учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Дизайн зеленой инфраструктуры
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучение принципов планировочной организации различных типов открытых пространств с учетом их функционального назначения и природных условий; - овладение методами ландшафтного проектирования и благоустройства территорий, включая экологические, эстетические и инженерные аспекты; - формирование умений применять современные подходы и технологии в организации открытых пространств в контексте устойчивого развития.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ИД-2. Не знает и не понимает принципы разработки стратегии решения проблемной ситуации с использованием системного и междисциплинарного подходов.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне, как разрабатывать и аргументировать стратегию решения проблемной ситуации.
ИД-2. Знает и понимает подходы к разработке стратегии решения проблемной ситуации, но допускает неточности в аргументации.
ИД-2. В полной мере знает и понимает, как разрабатывать и обосновывать стратегию решения проблемной ситуации с использованием системного и междисциплинарного подходов.
ИД-2. Не умеет разрабатывать и обосновывать стратегию решения проблемной ситуации.
ИД-2. Не в полной мере умеет разрабатывать стратегию решения, опираясь на системный подход, и слабо аргументирует её содержание.
ИД-2. Умеет разрабатывать стратегию решения проблемной ситуации, но аргументация может быть частично неполной или односторонней.
ИД-2. В полной мере умеет разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации, используя системный и междисциплинарный подходы.
ИД-2. Не владеет навыками выработки и аргументации стратегии действий в сложных ситуациях.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками разработки стратегии решения проблемной ситуации, слабо аргументирует свои действия.
ИД-2. Владеет навыками разработки стратегии решения, но аргументация может быть недостаточно глубокой или комплексной.
ИД-2. В полной мере владеет навыками разработки и аргументации стратегии решения проблемных ситуаций на основе системного и междисциплинарного подходов.
ПКС-1: Способен осуществлять разработку проекта формирования ландшафтной среды и выбирать оптимальные способы их решения;
ИД-2. Не знает и не понимает мероприятий по благоустройству и озеленению территорий, направленных на улучшение санитарных и гигиенических условий и повышение эстетических характеристик городской среды.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне содержание мероприятий по благоустройству и озеленению территорий, но не всегда учитывает их влияние на комфортность и экологичность среды.
ИД-2. Знает и понимает мероприятия по благоустройству и озеленению территорий, но допускает неточности в оценке их санитарно-гигиенического и эстетического эффекта.
ИД-2. В полной мере знает и понимает содержание, назначение и последствия реализации мероприятий по благоустройству и озеленению территорий в контексте устойчивого развития и комфорта городской среды.
ИД-2. Не умеет реализовывать мероприятия по благоустройству и озеленению территорий.
ИД-2. Не в полной мере умеет планировать и реализовывать мероприятия по благоустройству территорий, недостаточно учитывает комфортность и эстетическое восприятие среды.
ИД-2. Умеет реализовывать мероприятия по благоустройству и озеленению территорий, но допускает неточности при оценке санитарно-гигиенических и эстетических показателей.
ИД-2. В полной мере умеет реализовывать комплекс мероприятий по благоустройству и озеленению территорий, формируя комфортную, эстетичную и экологичную городскую среду.
ИД-2. Не владеет навыками реализации мероприятий по благоустройству и озеленению территорий.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками организации озеленения и благоустройства территорий с учетом гигиенических и эстетических требований.
ИД-2. Владеет навыками благоустройства и озеленения территорий, но допускает неточности при выборе средств улучшения городской среды.
ИД-2. В полной мере владеет навыками реализации мероприятий по благоустройству и озеленению территорий, направленных на формирование комфортной и эстетически выразительной городской среды.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Классификация открытых пространств: функциональные и типологические особенности.
Природные и антропогенные факторы, влияющие на организацию открытых пространств.
Эстетические принципы формирования открытых территорий.
Историко-культурные подходы к формированию открытых пространств.
Градостроительные аспекты интеграции открытых пространств в структуру населенных пунктов.
Нормативно-правовая база и документация в проектировании открытых пространств.
Оценка природных условий участка (рельеф, почвы, климат, гидрология).
Определение антропогенных факторов и визуального восприятия территории.
Проведение ландшафтного зонирования на основе анализа.
Изучение примеров зарубежного и отечественного опыта организации открытых пространств.
Работа с нормативной документацией при проектировании открытых территорий.
Составление проектного задания и план-графика разработки проекта.
Сравнительный анализ типов открытых пространств (на примере разных регионов/стран).
Составление библиографического обзора по современным тенденциям в ландшафтной архитектуре.
Изучение ландшафтных особенностей конкретного объекта (по выбору) с фотофиксацией.
Подготовка схем анализа природных факторов на примере заданного участка.
Составление таблицы с оценкой влияния антропогенных факторов на качество открытого пространства.
Работа с нормативной базой (СНиП, ГОСТ, СП) по благоустройству и озеленению территорий.
Подготовка аналитической записки к курсовому проекту.
Принципы зонирования и функционального размещения элементов.
Современные технологии озеленения и благоустройства.
Использование малых архитектурных форм и инженерных решений в организации пространства.
Принципы создания устойчивых городских экосистем.
Подходы к организации рекреационных и общественных пространств.
Проектирование открытых пространств с учетом климатических и региональных особенностей.
Проектирование дорожно-тропиночной сети и компоновки МАФ.
Разработка озеленения: подбор ассортимента растений, схема посадки.
Проектирование систем освещения и водоотведения.
Разработка ситуационного плана, поэтапного благоустройства и эксплуатации территории.
Оформление проектной документации и подготовка к защите.
Презентация итогового проекта с обоснованием проектных решений.
Разработка функциональной схемы открытого пространства с пояснительной запиской.
Подбор и обоснование ассортимента растений для типового объекта.
Разработка фрагмента дендроплана.
Подготовка 3D-визуализации или коллажа проектного предложения (по желанию — вручную или в программе).
Расчет элементов благоустройства (площадь озеленения, мощения и др.).
Подготовка презентации своего проектного решения.
Самоанализ и рефлексия по результатам выполненной работы: цели, трудности, достижения.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Ландшафтная организация открытых пространств
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Что такое открытое пространство и каковы его основные функции в ландшафтной архитектуре? (УК-1; ПКС-1)
2. Перечислите типы открытых пространств и их особенности. (УК-1; ПКС-1)
3. Какие природные факторы влияют на организацию открытых пространств? (УК-1; ПКС-1)
4. В чем заключается принцип зонирования открытых пространств? (УК-1; ПКС-1)
5. Каковы эстетические требования к организации открытых пространств? (УК-1; ПКС-1)
6. Какие экологические аспекты необходимо учитывать при проектировании открытых территорий? (УК-1; ПКС-1)
7. Какова роль малых архитектурных форм в ландшафтной организации открытых пространств? (УК-1; ПКС-1)
8. Какие виды растительности предпочтительнее для озеленения открытых пространств? (УК-1; ПКС-1)
9. Как осуществлять учет климатических и природных условий при проектировании? (УК-1; ПКС-1)
10. Объясните, что такое ландшафтная визуализация и как она применяется в проектировании? (УК-1; ПКС-1)
11. Что такое функциональные зоны на открытых пространствах и как их проектировать? (УК-1; ПКС-1)
12. Какую роль играют водные объекты в ландшафтной организации открытых территорий? (УК-1; ПКС-1)
13. Какие принципы управления водными ресурсами должны быть учтены при проектировании? (УК-1; ПКС-1)
15. Как проектируется система освещения в открытых пространствах? (УК-1; ПКС-1)
16. Каковы особенности проектирования рекреационных зон в городской среде? (УК-1; ПКС-1)
17. Каковы требования к безопасности на открытых территориях? (УК-1; ПКС-1)
18. Какие нормативно-правовые акты регулируют проектирование открытых пространств? (УК-1; ПКС-1)
19. Как проводится анализ существующих ландшафтных условий участка? (УК-1; ПКС-1)
20. Как определить функциональные требования к проектируемому открытом пространству? (УК-1; ПКС-1)
21. Какие методы проектирования открытых пространств применяются в современных городах? (УК-1; ПКС-1)
22. Как правильно организовать переход между природными и урбанизированными территориями? (УК-1; ПКС-1)
23. Как оценивается эстетическая составляющая ландшафтных проектов? (УК-1; ПКС-1)
24. Как проектировать систему водоотведения на открытых пространствах? (УК-1; ПКС-1)
25. В чем заключается роль транспарентности и открытости пространства в ландшафтной архитектуре? (УК-1; ПКС-1)
26. Какие технологии используются для создания устойчивых экосистем в ландшафтной архитектуре? (УК-1; ПКС-1)
27. Какие принципы формирования рекреационных зон на городских территориях? (УК-1; ПКС-1)
28. Каковы этапы проектирования открытых пространств и их оформление? (УК-1; ПКС-1)
29. Как использовать новейшие технологии в ландшафтном проектировании? (УК-1; ПКС-1)
30. Какова роль проектной документации в реализации ландшафтных проектов? (УК-1; ПКС-1)
1. Какие основные функции открытых пространств в городской среде?
2. Как классифицируются открытые пространства, и чем они отличаются по назначению?
3. Назовите и объясните природные факторы, влияющие на проектирование открытых пространств.
4. Какие антропогенные факторы следует учитывать при организации открытых территорий?
5. В чем заключается принцип ландшафтного зонирования? Приведите примеры.
6. Какие критерии эстетики важны при проектировании открытых пространств?
7. В чем заключается роль и значение малых архитектурных форм в ландшафтной организации?
8. Как экологические принципы влияют на проектирование открытых пространств?
9. Каково значение зеленых насаждений в благоустройстве открытых пространств?
10. Какие виды растений предпочтительны для озеленения городских открытых территорий и почему?
11. Какие типы водных объектов можно использовать в ландшафтном проектировании?
12. Какие системы водоотведения применяются для обеспечения функционирования открытых пространств?
13. Какие требования к проектированию системы освещения открытых пространств?
14. Как осуществляется зонирование пространства на участке с учетом его функций и нагрузки?
15. В чем заключается специфика проектирования рекреационных и общественных пространств в городе?
16. Каковы принципы обеспечения безопасности в проектировании открытых территорий?
17. Что такое проектная документация и какие разделы она включает при проектировании открытых пространств?
18. Как проводить ландшафтный анализ участка, на котором планируется создание открытого пространства?
19. Какие методы визуализации применяются для представления ландшафтных проектов?
20. Как проектировать переходные зоны между природными и урбанизированными территориями?
21. Что такое устойчивые экосистемы, и как они могут быть реализованы в ландшафтной архитектуре?
22. Каковы основные этапы проектирования открытых пространств?
23. Что такое ландшафтная реконструкция, и какие задачи она решает?
24. Какие критерии оценки качества проектирования открытых пространств существуют?
25. Какую роль играют природные ландшафтные особенности при проектировании городских открытых пространств?
26. Какие современные технологии используются для создания ландшафтных проектов?
27. Какие особенности проектирования открытых пространств для людей с ограниченными возможностями?
28. Как следует проектировать территорию с учетом местных климатических условий?
29. Какие принципы устойчивого развития применяются в ландшафтной архитектуре?
30. Что такое биоразнообразие в контексте ландшафтной архитектуры и как его поддерживать при проектировании?
Тестовые задания
1. Какие функции выполняют открытые пространства в городской среде?
А) Экологическая
Б) Экономическая
В) Эстетическая
Г) Рекреационная
2. Какие природные факторы влияют на проектирование открытых пространств?
А) Почвы
Б) Климат
В) Гидрология
Г) Все перечисленные
3. Что такое ландшафтное зонирование?
Б) Процесс выделения зон с одинаковыми климатическими условиями
В) Процесс озеленения участка
Г) Процесс создания водных объектов
4. Какое из следующих утверждений является правильным в отношении малых архитектурных форм?
А) Они являются только декоративными элементами
Б) Они выполняют как декоративные, так и функциональные роли
В) Они используются только в частных садах
Г) Они всегда требуют использования только природных материалов
5. Какие типы водных объектов могут быть использованы в ландшафтной архитектуре?
А) Фонтаны
Б) Пруды
В) Водопады
Г) Все вышеперечисленные
6. Какова основная цель проектирования системы водоотведения на открытых пространствах?
А) Повышение эстетической привлекательности территории
Б) Обеспечение устойчивости растений
В) Удаление излишков воды и предотвращение затоплений
Г) Обеспечение рекреационных функций территории
7. Какие растения предпочтительны для озеленения открытых пространств в условиях города?
А) Только декоративные растения
Б) Растения, устойчивые к загрязнению воздуха и засухе
В) Только многолетние растения
Г) Растения, требующие постоянного ухода
8. Какова роль освещения в ландшафтной организации открытых пространств?
А) Только декоративная
Б) Улучшение безопасности и эстетического восприятия
В) Используется только в ночное время
Г) Освещает только зоны с высокой нагрузкой
9. Каковы особенности проектирования рекреационных зон?
А) Использование только природных материалов
Б) Обеспечение доступности и комфорта для пользователей
В) Ограничение на использование зеленых насаждений
Г) Минимизация водных объектов
10. Какие нормативные документы регулируют проектирование открытых пространств?
А) ГОСТы
Б) СНиПы
В) Санитарные правила
Г) Все вышеперечисленные
11. Что из перечисленного является основным при выборе материалов для мощения на открытых пространствах?
А) Эстетическое восприятие
Б) Устойчивость к нагрузке и климатическим условиям
В) Простота укладки
Г) Стоимость материала
12. Каковы основные этапы проектирования открытых пространств?
А) Анализ, концептуализация, проектирование, реализация
Б) Подбор растений, оформление, финальная визуализация
В) Только анализ и проектирование
Г) Оценка и реализация
13. Что такое экологически устойчивое открытое пространство?
А) Пространство, не требующее ухода за растениями
Б) Пространство, сохраняющее биологическое разнообразие и снижает нагрузку на окружающую среду
В) Пространство, полностью застроенное строительными объектами
Г) Пространство, предназначенное исключительно для рекреации
14. Какие методы визуализации часто используются при проектировании открытых пространств?
А) Ручное рисование эскизов
Б) Компьютерное моделирование и 3D-визуализация
В) Создание макетов из натуральных материалов
Г) Все вышеперечисленные
15. Что из перечисленного является обязательным при проектировании открытых пространств с учетом безопасности?
А) Установка камер видеонаблюдения
Б) Проектирование удобных и безопасных переходов и тропинок
В) Озеленение только травянистыми растениями
Г) Ограничение на использование освещения
Перечень дискуссионных вопросов
1. В чем заключается приоритет между эстетическими и функциональными требованиями при проектировании открытых пространств?
3. В чем заключается роль технологий и инноваций в ландшафтном проектировании? Могут ли они полностью заменить традиционные методы?
4. Как правильно учитывать интересы разных групп населения (дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями) при проектировании открытых пространств?
5. Насколько важен баланс между благоустройством и сохранением природного ландшафта на открытых территориях?
6. Следует ли проектировать открытые пространства с учетом их будущего ухода и эксплуатации, или же достаточно создать «красивое» пространство на момент сдачи проекта?
7. Какие моральные и этические вопросы возникают при проектировании городских парков и общественных территорий?
8. Что важнее в ландшафтной архитектуре — концептуальное и стилистическое единство пространства или функциональное разнообразие?
9. Каковы плюсы и минусы использования экотехнологий в ландшафтном проектировании?
10. Может ли урбанизация и рост городов гармонично сочетаться с сохранением природных зон и биологического разнообразия?
11. Стоит ли ограничивать использование водных объектов в городской ландшафтной архитектуре, учитывая риски затоплений и водоснабжения?
12. Насколько важен общественный контроль и участие граждан в процессе проектирования и благоустройства открытых пространств?
13. Каковы главные проблемы, связанные с современным подходом к ландшафтному проектированию в мегаполисах?
14. Какова роль художественных и культурных аспектов в проектировании городских открытых пространств?
15. Может ли быть экологически устойчивым проект, если в нем используются исключительно искусственные материалы и технологии?
16. Как должны изменяться городские пространства в ответ на вызовы массовых миграций и урбанизации?
17. Что важнее при проектировании — сохранение исторического облика открытых пространств или внедрение современных решений?
18. Как можно сбалансировать архитектурные и ландшафтные подходы при проектировании пространств с высокой нагрузкой (например, площадей, вокзалов)?
19. В какой степени проекты благоустройства открытых пространств должны опираться на стандарты и нормативы, а не на творческий подход?
20. Должны ли открытые пространства быть полностью «публичными» и доступны для всех, или должны быть зоны для частного использования?
Кейс-задачи
Кейс 1. Реконструкция старого городского сквера
Ситуация:
Городская администрация поручила вашей проектной группе разработать концепцию реконструкции сквера 1970-х годов. Территория заросла, инфраструктура устарела, освещение отсутствует. Жители жалуются на небезопасность и отсутствие привлекательности.
Задание:
Разработайте предложения по ландшафтной реорганизации сквера с учетом потребностей разных возрастных групп, экологической устойчивости, сохранения исторического облика и доступности среды.
Кейс 2. Озеленение территории вокруг торгового центра
Ситуация:
Новое коммерческое здание (торговый центр) расположено на границе жилой застройки. Инвестор просит создать озелененную зону вокруг здания, которая бы выполняла декоративную, рекреационную и шумозащитную функции.
Задание:
Предложите схему озеленения и благоустройства прилегающей территории, учитывая интенсивную пешеходную нагрузку, наличие парковки, требования к безопасности и устойчивости озеленения.
Кейс 3. Обустройство дворовой территории жилого комплекса
Ситуация:
Новый жилой микрорайон с высокой плотностью застройки нуждается в разработке комфортной и многофункциональной дворовой территории: с детскими и спортивными площадками, зонами отдыха и озеленением.
Задание:
Разработайте функциональное зонирование, предложите элементы благоустройства, зеленые насаждения и материалы, обеспечивающие долговечность и безопасность.
Кейс 4. Ландшафтное оформление прибрежной зоны
Ситуация:
Вдоль реки проходит территория протяженностью 1,5 км. Местные власти планируют создать там пешеходную набережную, сочетающую рекреационную, экологическую и образовательную функции.
Задание:
Разработайте концепцию благоустройства с учетом прибрежной экосистемы, защиты от эрозии, включения образовательных и экскурсионных маршрутов, использования местных растений.
Кейс 5. Реорганизация внутреннего двора аграрного университета
Старый внутренний двор учебного корпуса используется как проходная зона, но не выполняет рекреационных и образовательных функций. Руководство университета хочет превратить его в «живую лабораторию» для студентов ландшафтной архитектуры.
Задание:
Предложите проектное решение, позволяющее использовать территорию как учебно-экспериментальную площадку, совмещающую эстетику, функции уединения и экологическое воспитание.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п