учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
леса, необходимых для освоения программ дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров направления 35.03.01 Лесное дело
Задачи: формирование теоретических знаний о морфологии леса (представление о природе леса;
- его роли в жизни общества, о его ресурсном потенциале и средообразующей роли;
-выяснить особенности лесоводственных систем в России и за рубежом;
-получить представление о лесоводственной оценке лесов;
-изучить методики ускорения развития и восстановления леса, повышения его продуктивности.
леса, необходимых для освоения программ дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров направления 35.03.01 Лесное дело
Задачи: формирование теоретических знаний о морфологии леса (представление о природе леса;
- его роли в жизни общества, о его ресурсном потенциале и средообразующей роли;
-выяснить особенности лесоводственных систем в России и за рубежом;
-получить представление о лесоводственной оценке лесов;
-изучить методики ускорения развития и восстановления леса, повышения его продуктивности.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лес и ветер.
Лес и влага.
Лес и ветер.
Лес и влага.
Лес и ветер.
Лес и влага.
Лес и ветер.
Лес и влага.
4.3
деревьев в лесу
деревьев в лесу
очной, заочной и заочной ускоренной форм обучения / С. Ч. Содбоева, А. А. Алтаев; ФГБОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова». - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2015. - 151 с. - 45 экз.
Библиотека БГСХА
2.Лесоведение : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 «Лесное дело» / С. Ч. Содбоева, А. А. Алтаев, Е. В. Коновалова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 152 с. http://bgsha.ru/art.php?i=3547
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
кейс- задачи
Лесоведение
2) охватывает все разделы дисциплины
Перечень вопросов к зачету, экзамену.
Комплект тестовых заданий.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Темы рефератов.
Перечень тем для подготовки презентаций.
Кейс- задачи.
Перечень вопросов к зачету
1. Понятие о лесе (Г.Ф. Морозова, ОСТ – 56-108-98)
2. Изреживание, дифференциация
3. Классификация деревьев по росту Крафта
4. Достоинства недостатки классификации Крафта .
5. Компоненты (элементы) леса и признаки древостоя .
6. Состав древостоев
8. Возрастные этапы древостоев
9. Возраст древостоев. Возрастная структура древостоев
10. Класс возраста для хвойных и лиственных видов, семенного и вегетативного происхождения
11. Полнота древостоев (абсолютная, относительная)
12. Происхождение древостоев
13. Густота, сомкнутость древостоев
14. Всходы, самосев, подрост
15. В чем отличие подроста от подлеска
16. Что такое лесной массив
17. Лес и фауна
18. Методы определения светолюбия древесных пород
19. Что такое холодостойкость и морозоустойчивость
20. Виды заморозков
21. Борьба с заморозками
22. Фитоценозы их роль и значение
23. Роль твердых осадков в жизни леса
24. Значение лесной подстилки, ее роль в лесовозобновлении
28. Которая из 2 – пород более морозоустойчива и почему (береза, осина – пример)
29. Какие древесные виды в Восточной Сибири являются лесообразующими?
30. Какие древесные породы являются хорошими медоносами
31. Чем объясняется большая газоустойчивость лиственных пород
32. Меры содействия естественному возобновлению (сопутствующие и практические)
33. Естественное вегетативное возобновление и его виды
34. От чего зависит успех порослевого возобновления леса
35. Этапы лесообразования, чем они заканчиваются
36. Методы учета возобновления
37. Смена древесных пород
38. Причины смен пород
39. Категории смен пород
40. Что такое тип леса по ОСТ 56-108-98 (
41. Что такое тип лесорастительных условий
42. Классификация типов сосновых лесов по В.Н. Сукачеву
43. Типы еловых лесов по В.Н. Сукачеву
45. Обобщенная схема эдафо-фитоценотических ареалов по В.Н. Сукачеву
46. Что такое трофотопы по П.С. Погребняку?
48. Комбинированное возобновление леса
49. Искусственное возобновление леса
50. Лесовосстановление чем отличается от лесовозобновления
Перечень экзаменационных вопросов:
1 Морфология леса
2 Понятие о лесе (Г.Ф. Морозова, ОСТ – 56-108-98)
4 Изреживание, дифференциация
6 Классификация деревьев по продуктивности и диаметрам на высоте груди
7 Классификация стадийного развития В.Г. Нестерова; П.В. Воропанова; М.Д. Данилова.
8 Достоинства недостатки классификации Крафта
9 Компоненты (элементы) леса и признаки древостоя
10 Состав древостоев
11 Форма древостоев
12 Возрастные этапы древостоев
14 Класс возраста для хвойных и лиственных видов, семенного и вегетативного происхождения
15 Полнота древостоев (абсолютная, относительная)
16 Происхождение древостоев
17 Густота, сомкнутость древостоев
18 Всходы, самосев, подрост
19 В чем отличие подроста от подлеска
21 В чем преимущества смешанных древостоев перед чистыми
22 Недостатки сложных по форме древостоев
23 Роль подроста и подлеска
24 Что такое лесной массив
25 Экологические факторы и роль в жизни леса
26 Влияние климата на лесообразование
27 Лес и свет
28 Лес и тепло
29 Лес и атмосферный воздух
30 Лес и ветер
31 Лес и влага
32 Лес и почва
33 Лес и фауна
34 Методы определения светолюбия древесных пород
35 Что такое холодостойкость и морозоустойчивость
36 Виды заморозков
37 Борьба с заморозками
38 Фитоценозы их роль и значение
40 Значение лесной подстилки, ее роль в лесовозобновлении
41 Лесной отпад, его роль и значение в лесовозобновлении
43 Источники обсеменения вырубок, гарей
44 Которая из 2 – пород более морозоустойчива и почему (береза, осина – пример)
45 Какие древесные виды в Восточной Сибири являются лесообразующими
46 Какие древесные породы являются хорошими медоносами
48 Меры содействия естественному возобновлению (сопутствующие и практические)
49 Естественное вегетативное возобновление и его виды
50 От чего зависит успех порослевого возобновления леса
51 Этапы лесообразования, чем они заканчиваются
52 Методы учета урожая семян и плодов
55 Причины смен пород
57 Что такое тип леса по ОСТ 56-108-98
58 Что такое тип лесорастительных условий
59 Учение о типах лесных насаждений Г.Ф. Морозова
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Морфология леса.
2. Понятие о лесе.
3. Характерные черты леса.
4. Изреживание, дифференциация.
5. Классификация деревьев по росту Крафта.
6. Классификация деревьев по продуктивности и диаметрам на высоте груди.
7. Классификация стадийного развития В.Г. Нестерова; П.В. Воропанова; М.Д. Данилова.
8. Достоинства недостатки классификации Крафта.
9. Компоненты (элементы) леса и признаки древостоя.
10. Состав древостоев.
11. Форма древостоев.
12. Возрастные этапы древостоев.
13. Возраст древостоев. Возрастная структура древостоев.
14. Класс возраста для хвойных и лиственных видов, семенного и вегетативного происхождения.
15. Полнота древостоев (абсолютная, относительная).
16. Роль твердых осадков в жизни леса.
17. Естественное вегетативное возобновление и его виды.
18. От чего зависит успех порослевого возобновления леса.
19. Этапы лесообразования, чем они заканчиваются.
20. Методы учета урожая семян и плодов.
21. Методы учета возобновления:
22. Смена древесных пород.
23. Категории смен пород.
24. Что такое тип леса по ОСТ 56-108-98.
25. Что такое тип лесорастительных условий.
26. Классификация типов сосновых лесов по В.Н. Сукачеву.
27. Типы еловых лесов по В.Н. Сукачеву.
28. Классификация типов условий местопроизрастания П.С. Погребняка.
29. Обобщенная схема эдафо-фитоценотических ареалов по В.Н. Сукачеву.
Перечень тем для подготовки презентаций.
Темы рефератов
Учение о типах леса;
Использование лесов для ведения сельского хозяйства;
Проектирование биотехнических мероприятий;
Воспроизводство лесов и лесоразведение;
Лесохозяйственные мероприятия, способствующие улучшению свойств лесных почв.
Особенности отдельных типов леса и их использование в лесном хозяйстве.
Лесоводственное значение лесной фауны и домашних животных.
Особенности рекреационного лесопользования. Состояние основных компонентов леса в условиях рекреации.
Лес и атмосферное загрязнение. Повышение устойчивости насаждений, произрастающих в условиях промвыбросов.
Экологические факторы и роль в жизни леса.
Значение света для леса.
Лес и воздух.
Лес и влага.
Значение света для леса.
Изреживание древостоев.
Меры содействия естественному возобновлению леса.
Дифференциация деревьев в лесу и их классификация по росту и развитию.
В чем заключается устойчивость биогеоценоза. Факторы защитности, которые выполняют леса (перечислить и дать характеристику).
Вертикальная зональность лесов (на примере Саян). Изменение температуры, влажности, света с поднятием на каждые 100 м.
Учение о типах лесных насаждений Г.Ф. Морозова (боры, субори и т.д.)
Типы основных хвойных лесов Восточной Сибири.
Типология лесных участков П.С.Погребняка.
Глазомерный метод учета и статистический (метод пробных площадей).
Естественное семенное и вегетативное возобновление.
Причины и категории смен пород.
Роль фауны в плодородии почвы. Почвенная фауна и ее роль в аэрации почвы.
Регулированный выпас скота в лесу и его значение для процессов возобновления.
Кейс - задачи
Вариант 1
Задача № 1.
Задача лесосеменного районирования - рациональное использование географической изменчивости видов для выращивания высокопродуктивных и устойчивых лесных насаждений.
Лесосеменное районирование проводится раздельно по породам, что связано с различиями в географическом распространении, экологическими особенностями и характером внутривидовой изменчивости главных лесообразующих пород.
Для каждого лесосеменного района (подрайона) предусматривается использование семян из популяций определенного эколого-географического происхождения.
Задание – Провести анализ лесосеменного районирования отдельных видов хвойных пород древесных растений.
Материалы и оборудование:
1. Схемы лесосеменного районирования древесных пород;
2. Таблицы «Характеристика лесосеменных районов»;
3. Контурные карты;
4.Цветные карандаши.
Порядок выполнения работы:
1.Ознакомиться с пояснением к заданию;
2.Сделать выкопировку со схемы лесосеменного районирования древесной породы по заданию преподавателя;
3.Ознакомиться с климатическими и лесоводственными характеристиками лесосеменных районов;
4.Отметить на схеме лесосеменной район (по заданию преподавателя) и районы -возможные поставщики семян;
5.Отразить особенности лесосеменного районирования данного биологического вида
Задача № 2.
Метод количественного учета урожая. Метод пробных ветвей основан на определении степени урожайности по количеству плодов на ветке длиной 1 м, считая от ее вершины со всеми разветвлениями на этом протяжении. С 10 - 20 хорошо развитых деревьев, средних по диаметру для данного участка срезают по одной или несколько веток длиной 1 м. На срезанных ветвях подсчитывают все плоды или шишки и находят их среднее количество, приходящееся на метр-ветку. Затем по табличным данным определяют балл или абсолютный урожай семян, который затем переводят на всю площадь насаждения (таблица).
Таблица – Шкала урожайности (по И.И. Рацу)
Порода Шкала урожайности в баллах (в скобках) и среднее количество плодов на одну метр-ветку при урожае:
очень
плохом (1) плохом
(2) среднем
(3) хорошем
(4) очень хорошем
(5а) (5б)
Клен до 3 включительно 4-8 9-25 26-50 51-75 76-100 и
более
Дуб до 1 включительно 2-4 5-12 13-25 26-35 36-50 и более
Липа до 3 вклю-чительно 4-8 9-25 26-50 51-75 76-100 и
более
Яблоня, груша меньше 1 1-2 3-7 8-15 16-25 26-30 и более
Лещина меньше 1 1-2 3-5 6-10 11-15 16-20 и более
Подобные методы определения урожая применяются и для хвойных пород.
Для насаждений лиственницы сибирской в возрасте от 40 до 200 лет применяется метод пробных ветвей. Для этого на пробной площади размером 0,25 – 0,50 га отбирают 10-20 средних по развитию деревьев лиственницы. На каждом дереве с разных частей кроны срезают по две-три ветви длиной от 1/3 до 1/4 их общей длины. Измеряют длину всех срезанных ветвей первого порядка, подсчитывают на них шишки (или макростробилы) и определяют количество шишек или макростробилов на 1 м ветвей. Затем, пользуясь данными таблицы 2.3, определяют урожай лиственницы сибирской по цветению или семеношению в баллах или в кг на 1 га, который переводят на всю площадь насаждения.
Таблица – Оценка урожая лиственницы сибирской
Количество
макростробилов
или шишек на 1 м ветви, шт. Оценка цветения (семеношения),
баллы Урожай семян на 1 га древостоя, кг,
определённый
До 0,1 0 0 - 0,5 0 –1,0
0,1-2,0 1 0,5 - 1,5 1,0 – 3,0
2,1-4,0 2 1,5 - 7,5 3,0 – 15,0
4,1-8,0 3 7,5 - 22,5 15,0 – 45,0
8,1-12,0 4 22,5 - 45,0 45,0 – 75,0
Более 12,0 5 более 45,0 более 75,0
Метод модельных деревьев (по Л.Ф. Правдину) может применяться для оценки семеношения в средневозрастных и спелых насаждениях, где возможна рубка отдельных деревьев. На пробной площади 0,25 или 0,12 га подсчитывают семеносящие деревья. Затем из них выбирают 5 деревьев, средних по диаметру на высоте 1,3 м и по семеношению. Деревья рубят, на каждом из них подсчитывают все шишки (плоды), находят среднее количество шишек (плодов) на одном дереве, умножают его на количество семеносящих деревьев и переводят на 1 га и на всю площадь насаждения.
Чтобы избежать ошибки, связанной с ограниченным числом взятых модельных деревьев, рекомендуется брать не менее 4-5 модельных деревьев по принятым ступеням толщины.
Расчетно-статистический метод НИИЛГиСа для хвойных пород находит применение при определении урожая в средневозрастных и спелых насаждениях, на лесосеменных участках и плантациях.
Учет урожая на ПЛСУ и плантациях ежегодно проводят на одних и тех же учетных деревьях. Учетные деревья отбирают: на ПЛСУ – в каждом 5-м ряду в возрасте до 13 - 15 лет (т.е. до 2-го приема изреживания) – каждое десятое дерево (или 2 % от общего количества), а с 13 - 15 лет – каждое пятое дерево (4 %); на ЛСП – по 5 деревьев каждого клона или семьи, растущих в разных частях плантации. Вначале проводят рекогносцировочное обследование ПЛСУ или плантации по двум маршрутам, пересекающим по диагонали весь объект.
На первом маршруте глазомерно оценивают относительную величину урожая и степень изменчивости деревьев по обилию семеношения.
При обследовании участка по второму маршруту подбирают 15 - 25 модельных деревьев, различающихся по глазомерной оценке по величине урожая – от самых урожайных до слабо семеносящих, по возможности пропорционально их представительству на площади (эти данные получают при обследовании участка по первому маршруту). В число модельных не следует включать деревья не семеносящие или с единичным количеством шишек (менее 10).
У подобранных модельных деревьев глазомерно подсчитывают количество шишек. На молодых ПЛСУ и плантациях сплошной подсчет количества шишек в пределах всей кроны не представляет особого труда и требует небольших затрат времени. У более взрослых деревьев (старше 20 лет), особенно при обильном семеношении, можно ограничиться подсчетом шишек (с помощью бинокля) на одной половине кроны – восточной или западной, а полученный результат удвоить.
Следующим этапом работы является оценка степени семеношения всех отобранных ранее и отмеченных в натуре учетных деревьев. При этом деревья относят к одной из следующих 4-х категорий семеношения: 0 – не семеносящие или имеющие единичное количество шишек (до 10 шт.); I – со слабым урожаем; II – со средним урожаем; III – с хорошим урожаем.
Определяют среднее количество шишек на одном дереве по каждой из I-III категорий семеношения. По относительной представленности деревья разных категорий находят (как средневзвешенное) средний урожай одного дерева, затем общий урожай шишек на 1 га.
Пользуясь многолетними данными о средней массе шишек и выходе семян из них для конкретной зоны (области, хозяйства), находят ожидаемый урожай семян на 1 га, на всей площади лесосеменного объекта. При этом вводят поправочный коэффициент на поврежденность семян вредителями и болезнями, который получают по результатам пробного сбора шишек и анализа семян.
Учитывая, что показатели шишек и семян в разные годы существенно меняются, целесообразно делать накануне массовой заготовки пробный сбор шишек (по 5-10 шт. от 30-50 учетных деревьев) и определять их фактическую массу, выход семян и степень пораженности их вредителями и болезнями.
Пример. На лесосеменном участке сосны 16-летнего возраста площадью 10 га (480 деревьев на 1 га) отобрано в качестве учётного каждое 5-е дерево в каждом 5-м ряду (всего 192 шт.). При рекогносцировочном обследовании участка по первому маршруту глазомерно установлено, что урожай средний, изменчивость деревьев по обилию плодоношения высокая, причем большую часть (70-80 %) составляют средне- и слабо семеносящие деревья.
У 20 модельных деревьев, отобранных по второму маршруту, по результатам сплошного подсчета урожай шишек оказался следующим: 42; 15; 78; 34; 56; 195; 138; 26; 60; 83; 170; 38; 50; 18; 29; 48; 110; 92; 73; 116.
Данную выборку деревьев можно условно разбить на следующие три категории:
I – со слабым урожаем – от 10 до 50 шт. на дереве (42; 15; 34; 26; 38; 50; 18; 29; 48) - – среднем 33 шт.
II – со средним урожаем – от 51 до 120 шт. на дереве (78; 56; 60; 83; 110; 92; 73; 116) – в среднем 84 шт.
III – с хорошим урожаем – от 121 и выше (195; 138; 170) – в среднем 168 шт.
При оценке урожая на учётных деревьях распределение их по категориям семеношения оказалось следующим:
0 – 12 шт.; I –75 шт.; II – 60 шт.; III – 45 шт.
Находим средний урожай шишек на одном дереве в целом по участку:
0 ×12 + 33 × 75 + 84 × 60 + 168 × 45 = 78 шт.
192
Урожай шишек на 1 га равен 78 × 480 = 37,44 тыс. шт. Средняя масса шишек при пробной заготовке составила 0,01 кг, выход семян – 1,2 % к массе сырых шишек, количество здоровых неповрежденных семян – 85 %.
Масса ожидаемого урожая семян с 1 га составляет:
0,01 × 37440 × 1,2 × 85 = 3,8 кг
Ожидаемый урожай семян со всей площади семенного участка (в данном примере 10 га) равен 38 кг.
Все данные по учёту урожая заносят в рабочую ведомость, заполняемую на каждый лесосеменной объект (ПЛСУ или ЛСП). Описанные методы используют для краткосрочного прогноза урожая.
Перечень задач по проведению фенологических наблюдений и определению урожая глазомерными методами.
1. При фенологических наблюдениях в фазе созревания шишек лиственницы сибирской в однородных насаждениях получены следующие данные: в первом насаждении общей площадью 20 га урожай оценен баллом 2, во втором насаждении площадью 14 га – баллом 3. Определите средневзвешенный балл глазомерной оценки плодоношения.
2. В первой однородной группе ПЛСУ ели сибирской общей площадью 17 га цветение оценено баллом 3, во второй группе площадью 15 га – баллом 4, в третьей группе площадью 24 га – баллом 2. Определить средневзвешенный балл глазомерной оценки цветения.
3.В III фазе фенологических наблюдений у сосны обыкновенной в первом одновозрастном насаждении лесхоза на площади 100 га урожай оценен баллом 4, во втором площадью 120 га – баллом 3. Найти средневзвешенный балл на общей площади этих насаждений.
Вариант 2
Задача № 1.
Особенности создания лесосеменных плантаций вегетативного происхождения.
Лесосеменные плантации вегетативного происхождения (клоновые плантации) по сравнению с плантациями семенного происхождения обладают многими преимуществами: сохранением наследственных свойств плюсовых деревьев; более ранним наступлением цветения и семеношения; возможностью регулирования семеношения за счет использования урожайных клонов и подбора подвоев и т. д.
Клоновые лесосеменные плантации создают различными способами: прививкой черенков на подвойные культуры, посадкой привитых саженцев или укоренением частей маточного дерева. Выбор способа создания плантаций определяется биологическими особенностями древесных пород, лесорастительными условиями и производственно-техническими возможностями лесосеменных хозяйств.
Прививка на подвойные культуры
На участке, отведённом под закладку семенной плантации, выращивают подвойные культуры с размещением посадочных мест согласно запроектированной схеме смешения. В каждом месте высаживают по 2-3 сеянца и осуществляют прививки на них черенками одного клона с учетом возможных отпадов и выбраковки в процессе роста.
Этот способ применяют в основном для пород, имеющих сильно развитую корневую систему стержневого типа и плохо переносящих пересадку. Недостатками этого способа являются организационные трудности при проведении прививочных работ и уходе за прививками, значительный расход посадочного материала.
Прививка в производственных культурах с последующей вырубкой непривитых экземпляров
Недостатками этого способа являются трудности соблюдения схемы смешения клонов, непроизводительные трудовые затраты на создание культур и почти полную их вырубку, заглушение прививок соседними непривитыми деревьями при несвоевременном их удалении.
Посадка привитых саженцев
Прививка сеянцев осуществляется в теплицах или школьных отделениях специализированных питомников с последующим доращиванием и пересадкой на плантацию в соответствии с принятой схемой размещения деревьев и смешения клонов. В качестве подвоя используют 4-5 летние плюсовые сеянцы, выращенные в открытом грунте, или 2-3 летние, выращенные в теплицах.
Преимущества данного способа - рациональное использование земельных площадей, снижение вспомогательных расходов, удобство прививочных работ, высокий процент приживаемости прививок.
Создание корнесобственных клоновых плантаций
В качестве посадочного материала используют саженцы, выращенные из укорененных стеблевых и корневых черенков, отводков, корневых отпрысков. Закладка таких плантаций возможно для пород, черенки которых дают высокую приживаемость (пихта). Выращивание черенковых саженцев хвойных пород производится в закрытом грунте с применением стимуляторов роста, лиственных пород - в открытом грунте.
При этом способе исключается возможное неблагоприятное влияние подвоя. Однако возможны возникновения трудностей при выращивание укорененных саженцев.
Особенности создания ЛСП вегетативного происхождения отдельных пород отражены в таблице.
Таблица - Особенности создания клоновых плантаций отдельных пород
Порода Способ закладки Схема размещений растений, м Сроки закладки Порода, используемая в качестве подвоя
1 2 3 4 5
Сосна обыкновенная
посадки привитых саженцев с закрытой корневой системой, выращенных в теплицах или открытом грунте 4х5, 5х5
после изреживания - 8х5, 10х5 весна, осень сосна обыкновенная, крымская, горная
Сосна кедровая сибирская
прививка на подвойные культуры, посадка привитых саженцев
от 5х8 до 8х8 весна, осень сосна кедровая сибирская, сосна обыкновенная
Ель обыкновенная
посадка привитых саженцев, привив-ка на подвойные культуры, корнесобственные
4х8, 4х4, 3х8 весна, лето ель обыкновенная
Пихта сибирская
посадка привитых саженцев, привив-ка на подвойные культуры, корнесобственные
Лиственница сибирская
посадка привитых саженцев с закрытой корневой системой, прививка на подвойные куль-туры, прививка на выкопанные сеянцы в теплице
7х8, 8х8 весна, лето (апрель, май,
август) лиственница
сибирская, лиственница
европейская
Дуб черешчатый прививка на под-ойные культуры, посадка привитых саженцев, зимняя прививка на выко-панных сеянцах от 5 до 8 весна, лето дуб черешчатый
Береза повислая прививка на подвойные культуры, посадка привитых саженцев 2х6, 3х10 весна береза повислая, пушистая
Для одной древесной породы (по заданию преподавателя) выбрать и обосновать способ создания клоновой ЛСП.
Задача № 2
Лесосеменное районирование хвойных пород.
Задача лесосеменного районирования - рациональное использование географической изменчивости видов для выращивания высокопродуктивных и устойчивых лесных насаждений.
Лесосеменное районирование проводится раздельно по породам, что связано с различиями в географическом распространении, экологическими особенностями и характером внутривидовой изменчивости главных лесообразующих пород.
Для каждого лесосеменного района (подрайона) предусматривается использование семян из популяций определенного эколого-географического происхождения.
Задание – Провести анализ лесосеменного районирования отдельных видов хвойных пород древесных растений.
Материалы и оборудование:
1. Схемы лесосеменного районирования древесных пород;
2. Таблицы «Характеристика лесосеменных районов»;
3. Контурные карты;
4. Цветные карандаши.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с пояснением к заданию;
2. Сделать выкопировку со схемы лесосеменного районирования древесной породы по заданию преподавателя;
3. Ознакомиться с климатическими и лесоводственными характеристиками лесосеменных районов;
4. Отметить на схеме лесосеменной район (по заданию преподавателя) и районы -возможные поставщики семян;
5. Отразить особенности лесосеменного районирования данного биологического вида.
Комплект тестовых заданий
Вариант - I
Блок 1
Вопрос № 1
Элемент географического ландшафта, представляющий совокупность древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов:
1.насаждение
2. биогеоценоз
3. лес
4. насаждение
Вопрос № 2
Доля участия каждой породы в общем запасе
1. состав
2. бонитет
3. полнота
4. форма
Вопрос № 3
Показатель продуктивности условий местопроизрастания:
1. бонитет
2. полнота
3. форма
4. состав
Вопрос № 4
Показатель, отражающий вертикальное строение древостоя:
1. форма
2. сомкнутость
3. густота
4. состав
Вопрос № 5
Древесная порода наиболее отвечающая в данных лесорастительных условиях хозяйственным целям:
1. преобладающая
3. сопутствующая
4. лучшая
Вопрос № 6
Опад, находящийся на разной стадии разложения:
1. мор
2. отпад
3. подстилка
4. гумус
Вопрос № 7
Древесная порода или кустарник, способствующий ускорению роста и улучшению формы ствола главной породы:
1. подлесок
2. подгон
3. самосев
4. насаждение
Вопрос № 8
Молодое поколение древесных растений, способное выйти в первый ярус и образовать древостой:
1. а) фитоценоз
2. б) подгон
3. в) самосев
4. г) подрост
Вопрос № 9
Древесная порода, которой больше всего в составе древостоя:
1. преобладающая
2. главная
3. сопутствующая
4. второстепенная
Вопрос № 10
Количество деревьев на единице площади:
1. полнота
2. сомкнутость
3. густота
4. бонитет
Вопрос № 11
По каким растительным признакам определяется типа леса по В.Н.Сукачеву :
1. преобладающая порода и доминирующее растение из ЖНП, подлеска, второго яруса
2. почвенно-грунтовые условия
3. главная порода
4. тип лесорастительных условий
Вопрос № 12
Участок, характеризующийся степенью влажности почвы:
1. гигротоп
2. суборь
3. трофотоп
4. болото
Вопрос № 13
Климат, формирующийся в пределах совсем небольших участков суши:
1. макроклимат
2. мезоклимат
3. микроклимат
4. муссон
Вопрос № 14
Древесные породы с высокой светопотребностью называются:
1. светолюбивые
2. световыносливые
3. теневыносливые
4. тенелюбивые
Вопрос № 15
Свет, падающий на вертикальную поверхность со стороны хорошо освещенного открытого пространства, называется:
1. верхний
2. боковой
3. нижний
4. сквозной
Вопрос № 16
Способность растений переносить низкую положительную температуру называется:
1. заморозкоустойчивость
2. холодостойкость
4. морозостойкость
Вопрос № 17
Комплексная устойчивость ко всем неблагоприятным факторам среды называется:
1. заморозкоустойчивость
2. холодостойкость
3. зимостойкость
4. морозостойкость
Вопрос № 18
Вид повреждения растений от низких температур, при котором на избыточно увлажненных почвах корни растений растягиваются, рвутся и оказываются на поверхности земли:
1. ожог
2. морозобойные ямы
3. выжимание корней
4. морозобойные трещины
Вопрос № 19
Продольные трещины на стволах, образующиеся в случае переохлаждения наружных частей ствола при резком понижении температуры называются
1. ожог
2. морозобойные ямы
3. выжимание корней
4. морозобойные трещины
Вопрос № 20
Резкие колебания температуры зимой на небольших открытых пространствах в лесу называются:
1. ожог
2. морозобойные ямы
3. выжимание корней
4. морозобойные трещины
Вопрос № 21
Отмирание камбия в месте соприкосновения шейки корня с перегретой почвой называется:
1. ожог листьев
2. опал корневой шейки
3. ожог коры
4. ожог корней
Вопрос № 22
Углекислый газ необходим растению для:
1. образования органического вещества и построения тела растений
2. дыхания
3. транспирации
4. метаболизма
Вопрос № 23
Биологический процесс, происходящий в несколько этапов и завершающийся образованием нового поколения леса:
1. восстановление
2. разведение
3. возобновление
4. размножение
Вопрос № 24
Процесс новообразования элементов структуры растений:
1. развитие
2. размножение
3. рост
4. цветение
Вопрос № 25
Основной внешний признак развития дерева:
1. изменение высоты
2. цветение
3. опыление
4. плодоношение
Вопрос № 26
Качественное изменение, происходящее в процессе роста и формирования леса:
1. рост
2. развитие
3. плодоношение
4. опыление
Вопрос № 27
Молодняк образуется после:
1. смыкания крон
2. смыкание корней
4. плодоношения
Вопрос № 28
Уменьшение количества деревьев в древостое с увеличением возраста в результате естественного отмирания:
1. дифференциация
2. изреживание
3. естественный отбор
4. изменчивость
Вопрос № 29
Любое условие среды, влияющее прямо или косвенно на живой организм хотя бы на протяжении одной из фаз его индивидуального развития:
1. экологический фактор
2. среда
3. внешний фактор
4. изменчивость
Вопрос № 30
Летучие ароматические вещества, выделяемые растениями в воздух:
1. дубильные вещества
2. лигнин
3. фитонциды
4. суберин.
Блок 2
1. Фактически потребляемое количество минеральных веществ необходимое растениям для нормальной жизнедеятельности….
2. Участки леса с одинаковым увлажнением почвы и отличающиеся от соседних на одну градацию….
3. Полосы леса, примыкающие к вырубкам и часто выполняющие роль источников обсеменения и другие лесоводственно-экологические функции…
4. Коренная смена состава древостоев в связи с естественным развитием лесной растительности, изменением лесорастительных условий, сильным природным или антропогенным воздействием с уничтожением, вырубкой древостоя….
5. Автор классификацию типов леса для таежной зоны. Дал полную классификацию типов сосновых и еловых лесов и обобщенную - типы леса основных пород (лесообразователей), он выделял типы леса по растительным признакам, поэтому каждый тип леса имеет двойное название. Например, сосняк лишайниковый – Слш.; сосняк брусничный - Сбр; ельник черничный - Ечер и т.д.
Блок 3
Кейс 1
На чем основаны следующие утверждения советских ученых: "Лес нельзя рассматривать, как простое скопление трав, животных, насекомых, случайно оказавшихся в соседстве с деревьями" (А.А. Молчанов)?"Лес на значительном пространстве не бывает однородным" (П.С. Погребняк)?"Жизнь леса есть беспрерывная борьба за существование" (В.Н. Сукачев)?
Кейс 2
Два чистых сосновых древостоя одинакового возраста (130 лет) растут на разных почвах: один на сухих песках, другой на болотистых торфяниках. Будут ли различия в полнотах, сомкнутости древесного полога, густоте и товарности у этих древостоев? При утвердительном или отрицательном ответе изложите свои доводы.
Кейс 3
Русский ученый Г.Н. Высоцкий в 1893 - 1897 годах выполнил ряд исследований по изучению уровня грунтовых вод в открытой степи и под лесом. Он пришел к выводу, что лес "сушит равнины", потому что уровень грунтовых вод на лесных участках оказывался ниже, чем за пределами леса. Однако с 30-х годов нашего столетия это утверждение стало оспариваться многими учеными. Оказалось, что влияние лесов на уровень грунтовых вод разнообразно и зависит от многих факторов: климата, рельефа, почвы, времени года, морфологических особенностей древостоя и других причин. Составьте три обобщенных прогноза о влиянии лесных массивов восточносибирской тайги, березовых рощ Западной Сибири, широколиственных лесов европейской части страны на уровень грунтовых вод мест своего произрастания по сезонам года.
Вариант – II
Блок 1
Вопрос №1
Элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности биоценоза:
1. лес
2. древостой
3. насаждение
4. биогеоценоз
Вопрос №2
Леса не тронутые человеком и стихийным природным бедствием называются:
1. стихийно-естественные
2. хозяйственно-ценные
4. девственные
Вопрос № 3
Дерево, выросшие в насаждении имеет:
1. полно древесный ствол
2. мощную корневую систему
3. толстые сучья
4. плотную древесину
Вопрос № 4
Опавшие листья, хвоя, ветви, Сучья, плоды и кора называются:
1. опад
2. гумус
3. напочвенный покров
4. лесная подстилка
Вопрос №5
Древесная порода, которая в определенных лесорастительных и экономических условиях наиболее отвечает условиям среды и хозяйственным целям:
1. Главная порода
2. Сопутствующая порода
3. Второстепенная порода
4. Преобладающая порода
Вопрос № 6
Показатель, характеризующий продуктивность насаждения зависит от богатства почвы и условия местопроизрастания называется:
1. Возраст насаждения
2. Полнота
3. Бонитет
4. Продуктивность
Вопрос № 7
Молодое поколение древесных растений под пологом леса или на вырубках способное выйти 1-й ярус насаждения сменив материнский древостой.
1. Подрост
2. Подгон
3. Подлесок
4. ЖНП
Вопрос № 8
Заморозки весной в первой половине лета называют:
1. Радиационные
2. Ранние
3. Поздние
4. Адвентивные
Вопрос № 9
Совокупность ярусов древостоя характеризующих его строение:
1. Состав
2. Происхождение
3. Полнота
4. Форма
Вопрос № 10
Древесные породы способные нормально расти и развиваться только при достатке света:
1. Светолюбивые
2. Световыносливые
3. Теневыносливые
4. Среднетребовательные
Вопрос № 11
Совокупность деревьев, образующих белее или менее однородный лесной участок называется:
1. Древостой
2. Фитоценоз
3. Подрост
4. Насаждение
Вопрос № 12
Основоположник эдафической схемы типов условий местопроизрастания:
1. Сукачев
2. Победи некий
3. Погребняк
4. Морозов
Вопрос № 13
Осадки, выпадающие из облаков или тумана в виде мелких капелек называются:
1. Дождь
3. Морось
4. Ожеледь
Вопрос № 14
Схема компонентов биогеоценоза включает в себя:
1. Биоценоз и фитоценоз
2. Эдафотоп и геоценоз
3. Биоценоз и геоценоз
4. Биоценоз и эдафотоп
Вопрос № 15
Появляется на хвое, листве деревьев при охлаждении:
1. Изморось
2. Гололед
3. Морось
4. Ожеледь
Вопрос № 16
Химический процесс превращения неорганического вещества в органическое, необходимого для жизнедеятельности растений называется:
1. Биосинтез
2. Гумификация
3. Фотосинтез
4. Фототропизм
Вопрос № 17
Составная часть атмосферного воздуха занимающая 78%:
1. Азот
2. Кислород
3. Углерод
4. Водород
Вопрос № 18
Подрост, возникающий после каждого приема не сплошной рубки:
1. Предварительное
2. Последующие
3. Сопутствующие
4. Естественное
Вопрос № 19
Поколение леса включающие самосев, подрост и поросль при смыкании образующих чащу называют:
1. Спелый
2. Жердняк
3. Молодняк
4. Средневозрастный
Вопрос № 20
Под влиянием изменений климата и поверхности земли происходит смена пород:
1. Вековая
2. Длительно-обратимая
3. Кратковременная
4. Краткосрочная
Вопрос № 21
Подрост, высотой до 0.5 м относится к категории крупности:
1. Сомнительный
2. Мелкий
3. Благонадежный
4. Крупный
Вопрос № 22
Высшие споровые растения:
1. Травы
2. Лишайники
3. Мхи
4. Древесные грибы
Вопрос № 23
Сумма объемов древесины на единице площади:
1. Полнота
2. Густота
3. Запас
4. Бонитет
5. Вопрос № 24
Высшие семенные растения, у которых вся наземная часть к зиме отмирает:
1. Травы
2. Лишайники
4. Кустарники
Вопрос № 25
Отношение суммы площадей проекции кроны каждого дерева на горизонтальную поверхность, называется:
1. Сомкнутостью полога
2. Полнотой
3. Сомкнутостью крон
4. Густотой
Вопрос № 26
Совокупность мхов, лишайников, травянистых растений и полукустарников покрывающих почву:
1. В неярусная растительность
2. Подгон
3. Живой напочвенный покров
4. Лесная подстилка
Вопрос № 27
Древесные породы, образующие смешанные насаждения с главными породами, но имеющие меньшую хозяйственную ценность:
1. Сопутствующая
2. Второстепенная
3. Преобладающая
4. Главная
Вопрос № 28
Механическая смесь различных газов, химически не действующих один на другой:
1. Воздух
2. Биосфера
3. Атмосфера
4. Вакуум
Вопрос № 29
Минимальный возраст начиная с которого в рубку поступают древостой называется:
1. Класс возраста
2. Группа возраста
3. Возраст рубки
4. Возраст спелости
Вопрос № 30
Создатель бонитировочной шкалы:
1. Погребняк
2. Побединский
3. Орлов
4. Визнер.
Блок 2
1. ....распределение участков по степени плодородия почвы.
2. Полосы леса, примыкающие к вырубкам и часто выполняющие роль источников обсеменения и другие лесоводственно-экологические функции…
3. Коренная смена состава древостоев в связи с естественным развитием лесной растительности, изменением лесорастительных условий, сильным природным или антропогенным воздействием с уничтожением, вырубкой древостоя….
4. Процесс образования нового поколения леса естественным путем при помощи семян или вегетативных органов….
5. Древостой состоит из сосны (60 %) и кедра (40 %). Назовите главную и преобладающую породу?
Блок 3
Кейс 1.
Два чистых сосновых древостоя одинакового возраста (130 лет) растут на разных почвах: один на сухих песках, другой на болотистых торфяниках. Будут ли различия в полнотах, сомкнутости древесного полога, густоте и товарности у этих древостоев? При утвердительном или отрицательном ответе изложите свои доводы.
Кейс 2.
В высокогорных районах древесные растения всегда низкие. Влияние на них оказывают различные причины. Какие это причины? Какова среди них роль света?
Кейс 3.
1. Определите состав древостоев по степени долевого участия древесных пород в общем их запасе, %:
а) береза - 50, сосна - 20, ель - 12, пихта - 10, кедр - 8;
б) сосна - 80, лиственница - 15, ель - 3, пихта - 2;
в) кедр - 96, ель - 3, осина - 1.
2. Определите форму (ярусность) двух древостоев по следующим данным составляющих их древесных пород:
а) сосна Нср = 25 м, осина Нср = 21 м, ель Нср = 19 м;
б) лиственница Нср = 26 м, пихта Нср = 24 м, ель Нср = 22 м.
Критерии оценивания
- актуальность темы;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично» Выполнено от 26 до 33 вопросов
71-85 баллов «хорошо» Выполнено от 22 до 25 вопросов
56-70 баллов «удовлетворительно» Выполнено от 17 до 21 вопросов
0-55 баллов «неудовлетворительно» Выполнено менее 17 вопросов
Перечень тем для подготовки презентаций
Лес и атмосферное загрязнение. Повышение устойчивости насаждений, произрастающих в условиях промвыбросов.
Экологические факторы и роль в жизни леса.
Значение света для леса.
Лес и воздух.
Лес и влага.
Значение света для леса.
Изреживание древостоев.
Меры содействия естественному возобновлению леса.
Дифференциация деревьев в лесу и их классификация по росту и развитию.
В чем заключается устойчивость биогеоценоза. Факторы защитности, которые выполняют леса (перечислить и дать характеристику).
Вертикальная зональность лесов (на примере Саян). Изменение температуры, влажности, света с поднятием на каждые 100 м.
Учение о типах лесных насаждений Г.Ф. Морозова (боры, субори и т.д.)
Типология леса В.Н.Сукачева.
Типы основных хвойных лесов Восточной Сибири.
Типология лесных участков П.С.Погребняка.
Глазомерный метод учета и статистический (метод пробных площадей).
Естественное семенное и вегетативное возобновление.
Критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» своевременно в срок выполнил работу, полностью раскрыл тему, использовал значительное количество современных информационных источников (литература, интернет ресурсы), качественно презентовал работу, полностью и правильно ответил на вопросы, возникающие в процессе защиты работы
71-85 баллов
«хорошо» своевременно в срок выполнил работу, хорошо раскрыл тему, использовал несколько современных информационных источников (литература, интернет ресурсы), презентовал работу, старался активно отвечать на вопросы, возникающие в процессе защиты работы
56-70 баллов
«удовлетворительно» своевременно в срок выполнил работу, не достаточно полностью раскрыл тему, использовал незначительное количество информационных источников (литература, интернет ресурсы), слабо презентовал работу, неактивно отвечал на вопросы, возникающие в процессе защиты работы
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» несвоевременно выполнил работу, не раскрыл тему, использовал незначительное количество информационных источников (литература, интернет ресурсы), не презентовал работу.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п