учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Токарь В.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение токсикокинетики и токсикодинамики токсических веществ; изучение методов диагностики, лечения и профилактики острых и хронических отравлений и принципов ветеринарно- санитарной оценки продуктов убоя, молока, яиц, рыбы, меда при отравлениях.
ПКC-2: Способен разрабатывать алгоритмы и критерии выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии при инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваниях, осуществлять мониторинг эпизоотической обстановки, экспертизу и контроль мероприятий по борьбе с зоонозами, охране территории РФ от заноса заразных болезней из других государств, проводить карантинные мероприятия и защиту населения в очагах особо опасных инфекций при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
правильно осуществлять необходимые диагностические, терапевтические мероприятия при отравлениях; осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии животным при отравлениях, соблюдать правила работы с токсическими веществами недостаточно для решения практических (профессиональных) задач.
правильно осуществлять необходимые диагностические, терапевтические мероприятия при отравлениях; осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии животным при отравлениях, соблюдать правила работы с токсическими веществами достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
правильно осуществлять необходимые диагностические, терапевтические мероприятия при отравлениях; осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии животным при отравлениях, соблюдать правила работы с токсическими веществами и мотиваций в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач.
правильно осуществлять необходимые диагностические, терапевтические мероприятия при отравлениях; осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии животным при отравлениях, соблюдать правила работы с токсическими веществами и мотиваций в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач.
недостаточно для решения практических (профессиональных) задач.
ПКC-3: Способен использовать и анализировать фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, препаратов, биологически активных веществ для лечебно-профилактической деятельности, осуществлять контроль качества и соблюдение правил производства, реализации кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов;
достаточно для решения практических (профессиональных) задач.
и мотиваций в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач.
и мотиваций в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач.
и мотиваций в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Автор, наименование, выходные данные
Доступ
Основная литература
Жуленко В. Н. Ветеринарная токсикология : учебник для вузов по спец. "Ветеринария" / В. Н. Жуленко, Г. А. Рабинович, Г. А. Таланов. - М. : Колос, 2002. - 384 с. (98 экз.) Библиотека
Хмельницкий, Г. А. Ветеринарная токсикология : учебное пособие / Г. А. Хмельницкий, В. Н. Локтионов, Д. Д. Полоз. - Москва : ВО "Агропромиздат", 1987. - 319 с. (115 экз.) Библиотека
Дополнительная литература
Аргунов М.А. Ветеринарная токсикология и основами экологии : учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 110401 "Зоотехния" и 111201 "Ветеринария" / ред. М. Н. Аргунов. - СПб. : Лань, 2007. - 416 с. (1 экз.) Библиотека
Боев Ю.Г. Военная ветеринария токсикология : учебник для вузов рек. УМО вузов РФ / Ю. Г. Боев [и др.]. - М. : Изд-во"Гринлайт".Военная ветеринарная токсикология : Рек. УМО в кач-ве учебника для вузов по спец. 111201 - Ветеринария / Ю. Г. Боев [и др.]. - М. : Гринлайт, 2009. - 248 с.(5 экз.) Библиотека
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине (модулю)
1. Учебно-методическая литература
Автор, наименование, выходные данные
Доступ
Методические указания и контрольные задания по ветеринарной токсикологии : учебно-методический комплекс / сост. П. Б. Цыремпилов. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 22 с. http://bgsha.ru/art.php?i=1922.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
элементов оценочных материалов по дисциплине
Группа
оценочных средств
Оценочное средство или его элемент
Наименование
1. Средства для промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины
Перечень вопросов к зачету с оценкой.
Критерии оценки к экзамену
Шкала оценивания
2. Средства
для индивидуализации выполнения,
контроля фиксированных видов (ВАРО)
------
для текущего контроля
Вопросы для устного опроса.
Тесты
Ситуационные задачи
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Токсикология
2) охватывает все разделы дисциплины
Вопросы для устного опроса:
1. Техника безопасности и охрана труда при работе с пестицидами и в химико-токсикологической лаборатории.
2. Правила взятия проб для химико-токсикологического анализа.
3. Оформление сопроводительных документов..
4. Понятие о химико-токсикологическом анализе, его методы.
5. Определение токсикологии, как науки, ее задачи. Понятие о ядах и отравлениях.
6. Классификация ядовитых веществ и отравлений.
7. Основные причины, обусловливающие отравления сельскохозяйственных животных.
8. Основные параметры токсикометрии ядовитых веществ (ЛД0, ЛД50, ЛД100, ПДК, МДУ, время ожидания).
9. Токсикокинетика ядовитых веществ (поступление, распределение и выделение из организма животных).
10. Общие принципы диагностики отравлений животных.
11. Принципы оказания первой помощи при отравлении животных.
12. Понятие об антидотах и механизме их действия.
13. Профилактика отравлений.
14. Классификация пестицидов по производственному назначению.
15. Понятие о биоценозах, биогеоценозах, миграции ядовитых веществ в природе.
16. Кумуляция ядовитых веществ в организме и летальный синтез.
17. Понятие о токсикодинамике.
18. Отдаленные последствия действия ядов на организм животных.
19. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных после воздействия ядов.
20. Отравление животных растениями, содержащими алкалоиды группы атропина.
21. Отравление животных люпином.
22. Отравление животных чемерицей.
23. Отравление животных растениями, содержащими циангликозиды.
24. Отравление животных растениями, содержащими тиогликозиды.
25. Отравление животных растениями, содержащими сердечные гликозиды.
26. Отравление животных растениями, содержащими сапонин-гликозиды и лактон протоанемонин.
27. Отравление животных растениями, содержащими эфирные масла и смолистые вещества.
28. Отравление животных растениями, содержащими вещества, повышающие чувствительность кожи к действию солнечного света.
29. Отравление животных растениями, содержащими гликоалкалоиды.
30. Отравление животных растениями, понижающими свертываемость крови.
31. Отравление животных растениями, накапливающими органические кислоты и соли.
32. Отравление животных растениями, нарушающими углеводный обмен.
33. Отравление животных хлопчатниковыми жмыхами и шротами.
34. Отравление животных жмыхами и шротами клещевины.
35. Отравление животных льняными жмыхами и шротами.
36. Отравление животных растениями, содержащими тиаминазу.
37. Отравление животных рапсом.
38. Отравление животных аконитами.
39. Отравление животных болиголовом пятнистым.
40. Отравление животных вехом ядовитым.
41. Отравление животных нитратами и нитритами.
42. Принцип метода обнаружения алкалоидов в растениях.
43. Принцип метода обнаружения алкалоидов в семенах люпина.
44. Принцип метода определения синильной кислоты в отваре семян льна.
45. Принцип качественной реакции на обнаружение соланина в картофеле.
46. Принцип серно-кислотного метода определения свободного госсипола в хлопчатниковом жмыхе.
47. Общая характеристика микотоксикозов.
48. Стахиботриотоксикоз.
49. Фузариотоксикозы.
50. Аспергиллотоксикоз.
51. Охратоксикоз.
52. Дендродохиотоксикоз.
Ситуационные задачи
1. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) свинье рвотное средство; б) лошади средство при отравлении соединениями меди; в) теленку реактиватор холинэстеразы.
2. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) собаке слабительное средство при отравлении испорченной колбасой: б) овце противоядие при отравлении аммонийными соединениями: в) корове антидот при отравлении соединениями ртути.
3. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) лошади средство для усиления выведения токси¬ческих веществ с мочой; б) свинье вяжущее средство; в) собаке противосудорожное средство.
5. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) лошади средство при резорбтивном действии со¬единений тяжелых металлов; б) корове слабительное сред¬ство, замедляющее процессы всасывания в кишечнике; в) ли¬сице средство для стимуляции дыхания.
6. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) собаке средство, понижающее порозность сосу¬дов; б) лисице сердечное средство; в) свинье средство при отравлении ТМТД.
7. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) свинье лекарственное средство при возбуждении ЦНС; б) лисице производное барбитуровой кислоты для сня¬тия судорог; в) корове лекарственное вещество при отрав¬лении ФОС.
8. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) лечебный препарат собаке при угнетении ЦНС; б) овце средство при сердечно-сосудистой недостаточности, связанной с острым отравлением; в) корове аналептик для возбуждения дыхания.
9. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) корове лекарственное средство при отравлении карбамидом; б) свинье лекарственное вещество при отрав¬лении натрия хлоридом: в) корове антидот поп отравлении ФОС.
10. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) собаке реактиватор холинэстеразы; б) корове ан¬тидот при отравлении нитритами; в) овце антацидное сред¬ство при ацидозе.
11. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) собаке рвотное средство быстрого действия: б) корове слабительное при отравлении кормами, пораженными грибками; в) свинье вяжущее средство.
12. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) лисице средство для стимуляции дыхания; б) ов¬це противоядие при отравлении синильной кислотой; в) сви¬нье лекарственное средство для усиления диуреза.
13. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) корове препарат для лечения острого отравления цианидами; б) свинье слабительное при отравлении пова-ренной солью; в) лошади антидот при отравлении соедине¬ниями ртути.
14. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) корове средство при отравлении ХОС; б) собаке противосудорожное лекарственное средство: в) свинье сред¬ство при отравлении формальдегидом.
15. Выписать рецепты и провести фармакотерапевтический анализ: а) лошади адсорбирующее средство при отравлении соединениями мышьяка; б) свинье средство при отравлении ФОС; в) собаке сердечное средство при остром отравлении.
Перечень вопросов к зачету с оценкой.
1. Определение токсикологии, как науки. Яды. Токсичность.
2. Токсический процесс. Формы проявления токсического процесса.
3. Интоксикация (отравление).
4. Цель и задачи токсикологии. Токсикометрия, токсикодинамика, токсикокинетика. Структура токсикологии.
5. Токсикант (яд). Классификация их.
6. Токсиканты биологического происхождения.
7.Токсиканты – неорганические и органические соединения естественного происхождения.
8. Синтетические токсиканты: Пестициды и их классы.
9. Интетические токсиканты: Органические растворители. Лекарства.Пищевые добавки. Боевые отравляющие вещества.
10. Биосистемы – мишени действия токсикантов.
11. Свойства токсиканта, определяющие токсичность.
12. Токсикодинамика: Механизмы токсического действия: Понятие рецептор в токсикологии.
13. Токсикодинамика: Механизмы токсического действия: Действие токсиканта на элементы межклеточного пространства.
14. Токсикодинамика: Механизмы токсического действия: Действие токсиканта на структурные элементы клеток.
15. Токсикометрия. Токсические дозы, концентрации, токсодозы.
16. Токсикометрия. Параметры токсикометрии.
17. Токсикометрия. Классификация вредных веществ с учетом показателей токсикометрии.
18. Токсикометрия. Санитарно – гигиеническое нормирование.
19. Токсикометрия. Методы определения параметров токсикометрии. Методы исследования состояния экспериментальных животных.
20. Токсикокинетика. Пути поступления, транспорт и распределение вредных веществ.
21. Токсикокинетика. Биотрансформация и выделение чужеродных веществ.
22. Факторы, влияющие на токсичность. Межвидовые, внутривидовые, возрастные различия, физиологическое состояние, кормление, содержание, климатические.
23. Явления, наблюдаемые при длительном воздействии токсиканта. Толерантность, тахифилаксия, зависимость, привыкание.
24. Специальные виды токсического действия. Иммунотоксичность.
25. Специальные виды токсического действия. Химический мутагенез.
26. Специальные виды токсического действия. Химический канцерогенез.
27. Специальные виды токсического действия. Тератогенез.
28. Избирательная токсичность. Раздражающее действие.
29. Избирательная токсичность. Дерматотоксичность.
30. Избирательная токсичность. Пульмонотоксичность.
31. Избирательная токсичность. Гематотоксичность.
33. Избирательная токсичность. Гепатотоксичность.
34. Избирательная токсичность. Нефротоксичность.
35. Основные причины, обусловливающие отравления сельскохозяйственных животных.
36. Кумуляция ядовитых веществ в организме и летальный синтез. Отдаленные последствия действия ядов на организм животных.
37. Общие принципы диагностики отравлений животных.
38. Ядовитые вещества растительного происхождения.
39. Растения, вызывающие возбуждение центральной нервной системы.
40. Растения, вызывающие возбуждение центральной нервной системы и одновременно действующие на пищеварительный тракт, сердце и печень.
41. Растения, вызывающие угнетение и паралич центральной нервной системы.
42. Растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения органов дыхания и пищеварительного тракта.
43. Растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения сердца.
44. Растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения печени.
45. Отравление животных жмыхами и шротами клещевины, хлопчатника, льна.
46. Понятие о химико-токсикологическом анализе, его методы. Правила взятия проб для химико-токсикологического анализа. Оформление сопроводительной документации.
47. Понятие о пестицидах. Классификация пестицидов по производственному назначению. Гигиеническая классификация пестицидов (по силе действия, по стойкости во внешней среде, по степени опасности и т.д.).
48. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя животных после воздействия ядов.
49. Отравление животных нитратами и нитритами.
50. Отравление животных натрия хлоридом.
51. Отравление животных соединениями фтора.
52. Отравление животных соединениями ртути.
53. Отравление животных соединениями меди.
54. Отравление животных соединениями свинца.
55. Отравление животных соединениями мышьяка.
56. Отравление животных соединениями кадмия.
57. Отравление животных фосфорорганическими соединениями (ФОС).
58. Отравление животных хлорорганическими соединениями (ХОП).
59. Отравление животных карбаматами.
60. Отравление животных синтетическими пиретроидами.
61. Отравление животных производными фенокислот.
62. Отравление животных зооцидами.
63. Отравление животных мочевиной.
64. Микотоксикозы: Афлатоксины.
65. Микотоксикозы: Дезоксиниваленол.
66. Микотоксикозы: Зеараленон.
67. Микотоксикозы: Охратоксины.
68. Микотоксикозы: Т – 2 - токсин.
69. Стахиботритоксикоз.
70. Отравление животных пчелиным ядом.
71. Отравление животных ядом змей.
72. Отравление животных ядами членистоногих.
73. Поражение животных отравляющими веществами нервно – паралитического действия.
74. Поражение животных отравляющими веществами кожно – нарывного действия.
75. Поражение животных отравляющими веществами общетоксического действия.
76. Поражение животных удушающими отравляющими веществами..
77. Действие на животных слезоточивых и раздражающих отравляющих веществ.
78. Отравление диоксинами.
79. Отравление полихлорированными бифенилами.
80. Отравление картофелем, картофельной ботвой и бардой.
81. Растения, изменяющие качество молока, мяса и меда.
82. Побочное действие лекарственных средств.
83. Антидоты. Характеристика механизмов антидотного действия.
84. Регламенты применения биологически активных веществ и принципы их нормирования в кормах и продуктах животноводства.
85. Методы определения токсических веществ в объектах окружающей среды, тканях животных и продуктах животноводства.
87. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.560-96.).
88. Ветеринарные правила и нормы по безопасности кормового сырья, кормов и кормовых добавок (ВетПиН 13.7.1 – 00).
89. Ветеринарно-санитарная экспертиза молока, жира, меда и рыбы после воздействия ядов.
90. Составление акта химико – токсикологического исследования.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п