учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
ПКС-3: Способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, разрабатывать корпоративную стратегию с учетом современных методов управления финансами для решения стратегических задач;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Базарова, М. У. Бухгалтерский управленческий учет и контроллинг [Электронный ресурс] : методические указания, вопросы и задания для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит в организациях АПК / М. У. Базарова. – Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 33 - Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=642
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ,
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
Комплект заданий для деловой игры «доклад и дискуссия»,
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Кадровый аудит
2) охватывает все разделы дисциплины
Б1.В.04 Кадровый аудит
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1. (выберите один вариант ответа). Что такое аудит (ПКС-3 ИД-1):
а) государственный контроль
б) общественный контроль
в) финансовый контроль
г) независимый, вневедомственный финансовый контроль
Правильный ответ: г
Задание 2 (выберите один вариант ответа). Какими из перечисленных факторов определяются форма и содержание
а) характер аудиторского задания
б) характер и сложность деятельности аудиторской организации
в) характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица
г) требования, предъявляемые к аудиторам
Правильный ответ: а
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Методы аудита (ПКС-3 ИД-1):
а) анализ, контроль
б) опрос
в) профессиональное суждение
г) диагностика объекта
Правильный ответ: г
Задание 4 (ответьте «да» или «нет»). Коучинг – это метод консультирования и тренинга (ПКС-3 ИД-1):
а) да
б) нет
Правильный ответ: а
Задание 5 (выберите один вариант ответа). Трудовой (кадровый) потенциал организации представляет собой (ПКС-3 ИД-1):
а) совокупность трудоспособных работников
б) персонал организации
в) совокупность основных и привлеченных работников
г) совокупность основных, привлеченных работников и кадрового резерва
Правильный ответ: а
Задание 6 (ответьте «да» или «нет»). Диагностика сферы управления персоналом базируется на сборе информации о деятельности в организации (ПКС-3 ИД-1):
а) да
б) нет
Правильный ответ: а
Задание 7 (ответьте «да» или «нет»). Аудит персонала – это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала (ПКС-3 ИД-1):
а) да
б) нет
Правильный ответ: а
Задание 8 (выберите один вариант ответа). Объект аудита персонала (ПКС-3 ИД-1):
а) система персонала (труд) организации
б) кадроовый состав организации
в) система персонала (труд) организации, как социотехнической системы+
г) все вышеперечисленное
Правильный ответ: в
Задание 9 (допишите пропущенные слова в тексте). Стратегический уровень аудиторской проверки представляет собой ________________________________________________________________(ПКС-3 ИД-1)
а) проверка эффективности деятельности функционального подразделения по управлению персоналом организации
б) плановую проверку кадрового состава организации
в) проверка правильности применения линейными руководителями разработанной методологии
г) проверка с точки зрения высшего звена управления +
Правильный ответ: г
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Эффективный аудит проводится (ПКС-3 ИД-1):
а) по плану
б) выборочно
в) сплошным методом
г) по заданию руководства
Правильный ответ: а
Задание 11 (выберите один вариант ответа). В область аудита качества труда подпадают (ПКС-3 ИД-1):
а) экономия труда
б) трудоемкость производства
в) производительность труда
г) потери от брака
Правильный ответ: г
Задание 12 (ответьте «да» или «нет»). Цель аудита рабочих мест – определение проблем использования персонала (ПКС-3 ИД-1):
а) да
б) нет
Правильный ответ: а
Задание 13 (выберите один вариант ответа). Аудит увольнений проходит на (ПКС-3 ИД-1):
а) стратегическом уровне
б) организационном уровне
в) политическом уровне
г) общих и локальных уровнях
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 14 (Установите соответствие). Установите соответствие между уровнями нормативно-правового регулирования аудита и нормативно-правовыми актами, регулирующими аудиторскую деятельность (ПКС-3 ИД-1):
Уровни нормативно-правового регулирования аудита Нормативно-правовые акты, регулирующими аудиторскую деятельность
1) Профессиональное регулирование а) приказы, положения, методические указания, утвержденные руководителем аудиторской организации
2) Государственное регулирование Кодекс профессиональной этики аудиторов, правила независимости аудиторов России, методические рекомендации
3) Внутрифирменное регулирование в) Стандарты аудиторской деятельности СРО аудиторов; положения СРО; правила СРО; программы деятельности СРО
4) Общественное регулирование г) Кодексы; федеральные стандарты; федеральные стандарты аудиторской деятельности
Правильный ответ: 1-в; 2-г; 3-а; 4-б
Задание 15 (Распределите данные доказательства с точки зрения их надежности). Аудитор после проведения проверки имеет документы, полученные из следующих источников (ПКС-3 ИД-1):
а) письменные подтверждения от третьих лиц;
б) подтверждения от клиентов на основании внешних данных;
в) собранные аудитором в результате проверки правильности ведения учета;
г) устные утверждения от клиентов на основе внутренних документов.
Правильный ответ: в, г, б, а
Задание 16 (Установите последовательность событий). Установите последовательность этапов аудита (ПКС-3 ИД-1):
а) Аудит развития персонала
б) Стратегический аудит планирования персонала
в) Аудит производительности труда.
г) Аудит укомплектованности персоналом.
Правильный ответ: в, г, а, б
Задание 17 (Установите последовательность событий). Установите последовательность процесса планирования персонала (ПКС-3 ИД-1):
а) оценка будущих потребностей
б) разработка программы удовлетворения будущих потребностей
в) оценка наличия ресурсов
Правильный ответ: в, а, б
Задание 18 (Установите последовательность событий). Установите последовательность аудита условий труда, безопасности и здоровья (ПКС-3 ИД-1):
а) анализ общей ситуации по отделам (сравнительное состояние секторов и выбор объектов для подробного исследования);
б) составление диагностического баланса сектора с целью выявить причины плохих рабочих условий;
в) знакомство с предприятием (инвентаризация списка напряженных мест и нарушений в работе);
г)разработка и распространение анкет на местах, которая поможет определить подробное состояние сектора и дать оценку;
Правильный ответ: в, а, г, б
Задание 19 (Установите последовательность событий). Установите последовательность аудита интеллектуального капитала (ПКС-3 ИД-1):
а) выбор методов аудита
б) описание желаемых превращений, целей, поля деятельности и ограничений
в) проведение аудита активов
г) определение оптимальных параметров активов
Правильный ответ: б, г, а, в
Задание 20 (Установите соответствие). Установите соответствие между критериями оценки эффективности отдельных программ управления персоналом и показателями и их комбинациями (ПКС-3 ИД-1):
Критерии оценки эффективности отдельных программ управления персоналом Показатели и их комбинации
1) Экономическая эффективность а) удовлетворенность работников деятельностью службы; удовлетворенность работника своей работой
2) Степень удовлетворенности работников б) текучесть кадров; абсентеизм; брак; прочие показатели качества труда; частота заявок о переводе на другие работы; количество жалоб; безопасность труда и количество несчастных случаев
3) Косвенные показатели эффективности работы служащих в) показатели эффективности; стоимость оцениваемой программы на одного работника
Правильный ответ: 1-в; 2-а; 3-б
Задание 21 (выберите один вариант ответа). К методам аудита персонала относятся (ПКС-3 ИД-1):
а) средних и относительных величин
б) интервью, опросы, тестирование
в) диагностики
г) наблюдения, экспертные оценки
Правильный ответ: б, г
а) метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида
б) опрос
в) экспериментальный метод психодиагностики
г) интервьюрирование
Правильный ответ: а, в
Задание 23 (выберите два и более варианта ответа). Инструментарий проведения аудита персонала (ПКС-3 ИД-1):
а) анкетные опросы
б) отчетность организации
в) статистические данные
г) обзоры
Правильный ответ: а, г
Задание 24 (выберите два и более варианта ответа). Предмет аудита персонала (ПКС-3 ИД-1):
а) эффективность системы управления персоналом +
б) эффективность системы формирования, развития трудового потенциала организации
в) эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации +
г) эффективность системы формирования, использования трудового потенциала организации
Правильный ответ: а, в
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 25 (Кейс -задание). Работник аудиторской организации обсуждает вне работы с друзьями еще не опубликованный баланс страховой компании, в которой проводит аудиторскую проверку в составе бригады аудиторов. Определите, нарушает ли аудиторов обязательство о сохранении сведений об аудиторском лице. Обоснуйте ответ с позиции законодательства по аудиторской деятельности ПКС-3 ИД-1).
Правильный ответ: аудитор-не имеет права обсуждать с посторонним суть документов которые он проверяет. Основание: Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации пункт 11
Задание 26 (Кейс -задание). Численность компании 100+ человек. Несколько юридических лиц. Сфера бизнеса - производство/строительство/IT. Кадровое делопроизводство вёл специалист по кадрам ( ПКС-3 ИД-1). Составить план кадрового аудита.
Правильный ответ: 1. Составление календарного плана проверки, наименования и количества документов, которые нужно посмотреть, с учетом необходимых ресурсов, в том числе определены сотрудники компании для взаимодействия. 2. Проведение кадрового аудита выборочно: личных дел сотрудников, трудовых книжек, распорядительных документов, а также полный аудит обязательных локальных нормативных актов, трудового договора. Проверка иных документов и кадровых процедур по согласованию. 3. Написание заключения по итогам аудита.
Задание 27 (кейс-задача). Крупный логистический холдинг. Принадлежность – 100% иностранная госкорпорация. Численность персонала в РФ 7000 чел. Состоит из ряда компаний с условно единым управлением – стратегия определяется единым центром, обслуживающие подразделения частично централизованы, производственные подразделения централизованы слабо. Сделка по покупке российской составляющей холдинга в состав международной корпорации недавно закрыта. Due dilligance со стороны покупателя (правительство западного государства в лице своей госкорпорации) проводился компанией из BIG FOUR, аудит процессов в целевом холдинге по закрытию сделки проведен другой компанией из BIG FOUR. Результат и due dillagance и аудита – все отлично, все замечательно. Стоимость аудита и due dilligance исчисляется суммой с 6 нулями красивых нерусских денег (ПКС-3 ИД-1). Провести аудит кадрового обеспечения руководства службы персонала.
Правильный ответ: Оценка компетенции руководства службы персонала показала очень слабую квалификацию и навыки руководства службы персонала. Руководитель службы персонала имеет полиграфическое образование, на предыдущем месте работы носила громкое звание «директор по персоналу», но при этом скрывала тот факт, что численность персонала в ее предыдущей компании составляла меньше 20 человек и она являлась единственным работником, занимающимся кадрами, совмещая это с обязанностями секретаря, переводчика и личного помощника руководителя. Неплохое знание английского языка помогло ей произвести благоприятное впечатление на иностранных собственников, что и явилось причиной назначения на должность. На работе появляется в лучшем случае один день из трех, остальные два дня: ярмарки вакансий, повышение квалификации, продвижение бренда, участие в конкурсах, раздача интервью и пр., пр. (на самом деле, строительство загородного дома). Вообще, если кто считает, что это только в России делаются карьеры по принципу личной преданности и знакомства – очень глубоко заблуждается. Еле удержали иностранного собственника от назначения начальником автопарка холдинга (более 300 автомобилей: крупнотоннажных тягачей, грузовиков, спец. транспорта, легкового парка) личного водителя главного представителя собственника в России с неполным средним образованием, но зато полным отсутствием какого-либо управленческого опыта или способностей к этому, с неплохим знанием английского языка, единственной заслугой которого являлась жизненная позиция по отношению к обслуживаемому лицу — «чего изволите, барин».
Задание 28 (кейс-задача). Крупный логистический холдинг. Принадлежность – 100% иностранная госкорпорация. Численность персонала в РФ 7000 чел. Состоит из ряда компаний с условно единым управлением – стратегия определяется единым центром, обслуживающие подразделения частично централизованы, производственные подразделения централизованы слабо. Сделка по покупке российской составляющей холдинга в состав международной корпорации недавно закрыта. Due dilligance со стороны покупателя (правительство западного государства в лице своей госкорпорации) проводился компанией из BIG FOUR, аудит процессов в целевом холдинге по закрытию сделки проведен другой компанией из BIG FOUR. Результат и due dillagance и аудита – все отлично, все замечательно. Стоимость аудита и due dilligance исчисляется суммой с 6 нулями красивых нерусских денег (ПКС-3, ИД-1). Провести аудит состояния кадрового делопроизводства.
Правильный ответ: Как и ожидалось при таком руководстве службой персонала, сами сотрудники департамента по
Задание 29 (кейс-задача). Крупный логистический холдинг. Принадлежность – 100% иностранная госкорпорация. Численность персонала в РФ 7000 чел. Состоит из ряда компаний с условно единым управлением – стратегия определяется единым центром, обслуживающие подразделения частично централизованы, производственные подразделения централизованы слабо. Сделка по покупке российской составляющей холдинга в состав международной корпорации недавно закрыта. Due dilligance со стороны покупателя (правительство западного государства в лице своей госкорпорации) проводился компанией из BIG FOUR, аудит процессов в целевом холдинге по закрытию сделки проведен другой компанией из BIG FOUR. Результат и due dillagance и аудита – все отлично, все замечательно. Стоимость аудита и due dilligance исчисляется суммой с 6 нулями красивых нерусских денег (ПКС-3 ИД-1). Провести аудит соблюдения трудового законодательства.
Правильный ответ: Полное ощущение того, что трудовое законодательство сотрудники соответствующего департамента узнавали из предписаний государственной инспекции по труду, миграционной службы, прокуратуры, налоговой инспекции и других государственных органов, излишнее общение с которыми было прямым следствием низкой квалификации и игнорирования своих обязанностей сотрудниками департамента по работе с персоналом.
Задание 30 (кейс-задача). Крупный логистический холдинг. Принадлежность – 100% иностранная госкорпорация. Численность персонала в РФ 7000 чел. Состоит из ряда компаний с условно единым управлением – стратегия определяется единым центром, обслуживающие подразделения частично централизованы, производственные подразделения централизованы слабо. Сделка по покупке российской составляющей холдинга в состав международной корпорации недавно закрыта. Due dilligance со стороны покупателя (правительство западного государства в лице своей госкорпорации) проводился компанией из BIG FOUR, аудит процессов в целевом холдинге по закрытию сделки проведен другой компанией из BIG FOUR. Результат и due dillagance и аудита – все отлично, все замечательно. Стоимость аудита и due dilligance исчисляется суммой с 6 нулями красивых нерусских денег (ПКС-3 ИД-1). Провести аудит кадрового обеспечения ключевого персонала.
Правильный ответ: На первый взгляд, может сложиться впечатление, что и все руководство холдинга должно быть соответствующего низкого профессионального уровня, однако это не так. Большинство топ-менеджеров холдинга достаточно квалифицированы, обладают необходимыми экспертизами и достаточным опытом. Все просто. Подбор топ-менеджеров осуществлялся (в данном случае – и слава богу) в обход департамента персонала.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Аудит как форма диагностического исследования
1. Понятие «кадровый аудит»
2. Предмет аудита
3. Цели, задачи и методы аудита
4. Аудит как форма диагностического исследования
5. Направления аудита
6. Особенности диагностики кадровой работы
7. Принципы проведения аудита
8. Классификация аудиторской деятельности
9. Цели внутреннего и внешнего аудита
Тема. Правовые и методологические основы аудита
1. Базовые подходы проведения аудита
2. Методы аудита в разные периоды времени
3. Правовые основы аудита
4. Аудиторские стандарты
5. Основная цель аудиторского заключения
6. Структура и основные элементы содержания аудиторского заключения
Тема. Методология аудита персонала
1. Направления аудита персонала
2. Уровни проведения аудита персонала
3. Классификация аудита персонала
4. Инструментарий проведения аудита персонала
5. Объект аудита персонала
6. Процесс аудита персонала
7. Основные параметры аудита по функциям управления персоналом
Тема. Аудит персонала
1. Последовательность этапов аудита рабочих мест
2. Основные направления аудита найма
3. Последовательность проведения аудита увольнения персонала
4. Особенности аудита вознаграждений
5. Цель аудита условий труда, безопасности и здоровья)
6. Этапы аудита безопасности
7. Цель аудита работы служб управления персоналом
Комплект заданий для практических работ
Тема. Аудит как форма диагностического исследования
Задание 1. Работник аудиторской организации обсуждает вне работы с друзьями еще не опубликованный баланс страховой компании, в которой проводит аудиторскую проверку в составе бригады аудиторов. Определите, нарушает ли
Задание 2. Чтобы взять в банке кредит, организация «А» обращается к аудиторской организации «Б», проводившей у нее обязательный аудит, с просьбой выступить в качестве поручителя. Дайте оценку действия аудитора с позиции законодательства по аудиторской деятельности.
Задание 3. Аудитор осуществив аудиторскую проверку и передав аудиторское заключение руководству аудируемого лица, отказался передать ему сведение о нормативных актах, на которых основывались замечания и выводы аудитора. Он сослался на то, что эта работа не была предусмотрена договором. Оцените действия аудитора с позиции законодательства по аудиторской деятельности.
Задание 4. Требуется: 1) самостоятельно изучить вопрос о видах ответственности аудиторов и аудируемых лиц по рекомендуемому списку источников;
2) разграничить и дать краткое описание видов ответственности аудиторов и аудируемых лиц;
3) ответы оформить
Тема. Правовые и методологические основы аудита
Задание 1. Проводя аудиторскую проверку, старший аудитор дал поручение своему помощнику сделать проверку соблюдения кассовой дисциплины организации-клиента. Помощник в ходе проверки нарушений не выявил, о чем сообщил старшему аудитору. Через 4 дня после этого было подготовлено аудиторское заключение. Спустя 4 месяца данную организацию проверила налоговая инспекция и обнаружила ряд ошибок в соблюдении кассовой дисциплины, за которые были взысканы штрафные санкции.
Определите, что послужило причиной данной ситуации.
Задание 2. Требуется: 1) самостоятельно изучить вопрос о существующих уровнях нормативного регулирования аудиторской деятельности по рекомендуемого списку источников;
2) выделить четыре уровня нормативного регулирования и кратко их охарактеризовать;
3) ответы оформить
Задание 3. Аудитор после проведения проверки имеет документы, полученные из следующих источников:
а) письменные подтверждения от третьих лиц;
б) подтверждения от клиентов на основании внешних данных;
в) собранные аудитором в результате проверки правильности ведения учета;
г) устные утверждения от клиентов на основе внутренних документов.
Задание 4. Распределите данные доказательства с точки зрения их надежности.
Задание 5. При проверке установлено занижение прибыли в связи с отнесением всей сумы расходов будущих периодов в состав затрат на сумму 36,7 тыс.руб. Занижен налог на пользователей автомобильных дорог в связи с неправильным расчетом объема реализации продукции на 9364,0 тыс. руб. Составьте аудиторское заключение
Тема. Аудит персонала
Задание 1. Составить программу аудита рабочих мест
Задание 2. Составить программу аудита найма
Задание 3. Составить программу аудита увольнения персонала
Задание 4. Составить программу стратегического аудита вознаграждений
Задание 5. Составить программу аудита условий труда, безопасности и здоровья
Задание 6. Составить программу аудита интеллектуальной собственности
Задание 7. Составить программу аудита работы служб управления персоналом
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование команд, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Задание. Подготовить доклады
Тема. Аудит как форма диагностического исследования
1. Особенности управленческого аудита
2. Особенности диагностики кадровой работы
Тема. Правовые и методологические основы аудита
1. Современные методы кадрового аудита
2. Информационный риск в аудите
Тема. Методология аудита персонала
1. Миссия аудита персонала
2. Инструментарий проведения аудита персонала
Тема. Аудит персонала
1. Основные параметры аудита по функциям управления персоналом
2. Сущность аудита интеллектуальной собственности
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема. Аудит как форма диагностического исследования
1. Особенности управленческого аудита
2. Организация как объект аудита
3.Совершенствование системы управления организацией посредством аудита
4. Сопутствующие аудиту услуги
5. Сходства и различия аудита и ревизии
Тема. Правовые и методологические основы аудита
1. Современные методы кадрового аудита
2. Информационный риск в аудите
3. Правила поведения аудитора
Тема. Методология аудита персонала
1. Миссия аудита персонала
2. Классификация типов аудита персонала
3. Аспекты аудита персонала
Тема. Аудит персонала
1. Сущность и цель аудита рабочих мест
2. Цель и особенности аудита найма
3. Сущность аудита интеллектуальной собственности
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы по темам дисциплины и составить конспект по литературным источникам
Тема. Аудит как форма диагностического исследования
1. Особенности управленческого аудита
2. Организация как объект аудита
3.Совершенствование системы управления организацией посредством аудита
4. Сопутствующие аудиту услуги
5. Сходства и различия аудита и ревизии
Тема. Правовые и методологические основы аудита
1. Современные методы кадрового аудита
2. Информационный риск в аудите
3. Правила поведения аудитора
Тема. Методология аудита персонала
1. Миссия аудита персонала
2. Классификация типов аудита персонала
3. Аспекты аудита персонала
Тема. Аудит персонала
1. Сущность и цель аудита рабочих мест
2. Цель и особенности аудита найма
3. Сущность аудита интеллектуальной собственности
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п