учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение методов селекции, организации и техники селекционного процесса,
теоретических основ семеноводства, организации семеноводства и технологий производства
высококачественных семян и посадочного материала плодово-ягодных культур.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
ИД-1ОПК-1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных научных, а также общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда
ИД-2ОПК-1 Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства
ИД-3ОПК-1 Применяет информационно коммуникационные технологии в решении типовых задач в области садоводства
:
:
отлично умеет решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно коммуникационных технологий
информационно коммуникационных технологий
информационно-коммуникационных технологий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Вопросы для круглого стола
Вопросы для текущего устного опроса
Тестовое задание (примерное)
Селекция и семеноводство садовых культур
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Селекция овощных и плодовых культур, задачи и цели.
2. Этапы развития селекционной работы по овощным и плодовым культурам.
3. Основные направления селекции плодовых и ягодных культур.
4. Вклад ученых: И.В. Мичурина, С.И. Жегалова, Н.И Вавилова в развитие
селекции овощных культур.
5. Источники исходного материала для селекции. Образцы Мировой
коллекции ВННИИР им. Н.И. Вавилова.
6. Признаки овощных, плодовых растений: количественные и качественные.
Корреляции между признаками.
7. Биология цветения овощных растений.
8. Биология цветения плодовых культур.
9. Биология цветения ягодных культур.
10. Интродукция плодовых культур.
11. Исходный материал для селекции овощных и плодовых культур.
12. Понятие о систематике культурных растений.
13. Половое размножение и наследование признаков у растений.
14. Мутагенез как источник исходных форм для селекции.
15. Классификация мутаций.
16. Радиационный мутагенез.
17. Химический мутагенез.
18. Полиплоидия как один из методов селекции.
19. Классификация полиплоидов.
20. Анеуплоидия и еѐ использование в селекции.
21. Гаплоидия и еѐ использование в селекции.
22. Размножение растений на основе апомиксиса и андрогенеза.
23. Вегетативное размножение растений.
24. Массовый отбор.
25. Индивидуальный отбор.
26. Индивидуально-семейный и семейно-групповой.
27. Другие методы отбора.
28. Методы отбора, применяемые в селекции овощных культур.
29. Методы отбора, применяемые в селекции плодовых культур.
Селекция плодовых культур. Основные направления и методы селекции.
Достижения селекции.
30. Селекция плодовых растений с использованием биометрических методов.
31. Селекция овощных растений с использованием биометрических методов.
32. Особенности селекции косточковых культур. Современные методы
селекции. Оценка селекционного материала.
33. Апробация сортов в плодовом питомнике.
34. Предварительный отбор гибридных сеянцев по морфологическим
признакам.
35. Техника и методика Государственного сортоиспытания. Государственный
реестр селекционных достижений, допущенных к использованию на
территории РФ.
36. Селекционная оценка материала на урожайность .
37. Селекционная оценка материала на качество продукции.
38. Современные методы селекции садовых культур с использованием
биотехнологии.
39. Современные методы селекции плодовых культур .
Вопросы для текущего устного опроса
тема: История селекции плодовых и ягодных растений
1.Что послужило причиной того, что уже ко времени возникновения древних земледельческих цивилизаций у народов умеренного климата имелись плодовые растения с достаточно высоким уровнем окультуренности?
2.Откуда появились у современных сортов плодовых культур крупные и сладкие плоды (яблоня, груша, слива и т.д.), или плоды с ядрами без горечи (миндаль)?
3. По каким признакам обычно проводился отбор местным населением плодов, впоследствии ставших аборигенными сортами?
4.Что называется селекцией на адаптивность к местным условиям?
тема: Задачи селекции. Модели сортов.
1.Объясните понятие «лимитирующие признаки» для возделывания сорта в конкретных условиях.
3.В чём состоит многоплановость работы по селекционному улучшению плодовых и ягодных культур?
4.Как вы понимаете моно и гетерозиготность сорта по тому или иному признаку?
тема: Техника селекционного процесса
1.С чего начинается выращиваниме гибридных сеянцев?
2.В какой степени зрелости обычно выделяют семена из плодов?
3.В какой степени зрелости выделяют семена у шиповника и почему?
4.У каких культур семена восприимчивы к стратификации уже в плодах?
5.Какие материалы используют в качестве субстрата для семян при стратификации?
6.Для чего нужен субстрат при стратификации?
7.Для чего и в каких случаях семена отдельных сортов некоторых плодовых культур необходимо проращивать в стерильных условиях — в культуре in vitro?
Тема: Межсортовая гибридизация
1.Что называется межсортовой (или внутривидовой) гибридизацией?
2.Что называется отдалёной гибридизацией?
3.Что называется мутагенезом?
4.Что называется полиплоидией?
5.Что называется полиморфизмом в пределах вида?
6.Что называется гибридологическим анализом применительно к межсортовой гибридизации?
7.Что называется генетико-статистическими подходами применительно к межсортовой гибридизации?
8.Что называется фенотипом и генотипом?
9.Что называется самоплодными и самобесплодными формами плодовых растений?
10.Что называется рецикропными, анализирующими и беккроссовыми скрещиваниями?
Тема: Отдалённая гибридизация
1.Раскройте понятие «отдалённая гибридизация». Для чего она применяется?
2.Назовите и охарактеризуйте три основных барьера несовместимости, которые необходимо преодолеть в процессе получения и селекционного использования отдаленных гибридов.
3.Какой метод был предложен И.В. Мичуриным для преодоления нескрещиваемости?
4.Влияет ли способность к образованию отдалённых гибридов в зависимости от условий внешней среды?
5.В каких случаях оказывается эффективным метод выращивания зародыша, выделенного из зеленого плода, на искусственных средах (in vitro)?
6.В каком случае жизнеспособность гибридов выше – при межсортовой или межвидовой гибьридизации?
7.Какие внешние проявления несовместимости вы знаете?
Тема: Мутагенез
1.Что такое мутации и каковы причины их возникновения?
2.Что такое «почковая мутация и какие последствия она вызывает?
3.Что происходит, когда в состав ростовых меристем верхушек побегов входит изменившаяся клетка наряду с неизменёнными и как называют такой неоднородный побег?
4.Какие клетки обычно вытесняют других в ткани побега – мутантные или нормальные?
5. Расположите по частоте возникновения у плодовых мутации по окраске плодов, их форме, их размеру, по зимостойкости деревьев.
Тема: Полиплоидия
1.Что такое «анеуплоидия» «гаплоидия» и как они отражаются на дальнейшей плодовитости?
2.Что такое полиплоидия и каких кратностей она бывает? Приведите примеры.
3. Значение полиплоидных видов плодовых и ягодных растений в селекции.
Тема: Апомиксис
1.Что такое апомиксис и для чего он используется?
2.Что такое партеногенез? Приведите примеры.
3.Каково значение апомиксиса в плодоводстве и селекции?
4.Что такое партенокарпия? У каких плодовых и ягодных растений она встречается?
Тема: Основы семеноводства овощных культур
1.Что изучает семеноводство?
2.Какие типы семенников свойственны основным овощным растениям? Сколько типов?
3.Назовите 3 последовательных периода онтогенеза семени.
4.Что происходит с семенем на этапе формирования?
5.Что происходит с семенем на этапе налива семян?
6.Что происходит с семенем на этапе созревания?
7.Назовите и охарактеризуйте 3 фазы спелости семян.
8.Почему нежелательно оставлять семенные растения на корню до холодов?
9.Для чего применяется выборочная уборка и дозаривание семенных овощных растений?
10.Какие цели преследует сушка семян семенных растений у овощных культур?
11.Для чего нужны севообороты в семеноводстве овощных
культур?
Вопросы для круглого стола
тема: Исходный материал для селекции
1.К каким родам и видам относятся основные плодовые и ягодные растения?
2.Из каких генетических центров произошли наши плодовые и ягодные растения?
3.Какие селекционно ценные признаки характерны для видов плодовых и ягодных растений в различных центрах
4.Что такое вторичные центры происхождения плодовых и ягодных растений?
5.Что такое доноры и источники селекционно ценных признаков?
6.Каким образом и с какой целью создают генетические коллекции плодовых и ягодных растений?
7.Для чего необходимо проведение гибридологического анализа у плодовых и ягодных растений?
8.Какова суть полигенного и аддитивного наследования признаков у плодовых растений?
9.Что называют донором и рецепиентом наследуемого признака при селекции плодовых растений?
Тема: Сортовые и посевные качества семян. Сортовой и семенной контроль
1.Что называется сортовой чистотой и энергией прорастания семян в селекции?
2.Что называется всхожестью и жизнеспособностью семян?
3.Что называется влажностью семян?
4.Что включает в себя государственный сортовой контроль?
5.Что называется полевой апробацией семян?
6.Как отбирается проба овощных растений для при определении сортности посева?
7.Что называется лабораторным, что – оранжерейным и что -грунтовым сортовым контролем?
8.Что включает в себя внутрихозяйственный сортовой контроль в селекции овощных культур?
9.Перечислите основные положения по документации семенного материала.
Тема: Хранение семян. Семеноводство однолетних овощных культур
1.Что называется биологической и хозяйственной долговечностью семян?
2.Какие факторы способствуют долгому (до 10-11 лет) хранению семян?
3.Что называется критической влажностью семян и как влияет на неё содержание жира в семенах?
4.В чём лучше всего хранить семена и почему?
5.Какая температура и влажность являются оптимальными для хранения семян арбуза, капустных, тыквенных, свеклы, перца?
6.Какие требования к складам для хранения семян?
7.Какие требования к размеру партии, материала и объёма мешков, пломбировке, маркировке, материалу настила на пол склада, к вентиляции?
8.Что означает выражение «томат – факультативносамоопыляющееся растение?
9.Назовите основной способ выращивания семян томата в нашей стране и расскажите о нём.
10.Расскажите подробно технологию при массовом производстве семян томата.
Тестовое задание (примерное)
1. Наука, которая разрабатывает новые пути и методы получения сортов растений и их гибридов, пород животных.
Ответ: Селекция
2. Научная дисциплина в агрономии, которая занимается изучением сортов плодовых и ягодных растений, сортоведение. От латинского pomum, ”фрукт" + -логия
Ответ: Помология
3. _______________- это скрещивание (естественное или искусственное), соединение двух наследственно различающихся гамет при оплодотворении. При ________________ идут сложные формообразовательные процессы, её успех в значительной степени определяется правильным подбором исходных родительских форм для скрещивания. В полученном от скрещивания двух сортов растений потомстве селекционер наблюдает многообразие сочетаний различных признаков, обусловленное различными комбинациями наследственных факторов этих сортов.
Ответ: гибридизация
4. Самая древняя одомашненная с/х культура?
Ответ: пшеница
5. Что такое донор - полезных признаков
а. формы, стойко передающие свои полезные признаки в следующее поколение
б. формы, обладающие полезными признаками
в. формы с высокой клоновой изменчивостью
г. все ответы верны
ответ: а
6. По какому принципу подбираются родительские пары
а. эколого-географическому принципу
б. по генотипу
в. лучшим признакам (по фенотипу)
г. все ответы верны
ответ: в
7. По каким признакам ведется отбор в селекционном саду
а. - морфологическим признакам
б. - зимостойкости
в. - комплексу хозяйственно-полезных признаков
г. – засухоустойчивости
Ответ: в
8. На чем основан предварительный отбор гибридных сеянцев в питомнике
а. - на знании морфологических признаков
б. - на корреляциях морфологических и хозяйственных признаков
в. - на знание хозяйственных признаков
г. – на знание хозяйственно-полезных признаков
9. Что такое стратификация семян
а. - подготовка к посеву
б. - отбор лучших
в. - выдерживание семян во влажном субстрате при низкой температуре 00 + 20С
г. – подготовка к хранению семян
Ответ: в
10. Где хранится готовая пыльца
а. в сухом месте
б. в эксикаторе
в. в эксикаторе и холодильнике
г. в сушильном шкафу
ответ: б
11. Как проводится кастрация цветков у малины
а. с оставлением околоцветника
б. с удалением околоцветника
в. с удалением только лепестков
г. с удалением околоцветника и лепестков
ответ: б
12. Когда проводится опыление цветков
а. в день кастрации
б. через 2-3 суток после кастрации
в. на второй день после кастрации
г. через 5-е сутки после кастрации
ответ: б
13. Чем завершается апробация в питомнике
а. - заполнение журнала
б. - подсчетом примесей и дичков
в. - составление акта апробации
г. – получением патента
Ответ: в
14. Что и где изучается при производственном сортоизучении
а. лучшие сорта на производственных участках
б. выделение сорта, элитные сеянцы по итогам первичного и государственного сортоиспытания в специализированных хозяйствах
в. сорта выделение при первичном изучении, на производственных участках
г. все ответы верны
ответ: б
15. На чем основана методика помологического описания сортов
а. на изучении отдельных морфологических признаков
б. на изучении признаков плодов
в. на изучении фенологии
г. на изучении фенологии, хозяйственно-полезных и морфологических признаков
Ответ: г
Знать, уметь
16. На рисунке представлена _________ с удалением околоцветника.
Ответ: кострация
17. ________________ – перенос в какую-либо страну или область видов и сортов растений ранее здесь не произраставших.
Ответ: интродукция
18. Установите соответствие:
1. Сорт-клон
2. Сорт-популяция
3. Сорт перспективный
а. – сорт представляющий совокупность наследственно неоднородных растений.
б. – ценный, проходящий государственное сортоиспытание по не включенный в госреестр и районирование.
в. – генотипически однородное вегетативное потомство, полученное от одной первоначальной особи.
Ответ: 1- в; 2- а; 3- б
18. ____________ – прерывистые, скачкообразные изменения наследственности вызываемые сильно действующими факторами.
Ответ: мутации
19. Слишком жаркая и сухая погода, особенно при ветре, вызывает высыхание секрета рылец. Так как длительность периода жизнеспособности цветка невелика и весь период цветения плодовых растений непродолжителен (7-10 суток), обычно делают опыление при всякой погоде, но только не во время дождя. Если во время выполнения работы начал накрапывать дождь, нужно немедленно убрать посуду с пыльцой в _________________.
20. Установите соответствие:
1. Г. Д. Карпеченко
2. И.В. Мичурин
3. Л. А. Колесников
4. В.С. Пустовойт
а. автор многих сортов плодово-ягодных культур
б. работал по селекции подсолнечника на повышение масличности семян
в. селекционер сирени
г. получил капустно-редечный гибрид
ответ: 1- г; 2- а; 3- в; 4-б.
21. Что изображено на рисунке?
Ответ: кастратор
22. Для хранения пыльцы используют?
Ответ: эксикатор
23 . «Капустно-редечный гибрид»
1. Кем был получен капустно-редечный гибрид?
а. Г. Д. Карпеченко Кем был получен капустно-редечный гибрид
б. И.В. Мичурин автор многих сортов плодово-ягодных культур
в. Л. А. Колесников селекционер сирени
г. В.С. Пустовойт по селекции подсолнечника на повышение масличности семян
2. Когда?
а. 1924
б. 1939
в. 1945
г. 2009
Ответ: 1.- а; 2. – а
24.У тыквы белая окраска плодов определяется доминантным геном W, а желтая – доминантным геном Y. Ген W эпистатичен по отношению к гену Y, и последний в его присутствии не проявляется. Рецессивные аллели этих генов в гомозиготном состоянии дают зеленую окраску плодов. Скрещивали растение с белыми плодами, имеющие генотип WWYY, с растением, имеющим зеленые плоды. Сколько растений в F1 с белыми плодами?
а. 100%
б. 75%
в. 50%
г. 25%
Ответ: а
25.У томатов красная окраска плодов R доминирует над желтой r, а высокорослость H над карликовостью h. Дигетерозиготное красноплодное высокорослое растение скрещено с желтоплодным карликовым растением. Какое расщепление по фенотипу?
Ответ: 1:1:1:1
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п