учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
многообразии мира микробов, их роли в общебиологических процессах, в патологии рыб
Задачи: изучение объектов микробиологии, их морфологии, возбудителей инфекционных
болезней рыб; освоение методов современной микробиологии, ее возможностей, достижений и
перспектив развития; изучение основ инфекционного процесса и факторов патогенности
микроорганизмов
многообразии мира микробов, их роли в общебиологических процессах, в патологии рыб
Задачи: изучение объектов микробиологии, их морфологии, возбудителей инфекционных
болезней рыб; освоение методов современной микробиологии, ее возможностей, достижений и
перспектив развития; изучение основ инфекционного процесса и факторов патогенности
микроорганизмов
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;;
ИД 1 Знает основные законы
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в области
водных биоресурсов и
аквакультуры
ИД 2 Умеет применять основные
законы математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в области
водных биоресурсов и
аквакультуры с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий.
ИД 3 Владеет навыком решения
типовых задач
профессиональной
деятельности на основе
знаний основных законов
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин с использованием
информационнокоммуникационных
технологий
профессиональной деятельности в области микробиологии:
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в
области водных
биоресурсов и
аквакультуры
знает основные законы
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в
области водных
биоресурсов и
аквакультуры
основные законы
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в
области водных
биоресурсов и
аквакультуры
знает основные законы
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
сложных практических
задач в области водных
биоресурсов и
аквакультуры
популяций гидробионтов, этапы и стадии развития проходных и полупроходных рыб. качество икры,
спермы, эмбрионов, личинок, молоди производителей рыб; уметь применять информационно
коммуникативные технологии. :
основные законы
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в
области водных
биоресурсов и
аквакультуры
умеет применять
основные законы
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в
области водных
биоресурсов и
аквакультуры
применять основные
законы математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в
области водных
биоресурсов и
аквакультуры
умеет применять
основные законы
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин для решения
стандартных задач в
области водных
биоресурсов и
аквакультуры
популяций гидробионтов, этапы и стадии развития проходных и полупроходных рыб. качество икры,
спермы, эмбрионов, личинок, молоди производителей рыб; уметь применять информационно
коммуникативные технологии. :
решения типовых задач
профессиональной
деятельности на основе
знаний основных законов
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин с
использованием
информационно
коммуникационных
технологий
владеет навыком
решения типовых задач
профессиональной
деятельности на основе
знаний основных законов
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин с
использованием
информационно
коммуникационных
технологий
владеет навыком решения
типовых задач
профессиональной
деятельности на основе
знаний основных законов
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин с
использованием
информационно
коммуникационных
технологий
владеет навыком
решения типовых задач
профессиональной
деятельности на основе
знаний основных законов
математических,
естественнонаучных и
общепрофессиональных
дисциплин с
использованием
информационно
коммуникационных
технологий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
микроорганизмов
факторов внешней среды: методическое пособие для лабораторно-практических занятий и
самостоятельных работ / Г. Д. Галсанова [и др.]; Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан
Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2014. - 63 с.
http://bgsha.ru/art.php?i=2468
Диагностика и профилактика инфекционных болезней сельскохозяйственных животных :
учебно-методическое пособие / О. Б. Бадмаева, В. Ц. Цыдыпов ; Бурятская ГСХА им. В.Р.
Филиппова, Ин-т доп. проф. образования и инноваций. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА,
2013. - 82 с.
http://bgsha.ru/art.php?i=2492
Патогенные микроорганизмы как возбудители пищевых и инфекционных заболеваний :
учебно-методическое пособие / Бурят. гос. с.-х. акад. им. В.Р. Филиппова ; сост. Г. Ц.
Галсанова [и др.]. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2014. - 67 с
http://bgsha.ru/art.php?i=1243
Краткий словарь микробиологических терминов / Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф.
ветеринарно-санитарной экспертизы, микробиологии и патоморфологии ; сост.: В. Ц.
Цыдыпов [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 60 с
http://bgsha.ru/art.php?i=2217
Изучение микрофлоры желудочно-кишечного тракта животных: учебное пособие / О. С.
Дансарунова, С. М. Алексеева, В. Ц. Цыдыпов; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова,
Факультет ветеринарной медицины, Кафедра "Ветеринарно-санитарная экспертиза,
микробиология и патоморфология". - Улан-Удэ : [б. и.], 2018. - 42 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая
Темы эссе
Кейс-задачи
Вопросы для зачета
Микробиология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Роль Левенгука в развитии микробиологии (ОПК-1).
2. Луи Пастер и его роль в микробиолгии. (ОПК-1).
3. Заслуги И.И. Мечникова и Л.С. Ценковского в развитии микробиологии. (ОПК-1).
4. Значение работ Д.И. Ивановского, С.Н Виноградского и В.Л. Омелянского в развитии микробиологии. (ОПК-1).
5. Прокариоты и эукариоты. Характерные морфологические особенности. Примеры. (ОПК-1).
6. Основные формы бактерий. (ОПК-1).
7. Размеры микроорганизмов, методы исследования. (ОПК-1).
8. Строение бактериальной клетки. (ОПК-1).
9. Особенности клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных микробов. Сущность окраски по Граму. (ОПК-1).
10. Цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядерное вещество. Организация и функции. (ОПК-1).
11. Спорообразование, значение спор у бацилл грибов. (ОПК-1).
12. Роль капсул, спор и жгутиков в жизнедеятельности микробов. (ОПК-1).
13. Морфология плесневых грибов. (ОПК-1).
14. Актиномицеты. Морфология, размножение, роль в природе. (ОПК-1).
15. Методы стерилизации. (ОПК-1).
16. Морфология дрожжей. (ОПК-1).
17. Химический состав микробов. (ОПК-1).
18. Ферменты микроорганизмов, локализация и роль в жизни микробов. (ОПК-1).
19. Химическая природа, сущность действия и классификация ферментов (ОПК-1).
21. Тургор, плазмолиз, плазмоптис у бактериальной клетки. Сущность, значение (ОПК-1).
22. Рост и размножение микробов (ОПК-1).
23. Фотосинтез и хемосинтез у микробов (ОПК-1).
24. Питательные среды. Значение и классификация (ОПК-1).
25. Дыхание микроорганизмов. Типы дыхания (ОПК-1).
26. Влияние химических факторов на микроорганизмы (ОПК-1)
27. Влияние физических факторов на микроорганизмы (ОПК-1)
28. Влияние биологических факторов на микроорганизмы (ОПК-1)
29. Микрофлора икры (ОПК-1)
30. Роль микроорганизмов и условий среды в возникновении и развитии инфекционного процесса (ОПК-1).
31. Микрофлора копченой рыбы (ОПК-1).
32. Микрофлора свежей рыбы (ОПК-1).
33. Микроорганизмы, вызывающие порчу рыбы и рыбных продуктов (ОПК-1).
34. Патогенные кокки (ОПК-1).
35. Возбудители эшерихиоза (ОПК-1).
36. Возбудители сальмонеллеза (ОПК-1).
37. Возбудители бруцеллеза (ОПК-1).
38. Возбудители сибирской язвы (ОПК-1).
39. Возбудители ботулизма (ОПК-1).
40. Возбудители аспергиллезов (ОПК-1).
41. Возбудитель сапролегниоза рыб (ОПК-1).
42. Возбудитель аэромоноза рыб (ОПК-1).
43. Вобудитель псевмоноза рыб (ОПК-1).
44. Бранхиомикоз (жаберная гниль) (ОПК-1).
Модуль № 1
1. Роль Левенгука в развитии микробиологии.
2. Луи Пастер и его роль в микробиологии.
3. Заслуги И.И. Мечникова и Л.С. Ценковского в развитии микробиологии.
4. Значение работ Д.И. Ивановского, С.Н Виноградского и В.Л. Омелянского в развитии микробиологии.
5. Прокариоты и эукариоты. Характерные морфологические особенности. Примеры.
6. Основные формы бактерий.
7. Размеры микроорганизмов, методы исследования.
8. Строение бактериальной клетки.
9. Особенности клеточной стенки грамположительных и грамотрицательных микробов. Сущность окраски по Граму.
10. Цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядерное вещество. Организация и функции.
11. Спорообразование, значение спор у бацилл грибов.
12. Роль капсул, спор и жгутиков в жизнедеятельности микробов.
13. Морфология плесневых грибов.
14. Актиномицеты. Морфология, размножение, роль в природе.
15. Методы стерилизации.
16. Морфология дрожжей.
17. Химический состав микроба.
18. Ферменты микроорганизмов, локализация и роль в жизни микробов.
19. Химическая природа, сущность действия и классификация ферментов.
20. Типы питания микробов по усвоению микробов.
21. Тургор. плазмолиз, плазмоптис у бактериальной клетки. Сущность, значение.
22. Рост и размножение микробов.
23. Фотосинтез и хемосинтез у микробов.
24. Питательные среды. Значение и классификация.
25. Дыхание микроорганизмов. Типы дыхания.
26. Влияние химических факторов на микроорганизмы.
27. Влияние физических факторов на микроорганизмы
28. Влияние биологических факторов на микроорганизмы
Модуль №2
1. Влияние температуры и давления на жизнедеятельность микроорганизмов.
2. Влияние высушивания, влажности и различных концентраций солей и сахаров на микроорганизмы /тургор, плазмолиз, плазмоптис.
3. Влияние химических факторов на микроорганизмы.
4. Развитие микроорганизмов в зависимости от кислотности среды. Практическое использование их знаний.
5. Взаимоотношение микроорганизмов между собой и между микробами и растениями.
6. Фенотипическая изменчивость микроорганизмов.
7. Генетические рекомбинации бактерий/трансформация, трансдукция и конъюгация.
9. Инфекция
10. Микрофлора икры.
11. Роль микроорганизмов и условий среды в возникновении и развитии инфекционного процесса.
12. Микрофлора копченой рыбы.
13. Микрофлора свежей рыбы.
14. Микроорганизмы, вызывающие порчу рыбы и рыбных продуктов.
15. Гнилостные бактерии
16. Возбудители пищевых токсикоинфекций.
17. Возбудители пищевых токсикозов.
18. Изменение микрофлоры рыбы при хранении.
19. Микрофлора мороженной рыбы.
20. Патогенные кокки
21. Возбудители эшерихиоза
22. Возбудители сальмонеллеза
23. Возбудители бруцеллеза
24. Возбудители сибирской язвы
25. Возбудители ботулизма
26. Возбудители аспергиллезов
27. Возбудитель сапролегниоза рыб
28. Возбудитель аэромоноза рыб
29. Вобудитель псевмоноза рыб
30. Бранхиомикоз (жаберная гниль)
1. Возбудитель краснухи рыб
2. Возбудитель аэромоноза карпов.
3. Возбудитель виремии карпов
4. Возбудитель сапролегниоза.
5. Возбудитель бранхиомикоза рыб.
6. Возбудитель аэромоноза лососевых рыб
7. Возбудитель псевдомонозы рыб.
8. Возбудитель бактериальной гнили плавников
9. Возбудитель вибриоза рыб
10. Возбудитель миксобактериоза рыб
11. Возбудитель туберкулеза промысловых и декоративных рыб
12. Возбудитель сапролегниоза рыб
13. Возбудитель ихтиофоноза рыб
14. Возбудитель фурункулеза лососевых
15. Возбудитель лепидортоза (инфекционное ерошение чешуи)
16. Возбудитель псевдомоноза рыб
Кейс - задачи
Кейс 1 подзадача 1
Студент окрасил мазок из чистой культуры микобактерий по методу Циля-Нильсена.
При микроскопировании обнаружены палочки синего цвета. Была ли нарушена методика окраски кислотоустойчивых бактерий?
1. да
2. нет
Кейс 1 подзадача 2
Студент окрасил мазок микобактерий по методу Михина. При микроскопировании обнаружены палочки синего цвета. Можно ли микобактерий окрашивать по методу Михина?
1. Да
2. нет
Кейс 2 подзадача 1
Одним из методов диагностики бруцеллеза является реакция агглютинация. Для постановки реакции нужны следующие компоненты:
1. антиген
2. антитела
3. физиологический раствор
4. гемолизин
5. комплемент
Кейс 2 подзадача 2
Для выделения чистой культуры бруцеллеза лаборант производила посев на питательные среды: на среде Гисса , мясопетонном печеночном агаре, на среде Сабуро и на среде Петраньяни. Найти ошибку.
Кейс 3 подзадача 1
Капсула – слизистый слой над клеточной стенкой бактерии. Вещество капсулы четко ограничено от окружающей среды.
Для окрашивания капсул применяют специальные методы
• Грам-Синеву
• Трухильо
• +Романовского-Гимзы
• +Михина
Кейс 3 подзадача 2
Капсула – слизистый слой над клеточной стенкой бактерии. Вещество капсулы четко ограничено от окружающей среды. В зависимости от толщины слоя и прочности соединения с бактериальной клеткой различают видимую микрокапсулу, толщиной 0,2 мкм, в световом микроскопе, и микрокапсулу, толщиной менее 0,2 мкм, обнаруживаемую лишь при электронной микроскопии или выявляемую химическими или иммунологическими методами.
Какую биологическую роль выполняет капсула в организме животных:
• +Вирулентность
• +Обеспечивает выживание бактерии от неблагоприятных факторов
• Размножения
• Передача генетического материала
Кейс 3 подзадача 3
Капсула – слизистый слой над клеточной стенкой бактерии. Вещество капсулы четко ограничено от окружающей среды. В зависимости от толщины слоя и прочности соединения с бактериальной клеткой различают видимую микрокапсулу, толщиной 0,2 мкм, в световом микроскопе, и микрокапсулу, толщиной менее 0,2 мкм, обнаруживаемую лишь при электронной микроскопии или выявляемую химическими или иммунологическими методами.
Какие возбудители образуют капсулу:
• +B.anthracis
• L.monocytogenes
• +Cl.perfringens
• L.interrogans
Кейс 4 подзадача 1
С санитарно-микробиологической точки зрения воздух представляет собой среду, в которой микроорганизмы не способны размножаться. В воздухе нет питательных веществ, недостаточно воды, бактерицидное действие на микробы оказывают солнечные лучи. Условно микрофлору можно разделить на постоянную, т.е. более часто обнаруживаемую в воздухе, и временную, находящуюся в воздухе не всегда и менее стойкую к воздействию различных факторов внешней среды.
Какие методы применяют при исследовании воздуха?
• +седиментационный метод по Коху
• +принудительное осаждение микробов по Кротову
• метод бродильных проб
• бактериальная обсеменнбьтьббьтьбй 599дость по редуктазной пробе.
Кейс 4 подзадача 2
С санитарно-микробиологической точки зрения воздух представляет собой среду, в которой микроорганизмы не способны размножаться. В воздухе нет питательных веществ, недостаточно воды, бактерицидное действие на микробы оказывают солнечные лучи. Условно микрофлору можно разделить на постоянную, т.е. более часто обнаруживаемую в воздухе, и временную, находящуюся в воздухе не всегда и менее стойкую к воздействию различных факторов внешней среды.
Микробиологическое исследование воздуха проводят для:
• коли-титра
• коли-индекса
• +ОМЧ (общее микробное число)
• +количество санитарно-показательных микроорганизмов
Кейс 4 подзадача 3
С санитарно-микробиологической точки зрения воздух представляет собой среду, в которой микроорганизмы не способны размножаться. В воздухе нет питательных веществ, недостаточно воды, бактерицидное действие на микробы оказывают солнечные лучи. Условно микрофлору можно разделить на постоянную, т.е. более часто обнаруживаемую в воздухе, и временную, находящуюся в воздухе не всегда и менее стойкую к воздействию различных факторов внешней среды.
Показателями загрязнения воздуха в животноводческих помещениях являются:
• +стафилококки
• Стрептококки
• Кишечная палочка
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п