учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: ознакомить студентов с требованиями ФГОС ВО, профессиональными компетенциями; изучить историю развития почвоведения и агрохимии; сформировать представление о научно-исследовательской деятельности по направлению; расширить информацию о специфике сельского хозяйства, актуальности проблемы применения удобрений их видов; сформировать у обучающихся знаний о взаимосвязи агрохимии и агропочвоведение со смежными науками в сельском хозяйстве.
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
ИД-1. Применяет знание о своих ресурсах и пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.
ИД-2. Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3. Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4. Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5. Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Библиография и ее значение.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Темы рефератов, докладов
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Перечень вопросов для выездного занятия
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Перечень вопросов для проведения мастер-класса
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Введение в профессиональную деятельность
2) охватывает все разделы дисциплины
Введение в профессиональную деятельность
1. Функциональные права работников агрохимической службы (УК-6)
2. Функциональные обязанности работников агрохимической службы (УК-6)
3. Этапы становления профессии агроэколог-агрохимик в России (УК-6)
4. Основное назначение специалиста агрохимика-агропочвоведа (УК-6)
5. Значение и особенности высшего образования (УК-6)
6. Структура высшего образования (УК-6)
7. Типы высших учебных заведений (УК-6)
8. Специальности и специализация в ВУЗе (УК-6)
9. Теоретическое и производственное обучение в ВУЗе (УК-6)
10. Роль науки в формировании специалиста (УК-6)
11. Виды учебных занятий (УК-6)
12. Краткая история развития ФГБОУ ВПО Бурятская ГСХА имени В.Р. Филиппова (УК-6)
13. Роль и задачи кафедры химии, агрохимии и почвоведения в подготовке молодых специалистов (УК-6)
14. Современные технические средства в учебном процессе ВУЗа (УК-6)
15. Формы учебного процесса и виды контроля (УК-6)
16. Значение научной информации в современных условиях (УК-6)
17. Методы поиска информации (УК-6)
18. Правила пользования библиотекой, техника получения книг. Межбиблиотечный абонемент (УК-6)
19. Понятие о справочно-информационном фонде (СИФ). Справочный аппарат библиотеки. Его роль в организации помощи читателям в выборе литературы (УК-6)
20. Требования ГОСТ оформления научных работ. Виды научных работ. Методика написания научных работ (УК-6)
21. Агрохимия – важнейшее звено земледелия (УК-6)
22. История агрохимии в связи с развитием земледелия (УК-6)
23. Выделение агрохимии в самостоятельную отрасль науки по методам исследования (УК-6)
24. Агрохимия как особая дисциплина в системе образования в связи с целесообразностью приложения агрохимических знаний в практике земледелия (УК-6)
25. Зарождение учения об удобрении и его развитие в России в период от М.В.Ломоносова до Ю.Либиха (УК-6)
26. Взгляды на питание растений и удобрения в период от Аристотеля, Катона, Варрона, Колумеллы и Плиния до Тэера и Либиха (УК-6)
27. Значение Вольного Экономического Общества в развитии учения об удобрении (УК-6)
28. Работы А.Т.Болотова, И.М.Комова, А.А.Нартова, А.Пошмана, М.И.Афонина, М.Г.Павлова и их роль в развитии учения об удобрении в России (УК-6)
29. Гумусовая теория питания растений А.Тэера и ее влияние на развитие агрохимии в России (УК-6)
31. Книга Ю.Либиха “Химия в приложении к земледелию и физиологии растений“ – важнейший этап в развитии агрохимии (УК-6)
32. Ж.Б.Лооз и его роль в развитии опытного дела по применению удобрений и их производству (УК-6).
33. Развитие агрохимии и учения о применении удобрений во второй половине XIX века (УК-6)
34. Роль Д.И.Менделеева (1834-1907) в развитии опытного дела и пропаганде использования удобрений, агрономических знаний (УК-6)
35. Систематическая исследовательская работа по агрохимии в России в конце XIX начале XX вв. Работы К.А. Тимирязева, Д.Н. Прянишникова, П.С. Коссовича, К.К. Гедройца. (УК-6)
36. Связь агрохимических и биохимических исследований. Вклад агрохимиков Д.Н. Прянишникова, В.С. Буткевича, А.А. Шмука в развитие отечественной биохимии. Введение вегетационного метода в России. (УК-6)
37. Исследование Д.Н. Прянишниковым азотного обмена у растений. (УК-6)
38. Развитие агрохимии и опытного дела с удобрениями в первой половине ХХ в. (УК-6)
39. Сеть опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков под руководством С.Л.Франкфурта (1901). (УК-6)
40. Организация лабораторных агрохимических работ в сети А.И. Душечкиным. (УК-6)
41. Значение методических работ А.Н. Лебедянцева в развитии агрохимических исследований. (УК-6)
42. Организация опытных станций – важный этап в развитии агрохимических исследований. (УК-6)
43. Вклад работ Д.Н. Прянишникова, П.С. Коссовича, Ф.В. Чирикова в развитие агрохимии. (УК-6)
44. Организация НИУ (1919) (с 1933 г. – НИУИФ) и его географическая сеть опытов с удобрениями. Д.Н. Прянишников и А.Н. Лебедянцев – руководители географической сети. (УК-6)
45. Развитие агрохимической науки во второй половине XX в. (УК-6)
46. Развитие агрохимической исследований в научно-исследовательских учреждениях и ВУЗах страны. (УК-6)
47. Экологизация агрохимических исследований. (УК-6)
48. Географическая сеть опытов с удобрениями, еѐ задачи и влияние на развитие агрохимии и усовершенствование методологии агрохимических исследований. (УК-6)
49. Значение работ ВИУА, НИУИФ, ВНИИТИХИМ. и его сети в развитии агрохимии в научно-техническом прогрессе по производству и применению минеральных удобрений. (УК-6)
50. Основные задачи и направления работ Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института по органическим удобрениям (ВНИПТИОУ), Почвенного Института им. В.В.Докучаева, Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН и других научно-исследовательских учреждений. Основные направления исследований в Московской Сельскохозяйственной Академии им. К.А.Тимирязева (ТСХА)(УК-6)
Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
Тема 1. Высшее образование в России
1. Значение и особенности высшего образования.
2. Структура высшего образования.
3. Типы высших учебных заведений.
4. Специальности и специализация в ВУЗе.
5. Студенческая группа-главная структурно-административная единица учебного заведения. Общественная и научно-исследовательская работа обучающихся.
Тема 2. Квалификационная характеристика профессиональной деятельности бакалавров по направлению Агрохимия и агропочвововедение
1. Функциональные права и обязанности работников агрохимической службы. Должностные характеристики специалистов.
2. Основное назначение специалиста агрохимика-агропочвоведа.
Тема 3. История развития агрономической химии и почвоведения в России
1. История агрохимии в связи с развитием земледелия
2. Зарождение учения об удобрении и его развитие в России в период от М.В.Ломоносова до Ю.Либиха
3. Развитие агрохимии и учения о применении удобрений во второй половине XIX века.
4. Связь агрохимических и биохимических исследований. Вклад Д.Н. Прянишникова в отечественную агрохимию.
Тема 4. Современные научные достижения в почвоведении и агрохимии в России и концепция повышения плодородия почв в Республике Бурятия
1. Современные научные исследования ученых РБ и х достижения: Убугунов Л.Л., Меркушева М.Г., Пигарева Н.Н., Абашеева Н.Е., Бадмаев Н.Б. и др.
Тема 5. Особенности учебного процесса в ВУЗе
1. Современные технические средства в учебном процессе ВУЗа.
2. Формы учебного процесса и виды контроля.
3. Виды учебных занятий.
4. Теоретическое и производственное обучение в ВУЗе.
5. Учебный процесс и основы его организации.
6. Права и обязанности студентов.
Тема 6. Основы научной работы студентов в ВУЗе
1. Научные исследования в агрохимии и почвоведении: полевые, лабораторно-аналитические, микрополевые, вегетационные. Виды и особенности.
2. Постановка научных исследований.
3. Знакомство с деятельностью научно- исследовательских учреждений в Бурятии на примере ИОЭБ СО РАН,
Тема 7. Общие сведения о библиотеке. Библиография и ее значение.
1. Методы поиска информации.
2. Правила пользования библиотекой, техника получения книг. Межбиблиотечный абонемент.
3. Понятие о справочно-информационном фонде (СИФ). Справочный аппарат библиотеки. Его роль в организации помощи читателям в выборе литературы.
Тема 8. Методика написания научных работ. Порядок написания и представления реферата на кафедру. Обзор рекомендуемой литературы для написания работы
1. Требования ГОСТ оформления научных работ. Виды научных работ. Методика написания научных работ.
2. Порядок написания и представления реферата. Оформление использованной литературы при написании работы
Тестовые задания
Задания на уровне «знать»
Выбрать правильный ответ
1. Наука о почвах, их генезисе, строении, составе и свойствах называется …
а) агрохимия;
б) почвоведение;
в) земледелие;
г) агроэкология.
2. Организует всю работу высшего учебного заведения и несет полную ответственность за состояние и деятельность вуза:
а) заведующий кафедрой;
б) декан;
в) начальник отдела кадров;
г) ректор.
3. Руководство учебной, учебно-методической и воспитательной работой в высшем учебном заведении осуществляет:
а) проректор по науке;
б) проректор по учебно-воспитательной работе;
в) заместитель декана по учебно-воспитательной работе;
г) куратор группы.
4. Какого вида мониторинга земель не существует:
а) глобальный;
б) местный;
в) региональный;
г) локальный.
5. Основной вид учебных занятий, на которых закладываются основы знаний:
а) семинар;
б) лекция;
в) олимпиада;
г) экзамен.
6. Заключительный этап обучения в вузе:
а) дипломное проектирование;
б) экзамен;
в) государственный экзамен;
г) прохождение производственной практики.
7. Основоположником научного почвоведения является:
а) Прянишников Д. Н.;
б) Докучаев В. В.;
в) Гедройц К. К.;
г) Фридланд В. М.
8. Основоположник научных основ агрономического почвоведения:
а) Я. В. Пейве;
б) В. В. Пономарева;
в) П. А. Костычев;
г) И. Н. Антипов-Каратаев.
9. Ученый-почвовед, открывший фациальные особенности почвообразовании в Забайкалье:
а) Б. Б. Полынов;
б) Н. Н. Розов;
в) Л. И. Прасолов;
10. Вклад К. К. Гедройца в развитие почвоведения:
а) развил учение о поглотительной способности почв;
б) разработал учение о геохимии ландшафтов;
в) создал единую классификацию и диагностику почв России;
г) создал агрохимическую службу в России.
11. Первое место по массе в литосфере занимает:
а) железо;
б) кислород;
в) алюминий;
г) кальций.
12. К рассеянным элементам относятся элементы с содержанием их в земной коре:
а) Более 50 %;
б) Более 10 %;
в) Менее 0,1 %;
г) Более 0,1 %.
13. В почвах по сравнению с земной корой значительно преобладают:
а) кремний;
б) углерод и азот;
в) железо;
г) алюминий.
14. Различают две группы полевых опытов:
а)…
б) …
15. В зависимости от субстрата вегетационные опыты бывают с …
а) почвенными культурами;
в) зернобобовыми культурами;
б) полевыми культурами;
г) пропашными культурами.
16. Земельный участок для будущего опыта обязательно должен отвечать требованию…
а) типичности;
б) ровности;
в) быть правильной конфигурации;
г) быть высоко плодородным.
17. Размеры опытной делянки не зависят от …
а) площади питания выращиваемой культуры;
в) величины урожая;
б) способа посева;
г) изучаемого фактора.
18. Вегетационный метод - это…
а) наблюдение за растениями в процессе вегетации;
б) выращивание растений в сосудах;
в) выращивание растений в полевых условиях;
г) выращивание растений на питательном растворе.
19. Основной задачей агротехнических опытов является:
а) объективная оценка сортов и гибридов с/х культур;
б) изучение болезней растений;
в) изучение вредителей растений;
г) оценка влияния действия различных факторов жизни, условий и приёмов возделывания на урожайность с/х культур и качество.
20. Наука о взаимодействии растений, почвы и удобрений в процессе выращивания сельскохозяйственных культур, о круговороте веществ в земледелии и использовании удобрений для увеличения урожая, улучшения его качества и повышения плодородия почвы.
а) геология;
в) почвоведение;
б) растениеводство;
г) агрохимия.
21. Объектами профессиональной деятельности по специальности «Агрохимия и почвоведение» являются:
а) организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель;
б) почва, растения, удобрения, мелиоранты, технологические процессы производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почвы;
22. Научные статьи бывают двух видов:
а) теоретические и эмпирические;
б) теоретические и прогностические;
в) экспериментальные и методологические;
г) практические и теоретические.
23. Основные типы библиотек (выберите неправильный ответ):
а) массовые;
б) универсальные;
в) специальные и научные;
г) передовые промышленные.
Задания на уровне «знать», «уметь»
Впиши только одно слово вместо многоточия
24. Комплекс определений, позволяющий установить валовой, или элементный состав почв, т.е. получить представление об общем содержании в почве химических элементов или их оксидов называют... анализом.
25. Наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах, закономерностях географического распространения, процессах взаимосвязи с внешней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв – плодородия, путях рационального использования почв в сельском и народном хозяйстве и об изменении почвенного покрова в агрикультурных условиях- …
26. Разрушение почвенного покрова водой, ветром называется…
27. Верхний горизонт почвенного профиля называется…
28. Массовое соотношение твердых частиц разной крупности в составе почвы называется…
29. Способность почвы изменять форму без распадания на отдельности под действием внешних сил называется…
30. Совокупность протекающих в почве процессов поступления, передвижения, сохранения и потери воды называется…
31. … — часть текста, заимствованная из какого-либо произведения без изменений и использованная в другом тексте, чаще всего с указанием на источник, из которого она взята. Это точная, дословная выдержка из какого либо текста, включенного в собственный текст.
Закончите предложение (фразу)
31. Главная цель научной публикации — …
Дать развернутый ответ
32. На основе каких документов организуется учебный процесс в образовательных учреждениях высшего образования? Дайте характеристику учебному плану, календарному графику учебного процесса и расписанию занятий по вашей специальности.
33. Кто относится к обучающимся образовательного учреждения среднего профессионального образования? Кто считается студентом образовательного учреждения высшего образования?
34. Раскройте порядок проведения зачётно-экзаменационной сессии. Раскройте порядок проведения экзамена и зачета во время сессии. Сколько раз разрешается пересдавать экзамен? Почему?
35. Какая роль отводится в организации самостоятельной работы студентов самостоятельной научно-исследовательской работе студента. Назовите основные формы и виды самостоятельной научно-исследовательской работы студентов.
1. Зарождение учения об удобрении и его развитие в России в период от М.В.Ломоносова до Ю.Либиха
3. Значение Вольного Экономического Общества в развитии учения об удобрении.
4. Гумусовая теория питания растений А.Тэера и ее влияние на развитие агрохимии в России.
5. Теория мин. питания растений и возврата питательных веществ Ю.Либиха и их влияние на развитие агрохимии в России и необходимость производства химических удобрений.(книга Ю.Либиха “Химия в приложении к земледелию и физиологии растений“ – важнейший этап в развитии агрохимии).
6. Ж.Б.Лооз и его роль в развитии опытного дела по применению удобрений и их производству.
7. Роль Д.И.Менделеева в развитие опытного дела и пропаганде использования удобрений, агрономических знаний.
8. Развитие агрохимии и учения о применении удобрений во второй половине XIX века. Вклад Д.Н. Прянишникова в отечественную агрохимию.
9. Вклад П.С. Коссовича в развитие агрохимии.
10. Вклад Ф.В. Чирикова в развитие агрохимии.
11. Работы К.А. Тимирязева и вклад в развитие агрохимии и почвоведения в России.
12. Вклад Минеева В.Г. в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
13. Журбицкий З.И. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
14. Макеев О.В. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
15. Ишигенов И.А. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
16. Гамзиков Г.П. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
17. Абашеева Н.Е. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
18. Убугунов Л.Л. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
19. Убугунова В.И. Вклад в развитие отечественной агрохимии и почвоведения
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п