учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение почвенных микробных ассоциаций, как факторов почвенного плодородия, овладение методами определения количественного и качественного состава микроорганизмов, экологии микроорганизмов, в области сельскохозяйственной микробиологии; изучение эпифитных микроорганизмов, микробиологических продуктов и биопрепаратов сельскохозяйственного значения.
ОПК-5: Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Сложный метод окраски. Окраска по Граму-Синев
Приготовление питательных сред
Биопрепараты в земледелии
Санитарно-микробиологическая характеристика продуктов животного происхождения и факторов внешней среды: методическое пособие для лабораторно-практических занятий и самостоятельных работ / Г. Д. Галсанова [и др.]; Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2014. - 63 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2468
Лабораторно-практические занятия по курсу сельскохозяйственной микробиологии для студентов агрономического факультета : методические указания / М. Ц. Гармаев, Г. Д. Галсанова, В. Ц. Цыдыпов. - Улан-Удэ : РИО БГСХА, 2002. - 40 с. (45 экз.) Библиотека БГСХА
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень модульных вопросов
Комплект разноуровневых задач
Кейс-задачи
Микробиология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Определение, объект, предмет и методы исследования микробиологии. Становление и развитие дисциплины. Вклад отечественных и зарубежных исследователей в микробиологическую науку. Структура, цели и задачи микробиологии (ОПК-5).
2. Мир прокариот. Бактерии, форма клеток, размеры. Ультраструктура бактериальной клетки. Поверхностные и внутренние структуры бактериальной клетки. Внутриклеточные включения и роль плазмид. Бактериальные споры (ОПК-5).
3. Размножение и движение бактерий. Таксис. Эукариотные организмы. Микроскопические грибы. Дрожжи: форма клеток, размеры, псевдомицелий и строение клетки. Пиноцитоз, фагоцитоз, размножение и роль дрожжевых грибов в природе, их практическое использование (ОПК-5).
4. Микромицеты: мицелий, воздушные и субстратные гифы, особенности их строения и функций, гифы септированные и несептированные (ценоцитные) и их строение. Размножение мицелиальных грибов, их роль в природе, практическое значение (ОПК-5).
5. Элементный и биохимический состав клетки микроорганизма. Роль воды, белков, жиров, углеводов, гликопептидов в клетках микроорганизмов (ОПК-5).
6. Питание микроорганизмов. Значение концентрации, растворимости, строения, заряда и размеров молекул питательных веществ для питания микробов. Перенос питательных веществ внутрь клетки. Пассивная диффузия, облегчённый перенос, активный перенос. Скорость усвоения питательных веществ микробами (ОПК-5 ).
7. Отношение бактерий к углероду и источникам энергии. Автотрофные микроорганизмы. Фото- и
хемосинтез у бактерий. Работы С.И. Виноградского. Гетеротрофные бактерии (ОПК-5).
8. Факультативно-гетеротрофные микроорганизмы. Источники азота, серы, фосфора, микроэлементов для микроорганизмов; потребность в незаменимых аминокислотах и витаминах (ОПК-5 ).
9. Ферменты микроорганизмов, их локализация и получение ферментных препаратов путём микробного синтеза (ОПК-5).
10. Иммобилизированные ферменты. Энергетический обмен у микробов. Отношение микробов к кислороду - аэробы, анаэробы, факультативные анаэробы. Дыхание, брожение, термогенез и явление свечения у микробов. Их отношение к энергии (фото- и хемосинтез), к биологически активным веществам (ОПК-5).
11.Взаимосвязь микроорганизмов со средой обитания (экосистемы, биотические и абиотические компоненты, биоценоз и паразитоценоз) (ОПК-5).
12. Численность и разнообразие микроорганизмов в экосистемах. Взаимоотношения между различными группами
13. Оптимальные условия развития микроорганизмов и характер воздействия на них физических,
химических и биологических факторов среды; приспособительные возможности микробов к воздействию этих факторов (ОПК-5 ).
14. Методы стерилизации микроорганизмов. Антибиотики: классификация, характеристика фитонцидов и антибиотиков микробного происхождения, их продуцента, механизмы действия (ОПК-5).
15. Роль микроорганизмов в превращении соединений азота и углерода. Круговорот углерода в природе (ОПК-5).
16. Превращение микроорганизмами безазотистых веществ в анаэробных условиях. Гомо- и гетероферментативное молочнокислое брожение; пропионовокислое, спиртовое брожения, группа
маслянокислых брожений - глюкозы, целлюлозы, пектиновых веществ, ацетонобутиловое брожение (ОПК-5).
17. Химизм процессов. Возбудители, их характеристика. Роль бродильных процессов в природе и практическое использование (ОПК-5).
18. Превращение микроорганизмами безазотистых веществ в аэробных условиях. Окисление водорода, метана, циклических углеводородов, жира, спиртов, целлюлозы, сахаров. Химизм процессов. Возбудители, их характеристика. Роль окислительных процессов в природе и их практическое значение (ОПК-5).
19. Круговорот азота в природе. Превращение микроорганизмами азотсодержащих веществ. Аммонификация мочевины, белков, нуклеиновых кислот, хитина. Маслянокислое сбраживание аминокислот (ОПК-5).
20. Нитрификация автотрофная и гетеротрофная. Денитрификация прямая и косвенная. Азотфиксация. Химизм процессов, возбудители, их характеристика. Значение процессов трансформации азотсодержащих соединений микробами для продуктивности водоёмов (ОПК-5).
21. Превращение микроорганизмами соединений серы, фосфора и железа (ПКС-2, ОПК-5).
22. Минерализация белковых соединений с образованием сероводорода. Понятия сульфофикация, десульфофикация. Роль тионовых, серных бактерий в круговороте серы в природе (ОПК-5).
23. Микроорганизмы, участвующие в превращении органических соединений фосфора и превращений железа. Химизм процесса биологического превращения железа и биологическая характеристика железобактерий (ОПК-5).
24. Закономерности изменения количественного и качественного состава микрофлоры в зависимости от типа почв. Эколого-географические закономерности распространения микроорганизмов в почвах. Стратегии жизнедеятельности микроорганизмов в почве (ОПК-5).
25. Взаимовлияние высших растений и микроорганизмов на плодородие почвы (ОПК-5).
26. Ассоциации почвенных микроорганизмов с корневой системой растений – ризосфера и ризоплана. Роль микроорганизмов в формировании гумуса и его разрушении. Значение почвенных
микроорганизмов при рекультивировании земель (ОПК-5).
Перечень модульных вопросов
Модуль 1
1. Влияние физических факторов на микроорганизмы: температура, влажность, свет, ультразвук и др.
2. Влияние химических факторов на микроорганизмы: кислота, щелочи, спирт, формалин, рН и др.
3. Что такое бактериофаг и его строение?
4. Как используют бактериофаги?
5. Какими методами титруют бактериофаги?
6. Микрофлора почвы. Количественный и качественный состав микроорганизмов. Роль их в возникновении инфекционных болезней с/х животных.
7. Циклы превращения азота в природе
8. Какие микроорганизмы обусловливают аммонификацию (минерализацию) белков?
9. Какие микроорганизмы обусловливают нитрификацию и денитрификацию?
10. Какие микроорганизмы обусловливают аэробное и анаэробное разложение клетчатки?
11. Микроорганизмы, разлагающие целлюлозу в рубце жвачных животных
12. Роль микробов в пищеварении соединений фосфора в природе.
13. Роль микробов в круговороте серы в природе.
14. Роль микробов в круговороте железа
15. Понятие о наследственности и изменчивости микроорганизмов. Понятие о генетике, генотипе и фенотипе.
16. Фенотипические проявления изменчивости. Генотипическая изменчивость. Спонтанные и индуцированные мутации.
17. Хромосомные и внехромосомные микробиологические детерминанты.
18. Рекомбинационная изменчивость у бактерий.
19. Направленная изменчивость микроорганизмов. Принципы генной инженерии и ее практическое применение.
20. Микроорганизмы и эволюционный процесс. Гипотезы о происхождении жизни и свойствах первичных организмов.
21. Что такое плазмиды?
22. Что такое стерилизация? Какие виды стерилизации используются в микробиологической практике?
23. Какие Вы знаете способы подготовки лабораторной посуды?
24. Что такое питательная среда? Какие виды питательных сред Вы знаете?
Модуль 2
1. Расскажите о строении клетки бактерий. Форма и размеры бактериальных клеток. Способы размножения
2. Что такое бактериальная спора? Какие типы спорообразования характерны для бактерий?
3. Что такое капсула? Расскажите о её строении и назначении.
4. Какие структуры определяют подвижность бактерий? Типы жгутикования у бактерий.
5. Что такое чистая культура бактерий? Расскажите о методах пересева культур бактерий на питательные среды.
6. Что такое колония бактерий?
7. Что относится к культуральным признакам бактерий?
8. Как изучаются морфологические признаки бактерий? Расскажите метод окраски бактерий по Граму.
9. Расскажите о строении дрожжевой клетки. Какие Вы знаете способы размножения дрожжей?
10. Расскажите о строении плесневых грибов. Способы размножения гифомицетов.
11. Какие методы используют для санитарно-микробиологического анализа почвы?
12. Что такое общее микробное число почвы? В каких единицах оно измеряется?
13. Какие группы микроорганизмов учитываются при расчёте микробного числа воды? На какой вид загрязнения воды они указывают?
14. В чём сущность метода фильтрования пробы воды в аппарате Зейтца?
15. Что такое титр-титр и индекс-индекс? Как рассчитываются эти показатели?
16. Расскажите как проводят санитарно-микробиологический анализ воздуха по методу Коха. Сущность метода.
17. Что такое молочнокислое брожение? Возбудители гомо- и гетероферментативных брожений. Химизм. Значение.
18. Что такое маслянокислое брожение? Возбудители. Химизм. Значение.
19. Что такое спиртовое брожение? Возбудители. Химизм. Значение.
20. Что такое аммонификация белка? Какие микроорганизмы участвуют в этом процессе? Напишите химическое уравнение процесса. Постановка опыта.
21. Что такое денитрификация? Какие микроорганизмы участвуют в этом процессе? Напишите химическое уравнение процесса. Постановка опыта.
22. Что такое азотфиксация? Какие микроорганизмы участвуют в этом процессе? Напишите химическое уравнение процесса. Постановка опыта.
23. Расскажите о методе серийных разведений при посеве воды и почвы.
24. Расскажите о методе стёкол обрастания при исследовании микрофлоры почвы.
25. Что за понятия ризосфера и ризоплана?
26. Функции ризосферных микроорганизмов.
27. Эпифитная микрофлора.
28. Определение подвижности микроорганизмов
УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
СОЕДИНЕНИЯ, ОБРАЗУЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ СПИРТОВОГО БРОЖЕНИЯ:
1-этиловый спирт
2-уксусный альдегид
3-пировиноградная кислота
ЭТАПЫ КРУГОВОРОТА АЗОТА
1-денитрификация
2-минерализация органических азотсодержащих соединений
3-азотфиксация
4-нитрификация
ЭТАПЫ АММОНИФИКАЦИИ БЕЛКА
1-дезаминирование аминокислот
2-гидролиз
3-трансформация углеродных остатков
НАПИШИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА
ДРОЖЖИ ПО ОТНОШЕНИЮ К КИСЛОРОДУ
1) аэробы; 2) анаэробы; 3) факультативные анаэробы
CLOSTRIDIUM BUTURICUM ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ
1) сахаролитических видов;
2) протеолитических видов
МОЛОЧНОКИСЛЫЕ БАКТЕРИИ
1) аэробы; 2) аэротолеранты; 3) микроаэрофилы
ДОПОЛНИТЕ
Тип молочнокислого брожения, при котором образуется только молочная кислота, называется
Усвоение бактериями молекулярного азота
называется…………………………..
В зависимости от характера продуктов распада корневой системы происходит смена популяции микробов. Смена популяции происходит до тех пор, пока органические вещества растительных, животных и микробных остатков не разложатся до своих конечных продуктов.
Данный процесс осуществляется
1). Клубеньковыми бактериями
2). Молочнокислыми бактериями
3). Нитрифицирующими бактериями
Ассимиляция атмосферного азота микроорганизмами способствует увеличению общего баланса азота в почве. При этом особая роль отводится бактериям, находящихся в симбиозе с корневой системой растений, усваивающий элементарный азот атмосферы и таким образом обогащают почву связанным азотом.
В процессе симбиотической азотфиксации образуют клубеньки …….
Укажите не менее трех вариантов ответа ……..
пшеница, фасоль, бобы, ячмень, горох, рожь
Ассимиляция атмосферного азота микроорганизмами способствует увеличению общего баланса азота в почве. При этом особая роль отводится бактериям, находящихся в симбиозе с корневой системой растений, усваивающий элементарный азот атмосферы и таким образом обогащают почву связанным азотом.
Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
1) Аммонификация
2) Иммобилизация
3) Азотфиксация
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
А) перевод минеральной формы азота в белок цитоплазмы бактерий.
Б) Превращение органических форм азота (белки, пептиды, аминокислоты, ДНК, РНК, мочевина и др.) в аммиачный азот.
В) В процессе происходит накопление аммиачного азота в почве.
Основой клеточной стенки бактерий является пептидогликан, от него зависят прочность и ригидность клетки. У бактерий пептидогликан однослойный, сравнительно тонкий. Образовавшийся комплекс – генцианфиолетовый и йод вымывается спиртом и эти бактерий окрашиваются в красный цвет.
Данные бактерии относятся к
1) Спорообразующим
2) Грамположительным
3) Капсулообразующим
4) Грамотрицательным
Основой клеточной стенки бактерий является пептидогликан, от него зависят прочность и ригидность клетки. У бактерий пептидогликан однослойный, сравнительно тонкий. Образовавшийся комплекс – генцианфиолетовый и йод вымывается спиртом и эти бактерий окрашиваются в красный цвет.
Окрашивание бактерий в красный цвет указывает на химическое строение…………
Цитоплазматической мембраны, капсулы, клеточной стенки, цитоплазмы.
Основой клеточной стенки бактерий является пептидогликан, от него зависят прочность и ригидность клетки. У бактерий пептидогликан однослойный, сравнительно тонкий. Образовавшийся комплекс – генцианфиолетовый и йод вымывается спиртом и эти бактерий окрашиваются в красный цвет.
Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
1) Простой метод окраски
2) Сложный метод окраски
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
А) позволяет выявить особенности строения и химического состава клетки.
Б) позволяет определить форму бактериальной клетки.
Способ получения энергии, путем сбраживания углеводов, превращая их в молочную, масляную кислоты и этиловый спирт относится к брожению.
Распределите последовательность расположения возбудителей брожений в порядке, приведенном выше конечных продуктов
1) Клостридии
2) Дрожжи
3) Лактобациллы
Способ получения энергии, путем сбраживания углеводов, превращая их в молочную, масляную кислоты и этиловый
Брожение это…
1. Окислительно-восстановительный процесс, при котором донорами протонов служат органические соединения, а акцепторами их являются уксусный альдегид, пировиноградная кислота и др. органические соединения.
2. Окислительно-восстановительный процесс, при котором акцепторами водорода всегда служат сульфаты, карбонаты, т.е. атомарный кислород.
3. Окислительно-восстановительный процесс, при котором акцепторами водорода всегда служит молекулярный кислород.
Способ получения энергии, путем сбраживания углеводов, превращая их в молочную, масляную кислоты и этиловый спирт относится к брожению.
Данный процесс осуществляется
1). Облигатными анаэробами
2). Факультативными анаэробами
3). Аэробами
Способ получения энергии, путем сбраживания углеводов, превращая их в молочную, масляную кислоты и этиловый спирт относится к брожению.
Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
1). Облигатными анаэробы
2). Факультативными анаэробы
3). Аэробы
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
А) микроорганизмы, развивающиеся только при полном или почти при полном отсутствии молекулярного кислорода;
Б) бактерий, способны размножаться как в присутствии молекулярного кислорода, так и без него;
В) микроорганизмы, которые для своего роста и размножения используют только молекулярный кислород.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
для учета в рейтинге (оценка)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п