учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Землеустройство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7, 8
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: овладение навыками выполнения операций накопления, обработки и хранения землеустроительной информации, подготовки её к виду, необходимому для расчётов с использованием пакетов прикладных программ, ввода и вывода информации, перевода в картографическую форму количественной информации, характеризующей структуру, динамику и взаимосвязи экономических явлений и землеустроительных процессов; научить студентов применять компьютерные технологии, позволяющие получать качественно новые и обоснованные проектные решения.
ПКС-5: Способен использовать географические и земельные информационные системы при проведении кадастровых и землеустроительных работ;
ИД-2 не знает и не понимает методы вычисления площадей объектов землеустройства
ИД-3 не знает и не понимает технологию ведение государственного кадастра недвижимости с использованием автоматизированной информационной системы
ИД-4 не знает и не понимает основные принципы работы в автоматизированных модулях программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 знает и понимает методы вычисления площадей объектов землеустройства
ИД-3 знает и понимает технологию ведение государственного кадастра недвижимости с использованием автоматизированной информационной системы
ИД-4 знает и понимает основные принципы работы в автоматизированных модулях программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 в целом знает и понимает методы вычисления площадей объектов землеустройства
ИД-3 в целом знает и понимает технологию ведение государственного кадастра недвижимости с использованием автоматизированной информационной системы
ИД-4 в целом знает и понимает основные принципы работы в автоматизированных модулях программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 в совершенстве знает и понимает методы вычисления площадей объектов землеустройства
ИД-3 в совершенстве знает и понимает технологию ведение государственного кадастра недвижимости с использованием автоматизированной информационной системы
ИД-4 в совершенстве знает и понимает основные принципы работы в автоматизированных модулях программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 не умеет вычислять площади объектов землеустройства
ИД-3 не умеет осуществлять ведение государственного кадастра недвижимости с использованием автоматизированной информационной системы
ИД-4 не умеет работать в автоматизированных модулях программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 умеет вычислять площади объектов землеустройства
ИД-3 умеет осуществлять ведение государственного кадастра недвижимости с использованием автоматизированной информационной системы
ИД-4 умеет работать в автоматизированных модулях программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 в целом умеет вычислять площади объектов землеустройства
ИД-3 в целом умеет осуществлять ведение государственного кадастра недвижимости с использованием автоматизированной информационной системы
ИД-4 в целом умеет работать в автоматизированных модулях программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 в совершенстве умеет вычислять площади объектов землеустройства
ИД-3 в совершенстве умеет осуществлять ведение государственного кадастра недвижимости с использованием автоматизированной информационной системы
ИД-4 в совершенстве умеет работать в автоматизированных модулях программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 не владеет навыками использования автоматизированных систем для вычисления площадей объектов землеустройства
ИД-3 не владеет навыками автоматизированного ведения государственного кадастра недвижимости
ИД-4 не владеет навыками использования автоматизированных модулей программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 владеет навыками использования автоматизированных систем для вычисления площадей объектов землеустройства
ИД-3 владеет навыками автоматизированного ведения государственного кадастра недвижимости
ИД-4 владеет навыками использования автоматизированных модулей программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 в целом владеет навыками использования автоматизированных систем для вычисления площадей объектов землеустройства
ИД-3 в целом владеет навыками автоматизированного ведения государственного кадастра недвижимости
ИД-4 в целом владеет навыками использования автоматизированных модулей программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ИД-2 в совершенстве владеет навыками использования автоматизированных систем для вычисления площадей объектов землеустройства
ИД-3 в совершенстве владеет навыками автоматизированного ведения государственного кадастра недвижимости
ИД-4 в совершенстве владеет навыками использования автоматизированных модулей программных комплексов, предназначенных для осуществления функций по приему/выдаче документов
ПКС-6: Способен использовать средства автоматизации по оцифровке картографической информации и работать с цифровыми картами;
ИД-2 не знает и не понимает методы, приемы и средства автоматизации, самостоятельно созданные оригинальные программы для выполнения расчетов по проекту в соответствии с техническим заданием
ИД-3 не знает и не понимает технологию составления цифровых карт (планов) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
ИД-4 не знает и не понимает технологию формирования архива документов ГКН в электронном виде
ИД-2 знает и понимает методы, приемы и средства автоматизации, самостоятельно созданные оригинальные программы для выполнения расчетов по проекту в соответствии с техническим заданием
ИД-3 знает и понимает технологию составления цифровых карт (планов) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
ИД-4 знает и понимает технологию формирования архива документов ГКН в электронном виде
ИД-2 в целом знает и понимает методы, приемы и средства автоматизации, самостоятельно созданные оригинальные программы для выполнения расчетов по проекту в соответствии с техническим заданием
ИД-3 в целом знает и понимает технологию составления цифровых карт (планов) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
ИД-4 в целом знает и понимает технологию формирования архива документов ГКН в электронном виде
ИД-2 в совершенстве знает и понимает методы, приемы и средства автоматизации, самостоятельно созданные оригинальные программы для выполнения расчетов по проекту в соответствии с техническим заданием
ИД-3 в совершенстве знает и понимает технологию составления цифровых карт (планов) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
ИД-4 в совершенстве знает и понимает технологию формирования архива документов ГКН в электронном виде
ИД-2 не умеет выполнять расчеты по проекту в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ
ИД-3 не умеет составлять цифровые карты (планы) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проекты межевания территорий
ИД-4 не умеет формировать архив документов ГКН в электронном виде
ИД-2 умеет выполнять расчеты по проекту в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ
ИД-3 умеет составлять цифровые карты (планы) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проекты межевания территорий
ИД-4 умеет формировать архив документов ГКН в электронном виде
ИД-2 в целом умеет выполнять расчеты по проекту в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ
ИД-3 в целом умеет составлять цифровые карты (планы) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проекты межевания территорий
ИД-4 в целом умеет формировать архив документов ГКН в электронном виде
ИД-2 в совершенстве умеет выполнять расчеты по проекту в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ
ИД-3 в совершенстве умеет составлять цифровые карты (планы) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проекты межевания территорий
ИД-4 в совершенстве умеет формировать архив документов ГКН в электронном виде
ИД-2 не владеет навыками использования как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ для выполнения расчетов по проекту в соответствии с техническим заданием
ИД-3 не владеет навыками использования средств автоматизации для составления цифровых карт (планов) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
ИД-4 не владеет навыками использования средств автоматизации для формирования формирование архива документов ГКН в электронном виде
ИД-2 владеет навыками использования как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ для выполнения расчетов по проекту в соответствии с техническим заданием
ИД-3 владеет навыками использования средств автоматизации для составления цифровых карт (планов) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
ИД-4 владеет навыками использования средств автоматизации для формирования формирование архива документов ГКН в электронном виде
ИД-2 в целом владеет навыками использования как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ для выполнения расчетов по проекту в соответствии с техническим заданием
ИД-3 в целом владеет навыками использования средств автоматизации для составления цифровых карт (планов) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
ИД-4 в целом владеет навыками использования средств автоматизации для формирования формирование архива документов ГКН в электронном виде
ИД-2 в совершенстве владеет навыками использования как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ для выполнения расчетов по проекту в соответствии с техническим заданием
ИД-3 в совершенстве владеет навыками использования средств автоматизации для составления цифровых карт (планов) объекта землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
ИД-4 в совершенстве владеет навыками использования средств автоматизации для формирования формирование архива документов ГКН в электронном виде
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Автоматизированные системы проектирования : учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 21.03.02 "Землеустройство и кадастры" / К. И. Калашников ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. "Землеустройства". - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 373 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01835. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Библиогр.: с. 372 (6 назв.). - Б. ц. - Текст : электронный
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Вопросы входного контроля
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Перечень тем для подготовки к проблемным лекциям
Комплект заданий для интерактивного тренинга
Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Понятие и состав систем автоматизированного землеустроительного проектирования
3. Цель и объект автоматизации
4. Роль, место и функции систем автоматизированного землеустроительного проектирования
5. Программное обеспечение для систем автоматизации землеустройства
6. Классификация программных продуктов
7. Характерные особенности современных отечественных разработок
8. Задачи построения систем автоматизированного землеустроительного проектирования
9. Применение ГИС для функций систем автоматизированного землеустроительного проектирования
10. ЗИС и их использование при проведении землеустроительных работ
11. Функциональная структура систем автоматизированного землеустроительного проектирования
12. Архитектура систем автоматизированного землеустроительного проектирования
13. Генерализованная информационно-логическая модель функциональной структуры систем автоматизированного землеустроительного проектирования
14. Классификация средств аппаратного и программного обеспечения
15. Общие положения концепции систем автоматизированного землеустроительного проектирования
16. Концепция комплексности решения. Принцип системности
17. Принцип совершенствования и непрерывного развития. Принцип единства информационной базы
18. Концепция инвариантности. Принцип согласованности пропускных способностей. Принцип оперативности
19. Концепция разбиения и локальной оптимизации
20. Концепция абстрагирования. Концепция модульности
21. Концепция повторяемости
22. Концепция развивающихся стандартов. Концепция оценочности вариантов
23. Концепция интерактивности
24. Концепция эвристичности
25. Концепция психофизиологических особенностей пользователя. Концепция открытости. Концепция надежности. Концепция клиент-сервер
26. Общая технологическая схема землеустроительного проектирования в автоматизированном режиме
27. Графический редактор как составная часть САЗПР
28. Вычисление площадей контурных и линейных объектов
29. Формы для вывода исходных данных и результирующих данных
30. Защита информации
31. Автоматизированные банки данных
32. Система аналитической обработки графики и связанных с ней параметров
33. Система запросно - справочной службы
34. Моделирование творческих функций
35. Обобщенная блок-схема систем автоматизированного землеустроительного проектирования
36. Диалоговая система управления
37. Методологическая поддержка проектировщика
38. Ввод и преобразование графической и атрибутивной информации
39. Проектировочные подсистемы
40. Средства вывода графической информации ПКС-5, ПКС-6)
41. Графические технологии
42. Графические форматы
43. Программные средства для векторизации и гибридного редактирования сканированных изображений
44. Графические рабочие станции
45. Средства ввода графической информации (ПК-8)
46. Средства вывода графической информации
47. Эффективность систем автоматизированного землеустроительного проектирования
48. Методика расчета экономического эффекта внедрения систем автоматизированного проектирования и ГИС
49. Возникновение и развитие землеустроительных систем автоматизированного проектирования и ГИС
50. Общая схема функционирования экспертной системы
Вариант 1
Блок 1
1. Организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств автоматизации проектирования, взаимоувязанного с подразделениями проектной организации, и выполняющая проектирование в автоматизированном режиме на ЭВМ: а) ГИС, б) Землеустройство, в) САЗПР, г) ПЭВМ
2. К программным продукта 1 уровня относят: а) Геополис, б) ArcView, в) AutoCAD, г) Кадастр ЮГ
3. К программным продукта 2 уровня относят: а) MapINFO, б) ArcView, в) AutoCAD, г) Кадастр ЮГ
4. К программным продукта 3 уровня относят: а) CADdy б) ArcView, в) AutoCAD, г) Кадастр ЮГ
5. К программным продукта 4 уровня относят: а) CADdy б) ArcView, в) Erdas imaging, г) Кадастр ЮГ
6. Специализированные компьютерные системы, включающие набор технических средств, программного обеспечения и определенных процедур, предназначенных для сбора, хранения, обработки и воспроизведения большого объема графических и текстовых данных, имеющих пространственную привязку: а) ГИС, б) Землеустройство, в) САЗПР, г) ПЭВМ
7. Современные ГИС можно разделить на три группы. В первую группу входят: а)ProCart, б) FinGis, в) Pascal, г) MapINFo
8. Современные ГИС можно разделить на три группы. В первую группу входят: а)ProCart, б) FinGis, в) Pascal, г) MapINFo
9. Современные ГИС можно разделить на три группы. Во вторую группу не входят: а)ProCart, б) FinGis, в) Gradis г) MapINFo
10. Современные ГИС можно разделить на три группы. В третью группу входят: а)ProCart, б) FinGis, в) Gradis г) MapINFo
11. Аппаратно-программные комплексы , обеспечивающие сбор, хранение, обработку, отображение и распространение пространственно скоординированных данных и иных сведений, относящихся к конкретной территории, для эффективного использования при решении научных и практических задач, связанных с инвентаризацией, анализом, моделированием, прогнозированием и управлением окружающей средой, а также для познавательных целей в области образования – это: а) ГИС, б) Землеустройство, в) САЗПР, г) ПЭВМ
12. Данный принцип заключается в комплексном анализе объектов проектирования, на основе которого должна быть проведена полная структуризация процесса проектирования с единых позиций, что позволяет организовать сквозной цикл проектирования, находить рациональное распределение функций между подразделениями, а также решать вопросы регламентирующие режим подготовки, оформления, прохождения и выпуска технической документации в условиях землеустроительного производства: а)принцип совершенствования и непрерывного развития,
13. Данный принцип предполагает модернизацию сложившихся методов и приемов землеустроительного проектирования в соответствии с новыми возможностями и подходами: а) принцип совершенствования и непрерывного развития, б) принцип единства информационной базы, в) принцип системности, г) принцип согласованности пропускных способностей
14. Данный принцип требует накопления информации, единообразно характеризующей объекты проектирования: а) принцип совершенствования и непрерывного развития, б) принцип единства информационной базы, в) принцип системности, г) принцип согласованности пропускных способностей
15. Данный принцип предполагает использование всех ресурсов системы с учетом объемно-временных характеристик программных и технических средств и производительности труда персонала, а также согласованность в работе технических средств САЗПР и других систем: а) принцип совершенствования и непрерывного развития, б) принцип единства информационной базы, в) принцип системности, г) принцип согласованности пропускных способностей
Блок 2
16. Данная концепция рассматривает проблему создания системы автоматизированного проектирования с системных позиций, исходя из того, что все задачи землеустройства взаимосвязаны, объединены в технологический процесс с жестко формализованными связями и отношениями: а) концепция комплексности решения, б) концепция инвариантности, в) концепция разбиения и локальной оптимизации, г) концепция абстрагирования
Правильный ответ: аСуть данной концепции в том, что для каждой решаемой задачи разрабатываются формальные математические модели, отражающие все значимые связи, отношения и основные ограничения, и специальный математический аппарат, также основанный на фиксированной логике: а) концепция комплексности решения, б) концепция инвариантности, в) концепция разбиения и локальной оптимизации, г) концепция абстрагирования
17. Сущность данной концепции заключается в возможности многократного использования одних и тех же данных при работе различных элементов в разное время и в использовании накопленного опыта проектирования, нормирования и оценки: а) концепция повторяемости, б) концепция развивающихся стандартов, в) концепция оценочности вариантов, г) концепция интерактивности
18. Сущность данной концепции заключается в рациональном распределении функции между персоналом и системой автоматизированного проектирования, в организации наиболее эффективного диалога между ними: а) концепция повторяемости, б) концепция развивающихся стандартов, в) концепция оценочности вариантов, г) концепция интерактивности
19. Данный комплекс программ позволяет выбирать из нескольких возможных эвристических решений одно: а) комплекс эвристических программ, б) комплекс интерактивных программ, в) комплекс программ экспертной системы, г) комплекс интерфейсных программ
20. Данный комплекс обеспечивает обработку информации из базы знаний, использование ее в эвристических и экспертных программах: а) комплекс эвристических программ, б) комплекс интерактивных программ, в) комплекс программ экспертной системы, г) комплекс интерфейсных программ
21. Данный комплекс программ моделирует одну из творческих функций, основываясь на опыте землеустроителя-проектировщика и эвристических приемах: а) комплекс эвристических программ, б) комплекс интерактивных программ, в) комплекс программ экспертной системы, г) комплекс интерфейсных программ
22. Начальная или конечная точка дуги в векторном представлении пространственных объектов, имеющая атрибуты и устанавливающая топологическую связь со всеми замыкающимися в ней дугами: а) слой, б) точка, в) узел, г) линия
23. Совокупность однотипных (одной мерности) пространственных объектов, относящихся к одной теме (классу объектов) в пределах некоторой территории и в системе координат, общей для набора слоев: а) слой, б) точка, в) узел, г) линия
24. Объект, характеризуемый координатами и ассоциированными с ними атрибутами: а) слой, б) точка, в) узел, г) линия
25. Пространственный объект в векторном представлении, образованный последовательностью не менее двух точек с известными плановыми координатами: а) слой, б) точка, в) узел, г) линия
26. Двухмерный объект в векторном представлении, образованый замкнутой последовательностью дуг или сегментов, идентифицируемый внутренней точкой и ассоциированными с ней значениями атрибутов: а) слой, б) точка, в) полигон, г) линия
27. Под косвенной экономической эффективностью понимают экономию ресурсов, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов, вследствие автоматизации конкретных видов планово-учетных и аналитических работ.
Данное утверждение: а) верно, б) не верно
28. Косвенная эффективность проявляется в конечных результатах хозяйственной деятельности предприятия. Данное утверждение: а) верно, б) не верно
29. Экспертные системы состоят из: а) 4 основных этапов, б) 3 основных этапов, в) 5 основных этапов, г) 6 основных этапов
Блок 3. Кейс-задачи:
Кейс-задача 1. Составной частью САЗПР является графический редактор, обеспечивающий преобразование растрового изображения в векторную форму.
Задача 1. Подзадача 1
Напишите правильный ответ. Цифровая прямоугольная матрица элементов изображения – это …
Задача 1. Подзадача 2
Задача 1. Подзадача 3
Цифровое представление пространственных объектов в виде совокупности ячеек растра (пикселов) с присвоенными им значениями класса объекта – это …
Правильный ответ: растровая модель данных (растровое представление)
Задача 2. В процессе развития землеустроительной науки отдельные стороны землеустройства нередко абсолютизировались, что приводило к различному его пониманию. Длительное время преобладали разнообразные концепции землеустройства, соответственно интерпретирующие его сущность, задачи и содержание.
Задача 2. Подзадача 1. Элемент изображения, получаемы в результате дискретизации изображения – это…
Задача 2. Подзадача 2. Процедура преобразования растрового представления пространственных объектов в векторное – это …
Задача 2. Подзадача 3. Свойство, качественный или количественный признак, характеризующий пространственный объект и ассоциированный с его уникальным номером
Задача 3. В связи с тем что проекты землеустройства носят комплексный характер, их экономическая оценка обязательно должна быть согласована с экологической и социальной, поскольку любые нарушения в указанных областях неизбежно повлияют и на экономические результаты.
Задача 3. Подзадача 1. Программное средство для выполнения растрово-векторного преобразования. –
Задача 3. Подзадача 2. Преобразование векторного представления пространсвенных объектов в растровое путем присваивания элементам растра значений, исходя из принадлежности или непринадлежности к ним элементов векторных записей объектов.
Задача 3. Подзадача 3. Процесс графического автоматизированного проектирования состоит из 7 этапов. Напишите номера этапов в правильном порядке: 1) Преобразование растрового изображения в векторную форму, 2) получение производных карт, 3) Преобразование исходного графического материала в растровую форму, 4) обработка цифрового графического материала, 5) процесс проектирования и размещения полей и элементов проекта на компьютере, 6) выполнение автоматизированных расчетов по профилю решаемой задачи, 7) запись и вывод результатов расчетов и графического проектирования
Вариант 2
Блок 1
1. Организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств автоматизации проектирования, взаимоувязанного с подразделениями проектной организации, и выполняющая проектирование в автоматизированном режиме на ЭВМ: а) ГИС, б) Землеустройство, в) САЗПР, г) ПЭВМ
2. К программным продукта 1 уровня относят: а) Геополис, б) ArcView, в) AutoCAD, г) Кадастр ЮГ
3. К программным продукта 2 уровня относят: а) MapINFO, б) ArcView, в) AutoCAD, г) Кадастр ЮГ
4. К программным продукта 3 уровня относят: а) CADdy б) ArcView, в) AutoCAD, г) Кадастр ЮГ
5. К программным продукта 4 уровня относят: а) CADdy б) ArcView, в) Erdas imaging, г) Кадастр ЮГ
6. Современные ГИС можно разделить на три группы. В третью группу входят: а)ProCart, б) FinGis, в) Gradis г) MapINFo
7. Аппаратно-программные комплексы , обеспечивающие сбор, хранение, обработку, отображение и распространение пространственно скоординированных данных и иных сведений, относящихся к конкретной территории, для эффективного использования при решении научных и практических задач, связанных с инвентаризацией, анализом, моделированием, прогнозированием и управлением окружающей средой, а также для познавательных целей в области образования – это: а) ГИС, б) Землеустройство, в) САЗПР, г) ПЭВМ
8. Данный принцип заключается в комплексном анализе объектов проектирования, на основе которого должна быть проведена полная структуризация процесса проектирования с единых позиций, что позволяет организовать сквозной цикл проектирования, находить рациональное распределение функций между подразделениями, а также решать вопросы регламентирующие режим подготовки, оформления, прохождения и выпуска технической документации в условиях землеустроительного производства: а)принцип совершенствования и непрерывного развития, б) принцип единства информационной базы, в) принцип системности, г) принцип согласованности пропускных способностей
9. Данный принцип предполагает модернизацию сложившихся методов и приемов землеустроительного проектирования в соответствии с новыми возможностями и подходами: а) принцип совершенствования и непрерывного развития, б) принцип единства информационной базы, в) принцип системности, г) принцип согласованности пропускных способностей
10. Данный принцип требует накопления информации, единообразно характеризующей объекты проектирования: а) принцип совершенствования и непрерывного развития, б) принцип единства информационной базы, в) принцип системности, г) принцип согласованности пропускных способностей
11. Данный принцип предполагает использование всех ресурсов системы с учетом объемно-временных
12. Специализированные компьютерные системы, включающие набор технических средств, программного обеспечения и определенных процедур, предназначенных для сбора, хранения, обработки и воспроизведения большого объема графических и текстовых данных, имеющих пространственную привязку: а) ГИС, б) Землеустройство, в) САЗПР, г) ПЭВМ
13. Современные ГИС можно разделить на три группы. В первую группу входят: а)ProCart, б) FinGis, в) Pascal, г) MapINFo
14. Современные ГИС можно разделить на три группы. В первую группу входят: а)ProCart, б) FinGis, в) Pascal, г) MapINFo
15. Современные ГИС можно разделить на три группы. Во вторую группу не входят: а)ProCart, б) FinGis, в) Gradis г) MapINFo
Блок 2
16. Данный комплекс программ позволяет выбирать из нескольких возможных эвристических решений одно: а) комплекс эвристических программ, б) комплекс интерактивных программ, в) комплекс программ экспертной системы, г) комплекс интерфейсных программ
17. Данный комплекс обеспечивает обработку информации из базы знаний, использование ее в эвристических и экспертных программах: а) комплекс эвристических программ, б) комплекс интерактивных программ, в) комплекс программ экспертной системы, г) комплекс интерфейсных программ
18. Данный комплекс программ моделирует одну из творческих функций, основываясь на опыте землеустроителя-проектировщика и эвристических приемах: а) комплекс эвристических программ, б) комплекс интерактивных программ, в) комплекс программ экспертной системы, г) комплекс интерфейсных программ
19. Начальная или конечная точка дуги в векторном представлении пространственных объектов, имеющая атрибуты и устанавливающая топологическую связь со всеми замыкающимися в ней дугами: а) слой, б) точка, в) узел, г) линия
20. Совокупность однотипных (одной мерности) пространственных объектов, относящихся к одной теме (классу объектов) в пределах некоторой территории и в системе координат, общей для набора слоев: а) слой, б) точка, в) узел, г) линия
21. Объект, характеризуемый координатами и ассоциированными с ними атрибутами: а) слой, б) точка, в) узел, г) линия
22. Пространственный объект в векторном представлении, образованный последовательностью не менее двух точек с известными плановыми координатами: а) слой, б) точка, в) узел, г) линия
23. Двухмерный объект в векторном представлении, образованый замкнутой последовательностью дуг или сегментов, идентифицируемый внутренней точкой и ассоциированными с ней значениями атрибутов: а) слой, б) точка, в) полигон, г) линия
24. Под косвенной экономической эффективностью понимают экономию ресурсов, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов, вследствие автоматизации конкретных видов планово-учетных и аналитических работ.
Данное утверждение: а) верно, б) не верно
25. Косвенная эффективность проявляется в конечных результатах хозяйственной деятельности предприятия. Данное утверждение: а) верно, б) не верно
26. Экспертные системы состоят из: а) 4 основных этапов, б) 3 основных этапов, в) 5 основных этапов, г) 6 основных этапов
27. Данная концепция рассматривает проблему создания системы автоматизированного проектирования с системных позиций, исходя из того, что все задачи землеустройства взаимосвязаны, объединены в технологический процесс с жестко формализованными связями и отношениями: а) концепция комплексности решения, б) концепция инвариантности, в) концепция разбиения и локальной оптимизации, г) концепция абстрагирования
28. Суть данной концепции в том, что для каждой решаемой задачи разрабатываются формальные математические модели, отражающие все значимые связи, отношения и основные ограничения, и специальный математический аппарат, также основанный на фиксированной логике: а) концепция комплексности решения, б) концепция инвариантности, в) концепция разбиения и локальной оптимизации, г) концепция абстрагирования
29. Сущность данной концепции заключается в возможности многократного использования одних и тех же данных при работе различных элементов в разное время и в использовании накопленного опыта проектирования, нормирования и оценки: а) концепция повторяемости, б) концепция развивающихся стандартов, в) концепция оценочности вариантов, г) концепция интерактивности
30. Сущность данной концепции заключается в рациональном распределении функции между персоналом и системой автоматизированного проектирования, в организации наиболее эффективного диалога между ними: а) концепция повторяемости, б) концепция развивающихся стандартов, в) концепция оценочности вариантов, г) концепция интерактивности
Блок 3. Кейс Задачи.
Задача 1. В процессе развития землеустроительной науки отдельные стороны землеустройства нередко абсолютизировались, что приводило к различному его пониманию. Длительное время преобладали разнообразные концепции землеустройства, соответственно интерпретирующие его сущность, задачи и содержание.
Задача 1. Подзадача 1. Элемент изображения, получаемы в результате дискретизации изображения – это…
Задача 1. Подзадача 2. Процедура преобразования растрового представления пространственных объектов в векторное –
Задача 1. Подзадача 3. Свойство, качественный или количественный признак, характеризующий пространственный объект и ассоциированный с его уникальным номером
Правильный ответ: атрибут данных
Задача 2. Подзадача 1. Программное средство для выполнения растрово-векторного преобразования. –
Задача 2. Подзадача 2. Преобразование векторного представления пространсвенных объектов в растровое путем присваивания элементам растра значений, исходя из принадлежности или непринадлежности к ним элементов векторных записей объектов.
Задача 2. Подзадача 3. Процесс графического автоматизированного проектирования состоит из 7 этапов. Напишите номера этапов в правильном порядке: 1) Преобразование растрового изображения в векторную форму, 2) получение производных карт, 3) Преобразование исходного графического материала в растровую форму, 4) обработка цифрового графического материала, 5) процесс проектирования и размещения полей и элементов проекта на компьютере, 6) выполнение автоматизированных расчетов по профилю решаемой задачи, 7) запись и вывод результатов расчетов и графического проектирования
Кейс-задача 3. Составной частью САЗПР является графический редактор, обеспечивающий преобразование растрового изображения в векторную форму.
Задача 3. Подзадача 1
Напишите правильный ответ. Цифровая прямоугольная матрица элементов изображения – это …
Задача 3. Подзадача 2
Сопоставьте: 1) совокупность общесистемных и прикладных программ, представленных в заданной форме и объединенных соответствующим образом, 2) совокупность языков программирования, включая термины и определения, правила формализации естественного языка и методы сжатия и развертывания информации, 3) совокупность документов устанавливающих состав и правила отбора и эксплуатации средств обеспечения автоматизированного проектирования, а также правила, которыми следует руководствоваться при обработке информации, расчетах и оформлении выходных материалов, 4) совокупность методических и руководящих материалов, положений, инструкций, приказов и других документов, устанавливающих состав проектной организации и ее подразделений, связь между ними, их функции, а также регламентирующих процесс автоматизированного проектирования – а) организационное, б) методическое, в) лингвистическое, г) программное
Задача 3. Подзадача 3
Цифровое представление пространственных объектов в виде совокупности ячеек растра (пикселов) с присвоенными им значениями класса объекта – это …
Вопросы входного контроля
1. Перечислите основные функции земли в природе и обществе
2. В чем состоит значение земли как природного ресурса?
3. Почему земля – главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве?
4. Чем отличается земля от других средств производства?
5. Что относится к средствам производства, неразрывно связанным с землей?
6. Какое определение понятия «земля» принято в землеустройстве?
7. Назовите особенности земли как объекта имущественных отношений
8. Что является объектом земельных отношений?
9. Дайте определение понятий землевладения и землепользования
10. Какие категории земель выделяются в составе земельного фонда Российской Федерации?
11. Что такое внутрихозяйственное землеустройство? Чем оно отличается от межхозяйственного землеустройства?
12. Перечислите основные составные части и элементы проекта внутрихозяйственного землеустройства.
13. Дайте определение межхозяйственного землеустройства.
14. Что такое модель?
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Система автоматизированного землеустроительного проектирования и ее место в системе землеустройства
1. Каковы причины внедрения средств автоматизации в практику землеустройства?
2. В чем преимущество современных компьютерных технологий перед традиционными методами, применяемыми в практике землеустройства:
3. В чем заключается актуальность создания САЗПР?
4. Что такое САЗПР?
5. Что является объектом автоматизации в землеустройстве?
6. Для каких целей предназначена САЗПР?
7. Какие производственные задачи в области землеустройства позволит решить внедрение САЗПР?
8. Какова роль и место автоматизированной системы проектирования в землеустройстве?
9. Перечислите основные функции землеустроительной службы страны.
10. Определите место САЗПР в общей объектно-функциональной структуре АСУ земельными ресурсами страны.
11. Каковы функции САЗПР?
Тема 2. Современное состояние автоматизации землеустройства
2. На какие уровни можно разделить имеющиеся на российском рынке программные продукты для землеустроительного проектирования?
3. Перечислите преимущества программ третьего уровня (по сравнению с программами первого уровня)
4. В чем заключаются характерные особенности отечественных разработок по автоматизации землеустройства?
5. Чем отличается ГИС от ЗИС?
Тема 3. Основные принципы построения САЗПР
1. Что представляет собой структура САЗПР?
2. Какой принцип построения функциональной системы САЗПР отражает генерализованная информационно-логическая модель?
3. Перечислите основные подсистемы автоматизации различных видов землеустроительного проектирования, входящие в САЗПР.
4. Что необходимо учитывать на этапе разработки и практического создания системы?
5. Что включают в себя обеспечивающие средства САЗПР?
6. Какова классификация средств обеспечения?
7. Какие требования предъявляются к средствам обеспечения?
8. Дайте краткое описание теоретических и методических основ построения и функционирования САЗПР.
9. Как представляется процесс землеустроительного проектирования при создании САЗПР?
10. Как следует проектировать САЗПР?
11. Перечислите основные концепции построения автоматизированной системы проектирования в землеустройстве.
12. В чем заключается концепция комплексности решения?
13. Какие основные процессы включает в себя САЗПР?
14. В чем суть концепции абстрагирования?
15. Объясните содержание принципа системности.
16. В чем суть концепции инвариантности?
17. Опишите структуру процесса проектирования задач на основе концепции системности и разбиения.
18. В чем суть концепции повторяемости?
19. В чем заключается концепция развивающихся стандартов при использовании элементов автоматизированной системы?
20. Каково содержание концепции оценочности вариантов, инвариантности?
21. В чем суть концепции эвристичности?
22. Опишите содержание концепций открытости и надежности.
Тема 4. Основные требования к проектированию системы и элементов САЗПР
1. Перечислите основные требования, предъявляемые к САЗПР.
2. Решение каких задач должны обеспечивать модули, включаемые в САЗПР?
3. Опишите общую технологическую схему землеустроительных работ
4. Какие функции должна обеспечивать система для корректной работы с графической, параметрической и семантической базами данных?
5. Назовите основные технологии обработки планово-картографического материала.
6. Какие функции должна обеспечивать автоматизированная система в процессе создания проекта пользователем?
7. Каковы основные функции графического редактора?
8. Назовите методы преобразования исходного графического материала в цифровую форму.
9. Каковы особенности цифрования при применении дигитайзера?
10. Какие модели представления данных используются в САЗПР
11. Из каких этапов состоит процесс графического автоматизированного проектирования?
12. Какие процедуры САЗПР должны обеспечивать вычисление площадей объектов для любого слоя в пределах карты?
13. В чем заключается принцип наложения (принцип вложенности)?
14. Какой механизм предусматривается в САЗПР для построения и вывода на печать проектов, схем, карт?
15. Объясните важность проблемы защиты информации.
Тема V. Структура и функции основных элементов САЗПР
1. Перечислите основные элементы автоматизированной системы проектирования в землеустройстве.
2. Что представляет собой обобщенная блок-схема САЗПР?
3. Какова основная цель диалоговой системы?
4. Что представляет собой система методологической поддержки проектировщика?
5. Что понимается под методологической помощью?
6. Какие методы формирования цифровых моделей местности вы знаете?
7. Перечислите основные этапы работ при формировании цифровых моделей методом сканирования.
8. Что представляет собой система ввода атрибутивной информации?
9. В чем состоят функции системы конвертирования графической и атрибутивной информации?
10. Перечислите главные проектировочные подсистемы САЗПР.
11. Какую роль играет подсистема информационно-нормативного обеспечения?
12. Что представляет собой система автоматизированной обработки и интерпретации данных?
14. Каких принципов необходимо придерживаться при формировании баз данных?
15. Определите основные функции системы аналитической обработки графических и связанных с ней параметрических данных
16. Приведите примеры пространственных задач, основанных на обработке интегрированной информации.
17. Каковы цель и функции системы запросно-справочной службы?
18. Какие комплексы должны содержаться в подсистеме стандартных и подсистеме нестандартных землеустроительных запросов?
19. Какие компоненты входят в программное обеспечение систем моделирования творческих функций?
20. Какие принципы обработки данных и принятия решений реализуют интеллектуальные комплексы и экспертные системы?
Тема VI. Графика в землеустроительных САПР и ГИС
1. В чем заключается общая технология подготовки проекта для перевода его в ГИС или САПР?
2. Перечислите основные технологии обработки трехмерной графики.
3. Что такое графическая станция? Какие основные операции она производит при работе с САПР?
4. Дайте определение растрового и векторного изображения.
5. Какие способы построения цифрового изображения вы знаете?
6. В чем состоят гибридные технологии?
7. Какие аппаратные средства служат для получения цифрового изображения?
8. В чем состоит процесс сканирования?
9. Какие графические файловые форматы вы знаете?
10. Какой графический формат позволяет добиться наибольшей степени сжатия информации?
11. Какие программные средства векторизации вы знаете?
12. Какие векторно-растровые редакторы могут использоваться в САПР?
13. Какие устройства обеспечивают вывод графической информации на бумажные носители?
14. Перечислите основные типы графических устройств вывода.
15. Назовите основные марки устройств вывода.
16. В чем заключаются преимущества и недостатки различных методов вывода графических файлов на плоттер?
Тема VII. Автоматизация землеустроительных расчетов
1. Назовите общие принципы оптимизации решения землеустроительных задач в автоматизированном режиме.
2. Какие основные этапы разработки ПМК?
3. Какая исходная информация необходима для работы с ППП «Фермер»?
4. Какая информация относится к постоянной, нормативно-справочной и оперативной при использовании ППП «EROZ»?
5. Каковы особенности подготовки информации для ППП «RAZM»?
Тема IX. Построение цифровой модели рельефа и трехмерной тематической карты территории землепользования хозяйства
1. Какие виды моделей рельефа вы знаете?
2. Какие программы могут быть использованы для построения цифровой модели рельефа?
3. Опишите технологию детализации изолиний рельефа с плановой основой.
4. При выполнении каких видов землеустроительных работ могут быть использованы технологии, изучаемые в этом разделе?
Тема X. Формирование цифровой модели землепользования хозяйства и его анализ на базе инструментальной ГИС MapInfo
1. Опишите технологию подготовки планового материала для сканирования
2. Каким образом осуществляется получение растрового изображения?
3. Как начинается работа в инструментальной ГИС MapInfo?
4. Как открыть и зарегистрировать в MapInfo растровое изображение?
5. Что такое слой карты?
6. Как создавать слои в программе MapInfo?
7. В чем заключается разница между площадными и линейными объектами MapInfo?
8. Для чего нужен косметической слой?
Тема XI. Организация и устройство территории землепользования хозяйства средствами ГИС MapInfo?
1. Из каких элементов состоит проект организации и устройства территории сельскохозяйственного предприятия?
2. Как определить площадь в MapInfo?
3. Как получить информацию о линейных и площадных объектах?
4. Каким образом запускают программы MapBasic в среде MapInfo?
5. Какие программы MapBasic для землеустройства вы знаете?
6. Опишите процедуру проектирования линейных элементов полей севооборотов в среде MapInfo.
Тема XII. Решение отдельных землеустроительных задач методами автоматизированного проектирования
1. Опишите возможности программы «Проектирование лесных полос»
2. Какие исходные данные необходимы для работы с этой программы?
4. В чем заключается технология корректировки планово-картографического материала проектов землеустройства средствами автоматизированного проектирования?
5. Опишите технологию графического компьютерного проектирования в среде Wingis 3.4+
6. Опишите методику составления проекта противоэрозионной организации территории хозяйства средствами AutoCAD и AutoCAD Map. В чем ее основные особенности?
7. В чем заключаются преимущества зонирования территории муниципальных образований на основе применения компьютерных технологий?
Тема XIII. Экономика САПР и ГИС в землеустройстве
1. Из каких составляющих состоит общий эффект от применения САЗПР и как он рассчитывается?
2. Как определить экономическую эффективность систем обработки информации?
3. Какие показатели используют для оценки экономической эффективности?
4. Опишите методику расчета экономического эффекта от внедрения САПР и ГИС в землеустройстве.
Тема XIV. Экспертные системы в землеустройстве.
1. Опишите базовую структуру ЭС
2. Перечислите основные этапы создания ЭС
3. Какие типы инструментальных средств используются при разработке систем искусственного интеллекта?
4. В чем заключаются преимущества ЭС перед другими автоматизированными информационными системами?
5. Дайте краткое определение землеустроительной ЭС.
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1) Современное состояние автоматизации землеустройства
2) Автоматизированная система «Колос»
3) Инструментальная ГИС MapInfo: преимущества и недостатки
4) AutoCAD: преимущество и недостатки
5) Использование программных продуктов ArcGIS и MapInfo в землеустройстве
6) Роль АСП в проектах землеустройства
7) Дистанционное зондирование земли
8) Геоинформационные системы в землеустройстве
9) Автоматизация землеустроительного проектирования при противоэрозионной организации территории
10) Методы создания системы автоматизированного проектирования рабочих участков
11) Автоматизация проектирования постоянных линейных элементов полей севооборотов
12) Составление бизнес-плана сельскохозяйственного предприятия с использованием средств автоматизации
Перечень тем для подготовки к проблемным лекциям
1. Тема лекции - Теоретические основы дисциплины «Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве»
Концепция лекции строится вокруг проблемы совершенствования системы автоматизированного проектирования и кадастра в условиях интенсивного развития науки, техники и технологий. Магистранты учувствуют в обсуждении современного программного обеспечения, технологий полученных пространственных данных; противоречия автоматизации – упрощение проектной и кадастровой деятельности через усложнение программного и технического обеспечения, требующего специальных знаний и умений.
Основные вопросы:
1. Обоснование необходимости создания системы автоматизированного проектирования и кадастра
1. Понятие системы автоматизированного проектирования и кадастра, цель и объект автоматизации
2. Роль, место и функции автоматизированного проектирования и кадастра
3. Анализ современного состояния автоматизации
4. Понятие географических информационных систем
5. Земельно-информационные системы и их использование в землеустройстве и кадастрах
Ожидаемые результаты – формирование у обучающихся позиции о необходимости постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности, необходимости изучения современных программных продуктов.
2. Тема лекции - Основные характеристики и назначение автоматизированных систем. Классификация автоматизированных систем по различным признакам
Концепция лекции заключается в обсуждении основных характеристик и назначения автоматизированных систем. Обсуждается проблема классификации автоматизированных систем по различным признакам.
Ожидаемые результаты – понимание обучающимися методики разработки автоматизированных систем в землеустройстве
Комплект заданий для интерактивного тренинга
1. Интерактивный тренинг №1: Решение задач на составление и обоснование проекта внутрихозяйственного землеустройства
Цель тренинга – получения навыков и умений в области геоинформационного обеспечения внутрихозяйственного землеустройства.
Основные разделы:
1. Оптимизация структуры посевных площадей в сельскохозяйственном предприятии Проекционные преобразования
3. Оптимизация обоснования устройства территории севооборота в хозяйстве.
4. Обоснование проектирования лесных полос
5. Агроэкономическое обоснование проектов на основе применения автоматизированных систем
2. Интерактивный тренинг №2: «Оформление цифровой карты и подготовка к печати»
Цель тренинга – получения навыков и умений подготовки картографических материалов для землеустроительного проектирования.
Основные разделы:
1. Работа с плановой основой
2. Подготовка плана землепользования, почвенной карты
3. Подготовка и печать результатов проектирования
Концепция интерактивного тренинга. Для достижения поставленной цели обучающиеся делятся на группы по 5-8 человек. Все обучающиеся выполняют задания тренинга, но каждый имеет свою часть работы, за которую несет ответственность.
Руководитель группы назначается коллективом группы и несет ответственность за общую организацию работы, назначает ответственных исполнителей по разделам работы, оценивает вклад каждого исполнителя.
Ответственный за отчет по лабораторной работе компонует информацию в общий отчет, осуществляет общую редакцию отчета в соответствии с требованиями. Оценивает качество подготовки раздела каждым участником группы перед руководителем.
Ответственные по разделам отчета выполняют свой раздел работы в соответствии с планом работы. Все члены группы выполняют задания индивидуально и представляют результаты ответственному по разделу. Ответственный описывает выполненную работу и оформляет ее в виде раздела отчета. После выполнения всех разделов группа проводит обсуждение результатов, при необходимости вносит изменения, оформляет и сдает окончательный вариант отчета.
Ожидаемые результаты – обучающиеся получают навыки работы в команде, понимают ответственность за общий результат. Последовательное выполнение заданий позволяет выстроить логическую структуру действий для достижения результата. Выполнение каждого задания тренинга индивидуально позволяет каждому участнику участвовать в обсуждении результата, контролировать правильность выполнения отдельного раздела и при необходимости вносить корректировки.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п