учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
использования их в сельскохозяйственном производстве.
Задачи: изучение механизмов действия тяжелых металлов, радионуклидов, нитратов, и других
токсикантов на организм и пределы устойчивости и адаптации организма; выявление причин изменения
видового разнообразия; овладение механизмами взаимодействия организмов и среды обитания;
изучение механизмов взаимодействия загрязнения с природными экосистемами; подготовка
квалифицированных агрохимиков-экологов, способных к творческому решению теоретических и
практических задач профессиональной деятельности в современных условиях.
использования их в сельскохозяйственном производстве.
Задачи: изучение механизмов действия тяжелых металлов, радионуклидов, нитратов, и других
токсикантов на организм и пределы устойчивости и адаптации организма; выявление причин изменения
видового разнообразия; овладение механизмами взаимодействия организмов и среды обитания;
изучение механизмов взаимодействия загрязнения с природными экосистемами; подготовка
квалифицированных агрохимиков-экологов, способных к творческому решению теоретических и
практических задач профессиональной деятельности в современных условиях.
ПКС-2: Способен участвовать в проведении почвенных и агрохимических обследований земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур, составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы;
ИД-1.ПКС-2.1 Демонстрирует знание основных типов почв, их генезиса, классификации, строения, состава и свойств, распознает и анализирует структуру почвенного покрова и дает ей агрономическую оценку
ИД-2. ПКС-2.2 Проводит геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий
ИД-3 ПКС-2.3 Участвует в проведении почвенных и агрохимических обследований земель, осуществляет анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для возделывания сельскохозяйственных культур
ИД-4. ПКС-2.4 Составляет почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
содержание, объект и предмет экологической геохимии,
экологическая оценка окружающей среды.
распространения химических элементов в природе.
Макро-микроэлементы. Редкий элемент. Редкие
рассеянные элементы. Геохимическое поведение
элементов. Основные виды ландшафта.
эколого-геохимических исследований, виды эколого-
геохимических работ.
Распространенность элементов в земной коре.
Геохимические аспекты токсичности элементов.
Ландшафты наиболее комфортны для проживания
людей. Токсичность химических элементов и
соединений. ПДК.
элементами. Коэффициент опасности.
Классификация химических элементов.
Химическое загрязнение почв различными
экотоксикантами. Основные группы поллютантов.
Геохимические и экологические последствия
внесения удобрений и пестицидов. Источники
геохимического загрязнения. Агрогенные и
техногенные воздействия на ландшафты
Оценка токсичности химических элементов.
особенностям их миграции в биосфере.
Таксономические уровни ландшафта.
Сельскохозяйственные ландшафты. Техногенные
ландшафты.
деградации агроландшафтов. Пастбищная
дигрессия. Сущность рационального
природопользования. Растительность тундры. Типы
почв лесостепи. Факторы опустынивания
ландшафтов. Причины вторичного засоления почв сухостепной зоны
аэрации в почвах. Факторы деградации гумусовых
веществ на барьерах миграции. Роль оглеения и
оподзоливания в деградации веществ барьеров
миграции. Легкорастворимые соли и их химические
воздействие на почвенные минералы и гумусовые
вещества. Импульс миграции. Контрастность
барьера миграции. Причины деградации гумусовых
веществ черноземов в современный период. Виды
сорбционных барьеров миграции. Карбонатно-
кальциевый барьер миграции (процессы).
и внутренние факторы миграции. «Поле миграции»
веществ в ландшафте. Параметры оценки
абиогенной миграции в почве. Расчеты средней
линейной скорости миграции водорастворимых
веществ в почвенном профиле. Расчеты масштаба
миграции веществ в почве.
агроландшафтах. Роль геохимического мониторинга
в охране окружающей среды. Геохимические
особенности степных ландшафтов
Экологическое состояние агроландшафтов
Байкальского региона. Цели и задачи регионального
мониторинга. Методы импактного мониторинга. Цель
оперативного мониторинга. Глобальный мониторинг.
Реализация регионального мониторинга в
экосистемах. Методы фонового мониторинга.
Мониторинг и контроль за состоянием биосфера.
Информационная база мониторинга.
2. Ильина Л.П. Экологическая химия: учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся / Л. П. Ильина, Т. Ц. Жамсуева, А. В. Бардымова ; Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, Кафедра "Общая химия". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 140 с.
3. Лабутова, Н. М. Основы биогеохимии: Учебное пособие / Лабутова Н.М., Банкина Т.А. - СПб:СПбГУ, 2013. - 240 с. https://new.znanium.com/
4. Биогенные элементы и их модификации в агроэкосистемах : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.06.01 "Сельское хозяйство" направленность 06.01.04 "Агрохимия" / Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф.почвоведения и агрохимии ;
сост.: Н. Н. Дармаева, С. В. Хутакова, Л. Л. Убугунов. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 181 с
5. Поспелова, О. А. Геохимия окружающей среды [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. О.А. Поспелова. - Ставрополь: СтГАУ, 2013. - 60 с.
https://new.znanium.com/catalog/product/514088
6. Чистяков, Юрий Васильевич.Основы бионеорганической химии : Доп. УМО в кач-веучеб.пос. для вузов по спец. 020101- "Химия" / Ю. В. Чистяков. - М. : Химия ; [Б. м.] : КолосС, 2007.
7. Ступин Д.Ю. Загрязнение почв и новейшие технологии их восстановления : учеб.пособие / Д. Ю.
Ступин. - Москва : Лань, 2009. - 428 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
4. Темы рефератов, докладов
5. Перечень тем для докладов и составления презентации к семинару – конференции
Основы экогеохимии агроландшафта
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет, объект изучения и специфика методологии экогеохимии ландшафта (ПКС-2)
2. Основные этапы эколого-геохимических работ (ПКС-2)
3. Закономерности распространения химических элементов в природе (ПКС-2)
4. Концентрация макро- и микроэлементы (ПКС-2)
5. Понятие «редкий элемент». Отличия «редких рассеянных элементов» от «редких
элементов»? (ПКС-2)
6. Геохимическое поведение элементов. Важнейшие формы нахождения элементов в земной
коре (ПКС-2)
7. Особенности концентрации и рассеяния химических элементов в почвах в зависимости от
климатических условий и рельефа (ПКС-2)
8. Причины вторичного засоления почв сухостепной зоны (ПКС-2)
9. Какое влияние на почву оказывают легкорастворимые соли? (ПКС-2)
10. Токсичность химических элементов и соединений (ПКС-2)
11. Классификация химических веществ по степени их вредного воздействия на организм
человека (ПКС-2)
12. Что такое ПДК? Как устанавливаются значения ПДК? Как связаны уровни токсичности
веществ и их ПДК? В каких единицах измеряются значения ПДК? На основе каких
показателей устанавливается значение ПДК? (ПКС-2)
13. Что такое коэффициент опасности и как он определяется? (ПКС-2)
14. Каким образом устанавливается категория загрязнённости почв токсичными элементами?
(ПКС-2)
15. Суммарный показатель загрязнения. На основе каких данных и как он рассчитывается? (ПКС-
2)
16. Что такое ландшафт. Основные виды ландшафтов. Факторы вызывающие деградацию
17. Охарактеризуйте термин «пастбищная дигрессия» (ПКС-2)
18. Сформулируйте кратко сущность рационального природопользования (ПКС-2)
19. Типы почв характерные для ландшафтов лесостепи (ПКС-2)
20. Лимитирующие экологические факторы степных ландшафтов (ПКС-2)
21. Факторы обуславливающие опустынивание ландшафтов (ПКС-2)
22. Какие ландшафты наиболее комфортны для проживания людей (ПКС-2)
23. Назовите степные виды растений и их экологические аспекты (ПКС-2)
24. Раскройте сущность экогеохимического мониторинга (ПКС-2)
25. Понятие миграции химических элементов. Основные факторы, определяющие характер
миграции элементов. Виды миграции элементов на поверхности Земли (ПКС-2)
26. Особенности миграции химических элементов в биосфере. Результаты миграции химических
элементов (ПКС-2)
27. Геохимическая классификация элементов по их миграции в биосфере (ПКС-2)
28. Типы геохимических барьеров по классификации А.И. Перельмана (ПКС-2)
29. Отличия микро- мезо- и мегабарьеров (ПКС-2)
30. Геохимический барьер. Типы геохимических барьеров. Особенности окислительно-
восстановительного барьера. Особенности кислотно-щелочного барьера (ПКС-2)
31. Двусторонние барьеры (ПКС-2)
32. Какие барьеры могут возникать при механической миграции? Дайте краткую характеристику
действия каждого из этих барьеров (ПКС-2)
33. Что такое контрастность геохимических барьеров? (ПКС-2)
34. Особенности техногенной миграции элементов. Какие геохимические барьеры возможны при
техногенной миграции? Приведите примеры (ПКС-2)
35. Какова роль геохимических барьеров в процессах концентрации и рассеяния химических
элементов в биосфере? Приведите примеры (ПКС-2)
36. Коэффициент водной миграции. Абиотическая (водная) миграция веществ в почве (ПКС-2)
37. Перечислите основные параметры оценки абиогенной миграции веществ в почве (ПКС-2)
38. Как рассчитать среднюю линейную скорость миграции водорастворимых веществ в почвенном
профиле? (ПКС-2)
39. Классификация физико-химических методов анализа, общая характеристика. Понятие
аналитического сигнала. Регистрация аналитического сигнала в ФХМА (ПКС-2)
40. Эмиссионная спектроскопия. Виды спектральных приборов (ПКС-2)
41. Фотометрия пламени, сущность, область применения и ограничения метода (ПКС-2)
42. Турбидиметрия и нефелометрия как методы анализа мутных сред (ПКС-2)
43. Атомно-абсорбционная спектроскопия, сущность метода, применение для определения
металлов в природных объектах (ПКС-2)
44. Аппаратурное оформление атомно-абсорбционной спектроскопии. Лампа с полым катодом
(ПКС-2)
45. Какой из методов: атомно-абсорбционная спектроскопия или фотометрия пламени –
предпочтительнее использовать при определении калия, свинца, меди, кальция? (ПКС-2)
46. Какой из методов предпочтительнее использовать для полного качественного анализа:
атомно-абсорбционная или эмиссионная спектроскопия? (ПКС-2)
47. Потенциометрия, сущность метода. Электроды в потенциометрии: индикаторные электроды и
электроды сравнения (ПКС-2)
48. Ионометрия. Потенциометрические датчики на основе ионоселективных электродов (ПКС-2)
49. Потенциометрическое определение рН. Какие индикаторные электроды используются для
этого? (ПКС-2)
50. Вольтамперометрия: классическая полярография и современные варианты метода (ПКС-2)
51. Твердые электроды в вольтамперометрии. Определение металлов и органических веществ.
(ПКС-2)
52. Кондуктометрия. Применение в агрохимических и экологических исследованиях (ПКС-2)
53. Охарактеризуйте цели и значение регионального мониторинга (ПКС-2)
54. С какой целью проводится оперативный мониторинг? (ПКС-2)
55. Что составляет информационную базу мониторинга? (ПКС-2)
56. Перечислите виды мониторинга в агроландшафтах (ПКС-2)
57. Охарактеризуйте почвенно-агрохимический мониторинг аграрных экосистем (ПКС-2)
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков
и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе
освоения образовательной программы
5.1. Критерии оценки к зачету с оценкой
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему
систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять
задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой
ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных
понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие
способности и самостоятельность в приобретении знаний.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное
программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной
литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и
обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной
деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся,
обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для
дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой,
рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет/оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся,
обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему
принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к
самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка
«неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или
приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий
по соответствующей дисциплине.
6. Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости
обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля
успеваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля
успеваемости обучающихся.
Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
Тема 1. Введение в экологическую геохимию ландшафта.
1. Укажите причины вторичного засоления почв сухостепной зоны. Какое влияние на почву
оказывают легкорастворимые соли?
Тема 2. Геохимическая оценка состояния окружающей среды.
1. Назовите степные виды растений и их экологические аспекты. Какие ландшафты наиболее
комфортны для проживания людей?
Тема 3. Теоретические основы экогеохимии ландшафта.
1. Каким образом устанавливается категория загрязнённости почв токсичными элементами? Что
такое коэффициент опасности и как он определяется?.
Тема 4. Процессы рассеяния и концентрирования элементов и принципы их оценки.
1. Что такое суммарный показатель загрязнения? На основе каких данных и как он
рассчитывается
Тема 5. Экогеохимия элементов и групп элементов.
1. Как построена геохимическая классификация элементов по особенностям их миграции в
биосфере?
Тема 6. Экология нативных и антропогенных ландшафта.
1. Как обозначаются различные типы геохимических барьеров по классификации А.И.
Перельмана?
Тема 7. Миграция и закономерности миграции химических элементов.
1. Чем отличаются друг от друга микро- мезо- и мегабарьеры?
Тема 8. Геохимические барьеры миграции.
1. Какова роль геохимических барьеров в процессах концентрации и рассеяния химических
элементов в биосфере? Приведите примеры..
Тема 9. Особенности водной миграции веществ.
1. Коэффициент водной миграции. Абиотическая (водная) миграция веществ в почве
Критерии оценивания:
- правильность ответа по содержанию вопроса (учитывается количество и характер ошибок при
ответе);
- полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
- сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
- логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ,
грамотно пользоваться специальной терминологией);
- использование дополнительного материала;
- рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость
устного ответа во времени с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания
Баллы для учета в
рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично»
Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает
материал последовательно и правильно
71-85 баллов
«хорошо»
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на
практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с
помощью наводящих вопросов
56-70 баллов
«удовлетворительно»
Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений заданного вопроса, но
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
менее 56 баллов
«неудовлетворительно»
Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующий вопрос, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно
излагает материал. Отмечаются недостатки в подготовке обучающегося, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материало
Индивидуальные задания для ситуационных задач
1. Механизмы и движущие силы водной миграции в ландшафтах. Параметры оценки водной
миграции.
2. Относится ли к основным источникам загрязнения почв агроэкосистем удобрения, химические
мелиоранты и осадки сточных вод? Могут ли вещества удобрений вызвать эвтрофию водоемов? Чем
она опасна для животных, птиц и людей? Приведите примеры своего региона.
3. Водная миграция в аридных ландшафтах. Приведите примеры.
4. Напишите блок-схему этапов экологического картографирования ландшафтов.
10
5. Почему при очень сильном загрязнении почв, в частности, ионами тяжелых металлов среди
микроорганизмов выживают и успешно развиваются микроскопические плесневые грибы-
кислотообразователи?
Критерии оценивания:
теоретический уровень знаний;
качество ответов на вопросы;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность отстаивать собственную точку зрения;
способность ориентироваться в представленном материале;
степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания:
Баллы для учета в
рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов
«отлично»
Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения,
критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики,
критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической
последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать
теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать
свою точку зрения
4 балла
«хорошо»
Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из
недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие
содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи,
аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации
3 балла
«удовлетворительно»
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может
применить теорию в новой ситуации
2 и менее балла
«неудовлетворительно»
Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание
большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении
понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих
и полемики, критического восприятия информации
1. Экологические функции литосферы
2. Распространенность элементов в земной коре
3. Геохимические аспекты токсичности элементов
4. Геохимические и экологические последствия внесения удобрений и пестицидов
5. Источники геохимического загрязнения
6. Агрогенные и техногенные воздействия на ландшафты
7. Почвенный мониторинг
8. Роль геохимического мониторинга в охране окружающей среды
9. Геохимические особенности степных ландшафтов
10. Экологическое состояние агроландшафтов Байкальского региона
Критерии оценивания. Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста
определяет критерии его оценки; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к
оформлению, умения анализировать и выделять основные пункты.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие темы реферата из перечня
предложенных вариантов; б) соответствие содержание реферата его теме и плану; в) полнота и
глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение
обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли
наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет,
последние статистические данные, и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на
используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч.
орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в)
соблюдение требований ГОСТ при оформлении работы, списка литературы.
Шкала оценивания. Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к
написанию и защите реферата: сделан анализ литературы по теме работы, сформулированы
выводы, тема раскрыта полностью, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны
правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом
допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует
логическая последовательность в суждениях; имеются упущения в оформлении; на дополнительные
вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» - имеются существенные отступления от требований к
реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в
содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует
вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное
непонимание проблемы или реферат обучающимся не представлен
Перечень тем для доклада и составления презентации к семинару – конференции по теме
«Экогеохимия элементов, мониторинг и оценка токсичности в агроландшафтах»
1. Экогеохимия элементов 1 группы главной подгруппы
2. Экогеохимия элементов 2 группы главной подгруппы
3. Экогеохимия элементов 3 группы главной подгруппы
4. Экогеохимия элементов 4 группы главной подгруппы
5. Экогеохимия элементов 5 группы главной подгруппы
6. Экогеохимия элементов 6 группы главной подгруппы
7. Экогеохимия элементов 7 группы главной подгруппы
8. Экогеохимия элементов 1 группы побочной подгруппы
9. Экогеохимия элементов 2 группы побочной подгруппы
10. Экогеохимия элементов 3 группы побочной подгруппы
11. Экогеохимия элементов 4 группы побочной подгруппы
12. Экогеохимия элементов 5 группы побочной подгруппы
13. Экогеохимия элементов 6 группы побочной подгруппы
14. Экогеохимия элементов 7 группы побочной подгруппы
15. Оценка токсичности химических элементов
16. Сущность экогеохимического мониторинга
17. Почвенно-агрохимический мониторинг аграрных экосистем
18. Информационная база мониторинга
Критерии оценивания. Изложенное понимание темы презентации как целостного авторского
текста определяет критерии его оценки; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения
требований к оформлению, умения анализировать и выделять основные пункты, навыки публичного
выступления, умения четко формулировать свои мысли, публично отстаивать свою точку зрения.
предложенных вариантов; б) соответствие содержание презентации его теме и плану; в) полнота и
глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение
обобщать, делать выводы, сопоставлять.
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли
наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет,
последние статистические данные, и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на
используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч.
орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в)
применение элементов компьютерной технологии в презентации, читаемость текста, восприятие
информации, соответствие слайда с текстом докладчика;
Навыки публичного выступления: а) четкое формулирование целей и задач темы, логическое
изложение материала, его связность и последовательность; б) уместное применение средств
наглядности, рисунков, диаграмм, таблиц, использование видеосюжетов и т.д.в) управление своим
голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления, общий настрой на выступление,
оптимальное эмоциональное состояние; благоприятное впечатление о себе, демонстрация
дружелюбия, терпимости, содействия, тактичности.
Шкала оценивания. Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к
написанию и защите презентации: правильно сделаны ссылки на использованную литературы,
сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, соблюдены требования к внешнему
оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» – основные требования к презентации и его защите выполнены, но при этом
допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует
логическая последовательность в суждениях; имеются упущения в оформлении; на дополнительные
вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» - имеются существенные отступления от требований к
составлению презентаций. В частности, тема освещена лишь частично; допущены фактические
ошибки в содержании презентации или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты
отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема презентации не раскрыта, обнаруживается
существенное непонимание проблемы или работа обучающегося не представлена согласно
указанным требованиям.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п