учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: Формирование системы знаний о средствах и методах получения данных дистанционного зондирования Земли; методах обработки и анализа аэрокосмической информации; а также формирования картографической продукции при решении прикладных задач
ПКС-11: Готов к исследованию новых геодезических, фотограмметрических приборов и систем, аппаратуры для аэрокосмических съемок;
ИД-2 не знает и не понимает методы и способы метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 знает и понимает методы и способы метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 в целом знает и понимает методы и способы метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 в совершенстве знает и понимает методы и способы метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 не умеет использовать методы и способы метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 умеет использовать методы и способы метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 в целом умеет использовать методы и способы метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 в совершенстве умеет использовать методы и способы метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 не владеет навыками применения методов и способов метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 владеет навыками применения методов и способов метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 в целом владеет навыками применения методов и способов метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
ИД-2 в совершенстве владеет навыками применения методов и способов метрологического обеспечения геодезических приборов и инструментов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов к письменным опросам
Перечень вопросов круглых столов
Аэрокосмические съемки
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Основные виды носителей съемочной аппаратуры
3. Классификация современных снимков
4. Виды аэрофотосъемки
5. Преимущества и недостатки визуального метода дешифрирования
6. Дешифрирование многозональных снимков
7. Разновременные снимки и их применение
8. Снимки с разным пространственным разрешением и их применение
9. Принцип создания мозаики изображений
10. Картографические проекции. Система координат
11. Средства компьютерной обработки снимков
12. Принципы компьютерной классификации изображений
13. Эталонная классификация изображений
14. Цифровые изображения, основные понятия
15. Автоматизация обработки цифровых стереоизображений
16. Цифровые системы обработки изображений
17. Основные этапы построения и обработки модели на цифровом стереоплоттере
18. Автоматизация обработки аэрокосмических снимков
19. Пространственные данные аэрокосмических снимков
20. Предназначение цифровой фотограмметрической системы (ЦФС)
21. Основные продукты фотограмметрической обработки
22. Способы получения ЦМР при обработке стереопар снимков на ЦФС
23. Цифровая карта. Цифровая модель рельефа
24. Продольный и поперечный параллаксы и их смысл
25. Перечислить системы координат, применяемые в фотогранометрии
26. Дать определение элементам внутреннего ориентирования снимка
27. Дать определение элементам внешнего ориентирования снимка
29. Что определяет точность измерения цифровых изображений и способы ее увеличения
30. Условия получения стереопары
31. Способы получения исходной информации о рельефе
32. Способы предоставления ЦМР
33. Основные архивы аэрокосмических данных. Принципы организации и использования
34. Радарная съемка, ее виды, преимущества и недостатки
35. Характеристика отдельных каналов наиболее распространенных ДЗЗ
Тема 1.1 Основные понятия и термины дистанционного зондирования Земли
1. Понятие дистанционного зондирования
2. Физические основы и методы дистанционного зондирования
Тема 1.2 Физические основы аэрокосмических методов.
1. Влияние атмосферы, рельефа и кривизны земли
2. Классификация съемочных систем
Тема 1.3 Электромагнитное излучение и спектр
1. Тематические направления применения аэрокосмической информации, достоинства и недостатки
2. Технические и природные условия проведения аэро- и космических съемок
3. Виды изображений
4. Формы записи изображений
5. Представление цветных и многоканальных изображений
6. Геометрическая, радиометрическая, атмосферная коррекция. Улучшение изображений.
7. Принципы цифровой обработки изображений
8. Основные группы операций при цифрофой обработке обработке материалов дистанционного зондирования
9. Технология наземной обработки ДДЗ
10. Аналоговые оптико-электронные системы
Тема 3.1 Общие принципы семантического анализа изображений. Классификация дешифрирования
1. Особенности получения и распознования трехмерных изображений
2. Автоматизированные технологии обработки аэрокосмических данных
3. Понятие дешифрирования
4. Основные методы дешифрирования
Тема 3.2 Виды дешифрирования
1. Технологическая схема дешифрировочного процесса при тематическом картографировании
2. Виды тематического картографирования природной среды по аэрокосмическим снимкам
3. Тематическое дешифрирование
4. Особенности автоматизированного дешифрирования аэрокосмических снимков и составление тематических карт
5. Автоматизированные комплексы обработки пространственной информации
6. Понятие геоиформационного картографирования и его преимущества перед классическими методами
7. Электронные карты и достоинства
8. Оперативное картографирование и создание динамических карт
9. Геоинформационные системы и создание электронных карт. Электронные карты и их достоинства
Тема 4.2 Эталонирование и экстраполяция результатов дешифрирования. Надежность дешифрирования
1. Общие понятия аэрофотосъемки и дистанционного зондирования
2. Основные функции и возможности ПО для представления и обработки спутниковых изображений на примере Scanmagic
3. Электромагнитное излучение. Основные диапазоны
4. Основные виды и методы аэрофотоснимков
5. Основные виды и методы спутниковой съемки
6. Информационная емкость аэрофотоснимков
7. Дистанционное зондирование: физические основы, платформы и съемочные системы
8. Виды съемки и снимков
9. Разрешение данных съемки: пространственное, радиометрическое, спектральное, временное
Перечень вопросов к письменным опросам
Тема 2.1 Методы регистрации электромагнитного излучения
1. Области применения аэрокосмических данных
2. Применение аэрокосмических данных в сельском хозяйстве
3. Применение аэрокосмических данных в лесном комплексе
4. Применение аэрокосмических данных в нефтегазовой отрасли
5. Применение аэрокосмических данных в мониторинге лесных пожаров
6. Применение аэрокосмических данных в военно-промышленном комплексе
7. Применение аэрокосмических данных при картографировании антропогенных изменений
8. Применение аэрокосмических данных при ландшафтных исследованиях
9. Использование аэрокосмических данных при составлении и обновлении карт
Тема 2.2 Производство аэро и космической съёмки.
2. Спектральные, временные и пространственные характеристики сцены
3. Роль аэрокосмических данных в разработке и использовании корпоративных геоинформационных систем
4. Данные дистанционного зондирования и высоко урбанизированные территории
5. Использование аэрокосмических данных в изучении объектов солнечной системы
6. Область применения данных космической стереосъемки
7. Область применения данных космической радиолокационной съемки
8. Область применения данных космической съемки в инфракрасном диапазоне
9. Особенности изменения спектральных характеристик растительности по сезонам года
Тема 2.3 Технические показатели и параметры съёмок
1. Применение аэрокосмических данных в изучении атмосферных процессов и явлений
2. Особенности выделения антропогенных объектов на космических снимках среднего и высокого геометрического расширения
3. Особенности выделения природных объектов на космических снимках среднего и высокого геометрического расширения
4. Геоинформационные системы в развитии современного общества
5. Аэрокосмические данные как источник информации для баз геоданных
6. Типы и форматы цифровых данных
7. Характеристики основных систем получения космических снимков
8. Определение термина дешифрирование аэрокосмических снимков
9. Краткий исторический обзор развития аэрокосмических съемок
10. Электромагнитное излучение и его свойства
11. Спектральная отражательная способность
12. Пространственная отражательная способность
13. Изменчивость ландшафтов во времени
14. Масштаб и пространственное разрешение
15. Диапазон регулируемого излучения
16. Технологические способы получения снимков
Перечень тем рефератов
1. Задачи аэрокосмических методов. Этапы развития
2. Физические основы аэрокосмических методов
3. Электромагнитный спектр. Окна прозрачности
4. Видимый диапазон. Спектральная чувствительность глаза
5. Методы регистрации электромагнитного излучения
6. Методы аэрокосмических исследований
7. Оптические свойства природных объектов
8. Понятие о спектральном коэффициенте яркости
9. Использование спектрометрирования в географических исследованиях. Спектральный «образ» ландшафта
10. Аэросъемка
11. Космическая съемка
12. Связь аэрокосмического зондирования с науками о Земле
13. Свойства и классификация аэрокосмических снимков
14. Аэрокосмические снимки и их свойства
15. Фотографическая съемка. Принцип получения изображения
16. Объективы фотоаппаратов
17. Природные условия фотосъемки
18. Материалы аэрокосмических фотосъемок
19. Классификация аэрокосмических снимков (классы и виды)
20. Характеристика основных типов снимков
21. Фотоэлектронная съемка. Принцип получения изображения
22. Кадровая и сканерная съемка. Преимущества и недостатки
23. История аэрофотосъемки
24. Перекрытие аэрофотоснимков
25. Классификация аэрофотоснимков
26. Летательные аппараты, их типы и виды, особенности применения
27. Аэрофотоаппараты
28. Классификация аэрофотоснимков
29. Природные свойства изображения сельхозугодий
30. Освещенность местности и спектральная отражательная способность сельхозкультур
31. Изменение спектральной отражательной способности сельхозкультур в течении вегетативного периода
Перечень вопросов круглых столов
1. Методы регистрации электромагнитного излучения.
2. Производство аэро и космической съёмки.
3. Технические показатели и параметры съёмок.
4. Основные разновидности сенсоров и приемников электромагнитного излучения.
5. Носители аэро- и космической съемочных систем.
7. Виды дистанционных съемок в зависимости от используемой аппаратуры и спектрального диапазона.
8. Типы аэрокосмических снимков
9. Виды дешифрирования: морфологическое, морфометрическое, инструментальное, автоматизированное.
10. Визуальный метод дешифрирования.
11. Дешифровочные признаки.
12. Технические средства, используемые при дешифрировании.
13. Полевое дешифрирование.
14. Подспутниковые наблюдения. Т
15. ребования к качеству и геометрии снимков.
16. Контроль результатов дешифрирования
17. Эталонирование и экстраполяция результатов дешифрирования.
18. Надежность дешифрирования.
19. Этапы компьютерной технологии дешифрирования.
20. Математические методы компьютерного дешифрирования.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п