учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Ободоева С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение организации работы по охране труда на предприятии; опасных и вредных производственных факторов на производстве; основных требований к производственным помещениям и рабочим местам; способов защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов; основных мероприятий по пожарной безопасности и оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
Задачи: Изучение организации работы по охране труда на предприятии; опасных и вредных производственных факторов на производстве; основных требований к производственным помещениям и рабочим местам; способов защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов; основных мероприятий по пожарной безопасности и оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ОПК-3
ИД-1 Создает безопасные условия труда, обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ИД-2 Владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ИД-3 Выявляет и устраняет проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ИД-4 Проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ИД-2 Не знает и не понимает принципы, методы и средства обеспечения безопасности человека
ИД-3 Не знает и не понимает вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте
ИД-2 Плохо знает и понимает принципы, методы и средства обеспечения безопасности человека
ИД-3 Плохо знает и понимает вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте
ИД-2 Знает и понимает принципы, методы и средства обеспечения безопасности человека, но допускает неточности
ИД-3 Знает и понимает вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте, но допускает ошибки
ИД-2 В полной мере знает и понимает принципы, методы и средства обеспечения безопасности человека
ИД-3 В полной мере знает и понимает вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте
ИД-2 Не умеет выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей деятельности
ИД-3 Не умеет пользоваться правилами и нормами по охране труда
ИД-2 Плохо выбирает методы защиты от опасностей применительно к сфере своей деятельности
ИД-3 Плохо пользуется правилами и нормами по охране труда
ИД-2 Умеет выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей деятельности, но допускает ошибки
ИД-3 Умеет пользоваться правилами и нормами по охране труда, но допускает ошибки
ИД-2 В полной мере владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов
ИД-3 В полной мере умеет пользоваться правилами и нормами по охране труда
ИД-2 Не владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов
ИД-3 Не владеет навыками использования средств индивидуальной и коллективной защиты
ИД-2 Плохо владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов
ИД-3 Плохо владеет навыками использования средств индивидуальной и коллективной защиты
ИД-2 Владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов, но допускает ошибки
ИД-3 Владеет навыками использования средств индивидуальной и коллективной защиты, но допускает ошибки
ИД-2 В полной мере владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов
ИД-3 В полной мере владеет навыками использования средств индивидуальной и коллективной защиты
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Охрана труда: практ. пособие / П.М. Федоров. - 2-е изд. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 137 с. + Доп. материалы Режим доступа http://new.znanium.com]. - Текст: электронный.
Безопасность жизнедеятельности. Производственный травматизм и профессиональные заболевания: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки специалистов и бакалавров / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост.: С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 81 с.
Обучение и инструктирование работников по охране труда учебно-методическое пособие по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" / С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. - 43 с.
Пожары. Изучение устройства огнетушителей: методические указания по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" / О. Д. Багинова, С. Д. Саможапова. - ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. - 29 с.
Изучение устройства огнетушителей и пожарной техники: учебно-методическое пособие по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" / С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. - 35 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект заданий для контрольных работ
3.Темы для составления инструкции
4. Комплект заданий для практических работ
5. Комплект заданий для деловой (ролевой) игры
7. Комплект тестовых заданий
Охрана труда
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Трудовая деятельность человека (ОПК – 3)
2. Классификация опасных и вредных факторов (ОПК – 3)
3. Классификация условий труда по травмобезопасности и по степени вредности и опасности (ОПК – 3)
4. Законодательство Российской Федерации об охране труда, и сфера его применения (ОПК – 3)
5. Органы надзора и контроля за выполнением требований охраны труда (ОПК – 3)
6. Ответственность работодателей, должностных лиц и работников за несоблюдение законодательных актов по ОТ (ОПК – 3)
7. Влияние производственной пыли на организм человека (ОПК – 3)
8. Механические колебания. Вибрация. Действие вибрации на человека (ОПК – 3)
9. Акустические колебания. Шум. Влияние шума на человека (ОПК – 3)
10. Электрический ток. Действие электрического тока на человека (ОПК – 3)
11. Атмосферное электричество. Действие атмосферного электричества на человека (ОПК – 3)
12. Методы очистки воздуха от пыли (ОПК – 3)
13. Методы очистки воздуха от газообразных загрязнителей (ОПК – 3)
14. Методы снижения вибрации на производстве (ОПК – 3)
15. Методы и средства защиты от шума (ОПК – 3)
16. Технические способы и средства защиты человека от электрического тока (ОПК – 3)
17. Средства защиты, используемые в электроустановках. Напряжение прикосновения. Напряжение шага (ОПК – 3)
18. Защита от статического электричества (ОПК – 3)
19. Защита от атмосферного электричества (ОПК – 3)
20. Защита от механического травмирования. Предохранительные, блокировочные, сигнализирующие устройства. Дистанционное управление (ОПК – 3)
21. Система цветов и знаков безопасности (ОПК – 3)
22. Вентиляция. Системы вентиляции (ОПК – 3)
23. Системы отопления (ОПК – 3)
25. Охрана труда. Функции, задачи (ОПК – 3)
26. Инструкции, составление инструкций по ОТ (ОПК – 3)
27. Разделы инструкций по охране труда (ОПК – 3)
28. Виды инструктажей и их описание (ОПК – 3)
29. Производственный травматизм. Травма. Виды травм (ОПК – 3)
30. Методы анализа производственного травматизма (ОПК – 3)
31. Расследование и учет несчастных случаев на производстве (ОПК – 3)
32. Исследование микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны в помещении (ОПК – 3)
33. Параметры микроклимата и их влияние на организм человека (ОПК – 3)
34. Специальная оценка условий труда (ОПК – 3)
35. Пожары. Активные и пассивные методы защиты (ОПК – 3)
36. Огнетушащие вещества. Основные группы и устройство огнетушителей (ОПК – 3)
37. Спринклерные и дренчерные установки пожаротушения (ОПК – 3)
38. Клиническая смерть и правила выполнения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и непрямого массажа сердца (ОПК – 3)
39. Оказание первой помощи при кровотечениях (ОПК – 3)
40. Оказание первой помощи при переломах (ОПК – 3)
41. Оказание первая помощи при ожогах, переохлаждении, обморожениях (ОПК – 3)
42. Оказание первой помощи при обмороке, тепловом и солнечных ударах (ОПК – 3)
43. Оказание первой помощи при поражениях электрическим током (ОПК – 3)
44. Оказание первой помощи при отравлениях (ОПК – 3)
45. Организация и проведение спасательных работ и ликвидация последствий ЧС. Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы (ОПК – 3)
46. Порядок применения средств индивидуальной защиты (СИЗ) (ОПК – 3)
1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Безопасность труда при эксплуатации сельскохозяйственной техники
1. Что должны проходить лица, которые обслуживают сельскохозяйственные машины?
2.К основным причинам травматизма в сельском хозяйстве относят?
3. Какие виды обучения, стажировок и инструктажей проводят при выполнении работ?
4.Что относится к особенностям производственных процессов в животноводстве?
5. Какие могут воздействовать вредные и опасные производственные факторы на работника при проведении работ?
6. Кто допускается к работе по обслуживанию машин и оборудования?
Тема. Средства коллективной и индивидуальной защиты
1. Что такое индивидуальные средства защиты органов дыхания? На какие разновидности они подразделяются?
2. Что такое противогаз? Какие виды противогазов вы знаете?
3.От чего защищает противогаз? От чего противогаз защитить не может?
4.Что придается противогазу для повышения его защитных свойств?
5. Как производится подбор шлем-маски противогаза?
6. Что такое респиратор? Какие виды респираторов вы знаете, как они различаются?
7. От чего защищает каждый тип респиратора?
8. Какие простейшие средства защиты органов дыхания вы знаете?
9. Как изготовить ватно-марлевую повязку?
Тема. Исследование параметров микроклимата в производственных помещениях
1.В какое время и сколько раз в сутки производят замеры температура в помещениях?
2.С помощью каких приборов производится определение скорости движения воздуха?
3.Оптимальные значения параметров метеорологических условий в производственных помещениях.
4.Какое влияние оказывают на организм человека параметры метеоусловий в производственных помещениях?
5. С помощью каких приборов измеряется температура воздуха?
6. В каких точках измеряет температуру воздуха помещения по горизонтали и по вертикали?
7.Как определяется относительная влажность воздуха по показаниям психрометра?
Тема. Исследование освещенности рабочих мест
1. Классификация освещения производственных помещений.
2. Как подразделяется естественное освещение?
3. Как подразделяется искусственное освещение?
4. Как называется прибор, применяемый для измерения освещенности на рабочих местах.
5. Какие насадки на фотоэлемент используют при измерении освещённости помещений?
6. Какой принцип положен в основу работы люксметра Ю-116?
7. В каком месте проводят измерение наружной горизонтальной освещенности?
8. В каких единицах измеряется освещенность?
9. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с люксметром?
10. Каким документом регламентируются нормативные параметры освещения помещений
Комплект заданий для контрольной работы
Тема. СУОТ на предприятиях, ее функции и задачи
Вариант № 1
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
2. Своевременно и по установленным формам составлять заявки на средства индивидуальной защиты и обеспечивать выдачу спецодежды, спец обуви и других средств индивидуальной защиты, а также мыла, обезвреживающих средств, молока, лечебно-профилактического питания по действующим нормам и контролировать правильность их использования;
3. Оказывать содействие в организации санитарных постов и проведении предварительных, периодических медицинских осмотров работников основных профессий;
4. Изучение условий труда на рабочих местах, подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств, других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
5. Своевременная разработка и доработка инструкций по охране труда.
Вариант № 2
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Оказание подразделениям предприятия методической помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;
2. Своевременное составление списков работников с вредными условиями труда для прохождения периодических медицинских осмотров;
3. Ежеквартально подводить итоги работы по охране труда в подразделениях, отрасли;
4. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
5. Участвовать в разработке и выполнении планов улучшения условии труда.
Вариант № 3
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Принимать меры по оборудованию уголков по технике безопасности в отделениях, цехах, на производственных участках и объектах;
2. Содержание и эксплуатацию оборудования, инструмента, инвентаря и приспособлений, грузоподъемных приспособлений и транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств, санитарно-технических установок, организацию рабочих мест, производственных и бытовых помещений, проходов, проездов в соответствии с требованиями правил и норм техники безопасности и производственной санитарии;
3. Оказание подразделениям предприятия методической помощи при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда; по организации инструктажа, обучения и проверки знаний работников по охране труда;
4. Обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
5. Обеспечивать разработку безопасных маршрутов передвижения агрегатов и машин при выполнении работ.
Вариант № 4
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Проведение в установленные сроки через непосредственных руководителей (бригадиров, мастеров и др.) первичного, повторного, внепланового инструктажей по охране труда на рабочем месте со всеми работниками с обязательным оформлением их в журнале инструктажа;
2. Участие в проведении проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, определении их соответствия требованиям нормативных правовых актов по охране труда, выявлении нарушений, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии;
3. Обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работе) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности)и среднего заработка на время прохождения указанных мед. осмотров;
5. Организовывать и принимать участие в обучении специалистов среднего звена и рабочих по охране труда с последующей проверкой знаний; проводить вводный и текущий инструктаж при выдаче наряда-допуска на особо опасные работы
Вариант № 5
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Обеспечение производственных участков инструкциями по охране труда, предупредительными знаками и т.д.;
2. Контролировать своевременность и качество первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового и текущего инструктажей и правильность их оформления в журнале регистрации;
3. Разрабатывать и внедрять на предприятии механизацию и автоматизацию производственных процессов, приспособлений и устройств, обеспечивающих безопасность и безвредность работ;
4. Участие в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, но улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказывает организационную помощь по выполнению разработанных мероприятий;
5. Обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работника, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Обучение и инструктирование работников предприятий, учреждений и организации по безопасности труда
1. Дополните фразу: «Инструкция по охране труда могут разрабатываться как для
__________________________, так и на __________________________.
2. Разработка инструкций по охране труда обязанность:
а) руководителя предприятия
б) главного специалиста
в) всех работников предприятия
3. Для вводимых в действие новых производств допускается разработка:
а) типовых инструкций
б) временных инструкций
1. Дополните фразу: «Инструкция для работников разрабатываются на основе
______________, ___________ , ____________ ______________ , изложенных в
эксплуатационной и ремонтной документации заводов».
2. Принимать участие в разработке инструкций по охране труда для работающих на руководимом производственном участке - обязанность:
а) руководителя предприятия
б) главного специалиста
в) руководителя производственного участка
3. Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать:
а) 4 раздела
б) только 5 разделов
в) 5 разделов, при необходимости можно включать дополнительные разделы
1. Дополните фразу: «Инструкция по технике безопасности предназначены для того, чтобы указать работающему ___________________________________, чтобы предотвратить ___________________________________».
2. Утверждать инструкции по охране труда - обязанность:
а) руководителя предприятия
б) главного специалиста
в) заместителя министра сельского хозяйства РБ
3. Применение слов, подчеркивающих особое значение отдельных требований
(например: «особенно», «обязательно», «категорически» и т.п.):
а) разрешается
б) запрещается
Тема: Пожары. Изучение устройства огнетушителей
1. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется обозначение класса «Е»?
А) горение газообразных веществ
Б) горение металла или металлосодержащих веществ
В) горение электрооборудования, находящегося под напряжением
2. В каких огнетушителях в качестве огнетушащего средства используется двууглекислая сода?
А) аэрозольных;
Б) порошковых;
В) пенных;
3. С какой целью используют при пожаре в помещении распылённую струю?
А) для понижения температуры среды;
Б) для повышения концентрации кислорода
В) для более эффективного тушения пламени.
4. Какие действия не допускаются при использовании углекислотного огнетушителя?
А) срывать пломбу и выдёргивать чеку;
Б) держать огнетушитель в горизонтальном положении;
В) направлять раструб руками непосредственно на пламя.
5. Пожар – это?
А) неконтролируемый процесс горения;
Б) любое возгорание с образованием пламени и дыма;
В) неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением
материальных средств и создающий опасность для жизни людей.
6. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А) направить на него струю огнетушителя
Б) повалить человека на землю и накрыть плотной тканью
В) сорвать с него одежду.
7. Можно ли тушить горящие газы водой и пеной?
А) да,
Б) нет,
В) при определенных условиях.
8. Какие средства пожаротушения относятся к первичным?
А) пожарные краны, ручные огнетушители, ящики с песком, асбестовые и войлочные
полотна, бочки с водой
Б) пожарные краны, ручные огнетушители, установки пожаротушения, ящики с песком, асбестовые и войлочные полотна, бочки с водой
В) ручные огнетушители, ящики с песком, асбестовые и войлочные полотна, бочки с водой.
9. Что относится к огнетушащим средствам
А) вода, пена, газ,
Б) песок, земля, порошок,
В) ломы, багры, топоры, лопаты, кошма.
10. Переносные малолитражные огнетушители имеют объем гасящего вещества
А) до 4-х литров,
Б) от 4-х до 8 –и литров,
В) свыше 8-и литров.
11. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется
обозначение класса «Д»?
А) горение жидких веществ
Б) горение металлов и металлосодержащих веществ
В) горение твердых веществ.
12. По способу срабатывания огнетушители подразделяются на:
А) ручные, автоматические, комбинированные,
Б) переносные, стационарные, передвижные,
В) водные, пенные, порошковые.
13. Какой класс пожара можно тушить огнетушителем, если на его корпусе имеется обозначение класса «А»?
А) горение жидких веществ,
Б) горение твердых веществ,
В) горение газообразных веществ.
14. Первичные средства пожаротушения используют:
А) для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б) для тушения большого пожара
В) для локализации стихийного бедствия природного характера.
15. Для тушения каких пожаров применяются воздушно-пенные огнетушители
А) Пожаров класса А и В
Б) Пожаров класса С и D
В) Пожаров класса Е и F.
16. Какие сведения обязательны для наличия в паспорте огнетушителя?
А) дата последней зарядки (проверки) и вес заряда
Б) дата изготовления
В) дата последнего использования (если было)
Г) место изготовления и приобретения огнетушителя.
17. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
А) водой
Б) песком
В) пеной.
18. Назвать тип огнетушителя, предназначенного для тушения разнообразных материалов, предметов, веществ:
А) пенный;
В) воздушно-пенный.
19. Пожар какого класса можно потушить водным огнетушителем
А) Пожар класса А,
Б) Пожар класса В,
В) Пожар класса С.
20. Назвать огнетушитель, предназначенный для тушения возгораний различных материалов, кроме веществ горение, которых происходит без доступа воздуха:
А) углекислотный;
Б) химический пенный;
В) воздушно-капельный.
Комплект тестовых заданий
Задание 1 (выберите один вариант ответа)
Система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия называется…
Варианты ответов:
1) режим труда
2) охрана труда
3) инструктаж
4) режим отдыха
Задание 2 (выберите один вариант ответа)
При введении в действие новых и переработанных стандартов, при изменении технологического процесса, при нарушении работниками требований безопасности труда проводят…
Варианты ответов:
1) вводный инструктаж
2) повторный инструктаж
3) целевой инструктаж
4) внеплановый инструктаж
Задание 3 (выберите один вариант ответа)
Временная потеря трудоспособности с ее последующим полным восстановлением в процессе лечения называется…
Варианты ответов:
1) микротравма
2) легкая
3) тяжелая
4) смертельная
Задание 4 (выберите один вариант ответа)
Как называется вибрация, передающаяся через опорные поверхности на все тело человека?
Варианты ответов:
1) локальной
2) общей
3) местной
4) всесторонней
Задание 5 (выберите один вариант ответа)
Измерительный прибор, предназначенный для определения скорости ветра, а также для измерения скорости, направленных воздушных и газовых потоков называется…
Варианты ответов:
1) психрометр
2) анемометр
3) люксметр
4) амперметр
Задание 6 (выберите один вариант ответа)
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых ____?
Варианты ответов:
1) классов
2) концентраций
3) объединений
4) кучностей
Задание 7 (выберите один вариант ответа)
В каком документе подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения требований по охране труда?
1) протокол
2) договор
3) акт Н-1
4) гарантийный талон
Задание 8 (выберите один вариант ответа)
1) специалист по охране труда
2) представитель органа исполнительной власти субъекта РФ
3) представитель территориального объединения профсоюзов
4) государственный инспектор по охране труда
Задание 9 (выберите один вариант ответа)
Метеорологические условия производственных помещений определяются:
1) климатическим поясом
2) сезоном года
3) микроклиматом
4) температурой воздуха
Задание 10 (выберите один вариант ответа)
Пневмокониозы - это?
1) профессиональные заболевания почек
2) профессиональные заболевания сердца
3) профессиональные заболевания легких
4) профессиональные заболевания печени
Задание 11 (выберите один вариант ответа)
В каких единицах измеряется звуковое давление?
1) в герцах
2) в паскалях
3) в ваттах на квадратный метр
4) в децибелах
Задание 12 (выберите один вариант ответа)
Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника
1) напряженность труда
2) тяжесть труда
3) условия труда
4) режим труда
Задание 13 (выберите один вариант ответа)
Какой метод анализа позволяет установить место наиболее частых случаев травматизма?
1) монографический
2) статистический
3) топографический
4) коэффициент частоты травматизма
Задание 14 (выберите один вариант ответа)
Сколько степеней ожогов существует?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Задание 15 (выберите один вариант ответа)
Как проявляется ожог 2 степени?
1) покраснением кожи
2) образованием пузырей
3) омертвлением всей толщи кожи
4) обугливанием тканей
Задание 16 (выберите один вариант ответа)
Как называется напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий (движений), невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания?
1) интеллектуальное напряжение
2) умеренное напряжение
3) монотонные
4) политония
Задание 17 (выберите два и более вариантов ответа)
Действие производственного шума на организм человека сводится к …
Варианты ответов:
1) силикозам
2) нарушению концентрации внимания
3) функциональным изменениям центральной нервной системы
4) поражению нервно-мышечного аппарата
Задание 18(введите ответ)
По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника согласно медицинскому заключению на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется_______ о несчастном случае на производстве.
Задание 19 (выберите два и более вариантов ответа)
1) электролитическое
2) психологическое
3) биологическое
4) термическое
Задание 20 (выберите два и более вариантов ответа)
Синдром длительного сдавливания характеризуется:
1) в придавленных конечностях при пережатии сосудов интенсивно накапливаются недоокисленные продукты обмена, распада и разрушения тканей
2) разрыв мелких кровеносных сосудов и тканей, вследствие чего образуется гематома – скопление крови под кожей и в мышцах
3) появление в крови свободного миоглобина в результате повреждения мышечных волокон
4) смещение суставных концов двух сочленяющихся костей часто с разрывом суставной сумки и связок
1. Инструкция по охране труда для инженера
2. Инструкция по охране труда для работников, занятых ремонтом и техническом обслуживании машин и оборудования
3. Инструкция по охране труда при мойке машин
4. Инструкция по охране труда при очистке машин и оборудования
5. Инструкция по охране труда при работе на зерноуборочных комбайнах
6. Инструкция по охране труда в ночное время
7. Инструкция по охране труда при подготовке агрегата к работе
8. Инструкция по охране труда при комбайновой уборке картофеля
Комплект заданий для практических работ
Тема: Оказание доврачебной помощи. Алгоритмы (решение ситуационных задач)
1. Упавшее стекло нанесло резаную рану передней поверхности предплечья. Из раны струёй вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечений нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжение оказывающего помощь имеются: носовой платок, раствор этакридиналактата (риванол), элек¬трический утюг, кипящий чайник на плите.
Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
2. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжение имеются вата иполоска тка¬ни (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?
3. Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: со¬знание отсутствует, движение грудной клетки не видны, пульс не про¬щупывается.Как установить, жив человек или умер?
4. Идущий впереди вас человек, вскрикнув, упал; судорожные подёргивания конечностей к моменту вашего приближения прекрати¬лись. При осмотре виден зажатый в руке свисающий с электростолба оголенный электрический провод. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи?
5. Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и ды¬хание отсутствуют, тоны сердца не выслушиваются. Какова последовательность оказания первой помощи?
6. При автомобильной аварии пострадали два человека. У одно¬го одежда и лицо залиты кровью, на лбу имеется резаная рана разме¬ром 3 см, из которой вытекает кровь. Пострадавший в сознании, бес¬покоен, пульс и дыхание нормальное. У второго пострадавшего види¬мых повреждений нет, он жалуется на головную боль, тошноту; обстоятельств, предшествующих аварии, не помнит.
Серьёзны ли повреждения? Какому больному прежде всего, дол¬жна быть оказана помощь, и кого из них в первую очередь надо от¬править в лечебное учреждение?
7. У человека внезапно произошло чувство сверления, боли, ощущение скрежета в ухе. При осмотре глубоко в слуховом проходе обнаружено насекомое.Какова первая помощь?
8. Рабочий нарушил правила техники безопасности, в результа¬те чего получил травму предплечья циркулярной пилой. На передней поверхности средней трети предплечья имеется глубокая поперечная зияющая рана, из которой периодически пульсирующей струёй изли¬вается ярко-красного цвета кровь. Пострадавший бледен, покрыт лип¬ким потом.Что определяет последовательность проведения приемов первой медицинской помощи? Какое у пострадавшего кровотечение, и ка¬ким способом его следует остановить? Ваши дальнейшие действия?
9. Идущий впереди вас мужчина внезапно упал. Приблизившись к упавшему, вы обнаружили, что человек делает судорожные дыха¬тельные движения, лицо его синюшно, зрачки широкие, пульс не оп¬ределяется, тоны сердца не выслушиваются, то есть имеются все при¬знаки остановки кровообращения.В чем заключается первая медицинская помощь? Какова ее пос¬ледовательность? Как оказать транспортировку заболевшего в лечеб¬ное учреждение?
10. Работник, споткнувшись, упал на руки, возникла рез¬кая боль в области лучезапястного сустава, усиливающиеся при лю¬бом движение кисти. Резко изменилась конфигурация сустава и луче-вой кости.Какое возникло повреждение? Каковы задачи и приемы первой медицинской помощи?
Комплект заданий для деловой (ролевой) игры
1. Тема (проблема)Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных
2. Концепция игры - научить выявлять причины несчастных случаев, пользоваться нормативными документами и разрабатывать мероприятия по предупреждению травматизма.
3. Роли:
• Все участники деловой игры делятся на несколько групп;
• Распределить роли и обсудить внутри каждой группы действия должностных лиц или рабочих, которых они представляют, например, руководитель предприятия, руководитель структурного подразделения руководитель производственного участка, инженер по охране труда, и главный специалист и др., т.е. создаются комиссии по расследованию несчастного случая;
• Ознакомиться с заданием и реальной производственной ситуацией;
• Создать комиссию для расследования несчастного случая;
• Членам комиссии решить основные вопросы расследования несчастного случая;
4. Ожидаемый (е) результат(ы)
• Составить акт по установленной форме Н-1;
• Написать доклад и оформить отчет.
Представление конспекта по темам
1. Организация работ по охране труда на сельскохозяйственных предприятиях
2. Обучение и инструктирование работников предприятий, учреждений и организаций по безопасности труда.
3. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда.
4. Безопасность труда при эксплуатации сельскохозяйственной техники
5. Защита человека от негативных воздействий среды обитания
6. Средства коллективной и индивидуальной защиты
7. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
8. Исследование освещенности рабочих мест
9. Основы пожаро- и взрывобезопасности производства
10. Доврачебная помощь пострадавшим на производстве
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п