учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4, 5
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить классификацию и структуру ландшафтов и агроландшафтов; агроэкологическую группировку типов земель; освоить основы проектирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия с учетом почвенно-климатических условий агроландшафтов и экономики хозяйствующего субъекта
ПКС-1: Готов участвовать в проведении агрономических исследований, статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов;
ИД-1ПКС-1 Использует материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-1ПКС-6 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью
ИД-2ПКС-6 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт.
ПКС-3: Способен разработать систему севооборотов;
ИД-1ПКС-1 Использует материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-1ПКС-6 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью
ИД-2ПКС-6 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт.
ПКС-6: Способен разработать рациональные системы обработки почвы в севооборотах;
ИД-1ПКС-1 Использует материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-1ПКС-6 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью
ИД-2ПКС-6 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт.
ПКС-8: Способен разработать системы применения удобрений с учетом свойств почвы и биологических особенностей растений;
ИД-1ПКС-1 Использует материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-1ПКС-6 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью
ИД-2ПКС-6 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт.
ПКС-11: Способен разрабатывать технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур;
ИД-1ПКС-1 Использует материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-2ПКС-3.2. Составляет схемы севооборотов с соблюдением научно-обоснованных принципов чередования культур.
ИД-1ПКС-6 Демонстрирует знания типов и приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью
ИД-2ПКС-6 Определяет набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные сельскохозяйственные культуры для создания заданных свойств почвы с минимальными энергетическими затратами
ИД-1ПКС-8.1. Выбирает оптимальные виды удобрений под сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей культур и почвенно-климатических условий.
ИД-1ПКС-11 Определяет объемы работ по технологическим операциям, количество работников и нормосмен при разработке технологических карт.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
2019. - 192 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00644
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы конспектов (презентаций)
Комплект заданий для практических занятий
Комплект тестовых заданий
Ландшафтно-адаптивное земледелие
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Отличие зональных систем земледелия от ландшафтно-адаптивных систем.
2. Почвенно-климатическая характеристика различных природных зон Бурятии и агроландшафтов.
3. Адаптация земледелия к местным условиям - объективный прием использования почвенно - климатических и биологических ресурсов территории, экологические требования к использованию пашни.
4. Адаптация использования пашни и посевов к различным зонам и ландшафтам Бурятии 5. Рыночная экономика и ландшафтно-адаптивная система земледелия, основы их взаимосвязи.
6. Севообороты и принципы чередования культур на различных агроландшафтах и в целом в хозяйствах.
7. Что является отличительной особенностью современных систем земледелия?
8. Научно-практические основы проектирования адаптивно-ландшафтных систем земледелия
9. Земледельческие зоны Бурятии
10. Понятие и научные основы ландшафтно-адаптивных систем земледелия
Тема: «Агроэкологическая группировка земель и ландшафты»
1. Классификация ландшафтов для целей сельского хозяйства - фация, урочище и.т.д. Естественные факторы образования различных структур ландшафтов.
2. Характеристика экологической устойчивости агроландшафта.
3. Геоморфологические основы ландшафта: рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция и крутизна склона, литология.
4. Агроландшафты и факторы их устойчивости.
5. Ландшафты и изменение их под воздействием человека.
7. Вред, причиняемый ветровой эрозией почв и зависимость степени эродированности почв от ландшафтов.
8. Дифференциация пахотного слоя почвы по плодородию и продуктивность зерновых культур при разных по мощности гумусного горизонта почвах.
9. Природный потенциал агроландшафтов
10. Значение рельефа при распределении тепла, влаги и формировании почв
Тема: «Технологические основы систем земледелия»
1 .Выравнивание и прикатывание почвы – основы снижения потери влаги из припосевного слоя почвы и повышения температуры пахотного слоя почвы.
2. Наиболее распространенные многолетние сорные растения в Бурятии и агротехнические и химические приемы снижения их вредоносности.
3. Теоретические основы вспашки или отвальной обработки почвы. Марки плугов.
4. Севообороты в адаптивно-ландшафтных системах
5. Наиболее распространенные ранние яровые сорные растения и агротехнические и химические приемы снижения их вредоносности.
6. Противоэрозионные орудия для основной обработки почвы и агротехнические требования к ним.
7. Наиболее распространенные поздние яровые сорные растения и агротехнические и химические приемы снижения их вредоносности.
8. Какая обработка чистого пара в Забайкалье называется комбинированной?
9. Какие севообороты получили наибольшее распространение в Бурятии?
10. Проектирование противоэрозионных мероприятий на различных структурах агроландшафтов
Перечень экзаменационных вопросов
1. Понятие о системах земледелия и связи их с развитием производственных отношений и производительных сил.
2. Проектирование противоэрозионных мероприятий на различных структурах агроландшафтов.
3. Что такое комковатость почвы и как она определяется.
4. Отличие зональных систем земледелия от ландшафтно-адаптивных систем.
5.Классификация ландшафтов для целей сельского хозяйства - фация, урочище и.т.д. Естественные факторы образования различных структур ландшафтов.
6.Метод учета растительных остатков на поверхности почвы и перевода их на условную стерню.
7. Геоморфологические основы ландшафта: рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция и крутизна склона, литология.
8. Рыночная экономика и ландшафтно-адаптивная система земледелия, основы их взаимосвязи.
9. Формула определения ветроустойчивости поверхности почвы, допустимый размер выноса почвы ветром.
10. Адаптация земледелия к местным условиям - объективный прием использования почвенно - климатических и биологических ресурсов территории, экологические требования к использованию пашни.
11. Характеристика экологической устойчивости агроландшафта.
12 .Определение оптимальной ширины полос по методу В.С. Чепила, ширина полос для условий Бурятии.
13.Агроландшафты и факторы устойчивости их.
14.Адаптация использования пашни и посевов к различным зонам и ландшафтам Бурятии.
15.Определение размеров ветровой эрозии по методу Соболева.
16.Ландшафты и изменение их под воздействием человека.
17. Биологизации земледелия и основные приемы их в экстремальных условиях Бурятии.
18. Вред, причиняемый водной эрозией почв в условиях Бурятии и зависимость ее от ландшафта.
19. Почвенно-климатическая характеристика различных природных зон Бурятии и агроландшафтов.
20.Общие закономерности и факторы накопления и передвижения воды в почвах Бурятии, приемы снижения физической потери в них.
21.Определение размеров ветровой эрозии по Долгилевичу.
22. Атмосферное увлажнение и водный режим почв на различных агроландшафтах Бурятии.
23. Севообороты и принципы чередования культур на различных агроландшафтах и в целом в хозяйствах.
24. Методы определения размеров и устойчивости почв к водной эрозии.
25. Вред, причиняемый ветровой эрозией почв и зависимость степени эродированности почв от ландшафтов.
26. Повышение эффективности использования атмосферных осадков и запасов почвенной воды в Бурятии.
27. Механический состав почвы и роль его в плодородии.
28. Долгосрочный прогноз осадков и температуры воздуха в весенний период по поведению диких уток и копытных зверей по методу предков.
29. Противоэрозионная обработка чистого пара на почвах, подверженных ветровой эрозии рекомендованная в других регионах мира и России.
30. Определение интенсивности водной эрозии по методу С.С.Соболеву.
31. Органическое вещество почвы, лабильное (лов), консервативное состояние гумуса и роль их в плодородии почвы.
32. Структура почвы и значение ее в плодородии почвы. Критика концепции В.Р.Вильямса о значении структуры почвы.
33. Метод учета смыва почв по твердому стоку на стоковых площадках.
34. Донник в Забайкалье и роль его в биологизации земледелия,
технология возделывания его на различных ландшафтах.
35. Противоэрозионные сеялки и агротехнические требования к ним.
36. Дифференциация пахотного слоя почвы по плодородию и продуктивность зерновых культур при разных степенях роста и развития первичной и вторичной корневой системы их.
37. Объемная масса и твердость (плотность) почвы и зависимость от них глубины обработки почвы под различные культуры.
38. Пылеуловитель Багнольда и определение по нему количества
выдутой почвы.
39.Равновесная (естественная) плотность различных почв и факторы разрыхления их в различные периоды. Влияние плотности на рост корневой системы растений.
40. Противоэрозионные орудия для поверхностной обработки почвы и агротехнические требования к ним.
41.Глазомерная оценка эродированности почвы.
42.Выравнивание и прикатывание почвы – основы снижения потери влаги из припосевного слоя почвы и повышения температуры пахотного слоя почвы.
43. Наиболее распространенные многолетние сорные растения в Бурятии и агротехнические и химические приемы снижения их вредоносности.
44. Определение размеров ветровой эрозии по методу Сдобникова.
45. Теоретические основы вспашки или отвальной обработки почвы. Марки плугов.
46. Культиватор – вычесыватель КВЭ- 3,6, плуг- плоскорез, сеялки для посева по почвенной корке, разработанные в БГСХА и агротехнические требования к ним.
47. Наиболее распространенные ранние яровые сорные растения и агротехнические и химические приемы снижения их вредоносности.
48. Противоэрозионные орудия для основной обработки почвы и агротехнические требования к ним.
49. Наиболее распространенные поздние яровые сорные растения и агротехнические и химические приемы снижения их вредоносности.
50. Метод учета смыва почв по твердому стоку на стоковых площадках.
1. Проектирование систем севооборотов в интенсивном земледелии в Республики Бурятия (Забайкальского края, Иркутской области, республики Тыва и т.д.).
2. Разработка почвозащитной, ресурсосберегающей системы обработки почвы в Республики Бурятия (Забайкальского края, Иркутской области, республики Тыва и т.д.).
3. Состояние засоренности полей и разработка эффективных мер борьбы с сорной растительностью в Республики Бурятия (Забайкальского края, Иркутской области, республики Тыва и т.д.).
4. Проектирование системы севооборотов, обработки почвы и комплексных мер борьбы с сорняками в Республики Бурятия (Забайкальского края, Иркутской области, республики Тыва и т.д.).
5. Потребности хозяйства в сельскохозяйственной технике.
6. Расчет экономической эффективности возделывания с.-х. культур.
Тестовые задания
Блок 1
1. Антропогенный ландшафт, естественная растительность, которого на подавляющей части территории заменена агроценозами называется
а) адаптированным ценозом
б) естественным ценозом
в) агроландшафтом
г) окультуренным участком
2. Что является отличительной особенностью современных систем земледелия?
а) агроландшафтный подход
б) системный подход
в) агротехнический подход
г) экономический
3. Какой из приемов обработки почвы не относится к специальным противоэрозионным
а) щелевание
б) кротование
в) обвалование
г) дискование
4. Форма рельефа, не являющаяся возвышенностью
б) гряда
в) курган
г) холм
5. Улучшение природных свойств почвы посредством применения агромелиоративных мероприятий – это
а) окультуривание почвы
б) окультуривание поля
в) плодородие почвы
г) улучшение свойств почвы
6. Возвращение почвенного плодородия к исходному состоянию означает
а) расширенное воспроизводства
б) простое воспроизводство
в) управлением плодородием
г) узким воспроизводством
7. Ширина полос в почвозащитном севообороте с полосным размещением культур в должна быть…
а) не менее 50 м
б) более 100 м
в) не более 25 м
г) не более 50 м
8. Какой ранневесенний прием предпочтительнее проводить на чистых парах на каштановой почве легкого гранулометрического состава?
а) боронование
б) культивацию
в) прикатывание
г) вспашку
9. Как называется состояние почвы, когда она хорошо крошится, не прилипает к орудиям и обрабатывается с наименьшими затратами энергии?
а) агротехническая спелость почвы
б) физическая спелость почвы
в) технологическая спелость почвы
г) хозяйственная спелость почвы
10. Почвозащитные севообороты относятся к ………типу севооборотов
а) кормовому
б) полевому
в) специальному
г) сенокосно-пастбищному
11. Залужение - это
а) образование застойных луж при орошении
б) посев многолетних трав с целью создания травостоя различного хозяйственного использования
в) обработка почвы специальными почвообрабатывающими орудиями для защиты почвы от эрозии
г) прием поверхностной обработки почвы
12. Обширное понижение, замкнутое со всех сторон склонами разной крутизны и формы
а) лощина
б) котловина
в) долина
г) балка
13. Какая система земледелия получила наибольшее распространение в Республике Бурятия?
а) пропашная
б) травопольная
в) плодосменная
г) паровая
14. При какой представленности в хозяйстве какую-либо с/х культуру можно отнести к монокультуре?
а) на не менее 85% площади пашни;
б) на 60-85% площади пашни;
в) на 40-60% площади пашни;
г) на 20-40% площади пашни.
15. Какие севообороты получили наибольшее распространение в Бурятии?
б) плодосменные
в) зернопаровые
г) травопольные
16. Что понимают под совокупностью приемов сплошной обработки почвы после парозанимающей и раноубираемых непаровых предшественников, выполняемых в летне-осенний период?
а) паровая обработка
б) полупаровая обработка
в) зяблевая обработка
г) летне-осенняя обработка
17. Какие обработки почвы можно проводить после посева до появления всходов?
а) прикатывание и культивацию
б) культивацию и боронование
в) боронование и прикатывание
г) междурядную обработку и боронование
Блок 2
18. Культурами, повышающими содержание азота в почве, являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) горох
б) гречиха
в) вика
г) рапс
19. Какая биологическая группа относится к малолетним?
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) ползучие
б) двулетники
в) клубневые
г) зимующие
20. Методом истощения уничтожаются такие сорняки, как …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) осот полевой
б) пырей ползучий
в) хвощ полевой
г) лютик ползучий
21. К культурам, которые можно возделывать несколько лет на одном поле без снижения урожайности, относят …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) картофель
б) лен
в) озимую пшеницу
г) кукурузу
22. Приемами, снижающими испарение влаги с поверхности почвы, являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) боронование
б) вспашка
в) щелевание
г) мульчирование
23. Агрофизическими основами обработки почвы являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) структура почвы
б) засоренность почвы семенами сорняков
в) кислотность почвы
г) плотность почвы
24. Разновидность водной эрозии, при которой происходит размыв почвы, называется
Укажите не менее двух вариантов ответа
а) линейной
б) капельной
в) поверхностной
г) овражной
Блок 3
25. Запасы воды в слое почвы 0-10 см на 1 га при ее влажности 20 % и плотности 1,4 г/см3 составит ____ мм.
Напишите ответ:______
26. Влажность почвы при массе ее образца до сушки 58 г, а после сушки 43 г составит ____%
Напишите ответ:______
27. Установите соответствие между видами сорняков и характеристикой их агробиологической группы.
1. Аистник цикутный
2. Овсюг обыкновенный
3. Просо куриное
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*малолетние сорняки, которые заканчивают вегетацию при ранних весенних всходах в том же году, а при поздних всходах способны зимовать в любой фазе роста и развития
*малолетние сорняки, семена которых прорастают весной при устойчивом прогревании почвы (10–12°С), а растения плодоносят и отмирают в том же году
*малолетние сорняки с очень коротким периодом вегетации, способные давать за сезон несколько поколений семян
*малолетние сорняки, семена которых прорастают ранней весной при температуре 2–4°, а растения плодоносят и отмирают в том же году
28. Установите соответствие между видами сорняков и их характеристикой агробиологической группы.
1. Осот розовый
2. Тысячелистник обыкновенный
3. Подорожник большой
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*многолетние сорняки, размножающиеся преимущественно видоизмененными подземными стеблями – корневищами
*многолетние сорняки с мочковатым типом корневой системы и ограниченной способностью к вегетативному размножению
*многолетние сорняки, размножающиеся преимущественно корневыми отпрысками из почек главного корня или всей корневой системы
*многолетние сорняки, размножающиеся преимущественно стелющимися и укореняющимися побегами
29. Валовой сбор соломы ячменя на площади 50 га при урожайности 2 т/га, если соотношение основной продукции к побочной 1:1,5, составит _____ т.
Напишите ответ:_____
30. Количество полей, занимаемых овсом в четырехпольном севообороте, если в его структуре она занимает 25 %, составит …
Напишите ответ:_____
31. Установите последовательность выполнения приемов послепосевной обработки почвы под кукурузу на силос.
Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов
*междурядная обработка
*послевсходовое боронование
*довсходовое боронование
*прикатывание
32. Запас гумуса в пахотном слое почвы (20 см) на 1 га при ее плотности 1,2 г/см3 и содержании гумуса 2,2 % составит ____ т.
Напишите ответ:______
33. Установите соответствие между видами почвозащитной обработки почвы и их характеристикой.
1. Контурная обработка
2. Мульчирующая обработка
3. Нулевая обработка
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*посев семян зерновых культур производится специальными посевными агрегатами в необработанную почву с одновременным внесением в рядок комплексных удобрений
*сочетание механической обработки почвы и оставления на ее поверхности измельченных растительных остатков
*обработка почвы плоскорежущими орудиями с сохранением большей части послеуборочных остатков на ее поверхности. Обеспечивает рыхление, частичное крошение почвы и подрезание сорняков на эрозионно-опасных землях и в засушливых районах
*обработка почвы сложных склонов в направлении, близком к горизонталям местности
34. Установите соответствие между видами водной эрозии и их характеристикой.
2. Поверхностная эрозия
3. Капельная эрозия
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
*разрушение почвенных агрегатов происходит под действием капель дождя, в результате чего мелкие поры закупориваются и уменьшается водопроницаемость почвы
*размыв почвы крупными массами воды, в результате чего возникает промоина, которая при дальнейшем поступлении воды с водосборной площадки может перерасти в овраг
*проявление эрозионных процессов в районах искусственного орошения
*происходит сравнительно равномерный смыв почвы небольшими потоками воды
Комплект заданий для практических занятий
Тема: Севообороты
1) Составить схему севооборота по данной структуре использования пашни. Определить число полей в севообороте, тип
и вид севооборота, для какой земледельческой зоны республики можно рекомендовать?
Структура пашни:
-ячмень - 25%
-пшеница - 25%
-пар чистый - 25%
-овес на з/м - 25%.
2) Составить схему севооборота по следующей структуре пашни:
-овес -10%
-пшеница -30%
- пар чистый -20%
-кукуруза -10%
-подсолнечник -10%
-овес на з/м -20%
Итого: 100%.
3) - пшеница – 20%
-пар занятый -20%
- овес – 20%
- горох-20%
-ячмень-20%
4) Составить схему севооборота, состоящую из одного поля яровой пшеницы, одного поля овса и одного поля пара
занятого. Рассчитать структуру использования пашни, определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой
зоны Бурятии можно рекомендовать?
5) Составить схему севооборота, где яровой пшеницей занято 25%, чистым паром – 25%, овсом – 50%, кукурузой – 25%.
Определить тип и вид севооборота, для какого по своему направлению хозяйства он подходит и в какой земледельческой
зоне оно должно находиться?
6) Составить схему севооборота при следующей представленности культур и пара – овес – 20%, яровая пшеница – 30%,
горох – 20%, чистый пар – 20%, яровая рожь – 10%. Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны
его можно рекомендовать?
7) Разместить в схеме прифермского севооборота культуры следующим образом: подсолнечник на силос будет занимать
20%, овес – 20%, кукуруза – 20%, картофель – 10%, турнепс – 10%, горох + овес – 20%. Для какой земледельческой зоны
республики можно рекомендовать составленную схему?
8) Почвозащитный с полосным размещением культур и пара севооборот имеет следующую структуру: пар чистый –
20%, зерновые – 60%, пропашные – 20%. Определить тип и вид севооборота.
9) Составить полевой шестипольный севооборот, в котором под зерновыми занято 66,6% пашни, пропашными – 16,7% и
зернобобовыми – 16,7%. Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны его можно рекомендовать?
10) В схеме севооборота представлены многолетние травы пятилетнего срока использования, которые занимают 50%
площади пашни, кукуруза – 10%, яровая пшеница – 20%, овес – 20%. Составить схему почвозащитного севооборота с
полосным размещением культур и многолетних трав, определить тип и вид севооборота.
11) Разработать почвозащитный севооборот, где посевами зерновых будет занято 66,6%, а чистым паром – 33,4%
площади. Для какой зоны можно рекомендовать эту схему, определить тип вид севооборота.
По заданным площадям посевов сельскохозяйственных культур и пара
Необходимо составить схемы севооборотов по заданным площадям посева сельскохозяйственных культур и паров. При
составлении схем севооборотов ведущую зерновую культуру или их семенные посевы размещать по лучшим
предшественникам. При составлении схем севооборотов можно использовать сборное поле, где размещается несколько
культур одной хозяйственно-биологической группы (зерновые, пропашные и т.д.). Решите следующие задачи.
1. Составить схему севооборота при следующей структуре использования пашни: яровая пшеница – 200 га,
чистый пар – 201 га, овес – 400 га, кукуруза – 201 га. Указать тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны
его можно рекомендовать?
2. Составить схему севооборота, в которой под яровую пшеницу отведены 300 га, чистый пар – 301 га, донник –
3. Схема полосного почвозащитного севооборота включает зерновые культуры 500 га, чистый пар – 250 га.
Определить тип и вид севооборота, количество звеньев, указать, в какой зоне она может быть рекомендована.
4. Составить схему полевого севооборота, в которой зерновые и зернобобовые культуры занимают 750 га,
пропашные – 300 га. Средний размер поля севооборота равен 150 га. Определить структуру посевов, указать тип и вид
севооборота.
5. Составить схему севооборота, в которой зерновые занимают 1200 га, чистый пар – 400 га, однолетние травы
летнего срока посева – 400 га. Определить тип и вид севооборота. Рассчитать структуру использования пашни.
6. Разработать схему севооборота, где сидеральный донниковый пар занимает 180 га, яровая пшеница – 270 га,
яровая рожь – 90 га, горох – 180 га, овес – 180 га. Определить тип и вид севооборота. Рассчитать структуру
использования пашни.
7. Составить схему 4-польного полевого севооборота из следующего набора сельскохозяйственных культур и
паров: чистый пар – 200 га, пшеница – 100 га, овес – 100 га, ячмень – 100 га, занятый пар – 200 га, яровая рожь – 100 га.
Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны он более приемлем?
8. Составить схему полевого севооборота, указать тип и вид, где он может быть внедрен? Набор культур и пара
следующий: зерновые – 1200 га, из них: яровая пшеница – 800 га, овес – 200 га, ячмень – 200 га; пропашные – 400 га;
чистый пар – 400 га.
9. Составить схему севооборота, где зерновые занимают 800 га, из них: яровая рожь – 200 га, яровая пшеница –
400 га, овес – 200 га; пар занятый (донник) – 200 га, чистый пар – 200 га.
10. Донник в севообороте занимают 400 га, зерновые – 400 га. Составить схему 4-польного севооборота.
Определить тип и вид севооборота, в какой земледельческой зоны он более приемлем?
11. Составить схему севооборота, где зерновые занимают 300 га, донник – 100 га, пшеница – 100 га, овес – 100 га,
ячмень – 100 га. Определить тип и вид севооборота.
Разработка системы севооборотов
В любом хозяйстве имеется несколько севооборотов, образующих систему севооборотов. В системе севооборотов могут
быть представлены полевые и кормовые севообороты различных видов. Система севооборотов отражает структуру
использования пашни в земледельческой зоне, где расположено хозяйство. При разработке системы севооборотов можно
до 10-15% площади пашни оставлять вне севооборота.
1. Составить схему севооборотов для хозяйства сухостепной зоны.
Площадь пашни, всего - 4600 га;
в том числе: паров - 1200 га;
из них: чистых - 900 га;
занятых донником - 300 га;
посевов: - 3400 га;
из них: яровая пшеница - 1000 га;
овес - 1100 га;
ячмень - 700 га;
однолетние травы - 100 га;
картофель - 100 га;
кукуруза - 400 га.
2. Составить систему севооборотов для хозяйства, на пашне которого развита ветровая эрозия.
Площадь пашни, всего - 3900 га;
в том числе - паров - 1400 га;
из них: чистых - 1000 га;
занятых донником - 400 га;
яровой пшеницы - 1000 га;
овес - 1000 га;
картофель - 50 га;
турнепс - 150 га;
однолетние травы - 300 га;
рапс - 300 га
3. Разработать систему севооборотов для хозяйства степной зоны.
Площадь пашни, всего - 4720 га;
в т.ч. паров - 1300 га;
из них: чистых - 800 га;
занятых донником - 500 га;
яровая пшеница - 1000 га;
овес - 700 га;
ячмень - 300 га;
овес + горох - 200 га;
овес на з/м - 700 га;
донник - 200 га;
картофель - 200 га;
кукуруза - 420 га.
4. Составить систему севооборотов с полосным размещением культур и пара.
из них: чистого пара - 1000 га;
зерновые - 2000 га.
5. Составить систему севооборотов для хозяйства лесостепной зоны.
Пашни, всего - 4500 га;
в т.ч. чистого пара - 200 га;
посевов - 4300 га;
из них яр.пшеница - 1000 га;
овес - 600 га;
ячмень - 400 га;
кукуруза - 400 га;
подсолнечник - 300 га;
однолетние травы - 700 га;
картофель - 300 га;
многолетние травы (кострец) - 400 га;
овес на з/м - 200 га.
Тема: Обработка почвы
1. Разработать систему обработки чистого пара в лесостепной зоне Бурятии. Предшественник - зерносмесь на
сенаж. Тип засоренности корневищно-стержнекорневой, встречаются и малолетние сорняки, степень засоренности 3
балла. Поле имеет крутизну склона от 3-5 градусов. Почва серая лесная. Имеет место ветровая и водная эрозии почвы.
2. Разработать систему обработки чистого пара в степной зоне. Предшественник - овес. Тип засоренности
корневищно-малолетний, степень засоренности 4 балла. Крутизна склона от 1-3 градусов. Почва - чернозем мучнисто-
карбонатный.
3. Разработать систему обработки чистого пара для сухостепной зоны Бурятии: предшественник - овес, тип
засорения - корневищно-малолетний, степень засорения 4 балла. Почвы каштановые, легкого гранулометрического
состава, рельеф равнинный.
4. Разработать систему обработки чистого пара в лесостепи. Предшественник - зерновые, тип засоренности -
корневищно-малолетний и составляет 3 балла. Рельеф невыровненный, крутизна склона составляет 3-5 градусов. Почва
серая лесная, мощность пахотного слоя 20 см.
5. Разработать рациональную, научно-обоснованную систему обработки чистого пара в лесостепной зоне. Почва
серая лесная, предшественник зернофуражные культуры, засоренность корнеотпрысковыми сорняками и составляет 2
балла. Рельеф равнинный.
6. Разработать систему обработки кулисного пара в степной зоне Западного Забайкалья. Предшественник - овес,
тип засорения - корневищно-малолетний, степень засорения поля 3 балла. Почва каштановая, мощность пахотного слоя
20 см. В качестве ку¬лисного растения использовать горчицу.
7. Разработать систему обработки почвы чистого пара
под яровую пшеницу в сухостепной зоне. Засоренность поля корневищными и малолетними сорняками. Степень
засоренности 3 балла. Почва каштановая, предшественник - зерновые на сенаж, поле подвержено ветровой эрозии.
8. Разработать систему обработки почвы в сидеральном пару. Лесостепная зона. В качестве сидератов
используется отава донника второго года пользования. Тип засорения корнеотпрысково-малолетний и составляет 3
балла. Поле не подвержено ветровой эрозии.
9. Разработать систему обработки почвы чистого пара под овес в степной зоне Бурятии. Почва имеет
легкосуглинистый гранулометрический состав. Поле
засорено пыреем ползучим, степень засорения 3 балла, имеются и малолетние сорняки. Предшественник – однолетние
травы.
10. Разработать систему обработки занятого пара в степной зоне. Парозанимающая культура – горохоовсяная
смесь на зеленый корм, тип засорения корневищно-стержнекорневой. Засоренность 3 балла.
11. Разработать систему обработки занятого пара в степной зоне. Парозанимающая культура – донник на силос.
Тип засорения корнеотпрысково-овсюжный, засоренность 3 балла. В пар вносится 40 т/га полупревшего навоза. Рельеф
равнинный. Эрозии почв нет. Мощность пахотного слоя почв 25 см.
12. Разработать систему обработки кулисного пара в степной зоне Бурятии. Почва каштановая легкого
гранулометрического состава. В качестве кулисного растения использовать подсолнечник. Тип засорения корневищно-
корнеотпрысково-малолетний, степень засоренности 2 балла. Рельеф равнинный. Предшественник – горох + овес на
сенаж.
1. Разработать систему обработки почвы в зернопаровом севообороте при полосном размещении культур и пара,
расположенного на землях, подверженных ветровой эрозии в сухостепной зоне. Засорение полей малолетне-
корневищное. Почва каштановая, легкого гранулометрического состава.
Схема 1 1. Чистый пар Схема 2. 1. Чистый пар
2. Яровая пшеница 2. Овес + донник
3. Овес 3. Донник (зан.пар)
4. Овес на з/м летнего 4. Ячмень
срока посева
2. Разработать систему обработки почвы в приведенных ниже севооборотах в степной зоне. Засорение полей
корневищно-малолетнее. Почва каштановая, рельеф имеет уклон от 1-3 градусов.
Схема 1. 1. Чистый пар Схема 2. 1. Чистый пар
2. Яровая пшеница 2. Яровая пшеница
3. Овес 3. Силосные
срока посева 5.Однолетние травы
(срок посева -1 декада июня)
3. Разработать систему обработки почвы в севообороте в степной зоне. Засоренность полей корнеотпрысково-
малолетнее, степень ее 3 балла. Почва каштановая, легкого гранулометрического состава. Рельеф выровненный,
мощность пахотного слоя – 22 см.
Схема 1.
1. Чистый пар
2. Яровая пшеница + донник
3. Донник (зан.пар)
4. Овес
5. Однолетние травы
Схема 2.
1. Чистый пар (кулисный)
2. Овес + донник
3. Донник (зан.пар)
4. Ячмень
5. Однолетние травы весеннего срока посева
6. Ячмень
4. Разработать систему обработки почвы в пятипольном севообороте в лесостепной зоне. Засоренность
корнеотпрысково-малолетнее, степень ее 3 балла. Почвы серые лесные, легкосуглинистого гранулометрического состава,
мощность пахотного слоя – 25 см.
Схема 1. 1. Горох Схема 2. 1. Горох
2. Пшеница + донник 2. Яровая пшеница
3. Донник 3. Горох+овес (занятый пар)
4. Пшеница 4. Яровая пшеница
5. Овес 5. Овес
5. Разработать систему обработки почвы в лесостепной зоне, шестипольный севооборот. Почвы серые лесные,
засоренность корневищно-корнеотпрысково-малолетние, степень ее 3 балла.
Схема 1. 1. Чистый пар Схема 2. 1. Чистый пар
2. Яровая пшеница 2. Яровая пшеница
3. Овес 3. Ячмень
4. Горох+овес (занятый пар) 4. Силосные
5. Яровая пшеница 5. Овес
6. Овес 6. Однолетние травы
6. Разработать систему обработки почвы в севообороте, сухостепная зона, тип засорения корневищно-малолетний, 3
балла. Почва каштановая, супесчаная, мощность пахотного слоя – 18 см. В паровое поле вносится навоз – 40 т/га.
1. Чистый пар
2. Яровая пшеница
З.Овес
4. Зерносмесь на сенаж
7. Разработать систему обработки почвы в следующих кормовых севооборотах в лесостепной зоне на богаре. Тип
засорения корневищно-малолетний, степень ее 2 балла. Почва серая лесная, мощность пахотного слоя – 24 см.
Схема 1.
1. Силосные (кукуруза, подсолнечник)
2. Корнеклубнеплоды (картофель, корнеплоды)
3. Силосные (подсолнечник, кукуруза)
4. Зернофуражные (овес, ячмень)
Схема 2.
1. Силосные
2. Горохо-овсяная смесь весеннего посева + многолетние травы
3. Многолетние травы
4. Многолетние травы
5. Многолетние травы
8. Разработать систему обработки почвы в кормовом севообороте на орошаемых землях в лесостепной зове.
Засоренность корнеотпрысково-малолетнее, степень ее 3 балла. Почва серая лесная, оподзоленная, мощность пахотного
слоя – 23 см.
1. Силосные (смешанные посевы кукурузы и подсолнечника)
2. Горохо-овсяная смесь весеннего посева и рапс летнего посева
3. Корнеклубнеплоды
4. Горохо + овсяная смесь весеннего посева, редька масличная летнего посева.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п