учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучение методов и технологий экологического мониторинга водных систем; - формирование практических навыков сбора, обработки и анализа экологических данных; - развитие способности оценивать состояние водных экосистем для их охраны и рационального использования.
ПКС-5: Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов;
ИД-2. Не знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. Не знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-2. В целом достаточно знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. В целом достаточно знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-2. Достаточно знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.
ИД-3. Достаточно знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.
ИД-2. В полной мере знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. В полной мере знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
:
ИД-2. Не умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. Не умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-2. В целом достаточно умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. В целом достаточно умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-2. В целом достаточно умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.
ИД-3. В целом достаточно умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.
ИД-2. В полной мере умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. В полной мере умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
:
ИД-2. Не владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. Не владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-2. В целом достаточно владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. В целом достаточно владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-2. В целом достаточно владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью для решения практических задач, но допускает неточности.
ИД-3. В целом достаточно владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
ИД-3. В полной мере владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Классификация видов мониторинга водных экосистем.
Нормативно-правовая база экологического мониторинга водных ресурсов.
Показатели состояния водных систем: физические, химические и биологические.
Роль биоиндикации в экологическом мониторинге.
Применение дистанционных методов в мониторинге водных объектов.
Основные этапы организации программ мониторинга водных экосистем.
Определение основных физических параметров воды (температура, мутность, цветность, запах).
Измерение химических показателей воды (кислород, рН, соли, нитраты).
Анализ проб на содержание биогенных элементов.
Изучение зоопланктона как индикатора качества воды.
Работа с приборами для экспресс-оценки качества воды.
Оформление протокола экологического обследования водного объекта.
Классификация водных экосистем и их особенности.
Международные программы мониторинга водных ресурсов.
Обзор современных методов биоиндикации состояния воды.
Характеристика источников загрязнения водных систем.
Основные группы организмов-биоиндикаторов.
Способы восстановления нарушенных водных экосистем.
Роль экологического мониторинга в устойчивом развитии аквакультуры.
Использование биотестирования для оценки токсичности воды.
Антропогенные факторы и их влияние на водные экосистемы.
Методы математического моделирования в экологическом мониторинге.
Экологические риски и прогнозирование изменений состояния водных объектов.
Разработка мероприятий по охране и восстановлению водных экосистем.
Современные тенденции в развитии систем экологического мониторинга.
Оценка состояния воды по индексам сапробности.
Проведение биотестирования качества воды на водных организмах.
Расчёт индекса биоразнообразия водных сообществ.
Составление карт экологического состояния водных объектов.
Проведение анализа влияния антропогенных факторов на водную систему.
Подготовка отчёта по результатам экологического мониторинга.
Оценка эффективности биотестов при выявлении токсичности воды.
Изучение влияния мелиорации и гидротехнических работ на водные экосистемы.
Разработка схемы локального мониторинга для выбранного водоёма.
Анализ данных по динамике загрязнения крупных рек России.
Примеры расчёта индексов состояния биоты водных экосистем.
Обзор современных средств автоматизированного мониторинга воды.
Подготовка презентации по результатам мини-исследования.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Экологический мониторинг водных систем
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие экологического мониторинга водных объектов (ПКС-5).
2. Цели и задачи экологического мониторинга (ПКС-5).
3. Виды экологического мониторинга водных систем (ПКС-5).
4. Основные принципы организации мониторинга водных экосистем (ПКС-5).
5. Нормативно-правовая база мониторинга водных ресурсов (ПКС-5).
6. Классификация загрязнителей водной среды (ПКС-5).
7. Основные физические показатели качества воды (ПКС-5).
8. Химические параметры оценки состояния воды (ПКС-5).
9. Биологические показатели качества водной среды (ПКС-5).
10. Методы отбора проб воды для мониторинга (ПКС-5).
11. Методы отбора проб донных отложений (ПКС-5).
12. Роль биоиндикации в экологическом мониторинге (ПКС-5).
13. Группы водных организмов-биоиндикаторов (ПКС-5).
14. Биоразнообразие как индикатор состояния водной экосистемы (ПКС-5).
15. Методы биотестирования качества воды (ПКС-5).
16. Показатели токсичности водных проб (ПКС-5).
17. Особенности мониторинга пресных водоёмов (ПКС-5).
18. Особенности мониторинга морских водных экосистем (ПКС-5).
19. Оценка состояния реки по биоиндикационным показателям (ПКС-5).
20. Инструментальные методы мониторинга воды (ПКС-5).
21. Применение дистанционных методов в мониторинге водных систем (ПКС-5).
22. Анализ данных экологического мониторинга (ПКС-5).
23. Расчёт индекса сапробности водоёма (ПКС-5).
24. Математические модели прогнозирования состояния водных объектов (ПКС-5).
25. Влияние антропогенных факторов на водные системы (ПКС-5).
26. Экологические риски деградации водных экосистем (ПКС-5).
27. Мероприятия по восстановлению нарушенных водных объектов (ПКС-5).
28. Системы автоматизированного экологического мониторинга (ПКС-5).
29. Международные стандарты и программы мониторинга водных ресурсов (ПКС-5).
30. Роль экологического мониторинга в управлении водными биоресурсами и аквакультурой (ПКС-5).
1. История развития экологического мониторинга водных объектов.
2. Классификация видов мониторинга водных систем.
3. Основные источники загрязнения водных экосистем.
4. Физические и химические показатели качества воды.
5. Биологические методы оценки состояния водных объектов.
6. Роль фитопланктона в биоиндикации качества воды.
7. Зоопланктон как индикатор экологического состояния водоёмов.
8. Донные организмы в мониторинге водной среды.
9. Особенности мониторинга малых рек.
10. Методы биотестирования токсичности водной среды.
11. Влияние сельскохозяйственной деятельности на качество воды.
12. Применение спутникового мониторинга в оценке водных ресурсов.
13. Современные приборы для экспресс-анализа качества воды.
14. Методы анализа донных отложений при мониторинге.
15. Биомониторинг прибрежных морских экосистем.
16. Особенности мониторинга озёрных экосистем.
17. Экологические последствия загрязнения нефтью водных объектов.
18. Влияние тяжёлых металлов на водные организмы.
19. Основы моделирования экологических процессов в водной среде.
20. Программы международного сотрудничества в области мониторинга воды.
21. Эффективность мероприятий по восстановлению водных экосистем.
22. Роль экологического мониторинга в управлении аквакультурой.
23. Оценка состояния водоёмов по индексу сапробности.
24. Биологическое разнообразие как индикатор устойчивости водных систем.
25. Перспективы развития автоматизированных систем экологического мониторинга водных объектов.
Комплект вопросов для проведения устного опроса
1. Что такое экологический мониторинг водных объектов?
2. В чём заключается цель экологического мониторинга водных экосистем?
3. Какие виды экологического мониторинга водных объектов вы можете назвать?
4. В чём заключается основная роль биоиндикации в мониторинге качества воды?
6. Что такое химический анализ воды, и какие показатели в нём важны для оценки водной экосистемы?
7. Как проводится анализ биологических компонентов в воде для оценки её качества?
8. Какую роль в экологическом мониторинге играет зоопланктон?
9. В чём особенности мониторинга морских водных экосистем?
10. Какие методы отбора проб воды применяются при экологическом мониторинге?
11. Что такое биотестирование и какие методы существуют для оценки токсичности воды?
12. Как можно оценить влияние антропогенных факторов на водные экосистемы?
13. Что такое индекс сапробности, и как он используется в мониторинге водоёмов?
14. Каким образом проводится мониторинг загрязнения рек и озёр тяжёлыми металлами?
15. Какие виды приборов и технологий применяются для автоматизации экологического мониторинга воды?
16. Что такое экологический риск и как его анализируют при мониторинге водных объектов?
17. Какие основные этапы следует учитывать при организации программы экологического мониторинга?
18. В чём состоит основное отличие мониторинга пресных водоёмов от морских?
19. Каковы основные методы оценки биоразнообразия водных экосистем?
20. Какое значение имеет восстановление экосистем в процессе мониторинга водных объектов?
21. Почему важно учитывать биологическое разнообразие при проведении экологического мониторинга водных экосистем?
22. Какие основные экологические риски связаны с загрязнением водных ресурсов?
23. Что такое экологический мониторинг водных объектов на международном уровне?
24. Как можно интегрировать результаты экологического мониторинга в управление водными биоресурсами?
25. Каковы современные тенденции в развитии технологий экологического мониторинга?
26. Что такое спутниковый мониторинг и как он используется для изучения водных экосистем?
27. Какие меры можно предпринять для минимизации загрязнения водных ресурсов в аквакультуре?
28. Как экосистемы водоёмов адаптируются к изменениям температуры и загрязнениям воды?
29. Что такое экосистемные индексы и как они помогают в мониторинге водных экосистем?
30. Какие мероприятия могут быть предложены для восстановления экосистем водоёмов после загрязнения?
Кейс-задачи
Кейс 1: Оценка состояния водоёма
Задание:
Вы получили задание провести экологический мониторинг небольшого озера в сельской местности. Озеро используется для рыболовства и сельского водоснабжения. Основные вопросы:
Какие параметры воды вам нужно замерить для комплексной оценки состояния водоёма?
Какую роль играет биоиндикация для оценки качества воды в данном водоёме?
Составьте план по проведению мониторинга: какие методы и технологии вы будете использовать для отбора проб воды, донных отложений и гидробионтов?
Опишите, как будет осуществляться обработка и интерпретация собранных данных. Какие выводы вы могли бы сделать на основе полученных результатов?
Каковы ваши рекомендации для улучшения состояния водоёма?
Кейс 2: Влияние антропогенных факторов на реку
Задание:
Местная река, которая используется для сельского хозяйства и туристических нужд, подверглась загрязнению промышленными выбросами и сбросами сточных вод. Вам предстоит провести мониторинг состояния воды.
Какие факторы загрязнения могут оказывать наибольшее влияние на экосистему реки?
Какие параметры воды вы будете измерять для анализа загрязнения, и как определите токсичность воды?
Какие виды биоиндикации и биотестирования вы будете использовать для оценки состояния экосистемы реки?
Составьте план по оценке качества воды и подготовьте отчёт, в котором должны быть представлены рекомендации по снижению воздействия загрязняющих веществ.
Какие меры вы предложите для восстановления экосистемы реки?
Кейс 3: Применение спутникового мониторинга
Задание:
Для оценки состояния водных экосистем было предложено использовать спутниковые технологии. Задача: оценить состояние водоёмов в нескольких регионах страны, используя дистанционное зондирование.
Какие виды спутниковых данных вы будете использовать для мониторинга водных ресурсов?
Как можно использовать спутниковые изображения для анализа качества воды и состояния экосистем?
Какие преимущества и ограничения имеют спутниковые методы мониторинга по сравнению с традиционными методами?
Какие индексы (например, индекс мутности воды, температурный индекс) могут быть использованы для оценки качества воды?
Какие рекомендации можно дать для дальнейшего применения спутниковых технологий в экологическом мониторинге водных экосистем?
Кейс 4: Оценка влияния аквакультуры на экосистему
Задание:
В регионе развиваются несколько крупных аквакультурных хозяйств. Задача — оценить влияние аквакультуры на
Какие экологические риски могут возникнуть при развитии аквакультуры в данном регионе?
Как следует проводить мониторинг воды и донных отложений в зоне аквакультуры?
Какие индикаторы качества воды следует учитывать при мониторинге?
Как можно использовать биотесты для оценки воздействия аквакультуры на водные экосистемы?
Предложите методы минимизации экологического ущерба от аквакультуры и восстановления нарушенных экосистем.
Кейс 5: Оценка состояния водоёма в условиях изменения климата
Задание:
Изменение климата оказывает влияние на водные ресурсы. Ваша задача — оценить изменения в экосистемах водоёмов в результате повышения температуры воды и изменения уровня осадков.
Какие изменения в качестве воды могут происходить с увеличением температуры?
Как изменение климата может повлиять на биоразнообразие водных экосистем?
Какие методы мониторинга вы будете использовать для анализа этих изменений?
Как следует адаптировать системы экологического мониторинга к меняющимся климатическим условиям?
Какие меры по адаптации и сохранению водных экосистем можно предложить в условиях изменения климата?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п