учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: знакомство с основами метрологии и метрологического обеспечения; методами теплотехнических измерений и автоматизации технологических процессов производства тепла в ЖКХ
ОПК-5: Способен учитывать свойства конструкционных материалов в теплотехнических расчетах с учетом динамических и тепловых системах;
ОПК-5 Способен учитывать свойства конструкционных материалов в теплотехнических расчетах с учетом динамических и тепловых системах
на объектах теплоэнергетики и теплотехники;
:
на объектах теплоэнергетики и теплотехники
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
3 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, компьютер с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, мультимедиа-проектор, 3 стендов. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Клавиатура с большими кнопками для людей с ограниченными возможностями (Беспроводная) Кнопка компьютерная SimplyWorks Switch 75 беспроводная Стол СИ-1,
Библиотека БГСХА
Метрология, теплотехнические измерения и автоматизация. Ч.1 [Электронный ресурс]: учебного пособия для обучающихся по направлениям подготовки 13.03.01«Теплоэнергетика и теплотехника» направленность «Энергообеспечение предприятий» / Сост.: А.И. Дарханов, Н.С. Хусаев – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 58 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4750.
Коновалов, Виктор Иванович. Метрология, стандартизация и сертификация : лабораторный практикум для обучающихся по направлениям подготовки 35.03.012 Агроинженерия, 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника, 20.03.02 Природообустройство и водопользование, 21.03.02 Землеустройство и кадастры, 21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование / В. И. Коновалов ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГОУ ВО БГСХА, 2021. - 72 с. http://bgsha.ru/art.php?i=45112
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект кейс-задания
3. Темы для рефератов
4. Комплект вопросов для самостоятельного изучения темы
5. Вопросы для самоподготовки по темам семинарских занятий
Метрология, теплотехнические измерения и автоматизация
2) охватывает все разделы дисциплины
1 Что такое метрология и что она изучает? (ОПК-5)
2 Дайте определение физической величины. Что такое шкала физической величины? (ОПК-5)
3 Единицы измерения. Физические величины и их количественная оценка. Основное уравнение измерения. (ОПК-5)
4 Методы измерений. По каким признакам классифицируются методы измерений? (ОПК-5)
5 Размер и размерность единиц. Основные и производные единицы. Принцип образования производных единиц. Внесистемные единицы. (ОПК-5)
6 Дайте определение прямых, косвенных, совместных и совокупных измерений. (ОПК-5)
7 Международная система единиц (СИ). Кратные и дольные единицы. Правила их образований, наименований, обозначений написаний. (ОПК-5)
8 Тепловые, механические, электрические и др. величины, применяемые в строительстве и системах теплогазоснабжения и вентиляции. (ОПК-5)
9 Эталон единиц физической величины. Виды эталонов. (ОПК-5)
10 Что такое поверочная схема и для чего она предназначена? Какие существуют виды поверочных схем. (ОПК-5)
11 Поверка. Способы поверки. (ОПК-5)
12 Стандартные образцы. Назовите их метрологические характеристики. (ОПК-5)
13 Классификация погрешностей. (ОПК-5)
14 Систематические погрешности и их классификация. (ОПК-5)
15 Грубые погрешности и методы их исключения. (ОПК-5)
16 Классификация измерений по способу получения измеряемой величины. Методы прямых измерений. Косвенные, совокупные и совместные измерения. (ОПК-5)
17 Случайные погрешности. (ОПК-5)
18 Основы теории суммирования погрешностей. (ОПК-5)
19 Погрешности измерений. Понятие и классификация погрешностей измерений. Правила округления результатов измерений. (ОПК-5)
20 Систематические погрешности. Виды, признаки и причины систематических погрешностей до начала и в процессе измерений. (ОПК-5)
21 Случайные погрешности. Законы их распределения. Приближенные оценки числовых характеристик закона распределения. (ОПК-5)
22 Субъективные погрешности и их влияние на результаты измерений. (ОПК-5)
23 Случайные погрешности косвенных равноточных и неравноточных измерений. Основные пути уменьшения случайных погрешностей результатов измерений. (ОПК-5)
24 Что такое средство измерений? Назовите средства измерений. (ОПК-5)
25 Каким образом классифицируются средства измерений? (ОПК-5)
26 Эталоны и их классификация по соподчиненности, метрологическому назначению. (ОПК-5)
27 Средства и методы измерений. Классификация средств измерений. (ОПК-5)
28 Класс точности и пределы допустимых погрешностей средств измерений. (ОПК-5)
29 Образцовые и рабочие средства измерений. Ряды и наборы мер. (ОПК-5)
30 Какие средства измерений относятся к элементарным? Какие функции они выполняют? (ОПК-5)
31 Методы измерений с преобразованием измеряемой величины. Назначение аналогово-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей. (ОПК-5)
32 Совокупные и совместные измерения. (ОПК-5)
33 Государственная система обеспечения единства измерений. (ОПК-5)
34 Стандартные образцы. Применение. (ОПК-5)
35 Выбор средств измерений. (ОПК-5)
36 Погрешности измерительных устройств (ИУ). (ОПК-5)
37 Классы точности средств измерений. (ОПК-5)
38 Основные понятия теории метрологической надежности. (ОПК-5)
39 Метрологические характеристики средств измерений. (ОПК-5)
40 Измерительные системы и измерительно-вычислительные комплексы. (ОПК-5)
41 Классификация измерительных приборов. (ОПК-5)
42 Обработка результатов измерений. (ОПК-5)
43 Измерительные сигналы. Классификация измерительных сигналов. (ОПК-5)
44 Чем аналоговый, дискретный и цифровой сигналы отличаются друг от друга? (ОПК-5)
45 Основы теории суммирования погрешностей. (ОПК-5)
46 Грубые погрешности и методы их исключения. (ОПК-5)
47 Квалиметрия. Экспертный метод. (ОПК-5)
48 Государственная система стандартизации. (ОПК-5)
49 Принципы стандартизации. (ОПК-5)
50 Методы стандартизации. (ОПК-5)
51 Структура органов и служб стандартизации. (ОПК-5)
52 Метрологическая служба. Назначение. Структура государственной метрологической службы (ОПК-5)
53 Основные виды метрологической деятельности. (ОПК-5)
55 Сертификация. Основные положения. Обязательная сертификация. (ОПК-5)
56 Государственная система стандартизации. Основные понятия и определения. (ОПК-5)
57 Цели и задачи стандартизации. (ОПК-5)
58 Методы стандартизации. (ОПК-5)
59 Правовые основы стандартизации. (ОПК-5)
60 Категории нормативных документов стандартизации. (ОПК-5)
61 Комплексные системы стандартизации. (ОПК-5)
62 Состав и обязанность требований нормативных документов. (ОПК-5)
63 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. (ОПК-5)
64 Основные виды эффективности работ по стандартизации. (ОПК-5)
65 Государственные и отраслевые системы стандартов. (ОПК-5)
66 Международная стандартизация. (ОПК-5)
67 Функции Госстандарта России в области стандартизации. (ОПК-5)
68 Сертификация. Основные понятия. (ОПК-5)
69 Цели и принципы сертификации. (ОПК-5)
70 Объекты обязательной и добровольной сертификации. (ОПК-5)
71 Участники и формы обязательной сертификации. (ОПК-5)
72 Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. (ОПК-5)
73 Добровольная сертификация, ее назначение и отличительные особенности. (ОПК-5)
74 Участники добровольной сертификации и их функции. (ОПК-5)
75 Оформление сертификата соответствия в системе добровольной сертификации. (ОПК-5)
76 Определите этапы сертификации системы качества предприятия. (ОПК-5)
Перечень вопросов к входному контролю
1. Классификация систем теплоснабжения.
2. Классификация котельных.
3. Тепловые пункты.
4. Котельные паровые агрегаты.
5. Котельные водогрейные агрегаты.
6. Трансформаторные подстанции.
7. Воздушные электрические сети.
8. Кабельные электрические сети.
9. Электродвигатели. Назначение, устройство.
10. Электропривод.
11. Компрессорные станции.
12. Холодильные установки.
13. Тепловые насосы.
14 .Нетрадиционные источники энергии.
15. Системы водоснабжения
Комплект тестовых заданий
Варианты ответов
1.Основными направлениями энергосбережения являются:
а) энергосбережение в системах электроснабжения;
б) энергосбережение в теплогенерирующих установках;
в) энергосбережение в производственных и отопительных котельных;
г) энергосбережение в тепловых сетях;
д) все вышеперечисленные.
2.Энергоаудит в системах электроснабжения включает в себя обследование:
а) систем освещения;
б) электрических сетей;
в)электрических машин;
г) трубопроводов промышленных предприятий;
д) все вышеперечисленные.
3.Энергосбережение в теплогенерирующих установках включает в себя:
а) расчет водогрейных и паровых котлоагрегатов;
б) разработку методик расчета теплогенерирующих установок;
в) расчет теплового баланса;
г) выбор наиболее экономичного и энергосберегающего режима работы котлоагрегата;
д) обследование тепловых сетей.
4.Энергосбережение в производственных и отопительных котельных включает в себя:
а) проектирование и расчет рациональных тепловых схем котельных;
б) рациональное использование питательной воды;
в) расчет и подбор теплоэнергетического оборудования;
г) повышение качества воды в центральных тепловых пунктах;
5.Энергосбережение в тепловых сетях включает в себя:
а) повышение качества воды для систем теплоснабжения;
б) использование современных теплообменных аппаратов на ЦТП;
в) установка приборов учета теплоносителя;
г) применение современных материалов для тепловой изоляции трубопроводов;
д) замена элеваторных узлов на смесительные установки с датчиками температуры и расхода;
е) все вышеперечисленные.
6.Показатели энергосбережения используют при
а) планировании и оценке эффективности работ по энергосбережению;
б) проведении энергетических обследований (энергетического аудита) потребителей энергоресурсов;
в) формировании статистической отчетности по эффективности энергоиспользования;
г) все вышеперечисленные.
7.Объектом деятельности по энергосбережению может быть:
а) определенная продукция;
б) технологический процесс;
в) предприятие;
г) субъект федерации;
д) Российская Федерация в целом;
е) все вышеперечисленные.
8.Организационную, техническую, научную, экономическую деятельность в области энергосбережения характеризуют:
а) показателями фактической экономии ТЭР, в т.ч. за счет нормирования энергопотребления на основе технологических регламентов и стандартов (отраслевых, региональных, предприятий); экономического стимулирования (отраслей, регионов, предприятий, персонала);
б) снижением потерь ТЭР, в т.ч. за счет оптимизации режимных параметров энергопотребления; проведения не требующих значительных инвестиций энергосберегающих мероприятий по результатам энергетических обследований; внедрения приборов и систем учета ТЭР; подготовки кадров; проведения рекламных и информационных кампаний;
в) снижением энергоемкости производства продукции (на предприятии) и валового внутреннего продукта (в регионе, в стране), в т.ч. за счет внедрения элементов структурной перестройки энергопотребления, связанной с освоением менее энергоемких схем энергообеспечения, вовлечением в энергетический баланс нетрадиционных возобновляемых источников энергии, местных видов топлива, вторичных энергоресурсов;
г) сравнительными показателями энергопотребления и энергоемкости производства продукции в отчетном году в сравнении с базовым годом в сопоставимых условиях — при приведении к равным объемам и структуре производства продукции;
д) все вышеперечисленные.
9.Производственную (хозяйственную) деятельность в области энергосбережения характеризуют:
а) сравнительными показателями энергопотребления и энергоемкости производства продукции в отчетном году в сравнении с базовым годом в сопоставимых условиях — при приведении к равным объемам и структуре производства продукции;
б) абсолютными, удельными и относительными показателями энергопотребления, потерь энергетических ресурсов в ходе хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени;
в) снижением потерь ТЭР, в т.ч. за счет оптимизации режимных параметров энергопотребления; проведения не требующих значительных инвестиций энергосберегающих мероприятий по результатам энергетических обследований; внедрения приборов и систем учета ТЭР; подготовки кадров; проведения рекламных и информационных кампаний.
10.Показатели энергоэффективности продукции классифицируют по:
а) группам однородной продукции.
б) виду используемых энергоресурсов (энергоносителей).
в) методам определения показателей;
г) формам записей значений;
в) все вышеперечисленные.
11. Методы определения показателей:
а) расчетно-аналитический;
б) опытно-экспериментальный;
в) статистический;
г) приборный;
д) смешанный;
е) все вышеперечисленные.
12.Расчетно-аналитический метод основывается на:
а) использовании методик определения расчетных значений показателей при проектировании изделий;
б) данных специально организованных экспериментах с опытными образцами энергопотребляющей продукции с проведением специальных измерений характеристик для оценки показателей энергоэффективности;
в) подборе и обработке статистических данных по показателям энергоэффективности продукции, выбранным в качестве прототипов исследуемого образца;
г) проведении специальных испытаний промышленных образцов продукции и измерений фактических значений показателей энергоэффективности.
13.Опытно-экспериментальный метод основывается на:
а) использовании методик определения расчетных значений показателей при проектировании изделий;
б) данных специально организованных экспериментах с опытными образцами энергопотребляющей продукции с
в) подборе и обработке статистических данных по показателям энергоэффективности продукции, выбранным в качестве прототипов исследуемого образца;
г) проведении специальных испытаний промышленных образцов продукции и измерений фактических значений показателей энергоэффективности.
14.Техническая программа электрического хозяйства в общем случае включает:
а) составление баланса электрической энергии по объекту;
б) анализ расхода электроэнергии на собственные и хозяйственные нужды предприятия и его динамика за последние 2-3 года;
в) проверку эксплуатационного состояния электрической сети, баланс мощности по центрам питания, правильность выбора точек деления фидеров, симметричность нагрузки по фазам, загрузка силовых трансформаторов, кабельных и воздушных линий электропередачи. Проверяется применение практики сезонного отключения одного из двух трансформаторов на двухтрансформаторных подстанциях, замены установленных трансформаторов на трансформаторы меньшей мощности при устойчивом недоиспользовании номинальной мощности;
г) Проверку и анализ структуры и организации работы сбытовой (абонентской) службы, работа с потребителями, использование автоматизированных рабочих мест (АРМ), техническое оснащение службы, взаимодействие с смежными службами и организациями; а также организация работы по выявлению, безучетного потребления энергии;
д) все вышеперечисленные.
15. Электроприемник – это:
а) аппарат, агрегат, механизм, предназначенный для получения электрической энергии;
б) аппарат, агрегат, механизм, предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии;
в) устройство для получения и последующей передачи электрической энергии.
16. С точки зрения бесперебойности электроснабжения по ПУЭ различают:
а) две группы электроприемников;
б) три группы электроприемников;
г) четыре группы электроприемников.
17.С точки зрения бесперебойности электроснабжения по ПУЭ к первой категории электроприемников относят:
а) нарушение электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни лю¬дей или значительный ущерб, связанный с повреждением оборудования, массовым браком продукции или длительным расстройством сложного технологического процесса;
б) перерыв в электроснабжении этих приемников связан с массовым недоотпуском продукции, простоем рабочих, механизмов и про¬мышленного транспорта (металлорежущих станков, штамповочных прессов, механизмов текстильных фабрик и т. д.);
в) все вышеперечисленные.
18.С точки зрения бесперебойности электроснабжения по ПУЭ ко второй категории электроприемников относят:
а) нарушение электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни лю¬дей или значительный ущерб, связанный с повреждением оборудования, массовым браком продукции или длительным расстройством сложного технологического процесса;
б) перерыв в электроснабжении этих приемников связан с массовым недоотпуском продукции, простоем рабочих, механизмов и про¬мышленного транспорта (металлорежущих станков, штамповочных прессов, механизмов текстильных фабрик и т. д.);
в) все вышеперечисленные.
19.Подстанции подразделяются на:
а) узловые распределительные (УРП) напряжением 110-500 кВ;
б) главные понизительные (ГПП) напряжением 110-220/6-10-35 кВ;
в) подстанции глубоких вводов (ПГВ) напряжением 35-330/6-10 кВ;
г) цеховые трансформаторные подстанции (ТП) напряжением 6-10/0,38-0,66 кВ;
д) все вышеперечисленные.
20.На подстанциях промышленных предприятий могут применяться схемы соединений:
а) одиночная несекционированная система сбор¬ных шин;
б) одиночная секционированная система сбор¬ных шин;
в) схема с обходной системой сборных шин;
г) двойная система сборных шин;
д) блочная схема;
е) моносхема;
ж) все вышеперечисленные.
21. Энергетический паспорт составляется:
а) согласно ГОСТ;
б) в произвольной форме;
в) допускается любой из вышеперечисленных вариантов.
22. Цели разработки энергетического паспорта предприятия для предприятия:
а) разработка плана энергосберегающих мероприятий и определение их экономической эффективности;
б) обоснование потребности предприятия в энергоресурсах в заданном объеме и эффективности их использования;
в) удовлетворение требований федеральных органов исполнительной власти РФ;
г) организация энергетического менеджмента на предприятии.
23.Энергетический паспорт разрабатывается:
а) на основе проведенного энергетического обследования объекта;
б) только на основе паспортных характеристик основного оборудования объекта;
24.Ответственность за достоверность данных энергетического паспорта несут:
а) лица, проводившие энергетическое обследование;
б) административное руководство потребителя ТЭР;
в) федеральные органы исполнительной власти;
г) все вышеперечисленные.
25.По срокам проведения энергетические обследования потребителей ТЭР подразделяются на:
а) первичные;
б) очередные;
в) внеочередные;
г) предэксплуатационные.
д) все вышеперечисленные.
26. Разделы энергетического паспорта:
а) общие сведения о потребителе ТЭР;
б) сведения о потреблении ТЭР;
в) сведения об эффективности использовании ТЭР;
г) мероприятия по энергосбережению и повышению эффективности использования ТЭР;
д) все вышеперечисленные;
27.Энергосбережение в теплотехнологиях включает в себя:
а) разработку критериев энергетической оптимизации при производстве и передаче тепловой энергии;
б) составление баланса теплоты;
в) интенсификацию процессов теплопередачи;
г) применение современных способов сжигания топлива;
д) разработку методик расчета технико-экономических показателей;
е) реализацию новых и коренную модернизацию действующих теплотехнологических систем;
ж) модернизацию систем электроснабжения.
28. Энергоаудит (энергетическое обследование) – это:
а) обследование потребителей топливно-энергетических ресурсов с целью выявления неэффективного использования энергоресурсов;
б) обследование энергопотребляющего оборудования с целью проверки соответствия его параметров паспортным данным;
в) обследование потребителей топливо энергетических ресурсов (ТЭР) с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению.
29. Приборный метод основывается на:
а) использовании методик определения расчетных значений показателей при проектировании изделий;
б) данных специально организованных экспериментах с опытными образцами энергопотребляющей продукции с проведением специальных измерений характеристик для оценки показателей энергоэффективности;
в) подборе и обработке статистических данных по показателям энергоэффективности продукции, выбранным в качестве прототипов исследуемого образца;
г) проведении специальных испытаний промышленных образцов продукции и измерений фактических значений показателей энергоэффективности.
30. По объемам проводимых работ энергетические обследования (энергоаудит) потребителей ТЭР подразделяются на:
а) экспресс-обследования (экспресс-аудит);
б) полные инструментальные обследования;
в) комплексные обследования;
г) обследования технологических процессов;
д) обследования объектов ЖКХ;
е) все вышеперечисленные.
31.По назначению объектов энергетические обследования (энергоаудит) подразделяются на:
а) аудит источников тепловой и электрической энергии;
б) аудит тепловых и электрических сетей;
в) аудит потребителей тепловой и электрической энергии;
г) все вышеперечисленные.
32.Расположите этапы энергетического обследования в правильной очередности:
а) разработка рекомендаций по энергосбережению и составление энергетического паспорта;
б) сбор документации;
в) обследование объекта (инструментальное обследование, расчетные методы);
г) анализ информации.
33. Сбор документации включает в себя
а) встречи и обсуждения с руководителем предприятия, организации, учреждения;
б) сбор технической информации и основных сведений об объекте;
в) проверка соответствия технических характеристик оборудования его паспортным данным;
г) все вышеперечисленные.
34.Виды измерений при инструментальном обследовании:
а) однократные;
б) регистрация параметров;
в) циклические;
35. По целесообразности применения способов и средств регулирования напряжений все электрические сети могут быть:
а) с однородной нагрузкой;
б) с неоднородными нагрузками которые подключены к отдельным линиям 6-20 кВ;
в) с неоднородными нагрузками распределительных трансформаторов, присоединенных к общей линии;
г) с линейными регуляторами;
д) все вышеперечисленные.
36.Для регулирования напряжения применяют:
а) линейные регуляторы;
б) управляемые батареи конденсаторов;
в) синхронные двигатели с автоматическим регулированием тока возбуждения; синхронные компенсаторы;
г) вольтодобавочные агрегаты с продольно-поперечным регулированием;
д) силовые трансформаторы с РПН;
е) все вышеперечисленные.
37.Мероприятиями по экономии электроэнергии при использовании трансформаторов являются:
а) отключение силовых трансформаторов в воскресные дни и в нерабочие смены;
б) замена трансформаторов старой серии на трансформаторы новой серии с пониженными потерями;
в) отключение слабозагруженных трансформаторов с переброской нагрузки на другие трансформаторы;
г) использование автономных источников питания;
д) все вышеперечисленные.
38.Устройствами для улучшения качества электрической энергии являются:
а) фильтры высших гармонических составляющих напряжения;
б) симметрирующие устройства;
в) компенсаторы реактивной мощности;
г) ЧРП;
д) все вышеперечисленные.
39.Общими мероприятиями по экономии электроэнергии при использовании электропривода являются:
а) качественное техническое обслуживание всех элементов электропривода,
б) наличие графика ППР и контроль за его соблюдением;
в) дисциплина труда, своевременное отключение электропривода, недопущение его длительной работы на холостом ходу;
г) применение таймеров холостого хода;
д) использование устройств мягкого пуска двига¬теля;
е) все вышеперечисленные.
40.Электрические потери в двигателях можно разбить на:
а) потери электроэнергии в обмотках двигателя;
б) потери в стали (потери намагничивания);
в) потери на рассеивание магнитного потока;
г) потери на трение;
д) потери при передаче электрической энергии;
е) все вышеперечисленные.
41. Источником света является:
а) лампа накаливания;
б) люминесцентная лампа;
в) дуговая ртутная лампа;
г) натриевая лампа высокого давления;
д) металлогалогенная лампа;
е) все вышеперечисленные.
42.На какие группы можно разделить энергосберегающие мероприятия:
а) беззатратные;
б) среднезатратные;
в) высокозатратные;
г) мероприятия требующие дополнительного финансирования;
д) мероприятия выполняемые силами организации.
43.Показатель эффективности – это:
а) абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
б) экономически оправданная величина потребления любых видов энергии для получения любого вида продукции;
в) экономически оправданная величина потребления энергоресурсов необходимых для получения продукции и регулируемая государственными стандартами
44. Энергетический объект – это:
а) любое сооружение или группа сооружений, предназначенные для производства, транспорта и (или) преобразования энергии, а также ее использования для получения продукции или услуг;
б) любое сооружение или группа сооружений, предназначенные для производства электрической энергии;
в) любое сооружение или группа сооружений, предназначенные для производства и транспортировки электрической энергии.
45.Энергопотребление - это:
б) потребление топлива для производства единицы продукции;
в) удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов, используемая для расчета показателей энергетической эффективности.
46.Средства учета – это
а) устройства для измерения расхода топливно-энергетических ресурсов;
б) совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет топливно-энергетических ресурсов;
в) совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электрической и тепловой энергии.
47. Разработка рекомендаций по энергосбережению – это:
а) обоснование экономических, организационных, технических и технологических усовершенствований, направленных на повышение энергоэффективности объекта, с обязательной оценкой предполагаемых затрат и прогнозируемого эффекта в физическом и денежном выражении;
б) комплекс технических мероприятий, разрабатываемый в результате проведения энергетического обследования и направленный на сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов;
в) разработка мероприятий направленных на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и выполняемых сотрудниками предприятия подвергнутому энергетическому обследованию.
48. Основными методами анализа информации полученной при инструментальном и документальном обследовании являются:
а) физические;
б) финансово-экономические;
в) все вышеперечисленные.
49. При разработке рекомендаций необходимо:
а) определить техническую суть предлагаемого усовершенствования и принцип получения экономии;
б) рассчитать потенциальную годовую экономию в физическом и денежном выражении;
в) определить состав оборудования, необходимого для реализации рекомендаций, его примерную стоимость, стоимость доставки, установки и ввода в эксплуатацию;
г) рассмотреть все возможности снижения затрат, например изготовление и монтаж оборудования силами самого предприятия, организации, учреждения;
д) определить возможные побочные эффекты от внедрения рекомендаций, влияющие на реальную экономическую эффективность;
е) оценить общий экономический эффект предлагаемой рекомендации с учетом всего вышеперечисленного;
ж) определить источники денежных средств для реализации предложенных мероприятий;
з) все вышеперечисленные.
50.По завершении энергетического обследования оформляется следующая документация
а) отчет о проведенном энергетическом обследовании;
б) энергетический паспорт;
в) программа энергетического обследования;
г) все вышеперечисленные.
51.Основные направления оценки энергосберегающего потенциала:
а) анализ состава оборудования, условий топливо-и водоснабжения, особенностей тепловой схемы;
б) оценка состояния технического учета и отчетности, нормирования и анализа показателей топливоиспользования;
в) анализ состояния оборудования, эффективности работы элементов технологической схемы;
г) анализ оптимальности тепловой схемы;
д) оптимизация распределения электрических и тепловых нагрузок между агрегатами ТЭС;
е) анализ выполнения мероприятий по реализации резервов тепловой экономичности;
ж) составление топливно-энергетического баланса;
з) все вышеперечисленные.
52.Какие параметры измеряют мегаомметром:
а) напряжение;
б) коэффициент мощности;
в) электрическое сопротивление;
г) коэффициент диэлектрических потерь;
д) все вышеперечисленные.
53. По графикам нагрузки можно определить:
а) эффективность работы системы аварийного контроля;
б) эффективность работы ручных систем управления;
в) эффективность потребления энергии путем измерения рабочих параметров;
г) потери и утечки;
д) все вышеперечиленные.
54.Элементами анализа эффективности энергопотребления являются:
а) отчет о годовой закупке топлива и энергии;
б) график регрессивного анализа:
в) диаграмма Сенки;
г) круговые диаграммы энергопотребления;
д) тепловая схема;
е) все вышеперечисленные.
55.Техническими мероприятиями по снижению потерь тепловой энергии являются:
б) замена перегруженного и недогруженного оборудования ЭС;
в) ввод в работу неиспользуемых средств АРН, выравнивание несимметричных нагрузок фаз и т.п.;
г) сокращение продолжительности ремонтов оборудования ЭС;
д) все вышеперечисленные.
56.Организационными мероприятиями по снижению потерь тепловой энергии являются:
а) оптимизация загрузки ЭС за счет строительства линий и ПС;
б) замена перегруженного и недогруженного оборудования ЭС;
в) ввод в работу неиспользуемых средств АРН, выравнивание несимметричных нагрузок фаз и т.п.;
г) сокращение продолжительности ремонтов оборудования ЭС;
д) все вышеперечисленные.
57.Энергетический менеджмент – это:
а) совокупность технических средств и организационных методов, используемых для контроля рационального использования энергоресурсов;
б) совокупность технических средств и организационных методов, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов и осуществляемых на предприятии сторонней организацией;
в) совокупность технических средств и организационных методов, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов и являющихся частью общей структуры управления предприятием.
58.Топливно-энергетические ресурсы – это:
а) природные энергоносители, используемые в хозяйственной деятельности;
б) совокупность природных и производственных энергоносителей, запасенная энергия которых при существующем уровне развития техники и технологии доступна для использования в хозяйственной деятельности предприятий, транспорта, жилищно-коммунальном комплексе;
в) природные энергоносители (нефть, газ и т.п.) находящиеся в недрах Земли
59. Вторичные топливно-энергетические ресурсы (ВЭР) – это:
а) топливно-энергетические ресурсы, полученные как отходы или побочные продукты (выбросы) производственного технологического процесса;
б) природные энергоносители, постоянно пополняемые в результате естественных (природных) процессов;
в) топливно-энергетические ресурсы, получаемые как отходы в горнодобывающей отрасли.
60. Возобновляемые топливно-энергетические ресурсы – это:
а) природные энергоносители, постоянно пополняемые в результате естественных (природных) процессов;
б) ресурсы, полученные в результате производственно-технологического процесса и используемые повторно;
в) природные энергоносители, пополняемые за счет солнечной энергии, энергии ветра, рек, морей, океанов, внутренней теплоты Земли.
Вопросы для самостоятельного изучения темы
1 Виды энергоресурсов.
2 Структура энергетического комплекса России.
3 Понятие условного топлива, перевод в условное топливо
4 Стимулы экономии энергии.
5 Актуальность энергосбережения в мире.
6 Актуальность энергосбережения в России.
7 Энергоемкость Российской и мировой экономики.
8. Государственная политика в области повышения эффективности использования энергии.
8 Государственные органы, осуществляющие политику энергосбережения.
9 Стратегия развития энергетического комплекса России.
10 Влияние промышленности на экологию.
11 Нормативно-правовая база энергосбережения..
11 Системы энергообеспечения предприятий - виды, состав.
12 Газораспределительные сети.
13 Системы теплоснабжения предприятий
14 Системы холодоснабжения предприятий.
15 Системы электроснабжения предприятий.
16 Системы снабжения предприятия сжатым воздухом.
17 Системы водоснабжения предприятий.
18 Системы топливоснабжения предприятий.
19 Виды энергоаудита.
20 Этапы проведения энергоаудита.
21 Методология энергоаудита.
22 Приборный учет потребления энергоресурсов.
23 Метрологическое обследование энергетических систем.
24 Цели и задачи энергетического обследования.
25 Организация энергетического обследования.
26 Порядок проведения энергетических обследований.
27 Оформление результатов энергетического обследования.
Задача №1
Вычислить абсолютную погрешность вольтметра В7-26 при измерениях напряжения в цепи постоянного тока. Класс точности вольтметра задан максимально приведенной погрешностью γm=±2,5 %. Используемый в работе предел шкалы вольтметра Uнорм=30 В.
Задача№2
Вычислить относительную погрешность показаний вольтметра, включенного по схеме (рис. 1.3), которая получается, если предположить, что вольтметр имеет бесконечно большое сопротивление и не вносит искажений в измеряемую цепь. Классифицировать погрешность измерения для этой задачи.
рис. 1.
Задача№3
В цепь постоянного тока (рис.1.4) включены приборы: А – амперметр типа М 330 класса точности КА = 1,5 с пределом измерения Ik = 20 А; А1 – амперметр типа М 366 класса точности КА1 = 1,0 с пределом измерения Iк1 = 7,5 А. Найти наибольшую возможную относительную погрешность измерения тока I2 и возможные пределы его действительного значения, если приборы показали, что I=8,0А. и I1 = 6,0А. Классифицировать измерение.
рис. 1
Задач№4
Вычислить абсолютную погрешность вольтметра В7-26 при измерениях напряжения в цепи постоянного тока. Класс точности вольтметра задан максимально приведенной погрешностью γm=±2,5 %. Используемый в работе предел шкалы вольтметра Uнорм=30 В.
6.4. Темы для рефератов
1.Правила проведения энергетического обследования предприятий ЖКХ
2.Энегоаудит теплового хозяйства.
3.Энегоаудит электро хозяйства.
4.Оценка эффективности использования ТЭР в хозяйстве.
5.Учет и использование вторичных ТЭР
6.Энергосбережение в системах теплоснабжения
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п