учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
(представитель работодателя)
Задачи: дать представление о растительных ресурсах, флоре, растительности Байкальского региона; ознакомить с основными типами растительных ресурсов, с биологическим разнообразием и рациональным использованием культурных и дикорастущих растений Бурятии; показать значение растений для человека и природы; ознакомить с основами охраны растительных ресурсов и сохранения биоразнообразия.
ПКС-2: Способен осуществить сбор информации, необходимой для разработки системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
пищевых растений. Классификация пищевых растений. Организация заготовок и изучение запасов сырья дикорастущих пищевых растений. Характеристика основных групп и
важнейших представителей дикорастущих и культивируемых пищевых растений
Химическая природа ядовитых веществ, динамика накопления и факторы, способствующие их разрушению. Классификация ядовитых веществ и ядовитых растений.
Основы охраны растительных ресурсов и сохранения биоразнообразия
пищевых растений. Классификация пищевых растений. Организация заготовок и изучение запасов сырья дикорастущих пищевых растений. Характеристика основных групп и
важнейших представителей дикорастущих и культивируемых пищевых растений
тестирование
Химическая природа ядовитых веществ, динамика накопления и факторы, способствующие их разрушению. Классификация ядовитых веществ и ядовитых растений.
пищевых растений. Классификация пищевых растений. Организация заготовок и изучение запасов сырья дикорастущих пищевых растений. Характеристика основных групп и
важнейших представителей дикорастущих и культивируемых пищевых растений
Химическая природа ядовитых веществ, динамика накопления и факторы, способствующие их разрушению. Классификация ядовитых веществ и ядовитых растений.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Растительные ресурсы Байкальского региона
Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1. Цели, задачи, методы изучения дисциплины «Растительные ресурсы Байкальского
региона».
2. Растительные ресурсы и их значение. Ботаническое ресурсоведение .
3. Классификация растительных ресурсов.
4. Ресурсы лесной растительности.
5. Ресурсы луговой растительности.
6. Ресурсы степной растительности.
7. Методы изучения растительных ценозов.
8. Растительные ресурсы и их использование в народном хозяйстве.
9. Значение растительных ресурсов в жизни человека и животных.
Тема: ЭФИРОМАСЛИЧНЫЕ РАСТЕНИЯ
1. Назовите эфирномасличные культуры семейства сельдерейные.
2. У каких эфирномасличных культур промышленной частью растения являются листья и
соцветия?
3. Что получают из плодов кориандра, аниса, тмина и фенхеля?
4. Каков тип соцветия у кориандра, аниса, тмина?
5. У каких эфирномасличных культур тип плода двусемянка, у каких - орешек?
6. Назовите однолетние и многолетние эфирномасличные культуры.
7. Горечи и их действие на организм животного.
8. Какие растения богаты эфирными маслами?
9. Каковы механизмы действия эфирных масел?
10. Каковы компоненты эфирных масел?
11. Локализация эфирных масел в растении.
Тема: Масличные культуры
1. Перечислите масличные культуры семейства Brassicaceae.
2. Перечислите технологические операции по возделыванию рапса
ярового.
3. Чем отличается яровой рапс от сурепицы яровой?
4. Назовите сорта ярового рапса.
1. Эфирными маслами богаты растения семейства…
а. злаковые;
б. осоковые;
в. яснотковые;
г. бобовые.
Ответ: в
2. К предупредительным мерам борьбы с вредителями лекарственного сырья относятся…
а. химическая дезинсекция;
б. соблюдение санитарно-гигиенических правил хранения лекарственного сырья;
в. физико-механическая дезинсекция;
г. деротизация помещений.
Ответ: б
3. Лекарственным сырьем багульника болотного являются…
а. корни и корневища;
б. молодые облиственные побеги;
в. почки;
г. цветки.
Ответ: б
4. Семейство, к которому относится календула лекарственная…
а. кипрейных;
в. астровых;
г. мальвовых.
Ответ: б
5. Норма высева календулы лекарственной
а. 3-4 кг;
б. 5-6 кг;
в. 6-7 кг;
г. 10-12 кг.
Ответ: г
6. Норма высева ромашки аптечной
а. 3 кг;
б. 6 кг;
в. 10 кг;
г. 12 кг.
Ответ: а
7. Лучшим предшественником для пустырника обыкновенного является
Выбрать два ответа:
а. корнеплоды и клубнеплоды;
б. однолетние травы;
в. зерновые культуры;
г. пропашные культуры.
Ответ: а
8. К _____________ относятся растения, употребляемые непосредственно в пищу, и те, которые служат сырьем для кондитерской, пивоваренной и ликерно-водочной промышленности.
а. пищевые;
б. медоносные
в. сорные
г. вредные
Ответ: а
9. Основными медоносами на территории наших районов являются:
а. донник желтый, гречиха, люцерна;
б. клевер, чабрец, астрагал;
в. кипрей, багульник, ива;
г. все ответы верны.
ответ: г
10._____________ - это число растений на 1м2, на 1 га.
Ответ: густота растений
11. ________________единственная сельскохозяйственная культура, возделываемая в хозяйстве.
Ответ: монокультура
12. Эфиромасличным растениям относятся (два ответа):
а. тмин;
б. шалфей;
в. ромашка;
г. пшеница.
Ответ: а,б
13._____________— растения, вырабатывающие и накапливающие ядовитые вещества, которые вызывают отравления у человека и у животных.
Ответ: ядовитые растения
14._______________ — растения, образующие и накапливающие Витамины в количествах, достаточных, чтобы служить сырьём для промышленности, производящей чистые препараты или концентраты витаминов
Ответ: витаминоносные растения
15. Обязательные приемы предпосевной обработки почвы под лекарственные культуры (выбрать 2 и более ответа):
а. внесение удобрений;
б. культивация;
в. выравнивание поверхностного слоя;
г. прикатывание.
Ответ: б,в,г.
16. Для суккулентов характерно …
а. развитие сочных, мясистых стеблей, а часто и листьев
б. сильное развитие механических тканей
в. опушение листьев
г. отсутствие кутикулы на поверхности листьев
Ответ: а
Кейс
Задание 17.1 Укажите значение перечисленных растений
а. календула лекарственная;
в. лен;
г. рапс.
Ответ: а-лекарственное; б-витаминное, пищевое; в –техническое г- масличнеое
Задание 17.2. Семейство, к которому относится календула лекарственная…
Ответ: розоцветных
Задание 17.3. Лучшими предшественниками для календулы лекарственной являются____________________(два ответа)
а. чистые пары;
б. занятые пары;
в. многолетние травы;
г. сорные растения.
Ответ: а,б
Кейс 2.
18.1. Какие из перечисленных растений используют для получения растительных масел?
а. лен;
б. конопля техническая;
в. расторопша пятнистая;
г. ромашка лекарственная
Ответ: а, б, в.
18.2. У ландыша майского ядовитыми органами являются:
а. семена;
б. цветки;
в. корни;
г. все растение.
Ответ: г
18.3. _____________— растения, вырабатывающие и накапливающие ядовитые вещества, которые вызывают отравления у человека и у животных.
Ответ: ядовитые растения
Кейс 3.
19.1 Порядок чередования культур в севообороте называется ________ севооборота.
а. схемой
б. структурой
в. последовательностью
г. ротацией
ответ: а
19.2 К космическим факторам жизни растений относится …
а. тепло
б. вода
в. воздух
г. азот
ответ: а
19.3 Обязательные приемы предпосевной обработки почвы под лекарственные культуры (выбрать 2 и более ответа):
а. внесение удобрений;
б. культивация;
в. выравнивание поверхностного слоя;
г. прикатывание.
Ответ: б,в,г.
Кейс 4.
20.1 ____________, обитающих на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и (или) качество продукции.
Ответ: сорные растения
20.2 Пастушья сумка относится к
а. ядовитое
б. сорное
в. эфиромасличное
г. медоносное
д. лекарственное
ответ: б,д
20.3 Установите соответствие
1.ноготки лекарственные
2. Конопля техническая
3. Пастушья сумка
4. Ландыш майский
а. лекарственные растения
б. сорные растения
г. ядовитые растения
1-а; 2-в; 3- б; 4-г
Перечень экзаменационных вопросов
1. Цели, задачи, методы изучения дисциплины «Растительные ресурсы Байкальского региона»
2. Растительные ресурсы и их значение. Ботаническое ресурсоведение
3. Флора. Растительность. Растительный покров
4. Понятие об аборигенных и культурных растениях
5. Классификация растительных ресурсов
6. Типы растительности
7. Ресурсы лесной растительности
8. Ресурсы луговой растительности
9. Ресурсы степной растительности
10. Степи на территории Байкальского региона
11. Ресурсы околоводной и водной растительности
12. Методы изучения растительных ценозов
13. Охрана растительных ресурсов
14. Изучение методов теоретической и практической оценки растительных ресурсов
15. Изучение растительных сообществ и почв с целью поддержания биологического разнообразия, охраны, рационального использования растительных и почвенных ресурсов Бурятии
16. Оценка значимости растительных ресурсов и ценности химического состава
17. Растительные ресурсы и их использование в народном хозяйстве
18. Значение растительных ресурсов в жизни человека и животных
19. Значение и использование леса как природной системы
20. Типология леса и ее использование
21. Классификация различных полезных растений и растительного сырья
22. Роль лесов в биосфере и в народном хозяйстве. Оценка лесов по продуктивности. Бонитет.
23. Характеристика породного состава хвойных и лиственных лесов, основные лесообразующие породы. Понятие культурных растений. Значение культурных растений в жизни человека и их особенности
24. Происхождение культурных растений
25. Учение о центрах происхождения культурных растений
26. Пищевые растения. Роль растений в питании человека. Значение дикорастущих пищевых растений. Классификация пищевых растений.
27. Организация заготовок и изучение запасов сырья дикорастущих пищевых растений. Характеристика основных групп и важнейших представителей дикорастущих и культивируемых пищевых растений.
28. Витаминные растения. Краткая история изучения витаминов и витаминосодержащих растений.
29. Современное производство натуральных и синтетических витаминов.
30. Эфиромасличные растения. Понятие об эфирных маслах и эфиромасличных растениях.
31. Химическая природа, локализация, биологическая роль эфирных масел и динамика накопления их в зависимости от возраста растения, его наследственных свойств и факторов среды.
32. Медоносные растения. Значение этой группы для пчеловодства и человека.
33. Происхождение медоносных растений. Группы медоносных растений. Понятие о нектаро- и медопродуктивности. Состав нектара. Пыльца. Смолы и камеди.
34. Лекарственные растения. Краткая история использования растений в медицине и современное значение лекарственных растений, их классификация. Понятие о действующих веществах, их химическая природа, биологическая роль, локализация, динамика накопления, зависимость от экологических условий.
35. Ядовитые растения. Понятие о вредности и ядовитости. Значение ядовитых растений.
36. Химическая природа ядовитых веществ, динамика накопления и факторы, способствующие их разрушению. Классификация ядовитых веществ и ядовитых растений.
Комплект дискуссионных вопросов и тем для проведения «Круглого стола»
Тема: Медоносные растения
1. Какие растения относятся к медоносным, где есть нектар и пыльца? ( Например: берёза, клён, ель, сосна, липа, тополь, рябина, калина, малина, сирень, шиповник, василёк, одуванчик, лопух).
2. Почему плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня, черешня) не отличаются высокой медоносностью и товарного мёда, как правило, не дают?
3. Почему ягодники (крыжовник, смородина, ирга, ежевика и особенно малина) медоноснее, чем плодовые деревья?
4. С какого растения, по утверждению В. И. Даля, пчёлы собирают красный мёд? ( Ответ: гречиха).
Тема: Лекарственные растения
1. Общие приемы возделывания лекарственных растений.
2. Обработка почвы под лекарственные растения.
3. Подготовка семян к посеву.
4. Посев и посадка лекарственных растений.
5. Уход за посевами.
Тема: Ядовитые и вредные растения
1. Первая помощь при отравлении растительными ядами.
3. Ядовитые растения лесов и болот.
4. Ядовитые виды среди сорной и рудеральной растительности.
5. Отравление какими растениями может быль связано с их заготовкой и
переработкой с лекарственными целями?
6. В каких семействах цветковых растений встречаются ядовитые растения?
7. Какие ядовитые растения наиболее опасны?
8. Какие токсические вещества содержат ядовитые растения?
9. Какие факторы среды влияют на накопление ядовитых веществ в растении?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п