2024-2025_b350308_o_3_plx_Экологический мониторинг водных систем
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

  Технологический факультет

 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Технологический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Ачитуев В.А.
 
 
 
 
подпись
 
 
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Биология и биологические ресурсы

уч. ст., уч. зв.
Николаева Н.А.
 
 
 
подпись
 
«01» января 2025 г.
 
«01» января 2025 г.
к.ист.н., доцент  
к.ист.н., доцент  
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура

Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.02.02 Экологический мониторинг водных систем
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподавание дисциплины кафедра
 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 7

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
28
28
Практические занятия
28
28
Контактная работа
56
56
Сам. работа
52
52
Итого
108
108
 
Программу составил(и):
 
отсутствует, Чирипов Амгалан Вадимович
 
 
Экологический мониторинг водных систем
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура (приказ Минобрнауки России от 22.07.2017 г. № 668);
 
- 15.004. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО ВОДНЫМ БИОРЕСУРСАМ И АКВАКУЛЬТУРЕ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 8 октября 2020 г. N 714н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60840);
 
b350308_o_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от 01.01.1754 протокол № 
 
Протокол №   от

Зав. кафедрой Николаева Н.А.

Биология и биологические ресурсы
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии   Технологический факультет
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии   Технологический факультет от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование знаний и умений по проведению экологического мониторинга водных объектов, оценке состояния водных экосистем, интерпретации результатов для охраны и рационального использования водных биоресурсов.

Задачи: - изучение методов и технологий экологического мониторинга водных систем; - формирование практических навыков сбора, обработки и анализа экологических данных; - развитие способности оценивать состояние водных экосистем для их охраны и рационального использования. 

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-5: Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Рыбохозяйственное законодательство 
1
5 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Государственная итоговая аттестация 
1
8 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
2
8 семестр
 
Промысловая ихтиология 
3
8 семестр
 
Преддипломная практика 
4
8 семестр
 
Охрана водных биоресурсов и среды обитания 
5
8 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
6
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-5: Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов;

 
Знать и понимать  основные положения нормативно-правовых актов в области использования и охраны водных объектов; последствия антропогенного воздействия на водных объектах и меры по ликвидации негативных последствий; принципы проведения рыбохозяйственной паспортизации.:
 
ИД-1. Не знает правовые основы экологического контроля водных объектов, применяемые для целей мониторинга среды обитания водных биоресурсов по гидробиологическим показателям.

ИД-2. Не знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. Не знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 1 
 
ИД-1. В целом достаточно знает правовые основы экологического контроля водных объектов для мониторинга среды обитания водных биоресурсов по гидробиологическим показателям.

ИД-2. В целом достаточно знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. В целом достаточно знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 2 
 
ИД-1. Достаточно знает правовые основы экологического контроля водных объектов для решения практических задач, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Достаточно знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.

ИД-3. Достаточно знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере знает правовые основы экологического контроля водных объектов для решения профессиональных задач.

ИД-2. В полной мере знает правила осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. В полной мере знает способы осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  использовать нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; готовить материалы об антропогенном воздействии на водных объектах; проводить мероприятия по охране водных биоресурсов; участвовать в проведении рыбохозяйственного обследования водоемов.

:

 
ИД-1. Не умеет применять знание правовых основ экологического контроля водных объектов для мониторинга среды обитания водных биоресурсов.

ИД-2. Не умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. Не умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 1 
 
ИД-1. В целом достаточно умеет применять знание правовых основ экологического контроля водных объектов.

ИД-2. В целом достаточно умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. В целом достаточно умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 2 
 
ИД-1. В целом достаточно умеет применять знание правовых основ экологического контроля водных объектов для решения практических задач, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. В целом достаточно умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.

ИД-3. В целом достаточно умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет применять знание правовых основ экологического контроля водных объектов для решения профессиональных задач.

ИД-2. В полной мере умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. В полной мере умеет осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками работы с правовыми актами в области использования и охраны водных объектов и рыбохозяйственной деятельности; навыками подготовки материалов об антропогенном воздействии на водных объектах и проведения мероприятий по охране водных биоресурсов; навыками разработки паспорта водоема.

:

 
ИД-1. Не владеет навыками работы с правовыми актами в области использования и охраны водных объектов, подготовки материалов по антропогенному воздействию на водоемы.

ИД-2. Не владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. Не владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 1 
 
ИД-1. В целом достаточно владеет навыками работы с правовыми актами в области использования и охраны водных объектов.

ИД-2. В целом достаточно владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. В целом достаточно владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 2 
 
ИД-1. В целом достаточно владеет навыками работы с правовыми актами в области использования и охраны водных объектов для решения практических задач, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. В целом достаточно владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью для решения практических задач, но допускает неточности.

ИД-3. В целом достаточно владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов для решения практических задач, но допускает неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками работы с правовыми актами, подготовки материалов по антропогенному воздействию и разработке паспортов водоемов.

ИД-2. В полной мере владеет навыками осуществления мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

ИД-3. В полной мере владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Основы экологического мониторинга водных систем
 
1.1
Понятие и цели экологического мониторинга водных объектов.

Классификация видов мониторинга водных экосистем.

Нормативно-правовая база экологического мониторинга водных ресурсов.

Показатели состояния водных систем: физические, химические и биологические.

7
8
ПКС-5
4
Лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Методы отбора проб воды, донных отложений и гидробионтов.

Роль биоиндикации в экологическом мониторинге.

Применение дистанционных методов в мониторинге водных объектов.

Основные этапы организации программ мониторинга водных экосистем.

7
6
ПКС-5
4
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Ознакомление с методами отбора проб воды и донных отложений.

Определение основных физических параметров воды (температура, мутность, цветность, запах).

Измерение химических показателей воды (кислород, рН, соли, нитраты).

Анализ проб на содержание биогенных элементов.

7
6
ПКС-5
Пр
 
1.4
Выявление фитопланктона и оценка его биомассы.

Изучение зоопланктона как индикатора качества воды.

Работа с приборами для экспресс-оценки качества воды.

Оформление протокола экологического обследования водного объекта.

7
8
ПКС-5
Пр
 
1.5
История развития экологического мониторинга водных объектов.

Классификация водных экосистем и их особенности.

Международные программы мониторинга водных ресурсов.

Обзор современных методов биоиндикации состояния воды.

Характеристика источников загрязнения водных систем.

Основные группы организмов-биоиндикаторов.

Способы восстановления нарушенных водных экосистем.

Роль экологического мониторинга в устойчивом развитии аквакультуры.

7
26
ПКС-5
Ср
 
Раздел 2.  Оценка состояния и прогнозирование изменений водных экосистем
 
2.1
Оценка качества воды по гидробиологическим показателям.

Использование биотестирования для оценки токсичности воды.

Антропогенные факторы и их влияние на водные экосистемы.

Методы математического моделирования в экологическом мониторинге.

7
6
ПКС-5
4
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Анализ и интерпретация данных мониторинга.

Экологические риски и прогнозирование изменений состояния водных объектов.

Разработка мероприятий по охране и восстановлению водных экосистем.

Современные тенденции в развитии систем экологического мониторинга.

7
8
ПКС-5
Лек
 
2.3
Построение профиля реки по гидрохимическим параметрам.

Оценка состояния воды по индексам сапробности.

Проведение биотестирования качества воды на водных организмах.

Расчёт индекса биоразнообразия водных сообществ.

7
6
ПКС-5
Пр
 
2.4
Работа с программами обработки экологических данных (например, Excel, GIS).

Составление карт экологического состояния водных объектов.

Проведение анализа влияния антропогенных факторов на водную систему.

Подготовка отчёта по результатам экологического мониторинга.

7
8
ПКС-5
Пр
 
2.5
Сравнительный анализ методик отбора и обработки проб воды.

Оценка эффективности биотестов при выявлении токсичности воды.

Изучение влияния мелиорации и гидротехнических работ на водные экосистемы.

Разработка схемы локального мониторинга для выбранного водоёма.

Анализ данных по динамике загрязнения крупных рек России.

Примеры расчёта индексов состояния биоты водных экосистем.

Обзор современных средств автоматизированного мониторинга воды.

Подготовка презентации по результатам мини-исследования.

7
26
ПКС-5
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Калинин В.М., Рязанова Н.Е. Экологический мониторинг природных сред [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 203 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=20273 
Л1.1
 
Тихонова И.О., Кручинина Н. Е., Десятов А. В. Экологический мониторинг водных объектов [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2017. - 152 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=185461 
Л1.2
 
Шевченко Д.А., Лошаков А.В., Кипа Л.В., Одинцов С.В., Трубачева Л.В., Иванников Д.И. Агроэкологический мониторинг [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство СтГау "Агрус", 2017. - 84 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=314607 
Л1.3
 
Ясовеев М.Г., Стреха Н. Л., Какарека Э. В., Шевцова Н.С. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 304 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=421780 
Л1.4
 
 
Дополнительная литература
 
Стрельников В.В., Мельченко А.И. Экологический мониторинг [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 372 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=376071 
Л2.1
 
Луганская И. А. Экологический мониторинг [Электронный ресурс]:методические указания к практическим занятиям. - Персиановский: Донской ГАУ, 2020. - 41 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/152568 
Л2.2
 
Иваненко Н. В. Экологический мониторинг: практикум [Электронный ресурс]:. - Владивосток: ВГУЭС, 2018. - 96 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/161425 
Л2.3
 
Ельшаева И. В., Калиновская А. А. Экологический мониторинг водных объектов [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие по дисциплине «экологический мониторинг и методы экологических исследований» для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 агрохимия и агропочвоведение (уровень бакалавриата). - Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2022. - 74 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/325985 
Л2.4
 
Ильина В. Н., Митрошенкова А. Е., Сазонова Н. Н. Экологический мониторинг [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Самара: СамГУПС, 2021. - 236 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/332189 
Л2.5
 
Петряков В. В. Экологический мониторинг [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Самара: СамГАУ, 2024. - 96 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/421811 
Л2.6
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
218
Учебная аудитория для
30 посадочных мест, рабочее 
670024, Республика Бурятия, г.
 
проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
3. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиональная переподготовка
1
2
3
 
Чирипов Амгалан Вадимович
старший преподаватель
отсутствуетотсутствует
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,

 
осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
1. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) являются обязательным обособленным приложением к Рабочей программе дисциплины (модуля) и представлены в виде оценочных средств.

2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).

3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).

4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:

- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).

- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;

- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;

5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).

ВВЕДЕНИЕ
 
Вопросы к зачету; Вопросы для устного опроса; Темы рефератов; Комплект разноуровневых задач; Кейс задачи
Перечень видов оценочных средств
 
Нормативная база проведения промежуточной аттестации обучающихся по результатам изучения дисциплины:

Экологический мониторинг водных систем

Средства для промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины
1) действующее «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА»
Основные характеристикипромежуточной аттестации обучающихся по итогам изучения дисциплины (модуля)

1
2
Цель промежуточной аттестации - 
установление уровня достижения каждым обучающимся целей обучения по данной дисциплине 
Форма промежуточной аттестации -   

Экзамен
Место экзамена в графике учебного процесса:  

1) подготовка к экзамену и сдача экзамена осуществляется за счёт учебного времени (трудоёмкости), отведённого на экзаменационную сессию для обучающихся, сроки которой устанавливаются приказом по академии
Форма экзамена - 
2) дата, время и место проведения экзамена определяется графиком сдачи экзаменов, утверждаемым деканом факультета (директором института)
Процедура проведения экзамена -
(Письменный, устный)
Экзаменационная программа по учебной дисциплине:
представлена в оценочных материалах по дисциплине
1) представлена в оценочных материалах по дисциплине

2) охватывает все разделы дисциплины

1
2
Форма промежуточной аттестации - 
зачёт / дифференцированный зачет
Место  процедуры получения зачёта в графике  учебного процесса  
1) участие обучающегося в процедуре получения зачёта   осуществляется за счёт  учебного времени (трудоёмкости), отведённого на изучение дисциплины
Основные условия получения обучающимся зачёта:
2) процедура проводится  в рамках ВАРО, на последней неделе семестра  
1) обучающийся  выполнил все виды учебной работы (включая самостоятельную) и отчитался об их выполнении в сроки, установленные графиком учебного процесса по дисциплине
Основные характеристики промежуточной аттестации обучающихся по итогам изучения дисциплины

УДАЛИТЕ НЕНУЖНЫЙ
Цель промежуточной аттестации - 
установление уровня достижения каждым обучающимся целей обучения по данной дисциплине 
 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)

1. Понятие экологического мониторинга водных объектов (ПКС-5).

2. Цели и задачи экологического мониторинга (ПКС-5).

3. Виды экологического мониторинга водных систем (ПКС-5).

4. Основные принципы организации мониторинга водных экосистем (ПКС-5).

5. Нормативно-правовая база мониторинга водных ресурсов (ПКС-5).

6. Классификация загрязнителей водной среды (ПКС-5).

7. Основные физические показатели качества воды (ПКС-5).

8. Химические параметры оценки состояния воды (ПКС-5).

9. Биологические показатели качества водной среды (ПКС-5).

10. Методы отбора проб воды для мониторинга (ПКС-5).

11. Методы отбора проб донных отложений (ПКС-5).

12. Роль биоиндикации в экологическом мониторинге (ПКС-5).

13. Группы водных организмов-биоиндикаторов (ПКС-5).

14. Биоразнообразие как индикатор состояния водной экосистемы (ПКС-5).

15. Методы биотестирования качества воды (ПКС-5).

16. Показатели токсичности водных проб (ПКС-5).

17. Особенности мониторинга пресных водоёмов (ПКС-5).

18. Особенности мониторинга морских водных экосистем (ПКС-5).

19. Оценка состояния реки по биоиндикационным показателям (ПКС-5).

20. Инструментальные методы мониторинга воды (ПКС-5).

21. Применение дистанционных методов в мониторинге водных систем (ПКС-5).

22. Анализ данных экологического мониторинга (ПКС-5).

23. Расчёт индекса сапробности водоёма (ПКС-5).

24. Математические модели прогнозирования состояния водных объектов (ПКС-5).

25. Влияние антропогенных факторов на водные системы (ПКС-5).

26. Экологические риски деградации водных экосистем (ПКС-5).

27. Мероприятия по восстановлению нарушенных водных объектов (ПКС-5).

28. Системы автоматизированного экологического мониторинга (ПКС-5).

29. Международные стандарты и программы мониторинга водных ресурсов (ПКС-5).

30.  Роль экологического мониторинга в управлении водными биоресурсами и аквакультурой (ПКС-5).

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. История развития экологического мониторинга водных объектов.

2. Классификация видов мониторинга водных систем.

3. Основные источники загрязнения водных экосистем.

4. Физические и химические показатели качества воды.

5. Биологические методы оценки состояния водных объектов.

6. Роль фитопланктона в биоиндикации качества воды.

7. Зоопланктон как индикатор экологического состояния водоёмов.

8. Донные организмы в мониторинге водной среды.

9. Особенности мониторинга малых рек.

10. Методы биотестирования токсичности водной среды.

11. Влияние сельскохозяйственной деятельности на качество воды.

12. Применение спутникового мониторинга в оценке водных ресурсов.

13. Современные приборы для экспресс-анализа качества воды.

14. Методы анализа донных отложений при мониторинге.

15. Биомониторинг прибрежных морских экосистем.

16. Особенности мониторинга озёрных экосистем.

17. Экологические последствия загрязнения нефтью водных объектов.

18. Влияние тяжёлых металлов на водные организмы.

19. Основы моделирования экологических процессов в водной среде.

20. Программы международного сотрудничества в области мониторинга воды.

21. Эффективность мероприятий по восстановлению водных экосистем.

22. Роль экологического мониторинга в управлении аквакультурой.

23. Оценка состояния водоёмов по индексу сапробности.

24. Биологическое разнообразие как индикатор устойчивости водных систем.

25. Перспективы развития автоматизированных систем экологического мониторинга водных объектов.

Комплект вопросов для проведения устного опроса

1. Что такое экологический мониторинг водных объектов?

2. В чём заключается цель экологического мониторинга водных экосистем?

3. Какие виды экологического мониторинга водных объектов вы можете назвать?

4. В чём заключается основная роль биоиндикации в мониторинге качества воды?

 
5. Какие параметры воды считаются физическими и как они влияют на экосистему?

6. Что такое химический анализ воды, и какие показатели в нём важны для оценки водной экосистемы?

7. Как проводится анализ биологических компонентов в воде для оценки её качества?

8. Какую роль в экологическом мониторинге играет зоопланктон?

9. В чём особенности мониторинга морских водных экосистем?

10. Какие методы отбора проб воды применяются при экологическом мониторинге?

11. Что такое биотестирование и какие методы существуют для оценки токсичности воды?

12. Как можно оценить влияние антропогенных факторов на водные экосистемы?

13. Что такое индекс сапробности, и как он используется в мониторинге водоёмов?

14. Каким образом проводится мониторинг загрязнения рек и озёр тяжёлыми металлами?

15. Какие виды приборов и технологий применяются для автоматизации экологического мониторинга воды?

16. Что такое экологический риск и как его анализируют при мониторинге водных объектов?

17. Какие основные этапы следует учитывать при организации программы экологического мониторинга?

18. В чём состоит основное отличие мониторинга пресных водоёмов от морских?

19. Каковы основные методы оценки биоразнообразия водных экосистем?

20. Какое значение имеет восстановление экосистем в процессе мониторинга водных объектов?

21. Почему важно учитывать биологическое разнообразие при проведении экологического мониторинга водных экосистем?

22. Какие основные экологические риски связаны с загрязнением водных ресурсов?

23. Что такое экологический мониторинг водных объектов на международном уровне?

24. Как можно интегрировать результаты экологического мониторинга в управление водными биоресурсами?

25. Каковы современные тенденции в развитии технологий экологического мониторинга?

26. Что такое спутниковый мониторинг и как он используется для изучения водных экосистем?

27. Какие меры можно предпринять для минимизации загрязнения водных ресурсов в аквакультуре?

28. Как экосистемы водоёмов адаптируются к изменениям температуры и загрязнениям воды?

29. Что такое экосистемные индексы и как они помогают в мониторинге водных экосистем?

30. Какие мероприятия могут быть предложены для восстановления экосистем водоёмов после загрязнения?

Кейс-задачи

Кейс 1: Оценка состояния водоёма

Задание:

Вы получили задание провести экологический мониторинг небольшого озера в сельской местности. Озеро используется для рыболовства и сельского водоснабжения. Основные вопросы:

Какие параметры воды вам нужно замерить для комплексной оценки состояния водоёма?

Какую роль играет биоиндикация для оценки качества воды в данном водоёме?

Составьте план по проведению мониторинга: какие методы и технологии вы будете использовать для отбора проб воды, донных отложений и гидробионтов?

Опишите, как будет осуществляться обработка и интерпретация собранных данных. Какие выводы вы могли бы сделать на основе полученных результатов?

Каковы ваши рекомендации для улучшения состояния водоёма?

Кейс 2: Влияние антропогенных факторов на реку

Задание:

Местная река, которая используется для сельского хозяйства и туристических нужд, подверглась загрязнению промышленными выбросами и сбросами сточных вод. Вам предстоит провести мониторинг состояния воды.

Какие факторы загрязнения могут оказывать наибольшее влияние на экосистему реки?

Какие параметры воды вы будете измерять для анализа загрязнения, и как определите токсичность воды?

Какие виды биоиндикации и биотестирования вы будете использовать для оценки состояния экосистемы реки?

Составьте план по оценке качества воды и подготовьте отчёт, в котором должны быть представлены рекомендации по снижению воздействия загрязняющих веществ.

Какие меры вы предложите для восстановления экосистемы реки?

Кейс 3: Применение спутникового мониторинга

Задание:

Для оценки состояния водных экосистем было предложено использовать спутниковые технологии. Задача: оценить состояние водоёмов в нескольких регионах страны, используя дистанционное зондирование.

Какие виды спутниковых данных вы будете использовать для мониторинга водных ресурсов?

Как можно использовать спутниковые изображения для анализа качества воды и состояния экосистем?

Какие преимущества и ограничения имеют спутниковые методы мониторинга по сравнению с традиционными методами?

Какие индексы (например, индекс мутности воды, температурный индекс) могут быть использованы для оценки качества воды?

Какие рекомендации можно дать для дальнейшего применения спутниковых технологий в экологическом мониторинге водных экосистем?

Кейс 4: Оценка влияния аквакультуры на экосистему

Задание:

В регионе развиваются несколько крупных аквакультурных хозяйств. Задача — оценить влияние аквакультуры на 

 
качество водных ресурсов.

Какие экологические риски могут возникнуть при развитии аквакультуры в данном регионе?

Как следует проводить мониторинг воды и донных отложений в зоне аквакультуры?

Какие индикаторы качества воды следует учитывать при мониторинге?

Как можно использовать биотесты для оценки воздействия аквакультуры на водные экосистемы?

Предложите методы минимизации экологического ущерба от аквакультуры и восстановления нарушенных экосистем.

Кейс 5: Оценка состояния водоёма в условиях изменения климата

Задание:

Изменение климата оказывает влияние на водные ресурсы. Ваша задача — оценить изменения в экосистемах водоёмов в результате повышения температуры воды и изменения уровня осадков.

Какие изменения в качестве воды могут происходить с увеличением температуры?

Как изменение климата может повлиять на биоразнообразие водных экосистем?

Какие методы мониторинга вы будете использовать для анализа этих изменений?

Как следует адаптировать системы экологического мониторинга к меняющимся климатическим условиям?

Какие меры по адаптации и сохранению водных экосистем можно предложить в условиях изменения климата?

 
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Критерии оценки к экзамену
Оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний. Студент исчерпывающим образом ответил на вопросы экзаменационного билета. Задача решена правильно, студент способен обосновать выбранный способ и пояснить ход решения задачи.

Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.

Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Критерии оценки к зачету и зачету с оценкой
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.

незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

УДАЛИТЕ НЕНУЖНЫЙ
 
Критерии оценки к курсовой работе/ проекту
оценка «отлично» (86-100 баллов) - выставляется обучающемуся, если работа выполнена самостоятельно в соответствии с заданием и в полном объеме, полученные результаты интерпретированы применительно к исследуемому объекту, основные положения работы освещены в докладе, ответы на вопросы удовлетворяют членов комиссии, качество оформления пояснительной записки и иллюстративных материалов отвечает предъявляемым требованиям;

оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;

оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;

оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.

Критерии оценки к зачету/зачету с оценкой отчета по практике
Отчет должен быть защищен обучающимся по окончании практики в соответствии с графиком, установленным кафедрой совместно с деканатом/директоратом. Требования к оформлению отчета, порядок защиты устанавливаются методическими изданиями в соответствие с Положением «О практике обучающихся, осваивающих ОПОП высшего образования» СТО СМК 7.1.П.-39.0-2017.

зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;  

- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;  

- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;  

- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;  

- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;

- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

 
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
 
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на
 
«хорошо»

все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6