, Zn;
5) Hg, Cd, Pb.
Химические процессы в водной среде
1. Массовая доля загрязняющего вещества составляет при растворении
30 г его в 270 г воды:
2)30%;
3)3%;
4) 10%;
5)0,1 %.
2. Растворимость газов в воде увеличивается:
1)при понижении давления;
2)при повышении давления;
3)при повышении температуры;
4)при перемешивании;
5)не изменяется.
3. При сливании 25 г 16 % раствора гидроксида натрия с раствором, содержащим избыток хлорида Fe(III), получили осадок, масса которого:
1)1,07 г;
2)2,38 г;
3)3,57 г;
4)4,76 г;
5)7,14 г.
4. Катионы Са2+ и Mg2+, содержащиеся в жесткой воде можно перевести в осадок, добавляя к ней:
1)соду;
2)поваренную соль;
3)нашатырный спирт;
4)соляную кислоту;
5)азотную кислоту.
5. Ион СО32- можно определить в результате реакции:
1) карбоната калия с азотной кислотой;
2) оксида углерода с гидроксидом натрия;
3) карбоната натрия с хлоридом кальция;
4) карбоната натрия с хлоридом калия;
5) карбоната калия с соляной кислотой.
6. Отбеливающее и обеззараживающее свойство хлорной воды можно объяснить химической реакцией, которая соответствует уравнению:
1)Н2 + CI2 = 2HCI;
2)Cl2 + H2O = 2HCI + O;
3)НСI ↔ H+ + CI-;
4)4НCI + O2 → 2H2O + 2CI2;
5)НСI + AgNO3 = AgCI↓ + HNO3.
7. Озон используют для обеззараживания питьевой воды, потому что он:
1) вытесняет йод из иодида калия;
2) является аллотропным видоизменением кислорода;
3) окисляет некоторые вещества;
4) поглощает ультрафиолетовое излучение;
5) тяжелее кислорода.
8. Какая из кислот при одинаковой концентрации имеет наибольшую рН:
1)НСN;
2)HF;
3)HNO2;
4)CH3COOH;
5)HNO3.
9. Укажите процесс, наиболее эффективный при очистке мутных сточных вод:
1) выпаривание;
2) отстаивание;
3) коагуляция;
4) электролиз;
5) нейтрализация.
10. Поглощение загрязняющего вещества поверхностью твердого вещества называется:
1)адсорбция;
2)абсорция;
3)коагуляция;
4)флотация;
5)окисление.
11. Как надо изменить концентрацию ионов водорода в растворе, чтобы рН раствора увеличился на единицу:
1) увеличить в 10 раз;
2) уменьшить в 10 раз;
3) уменьшить на 1 моль/л;
4) увеличить на 1 моль/л;
5) упарить раствор в двое.
12. Как изменится рН воды, если к 10 л добавить 10-2 моль NaOH:
2)уменьшится на 2;
3)возрастет на 1;
4)уменьшится на 1;
5)возрастет на 4.
13. Степень диссоциации циановодородной кислоты при разбавлении раствора в 2 раза:
1) уменьшится в 4 раза;
2) уменьшится в 2 раза;
3) увеличится в 4 раза;
4) увеличится в 2 раза;
5) не изменится.
14. Укажите ряд, в котором находятся только главные ионы:
1)Na+; Ca2+; Be2+; SO42-;
2)K+; Mg2+; SO42-; PO43-;
3)Ca2+; Fe3+; CI-; HCO3-;
4)Na+; K+; Ca2+; HCO3-;
5)K+; Ba2+; Cu2+; Co2+.
15. Какова рН раствора уксусной кислоты с концентрацией 0,2 н:
1) 1;
2) 2,3;
3) 3,7;
4) 5,9;
5) 7,2.
1. Химическая и биохимическая классификация природных соединений.
2. Биосинтетические реакции углеводов.
3. Роль гликозидов для живых систем природных соединений.
4. Синтез жирных кислот и их производных.
5. Значение стероидных соединений для организма.
6. Фенолы и фенолокислоты их распространение в природе.
7. Химические модификации и свойства алкалоидов.
8. Аналитическая химия в системе других наук.
9. Применение методов химического анализа.
10. Классификация методов химического анализа.
11. Химическая посуда и её применение при выполнении анализа.
12. Классификация и применение химических реактивов при выполнении анализа.
13. Качественный анализ, его значение при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
14. Систематический метод анализа и его применение.
15. Количественный анализ, его значение.
16. Гравиметрический метод анализа и его применение.
17. Объёмный метод анализа и его применение.
18. Индикаторы и их значение при выполнении анализа.
19. Применение экспресс-методов.
20. Применение химических методов при экологических исследованиях.
21. Физико-химический анализ, его значение.
22. Оптические методы анализа.
23. Хромотографический метод.
24. Применение рентгеновских методов анализа.
25. Изъятие образцов и подготовка объектов для химического анализа.
26. Методы морфологического анализа (оптическая микроскопия, электронная микроскопия).
27. Методы элементного анализа (эмиссионный спектральный анализ, лазерный микроспектральный анализ, рентгеноспектральный анализ).
28. Методы анализа молекулярного состава (спектрофотометрия, хроматография, микрокристаллоскопия).
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п