учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: целостное представление об теплоснабжении в энергетике предприятий АПК. О видах топливных энергетических ресурсов и их грамотном применении в технологических процессах предприятий
ПКС-2: Способен осуществлять монтаж, наладку, эксплуатацию энергетического и электротехнического оборудования, машин и установок в сельскохозяйственном производстве;
ПКС-2 Способен осуществлять монтаж, наладку, эксплуатацию энергетического и электротехнического оборудования, машин и установок в сельскохозяйственном производстве
форма текущего контроля успеваемости)
работ
3 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, компьютер с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, мультимедиа-проектор, 3 стендов. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Клавиатура с большими кнопками для людей с ограниченными возможностями (Беспроводная) Кнопка компьютерная SimplyWorks Switch 75 беспроводная Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE.
Дамбиев, Цырен Цыдэнович. Тепломассообменное оборудование предприятий : учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы для обучающихся направления подготовки 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника" профиль "Энергообеспечение предприятий" / Ц. Ц. Дамбиев, М. Б. Балданов, А. А. Матвеевская ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. Электрофикация и автоматизация сельского хозяйства. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 130 с http://bgsha.ru/art.php?i=2334.
Дамбиев, Цырен Цыдэнович. Тепломассообмен : методические указания по выполнению расчетно-графических работ для обучающихся направления подготовки 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника" направленность (профиль) "Энергообеспечение предприятий" / Ц. Ц. Дамбиев, А. А. Матвеевская ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. Электрификация и автоматизация сельского хозяйства". - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 26 с. - http://bgsha.ru/art.php?i=2339.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Кейс-задачи
Дискуссионные вопросы
Комплект тестовых заданий
Темы рефератов
Вопросы для составления конспектов
Теплоэнергетика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Передача теплоты в природе. Массоперенос ( ПКС-2).
2. Температурное поле ( ПКС-2).
3. Градиент температуры ( ПКС-2).
4. Плотность теплового потока, закон Фурье ( ПКС-2).
5. Коэффициент теплопроводности ( ПКС-2).
6. Дифференциальное уравнение теплопроводности ( ПКС-2).
7. Краевые условия (условия однозначности) ( ПКС-2).
8. Передача теплоты через плоскую стенку при граничных условиях I-го рода ( ПКС-2).
9. Передача теплоты через плоскую стенку при коэффициенте теплопроводности, зависящем от температуры ( ПКС-2).
10. Передача теплоты через многослойную плоскую стенку при граничных условиях I-го рода ( ПКС-2).
11. Передача теплоты через плоскую стенку при граничных условиях III-го рода ( ПКС-2).
12. Передача теплоты через бесконечную цилиндрическую стенку при граничных условиях I-го рода ( ПКС-2).
13. Передача теплоты через бесконечную цилиндрическую стенку при граничных условиях III-го рода ( ПКС-2).
14. Передача теплоты через многослойную цилиндрическую стенку при граничных условиях III-го рода ( ПКС-2).
15. Критический диаметр изоляции ( ПКС-2).
16. Термодинамическая система. Основные параметры состояния (ПКС-2).
17. Виды энергии и их особенности (ПКС-2).
18. Теплота, ее графическое и аналитическое определение (ПКС-2).
19. Работа, ее графическое и аналитическое определение (ПКС-2).
20. Первый закон термодинамики. Равновесные и неравновесные процессы (ПКС-2).
21. Теплоемкость газов. Постоянная теплоемкость. Нелинейная зависимость теплоемкости от температуры (ПКС-2).
22. Объединенное уравнение первого и второго законов термодинамики (ПКС-2).
23. Второй закон термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия (ПКС-2).
24. Идеальные газы. Уравнения состояния идеальных газов (ПКС-2).
25. Смеси идеальных газов. Закон Дальтона (ПКС-2).
26. Изохорный термодинамический процесс идеальных газов (ПКС-2).
27. Изобарный термодинамический процесс идеальных газов (ПКС-2).
28. Изотермический термодинамический процесс идеальных газов (ПКС-2).
29. Адиабатный термодинамический процесс идеальных газов (ПКС-2).
30. Горение однородной газовой смеси. (ПКС-2)
31. Диффузионное горение газов. (ПКС-2)
32. Интенсификация и стабилизация процесса горения газов. (ПКС-2)
33. Горелки, применяемые при равномерно-распределенном и прямом радиационных режимах работы печей. (ПКС-2)
34. Горелки, применяемые при косвенном радиационном режиме работы печей. Радиантные трубы. (ПКС-2)
36. Устройства для сжигания жидкого топлива. (ПКС-2)
37. Особенности сжигания мазута. (ПКС-2)
38. Теоретические основы и методы сжигания твёрдого топлива. (ПКС-2)
39. Камерное сжигание твёрдого топлива. (ПКС-2)
40. Сжигание твёрдого топлива в плотном слое. (ПКС-2)
41. Сжигание твёрдого топлива в кипящем слое. (ПКС-2)
42. Термическая переработка твёрдого топлива. (ПКС-2)
43. Другие способы генерации теплоты. (ПКС-2)
44. Классификация паровых турбин. Принципиальная схема паротурбинной установки и ее основные элементы. (ПКС-2)
45. Абсолютный (термический) КПД идеальной установки. Относительный внутренний КПД турбины. Механический КПД турбины. (ПКС-2)
46. Относительный эффективный КПД турбины. Абсолютный эффективный КПД турбины. Относительный электрический КПД турбоагрегата. Влияние давления и температуры пара на абсолютный КПД турбинной установки. (ПКС-2)
47. Комбинированная выработка теплоты и электрической энергии. (ПКС-2)
48. Промежуточный перегрев пара. Оптимальные параметры пара, отводимого на промперегрев. Обоснование целесообразности применения второго промперегрева. Регенеративный подогрев питательной воды(ПКС-2).
49. Принципиальные тепловые схемы турбоустановок ТЭС, ТЭЦ и АЭС. Тепловые циклы турбинных установок. Типы турбин ТЭС,ТЭЦ, АЭС. (ПКС-2)
Комплект вопросов для проведения устных опросов
1. Основные понятия технической термодинамики: термодинамическая система, энергия, работа, единица измерения.
2. Основные параметры состояния рабочего тела, единицы измерения.
3. Внутренняя энергия и энтальпия как функция состояния.
4. Работа изменения объема рабочего тела.
5. Первый закон термодинамики.
6. Уравнения состояния идеальных газов.
7. Основные законы идеальных газов.
8. Смеси идеальных газов. Закон Дальтона.
9. Теплоемкость идеальных газов. Уравнение Майера.
10. Изохорный процесс идеальных газов.
11. Изотермический процесс идеальных газов.
12. Изобарный процесс идеальных газов.
13. Адиабатный процесс идеальных газов.
14. Политропные процессы идеальных газов.
15. Термодинамическая обратимость. Оценка эффективности циклов.
16. Основные формулировки второго закона термодинамики.
17. Цикл Карно.
18. Энтропия. Физический смысл энтропии. Уравнение Гуи-Стодола.
19. Аналитическое выражение второго закона термодинамики.
20. Водяной пар: основные понятия и определения.
21. Парообразование в PV-диаграмме.
22. IS-диаграмма водяного пара.
23. Влажный воздух. Относительная влажность воздуха. Температура точки росы. Id-диаграмма влажного воздуха.
24. Уравнение первого закона термодинамики для потока. Техническая работа потока.
25. Истечение газов через сопла.
26. Перечислите основные типы стационарных паровых турбин, укажите их назначение, основные характеристики и особенности конструкции.
27. Объясните, как вы понимаете термин "турбинная ступень".
28. Нарисуйте принципиальную схему простейшей теплоэнергетической установки.
29. Изобразите на T-s диаграмме идеальный цикл Ренкина для турбо установок использующих перегретый пар.
30. Сделайте вывод формулы абсолютного (термического) КПД для идеального цикла Ренкина ηt.
31. Изобразите на T-s диаграмме действительный цикл Ренкина для турбоустановок, использующих перегретый пар.
32. Как влияет давление свежего пара на работу турбоустановки?
33. Объясните влияние температуры свежего пара на работу турбоустановки.
34. Как влияет конечное давление на работу турбоустановки?
35. Поясните сущность комбинированной выработки теплоты и электроэнергии.
36. Изобразите в T-s диаграмме цикл работы идеальной турбоустановки с промежуточным перегревом пара.
37. Изобразите в h-s диаграмме процесс расширения пара в проточной части турбоагрегата с промежуточным перегревом пара.
38. Сделайте вывод формулы абсолютного КПД идеального цикла для турбоагрегата с промежуточным перегревом пара.
39. Как можно определить оптимальную температуру пара для отвода на промежуточный перегрев?
41. Какой подогрев питательной воды называется регенеративным?
42. Нарисуйте принципиальную схему турбоустановки с одной ступенью регенеративного подогрева питательной воды (РППВ).
43. Какие типы подогревателей используются в системе РППВ?
44. Запишите и поясните формулу для расчета термического КПД конденсационной турбоустановки с n-количеством регенеративных отборов.
45. Объясните, от каких факторов зависит эффект системы регенеративного подогрева питательной воды.
46. Как можно рассчитать эффективность регенерации?
47. Используя T-s диаграмму, поясните влияние начальных параметров пара, конечных параметров пара, промперегрева и регенеративного подогрева питательной воды на экономичность турбинной установки.
48. Расскажите основные положения методики расчета тепловой схемы турбоустановки.
. Дискуссионные вопросы
Тема: Теплообмен излучением. Расчет теплообменных аппаратов.
1. Применение и классификация теплообменных аппаратов.
2. Основные конструкции теплообменных аппаратов.
3. Кожухотрубные и секционные теплообменные аппараты. Конструкция и применение.
4. Пластинчатые теплообменники для жидких и газообразных теплоносителей. Конструкции и применение.
5. Змеевиковые, спиральные теплообменники. Их конструкции.
6. Характерные параметры теплоносителей в теплообменных аппаратах - скорости температуры, коэффициенты теплоотдачи.
7. Виды расчета теплообменных аппаратов - тепловой конструктивный, поверочный гидравлический и др.
8. Классификация и краткая характеристика основных методов расчета теплообменных аппаратов.
9. Определение тепловой нагрузки аппарата по градиенту температур теплоносителя на поверхности теплообмена.
10. Последовательность теплового, конструктивного и компоновочного расчета кожухотрубного теплообменника.
Тема: Котельные установки.
1. Общие сведения о котельных установках. Классификация и маркировка котлов.
2. Паровые котлы. Принципиальная схема парового котла.
3. Водогрейные котлы. Чугунные водогрейные котлы.
4. Тепловая схема водогрейной котельной.
5. Общие положения расчета тепловых схем котельных.
6. Особенности расчета тепловых схем водогрейных котельных
Комплект тестовых заданий
1. По изменению какой из приведенных ниже величин можно судить о том, подводится теплота к рабочему телу или отводится от него?
-:a) Энтальпия
-:b) Температура.
+:c) Энтропия
-:d) Удельный объем
2. Какая термодинамическая система называется изолированной?
+:a) Система не обменивается с окружающей средой теплотой и механической работой
-:b) Система не обменивается с окружающей средой механической работой
-:c) Система не обменивается с окружающей средой любыми видами энергии
-:d) Система не обменивается с окружающей средой химической энергией и теплотой
3. По изменению какой из приведенных ниже величин можно определить знак работы?
-:a) Внутренняя энергия
-:b) Энтропия
-:c) Температура
+:d) Удельный объем
4. Какое из приведенных ниже соотношений определяет содержание второго начала термодинамики?
-:a) ds = dq/T
-:b) ds < dq/T
+:c) ds ≥ dq/T
-:d) ds ≤ dq/T
5. Какими из приведенных ниже соотношений определяется абсолютное давление? (В0 –барометрическое давление; ризб –избыточное давление; Н0 –разрежение).
-:a) Н0 + ризб.
+:b) В0 + ризб.
-:d) ризб – В0.
6. В каком из процессов теплота равна изменению энтальпии?
+:a) Изобарный
-:b) Изохорный
-:c) Адиабатный
-:d) Изотермический
7. Каким выражением определяется приращение внутренней энер-гии идеального газа du?
-:a) T*ds
-:b) cp*dt
-:c) p*dv
+:d) cv*dt.
8. Каким выражением определяется элементарная работа расширения газа dl?
-:a) T*ds
-:b) cv*dt
+:c) p*dv
-:d) сp*dt
9. Что устанавливает закон Нернста?
-:a) При абсолютном нуле теплоемкость каждого вещества в отдельности равна нулю
-:b) При абсолютном нуле суммарная теплоемкость конденсированных веществ равна нулю.
+:c) Вблизи абсолютного нуля максимальные работы и тепловые эффекты в реакциях, протекающих в конденсированных системах, равны
-:d) При абсолютном нуле энтропия конденсированных веществ равна нулю
11. Где расположена критическая точка в фазовой hs –диаграмме
-:a) На пограничной кривой в точке максимума энтальпии
-:b) На правой ветви пограничной кривой
+:c) На левой ветви пограничной кривой
-:d) На пограничной кривой в точке минимума энтальпии
12. Что такое степень сухости (х) водяного пара?
+:a) Отношение массы паровой фракции к общей массе влажного пара
-:b) Отношение массы паровой фракции к массе жидкой фракции
-:c) Отношение температуры пара к температуре насыщения
-:d) Масса паровой фракции в единице объема
13. Чему равна энтальпия hх влажного насыщенного пара со степенью сухости х?
-:a) h'
-:b) h – rx.
-:c) rx.
+:d) h'+rx .
14. Что такое влагосодержание воздуха d?
-:a) Отношение массы водяного пара к массе влажного воздуха в данном объеме.
-:b) Масса водяного пара в данном объеме влажного воздуха
+:c) Отношение массы водяного пара к массе сухого воздуха в смеси
-:d) Масса водяного пара в 1 м3 влажного воздуха
15. Что такое температура точки росы tр?
-:a) Температура насыщения при данном давлении
+:b) Температура, при которой достигается относительная влажность при охлаждении воздуха
-:c) Температура смоченного термометра
-:d) Температура испаряющейся жидкости
16. Какое применение имеют сопла Лаваля
+:a) Получение струи газа со сверхзвуковой скоростью
-:b) Измерение скорости течения
-:c) Измерение расхода газа
-:d) Распыливание топлива в форсунках
17. Чему равна теоретическая скорость газа при адиабатном истечении через сопло?
-:a) [2(р1 – р2)]0,5
-:b) (2р1/р2)0,5
-:c) (2р2/р1)0,5
+:d) [2(h1 – h2)]0,5.
18. Как меняется температура идеального газа при дросселировании?
-:a) Уменьшается
-:b) Увеличивается
+:c) Остается неизменной
-:d) Колеблется около некоторого среднего значения
19. При каком процессе сжатия работа, затрачиваемая на привод компрессора, будет иметь наименьшее значение?
-:a) При адиабатном сжатии
-:b) При сжатии по политропе, k > n > 1
+:c) При изотермическом сжатии
-:d) При сжатии по политропе, n > k
20. Как изменяется работа, затрачиваемая на привод многоступенчатого поршневого компрессора, с увеличением (при прочих равных условиях) числа ступеней сжатия?
-:a) Увеличивается
-:b) Однозначный ответ невозможен
-:c) Не изменяется
+:d) Уменьшается
21. Для чего при высоких степенях сжатия газа применяются многоступенчатые компрессоры с охлаждением между ступенями?
-:a) Чтобы уменьшить нагрузку на подшипники
-:b) Чтобы уменьшить объемные потери
+:c) Чтобы избежать недопустимо высоких температур газа
-:d) Чтобы повысить КПД компрессора
22. Почему цикл Карно называют циклом идеальной тепловой машины?
+:a) Цикл Карно обеспечивает наивысший термический КПД при заданных температурах подвода и отвода теплоты.
-:b) Машина, работающая по циклу Карно, не загрязняет окружающую среду
-:c) При повышении цикла Карно параметры рабочего тела возвращаются к исходным значениям
-:d) Машина, работающая по циклу Карно, имеет наименьшие массу и габариты
23. Чем ограничивается степень сжатия в карбюраторных ДВС?
-:a) Мощностью стартера
-:b) Самовоспламенением горючей смеси
-:c) Отказами системы зажигания
+:d) Нагрузкой на кривошипно-шатунный механизм
24. Чем ограничивается степень повышения давления в газотурбинных установках (ГТУ)?
-:a) Нагрузкой на подшипники
-:b) Потерями энергии в компрессоре
+:c) Пределом текучести лопаток турбины при высоких температурах
-:d) Увеличением шума
25. Для чего применяется регенерация теплоты в ГТУ?
-:a) Для улучшения массогабаритных показателей
+:b) Для повышения термического КПД
-:c) Для уменьшения вредных выбросов в атмосферу
-:d) Для снижения степени сжатия в компрессоре
26. В чем преимущество дизельного двигателя перед ГТУ?
+:a) У дизеля выше КПД.
-:b) Дешевле изготовление
-:c) Дешевле топливо
-:d) Проще в обслуживании
27. Как изменяются термический КПД цикла Ренкина и влажность пара на выходе из турбины с ростом давления пара перед турбиной (при прочих равных условиях)?
-:a) КПД цикла увеличивается, влажность пара уменьшается
-:b) КПД циклы и влажность пара уменьшаются
-:c) КПД цикла уменьшается, влажность пара увеличивается
28. Как изменяется термический КПД цикла Ренкина при повышении давления в конденсаторе?
-:a) Не изменяется
-:b) Колеблется около некоторого среднего значения
+:c) Уменьшается
-:d) Увеличивается
29. Какую выгоду дает применение ПТУ с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии на ТЭЦ?
-:a) Возможность использовать более дешевое топливо
-:b) Уменьшение затрат на оборудование
+:c) Повышение степени использования теплоты
-:d) Упрощение обслуживания
30. Что дает регенеративный подогрев питательной воды в ПТУ?
-:a) Уменьшение затрат на оборудование
-:b) Уменьшение эрозионного износа лопаток турбины
-:c) Уменьшение расхода пара на выработку 1 кВт.ч. мощности
+:d) Повышение термического КПД цикла
31. Почему термический КПД атомных ПТУ ниже, чем в установочных на органическом топливе?
-:a) Больше затрачивается энергии на собственные нужды
-:b) Турбины имеют меньше ступеней
+:c) В атомных установках острый пар – насыщенный с более низкими пара- метрами
-:d) Выше давление в конденсаторе
32. Выберите определение понятия «прямой цикл».
+:a) Цикл, в котором линия расширения расположена выше линии сжатия
-:b) Цикл, в котором линия расширения расположена ниже линии сжатия
-:c) Цикл, в котором линии расширения и сжатия совпадают
-:d) Цикл, в котором линия подвода теплоты расположена ниже линии отвода теплоты
33. В закрытом сосуде находится идеальный газ при избыточном давлении р1 =0,02 МПа при температуре 400 ºС. До какой температуры (ºС) нужно его охладить, чтобы в сосуде установилось разрежение р2 = 0,03 МПа. Барометрическое давление 0,1 МПа.
-:a) 233
-:b) 176
-:c) 267
+:d) 120
34. Выберите наиболее полное определение понятия «идеальный газ»
-:a) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь размерами молекул
-:b) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь силами взаимодействия между молекулами
+:c) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь размерами молекул и силами взаимодействия между ними
-:d) Состояние реального вещества, в котором не существенно влияние вращательного, колебательного и поступательного движения молекул
35. Как меняется энтальпия идеального газа при дросселировании
-:a) Уменьшается
+:b) Остается неизменной
-:c) Увеличивается
-:d) Колеблется около некоторого среднего значения
36. Идеальный газ, занимающий объем 0,05 м3, при давлении 0,1 МПа сжимается изотермически до половины объема. Определите количество теплоты (кДж) процесса.
+:a) 3,47
-:b) -3,47
-:c) -34,7
-:d) -1,73
37. Масса идеального газа при неизменных температуре и плотности увеличивается вдвое. Что при этом произойдет с давлением?
-:a) Увеличится в 2 раза
-:b) Уменьшится в 2 раза
-:c) Уменьшится в 4 раза
+:d) Не изменится
38. Какими свойства обладает внутренняя энергия идеального газа?
-:a) Зависит от давления, не зависит от объема
-:b) Не зависит от давления и температуры
+:c) Зависит от объема и температуры
-:d) Не зависит от объема и температуры
39. Как работает тепловой насос?
-:a) Теплота, отнятая от окружающей среды, аккумулируется в баке с водой
-:b) Окружающая среда (воздух, вода) непосредственно подается насосом для отопителя
+:c) Теплота окружающей среды с низкой температурой повышается, за счет затраты механической энергии, до уровня пригодного для отопления
40. На каком принципе работает тепловая труба?
+:a) Герметичная труба с теплоносителем внутри, движение которого осуществляется под действием капиллярных сил при нагревании одного конца трубы
-:b) Труба открыта с одного конца и заполнена теплоносителем
-:c) Труба открыта с обеих сторон, по которой прокачивается горячий теплоноситель
41. Что является рабочим телом в газовых турбинах:
а) пар,
б) газ,
в) продукты сгорания топлива?
42. К статору турбины относят:
а) рабочие лопатки,
б) сопловые лопатки,
в) вал?
43. К ротору турбины относят:
а) корпус,
б) сопловые лопатки,
в) вал?
44. Какой тип паровых турбин предназначен для выработки только электрической энергии:
а) конденсационные,
б) теплофикационные?
45. Какой из типов турбин рассчитан на работу без конденсатора:
а) противодавленческий,
б) конденсационный,
в) теплофикационный?
46. Паровая турбина типа ПТ предполагает наличие:
а) производственного отбора пара,
б) производственного и теплофикационного отборов пара
в) двух теплофикационных отборов пара?
47. Канал, скорость течения в котором увеличивается при скоростях, меньших скоростях звука, называется
а) конфузором,
б) диффузором,
в) улитка?
48. По какому циклу работает паросиловая установка с полной конденсацией отработавшего пара:
а) Ренкина,
б) Карно,
в) Дальтона?
49. Частота вращения паровых турбин на электростанциях России составляет:
а) 2000 об/мин,
б) 3000 об/мин,
в) 4000 об/мин?
50. Действительную работу, которую совершает 1 кг пара в турбине называют:
а) использованным теплоперепадом турбины,
б) КПД турбины,
в) мощностью турбины?
61. Самые высокие тепловые потери в конденсационных турбинах происходят в:
а) ступенях турбины,
б) стопорно-регулирующих клапанах,
в) конденсаторе?
62. Значение оптимальной влажности пара на выходе из последних ступеней паровых турбин составляет:
а) 1-2%,
б) 10-12%,
в) 50-60%?
63. Для уменьшения влажности пара на выходе из последних ступеней турбин применяют:
а) промежуточный перегрев пара,
б) регенеративный подогрев питательной воды?
а) конденсатор,
б) камера сгорания,
в) компрессор?
65. Какому процессу соответствует процесс сжатия воздуха в компрессоре ГТУ:
а) адиабатному,
б) изобарному,
в) изотермическому?
66. Зависит ли мощность паровой турбины от давления в конденсаторе?
а) да,
б) нет
67. Зависит ли мощность газовой турбины от температуры продуктов сгорания топлива на входе в турбину:
а) да,
б) нет
68. Что такое сопловая решетка турбинных ступеней:
а) совокупность направляющих лопаток ступени, установленных в статоре турбины,
б) совокупность направляющих лопаток ступени, установленных на роторе турбины,
в) совокупность рабочих лопаток ступени, установленных в статоре турбины,
69. Что такое рабочая решетка турбинных ступеней:
а) совокупность направляющих лопаток ступени, установленных в статоре турбины,
б) совокупность направляющих лопаток ступени, установленных на роторе турбины,
в) совокупность рабочих лопаток ступени, установленных на роторе турбины?
70. Степень реактивности ступени, равная 0,1 соответствует:
а) активной ступени,
б) реактивной ступени,
в) активно-реактивной ступени?
- Расчет системы теплоснабжения объекта
Кейс-задачи
Кейс-задача 1. Теплоизоляционная стенка состоит из двух листов определённого материала толщиной с каждый. Между листами находится слой сухого неподвижного воздуха при давлении 1,013105 Па толщиной в со средней температурой tв. Площадь поверхности стенки F. Определить потерю теплоты теплопроводностью через стенку, если разность температур на внешних поверхностях стенки t. Данные для решения взять из таблицы 1.1.
Таблица 1. - Данные к кейс-задаче 1
№ Материал с, мм в, мм tв, °С F, дм2 t, °С
1 Стекло 5,0 1 85 8,4 100
2 Алюминий 3,5 2 80 7,8 90
3 Латунь 4,8 3 75 13,5 80
4 Сталь углеродистая 1,3 4 55 9,5 70
5 Титан 2,8 5 50 5,2 60
6 Сталь нержавеющая 2,2 6 45 13,2 50
7 Медь 3,7 7 40 11,5 25
8 Стекло 2,5 8 35 7,0 40
9 Алюминий 6,4 9 30 10,8 55
10 Латунь 3,6 10 25 24,3 65
11 Сталь углеродистая 0,6 11 20 6,6 75
12 Титан 1,7 12 15 13,2 85
13 Сталь нержавеющая 3,2 13 10 17,4 95
14 Медь 4,1 14 5 15,5 110
15 Стекло 3,0 15 0 20,2 120
Кейс-задача 2. Газопровод с внешним диаметром d и температурой на наружной поверхности t1 покрывается слоем минеральной ваты толщиной из. Найти скорость потери теплоты газопроводом длиной l, если температура на наружной поверхности изоляции t2. Данные для решения взять из таблицы 2.
Таблица 2.- Данные к кейс-задаче 2
№ d,
мм t1,°С из,
мм l, м t2, °С
1 10 180 5 0,35 33
2 12 170 7,5 0,42 45
3 14 160 10 0,84 20
4 16 150 5 1,25 15
5 18 140 7,5 0,5 50
7 28 185 7,5 2,1 45
8 30 195 10 0,9 20
9 32 140 15 0,65 15
10 34 130 20 1,8 50
11 20 145 10 0,75 35
12 22 155 7,5 0,8 40
13 24 165 10 1,5 100
14 36 120 25 2,4 35
15 38 110 30 2,0 40
Кейс-задача 3. Труба с водой находится в среде с температурой t1. Внезапно температура среды понижается до значения t2. Через сколько времени вода в трубе начнёт замерзать, если внутренний диаметр трубы d, теплопроводность материала трубы , удельная теплоёмкость c и плотность . Коэффициент теплоотдачи от трубы к среде . Определить количество теплоты, отданной с 1 м длины трубы за время охлаждения. Задачу условно рассмотреть как случай бесконечного сплошного цилиндра при Fo>0,3. Данные для решения задачи взять из таблицы 3.
Таблица 3. - Данные к кейс-задаче 3
№ t1, С t2, С d, мм , Вт/(мК) c, кДж/(кгК) , кг/м3 , Вт/(м2К)
1 13,3 -20 40020 100 0,5 8900 50
2 15,6 -30 1005 120 0,55 7800 150
3 18,4 -12 1506 150 0,6 7900 80
4 10,5 -5 803 80 0,65 9100 45
5 32,0 -40 1205 110 0,3 8300 96
6 19,2 -15 20010 150 0,36 8100 65
7 10,0 -8 25012 120 0,4 7500 70
8 5,5 -14 18020 90 0,48 12300 100
9 2,8 -17 5010 95 0,75 5500 90
10 20,3 -45 10020 115 0,6 6000 35
11 24,0 -27 1205 100 0,7 7100 80
12 35,5 -17 24030 130 0,8 8200 48
13 32,0 -8 35030 140 0,52 6300 73
14 28,4 -6 31030 95 0,53 6900 105
15 25,1 -15 28020 105 0,42 7600 87
Кейс-задача 4. Вал диаметром d и длиной l первоначально имеет температуру t1 и нагревается в печи, где температура t2, а коэффициент теплоотдачи . Теплоемкость материала с, плотность , теплопроводность . Найти температуру через время после начала нагрева: а) в центре торца вала, б) в центре вала, в) на поверхности вала в середине его длины, г) на окружности торца. Определить количество теплоты, которая будет передана валу в печи за время нагрева. Данные для решения задачи взять из таблицы 4.
Таблица 4. – Данные к кейс-задаче 4
№ d, мм l, мм t1, °С t2, °С ,
c,
, кг/м3 ,
, час
1 210 360 20 900 134 0,4 6500 20 1,2
2 150 250 15 1200 180 0,45 7800 15 0,5
3 100 300 0 850 95 0,38 7900 8 0,9
4 90 220 5 790 156 0,63 8300 35 1,4
5 180 150 25 820 122 0,74 7400 28 0,3
6 250 280 30 930 130 0,30 9200 22 0,8
7 350 410 20 1100 86 0,52 7100 18 0,6
8 320 500 50 1350 50 0,67 6800 10 1,5
9 120 180 40 640 90 0,45 7850 13 2,0
10 140 150 60 890 142 0,90 8500 40 1,4
11 54 120 75 990 165 0,75 7150 26 1,1
12 90 180 40 1020 170 0,58 7300 14 0,6
13 220 540 45 1300 110 0,61 8440 19 0,9
14 240 810 55 1150 100 0,38 9600 24 0,85
15 170 510 30 1240 95 0,49 11500 32 0,25
Кейс-задача 5. Температурное поле в длинном цилиндре диаметром dц исследуется по истечении времени с помощью модели. Теплопроводность и температуропроводность материала цилиндра ц и aц, материала модели м и aм. Найти диаметр модели и время, когда в модели следует измерять распределение температур. Принять коэффициент теплоотдачи для цилиндра ц для модели м. Данные для решения задачи взять из таблицы 5.
Таблица 5. – Данные к кейс-задаче 5.
№ dц,
мм , мин ц,
м,
aц,
м2/с ц,
м,
1 200 30; 60 15 4,0 2010-4 810-4 9,8 35
2 180 25; 60 18 3,0 1810-4 1510-4 6,4 42
3 160 20; 50 19 2,5 1610-4 1310-4 5,3 40
4 140 15; 30 22 6,0 1410-4 1110-4 12,6 38
5 120 10; 25 24 8,0 1210-4 910-4 11,5 36
6 450 50; 90 26 5,5 1010-4 710-4 10,2 34
7 430 45; 70 29 6,5 3010-4 510-4 16,4 32
8
390 40; 65 32 10,0 2810-4 1410-4 14,7 30
9 370 35; 80 10 2,0 2610-4 1210-4 13,3 28
10 350 30; 45 12 4,3 2410-4 1010-4 12,6 39
11 330 25; 50 14 3,5 2210-4 810-4 9,5 36
12 310 20; 55 16 5,0 2510-4 610-4 8,4 33
13 290 15; 60 20 7,5 2310-4 5,510-4 6,2 31
14 270 10; 35 25 12,5 2110-4 9,510-4 7,8 29
15 250 25; 40 27 10,2 1910-4 6,510-4 7,1 27
Кейс-задача 6. Теплоотдача в газопроводе исследовалась на модели. При этом были получены: коэффициенты теплоотдачи 1 и 2, Вт/(м2К) при скоростях воздуха u1 и u2, м/c соответственно. Внутренний диаметр трубы модели dм, мм на стенке трубы температура tc.м,°С. Воздух имел температуру tж.м, °С при давлении 1,013105 Па. По данным испытаний на модели получить формулу вида и указать пределы ее применимости по числу Re. Используя полученную формулу, найти для натурного газопровода тепловой поток, передаваемый пороховыми газами стенкам газопровода с внутренним диаметром dн, мм и длиной lн, м, если газы движутся со скоростью uн, м/с и имеют температуры на выходе 800 °С, на входе 1000 °С при среднем давлении pн, МПа. Температура стенок газопровода 300 °С. Данные для решения задачи взять из таблицы 6.
Таблица 6. – Данные к кейс-задаче 6
№ 1 u1 2 u2 dм tc.м tж.м dн lн uн pн
1 42 4 138 16 14 30 70 56 2,2 10 5
2 40 3 160 22 12 35 72 60 1,8 14 10
3 38 4 153 21 10 40 74 64 1,6 18 14
4 36 5 145 19 20 45 76 80 1,5 5 25
5 34 6 141 16 18 50 78 90 1,4 7 8,5
6 32 3 132 15 8 20 80 96 2,0 9 30
7 30 4 120 14 19 25 82 100 2,4 11 24
8 54 5 112 13 17 30 84 17 0,3 13 18
9 52 6 105 18 100 35 86 40 0,9 15 8
10 50 3 98 20 110 40 50 36 0,8 17 6
11 48 4 145 23 120 45 55 32 0,7 5 4,5
12 46 5 140 25 130 50 60 28 0,6 2 13
13 44 6 135 19 140 22 62 24 0,5 4 14,5
14 42 3 130 15 150 24 64 20 0,4 3 22
15 40 4 125 13 160 28 66 16 0,3 6 16,2
Темы рефератов
1. Парогазовые теплофикационные установки
2. Внедрение парогазовых турбин в энергосистему
3. Теплофикация теплоэлектроцентралей (ТЭЦ)
4. Расчет принципиальной тепловой схемы паротурбинной установки типа Т-100-130 5. Технология производства турбин
6. Газовые турбины энергетических ГТУ
7. Камеры сгорания энергетических ГТУ
8. Камеры дожигания топлива в среде выходных газов ГТУ
9. Характеристики многоступенчатых осевых компрессоров. Режимы работы 10.Эксплуатация энергетических газотурбинных установок
11.Режимы работы энергетических ГТУ
12.Системы автоматического регулирования и управления работой энергетических ГТУ
13.Парогазовая технология на пылеугольных электростанциях
14.Парогазовые установки сбросного типа
15.Тепловые схемы, термодинамические циклы и характеристики газотурбинных установок.
16. Активные и реактивные турбины
17.Современные конденсационные паровые турбины
18.Достижение в науке и технике в строительстве паровых турбин;
19.История изобретения паровой турбины;
Вопросы для составления конспектов
1. Определение понятия «топливо». Общая классификация топлива.
2. Топливный баланс страны и перспективы его развития. Резервы экономии органического топлива. 3. Происхождение основных видов ископаемого топлива.
4. Состав горючей массы топлива.
5. Балластирующие компоненты топлива.
6. Расчётные массы топлива.
7. Выход летучих веществ и получение кокса.
8. Теплота сгорания топлива. Методы её определения.
9. Условное топливо. Приведённые характеристики.
10. Классификация углей.
11. Способы получения искусственного твёрдого топлива.
12. Нефть и нефтепродукты.
13. Мазут.
14. Основные виды газообразного топлива.
15. Теоретический расход воздуха.
16. Коэффициент избытка воздуха.
17. Объем продуктов сгорания.
18. Расчёт неполного горения.
19. Температура горения топлива.
20. Энтальпия продуктов сгорания. h-t диаграмма.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п