учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить биологические особенности сорных растений; изучить классификацию сорных растений; освоить комплексные мероприятия по борьбе с сорной растительностью; освоить экологические и экономические аспекты борьбы с сорной растительностью
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
ПКС-9: Способен разработать экологически обоснованные интегрированные системы защиты растений и агротехнические мероприятия по улучшению фитосанитарного состояния посевов;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Пороги вредоносности сорных растений (УК-2, ПКС-9).
3. Цели и задачи системы управления сорным компонентом (УК-2, ПКС-9).
4. Этапы разработки СУСК. Блочная структура модели СУСК (УК-2, ПКС-9).
5. Малолетние сорные растения: эфемеры, яровые ранние, яровые поздние, зимующие сорняки (УК-2, ПКС-9).
6. Многолетние сорные: мочковатокорневые, стержнекорневые, луковичные, ползучие, корневищные, корнеотпрысковые (УК-2, ПКС-9).
7. Паразиты и полупаразиты: стеблевые паразиты, корневые паразиты; полупаразиты (УК-2, ПКС-9).
8. Многолетний, годичный, сезонный и краткосрочные прогнозы (УК-2, ПКС-9).
9. Цель, принципы и методы картирования. сорных растений в производственных посевах (УК-2, ПКС-9).
10. Методы и методики определения потенциальной засоренности почвы (УК-2, ПКС-9).
11. Рациональная технология производства и хранения органических удобрений (УК-2, ПКС-9).
12. Методы определения запаса семян сорняков в органических удобрениях (УК-2, ПКС-9).
13. Виды и объекты карантина. Мероприятия карантина (УК-2, ПКС-9).
14. Агротехнические мероприятия профилактики засоренности: очистка и сортировка посевного материала, соблюдение норм высева, снижение засоренности при уборке урожая, уничтожение сорняков на участках несельскохозяйственного использования (УК-2, ПКС-9).
15. Продукционная, ресурсоэнергосберегающая, противоэрозионная, почвоулучшающая и фитосанитарная функции севооборотов (УК-2, ПКС-9).
16. Группировки систем обработки почвы: отвальная, плоскорезная, минимальная и нулевая (УК-2, ПКС-9).
17. Причины избирательности и механизм действия гербицидов на растения (УК-2, ПКС-9).
18. Факторы определяющие эффективность применения гербицидов (УК-2, ПКС-9).
19. Классификация гербицидов по принципу действия на растения. Биохимические и анатомо – морфологические факторы, влияющие на селективность гербицидов (УК-2, ПКС-9).
20. Классификация химических средств борьбы с сорняками (УК-2, ПКС-9).
21. Особенности действия гербицидов на растения, механизм действия и причины их избирательности (УК-2, ПКС-9).
22. Гербициды на пшенице, ячмене и овсе (УК-2, ПКС-9).
23. Гербициды используемые при возделывании кукурузы (УК-2, ПКС-9).
24. Гербициды используемые на картофеле (УК-2, ПКС-9).
26. Борьба с вредными и ядовитыми растениями на лугах и пастбищах (УК-2, ПКС-9).
27. Влияние гербицидов и их остатков на растения, животных и среду их обитания (УК-2, ПКС-9).
1. Анализ взаимоотношений сорных и культурных растений
2. Составление карты классификации сорных растений, определение семян сорных растений
3. Методы прогноза засоренности посевов сельскохозяйственных культур, определение засоренности почвы
4. Построение плана предупредительных мероприятий по защите основных сельскохозяйственных культур
5. Знакомство с ассортиментом гербицидов и их гербицидной активности
6. Зональные особенности использования химической прополки с/х культур
7. Экологическая оценка применения гербицидов
8. Оценка экономической и энергетической эффективности регулирующих агроприемов
9. Энергетическая оценка защитных мероприятий
10. Характеристика яровых ранних сорных растений
11. Характеристика многолетних сорных растений
12. Паразитные сорные растения
13. Характеристика озимых, зимующих и двулетних сорняков
14. Эфемеры
15. Характеристика яровых поздних сорных растений
Темы конспектов
1. Влияние обработки почвы на засоренность посевов.
2. Анализ влияния чередования культур в севообороте на засоренность поля.
Темы дискуссий
1. Анализ взаимоотношений сорных и культурных растений.
2. Анализ влияния чередования культур в севообороте на засоренность поля.
3. Знакомство с ассортиментом гербицидов и их гербицидной активности.
Комплект тестовых заданий
1. Горец шероховатый, латинское название?
а-Polygonum scabrum Moench
б-Brassica campestris L.
в-Chenopodium album L.
2. Гречишка вьюнковая, латинское название?
а-Polygonum convolvulus L.
б-Amaranthus retroflexus L.
в-Polygonum scabrum Moench
3. Какое сорное растение обладает вьющимся стеблем?
а-Polygonum tataricum L.
б-Polygonum scabrum Moench
в-Polygonum convolvulus L.
4. Гречишка татарская, латинское название?
а-Polygonum scabrum Moench
б-Polygonum tataricum L.
в-Brassica campestris L.
5. Капуста полевая, латинское название?
а-Brassica campestris L.
б-Cannabis ruderalis Janisch
в-Amaranthus retroflexus L.
6. Конопля сорная, латинское название?
а-Polygonum tataricum L.
б-Cannabis ruderalis Janisch
в-Polygonum scabrum Moench
7. Марь белая, латинское название?
а-Amaranthus retroflexus L.
б-Chenopodium album L.
в-Polygonum tataricum L.
8. Овсюг обыкновенный, латинское название?
а-Salsola ruthenica Jlijin
б-Polygonum convolvulus L.
в-vena fatua L.
9. Какой сорняк обладает большей плодовитостью?
б-Avena fatua L.
в-Polygonum convolvulus L.
10. Какой сорняк обладает семенами трех видов, которые отличаются различным сроком прорастания?
а-Avena fatua L.
б-Chenopodium album L.
в-Polygonum convolvulus L.
11. У какого сорного растения плод орешек?
а-Setaria viridis L.
б-Amaranthus retroflexus L.
в-Salsola ruthenica Jlijin
12. У какого сорного растения наибольшая семенная продуктивность?
а-Echiochloa crusgalli L.
б-Amaranthus retroflexus L.
в-Setaria glauca L.
13. Просо куриное, латинское название?
а-Echiochloa crusgalli L.
б-Salsola ruthenica Jlijin
в-Setaria viridis L.
14.У какого сорного растения плод зерновка?
а-Setaria glauca L.
б-Amaranthus retroflexus L.
в-Salsola ruthenica Jlijin
15.У какого сорного растения плод семянка?
а-Salsola ruthenica Jlijin
б-Amaranthus retroflexus L.
в-Setaria viridis L.
16.Солянка обыкновенная, латинское название?
а-Setaria viridis L.
б-Salsola ruthenica Jlijin
в-Setaria glauca L.
17.К семейству мятликовые относиться?
а-Salsola ruthenica Jlijin
б-Amaranthus retroflexus L.
в-Echiochloa crusgalli L.
18.Щетинник зеленый, латинское название?
а-Setaria viridis L.
б-Setaria glauca L.
в-Salsola ruthenica Jlijin
19. Щетинник сизый, латинское название?
а-Echiochloa crusgalli L.
б-Setaria viridis L.
в-Setaria glauca L.
20. Щирица запрокинутая, латинское название?
а-Amaranthus retroflexus L.
б-Echiochloa crusgalli L.
в-Setaria glauca L.
Комплект тестовых заданий
1. Cirsium arvense L. относится к группе?
а-корнеотпрысковые?
б-корневищные
в-стержнекорневые
2. Бодяг полевой, латинское название?
а-Cirsium arvense L.
б-Linaria vulgaris
в-Taraxacum officinale
3. Convolvulus arvensis L. относится к группе?
а-корнеотпрысковые
б-корневищные
в-стержнекорневые
4. Вьюнок полевой, латинское название?
а-Convolvulus arvensis L.
б-Ranunculus repens L.
в-Sonchus arvensis L.
5. Льнянка обыкновенная, латинское название?
а-Linaria vulgaris
б-Taraxacum officinale
6. Ranunculus repens L. Относится к группе?
а-ползучие
б-корневищные
в-стержнекорневые
7. Лютик ползучий, латинское название?
а-Ranunculus repens L.
б-Sonchus arvensis L.
в-Artemisia vulgaris L.
8. Одуванчик лекарственный, латинское название?
а-Taraxacum officinale
б-Plantago major
в-Elytrigia repens L.
9. Sonchus arvensis L. Относится к группе?
а-корнеотпрысковые
б-корневищные
в-стержнекорневые
10. Осот полевой, латинское название?
а-Sonchus arvensis L.
б-Artemisia vulgaris L.
в-Equisetum arvense L.
11. Plantago major L. относится к группе?
а-ползучие
б-корнемочковатые
в-стержнекорневые
12. Подорожник большой, латинское название?
а-Plantago major
б-Elytrigia repens L.
в-Achillea millefolium L.
13. Artemisia vulgaris L. относится к группе?
а-корневищные
б-стержнекорневые
в-корнеотпрысковые
14. Полынь обыкновенная, латинское название?
а-Artemisia vulgaris L.
б-Equisetum arvense L.
в-Ranunculus repens L.
15. Elytrigia repens L. Относится к группе?
а-корневищные
б-корнеотпрысковые
в-стержнекорневые
16. Пырей ползучий, латинское название?
а-Elytrigia repens L.
б-Achillea millefolium L.
в-Barbarea vulgaris R.
17. Сурепка Обыкновенная, латинское название?
а-Barbarea vulgaris R.
б-Convolvulus arvensis L.
в-Ranunculus repens L.
18. Тысячилистник, латинское название?
а-Achillea millefolium L.
б-Barbarea vulgaris R.
в-Convolvulus arvensis L.
19. Equisetum arvense L. Относится к группе?
а-корневищные
б-корнеотпрысковые
в-стержнекорневые
20. Хвощ полевой, латинское название?
а-Equisetum arvense L.
б-Convolvulus arvensis L.
в-Barbarea vulgaris R.
комплект тестовых заданий
1. Гербициды подавляющие сорняки из семейства мятликовых (злаковых) в посевах яровой пшеницы называются?
а) граминициды
б) десиканты
в) акарициды
2. Гербицидом сплошного действия является?
а) торнадо 540 (глифосат)
б) магнум (метсульфуронметил)
в) гезагард (прометрин)
г) бункер (тебуконазол)
3. Оптимальная плотность покрытия капель на см2 для гербицидов при опрыскивании составляет?
а) 1-2 шт.
б) 40-60 шт.
в) 200-300 шт.
г) не имеет значения
4. Возможно ли применение гербицидов сплошного действия на основе глифосата на посевах культурных растений?
а) нет
б) только до всходов культуры
в) до всходов и по всходам культуры
г) только после всходов культуры
5. Повсходовым гербицидом на морковь столовую является?
а) торнадо (глифосат)
б) магнум (метсульфуронметил)
в) бункер (тебуконазол)
г) гезагард (прометрин)
6. Как применяется гербицид сплошного действия на основе глифосата?
а) заделывается в почву культиватором
б) опрыскивание при высоте многолетних сорняков 10-15 см.
в) опрыскивание после всходов культурных растений
г) опрыскивание непосредственно перед вспашкой
7. Классификация гербицидов по характеру действия?
а) системные и контактные
б) сплошные и избирательные
в) послевсходовые и послевсходовые
г) топографические и биохимические
8. К препаратам на основе 2,4-Д, МЦПА устойчивыми являются?
а) мятликовые
б) капустные
в) бобовые
г) маревые
9. Устойчивыми к дикабе являются?
а) бобовые
б) капустные
в) мятликовые
г) маревые
10. Устойчивыми к производным пиколиновой кислоты являются?
а) бобовые
б) капустные
в) гречишные
г) маревые
11. Устойчивая культура к прометрину является?
а) свекла столовая
б) пшеница яровая
в) морковь столовая
г) капуста белокочанная
12. Устойчивая культура к сульфонилмочевинам является?
а) свекла столовая
б) пшеница яровая
в) морковь столовая
г) капуста белокочанная
13. Для борьбы с сорняками на горохе возможно использовать?
а) магнум супер
б) галион
в) гербитокс
г) балерина
14. Для борьбы с сорняками на посевах и посадках сосны и ели в питомнике можно использовать?
а) магнум супер
б) галион
в) зеллек-супер
г) балерина
15. Выберите два и несколько вариантов ответа: механизм действия гербицидов?
а) нарушение процесса фотосинтеза
в) нарушение синтеза аминокислот
г) антикоагулянтное
16. Установите соответствие:
1. яровая пшеница а) дублон голд
2. морковь б) бицепс 22
3. кукуруза в) ластик 100
4. свекла г) гамбит
17. Выберите два и несколько вариантов ответа: механизм действия гербицидов?
а) гормональное действие
б) блокада нервного импульса
в) нарушение синтеза хитина
г) угнетение деления клеток
18. Установите соответствие:
1. картофель а) магнум
2. овес б) лазурит супер
3. рапс яровой в) деметра
4. лук репчатый г) галион
19. Выберите два или несколько вариантов ответа: избирательность гербицидов бывает?
а) топографическая
б) системная
в) биохимическая
г) глубинная
20. Установите соответствие:
1. однодольные сорняки а) торнадо 540
2. двудольные сорняки б) миура
3. однодольные и двудольные сорняки в) балерина
Темы рефератов
1. Предупредительные меры борьбы с сорняками на (зерновых, зернобобовых, овощных, декоративных, плодово-ягодных, сенокосах, пастбищах и др.)
Ситуационные задачи
1. Составить письменно в свободной форме комплекс предупредительных и истребительных мероприятий по борьбе с сорняками на зерновых культурах по следующей схеме:
1. Агротехнические мероприятия:
1.1 предложить севооборот
1.2 предложить обработку почвы в севообороте
2. Химические мероприятия
2.1 предложить несколько гербицидов
2.2 описать регламент применения гербицидов (сроки, нормы расхода, способы применения, необходимые технические средства, условия применения, рассчитать потребность гербицидов на 100 га посевов зерновых культур)
2. Составить письменно в свободной форме комплекс предупредительных и истребительных мероприятий по борьбе с сорняками на картофеле по следующей схеме:
1. Агротехнические мероприятия:
1.1 предложить севооборот
1.2 предложить обработку почвы в севообороте
2. Химические мероприятия
2.1 предложить несколько гербицидов
2.2 описать регламент применения гербицидов (сроки, нормы расхода, способы применения, необходимые технические средства, условия применения, рассчитать потребность гербицидов на 100 га посадок картофеля)
3. Составить письменно в свободной форме комплекс предупредительных и истребительных мероприятий по
1. Агротехнические мероприятия:
1.1 предложить севооборот
1.2 предложить обработку почвы в севообороте
2. Химические мероприятия
2.1 предложить несколько гербицидов
2.2 описать регламент применения гербицидов (сроки, нормы расхода, способы применения, необходимые технические средства, условия применения)
3. Карантинные мероприятия (задачи, карантинные мероприятия)
4. Составить письменно в свободной форме комплекс предупредительных и истребительных мероприятий по борьбе с сорняками на моркови столовой, капусте белокочанной, свекле столовой, луке репчатом по следующей схеме:
1. Агротехнические мероприятия:
1.1 предложить севооборот
1.2 предложить обработку почвы в севообороте
2. Химические мероприятия
2.1 предложить несколько гербицидов
2.2 описать регламент применения гербицидов (сроки, нормы расхода, способы применения, необходимые технические средства, условия применения, рассчитать потребность гербицидов на 10 га посевов овощных культур)
5. Составить письменно в свободной форме комплекс предупредительных и истребительных мероприятий по борьбе с сорняками на томатах и огурцах открытого грунта по следующей схеме:
1. Агротехнические мероприятия:
1.1 предложить севооборот
1.2 предложить обработку почвы в севообороте
2. Химические мероприятия
2.1 предложить несколько гербицидов
2.2 описать регламент применения гербицидов (сроки, нормы расхода, способы применения, необходимые технические средства, условия применения, рассчитать потребность гербицидов на 10 га посевов овощных культур)
6. Составить письменно в свободной форме комплекс предупредительных и истребительных мероприятий по борьбе с сорняками в паровом поле по следующей схеме:
1. Агротехнические мероприятия:
1.1 предложить обработку почвы в паровом поле
2. Химические мероприятия
2.1 предложить несколько гербицидов
2.2 описать регламент применения гербицидов (сроки, нормы расхода, способы применения, необходимые технические средства, условия применения, рассчитать потребность гербицидов на 100 га чистых паров)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п